«Система образования, созданная обществом неизбежно становится зеркалом социальных отношений, в нем существующих» Б. Саймон Модернизация высшего профессионального.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Министерство образования и науки РФ Фурсенко А.А., зам министра Биленкина И.П. Фурсенко А.А., зам министра Биленкина И.П. Департамент профессионального.
Advertisements

Н.М. Розина Министерство образования и науки Российской Федерации О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном.
О государственных образовательных стандартах нового поколения Д.В. Строганов Зам. проректора по учебно-методической работе.
ФГОС ВПО КАК НОРМАТИВНАЯ ОСНОВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Рекомендации по введению в вузах ФГОС ВПО III III поколения в области хореографического искусства и разработке основных образовательных программ АКАДЕМИЯ.
ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Кыргызский технический университет им. И.Раззакова (КТУ им. И. Раззакова) О РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО.
О нормативно-правовой базе уровневого образования.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Презентация начальника УМУ К.Г. Тарасова ( заседание УМС ) О разработке ООП бакалавриата.
LOGO О результатах Коллегии Минобрнауки 25 января 2011 г. Т.М. Давыденко, директор Департамента профессионального образования 11 февраля 2011 г.
Актуальные вопросы подготовки специалистов в области стандартизации и метрологии в контексте реформы технического регулирования Проректор по стратегическому.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
СТРУКТУРА МАКЕТА ФГОС ВПО Фомкин А.В. Тел. (812)
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Основные образовательные программы Рекомендации по формированию.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Москва, МГППУ 2013 Квалификации : Академический бакалавр Прикладной бакалавр.
О разработке федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и перечня направлений и специальностей высшего профессионального образования.
Актуальные задачи деятельности УМО по образованию в области менеджмента на 2008г.
Транксрипт:

«Система образования, созданная обществом неизбежно становится зеркалом социальных отношений, в нем существующих» Б. Саймон Модернизация высшего профессионального образования в России Проректор по учебно-методической работе МГТУ им. Н.Э. Баумана С.В. Коршунов март 2012 г.

Тенденции последних десятилетий на мировом рынке образовательных услуг: глобализация и интернационализация образовательных процессов (Болонская декларация, Университет ШОС, Сетевой университет стран СНГ); «массовизация» высшего образования, контроль и гарантии качества образования; Мировой экономический кризис; сокращение бюджетного финансирования образовательных учреждений; повышение требований заказчиков и потребителей образовательных услуг к качеству образования, сертификация квалификаций в отраслях; всемерное внедрение в учебный процесс новейших информационных технологий и построение на их основе дистанционных форм освоения знаний; концепция непрерывного образования, программы дополнительного образования.

Тенденции последних десятилетий на российском рынке образовательных услуг: демографическая пауза, обострившая проблемы набора абитуриентов особенно на машиностроительные, аэрокосмические, оборонные специальности; полномасштабное ЕГЭ в сочетании с отбором победителей олимпиад; новые модели финансирования вузов, включающие подушевое финансирование с учетом набранных по ЕГЭ баллов и отсева студентов; конкурсное категорирование вузов – национальные, федеральные, национальные исследовательские университеты, конкурс программ стратегического развития; образовательные стандарты, устанавливаемые самими университетами, право выдачи диплома вуза (МГУ, СПбГУ); ужесточение конкуренции вузов на рынках образовательных услуг, рейтинги, конкурсы проектов федеральных программ; демократический характер управления системой образования: ассоциации, учебно-методические объединения, общественная аккредитация вузов, профессионально- общественная аккредитация образовательных программ.

Первое поколение ГОС ВПО гг. - минимум содержания основных образовательных программ; - максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; - требования к уровню подготовки выпускников. Несогласованность стандартов подготовки бакалавров и специалистов – усложнение технологии учебного процесса в вузах, реализующих широкую номенклатуру образовательных программ; стандарты подготовки бакалавров формировались на широкой фундаментальной естественнонаучной и гуманитарной основе и получили название «академический» бакалавр. Второе поколение ГОС ВПО 2000 г. - согласованность с тарифно- квалифицированными характеристиками Минтруда России; - согласование требований к выпускникам и содержанию образования с работодателями; - одновременная разработка ГОСов для всех ступеней ВПО - технологичность; - разработка стандартов по направлениям подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологии. Федеральный компонент: - общие требования к ООП; - требования к обязательному минимуму содержания ООП, к условиям их реализации, к итоговой аттестации и уровню подготовки выпускников; - сроки освоения ООП;. -максимальный объем учебной нагрузки студентов. 240 стандартов подготовки бакалавров и магистров, по 120 направлениям, 215 стандартов специалистов и 88 стандартов по направлениям подготовки дипломированных специалистов ФГОС ВПО г. - компетентностный формат, - зачетные единицы, - участие работодателей, - большие свободы вузов в формировании образовательных программ, - нацеленность на кредитно-модульную систему и балльно-рейтинговое построение уч. проц. - акцент на уровневую систему образования, - новые образовательные технологии. К настоящему времени разработано ~350 стандартов подготовки бакалавров и магистров и 114 ФГОС подготовки специалиста.

Внешние факторы, вызвавшие необходимость смены парадигмы стандартизации в российском образовании 1). Вступление России в «Болонский процесс» 2003 г. Требования Болонского процесса: Единая СИСТЕМА УРОВНЕЙ образования (бакалавр – магистр – доктор). Классификация национальных образовательных программ и соотносимых с ними академических степеней и квалификаций в соответствии с Европейской рамкой квалификаций. Компетентностный подход и использование системы зачетных единиц ECTS для создания учебных программ. Степень бакалавра должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. 2). Принятие Правительством Российской Федерации «Приоритетных направлений развития образовательной системы РФ» (2004 г.), в которых объявлен курс на: законодательное введение и развитие уровневой системы образования (бакалавр-магистр, специалист), введение отдельного Перечня специальностей для непрерывной (моноуровневой) реализации, кредитно-модульное построение образовательных программ. Из Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (2004 г.): «…Мы обязаны внедрить в практику адекватные времени образовательные стандарты. Больше того - содержание образования должно соответствовать самым высоким мировым стандартам…»

КОМПЛЕКС МЕРОПРИЯТИЙ по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года п/п Краткое содержание мероприятий Сроки реализации 1212 Разработка новых государственных образовательных стандартов различных уровней профессионального образования с участием объединений работодателей Разработка и принятие профессиональных стандартов по областям деятельности с участием объединений работодателей гг. I кв г.

Для введения ФГОС необходима разработка нормативно- правовых документов федерального уровня и осуществлена серия административных процедур: 1.Обновление законодательства в области образования. 2.Утверждение ФГОС бакалавров, магистров и специалистов. 3.Утверждение перечней направлений подготовки бакалавров, магистров и Перечня специальностей в Правительстве РФ. 4.Утверждение примерных основных образовательных программ на основе новых ФГОС ВПО. 5.Утверждение форм документов государственного образца об окончании вуза. 6.Утверждение таблиц соответствия действующих и новых основных образовательных программ. 7.Утверждение новых правил лицензирования и аккредитации. 8.Принятие новых правил и контрольных цифр приема абитуриентов. 9.Утверждение Положения об итоговой государственной аттестации студентов. 10.Утверждение ограничений по заочной, очно-заочной формам обучения и экстернату. 11.Разработка новых основных образовательных программ вузов. 12.Принятие нормативов бюджетного финансирования в бакалавриате, магистратуре и специалитете.

п/п Первоочередные мерыОценка мер экспертами 1 Обеспечить стабильное, достаточное финансирование78,3 2 Повысить зарплату преподавателям77,7 3 Модернизировать материально-техническую базу70,5 4 Обеспечить закрепление молодых преподавателей69,3 5 Сформировать современную информационную среду50,6 6 Повысить квалификацию преподавателей50,0 7 Развивать в вузах НИР44,0 8 Повысить уровень требований к студентам43,8 9 Ужесточить конкурсный отбор абитуриентов39,8 10 Повысить требования к преподавателям36,7 11 Обновить учебники и учебные пособия32,5 12 Создать условия для роста в реальных секторах экономики27,1 13 Пересмотреть образовательные стандарты и программы24,7 14 Изменить структуру подготовки инженерных кадров14,5 15Обеспечить закрепление молодых специалистов на производстве !!! Значимость первоочередных мер, обеспечивающих повышение качества подготовки специалистов в высшей технической школе России, %

Риски реализации Болонского процесса Россия Европа Высокое качество подготовки инженеров (фундаментальность образования) Нехватка общежитий Низкий престиж профессии инженера Мало учебных курсов на европейских языках Заинтересованность в студентах из Восточной Европы – квалифицированные кадры Узнаваемость дипломов и образовательных программ Проблемы внутренней мобильности Проблемы безопасности Недостаточная материально- техническая база Быстрое обновление технологий и знаний – более гибкая систем образования и с т.з. работодателя и личности Непризнание бакалавров в высокотехнологичном секторе экономики На долю России приходится менее 0,5% мирового рынка образовательных услуг

Доля российского ВПО на мировом рынке высшего образования Мировой рынок высшего образования по численности студентов - 5,7 млн. чел. - Россия: 102, 8 тыс. чел. Мировой рынок высшего образования по объему получаемых средств – 62 млрд. долл. - Россия: 300 млн. долл., или 9 млрд. руб.

Структура мирового рынка ВПО по объему получаемых средствЕС США и Канада Структура контингента иностранных студентов российских вузов в 2009 г., тыс. чел.

Доля студентов магистратуры и аспирантуры * : УниверситетСтуденты магистратуры и аспирантуры Доля студентов магистратуры и аспирантуры Гарвард % Стэнфорд % МТИ % Оксфорд % Кембридж % Лондонская школа эконом % Пекинский универ % Токийский универ % *Салми Д., Фрумин И.Д. Вопросы образования, 2007, 3, С

Контрольные цифры приема абитуриентов в 2011 г. Контрольные цифры приема на 1 курс и на подготовку магистров в 2011 г. практически были сохранены на уровне 2010 г. и установлены в размере 484 тыс. чел. (прием на 1 курс уменьшен на 15 тыс. чел. – 431 тыс. чел. и увеличен бюджетный прием в магистратуру на 10 тыс. чел. – 53 тыс. чел.). Это позволило обеспечить социальные гарантии: контингент студентов, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях за счет средств федерального бюджета, составил 172 человека на 10 тыс. населения. Число очных бюджетных мест приема на 1 курс возросло до 438 в расчете на 1000 выпускников 11-х классов. Контрольные цифры приема по программам подготовки специалистов на первый курс не превышают 15%. За пять лет сократились КЦП по направлениям: «Гуманитарные науки» (на 30,6%), «Образование и педагогика» (на 35,7%), «Экономика и управление» (на 51,5%). Уменьшается прием в аспирантуру, срок обучения по инженерным специальностям увеличен до 4 лет.

Ведущий технический университет, реализующий подготовку бакалавров, магистров со степенью реализующий подготовку бакалавров, магистров со степенью и дипломированных специалистов (6 лет) 2004 г. Б (степ) 5,5 4 ДС Ф2 М (степ) Из других вузов Направление подготовки ДС сопряженное с ним направление бакалавриата 6 6 Малый выпуск адаптация 1 год конкурс _ _ _ _ _ _ _

В 2007 г. приняты Госдумой законы: 232-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании» и в ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в части установления уровней высшего профессионального образования). 309-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)».

Реализация уровневого высшего профессионального образования в Российской Федерации ,5 лет специалист 530 специальностей ВПО Общее среднее (полное) образование Годы обучения 120 направлений подготовки ВПО 4 года бакалавр 2 года магистр 2 года магистр 1 – 1,5 года специалист 4 года бакалавр 80% составляют программы подготовки дипломированных специалистов

Структура подготовки в МГТУ им.Н.Э.Баумана г о д о б у ч е н и я т р у д о е м к о с т ь в час (max) Довузовская подготовка М а г и с т р Послевузовская подготовка (аспирантура) Д и п л о м и р о в а н н ы й с п е ц и а л и с т Б а к а л а в р ( степень ) (квалификация ) Неполное высшее образование

Структура подготовки специалистов в соответствии с новым законодательством

Интегрированные специальности Оптимизация списка специальностей на основе введения в ряде направлений одной или нескольких интегрированных специальностей. Это дает возможность построить вариативную уровневую систему подготовки кадров с наличием двухуровневой подсистемы бакалавр-магистр и специалиста по выделенным укрупненным моноспециальностям. В дальнейшем вузы в зависимости от своего потенциала и запросов работодателей региона смогли бы на основе процедур лицензирования выбрать для себя ту или иную схему. 114 специальностей (58 – инженерных) 179 направлений магистратуры (82 – инженерных).

Совещание представителей 300 европейских университетов в Саламанке марта 2001 года: «При некоторых обстоятельствах университет может вводить интегрированные учебные планы, ведущие непосредственно к степени магистра». МАГИСТР Бакалавр Школа 5 лет 3 года лет

Федеральные государственные образовательные стандарты ВПО предназначены для обеспечения: 1) единства образовательного пространства Российской Федерации; 2) качества высшего профессионального образования; 3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования; 4) признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании. (ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»). 5) преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. (Закон «Об образовании»)

Коллегия Минобрнауки России 25 января 2011 г. по вопросу «О ходе выполнения работ по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения» «… высшие учебные заведения могут самостоятельно устанавливать профили подготовки (специализации) при разработке и реализации основных образовательных программ бакалавриата (подготовки специалиста), если непосредственно в структуре ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) перечень профилей подготовки (специализаций) не определен».

ФГОС ВПО Характеристика направления подготовки (сроки освоения) Требования к результатам освоения ООП Требование к структуре ООП подготовки - бакалавров - магистров - специалистов Требования к условиям реализации ООП Характеристика профессиональной деятельности (область, объекты, виды, задачи) Основные элементы ФГОС Профессиональные компетенции Общекультурные компетенции

Перераспределение компетенций в процессе становления макета ФГОС 3-го поколения К О М П Е Т Е Н Ц И И Общекультурные Профессиональные Социально- личностные Инструментальные Профессиональные Общенаучные Возможная инвариантная часть

Требования к условиям реализации ООП (Б, М, С) Кадровое обеспечение Учебно-методическое и информационное обеспечение Материально-техническое обеспечение Финансовое обеспечение учебного процесса

Структура основной образовательной программы специалиста Учебные циклы: -гуманитарный, социальный и экономический; -математический и естественнонаучный; -профессиональный. Разделы: - физическая культура; -учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа. Итоговая государственная аттестация.

Структура ООП бакалавра (пример) Код УЦ ООП Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения Трудоем- кость (зачетные единицы) Перечень дисцип- лин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий Код форми- руемых компе- тенций Б.3Профессиональный цикл Базовая (общепрофессиональная) часть: В результате изучения базовой части цикла студент должен: знать правила оформления конструкторской документации в соответствии с ЕСКД, основы проектирования и основные методы расчетов на прочность, уметь выполнять и читать чертежи и другую конструкторскую документацию, конструировать элементы машин и конструкций, владеть навыками работы с современными системами компьютерного инжиниринга, … Электротехника и электроника, Основы технологии машиностроения, Метрология, стандартизация и сертификация, Технология конструкционных материалов ….. Безопасность жизнедеятельности, ПК-1, ПК-2, ПК-10, … Вариативная часть: (знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)

Особенности ФГОС Направление подготовки Цели воспитания и обучения Разработка совместно с работодателями Ориентация на результат Компетентностный подход Трудоемкость ООП в зачетных единицах Базовая часть: Б – не более 50% М – не более 30% С – не менее 70% Типовые учебные планы СССР (1988 г.) Первое поколение ГОС ( гг.) Второе поколени е ГОС (2000 г.) ФГОС (2009 г.) ~ 12 % (от объема основной образователь ной программы) %20-40 % С-Б-М: % Динамика изменения академических свобод вузов

Требования к условиям реализации ООП подготовки бакалавров и магистров, определенные ФГОС и Типовым положением о вузе Максимальный объем аудиторных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет академических часа (в зависимости от направления) - для подготовки бакалавра, академических часа - для подготовки магистров. В указанный объем не входят обязательные занятия по физической культуре.

Требования к условиям реализации ООП подготовки бакалавров и магистров, определенные ФГОС и новым Типовым положением о вузе Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в целом в учебном процессе должен составлять не менее 20% аудиторных занятий - для ООП бакалавриата и не менее 40% - для ООП магистратуры. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40% - ауд. занятий у бакалавров, 30% - у магистров.

Повышение роли электронных учебных изданий Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам. Содержание каждой из таких учебных дисциплин должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения. Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом должна быть обеспечена возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25% обучающихся. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов …

Требования к условиям реализации ООП подготовки бакалавров и магистров, определенные ФГОС и новым Типовым положением о вузе ФГОС определяют требования к кадровому, информационно-методическому, материально- техническому и финансовому обеспечению ООП. Образовательные стандарты МГТУ должны превысить эти требования. Например, для ООП магистратуры в ряде ФГОС среди требований к кадровому обеспечению есть следующее: к образовательному процессу по дисциплинам профессионального цикла должны быть привлечены не менее 20% преподавателей из числа действующих руководителей и ведущих работников профильных организаций, предприятий и учреждений. Не менее 80% преподавателей, обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени и ученые звания.

Стандарты Б. и М. по направлениям подготовки УМО по университетскому политехническому образованию: 1. Машиностроение, 2. Технологические машины и оборудование, 3. Прикладная механика, 4. Ракетные комплексы и космонавтика, 5. Двигатели летательных аппаратов (МАИ), 6. Системы управления движением и навигация, 7. Баллистика и гидроаэродинамика (МАИ), 8. Наземные транспортно-технологические комплексы (с МАМИ, МАДИ), 9. Системный анализ и управление (СПбГПУ), 10. Мехатроника и робототехника, 11. Стандартизация и метрология,

12. Инноватика (СПбГПУ), 13. Организация и управление наукоемкими производствами (магистратура), 14. Техническая физика (СПбГПУ), 15. Информатика и вычислительная техника, 16. Информационные системы и технологии, 17. Программная инженерия, 18. Техносферная безопасность, 19. Холодильная, криогенная техника и системы жизнеобеспечения, 20. Высокотехнологические плазменные и энергетические установки, 21. Наноинженерия !!!, 22. Лазерная техника и лазерные технологии (СПбГИТМО).

Стандарты по специальностям УМО по университетскому политехническому образованию: 1. Проектирование технологических машин и комплексов; 2. Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов; 3. Проектирование авиационных и ракетных двигателей (МАИ); 4. Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие; 5. Боеприпасы и взрыватели; 6. Транспортные средства специального назначения; 7. Наземные транспортно технологические средства; 8. Радиоэлектронные системы и комплексы; 9. Противодействие техническим разведкам (Академия ФСБ).

Web-сайт УМО: Коршунов Сергей Валерьевич Спасибо за внимание!