LOGO Проблема выбора обучающимися профессии и пути решения Центр профориентации и постинтернатного сопровождения И. А. Килина, к.пс.н., доцент, Н.В. Кочетулина,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Творожникова В.А. Руководитель отдела профориентационной работы ГАУ РК «РИЦОКО»
Advertisements

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: …формирование ответственного отношения.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Районное Методическое Объединение Участие социального педагога школы в профессиональной ориентации подростков 25 ноября 2010 года.
Профориентация и ЕГЭ Как правильно выбирать профессию?
Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников Выполнил: педагог-психолог ГБОУ Борского психологического центра Колесникова Н.Ю.
Профориентационная работа классного руководителя «Твой выбор» Автор: Порфирьева Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с.Озерки.
УЧРЕЖДЕНИЕ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР ПРОФОРИЕНТАЦИИ МОЛОДЕЖИ» ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ (в помощь выбирающему профессию)
Профессиональная ориентация как условие социализации личности современного ученика Левина Оксана Евгеньевна, руководитель кабинета профориентации МОУ "Лицей.
ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ (в помощь выбирающему профессию)
Начальник центра научно-методического обеспечения воспитательной работы УО «РИПО»
ГОУ МУК «СПЕКТР» Центр профдиагностики и профориентации Семинар для классных руководителей: «Организация профориентационной работы с учащимися 9 классов.
Экономическое воспитание и культура профессионального самоопределения личности.
Профориентационная деятельность в школе. получение данных об интересах, способностях и возможностях обучающихся; обеспечение широкой вариативности профильного.
Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающегося: сущность, проблемы, критерии и условия организации Банцова М.Г., Братский.
Организация профориентационной работы в школе в рамках реализации содержания образования РК БУП НСО основного и среднего (полного) общего образования Лузан.
Профориентационная работа в школе тема «Формирование трудовой компетентности сельского школьника на основе профилизации обучения» Муниципальное казенное.
2013 Профессиональная ориентация – это комплекс социально-экономических, медико- биологических, психолого-педагогических мер, направленных на подготовку.
Профессионально- ориентационная деятельность классного руководителя в условиях профильного обучения Николаева Ирина Вадимовна, заместитель директора по.
Транксрипт:

LOGO Проблема выбора обучающимися профессии и пути решения Центр профориентации и постинтернатного сопровождения И. А. Килина, к.пс.н., доцент, Н.В. Кочетулина, ст.преподаватель, Е.В. Понамарева, ст.преподаватель г. Кемерово 2013г.

Основные понятия Профориентация – система подготовки человека к свободному, самостоятельному выбору или перемене профессии, с учетом интересов, способностей, возможностей и необходимости отдельной отрасли, региона (ФГАУ «ФИРО» Концепция ОПС проф.самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования). Профессиональная ориентация – процесс динамического согласования «человека с профессией», его самоопределение в профессии. В пространстве профориентации личность – это субъект, самоопределяющийся в мире профессий, личностных смыслов трудовой деятельности. Самоопределение - самостоятельное, осознанное принятие решения относительно какой-либо проблемы. Company Logo

Company Logo Составляющие самоопределения 1 жизненное самоопределение 2 личностное самоопределение 3 профессиональное самоопределение

Основные понятия Выбор – это проявление и выражение предпочтения, потребности или интереса. Выбор профессии – основной элемент структуры профессионального самоопределения, ответ на вопрос «Кем быть?». Профессиональный выбор - это решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу обучающегося, который может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями (Е.И. Головаха) Company Logo

Факторы выбора профессии склонности (более устойчивы, чем интересы); способности, внешние и внутренние возможности; престижность выбираемой профессии; информированность о ней; позиция родителей; позиция одноклассников, друзей, сверстников; потребности производства (рынок труда – это взаимодействие спроса на рабочую силу и предложения); наличие определенной программы действий по выбору профессии и достижению профцелей с личной профперспективой. Company Logo

Факторы выбора профиля обучения Company Logo

Ресурсы выбора профиля обучения Курсы по выбору 55% респондентов отметили как основной ресурс; 36% воспользовались при выборе профиля; 32% воспользовались при выборе профессии. Интернет 42% респондентов указали как возможность выбора; 23% выбрали благодаря ему профиль; 21% выбрали профессию. Профильные курсы и занятия 36% респондентов выделили как один из основных ресурсов 23% выбрали впоследствии благодаря этому профиль; 13% выбрали благодаря этому профессию Диагностика интересов и склонностей Встречи с представителями профессиональных образовательных Company Logo

Company Logo Проблемы выбора Проф. выбор Подтверждение правильности Расхождение мнения Отсутствие интересов Расхождение интересовМногообразие интересов

Критерии выбора Профиль - содержательная направленность, профессиональный интерес. Широта - заостренность или, напротив, размытость содержательного интереса. Уровень - уровень притязаний, определенной карьерной ориентации. Устойчивость – способность осуществлять осознанный выбор на продолжительный период времени. Свобода выбора профессии – осознанное проф.самоопределение, при котором установки личности согласуются с общественными потребностями. Условие – Личностная зрелость! Company Logo

Company Logo Характеристики «зрелой личности» Избирательное отношение Способность к рефлексии Формирование «Образа Я» Способность к саморегуляции

Алгоритм выбора профессии составить формулу избираемой профессии (какие требования предъявляет профессия и что нужно в себе развить, сформировать); познакомиться с тенденциями изменения рынка труда и профессий своего региона; рассмотреть примеры успешной карьеры, например, своих земляков; «примерить» на себя их профессии, специальности, должности, социальные роли.

Структурно-функциональные компоненты профвыбора 1.Мотивы профессионального пути 2.Цели профессионального пути 3.Планы профессионального пути 4.Принятие решения 5.Информационная основа профессионального пути 6.Самоконтроль профессионального пути 7.Регулирование профессионального пути Company Logo

Company Logo Основы выбора профессии Предмет труда Профессиональные ценности Степень самостоятельности

Факторы, осложняющие выбор Отсутствие информации о характеристиках выбора Отсутствие обратной связи о результатах выбора Несформированность способов, критериев выбора Отсутствия опыта выбора Трудности обучения/самообучения Company Logo

Ошибки выбора Отношение к выбору как к пожизненному Предрассудки «чести», престижности Выбор под влиянием семьи, друзей Перенос отношения к человеку на профессию Увлечение внешней стороной профессии Отождествление учебного предмета с профессией Недооценка возможностей, способностей Незнание содержания трудовых действий, операций выбираемой профессии Company Logo

Факторы-ориентаторы обучающегося Престижность профессии Высокая зарплата Интересная работа Хорошие условия труда Легкость приобретения (поступления в ОУ ПО /трудоустройства по специальности) Соответствие профессии желанию родителей Company Logo

Company Logo Аспекты профориентации 1 Психолого- педагогиче ский 2 Медико- биологи- ческий 3 Социально- экономи- ческий 4 Потребно сти семьи

Company Logo Принципы выбора Проф. выбор Личные интересы Возможности поступления в ОУ ПО Семейные традиции Востребованность профессии Успешность в обучении

Элементы способности к профессиональному самоопределению 1Мотивационно-целевойПозитивная профессиональная мотивация Определенность целей и желаний 2Информационно- когнитивный Знание перспективных направлений социально-экономического, ситуации на рынке труда 3Операционный (поведенческий) Наличие опыта социальных и профессиональных проб Наличие опыта совершения ответственных выборов (в различных сферах) Способность к самоанализу собственных достоинств и преимуществ (слабых сторон) Способность к анализу профессий и ситуации на рынке труда Способность к прогнозированию Навыки принятия решения Сформированность навыков поведения на рынке труда 4ЭмоциональныйЭмоциональная устойчивость Умение сохранять равновесие при неудачах и трудностях Энергичность 5Личные и профессиональные качества Позитивная самооценка Активная позиция Ответственность Инициативность Дисциплинированность Настойчивость Коммуникабельность

Технологии осознанного выбора метод личного примера, метод подбрасывания идей, метод проб и ошибок, метод альтернативы, метод аналогий, метод ассоциаций, метод эмпатии, мозговой штурм, дискуссия, деловая/ролевая игра, метод функционального анализа, метод смекалки, методы развития творческого воображения, методы синхронизации работы полушарий, беседа, поручения и др. Company Logo

Формы и методы профориентации работа с учебным материалом в рамках занятий и вне учебных занятий – исследовательские и соц. проекты, эксперименты, практикумы, экскурсии и др.; работа в метапредметной или надпредметной области – исследовательские и социальные проекты, кружки, занятия в студиях, производственные практики; работа в разновозрастных группах в рамках детских объединений школы, муниципалитета, региона; работа в пространстве расширенного социального действия – познавательные интернет-ресурсы, социальные познавательные сети, дистанционные образовательные программы и курсы; индивидуальная работа с тьюторами по проектированию индивидуальных образовательных программ, индивидуальных достижений учащихся, тестирование; профориентационный урок: теоретические и практические вопросы подготовки к выбору будущей профессии; используют методы: беседу, рассказ, объяснение, диспут, самостоятельное составление профессиограмм и др.; профориентационная беседа - логично связана с учебным материалом и подготовлена предварительно с привлечением учеников (сбор информации об известных ученых, изобретателях, героях труда); выставки: во время массовых мероприятий (профориентационных конференций, собраний, встреч, со специалистами, др.); экскурсии - ознакомление с профессией в реальных условиях, получение информации из первоисточников, общение с профессионалами. Company Logo

План профбеседы «Представляем профессию» 1.Общая характеристика профессии 2.Производственная характеристика 3.Общетрудовые, специальные ЗУНы 4.Требования профессии к человеку 5.Условия труда 6.Пути получения профессии (ОУ ПО) Company Logo

Беседа с представителями ОУ ПО 1.Ваше ОУ ПО в аспекте подготовки квалифицированных кадров для региона, страны? 2.Характеристика ОУ ПО: история, профессии/специальности, «герои» труда и др.) 3.Правила приема в ОУ ПО? 4.Особенности подготовки обучающихся: режим обучения и продолжительность, структура учебного года, наличие учебных/компьютерных кабинетов, мастерских, производственная практика, выпускные квалификационные экзамены, соцпартнеры-предприятия и возможности трудоустройства/дальнейшего обучения в ВПО? 5.Дополнительное образование, досуг (возможность получения второй профессии/специальности, факультативы, научная работа студентов, спортивные секции, худ.самодеятельность и др.? 6.Имидж ОУ ПО: лицензирование, победы в конкурсах, награды и др. Company Logo

Беседа с представителями профессии 1.Ваша профессия/специальность? 2.Кто/что повлиял на Ваш выбор? 3.Что Вы знали о профессии и какой опыт имели до начала подготовки в ОУ ПО? 4. Какой путь получения профессии прошли? 5.Существуют ли сегодня другие пути, возможности получения данной профессии/специальности? 6.Какой тип человека должен заниматься этой работой, а какому не рекомендуется и почему? 7.Какие трудности встречаются в Вашей работе, как преодолеваете (примеры трудовой деятельности)? 8.Какие преимущества имеет Ваша профессия, какие недостатки (сильные/слабые стороны)? 9.Какими качествами должен обладать представитель вашей профессии: деловыми, эмоционально-волевыми и др.? 10.Какие перспективы Вашего профроста/карьеры? 11.Насколько сегодня востребованы представители Вашей профессии в регионе, городе? 12.Насколько Вы уверены в правильности выбора и кто/что может повлиять на него в дальнейшем? Company Logo

Диагностическая карта Company Logo

26 Тематические классные часы Познай самого себя Какие факторы оказывают влияние на выбор профессии Профориентация и медицинская профконсультация Мотивы выбора профессии Психологические характеристики профессий Они учились в нашей школе Профессии с большой перспективой Сотвори свое будущее

27 Примерный календарно-тематический профориентационный план для учащихся 11 кл. Сентябрь Знакомство с различными вариантами профессионального образования. Октябрь Выявление профессиональных планов учащихся. Ноябрь Личный профессиональный план. Декабрь Навыки самопрезентации. Январь Организации, оказывающие помощь в выборе профессии. Февраль Посещение центра профессиональной ориентации молодёжи либо психологического центра, иного центра. Март Экскурсии на предприятия, учреждения, организации по интересам учащихся. Апрель Анкетирование. Выявление профессиональных планов учащихся Май Как успешно подготовиться к выпускным и вступительным экзаменам.

28 Совместная работа школы и семьи Посещений семей учащихся Индивидуальные беседы, консультации Массовые профмероприятия: открытые уроки экскурсии мо месту работы родителей тематические классные собрания собрания-диспуты, практикумы круглые столы пресс-конференция работа родительской школы и др.

Форум : «Профориентация как средство формирования гражданской позиции обучающегося/воспитанника» Цель: Актуализация проблемы формирования гражданской позиции обучающихся/воспитанников через профориентационные мероприятия Задачи мероприятия: 1. Определить понимание гражданской позиции у обучающихся. 2. Выявить профориентационные мероприятия, способствующее формированию гражданской позиции обучающегося. 3. Определить является ли осознанный выбор показателем сформированности гражданской позиции у обучающихся. Company Logo

Итоги форума 1.Является ли показателем сформированности гражданской позиции у обучающихся осознанный профессиональный выбор? 100% участников ответили положительно. 2. Выступает ли профориентация средством формирования гражданской позиции обучающегося/воспитанника? 100% участников ответили положительно. «Не спрашивай меня, что Россия должна сделать для Вас. Спроси себя, что Вы можете сделать для России!» 3. Способствуют ли профориентационные мероприятия формированию гражданской позиции обучающегося? Примеры. 100% участников ответили положительно. Company Logo

Итоги форума: проф.мероприятия 1.«День профессии», «День выпускника», «Встречи с интересными людьми», «Профессии моей семьи», «День открытых дверей» и др. 2.Соц.партнерство, согласованная работа: ОУ СОШ, ОУ ПО, Предприятие, Центр занятости населения, ЦПиПС 3.Экскурсии, виртуальные экскурсии (ОУ ПО, предприятия). 4.Создание героя, идеала, образа современного представителя рабочей профессии (СМИ, кинематограф, Интернет-ресурс, фильмы ОУ ПО/УИТ) 5.Волонтерское движение 6.Психологическая поддержка (диагностика, консультирование, информирование и др.) 7.Ярмарки учебных мест 8.Государственная политика, программы поддержки молодых специалистов 9.Молодежные некоммерческие объединения 10.Совместные спортивные соревнования, НПК, проф.пробы и др. Company Logo

Мероприятия ЦПиПС г. Областной конкурс для обучающихся и воспитанников «Рабочие профессии – будущее Кузбасса» г. Курс повышения квалификации «Организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности, трудоустройства и профессионального обучения» г. Вебинар «Формирование системы профориентации в условиях ОУ разного типа и вида» г. Областной семинар «Деятельность кураторов в сфере постинтернатного сопровождения выпускников УИТ КО» г. Темат.консультация «Технологии построения проф. карьеры» г. Вебинар «Системный подход к организации профориентации в ОУ» г. Фестиваль рабочих профессий (награждение победителей конкурса «Рабочие профессии – будущее Кузбасса») г. Темат.консультация «Организация соц.партнерства с работодателями по вопросам содействия трудоустройству и адаптации молодых специалистов к региональному рынку труда» Company Logo

Анкета на определение мотивов выбора профессии Ответы: Да; Скорее да, чем нет; Затрудняюсь; Скорее нет, чем да; Нет 1. Эта профессия позволяет приносить пользу обществу 2. Эта работа позволяет использовать все свои способности 3. Эта профессия дает большие возможности для творчества 4. Профессия хорошо оплачивается 5. Эта профессия ценится среди друзей и знакомых 6. Личный труд по этой специальности позволяет укреплять мир на Земле 7. Эта работа позволяет постоянно самосовершенствоваться 8. Профессия позволяет быть оригинальным в работе 9. Работа обеспечивает стабильное будущее 10. Профессия обеспечивает быстрое повышение квалификации, проф.рост 11. Я считаю, что главное в работе - она приносит пользу людям 12. Мне нравится постоянно учиться чему-то новому 13. В любой работе самое интересное – проявление своих творческих возможностей 14. Мне хочется выполнять ту работу, которая позволит жить богато 15. Мне хочется выполнять ту работу, которая престижна среди знакомых Company Logo

Обработка анкеты Да – 5 баллов Скорее да – 4 балла Затрудняюсь – 0 баллов Скорее нет – 2 балла Нет – 1 балл Мотивы: 1.Социальные – 1, 6, 11 2.Познавательные – 2, 7, 12 3.Творческие – 3, 8, 13 4.Материальные – 4, 9, 14 5.Престижные – 5, 10, 15 Подсчитайте суммы баллов по каждой группе мотивов, максимальное количество которых указывает на основной мотив выбора профессии/специальности Company Logo

Приглашаем к сотрудничеству! ГОУ «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования» Центр профориентации и постинтернатного сопровождения е-mail: р.т. 8(3842)