Тема 1. История и основные понятия профессиональной этики 1к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Этика врачевания. Биоэтика (био – жизнь, этика – наука о нравственности), или этика жизни, является разделом этики. Биоэтика определяет, какие действия.
Advertisements

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ Состав рабочей группы: Бичель Н. Г., учитель-дефектолог, руководитель рабочей группы; Крайсман В. А., педагог-психолог;
Этика врачевания. Биоэтика (био – жизнь, этика – наука о нравственности), или этика жизни, является разделом этики. Биоэтика определяет, какие действия.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 52г. Амурска Амурского муниципального района Хабаровского.
Нормативно-правовое обеспечение ППМС сопровождения детей в образовательном пространстве Н.И. Черкасова Заместитель руководителя стажировочной площадки.
Нужен ли врачу России Кодекс профессиональной этики? И.В.Силуянова, профессор, д.ф.н., зав. Кафедрой биомедицинской этики РНИМУ им. Н.И.Пирогова.
Педагог-психолог это сотрудник образовательного учреждения, который следит за социальной адаптацией детей, их поведением, психологическим развитием.
Нормативно - правовая база в области обучения и воспитания лиц с ОВЗ.
Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребёнка в образовательном процессе.
КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ТРЕБОВАНИЯ К ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИМ УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО.
КОНЦЕПЦИЯ развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года Психолого-медико-педагогический совет.
Изучаем ФГОС дошкольного образования. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – совокупность обязательных требований.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога-психолога системы образования.
Организация сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках ПМПк ДОУ.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
Обеспечение преемственности учебного и программного материала при переходе из начальной школы в основную г. Агафонова Татьяна Григорьевна, главный.
Республика Чувашия 2011год Межрегиональная научно-практическая конференция «Комплексное психолого- педагогическое и медико- социально-правовое сопровождение.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
2013 г. воспитанники; учащиеся; студенты (курсанты); аспиранты (адъюнкты); ординаторы; слушатели; экстерны.
Характеристика и структура национальной системы образования.
Транксрипт:

Тема 1. История и основные понятия профессиональной этики 1к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Из истории профессиональной этики 1.Античная этика: Сократ, Платон, Аристотель – добродетель – главное предназначение человека. Клятва Гиппократа. 2.Этика эпохи Средневековья (X-XV вв): христианство и мировая религия с понятием «принятия, любви к ближнему» 3.Этика Нового времени (XVII-XIX вв.): развитие промышленности и возникновение профессиональных этических принципов в профессиональной деятельности 4.Теория и практика этики XX-XXI в.в.: этика в философии, медицине, социологии, педагогике, психологической практике 1.Античная этика: Сократ, Платон, Аристотель – добродетель – главное предназначение человека. Клятва Гиппократа. 2.Этика эпохи Средневековья (X-XV вв): христианство и мировая религия с понятием «принятия, любви к ближнему» 3.Этика Нового времени (XVII-XIX вв.): развитие промышленности и возникновение профессиональных этических принципов в профессиональной деятельности 4.Теория и практика этики XX-XXI в.в.: этика в философии, медицине, социологии, педагогике, психологической практике 2к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Из современных концепций этики в профессиональную деятельность психолога Один из наиболее систематизированных подходов - биоэтика (этика жизни): В.А. Тихоненко, А.Я. Иванушкин, Т.А. Покуленко, T.L. Beauchamp и др. Базовые принципы : Автономия. Профессионально-этические стандарты: Информированное согласие Право отказа пациента от лечения Полная информация о заболевании и лечении Содействие в поиске автономного решения проблемы пациентом Не причинение вреда Благодеяние, справедливость, этика добродетели Один из наиболее систематизированных подходов - биоэтика (этика жизни): В.А. Тихоненко, А.Я. Иванушкин, Т.А. Покуленко, T.L. Beauchamp и др. Базовые принципы : Автономия. Профессионально-этические стандарты: Информированное согласие Право отказа пациента от лечения Полная информация о заболевании и лечении Содействие в поиске автономного решения проблемы пациентом Не причинение вреда Благодеяние, справедливость, этика добродетели 3к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Клятва Гиппократа Согласно преданию, клятва восходит к прямым потомкам Асклепия, она переходила в устном виде как семейная традиция из рода в род. Записана Гиппократом клятва была впервые в эллинистической Александрии при Герофиле (Herophilos, ок. 300 г. до н. э.) и Эразистрате и стала документом с III века до н. э. Первоначальный вариант был написан Гиппократом в III веке до н. э. на ионийском диалекте древнегреческого языка. «Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении а также и без лечения я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому». Согласно преданию, клятва восходит к прямым потомкам Асклепия, она переходила в устном виде как семейная традиция из рода в род. Записана Гиппократом клятва была впервые в эллинистической Александрии при Герофиле (Herophilos, ок. 300 г. до н. э.) и Эразистрате и стала документом с III века до н. э. Первоначальный вариант был написан Гиппократом в III веке до н. э. на ионийском диалекте древнегреческого языка. «Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении а также и без лечения я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому». 4к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Предпосылки возникновения профессиональной этики 1.Стремление общества поддержать культурные ценности и сохранить устойчивость системы управления (религиозные нормы и правила 2.Нарушения этических норм в управлении трудовыми коллективами (соблюдение прав человека, принципы толерантности) 3.Возникновение профессий, требующих «самоотречения» и «самопожертвования» (профессия врача – клятва Гиппократа) 4.Выявление границ оказания помощи и нанесения вреда (принцип «не навреди», нормы отношений специалист-пациент) 5.Эмпирическое выявление типичных ситуаций неоднозначного понимания поведения обеих сторон (специалист-пациент) в процессе взаимодействия (авторитаризм специалиста, проблемы ответственности сторон за результат и др.) 1.Стремление общества поддержать культурные ценности и сохранить устойчивость системы управления (религиозные нормы и правила 2.Нарушения этических норм в управлении трудовыми коллективами (соблюдение прав человека, принципы толерантности) 3.Возникновение профессий, требующих «самоотречения» и «самопожертвования» (профессия врача – клятва Гиппократа) 4.Выявление границ оказания помощи и нанесения вреда (принцип «не навреди», нормы отношений специалист-пациент) 5.Эмпирическое выявление типичных ситуаций неоднозначного понимания поведения обеих сторон (специалист-пациент) в процессе взаимодействия (авторитаризм специалиста, проблемы ответственности сторон за результат и др.) 5к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Основные понятия Философия: Мораль – есть сложившееся на основе опыта взаимодействия духовное образование, представляющее собой императивную (повелевающую) систему принципов, стимулирующих индивидов к участию в создании общественного блага посредством их следования добру и недопустимости в их помыслах и действиях зла и представляющее собой основополагающий элемент системы нравственной культуры (П.П. Степнов, 1997). Нравственность – духовное образование, являющееся представлениями культурных групп о нравственных идеалах, нравственных нормах, ориентирующих индивидов на конкретные, наиболее достойные способы реализации моральных императивов, и предпочтение в их поведении проявления определенных нравственных качеств» (там же). Нрав – это практическая реализация индивидами духовно-нравственного потенциала общества и культурных групп в массовых, одобряемых культурными группами и ожидаемых ими от каждого индивида формах поведения. Т.е. одобряемое культурной группой массовое проявление морали и нравственности в деятельности людей Нравственная культура – это система морали, нравственности и нравов (там же) Этика – философское учение о морали и нравственности Этикет (от фр. etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обхождения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда) Философия: Мораль – есть сложившееся на основе опыта взаимодействия духовное образование, представляющее собой императивную (повелевающую) систему принципов, стимулирующих индивидов к участию в создании общественного блага посредством их следования добру и недопустимости в их помыслах и действиях зла и представляющее собой основополагающий элемент системы нравственной культуры (П.П. Степнов, 1997). Нравственность – духовное образование, являющееся представлениями культурных групп о нравственных идеалах, нравственных нормах, ориентирующих индивидов на конкретные, наиболее достойные способы реализации моральных императивов, и предпочтение в их поведении проявления определенных нравственных качеств» (там же). Нрав – это практическая реализация индивидами духовно-нравственного потенциала общества и культурных групп в массовых, одобряемых культурными группами и ожидаемых ими от каждого индивида формах поведения. Т.е. одобряемое культурной группой массовое проявление морали и нравственности в деятельности людей Нравственная культура – это система морали, нравственности и нравов (там же) Этика – философское учение о морали и нравственности Этикет (от фр. etiquette - ярлык, этикетка) - совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обхождения и приветствия, поведение в общественных местах, манеры и одежда) 6к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Основные понятия В психологии: мораль – в сознании, нравственность – в поведении и проявлениях. (есть путаница в определениях, иногда синонимы) Мораль – это совокупность требований или принципов, которые регулируют социальное поведение. Этика- это раздел философии, включающий в себя методы изучения морали и знания о моральных принципах. Этика в психотерапии - поиск хорошей формы для моральных и нравственных противоречий, возникающих в психотерапевтической практике. Профессиональная этика – это не только наука о профессиональной морали, но и нравственное самосознание совокупной профессиональной группы, ее идеология и психология Кодекс профессиональной этики - опубликованные утверждения о системе ценностей и нравственных устремлений людей, принадлежащих к определенной профессии, разработанные с целью предотвращения коррупции, а также для информирования общественности о нормах поведения для людей данной профессии В психологии: мораль – в сознании, нравственность – в поведении и проявлениях. (есть путаница в определениях, иногда синонимы) Мораль – это совокупность требований или принципов, которые регулируют социальное поведение. Этика- это раздел философии, включающий в себя методы изучения морали и знания о моральных принципах. Этика в психотерапии - поиск хорошей формы для моральных и нравственных противоречий, возникающих в психотерапевтической практике. Профессиональная этика – это не только наука о профессиональной морали, но и нравственное самосознание совокупной профессиональной группы, ее идеология и психология Кодекс профессиональной этики - опубликованные утверждения о системе ценностей и нравственных устремлений людей, принадлежащих к определенной профессии, разработанные с целью предотвращения коррупции, а также для информирования общественности о нормах поведения для людей данной профессии 7к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Основы этических нормативов в профессиональной деятельности психологов, педагогов, социальных работников общечеловеческие ценности специфические ценности профессиональной деятельности психолога личные ценности и идеалы современных специалистов Этика деловых отношений ценности современного российского общества этические нормативы зарубежных стран общечеловеческие ценности специфические ценности профессиональной деятельности психолога личные ценности и идеалы современных специалистов Этика деловых отношений ценности современного российского общества этические нормативы зарубежных стран 8к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Основы этических нормативов в профессиональной деятельности психологов, педагогов, социальных работников Основой этического кодекса психолога является моральная норма Моральная норма – это общее содержательное требование к поведению и деятельности психолога в его отношении к субъектам консультативной, психодиагностической, коррекционно-развивающей и психотерапевтической работы (к детям и взрослым), справедливое и ответственное во всех ситуациях и обстоятельствах Нормы профессиональной морали в профессиональной деятельности психолога – это не только инструмент для достижения цели, но и средство регуляции поведения специалиста Основой этического кодекса психолога является моральная норма Моральная норма – это общее содержательное требование к поведению и деятельности психолога в его отношении к субъектам консультативной, психодиагностической, коррекционно-развивающей и психотерапевтической работы (к детям и взрослым), справедливое и ответственное во всех ситуациях и обстоятельствах Нормы профессиональной морали в профессиональной деятельности психолога – это не только инструмент для достижения цели, но и средство регуляции поведения специалиста 9к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Тема 2. Принципы профессиональной этики и условия успешной профессиональной деятельности психолога 10к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Социальная, личностная, профессиональная зрелость специалиста Социальная зрелость психолога – благополучие в контактах с близким окружением, друзьями, социумом, профессиональными сообществами Личностная зрелость – зрелость «Эго» и личностные качества, соответствующие этике отношений, личностная терапия Профессиональная зрелость – уровень профессиональной подготовки, прохождение супервизии, профессиональное самосовершенствование Социальная зрелость психолога – благополучие в контактах с близким окружением, друзьями, социумом, профессиональными сообществами Личностная зрелость – зрелость «Эго» и личностные качества, соответствующие этике отношений, личностная терапия Профессиональная зрелость – уровень профессиональной подготовки, прохождение супервизии, профессиональное самосовершенствование 11к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Толерантность как один из факторов успешной деятельности 12к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Уровни и компоненты толерантности 13к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Принципы профэтики (статья 6-23 проекта) Уважение и соблюдение прав граждан Добровольность Своевременность, доступность и качество психологической помощи Адресность Комплексность Системность Профессионализм Недопустимость отказа в оказании пс.помощи конфиденциальность Уважение авторства и ответственность в исследованиях Уважение и соблюдение прав граждан Добровольность Своевременность, доступность и качество психологической помощи Адресность Комплексность Системность Профессионализм Недопустимость отказа в оказании пс.помощи конфиденциальность Уважение авторства и ответственность в исследованиях 14к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Обобщаем принципы Принципы профессиональной этики психолога, прежде всего, это границы отношений: психолог/клиент; психолог/профессиональное сообщество; психолог/наука; психолог/общество 1.Мораль и нравственность во взаимодействии 2.Личностные ценности профессионала, как условие устойчивости психолога в отношениях принятия и уважения Другого 3.Знание и соблюдение прав и обязанностей сторон Принципы профессиональной этики психолога, прежде всего, это границы отношений: психолог/клиент; психолог/профессиональное сообщество; психолог/наука; психолог/общество 1.Мораль и нравственность во взаимодействии 2.Личностные ценности профессионала, как условие устойчивости психолога в отношениях принятия и уважения Другого 3.Знание и соблюдение прав и обязанностей сторон 15к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Основные направления психологической работы и принципы профэтики (статья 16 проекта) Профэтика вступает в силу тогда, когда возникают явные противоречия между представлениями о профессиональном взаимодействии и реальностью 1.Психологическая профилактика и просвещение 2.Психологическое консультирование 3.Психологическая поддержка и сопровождение 4.Психологический анализ и психотерапия (немедицинская) 5.Психологическая диагностика: особенности личности, проблемы воспитания, обучения и развития ребенка; профориентирование, профотбор 6.Психологическая реабилитация 7.Психологическая коррекция 8.Психологическая экспертиза 9.Психологический тренинг … дополняем их содержание вместе Профэтика вступает в силу тогда, когда возникают явные противоречия между представлениями о профессиональном взаимодействии и реальностью 1.Психологическая профилактика и просвещение 2.Психологическое консультирование 3.Психологическая поддержка и сопровождение 4.Психологический анализ и психотерапия (немедицинская) 5.Психологическая диагностика: особенности личности, проблемы воспитания, обучения и развития ребенка; профориентирование, профотбор 6.Психологическая реабилитация 7.Психологическая коррекция 8.Психологическая экспертиза 9.Психологический тренинг … дополняем их содержание вместе 16к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Профэтика и формы психологической работы (статья 17 проекта) Формы психологической помощи разделяются в зависимости от характера взаимодействия между получателем психологической помощи и специалистом- психологом (очная, заочная), от количества участников (индивидуальная, групповая), от временных параметров (краткосрочная, долгосрочная, экстренная) В каждом конкретном случае форму, вид и объем психологической помощи определяет и рекомендует специалист-психолог в соответствии с состоянием получателя психологической помощи и спецификой его психологической проблемы Окончательный выбор формы, вида и объема психологической помощи осуществляет получатель психологической помощи Формы психологической помощи разделяются в зависимости от характера взаимодействия между получателем психологической помощи и специалистом- психологом (очная, заочная), от количества участников (индивидуальная, групповая), от временных параметров (краткосрочная, долгосрочная, экстренная) В каждом конкретном случае форму, вид и объем психологической помощи определяет и рекомендует специалист-психолог в соответствии с состоянием получателя психологической помощи и спецификой его психологической проблемы Окончательный выбор формы, вида и объема психологической помощи осуществляет получатель психологической помощи 17к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Принципы в реальности профессиональной деятельности психолога (дом.задание) Продумать примеры ситуаций в профессиональной деятельности психолога, когда нарушаются принципы профессиональной этики И как не нарушать? Пути профессионала? В работе с детьми В работе в школе В работе по сопр овождению болезни или симптома В психотерапии и супервизии другое Продумать примеры ситуаций в профессиональной деятельности психолога, когда нарушаются принципы профессиональной этики И как не нарушать? Пути профессионала? В работе с детьми В работе в школе В работе по сопр овождению болезни или симптома В психотерапии и супервизии другое 18к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Примеры Согласно Американской Психологической Ассоциации психологу запрещено вступать в сексуальные отношения с клиентами вообще. Нарушение влечет за собой лишение лицензии. Лицензии могут не лишить только в случае если это бывший клиент, сексуальные отношения с которым начались 2 года после прекращения всякого профессионального контакта. И даже в этом случае психолог обязан доказать, что не было никакого использования терапевтического статуса для этих отношений Две основные установки в психоаналитическом сообществе – воздержание и нейтральность Исследование R.I. Simon (1995) показало, что к ряду этических нарушений приводит постепенное нарушение границ отношений, а именно – нейтралитет психотерапевта постепенно превращается в «маленькие» слабости; психотерапевт и пациент называют друг друга по имени; психотерапевт принимает подарки и излишнюю благодарность пациента Психолог, проводящий исследования всегда в дилемме между интересами науки и личными интересами Согласно Американской Психологической Ассоциации психологу запрещено вступать в сексуальные отношения с клиентами вообще. Нарушение влечет за собой лишение лицензии. Лицензии могут не лишить только в случае если это бывший клиент, сексуальные отношения с которым начались 2 года после прекращения всякого профессионального контакта. И даже в этом случае психолог обязан доказать, что не было никакого использования терапевтического статуса для этих отношений Две основные установки в психоаналитическом сообществе – воздержание и нейтральность Исследование R.I. Simon (1995) показало, что к ряду этических нарушений приводит постепенное нарушение границ отношений, а именно – нейтралитет психотерапевта постепенно превращается в «маленькие» слабости; психотерапевт и пациент называют друг друга по имени; психотерапевт принимает подарки и излишнюю благодарность пациента Психолог, проводящий исследования всегда в дилемме между интересами науки и личными интересами 19к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Основы этического кодекса психолога Философия (раздел этики) Религия (нравственные императивы) Культура (нормы человеческих отношений в данном обществе и в данное время; обычаи и традиции) Идеология (нравственное сознание) Политика (интересы государства и народов) Нормы профессиональной деятельности Нормы взаимоотношений и правил конкретного сообщества 20к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Основная структура этического кодекса психолога 1.Общие положения 2.Основные принципы и их разъяснение 3.Положение об этических комиссиях 1.Общие положения 2.Основные принципы и их разъяснение 3.Положение об этических комиссиях 21к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Значение этического кодекса в профессиональной деятельности специалистов Регламентирование поведения специалиста в сложных этических ситуациях Повышение статуса профессионального сообщества в социуме Формирования доверия к профессионалам в обществе Защита прав клиента и защита прав специалиста Регламентирование поведения специалиста в сложных этических ситуациях Повышение статуса профессионального сообщества в социуме Формирования доверия к профессионалам в обществе Защита прав клиента и защита прав специалиста 22к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Варианты этических кодексов и их обсуждение 1.Психологов в системе образования 2.Психотерапевтов 3.Кодексов из психологических сообществ 4.Кодексов психотерапевтов зарубежом 1.Психологов в системе образования 2.Психотерапевтов 3.Кодексов из психологических сообществ 4.Кодексов психотерапевтов зарубежом 23к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

мысли……… Хломов Даниил, 26 сентября 2007: «Я знаю два этических правила: - не делать в профессиональной деятельности того, чтобы я не мог обсудить в группе профессионалов. - не говорить о человеке того, что я не мог бы сказать ему лично, и если я говорю негативные слова - беру на себя обязательство найти этого человека и лично ему сказать. Наверное я неприятный человек. А лазить в мою личную жизнь - не стоит. Даже комиссии». Хломов Даниил, 26 сентября 2007: «Я знаю два этических правила: - не делать в профессиональной деятельности того, чтобы я не мог обсудить в группе профессионалов. - не говорить о человеке того, что я не мог бы сказать ему лично, и если я говорю негативные слова - беру на себя обязательство найти этого человека и лично ему сказать. Наверное я неприятный человек. А лазить в мою личную жизнь - не стоит. Даже комиссии». 24к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Документы, регламентирующие деятельность психолога (федеральные) Конвенция о правах ребенка Конституция Российской Федерации Закон об образовании 436-ФЗ от «О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ» 427-ФЗ от «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ УТОЧНЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ НАПРАВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА» Федеральный Закон от N 124-ФЗ (ред. от ) "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (принят ГД ФС РФ ) Приказ Минобразования РФ от N 636 "Об утверждении ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ" Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 «О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ГОДЫ» Решение Коллегии Минобразования РФ от N 6/1 "О СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" Федеральный Закон от N 159-ФЗ (ред. от ) "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ- СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ" (принят ГД ФС РФ ) Письмо Минобразования РФ от N /16 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от N 44 (ред. от ) "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМАТИВОВ САНПИН " (вместе с "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИМИ ПРАВИЛАМИ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. СанПиН ", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ ) (Зарегистрировано в Минюсте РФ N 3997) Постановление Правительства РФ от N 172 (ред. от ) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ РОССИИ" НА ГОДЫ" Постановление Правительства РФ от N 867 (ред. от ) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ" Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-ЦЕНТРОВ)" (направлены письмом Минобрнауки РФ от N ) РЕШЕНИЕ Коллегии Минобразования РФ от N 7/1 "О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 марта 2000 г. 27/901-6 Приказ Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. N 619 «О КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ» Семейный кодекс РФ. Гражданский кодекс РФ. Трудовой Кодекс РФ 1. Конвенция о правах ребенка Конституция Российской Федерации Закон об образовании 436-ФЗ от «О ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ ИНФОРМАЦИИ, ПРИЧИНЯЮЩЕЙ ВРЕД ИХ ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ» 427-ФЗ от «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН "ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" И ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЧАСТИ УТОЧНЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ НАПРАВЛЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА» Федеральный Закон от N 124-ФЗ (ред. от ) "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (принят ГД ФС РФ ) Приказ Минобразования РФ от N 636 "Об утверждении ПОЛОЖЕНИЯ О СЛУЖБЕ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ РФ" Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 г. N 803 «О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА ГОДЫ» Решение Коллегии Минобразования РФ от N 6/1 "О СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЧНОСТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" Федеральный Закон от N 159-ФЗ (ред. от ) "О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ- СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ" (принят ГД ФС РФ ) Письмо Минобразования РФ от N /16 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от N 44 (ред. от ) "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВИЛ И НОРМАТИВОВ САНПИН " (вместе с "САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИМИ ПРАВИЛАМИ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. СанПиН ", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ ) (Зарегистрировано в Минюсте РФ N 3997) Постановление Правительства РФ от N 172 (ред. от ) "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ДЕТИ РОССИИ" НА ГОДЫ" Постановление Правительства РФ от N 867 (ред. от ) "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ" Рекомендации по совершенствованию деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-ЦЕНТРОВ)" (направлены письмом Минобрнауки РФ от N ) РЕШЕНИЕ Коллегии Минобразования РФ от N 7/1 "О СОСТОЯНИИ И ПЕРСПЕКТИВАХ РАЗВИТИЯ СЛУЖБЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 марта 2000 г. 27/901-6 Приказ Минобразования РФ от 28 февраля 2000 г. N 619 «О КОНЦЕПЦИИ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ» Семейный кодекс РФ. Гражданский кодекс РФ. Трудовой Кодекс РФ 1. 25к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Специальные документы специалиста-психолога выписки и заключения (из медицинской карты, от других специалистов) карта психического развития ребёнка или краткая запись о клиенте психологические заключения специалиста. протоколы коррекционных занятий, бесед. Такая документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов !!! Сводные таблицы приема клиентов (для учета времени и контроля за нагрузкой и т.п.). Должностные обязанности Контракт с работодателем выписки и заключения (из медицинской карты, от других специалистов) карта психического развития ребёнка или краткая запись о клиенте психологические заключения специалиста. протоколы коррекционных занятий, бесед. Такая документация хранится в месте, недоступном для общего обозрения и может быть предъявлена по запросу профильных специалистов !!! Сводные таблицы приема клиентов (для учета времени и контроля за нагрузкой и т.п.). Должностные обязанности Контракт с работодателем 26к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Организационно-методическая документация нормы рабочего времени практического психолога; график работы; годовой план работы; дифференцированный план работы на месяц; бланки психологических запросов; журналы учета видов работы; программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов; альбом диагностических методик; тематические планы учебных курсов по психологии и журнал; справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ; статистический и аналитический отчёты о проделанной работе по итогам года. нормы рабочего времени практического психолога; график работы; годовой план работы; дифференцированный план работы на месяц; бланки психологических запросов; журналы учета видов работы; программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов; альбом диагностических методик; тематические планы учебных курсов по психологии и журнал; справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ; статистический и аналитический отчёты о проделанной работе по итогам года. 27к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Проект положения о психологической службе в РФ В ноябре 2012 года опубликован проект федерального закона «О психологической помощи населению в Российской Федерации», который вызвал бурные дискуссии в кругах практических психологов, особенно положения, касаемые сообществ и частной практики 28к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Тема 3. Трудные случаи и профэтика Трудные клиенты» и обсуждение основных направлений работы с учетом профэтики (супервизия) Опосредованные запросы, заочные и дистантные консультации Ответственность психолога и клиента за последующие результаты работы Трудные клиенты» и обсуждение основных направлений работы с учетом профэтики (супервизия) Опосредованные запросы, заочные и дистантные консультации Ответственность психолога и клиента за последующие результаты работы 29к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Профессиональное выгорание психологов как один из факторов «риска» нарушения проф.этики Н.Б. Москвина, Основные причины: эмоциональная включенность в контакты; ответственность; весьма размытые результаты работы; Основные симптомы: физическое, умственное, эмоциональное истощение Первые сигналы: нежелание работать, отсутствие перспектив, снижение общей активности и настроения, пессимизм и др. Профилактика: дозирование консультаций, ситуации одиночества и природы, супервизия и личная терапия Негативные последствия: обесценивание профессии и себя в ней, авторитарность с клиентами, узость мышления, зависимость, деформация личности Основные причины: эмоциональная включенность в контакты; ответственность; весьма размытые результаты работы; Основные симптомы: физическое, умственное, эмоциональное истощение Первые сигналы: нежелание работать, отсутствие перспектив, снижение общей активности и настроения, пессимизм и др. Профилактика: дозирование консультаций, ситуации одиночества и природы, супервизия и личная терапия Негативные последствия: обесценивание профессии и себя в ней, авторитарность с клиентами, узость мышления, зависимость, деформация личности 30к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Профессиональное выгорание специалистов социономических профессий в социально- психологических исследованиях Виктор Васильевич Бойко (отеч. Пс.) рассматривает "выгорание" как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Симптомы: эмоциональный дефицит, деперсонализации или личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения Кристина Маслач (амер.пс): этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений Результаты исследований: развитие "выгорания" более вероятно у людей с меньшей степенью зрелости и самодостаточности, более импульсивных и нетерпеливых, не имеющих семьи, но нуждающихся в тех, кто мог бы их поддерживать или одобрять, имеющих цели и притязания, которые не вполне согласуются с реальностью. Возраст, пол, стаж работы и другие социально- демографические характеристики не связаны прямо с профессиональным "выгоранием". Большее значение имеет индивидуальный тип реагирования на стрессогенные ситуации Виктор Васильевич Бойко (отеч. Пс.) рассматривает "выгорание" как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Симптомы: эмоциональный дефицит, деперсонализации или личностная отстраненность, психосоматические и психовегетативные нарушения Кристина Маслач (амер.пс): этот синдром включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений Результаты исследований: развитие "выгорания" более вероятно у людей с меньшей степенью зрелости и самодостаточности, более импульсивных и нетерпеливых, не имеющих семьи, но нуждающихся в тех, кто мог бы их поддерживать или одобрять, имеющих цели и притязания, которые не вполне согласуются с реальностью. Возраст, пол, стаж работы и другие социально- демографические характеристики не связаны прямо с профессиональным "выгоранием". Большее значение имеет индивидуальный тип реагирования на стрессогенные ситуации 31к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Профессиональная деформация личности специалистов С.П. Безносов Является последствием эмоционального выгорания специалиста или длительного профессионального «стояния на месте» Симптомы: авторитарность, отсутствие гибкости в отношениях и принятии решений, «перенос» профессии в семью и другие контакты, обесценивание других, как менее знающих (эксгибиционизм, нарциссизм, истероидность, т.е. усиление имеющейся акцентуации) Профилактика: супервизия и личная терапия Является последствием эмоционального выгорания специалиста или длительного профессионального «стояния на месте» Симптомы: авторитарность, отсутствие гибкости в отношениях и принятии решений, «перенос» профессии в семью и другие контакты, обесценивание других, как менее знающих (эксгибиционизм, нарциссизм, истероидность, т.е. усиление имеющейся акцентуации) Профилактика: супервизия и личная терапия 32к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Из проекта о пс.помощи населению Статья 23. Права и обязанности специалиста-психолога 1. Специалист-психолог имеет право на: 1) защиту своей чести и профессионального достоинства; 2) выбор научного подхода, форм, средств и методов оказания психологической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом; 3) отказ в предоставлении психологических услуг в случае нарушения получателем психологической помощи норм и правил, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом; 4) организационное обеспечение повышения своей квалификации; 5) получение психологической реабилитации в установленном порядке; 6) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей; 7) иные права, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. 2.Специалист-психолог обязан: 1) квалифицировано осуществлять профессиональную деятельность по оказанию психологической помощи на основе соблюдения прав человека и гражданина; 2) предоставлять получателю психологической помощи бесплатную полную информацию о его правах и обязанностях, видах, условиях, порядке и предполагаемых результатах ее предоставления; 3) информировать получателя психологической помощи либо его законного представителя о причинах отказа в ее предоставлении в письменной или электронной форме; 4) оказывать психологическую помощь при условии добровольного личного обращения получателя психологической помощи либо его законного представителя; 5) оказывать необходимую экстренную психологическую помощь гражданину (группе граждан) в острой кризисной ситуации; 6) предъявлять по требованию получателя психологической помощи документ о членстве в саморегулируемой организации психологов при оказании психологической помощи; 7) соблюдать стандарты психологической помощи; 8) соблюдать кодекс профессиональной этики психолога; 9) сохранять конфиденциальность информации о получателе психологической помощи с учетом требований настоящего Федерального закона; 10) обеспечивать, если это требуется по результатам психологической диагностики, соответствующее взаимодействие со специалистами других профессий для оказания психологической помощи. Статья 23. Права и обязанности специалиста-психолога 1. Специалист-психолог имеет право на: 1) защиту своей чести и профессионального достоинства; 2) выбор научного подхода, форм, средств и методов оказания психологической помощи в соответствии с настоящим Федеральным законом; 3) отказ в предоставлении психологических услуг в случае нарушения получателем психологической помощи норм и правил, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом; 4) организационное обеспечение повышения своей квалификации; 5) получение психологической реабилитации в установленном порядке; 6) страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей; 7) иные права, предусмотренные федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации. 2.Специалист-психолог обязан: 1) квалифицировано осуществлять профессиональную деятельность по оказанию психологической помощи на основе соблюдения прав человека и гражданина; 2) предоставлять получателю психологической помощи бесплатную полную информацию о его правах и обязанностях, видах, условиях, порядке и предполагаемых результатах ее предоставления; 3) информировать получателя психологической помощи либо его законного представителя о причинах отказа в ее предоставлении в письменной или электронной форме; 4) оказывать психологическую помощь при условии добровольного личного обращения получателя психологической помощи либо его законного представителя; 5) оказывать необходимую экстренную психологическую помощь гражданину (группе граждан) в острой кризисной ситуации; 6) предъявлять по требованию получателя психологической помощи документ о членстве в саморегулируемой организации психологов при оказании психологической помощи; 7) соблюдать стандарты психологической помощи; 8) соблюдать кодекс профессиональной этики психолога; 9) сохранять конфиденциальность информации о получателе психологической помощи с учетом требований настоящего Федерального закона; 10) обеспечивать, если это требуется по результатам психологической диагностики, соответствующее взаимодействие со специалистами других профессий для оказания психологической помощи. 33к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Список источников 1.Вьюнова, Татьяна Сергеевна Этико-правовые основы взаимоотношений врача и больного в процессе психотерапии невротических расстройств : автореферат дис.... кандидата медицинских наук. - Санкт- Петербург, 2011Вьюнова, Татьяна Сергеевна Этико-правовые основы взаимоотношений врача и больного в процессе психотерапии невротических расстройств : автореферат дис.... кандидата медицинских наук. - Санкт- Петербург, Безносов С.П. Профессиональная деформация личности: психологический практикум. – СПб.: Речь, – 272 сБезносов С.П. Профессиональная деформация личности: психологический практикум. – СПб.: Речь, – 272 с 3.Лукаш, Лилия Анатольевна. Социально-психологические особенности развития толерантной личности психолога в процессе профессионального становления: диссертация…кандидата психологических наук. - Москва, 2011Лукаш, Лилия Анатольевна. Социально-психологические особенности развития толерантной личности психолога в процессе профессионального становления: диссертация…кандидата психологических наук. - Москва, Степнов, Павел Павлович Мораль как общечеловеческая ценность: сущность и перспективы развития : (методологический анализ) : автореферат дис.... кандидата философских наук. 1992Степнов, Павел Павлович Мораль как общечеловеческая ценность: сущность и перспективы развития : (методологический анализ) : автореферат дис.... кандидата философских наук Новикова, Жанна Александровна Моральные ценности социальной работы : этико-философский анализ : автореферат дис.... кандидата философских наук.- Смоленск, 2011Новикова, Жанна Александровна Моральные ценности социальной работы : этико-философский анализ : автореферат дис.... кандидата философских наук.- Смоленск, Винтин, Игорь Анатольевич Этико-психологические аспекты самоактуализации личности в эгосоциальной теории : диссертация... кандидата философских наук. -Саранск, 1999, с.Винтин, Игорь Анатольевич Этико-психологические аспекты самоактуализации личности в эгосоциальной теории : диссертация... кандидата философских наук. -Саранск, 1999, с. 7. Шишкин, Дмитрий Александрович Развитие политической этики на современном этапе : диссертация... кандидата философских наук. Шуя, с. Шишкин, Дмитрий Александрович Развитие политической этики на современном этапе : диссертация... кандидата философских наук. Шуя, с. 8.Кеннет Поп "Сексуальные чувства в психотерапии"(Kenneth Pope, "Sexual Feelings in Psychotherapy", APA, 1993Кеннет Поп "Сексуальные чувства в психотерапии"(Kenneth Pope, "Sexual Feelings in Psychotherapy", APA, Федеральный закон «О психологической помощи населению в Российской Федерации (проект, вступает в силу с 1 января 2014 года)Федеральный закон «О психологической помощи населению в Российской Федерации (проект, вступает в силу с 1 января 2014 года) 10.Форум Гештальт Института (ОПП ПГ)Форум Гештальт Института (ОПП ПГ) – документация психолога Вьюнова, Татьяна Сергеевна Этико-правовые основы взаимоотношений врача и больного в процессе психотерапии невротических расстройств : автореферат дис.... кандидата медицинских наук. - Санкт- Петербург, 2011Вьюнова, Татьяна Сергеевна Этико-правовые основы взаимоотношений врача и больного в процессе психотерапии невротических расстройств : автореферат дис.... кандидата медицинских наук. - Санкт- Петербург, Безносов С.П. Профессиональная деформация личности: психологический практикум. – СПб.: Речь, – 272 сБезносов С.П. Профессиональная деформация личности: психологический практикум. – СПб.: Речь, – 272 с 3.Лукаш, Лилия Анатольевна. Социально-психологические особенности развития толерантной личности психолога в процессе профессионального становления: диссертация…кандидата психологических наук. - Москва, 2011Лукаш, Лилия Анатольевна. Социально-психологические особенности развития толерантной личности психолога в процессе профессионального становления: диссертация…кандидата психологических наук. - Москва, Степнов, Павел Павлович Мораль как общечеловеческая ценность: сущность и перспективы развития : (методологический анализ) : автореферат дис.... кандидата философских наук. 1992Степнов, Павел Павлович Мораль как общечеловеческая ценность: сущность и перспективы развития : (методологический анализ) : автореферат дис.... кандидата философских наук Новикова, Жанна Александровна Моральные ценности социальной работы : этико-философский анализ : автореферат дис.... кандидата философских наук.- Смоленск, 2011Новикова, Жанна Александровна Моральные ценности социальной работы : этико-философский анализ : автореферат дис.... кандидата философских наук.- Смоленск, Винтин, Игорь Анатольевич Этико-психологические аспекты самоактуализации личности в эгосоциальной теории : диссертация... кандидата философских наук. -Саранск, 1999, с.Винтин, Игорь Анатольевич Этико-психологические аспекты самоактуализации личности в эгосоциальной теории : диссертация... кандидата философских наук. -Саранск, 1999, с. 7. Шишкин, Дмитрий Александрович Развитие политической этики на современном этапе : диссертация... кандидата философских наук. Шуя, с. Шишкин, Дмитрий Александрович Развитие политической этики на современном этапе : диссертация... кандидата философских наук. Шуя, с. 8.Кеннет Поп "Сексуальные чувства в психотерапии"(Kenneth Pope, "Sexual Feelings in Psychotherapy", APA, 1993Кеннет Поп "Сексуальные чувства в психотерапии"(Kenneth Pope, "Sexual Feelings in Psychotherapy", APA, Федеральный закон «О психологической помощи населению в Российской Федерации (проект, вступает в силу с 1 января 2014 года)Федеральный закон «О психологической помощи населению в Российской Федерации (проект, вступает в силу с 1 января 2014 года) 10.Форум Гештальт Института (ОПП ПГ)Форум Гештальт Института (ОПП ПГ) – документация психолога к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна

Список литературы для студентов Основная литература 1.Протанская Е.С. Профессиональная этика психолога : учебное пособие / Е. С. Протанская ; Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусства. - Санкт-Петербург : изд-во Санкт-Петербургского ун-та, , [1] с Рекомендуемая литература 1.Емельяненкова А.В. Профессиональная этика психолога [Электронный ресурс] : электронный учебный курс / Емельяненкова А. В. ; Ульяновский гос. ун-т, Отд. разраб. электронных изд. - Ульяновск : УлГУ, электрон. опт. диск (CD-ROM) 2.Профессиональная этика в современном обществе [Текст] : сборник статей / [под общ. ред. В. А. Цвыка]. - Москва : Экон-Информ, с. 3.Цвык В А. Профессиональная этика: основы общей теории [Текст] : Professional ethics: the basis of general theory : учебное пособие / В. А. Цвык. - Изд. 2-е. - Москва: Российский ун-т дружбы народов, , [1] с. Основная литература 1.Протанская Е.С. Профессиональная этика психолога : учебное пособие / Е. С. Протанская ; Санкт-Петербургский гос. ун-т культуры и искусства. - Санкт-Петербург : изд-во Санкт-Петербургского ун-та, , [1] с Рекомендуемая литература 1.Емельяненкова А.В. Профессиональная этика психолога [Электронный ресурс] : электронный учебный курс / Емельяненкова А. В. ; Ульяновский гос. ун-т, Отд. разраб. электронных изд. - Ульяновск : УлГУ, электрон. опт. диск (CD-ROM) 2.Профессиональная этика в современном обществе [Текст] : сборник статей / [под общ. ред. В. А. Цвыка]. - Москва : Экон-Информ, с. 3.Цвык В А. Профессиональная этика: основы общей теории [Текст] : Professional ethics: the basis of general theory : учебное пособие / В. А. Цвык. - Изд. 2-е. - Москва: Российский ун-т дружбы народов, , [1] с. 35к.пс.н. Лукаш Лилия Анатольевна