Центр Центр АРТ- образования, Всероссийский конкурс «Гордость Отчизны»: Юбилейные даты России в 2013 году (история и культура ) Презентация к уроку музыки по теме: «ПЬЮТ ТИШИНУ КОЛОКОЛА…» ( к 140 – летию со дня рождения С.В.Рахманинова ) Презентацию подготовили: Суслова Елена Викторовна, учитель музыки Пацевич Наталья, ученица 9 класса МОУ Торопецкая СОШ 1 г.Торопец, Тверская область 2013
Пьют тишину колокола Из просветлённого покоя - И золотые купола Парят над спящею Землёю; И, пробуждаясь ото сна, Всей нерастраченною силой Рассвета алая волна Бескрайность неба озарила......Из тишины, издалека, Из до-минорной глуби ясной Аккордов мощная река Течёт неспешно, вольно, властно - Простор заполнит, запоёт - И половодьем разольётся... Души рахманиновской взлёт Мятежным вихрем в небо рвётся -
Меня подхватит - и со дна Поднимет к звёздному причалу - И поступь Времени слышна В набатной поступи Начала... А из разлома бытия, Сквозь грохот будущих баталий, Потоком вешнего ручья Плеснёт мелодия рояля - И опалит своим огнём Души моей крыла нагие... Мы снова - с музыкой вдвоём. Она - мой храм, моя стихия, Моя молитва, мой алтарь - И Дух, себя обретший в муках... И тает, плавится печаль, Как снег в ладони, в этих звуках...
...Слова остынут, как зола... Словам ли с Музыкой сравниться? Пьют тишину колокола - Сердец серебряные птицы... Эдер Лютель
Сергей Васильевич Рахманинов ( )- русский композитор, дирижёр, один из лучших пианистов 20 века Рахманиновская музыка – это сама идея жизни, дыхания, весны… Его называют последним романтиком 20 века В любом его произведении можно услышать Колокола, колокольчики, бубенчики, колоколища… Художник К.Сомов
Мать композитора-Любовь Петровна ( ) Отец композитора - Василий Аркадьевич ( )
Колокольность С.Рахманинова – это глубинное обращение к русскому самосознанию Колокольные звоны на Руси определяли жизненный уклад человека: рождение и смерть с отбиванием колоколов, вечевой и набатный колокольный звон, праздничный и повседневный, созывающий прихожан на богослужение Колокола – символ России, отражение облика русского народа, его духа и силы,его идеала…
С.Рахманинов – исконно русский композитор, впитавший с детских лет русский колокольный перезвон Композитор вспоминал : «Одно из самых дорогих для меня воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванившимися большими колоколами Новгородского Софийского собора, которые я часто слышал… Звонари были артистами - четыре ноты складывались во вновь повторяющуюся тему …» Спустя годы эта попевка зазвучала в одном из его произведений
«Слёзы»
Художник В.Стекольщиков
Прелюдия до диез – минор одна из ранних, Художник Б.Шаляпин начинается с лаконичного трёхзвучного мотива. Мотив тревожный, суровый, похож на удары колокола. «Это спор грозной судьбы с неугасимой человеческой надеждой…» Исполняет автор С.В.Рахманинов
Излюбленная тема в русской культуре 19 века- тема дороги, пути, движения в неизвестное будущее. Вот и в прелюдии соль диез – минор слышатся, как будто нарисованы, все важнейшие знаки пути: колокольчик, вестник дороги с его неустанным звоном, заунывная песнь ямщика, дорожная тоска… В прелюдии ощущается предчувствие грядущих перемен в России
Художник Н.Сверчков
Художник Ф. Рубо
«Светлый праздник»
Влияние искусства колокольных звонов ярче всего сказалось на особенностях ритма и фактуры музыки Рахманинова в финале первой фортепианной сюиты «Светлый праздник»
Предчувствуя свою итоговую роль в русской культуре, Рахманинов спешил отразить её смысловые вехи… Уже в феврале 1913 года тревожный набат первой Мировой войны гремел в его «Колоколах» 100 лет Поэме «Колокола»
Трагически звучат последние части Поэмы – набат, извещающий о пожаре войны, и похоронный звон…
Колокольность – особенность стиля С.В.Рахманинова, способ его мышления, утверждающий в музыкальной культуре Вечную тему – образ России
В ПРЕЗЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ: Ю.Келдыш. Рахманинов и его время.М. :Музыка, Воспоминания о Рахманинове. Составление, редакция, комментарии и предисловие З. Апетян: В 2 т. М.: Музыка,1988