Всероссийская олимпиада по русскому языку Задания на историю языка и не только.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОБУЧЕНИЕ НАУЧНОМУ СТИЛЮ РЕЧИ НА ЭТАПЕ ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ Потураева Е.А., канд. филол.н., доцент каф. РКИ ИМОЯК.
Advertisements

Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе.
Русский язык. Содержание Морфемика Морфемика Морфемика Приставка Приставка Приставка Корень Корень Корень Суффикс Суффикс Суффикс Основа Основа Основа.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Обучение аудированию. Рекомендации по использованию эффективных стратегий аудирования 1. Что делать, если вы услышали новые слова, которые вам не знакомы.
Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
План-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме: подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического стиля
Лекция 6 Грамматическое значение и способы его выражения.
Причастие 7 класс Условные обозначения. - правило которое нужно запомнить. - правило которое нужно запомнить. - примеры. - примеры. - теоретический материал.
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА. Блок 1. Связь лексики и грамматики языка. Автор: Хохлова М.С., учитель.
ГИА – 9 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЧАСТЬ С 2. Объяснить смысл высказывания о русском языке Аргументировать ответ примерами- аргументами из текста из текста: Найти.
Ни один день нашей жизни не обходится без общения с родителями, друзьями, одноклассниками. При рассказе о каком – то событии часто простых слов бывает.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Введение История логики, логические софизмы irina
Словосочетание Подготовила: Мингазова Р.З., учитель русского языка и литературы, МОУ-СОШ 7.
Запомните: ДЕЕПРИЧАСТИЕ обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, т.е. основное и дополнительное действия должны выполняться.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Транксрипт:

Всероссийская олимпиада по русскому языку Задания на историю языка и не только

Всерос по русскому языку Языкознание принадлежит одновременно и к естественным, и к гуманитарным наукам (А.Е. Кибрик) Олимпиада по лингвистике vs. Всерос: две стороны языкознания Всерос требует: некоторого уровня чисто лингвистических знаний; некоторого опыта фонетического, грамматического и т.д. анализа языковых данных; некоторой общефилологической компетенции;

Не надо знать слишком много Основной тип заданий – на «озарение». Факты, лежащие в основе заданий, большей частью нетривиальны Чем больше типовых алгоритмов анализа, общетеоретических фактов etc. знает школьник, тем сложнее ему прийти к ответу Не надо знать: условий прохождения третьей палатализации; структурных схем предложения по Грамматике-80; гэльских языков.

Вопрос 3, 9 класс, 2013 Истолкуйте смысл русской пословицы: «Опустя пору учиться, что по ушлому гнать». В 19 веке говорили: «ушлый заяц», «ушлый пекарь». Определите значение слова ушлый в каждом из этих сочетаний. Какое из этих значений связано по смыслу с приведённой пословицей?

Один из способов решения Былой, гнилой, дошлый, пошлый, тухлый, вялый… Был, гнил, дошёл, пошёл, (с)тух, (у)вял… ушлый ~ ушёл От участника не требуется эксплицировать эту логику! Ассоциация с ситуацией заячьей охоты (общекультурная компетенция) Семантическое развитие ловкий (о зайце) ловкий (вообще)

«Диахронный морфемный анализ» вс-пыл-и-ть, ср. пыл, пылать обо-руд-ова-ть, ср. орудие, ружьё о-дол-е-ть, ср. делить, доля пере-пон-к-а, ср. запонка, препона со-стяз-а-ть-ся, ср. тяга, стяжение, состыковать за-дор, ср. задирать, деру, вздор, драть о-деj-a-ло, ср., одеть, надеть, поддеть, рубило

Вопрос 4, 9 класс, 2013 Прочитайте текст. Приведите начальную форму выделенного слова и объясните особенность формы множественного числа. Определите значение выделенного слова. Как сейчас называют такой рисунок на ткани? – Какой весёленький ситец! – воскликнула во всех отношениях приятная дама, глядя на платье просто приятной дамы. – Да, очень весёленький. Прасковья Фёдоровна, однако же, находит, что лучше, если бы клеточки были помельче, и чтобы не коричневые были крапинки, а голубые. Сестре её прислали материйку: это такое очарованье, которого просто нельзя выразить словами; вообразите себе: полосочки узенькие-узенькие, какие только может представить воображение человеческое, фон голубой и через полоску всё глазки и лапки, глазки и лапки, глазки и лапки… Словом, бесподобно!

Способ решения Нахождение формы глазок – вещь тривиальная; Слово особенность в тексте задания: намеренно обтекаемая формулировка, однако правильный ответ вызывает эффект «щелчка» Ударение на окончание в отличие от формы мн. ч. слова глазок~глазик маленький глаз'

ВОПРОС 5, 10 класс, 2013 Представьте, что слово какаду это глагол в форме 1 лица единственного числа. Проспрягайте этот глагол и укажите его инфинитив и спряжение. Аргументируйте свой ответ. ОТВЕТ: Инфинитив – КАКАСТЬ. Глагол изменяется по 1 спряжению: какаду, какадёшь, какадёт, какадём, какадёте, какадут. Модель: глаголы типа пасть паду, класть кладу, красть краду 1 спряжения, у них чередования нет. Отсюда инфинитив КАКАСТЬ.

Способ решения Задание ближе к задачам Лингвистической олимпиады Материал для вывода правил – языковая компетенция участника олимпиады, а не данные условия Теоретические знания, необходимые для правильного решения задачи: Словоизменение (в частности, чередования при словоизменении) происходит не случайным образом, а по определенным правилам; ничего более.

Вопрос 8, 10 класс, 2013 Мнѣ дѣвушки шептали: «Ты старъ и сѣдъ и лысъ; Вотъ зеркало», сказали, «Возьми и посмотрись.» «Что нужды мнѣ, не знаю: Я старъ», сказалъ, «иль нѣтъ; Я только увѣряю, Что я душой не сѣдъ. И старику нужнѣе Въ веселіи пожить Приходитъ чѣмъ скорѣе Меня похоронить».

Способ решения Семантика понимается из контекста: «седина в бороду – бес в ребро» Искомая синтаксическая структура должна выражать эту семантику Наиболее приемлемая интерпретация слова приходить –становиться, ср. приходить наступать, начинаться (о некоторых типах ситуаций) К какому предложению относится слово приходит? [приходит чем скорее] vs. [нужнее в веселии пожить приходит]

Вопрос 4, 11 класс, 2013 В русском языке есть класс сложных слов типа травосеяние, машиноведение, самолётостроение, псалмопение, стихописание. Опишите модель, по которой построены данные слова. Современные лингвисты считают, что в русском языке существует ограничение на образование таких существительных, в силу которого невозможны слова *певцепение, *поэтописание, *птицелетание. Сформулируйте и запишите, в чём заключается это ограничение.

Способ решения Ограничение интуитивно очевидно: однако осторожно с терминами! травосеяние сеять траву vs. сеяние травы Если мы выбираем вторую возможность, то *певцепение пение певца В разных типах словосочетаний разный синтаксический статус, однако одна и та же семантика: Cубъект vs. Объект действия (ср. камнепад, солнцестояние и др.) Терминов, конечно, не требуется (тем более что Субъект и Объект не суть термины)

Древнерусский текст Те же самые принципы анализа, что и в других заданиях общекультурные знания базовый анализ собственной языковой компетенции поиск наиболее приемлемых семантических интерпретаций Не стоит заучивать грамматическую семантику древнерусского языка С другой стороны, хорошо бы опознавать руцѣ как форму слова рука, а схождаше как форму глагола прошедшего времени

Текст, 9-10 классы, 2013 Всякомy человѣкy богатy и оубогy, великy и малy разсyдити себя и смѣтити по промыслy и по добыткy и по своемy имѣнию, а приказномy человѣкy по госyдарьскомy жалованью, и таковъ дворъ себѣ держати, и всякое стяжание, и всякои запасъ, и всякои обиходъ, по томy и ѣсти, и пити, и носити, и людеи одѣвати. Всякому человеку: богатому и бедному, большому и малому (должно, следует, необходимо) обсудить свое (положение) и (все) рассчитать сообразно ремеслу и доходам, а также и по своему имуществу, а приказному – в соответствии с государевым жалованием, и такой уж двор у себя держать, и всякую собственность, и всякий припас, и всякий уклад и согласно с этим и есть, и пить, и (одежду) носить, и людей одевать.

Текст, 11 класс, 2013 Мyжь книжьнъ, а пьянчивъ не можеть направити ся на истиннy спасениа. Аще къто не оумѣя кънигъ мyдрyеть, таковыи подобенъ оплотy безъ подпоръ стоящю: аще бyдеть вѣтръ, то падеть ся, тако и мyдрyя, а не кънижникъ, аще грѣховныи пахнеть вѣтръ, падеть, не имыи подпора словесъ книжныхъ и мyдростеи къниги. Человек ученый, но пьяница, не может направить себя на путь спасения. Если некто, не разумея (смысла) книг, мудрствует, то такой подобен стене, без подпор стоящей: если подует ветер, то рухнет, как и тот, кто мудрствует, не будучи ученым если пахнет греховный ветер, то он падет, не имея опоры в словах книжных и в мудрости книжной.

Текст, 11 класс, 2013 (продолжение) Аще то ся обое мьнитъ въ человѣцѣ, то яко очи обѣ въ тѣлѣ свершено имyще глядять. Пътицамъ бо того ради крилѣ данѣ, да сѣтеи человѣческихъ избѣжатъ, а человѣкомъ къниги, яже вьсю неприязненy льсть обнажають. Если же и то и другое есть в человеке, то это словно два глаза в теле, глядящие зорко. Птицам для того даны два крыла, чтобы избежать человеческих сетей, а людям книги, которые обнажают весь дьявольский обман.

Кое-что из литературы Багрянцева В.А. и др. Русский язык. Учебное пособие для старших классов школ гуманитарного профиля. Отв. ред. И.В. Галактионова, Е.И. Литневская. – М.: Изд-во Московского университета, Камчатнов А.М. История русского литературного языка. – М.: Академия, 2005 Виноградов В.В. История слов: около 1500 слов и выражений и более 5000 слов, с ними связанных.

Спасибо за внимание!