Система оценки качества образования в современной школе Качество образования – приоритетное направление деятельности современной школы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Обученность развитие здоровье. Возможные критерии и показатели оценки объектов мониторинга качества образования.
Advertisements

Педагогический мониторинг как инструмент управления качеством учебно-воспитательного процесса Из опыта работы зам.директора по УВР 1квалификационной категории.
1 Управление качеством образования и Общероссийская система оценки качества образования.
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
Построение образовательной программы образовательного учреждения, гарантирующее достижение заявленных целей (результатов образования) в условиях введения.
Модернизация Российского образования до 2010 года Концепция модернизации Российского образования до 2010 года (Распоряжение Правительства РФ от
«Оценка и управление качеством образования в территориальных образовательных системах» Всероссийский семинар: «Социокультурная модернизация образования:
ПРОГРАММА МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВВЕДЕННОГО В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Система организации мониторинга в МОУ «Кадетская школа» города Бийска.
Система оценки качества образования в МБОУ СОШ 31 имени Героев Свири «Образование – величайшее благо мира, если оно наивысшего качества. В противном случае.
ПРОГРАММЫ «Система оценки качества образования» МОУ Вознесенской средней общеобразовательной школы.
Муниципальное образовательное учреждение Тогучинского района Киикская средняя общеобразовательная школа.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа ЛГО с. Ружино» Проект Педсовет – как одна из форм повышения профессионального.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ А.Н.Свиридов, к.п.н., профессор.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Ключевые приоритеты модернизации общего образования Апрель, 2011 год.
Школа заместителя директора по УВР «Управление качеством образования» 25 октября 2012г.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА Калужской области «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ» НА ГОДЫ А.С. Аникеев министр образования и науки Калужской.
Статистические индикаторы и показатели мониторинга системы образования.
Транксрипт:

Система оценки качества образования в современной школе Качество образования – приоритетное направление деятельности современной школы

«Качество – вещь забавная. Все о нем говорят, все с ним живут, и каждый думает, что знает, что это такое. Но лишь немногие придут к единому мнению об определении качества.» /Дж. Харрингтон/ «Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно. Образование – это то, что остается у человека после того, как все выученное будет забыто» /Р.Киплинг/

Амфибрахий (литература) Геосинклиналь, архитектоника (география) Митохондрия, мейоз (биология) Циклогексан, ингибитор (химия) Аксонометрия (черчение) Герундий (английский язык) Прогонка, идентификатор (информатика) Жирондист (история) Суперпозиция, кварк (физика) Ампир, офорт (МХК) Асимптота, икосаэдр (математика) Эклиптика (астрономия) Объясните значение этих терминов, взятых из школьных учебников, не пользуясь словарем

Назначение современной школы Обучение учащихся, содействие становлению их зрелости, самостоятельности, инициативы и активности, воспитание достойных граждан своего Отечества

Стратегия развития образования в РФ доступность эффективность качество

Доступность обеспечение государственных гарантий и равных возможностей получения полноценного образования; информатизация жизни общества; становление открытого общества; становление гражданского общества

Эффективность усиление инвестиционной привлекательности сферы образования; использование и система привлечения ресурсов; образование – открытая система

Качество новые требования к качеству дошкольного, общего и профессионального образования; повышение социального статуса и профессионализма работников образования, их государственная поддержка; становление нового культурного типа личности

Концепция модернизации российского образования до 2010 года (Распоряжение правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 года 1756-р): разработка подходов к независимой объективной оценке качества образования, совершенствование контрольных процедур Федеральная целевая программа развития образования на годы (Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2005 года 803) Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 год : создание объективной системы оценки качества образования в Российской Федерации Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года (одобрены Правительством РФ от ): создание моделей организации контроля качества образования и формирование нормативной базы для общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО). Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА» (Послание Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года): предстоит развивать оценку качества при переходе с одной школьной ступени на другую; вводить инновационные механизмы добровольной оценки качества по разным группам образовательных учреждений «Российское образование 2020: Модель образования для экономики, основанной на знаниях»: в новой модели процесс обучения становится многообразным и вариативным, и важную роль начнет играть как внешняя, так и внутренняя система оценки качества, ориентированная не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты.

Под новым качеством образования понимается Соответствие целей и результатов общего образования современным социальным требованиям Соответствие содержания образования его целям и познавательным возможностям всех учеников, Соответствие условий образовательной деятельности требованиям сохранения здоровья и обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса

Новые подходы к определению целей образования «уровень образованности» «функциональная грамотность» «ключевые компетентности» Отказ от отождествления целей и содержания образования Отказ от целей, ориентированных на сумму предметных результатов и выдвижение целей, ориентированных на метапредметные результаты обучения Переход от целей, фиксирующих отдельные личностные новообразования к целям, фиксирующим потенциал личности

Качество реализации целей Миссия ОУ (Mission) – документально оформленное заявление ОУ (обычно от 25 до 50 слов), определяющее: – позиционирование и предназначение ОУ в окружающем мире (кто мы?); – стержневые цели существования ОУ (для чего мы существуем?); – основные группы потребителей и заинтересованных сторон (для кого мы работаем?); – ключевые обязательства и пути обеспечения качества образования (что мы гарантируем и за счет чего?) Политика в области качества (Quality Policy) – это основные направления и цели ОУ в области качества, официально сформулированные руководством. Она формируется таким образом, чтобы охватить деятельность каждого работника и ориентировать весь коллектив предприятия на достижение поставленных целей. Вместе с тем она носит подчеркнуто декларативный характер, пишется четким, простым языком и хорошо структурирована.

Цели в области качества (Goals of Education) – то, чего добивается или к чему стремится ОУ в области качества. Цели должны быть измеримыми и достижимыми. Формулировка целей должна быть изложена настолько конкретно, чтобы их можно было понять, воплотить на практике и измерить степень их достижения. Типовое содержание элементов стратегического планирования в области качества образования: – миссия образовательного учреждения (подразделения); – политика в области качества образовательного учреждения (2–3 основных принципа и 2–3 базовые ценности организации); декларация руководства о личной приверженности качеству; – цели и задачи в области качества для образовательного учреждения (3–5 позиций); пути их достижения (2–3 мероприятия).

Качество образования на уровне ученика системы образования - учиться узнавать - стратегия развития - учиться делать - нормативное - учиться быть обеспечение - учиться жить - измерение вместе результатов - распределение ресурсов Программа ЮНЕСКО «Образование для всех» (2003 г.)

Качество образования «процесс образовывания» «полезный эффект» Качество образования – интегральная характеристика, отражающая степень соответствия образовательных результатов и условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям (из Концепции ОСОКО)

Качество образования Начальная школа Основная школа Старшая школа «Школа радости» «Школа пробы» Школа профессионального самоопределения

Структура качества образования Качество результата Качество условий Качество реализации целей Качество процесса СТРУКТУРАСТРУКТУРА

ОБЪЕКТЫ контроля качества ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИАЛИЗАЦИЯ МИССИЯ, ЦЕЛИ ОУ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ШКОЛА УЧИТЕЛЬ РЕБЕНОК

Качество условий Первое – использование здоровьесберегающих технологий Второе – высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения Третье – обогащение внешней и внутренней среды Четвертое – обеспечение психологического комфорта ребенка в ОУ Условия обеспечения качества образования

Качество процесса Оценка качества образования Методический подход Методологический подход Как? Кто? Что? Зачем? Почему?

Качество результата Результат Академические достижения Развитие креативности, эмоциональной сферы СоциализацияЗдоровье

Программа мониторинга качества образования объект инструментарий критерийпоказатель методы

Логика анализа качества образования Критерий – признак, на основании которого производится оценка Показатель – конкретно измеримые требования

Методы ОКО Статистика Рейтинг Кластер Мониторинг Внутренняя оценка Внешняя оценка Тестирование Эссе Письменные работы Интервью Проекты Портфолио Наблюдение другие Оценка практической деятельности

Принципы отбора методов ОКО Контролировать достижения по тем показателям, которые соответствуют задачам и целям учебной программы; Обеспечивать обратную связь, которая необходима учителю для оценки и совершенствования учебного процесса, Обеспечивать равные условия для всех учащихся, Иметь возможность сравнивать картину достижений ученика, Сделать процедуру проверки удобной

Цель мониторинга: получение регулярной информации о качестве подготовки школьников на разных ступенях обучения; выявление тенденций в изменении качества образования школьников; определение факторов, влияющих на качество образования

Объект мониторинга Образовательные результаты Условия достижения образовательных результатов Цена достижения образовательных результатов

Критерии и показатели оценки качества образования Объект оценки Критерии оценки Показатели оценки Образо- ватель- ные резуль- таты Обученность -Фактический запас знаний по предметам -Сформированность предметных умений -Сформированность умений учиться Обучаемость -Темп продвижения в усвоении знаний и формировании умений -Легкость освоения материала(отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от работы) -Гибкость в переключении на новые способы и приемы работы -Прочность сохранения освоенного материала Творческие успехи -Результаты участия в олимпиадах, соревнованиях -Сертификаты (мероприятий и конкурсов, дополнительного образования, образовательных тестирований по предметам и др.)

Критерии и показатели оценки качества образования Объект оценки Критерии оценкиПоказатели оценки Условия дости- жения образо- ватель- ных резуль- татов Методические ресурсы- Повышение квалификации учителей - Стабильность основного состава педагогического коллектива - Оснащенность кабинетов - Обеспеченность учебниками и УМК - Время доступа к персональным компьютерам (дляучителей и учащихся) - Обеспеченность библиотеки Валеологические ресурсы - Валеологическая кривая расписания - Количество учащихся в классе Ресурсы получения дополнительного образования - Дополнительные образовательные услуги в школе - Включенность учащихся в систему ДО в школе Ресурсы образовательной среды Широта Устойчивость Активность Интенсивность Мобильность Эмоциональность

Критерии и показатели оценки качества образования Объект оценки Критерии оценки Показатели оценки Цена дости- жения образо- ватель- ных резуль татов Нагрузка учащихся -Число проверочных, контрольных работ и других видов аттестации в единицу времени (четверть и др) -Время, затрачиваемое на подготовку к различным видам аттестации (их трудоемкость) -Время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий (по предметам, по четвертям, по параллелям и т.д.) Нагрузка учителей -Разнообразие видов выполняемой нагрузки в работе с учащимися -Разнообразие видов выполняемой нагрузки в педагогическом коллективе -Трудоемкость (время, затрачиваемое на подготовку) Уровень здоровья (учащихся, педагогов) -Динамика зрения -Динамика заболеваний -Динамика травматизма

Показатели результатов (1) 1. Результаты обучения Уровень учебных достиженийОтношение среднего балла по ЕГЭ к среднему по группе (муниципальному, региональному, федеральному) Получение полного среднего образования Коэффициент охвата полным средним образованием, (в т.ч. продолжение обучения в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования Уровень внеучебных достижений Количество участников олимпиад и конкурсов (в % к общему числу учащихся) Потери в системеДоля выбывших из образования по т.н. « неуважительным » причинам Повторное обучениеДоля второгодников

Показатели результатов (2) 2. Уровень социализации ТрудоустройствоДоля выпускников, не работающих и не продолживших обучение в численности выпускников Доля безработных в возрасте лет в общей численности безработных Способность к межкультурному диалогу Отношение к приезжим, людям, других национальностей, иной культуры и вероисповедания, и т.п. - Результаты специального тестирования Уровень освоения социальных навыков и компетенций в области решения проблем Результаты специального тестирования

Показатели результатов (3) 2. Уровень социализации (2) Асоциальное поведениеДоля преступлений, совершенных несовершеннолетними в общем количестве преступлений Доля подростков лет, состоящих на учете в милиции, в общей численности учащихся лет Число учащихся, состоящих на учете за употребление наркотиков в общей численности учащихся Уровень гражданского самосознания Доля молодых людей в возрасте 18-19, голосующих на выборах в численности населения данного возраста

Показатели результатов (4) 3. Соответствие требованиям стандартов и запросу потребителя Уровень освоения стандартаДоля выпускников, сдавших ЕГЭ менее чем на «удовлетворительно» (по 5-бальной шкале) Соответствие запросу родителей и учащихся Оценка качества образования родителями и учащимися – специальное обследование Соблюдение нормативных требований Наличие лицензии и аккредитации, количество аккредитованных и пролицензированных программ Безопасность и здоровьеСоотношение доли детей, имеющих отклонения в здоровье (с понижением остроты с дефектом речи, со сколиозом, с нарушением осанки) до поступления в школу с долей детей с отклонениями в здоровье в возрасте 15 лет Количество случаев травматизма в школах на количество учащихся

Показатели ресурсов и условий (1) 1. Индивидуальные характеристики Состояние зданий Наличие всех видов благоустройства СменностьДоля учащихся во 2-ю смену Доля учащихся в 3-ю смену КадрыДоля преподавателей, имеющих ВО Соотношение численности преподавателей 1-й и 2-й категорий и высшей категории Доля преподавателей пенсионного возраста Доля преподавателей прошедших переподготовку в прошедшем году Доля преподавателей, совмещающих преподавание по отдельным предметам Информати -зация Количество учащихся на 1 компьютер Выход в Интернет, доступность для учащихся и учителей Финансиро - вание Расходы на 1 учащегося Отношение расходов на 1 учащегося к расходам бюджета на 1 жителя

Показатели ресурсов и условий (2) 2. Сетевые характеристики Наличие и доступность образовательных ресурсов общего и коллективного пользования Доля учащихся, пользующихся учебными, спортивными и иными ресурсами учебных заведений, в которых они не обучаются Наличие условий подготовки к школе - система дошкольного образования для детей предшкольных возрастов Охват дошкольным образованием детей в возрасте 5-6 лет (к населению 5-6 лет за исключением обучающихся в начальной школе) Наличие условий для удовлетворения индивидуальных запросов учащихся - система дополнительного образования Охват учащихся дополнительным образованием в системе образования Кроме того, охват учащихся дополнительным образованием в системе культуры и спорта -культуры -спорта

Показатели ресурсов и условий (3) 3. Характеристики управления Развитие потенциала управления Доля общего среднего образования, повысивших квалификацию в области менеджмента, всего, в том числе: получивших второе высшее образование прошедших переподготовку окончивших курсы повышения квалификации Доля учебных заведений имеющих Школьные советы, наблюдательные советы или иные органы общественного управления Использование ресурсов Доля расходов на оплату труда (с начислениями) и коммунальных расходов в общей сумме бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений Доля расходов регионального (местного) консолидированного (местного) бюджета по программам в образовании в общей сумме расходов регионального консолидированного (местного) бюджета на отрасль « Образование » Соотношение учащихся и преподавателей Средний размер школы Наполняемость классов

Контекстные показатели (1) 1. Социально-экономические характеристики территории Социально-экономические условия функционирования системы образования Динамика численности населения Доля сельского населения Сальдо миграции Экономическое развитие:ВРП на душу населения Собственные доходы местного бюджета на душу населения Соотношение среднедушевых доходов населения с БПМ Уровень безработицы

Контекстные показатели (2) 2. Информационная среда Научно-культурная и образовательная инфраструктура Количество книг в библиотеках на 1 жителя Количество посещений музеев на Количество общеобразовательных учебных заведений в населенном пункте Наличие учебных заведений профессионального образования в населенном пункте

Разделы программы мониторинга Банк тестовых заданий по предметам (для оценки уровня обученности) Оценка базового потенциала ученика Оценка уровня развития личности (уровень развития мышления) Психологическая комфортность пребывания и обучения в школе

Группы мониторинга I группа - мониторинг уровня ЗУН обучающихся ("цель - результат") II группа - мониторинг, связанный с непосредственным накоплением и структуризацией информации; III группа - системы мониторинга, построенные с использованием модели "вход - выход"; IV группа - системы мониторинга на уровне образовательного учреждения. С их помощью предпринимаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, выделить факторы, влияющие на качество обучения, найти примеры связи квалификации педагога и результатов преподавания.

Группы мониторинга ГруппаОбъекты мониторингаМетоды, направления IРезультативность учебно- воспитательного процесса - тестирование (тестовые задания и КИМы итоговой аттестации), - анализ уровня обученности и обучаемости учащегося, - информационная карта текущей успеваемости и посещаемости учащегося. IIНакопление и структуризация информации о преподавателях, материально-технической оснащенности учебного процесса - педагогические кадры, их квалификация; - общие показатели, материально-техническая база; - комплексно-методическое обеспечение учебного процесса; - результативность образовательного процесса; - результативность воспитательного процесса; - инновационная и методическая деятельность; - мониторинг качества функционирования образовательного учреждения (расписание и т.п.) IIIМодель "вход-выход"- психолого-педагогические характеристики учащихся (в том числе и уровень готовности первоклассников); уровень обученности и обучаемости; - изучение развития у учащихся ключевых компетенций (карта наблюдения и оценки); - модель выпускника школы (начальной, основной и средней), - поступление в высшие и средние профессиональные учебные заведения, - работодатель и проблема трудоустройства. IVНа уровне образовательного учреждения - анализ урока; - рейтинговая оценка деятельности учителя, классного руководителя, руководителя ДО, руководителя методического объединения; - положение о лучшем учителе, руководителе методического объединения, классном руководителе и т.д. (результаты деятельности и система поощрения); - изучение потребностей всех участников образовательного процесса.

Годовая циклограмма педагогического мониторинга в ОУ Предмет мониторинга (объекты мониторинга) Цели мониторингаПериодич ность Ответственные (субъекты мониторинга) Результат Общие показатели и материально- техническая база образовательн ого учреждения Сбор статистических данных об оснащенности учебного процесса, об уровне квалификации педагогических работников и динамике изменений качественного и количественного состава обучающихся 2 раза в год Руководители методических объединений, зам. дир. по УВР Аналитичес кие записки, диаграммы Учебно- методическое обеспечение учебного процесса Сбор информации об обеспеченности учебного процесса учебной и методической литературой, средствами наглядности и т.д. 1 раз в год (декабрь) Руководители методических объединений, библиотекарь Сводные таблицы, диаграммы Методическая работа школы Создание банка данных о методической деятельности методического объединения, создание условий для систематического анализа методической работы 2 раза в год (сентябрь, май) Руководители методических объединений, зам. директора по УВР, члены методического совета школы Аналитичес кий отчет, включающ ий графики и диаграммы

Годовая циклограмма педагогического мониторинга в ОУ Предмет мониторинга (объекты мониторинга) Цели мониторингаПериодичност ь Ответственные (субъекты мониторинга) Результат Деятельность учителя Сбор информации об уровне профессионализма учителей, о направлениях их методического развития и совершенствования, составление рейтинга учителей ЕжемесячноЗам. дир. по УВРТаблицы, справки, диаграммы Деятельность классного руководителя Определение уровня профессиональной компетентности классного руководителя, создание классным руководителем банка данных учащихся, информации об их уровне обученности, воспитанности, уровне развития классного коллектива и сформированности у учащихся основных компетенций ЕжемесячноЗам. дир. по ВР, социальный педагог, педагог -психолог Справки, таблицы, диаграммы Нормативно- планирующая документация Анализ качества составленных рабочих программ и календарно-тематического планирования 2 раза в год (сентябрь, апрель) Руководители методических объединений, зам дир по УВР Протоколы Деятельность учащихся Определение уровня (качества) обученности учащихся ЕжемесячноКлассные руководители, зам. дир. по УВР, учителя - предметники, педагог - психолог Аналитические отчеты, диаграммы, таблицы

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!