Развитие школьно - значимых функций – залог успешного обучения в школе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки.
Advertisements

Ведущее место в комплексном подходе к коррекции ОНР многие исследователи (Р.Е.Левина, Г.А. Никашина, Р.М. Боскис, Г.А. Каше.) отводят формированию фонематического.
ДС 264 Воспитатель года Игры на развитие слухового внимания
L/O/G/O Тема: «Формирование фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр».
Игры и упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Фонематический слух – очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение,
Федорова Наталия Александровна, учитель начальных классов «Моделирование в начальных классах на уроках русского языка» МБОУ «Цнинская СОШ 1»
Составитель: учитель-логопед Щербакова О. Е.. «Слух воспринимает звук – а ум о чём звук…» Нейах «Это Ж - Ж – Ж - неспроста! Винни - пух и все-все-все.
Учитель-логопед МБДОУ 15 «Черёмушка» г. Северодвинска Докучаева Наталья Алексеевна.
Р А З В И Т И Е П Р О Ц Е С С О В О Н Е М А Т Ф ИЧ Е С К И Х.
«Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах» 1. Пути совершенствования орфографической подготовки младших школьников. 2. Формирование.
«Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста». Презентацию подготовила: Воспитатель МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» С.А. Фролова.
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста Работу выполнила воспитатель 1-й категории Обухова Марина Николаевна МБДОУ ГДС «Радуга» Р.п.
И СПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ У ДОШОКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.
Система работы по дифференциации парных звонких и глухих согласных.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ 4 – 5 ЛЕТ.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПЕРВЫЕ ШАГИ К ГРАМОТЕ (формирование фонематического восприятия) Автор: учитель-логопед Арсентьева Наталия Викентьевна.
Подготовили: логопед Мальцева Е. А. воспитатель Ляпина С. А.
Р АЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
Транксрипт:

Развитие школьно - значимых функций – залог успешного обучения в школе

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ВНИМАНИЯ, СЛУХОРЕЧЕВОЙ ПАМЯТИ, ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

УШИ КАЖДОМУ ДАНЫ, УШИ ОЧЕНЬ НАМ НУЖНЫ. ЧТОБЫ СЛЫШАТЬ РОКОТ МОРЯ, ЧТОБЫ ЖИТЬ, НЕ ЗНАЯ ГОРЯ. НУЖЕН СЛУХ ХОРОШИЙ НАМ : ДЕТЯМ, ВЗРОСЛЫМ ГОСПОДАМ.

Поэтому взрослым необходимо проводить нацеленную ра ­ боту по совершенствованию фонематического восприятия, фо ­ нематических представлений и произносительных возможно ­ стей детей, развитию у них навыков фонематического анализа и синтеза, используя специальные задания, построенные на невербальном и вербальном материале. Порядок включения таких заданий регулируется последовательностью становле ­ ния фонематических процессов в онтогенезе и может быть пред ­ ставлен как совокупность следующих друг за другом этапов : 1- й этап совершенствование слухового восприятия, чув ­ ства ритма, слухоречевой памяти ; 2- й этап развитие фонематического восприятия и фор ­ мирование четких фонематических представлений ; 3- й этап формирование навыков звуко - слогового ана ­ лиза и синтеза.

На первом этапе детям могут быть предложены следую ­ щие типовые задания : Выделение и называние неречевых звуков ( например, бытовые шумы, звуки улицы, школы, звучание музыкальных инструментов и др.) Что за шум ? Ну - ка прислушайся ! Чем играем ? Музыкальные инструменты Чередование характера или темпа движений или направления движений, ориентируясь на усиление - ослабление громкости звучания сигнала или смену его темповых характеристик ( барабан, бубен, хлопки, музыкальная запись и др.) Быстро – медленно Тихо – громко Шаг – бег – стоп ! Прослушать серию звуков и определить их число ; прослушать, запомнить и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания Сосчитай удары Молоточки Ритмические рисунки

Игра « Чем играем ?» Для игры потребуется набор предметов, способных изда ­ вать разные звуки : колокольчик, бубен, метроном, погремуш ­ ка, свисток, деревянные и металлические ложки, озвученные мячи и др. Для первой игры используется набор самых простых звуков, хо ­ рошо знакомых детям. При последующем проведении игры необходимо добавлять звучание новых предметов, причем с каждым новым звуком детей следует предварительно по ­ знакомить. Из числа играющих выбирают водящего, который становит ­ ся спиной к игрокам на расстоянии 23 метров. Несколько игроков (34) по сигналу ведущего подходят к нему поближе и со словами « Чем играем ?» начинают производить звуки. Водящий должен определить, какими предметами издаются звуки. Если он угадал верно, то может перейти в группу играющих, а игроки выбирают нового водящего. Если же нет, то он продол ­ жает водить до тех пор, пока не даст верный ответ.

Игра « Шаг бег стоп !» Перед началом игры ведущий взрослый, играющий на музыкальном инструменте, и дети договариваются о харак ­ тере движений, которые они будут выполнять под музыку : под маршевую бодро шагать, под плясовую бежать на носочках ; пауза же в музыке требует остановки движения и полной неподвижности. Игроки, нарушившие эту договоренность, на некоторое время выбывают из игры. Игра « Сосчитай удары » Ведущий игры предлагает детям закрыть глаза и внима ­ тельно ( про себя ) сосчитать, сколько ударов в бубен они услы ­ шат. Открыв глаза, необходимо найти и показать карточку с соответствующей цифрой ( или выложить на столе столько фишек, сколько ударов было слышно ).

На следующем, втором этапе содержание развивающих заданий усложняется, и в работу включаются речевые звуки, с которыми детям предлагается совершить следующие действия : Различение голосов близких детей и взрослых, распознавание по интонации и содержанию реплики ее автора ; выделение в воспринятой на слух информации логических неточностей Игра « Правильно неправильно » Игровое задание заметить смысловые неточности в звучащих предложениях и, услышав их, подать определенный знак ( поднять руку, хлопнуть в ладоши и др.). По утрам я сначала надеваю куртку, а потом рубашку. Утром я сначала чищу зубы, а потом сажусь завтракать. Ночью я часто хожу гулять в лес. Вечером я очень плотно завтракаю и иду гулять и т. д. Запоминание и воспроизведение без ошибок ряда звуков, слогов, слов, начиная с двух - трех элементов и постепенно доводя их число до шести - семи Игра « Слоговые цепочки » Ведущий, начиная игру, произносит первый слог, например МА. Второй участник игры повторяет этот слог и добавляет свой слог, начинающийся на тот же звук ( МА МО ). Третий игрок повторяет два предыдущих слога и добавляет свой ( МА МО МИ ) и т. д. Выигрывает тот, кто правильно повторит самую длинную слоговую цепочку.

Воспроизведение ряда гласных звуков ; угадывание гласных звуков по беззвучной артикуляции Игра « Солисты » Педагог вводит детей в игровую ситуацию : « В каждом хоре есть солисты певцы, которые могут правильно, краси ­ во исполнить ту или иную песню. Каждый из вас может по ­ пробовать себя в роли солиста. Для этого следует как можно точнее и правильнее ( как настоящие солисты хора ) повторить за мной разные песенки - распевки ». « Песенки - распевки » представляют собой все усложняю ­ щиеся ряды гласных звуков : ОА ; АУ ; ИА ; УИ ; ИАО ; АИО ; УАИ ; УОИ ; ИАОУ ; УОАИ ; АОИУ ; ИАУО ; ОИАУ ; ИАОУЭ ; ОЭИАУ ; УОАИЭ ; ЭИОАУ ; АУОАИЭ и др. В другом варианте игры ситуация меняется : « Вот беда, один из солистов нашего хора потерял голос ! Он должен петь, но не может, давайте все же попытаемся догадаться, какие песенки должны были прозвучать ». Педагог предлагает детям по беззвучной артикуляции от ­ гадать и по очереди громко повторить « песенки » ряд глас ­ ных звуков из 25 элементов.

Третий этап работы направлен непосредственно на вос ­ питание у учеников навыков анализа и синтеза звукового и слогового состава слов. Выделение заданного звука из ряда сначала резко контрастных, а позже близких по акустическим и артикуляционным признакам звуков Маяк Колокольчики Игра « Маяк » В ходе игры игроки могут зажечь свой « маяк » ( показать кружок красного цвета ) тогда, когда услышат среди произно ­ симых ведущим звуков гласные звуки. Ошибки фиксируют ­ ся, подсчитываются. Выигрывает тот « смотритель маяка », ко ­ торый не сделает ни одной ошибки. Выделение заданного звука на фоне слова Не ошибись ! Какой звук слышим ? Игра « Не ошибись !» Ведущий называет различные слова, а детям дается за ­ дание хлопнуть по коленям тогда, когда встретится слово с тем или иным звуком. Выигрывает тот, кто не сделает в ходе игры ни одной ошибки или сделает их меньше дру ­ гих детей ( сначала выделяются гласные звуки, находящие ­ ся в сильной позиции, т. е. в начале и середине слова под ударением, затем согласные взрывные в конце, а ще ­ левые в начале слова ).

Нахождение общего звука в словах Игра « Общий звук » Ведущий игры педагог предлагает детям определить, какой звук наиболее часто повторяется в том или ином сти ­ хотворном отрывке, например : Класть в карман Братишка рад Все, что видит, Все подряд. Есть в кармане И конфета, И коробка для крючков, И старинная монета, И четырнадцать значков... Брата спрашивает Ирка : А когда в нем будет дырка ? От зари и до зари Ярко светят фонари.

Называние с помощью картинного материала или придумывание самостоятельно слов с определенным звуком Игра « Придумай слова со звуком...» В этой игре от детей требуется придумать как можно боль ­ ше слов, в состав которых входил бы названный ведущим звук. Победителями в игре могут считаться те игроки, которые : придумали больше других слов с заданным звуком ; придумали самые интересные слова с заданным звуком ; придумали слова, в которых заданный звук встречается целых два или даже три раза ! Различение в словах звуков, сходных по акустическим или артикуляционным признакам Игра « Разложи картинки » Ведущий предлагает детям прослушать и запомнить ряд слов, а затем в строгом соответствии с прозвучавшими слова ­ ми выставить на наборном полотне картинки, например : сом дом лом ; мак рак лак ; кот кит кит кот ; крыша крыса крыса крыша крыса ; коза коса коса коса коза и т. д.

Определение в названном педагогом слове первого, последнего звука, позиции заданного звука в слове ( начало, середина, конец слова ) Загадки Суть игры заключается в том, чтобы не только отгадать загадку, но и правильно выделить в слове - отгадке первый звук. Каждый правильный ответ поощряется фишкой, после окон ­ чания игры по количеству фишек определяется победитель. Не река. Но здесь живут Разные рыбешки. Дом стеклянный. Свет. Уют. И еда есть крошки. ( Аквариум.) Он вздыхаетнго Очень тяжко Так, бедняжка, Растолстел, Что зеленую Тельняшку На себя С трудом надел. ( Арбуз.) Летят с небес непрошено Холодные горошины. ( Град.) Города, моря найдем, Горы, части света. Умещается на нем Целая планета. ( Глобус.) Дети, мамы, папы Носят только шляпы. ( Грибы.) Когда плывет Прекрасен. Когда шипит опасен. ( Гусь.)

Группировка картинок в зависимости от количества звуков в их названиях, подбор слова с заданным количеством звуков ; выполнение полного звукового анализа слова Игра « Подумай, не ошибись » Взрослый предлагает игрокам двух или трех команд вы ­ полнить несколько заданий, по результатам выполнения ко ­ торых и определяется команда - победитель. Назовите как можно больше слов, которые начинают ­ ся на последний звук слова « стол ». Перечислите птиц, в названии которых был бы после ­ дний звук слова « сыр ». Подберите и назовите такие слова, в которых пер ­ вым был бы звук К, а последним Ш. Составьте такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука М. Придумайте собаке такую кличку, чтобы второй звук в ней был У, а последний К. Найдите в комнате предметы, в названии которых второй звук У. Отгадайте, название какой ягоды начинается на звук М, а заканчивается на А. Назовите слова, у которых второй слог ка. Как зовут кошку, если последний звук ее клички А ? Чем угощали гостей, если в названии каждого блюда есть звук Р ? Кто назовет больше слов, которые заканчиваются на орт ? Кто назовет больше слов, которые начинаются с пер ­ вого звука слова « лес »? и т. д.

. Игра « Составь слово » Дети составляют слова из предложенных взрослым букв или слогов, которые могут быть ярко и красочно иллюстри ­ рованы, например, в виде шаров или цветов, которые надо со ­ брать в один пучок или букет.

Определение количества слогов в заданном педагогом слове, последовательное называние первого и последующих слогов ; группировка картинок в зависимости от количества слогов в их названиях Игра « Кто в каком домике будет жить ?» Игру можно провести в форме соревнования команд. Перед началом игры педагог рисует на доске три домика, в которых будут жить животные. В первом домике будут находиться те животные, названия которых состоят из одного слога, во вто ­ ром из двух слогов, в третьем их трех. Каждое назван ­ ное животное обозначается условным значком в соответству ­ ющем домике ; дважды повторять названия животных нельзя. Выигрывает та команда, которая придумает правильно и больше других слов - названий животных. Добавление разных звуков, слогов к одному и тому же исходному слогу, чтобы каждый раз получались новые слова Игра « Полсловечка за тобой !» Педагог, обращаясь по очереди к каждому ученику, произ ­ носит первый слог двухсложного слова. Ученик должен за ­ кончить слово, назвав второй слог. Если он не может подо ­ брать слово, то выбывает из игры, а слово заканчивает другой игрок. Назвав два или более слов, начинающихся данным слогом, он может « выручить » выбывшего из игры товарища и ввести его снова в игру. Повторять уже названные слова нельзя. Выигрывает тот, кто больше всех выручил друзей.

Придумывание с опорой на картинки или самостоятельно слов с заданным количеством слогов, чтение « рассыпавшихся » слов Игра « Путаница » Создается игровая ситуация : Буратино неправильно соста ­ вил из слогов слова. У него получилось, например, следующее : ба - ры ва - со за - ко ба - со - ка ро - во - на и т. д. Детям предлагается исправить ошибки и правильно со ­ ставить слова из предложенных слогов. Выигрывает тот, кто правильно предложит большее число правильных вариантов составления слов. Установление соотношения между звуковым и знаковым составом слов Игра « Найди картинку к схеме » Ведущий предлагает детям установить соответствие меж ­ ду словами - названиями картинок и соответствующими схе ­ мами слов. Это игровое задание может быть предло ­ жено детям как фронтально, так и индивидуально. По окон ­ чании игры подводится итог кто точнее и быстрее всех установил соответствие схем и картинок.

Проведенная в указанной последовательности работа с деть ­ ми создает условия для успешного усвоения ими грамоты. В свою очередь, это будет способствовать уточнению у них пред ­ ставлений о звуковом составе языка и содействовать закреп ­ лению навыков фонематического анализа и синтеза. Спасибо за внимание

Р АЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Ч ЕРНЫШОВА Е. В., ЗАМЕСТИТЕЛЬ ЗАВЕДУЮЩЕГО ПО УВР МБДОУ ДЕТСКИЙ САД 10 В дошкольный период происходит развитие всех познавательных процессов : восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения, речи. Развитие восприятия. Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому. Восприятие помогает объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ окружающего мира, опираясь на ощущения и предыдущий опыт. Существуют различные области восприятия. Познавательная, в которой ребенок постигает такие понятия как величина, пространство, время ; Коммуникативная, при развитии которой дошкольник овладевает компонен ­ тами и нормами устной речи, звуковой культурой языка, грамматическим строем речи. Особую область в восприятии дошкольников представляет мир искусства. Восприятие художественных произведений ( музыкальных ). Ребенок учится не просто видеть то, что представлено в художественном произведении, но и вос ­ принимать чувства, которые хотел передать его автор. Для развития восприятия в педагогике используют сенсорные игры « Какого цвета не стало ?», визуальные игры « Найди такую же форму », слуховые игры. Все они способствуют формированию умения воспринимать окружающий мир как единое целое.

Следующий познавательный процесс - внимание. Оно помогает ребенку ото ­ брать нужную информацию И отбросить лишнюю. Внимание обладает опреде ­ ленными свойствами : объемом, устойчивостью, концентрацией, избиратель ­ ностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Для их преодоления работа должна вестись по двум направлениям : Использование специальных упражнений, тренирующих основные свой ­ ства внимания : объем, распределение, концентрацию, устойчивость и переклю ­ чение. Использование упражнений, на основе которых формируется внима ­ тельность как свойство личности. Это игры - головоломки, загадки, задания учебного типа.

Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите малышу взглянуть на картинки » где, напри ­ мер, изображены два гнома или два котенка, или две рыбки, два жирафа. На пер ­ вый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно уви ­ деть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Очень полезно поиграть в игру « Что изменилось ?» Мелкие предметы ( ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве шт.) раскладывают на столе и накрывают салфеткой. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу ! В течении 30 секунд ( считают до 30) нужно ознакомиться с расположением предметов ; потом повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Теперь спро ­ сим играющего : что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены ?

Дети с удовольствием играют в игры со словом : « Вам барыня прислала сто рублей. что хотите - то берите, « Да » и « Нет » не говорите, Черное с белым не носите. Вы поедете на бал ?» « Да !» Игрок произнесший « Да !» считается проигравшим. Надо было, например, сказать « Разумеется » или « Поеду ». Это игра, с одной стороны, на выработку уме ­ ния задавать сложные вопросы, а с другой стороны, игра на развитие внимания отвечающего на вопросы.

Развитие памяти. Память помогает ребенку воспринимать, запоминать, хранить и воспроизво ­ дить информацию. Память - одно из необходимых условий для развития интеллектуальных спо ­ собностей. Существует память непроизвольная и произвольная. При непроизвольном за ­ поминании объекты запоминаются без приложения со стороны человека каких - то волевых усилий. При произвольном запоминании человеку необходимо спе ­ циальное сознательное усилие, чтобы что - то запомнить. Память можно также разделить на непосредственную и опосредованную. Непосредственное ( механическое ) запоминание - это то, что в обычной жизни называется « зубрежка ». При опосредствованном запоминании материал необ ­ ходимо предварительно осмыслить. В дошкольном возрасте у детей преоблада ­ ет механическое непосредственное запоминание. Выделяют несколько видов памяти : кратковременная память, долговременная память, оперативная память, Также память классифицируют по типу запоминаемой информации : зритель ­ ная, слуховая, двигательная ; Память у дошкольника развивается наиболее интенсивно по сравнению с другими способностями, поэтому память ребенка нужно развивать, начиная с раннего детства.

Существует множество различных игр на развитие памяти. Например : заучивание стихотворения с помощью жестов : У Оленя дом большой, Он сидит в окно глядит, Мимо заинька бежит, И в окно стучит : « Тук, тук, дверь открой, Там в лесу охотник злой », Ну - ка, зайка, забегай, Лапу подавай ! Заучивание скороговорок различной длины на развитие слуховой памяти : « Наш Полкан попал в капкан ». « Три свиристели еле - еле свистели на ели ». « Шел Шура по шоссе к Саше в шашки играть ». « От топота копыт пыль по полю летит ». « Сложила кашку в плошку и накормила кошку ». Можно предложить ребенку поиграть в игру « Подарки ». Одного из участников игры выбирают водящим. - Мы слышали, что вы от ­ правляетесь в путешествие, - говорят ему, - и побываете в разных городах ? Во ­ дящий подтверждает это и спрашивает, не будет ли ему каких - либо поручений. Да, поручений будет много. Все играющие поочередно обращаются к нему с лич ­ ными просьбами : отвезти бабушке эту красную коробочку, передать тете зеленую коробочку... и т. д. Затем ведущего просят воспроизвести поручения.

Р АЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА Романова Н. В., учитель - логопед, Аверьянова О. Н., воспитатель МБДОУ детский сад 36 ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - способность человека к анализу и синтезу ре ­ чевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка » ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ - способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Работа строится в два этапа : 1.Развитие слухового внимания - осуществляется на неречевых звуках. Дети учатся различать громкие - тихие, долгие ( длинные ) - короткие, высокие – низкие, приятные ( добрые, ласковые ) - неприятные ( злые, грубые ) зву ­ ки. С этой целью проводятся следующие игры и упражнения : " Какие звуки нарушают тишину ?"," Кто услышит больше звуков ?", " Назови звуки групповой комнаты ", " Назови звуки улицы " " Найди по звучанию такую же коробочку с крупой "," Жмурки с колокольчи ­ ком ", " Чей голос ?«, " Угадай по звуку, что делать ?" Звучание музыкальных инструментов. На этапе дифференцирования звуков с опорой на зрительное восприятие и без зрительной опоры можно используя игры с нетрадиционным материалом ( с крупой, косточками от ягод, фруктов, семечки и т. д.). Также развитие слухового внимания и слуховой памяти развиваем с исполь ­ зованием аудио записей. Дети слушают звучание игрушечных музыкальных ин ­ струментов, как они называются. Потом педагог за ширмой воспроизводит звуча ­ ние. Дети отвечают на вопрос : « Что звучит ?»

На втором этапе коррекционная работа по формированию фонематическо ­ го слуха проводится на речевых звуках. Основные образовательные задачи : сформировать у детей системы чётко различаемых, противопоставляемых друг другу фонем ; научить произносить слова различной слоговой сложности ; научить свободно пользоваться приобретенными навыками в самостоятель ­ ной речи. Работа по развитию фонематического восприятия проводится в следующей последовательности : - знакомство с изолированным звуком, связанным с конкретным образом ( в рассказах ), различение изолированных звуков, связанных с конкретным образом, различение звука в слове, - определение места звука в слове ( в начале, в середине, в конце слова ), - различение на слух в словах звуков, близких по звучанию или артикуляции ( свистящие - шипящие, звонкие - глухие, Р - Л и т. д.), - придумывание слов на определённый звук. Предлагаемые игры и игровые упражнения построены с по ­ степенным усложнением игровых и учебных заданий. Вначале детей учим слышать, различать и определять первый звук в одном слове : « Определи первый звук », « Собери слово по первым звукам », « Шифровщики ». Затем – первый и последний звуки в ряде слов : « Цепочка слов », « Поезд », « Лабиринты ». Далее они определяют любую позицию звука в слове : в начале, в середине или в конце : « Найди место звука в слове », « Ромашка », « Архитектор ». Используем компьютерные игры : « Учимся говорить правильно ».

« Обучение грамоте В. В. Горецкий », « Уроки мудрой совы В Л Варченко ». Старшие дошкольники упражняются в подборе слов с определенным звуком : « Кто в домике живет ?», « Собери букет », « Кто быстрее соберёт все вещи ?», « Магазин », « Найди пару », « Четвёртый лишний », « Логопедическое лото ». Следующая операция : деление слов на слоги ( различными кинестетическими способами ): отхлопывание ладошками, кон ­ троль правой рукой за опускаемым подбородком. Затем дети учатся выполнять звуковой анализ слов. Узнавание и различение речевых звуков, слоговое деление слов формируется в словесных играх : « Эхо », « Прошагай словечко », « Отбей мячом слово по слогам », « Подбери рифму », « Доскажи словечко », « Звук потерялся », « Слова - перевёртыши », « Телеграф ».

К ИРОВА Л. С, учитель начальных классов, МКОУ ЛИЦЕЙ 1 Опыт показывает, что дети, неправильно произносящие отдельные зву ­ ки, и пишут неправильно. До 6 лет практически можно исправить почти все недостатки речи. Познание окружающего мира. Не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, вы ­ делять его характерные особенности - исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности. Слуховое восприятие начинается с акустического ( слухового ) внимания и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков, дополняемых восприятием неречевых компонентов ( мимики, жестов, позы ). Слуховой и речедвигательный анализаторы имеют большое значение для развития речи, становления второй сигнальной системы ребенка. « Действия со звуками » На начальном этапе для различения неречевых звуков ( как и речевого материала ) требуется зрительная, зрительно - двигательная или просто двигатель ­ ная опора. Ребенок должен видеть предмет, который издает какой - то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совер ­ шить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.

Основное качество слуховых образов - предметная отнессенность. Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах : шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др. Совместные физкультминутки по образцу учителя. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи сле ­ дует прежде всего с развития дыхания. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно ? Правильное ( физиологическое ) дыхание поможет ребенку научиться го ­ ворить спокойно, плавно, не торопясь. Инсценировка сказок во внеурочной деятельности. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Применяются в основном те словесные методы, которые связаны с худо ­ жественным словом. Используются и более сложные методы заучивание наизусть, пере ­ сказ, инсценировка. Главный принцип обучения - наглядность. Возрастные особенности младших школьников требуют опоры на на ­ глядность, поэтому во всех словесных методах применяют или наглядные при ­ емы обучения : ( кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстра ­ ций ), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей ( чтение стихов кукле, появление разгадки предмета и т. д.) – интерактивная доска.

Практические методы. Обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усва ­ ивать и совершенствовать речевые умения и навыки. Дидактическая игра ( с наглядным материалом и словесная ) универ ­ сальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения всех задач развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры - драматизации, инсценировки. Эти же методы применимы для обучения рассказыванию. Они обогащают словарь, закрепляют навыки разговорной речи. Приёмы обучения : словесные наглядные Игровые. Словесные приемы на уроке. Речевой образец правильная, заранее отработанная речевая ( языко ­ вая ) деятельность учителя. Образец должен быть доступен для повторения, под ­ ражания. Для того, чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец дру ­ гими приемами пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей ; Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, нето ­ ропливо. Повторение. Индивидуальное повторение ребенком, совместное повто ­ рение, а также хоровое.

Наглядные приемы на уроках. Показ картинки, игрушки, движения или действия ( в игре - драматиза ­ ции, в чтении стихотворения на литературном чтении ), показ положения органов артикуляции при произнесения звуков и др. также обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произно ­ шения звука и показ картинки, называние нового слова и показ объекта, им обозначаемого. Игровые приемы в школе. В развитии речи очень важны игровые прагмы и просто эмоциональ ­ ность в применении некоторых приемов : интригующая интонация голоса при во ­ просе, утрированно озабоченная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи.

Есипова Е. В., заместитель заведующего по УВР МБДОУ детский сад 17, Одинцова М. С, учитель начальных классов МКОУСОШ 5 С УИОП Впервые понятие « фонема » ввел Л. С. Выготский, он доказал, что единицей развития детской речи является фонема. С точки зрения этой новой фонетики, развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем на ­ копления отдельных звуков. Им же был введен термин « фонематический слух », который включает в себя 3 речевые операции : способность слышать есть данный звук в слове или нет ; способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, рас ­ положенные в разной последовательности ; способность различать близко звучащие, но разные по значению слова. В нашем детском саду большое внимание уделяется этому вопросу. В образо ­ вательном процессе развитие фонематического слуха начинается с умения детей различать не речевые звуки ( шумовые, музыкальные, бытовые, природные ) без визуального сопровождения, только на слух. На втором этапе - воспитанники учатся выделять звуки из общего потока, знакомятся с понятием слово, речь, со ­ относят слово - предмет. Третий этап - знакомство со звуками по отдельности, определение его места в слове, нахождение слов с заданным звуком, определение последовательности звуков.

Развитие неречевого слуха. На этом этапе проводим упражнения на различение неречевых звуков. Такие упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и диф ­ ференцировать фонемы. В это время работает физический слух. Упражнения включают задания на распознание : звучащих инструментов ( губная гармошка, свисток, дудочка ); звучащих предметов ( крупа в коробках, погремушки, шелест листьев, шур ­ шание бумаги ); действий предметов ( хлопанье, скрип, свист, стуки, звуки транспорта ). Проводим игры : узнай товарища, голоса других людей, мелодий. Развитие речевого слуха. Этот этап включает такие задания как : Различение одинаковых слов, фраз, звуков по высоте, силе и тембру голоса ; Различение слов, близких по звуковому составу. Далее в школе - Дифференциация слогов ; Дифференциация фонем. Развитие навыка элементарного звукового анализа и синтеза. Этот этап имеет определённую последовательность : Определение количества слогов в словах разной сложности ; Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука ; Выделение из слога гласного, затем согласного звука ; Выделение первого и последнего звука в слове ; Выделение слова с предложенным звуком из группы слов в школе и из пред ­ ложения ;

Определение места, количества, последовательности звуков в слове ; Творческие задания ( например, придумать слова с заданными звуками ) Вот примеры игры на развитие слухового внимания : Игрына развитие слухового внимания « Что звучало ?» Цель : развитие слухового внимания. Задание : демонстрируем детям звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Дети слушают и запоминают, как звучит каждый музыкальный ин ­ струмент, потом закрывают глаза и на слух определяют, что звучало. Если нет инструментов, то можно использовать чашку, игрушки и т. д. « Исправьошибки » Цель : развить слуховое внимание. Задание : ведущий читает стихотворение, намеренно делая ошибки в словах. - Там ползет зеленый лук С длинными усами ( жук ). Закричал охотник ; « Ой ! Двери гонятся за мной !» ( звери ). Эй, не стойте слишком близко. Я тигренок, а не миска ( киска ). Ехал дядя без жилета, Заплатил он штраф за это ( билета ). И т. д.

« Дятел » Цель : развитие слухового внимания, развитие фонематического слуха Задание : педагог отстукивает разные ритмы в быстром темпе, а дети повторяют за ним и т. д. « Угадай, чей голос ?» Цель : развитие слухового внимания. Задание : педагог подходит к любому ребенку в классе и он произносит что - либо, а ведущий с закрытыми глазами угадывает, чей это голос. Игры для развития фонематического слуха Выдели слово. Предложите детям хлопать в ладоши ( топать ногой, ударять по коленкам, под ­ нимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком. Какой звук есть во всех словах ? Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук : шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах. Подумай, не торопись. Предложите детям несколько заданий на сообразительность : Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова сыр, ( Воробей, грач...) Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например : что заканчивается на « А »; что начитается на « С », в середине слова звук « Т » и. т. д. Вариант : То же самое задание с картинками из лото или сюжетной картинкой. Можно использовать иллюстрации. Шутки - минутки. Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в стихотворении и исправляют её.

Примеры : Хвост с узорами, сапоги со шторами. За окошком зимний сад, там листочки в бочках спят. Тили - бом ! Тили - бом ! Загорелся кошкин том. Мальчишек радостный народ коньками звучно режет мёд. Как дидактический прием мы используем « Чудо - дерево ». Оно размечается в группе, может быть объемным или плоскостным, меняется посезонно. На нем выставляются задания для детей : это и знакомство с новым звуком, игры задания как для одного ребенка, так и для всей группы. Такой прием сохраняет интерес у детей к обучению, это и изучение нового материала и закрепление пройденного. Обязательным этапом коррекции является этап дифференциации звуков. Эта работа проводится по следующему плану : Уточнение артикуляции звуков с опорой на зрительное, слуховое, так ­ тильное восприятие, кинестетические ощущения. Выделение звуков на фоне слога, слова, определение места звука. Сравнение звуков в произносительном и слуховом плане. Вот примеры игр, которые мы используем в своей работе : Игра « Лягушка ». ( Для игры нужна пластмассовая фигурка лягушки.) Первый ведущий (« лягушка ») берет в руку пластмассовую фигурку лягушки и перемещает ее (« прыгает ») по клеточкам таблицы четыре раза ( например, сна, сня, сля, ела ). Тот из играющих, кто сумеет точно назвать эти слоги по памяти, становится « лягушкой ». Игра продолжается до тех пор, пока каждый ребенок не побывает « лягушкой ».

Игра на развитие внимания и пространственных представлений детей. Могут играть один или несколько человек. Пример : сорёробё невёсебо лётодоно тёзёдёПо Первый вариант игры ( Слоговая табличка у каждого ребенка.) Ведущий диктует команды, а играющие водят указкой по таблице и читают слоги по оче ­ реди. Ведущий : Найдите слог лё. Лена, прочитай слог в третьей клеточке справа от слога лё. ( но ). Вика, вторая клеточка вверх, ( бё ). Игра продолжается до тех пор, пока кто - то по невнимательности не ошибется и не оборвет цепочку. Игра « Цепочка » Цель : развитие умения подбирать слова по данному слогу. Один из учеников записывает на доске слово по слогам, следующий подбирает слово, которое начинается с последующего слога данного слова ( ок - но, но - ра, ра - ма ). Игра с переданей мяча « Мяч передавай - слово называй ». Цель : развитие фонематических представлений, активизация словаря. Учитель называет первое слово и передает мяч ребенку. Скажем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего сло ­ ва - начальный звук последующего ( весна - автобус - слон - нос - сова ). Еще примеры : Из слова образца составить как можно больше новых слов. Например - магазин : Зина, газ, миг и т. д.

Слоговое и звуковое лото : маша - шапка - калина и т. д.; моль - липа - парад и т. д. Волшебная палочка : например : сон - нос и т. д. В этих играх - заданиях проводится аналико - синтетическая работа по выделе ­ нию звука и слова и его характеристика. При наличии интерактивной доски предлагаем шарады : лист, индюк, солнце и арбуз - собрать слова из первых звуков представленных на доске картинок « лиса ».