Модель воспитательной системы «Надежда России» Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 3 г.Озёры Московской области
Воспитание - мы представляем, как творческий, целенаправленный процесс взаимодействия педагогов, учащихся и родителей по созданию оптимальных условий, процесса организации освоения социально-культурных ценностей общества и как следствие развитие индивидуальности личности и ее самореализации.
Воспитательная система, включающая в себя целостный учебно- воспитательный процесс в нашей школе требует выполнения трех взаимосвязанных задач: 1. повышение воспитательного потенциала обучения; 2. усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуру, в которой они живут, способы самореализации в них; 3. воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания, предоставление им реальных возможностей и участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений.
Основные направления президентской инициативы «Наша новая школа» В организации воспитательного процесса в школе мы вплотную подошли к проблеме создания воспитательнойсистем ы, ощутили её необходимость. Это требование времени, которое продиктовано и президентской инициативой «Наша новая школа». Образование может быть средним, а воспитание должно быть высшим!
Цель и задачи воспитательной системы: Создание в школе единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого ребенка, формирование духовно- развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях. Задачи: развитие школьной гуманистической системы воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка; формирование гуманистических отношений к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям, освоение, усвоение, присвоение этих ценностей; формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции; координация деятельности и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и семьи, школы и социума: развитие и упрочение детской организации как основы ученического самоуправления, социализации, социальной адаптации, творческого развития каждого обучающегося.
Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают различные разделы и направления системы. Данная программа является результатом творческого поиска педагогов и документом, определяющим основные направления воспитательной деятельности школы.
«ЗДОРОВЬЕ» Цель: Способствовать пониманию школьниками значения ценности здорового образа жизни в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека.
Ключевые дела: Малые олимпийские игры «ВАС ВЫЗЫВАЕТ СПОРТЛАНДИЯ!» «День здоровья» Конкурс «На самый спортивный класс» (см. Положение) Безопасное колесо Моя программа здоровья (защита проекта) Спортивные соревнования по различным видам спорта, кроссы, эстафеты Экскурсии на природу Уроки безопасности Тропа здоровья (цикл мероприятий по сохранения и укреплению здоровья) Мероприятия по программе «Разговор о правильном питании»
«ЭТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА» Цель: формирование представления о прекрасном, как общечеловеческой ценности, раскрытие сущности этого понятия.
Ключевые дела: День Знаний, Последний звонок Фестиваль искусств Народные праздники (Масленица, Крещение. Колядки и т. д.) Выставка декоративно-прикладного искусства Месячники и предметные недели Мастерская Деда Мороза Конкурс знатоков этикета Конкурсы и КТД Неделя детской книги «Ученик года»
« БЕРКУТ» (патриотическое воспитание) Цель: создание механизма, обеспечивающего становление и эффективное функционирование системы патриотического воспитания школьников.
Ключевые дела: Встречи с интересными людьми и старожилами города «Как это было» Уроки мужества Акция «Вернём Новый год ветеранам» Акция «Письмо ветерану» Фестиваль солдатской песни «Песня в солдатской шинели» Вахта памяти День памяти 22 июня Смотр строя и песни «Статен, строен – уважения достоин !»
« Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ» Цель: формирование гражданской позиции, патриотических чувств и любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, села, района, России на основе изучения традиций и культурного наследия.
Ключевые дела: Конкурс песни и строя; Историко-литературный вечер «Посвящается героям необъявленной войны»; Митинг ко Дню Победы; Уроки мужества; Традиционный календарь (день прав человека, день Конституции, день независимости России и т. д.); Линейка Памяти (к 9 мая); Праздник «Мы - граждане России»; Заочные экскурсии по историческим местам России «Русь златоглавая»; Программы, посвященные памяти выпускникам школы, погибшим при исполнении служебного долга; Участие в муниципальных и областных конкурсах.
«ВСЕ ЦВЕТА, КРОМЕ ЧЁРНОГО» Цель: формирование представлений об опасности наркосодержащих веществ для здоровья, о ситуациях, связанных с риском наркотизации.
Ключевые дела: Анализ литературных отрывков Тесты Дневниковые формы Творческие задания (составление рассказа, игры и т. д.) Тренинговые задания (мини-тренинги) Игровые технологии для организации коллективной работы (ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, образно-ролевая игра) Проектная деятельность школьников (исследовательские проекты, информационно-просветительские проекты, творческие проекты) Дискуссионные формы (брейн-ринг, ток-шоу, «круглый стол») Лекции, лекции – дискуссии Опросы учащихся ( анкетирование)
«Правилам движения – почёт и уважение!» Цель: создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасности на улицах и дорогах
Ключевые дела: « Учим правила дорожного движения» (10-ти часовая программа по ПДД) Проведение «Минуток безопасности» Беседы Викторины Игры Авторинг по ПДД Экскурсии
«НАШ КЛАСС – ЭТО КЛАСС! Цель: Создание условий для самореализации учащихся посредством гуманизации воспитательной среды в классных коллективах.
Ключевые дела: Комплексная игра, совместившая в себе все направления и формы воспитательной работы в школе: сочетание внеклассных мероприятий, КТД эстетического, спортивного, интеллектуального направления воспитательного пространства школы, которые проводятся с целью, вполне понятной для ребят среднего и старшего школьного возраста: « кто лучше подготовится», « кто быстрее, сильнее», « кто больше знает» и т.д.
Ожидаемые результаты Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания обучающихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества. Снижение числа подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам. Развитое чувство прекрасного. Умение найти своё место в творчестве каждого ребенка. Массовое участие в культурном досуге. Повышение количества обучающихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы и города. Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, государства. Полное удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в дополнительном образовании. Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Создание системы педагогической подготовки родителей. Создание единого воспитательного пространства всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями. Создание системы повышения профессионального мастерства организаторов воспитания. Внедрение в практическую деятельность достижений передовой педагогической науки, инновационной и экспериментальной работы в области воспитания. Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.
Изолировать детей от реальной среды нельзя. Но можно объединить воспитательные возможности среды и школы на базе самой школы, ввести некоторые позитивного плана события, явления, происходящие в окружающем мире, в жизнь самого школьного коллектива. За счет освоения среды, окружающей школу, того позитивного, что в ней есть можно сделать эффективной ее воспитательную систему. То есть, необходимо создавать и расширять воспитательное пространство образовательного учреждения.