Организация обучения людей с нарушениями зрения Проблемы и особенности Александр СЕВЕРИН Сотрудник отдела реабилитационной работы с незрячими, г. Гомель. Круглый Стол по инклюзии в неформальном образовании взрослых Минск, 14 ноября 2013 г.
О чем мы будем говорить? Условия, требуемые для организации обучения людей с нарушениями зрения z Индивидуальный подход. z Безбарьерная среда и реабилитированность. z Адаптация учебных программ. z Доступ к информации. z Квалификация персонала.
Краткая классификация заболеваний органов зрения z В зависимости от остроты зрения (тотальная слепота, свето-ощущение, остаточное зрение) zВ зависимости от времени появления дефекта (слепорожденные, поздно ослепшие) zГлазные болезни (глаукома, катаракта, цветовая слепота) zСопутствующие заболевания (нарушения слуха, нарушения опорно-двигательного аппарата)
Безбарьерная среда и реабилитированность Безбарьерная среда zДоступность городской инфраструктуры zБезбарьерная среда на прилегающей территории zБезбарьерная среда в зданиях Уровень реабилитированности zНавыки самообслуживания zНавыки ориентирования в пространстве zМобильность и коммуникабельность zНавыки использования технических средств реабилитации
Технические средства z Система Брайля z Персональный компьютер (Windows, Linux, OS X) z Мобильные устройства (мобильные телефоны, смартфоны, коммуникаторы, флэш-плееры, планшеты) z Тифлотехника (читающая машина, брайлевская строка, тифлоплеер, система Iveo)
Учебные пособия zУчебники шрифтом Брайля zТактильные пособия zАудиоматериалы zЭлектронные пособия и учебники(txt, fb2, html, pdf, djvu, epub, doc) zИнформационные системы(web-ресурсы, обучающие программы) zСпециализированные форматы - daisy
Учебные программы и кадры Учебные программы zАдаптация общих учебных программ с учетом возможностей и потребностей людей с нарушениями зрения zРазработка отдельных учебных программ для людей с нарушениями зрения zДополнительные занятия по элементарной реабилитации (самообслуживание, ориентированию, мобильности коммуникабельности, навыки работы с ТСР) zГибкий подход в выборе формы проведения занятий (индивидуальные занятия, занятия на дому, занятия в небольших, правильно сформированных группах) zОбеспечение необходимыми учебными пособиями и техническими средствами.
Учебные программы и кадры Проблема кадров zВ дополнение к педагогическому образованию, обязательно тифлопедагогическое. zПостоянный профессиональный рост (повышение квалификации, отслеживание инноваций в тифлопедагогике, средствах реабилитации и т.д.) zНедопущение снижения уровня требований к людям с ограниченными возможностями.
Выводы z Индивидуальный подход z Безбарьерная среда z и реабилитированность. z Доступ к информации z Адаптация учебных программ z Квалификация персонала.
Благодарю за внимание! Александр Северин Сотрудник отдела реабилитационной работы с незрячими г. Гомель. Телефон: