Управление развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования. Современная модель аккредитации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Р.В. Селюков, зам.директора ИПОП «Эврика», 17 апреля 2012 г., ЦФО, г. Белгород Современная модель аккредитации образовательных учреждений, реализующих.
Advertisements

Управление развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования. Р.В. Селюков, зам.директора Института.
Управление развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования Часть 2. Р.В. Селюков, зам.директора.
Современная модель аккредитации образовательных учреждений, реализующих ФГОС ОО Р.В. Селюков, эксперт ИПОП «Эврика», 27 апреля 2012 г.
Управление развитием системы оценки качества общего образования (часть 2) Р.В. Селюков, первый заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной.
Современная модель аккредитации образовательных учреждений, реализующих ФГОС ОО Воронцов А.Б., эксперт ИПОП «Эврика»
Современная модель аккредитации образовательных учреждений, реализующих ФГОС ОО Воронцов А.Б., эксперт ИПОП «Эврика»
Модернизация финансово- экономических механизмов в общем образовании: проблемы и результаты (по результатам анализа данных мониторинга введения ФГОС НОО.
Современная модель аккредитации образовательных учреждений, реализующих ФГОС ОО Р.В. Селюков, эксперт ИПОП «Эврика», УФО, г. Сургут, 19 мая 2012 г.
« Управленческая проблематика внедрения образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» Н.М.Шадрина, эксперт ИПОП «Эврика»
Модернизация образования как муниципальный проект 17 декабря 2011 г., г. Ангарск.
Моделирование сценариев развития региональных систем образования через проектирование всероссийской системы оценки качества образования Р.В. Селюков, зам.директора.
ЦЕНА И ЦЕННОСТИ ИННОВАЦИЙ В ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ Митряева Н.В., Директор МБОУ «Гимназия 14»
Концепция системы оценки качества основного общего образования А.И. Адамский, научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика»
Введение ФГОС ступеней общего образования: ключевая проблематика, эффективные модели Р.В. Селюков, первый заместитель директора Института проблем образовательной.
Company LOGO Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций Калиниченко Ольга Владимировна,
Независимая система оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги Калиниченко Ольга Владимировна, начальник сектора комплексного анализа.
Институциональные механизмы развития качества образования Р.В. Селюков, Н.М. Шадрина.
Внутришкольная модель оценки качества образования МОУ СОШ 1 г.п.п. Ч. Боры, 2009.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПРОЕКТ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Направление 5. РАСШИРЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ.
Транксрипт:

Управление развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования. Современная модель аккредитации образовательных учреждений, реализующих ФГОС Р.В. Селюков, зам.директора Института проблем образовательной политики «Эврика»

Смена содержания образования

Наивный романтик? «Ваше время ограничено, поэтому не тратьте его, живя чужой жизнью. Не дайте догмам охомутать вас… Не позвольте утонуть в шуме других точек зрения собственному внутреннему голосу. И – что самое важное – обладайте смелостью следовать зову сердца и своей интуиции. Каким-то образом они уже знают, чего вы хотите добиться, кем стать. Все остальное - второстепенно…»

Стив Джобс, 2005 г., Стэнфордский университет, выступление перед студентами «Ваше время ограничено, поэтому не тратьте его, живя чужой жизнью. Не дайте догмам охомутать вас… Не позвольте утонуть в шуме других точек зрения собственному внутреннему голосу. И – что самое важное – обладайте смелостью следовать зову сердца и своей интуиции. Каким-то образом они уже знают, чего вы хотите добиться, кем стать. Все остальное - второстепенно…»

Школа – среда будущего В чем региональная стратегия развития территории и общества? Нужны внятные представления дальних горизонтов! Каковы ожидаемые эффекты реализации региональной стратегии? Нужны конкретизированные представления о жизни завтра! Каков заказ системе образованию? Нужны современные представления о качестве образования, направленном в будущее! ГДЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ???

Рисование образа будущего Экономический и демографический прогноз основанный на различных сценариях (вероятностная разветвленная модель) Предвосхищение компетентностей человека, необходимых ему через лет Моделирование пространств, в которых эти компетентности могли бы естественным образом развиваться уже сегодня Подготовка педагогов, готовых учить создавать, а не учить приспосабливаться

Вызовы времени по отношению к системе образования в контексте СОК - Отсутствие сквозного видения (через все уровни образования) всего спектра образовательных результатов - Ориентация инструментов оценивания результатов образования исключительно на диагностику знаний, умений и навыков - Отсутствие механизмов оценки качества образования через фиксацию индивидуального прогресса - Оценка качества образования не становится институтом развития качества образования - Неполная связанность современных представлений о качестве образования с финансово-экономическими механизмами в сфере образования - Запаздывание технологического оснащения оценочного инструментария в условиях бурного развития ИКТ технологий и возрастания требований к мобильности всех процессов в социально-экономической сфере

Ключевые принципы СОК Индивидуализация при обеспечении массовости образования Ориентация на интегральные результаты образования Комплексность СОК Сквозные результаты образования Оценка качества операциональна Технологизация инструментария оценки

Итоговая аттестация (ГИА 9, ЕГЭ) Аккредитация ОУ Мониторинговые исследования в 1, 5, 7, 10 классах Международные и отечественные исследования Социологические исследования Текущее оценивание учащихся в ОУ Требования к системе оценки качества образования на региональном и школьном уровнях Требования к инструментам оценки качества Требования к экспертам, осуществляющим оценочные процедуры 10

11 Объем и показатели качества МЗ Структура и объем норматива финансирования Стандарты качества услуг Обеспечение условий реализации ООП Структура базовой части ФОТ Показатели для распределения стимулирующей части ФОТ Что должны определять закрепленные представления о результатах образования и сведения о качестве образования Результаты образования комплексность

Структурно-организационная схема системы оценки качества образования Отчеты Данные о качестве Показатели и индикаторы Рособрнадзор НЦОК О РЦОКО База данных Экспертные процедуры: 1.Лицензирование 2.Аккредитация 3.Аттестация учителей 4. Камеральные проверки (соблюдение законодательства Планирование закупок Оценка качества услуг в рамках Г(М)З Мониторинги качества образования Социологические исследования Сопоставительные исследования Региональные органы управления образованием Учредите ли ОУ ОУ 1 ОУ 2 ОУ 3 Сертифицирова нные организации

Аккредитация ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЧЕМУ? Доступ к бюджетным средствам (объем определяется с помощью регионального подушевого норматива) Право на выдачу документов государственного образца Определение типа и вида ОУ Но школа получает и средства из муниципального бюджета… Подавляющее большинство школ – муниципальные.

Аккредитация и НПФ В Модельной методике Минобрнауки России введения НПФ расчет норматива учитывает факт аккредитации ОУ (направлена в субъекты РФ письмом от 13 сентября 2006 г. АФ-213) Аккредитация и 83-ФЗ Может ли факт аккредитации ОУ становиться необходимым условием для получения муниципального (государственного) задания этим ОУ?

Аккредитация и 131-ФЗ У муниципалитетов нет полномочий в оценке качества образования, но муниципалитеты – учредители большинства школ. Муниципалитеты должны иметь информацию о качестве образования в ОУ для определения соответствия оказанной ОУ услуги параметрам качества услуги Аккредитация и ФГОС ступеней ОО Требования ФГОС должны определять аккредитационные показатели

Механизмы реализации аккредитации ОУ Контроль или оценка (проверка или экспертиза)? Результаты или качество образования? Монополия на процедуру или демонополизация процедур? Влияет или не влияет аккредитация на объемы финансирования школ? Является ли аккредитация институтом качества образования? Что происходит с непрошедшими аккредитацию?

Принципы, положенные в новую модель аккредитации Системная реализация самостоятельности школ Предельная формализация аккредитационных показателей в части государственной экспертизы Камеральность проверок на основе самообследования ОУ с участием органов, реализующих государственно- общественный характер управления образованием Оценка процесса реализации ООП ступеней ОО с теоретических и технологических позиций, положенных в основание ООП (пример: школы РО, школы Монтесори и др.)

Схемы к модели аккредитации П1 П2 П3 БД ОУ Агрегационные показатели Аккредитация

Составные элементы государственной аккредитации 1. Самообследование образовательного учреждения по определенной форме с обязательным размещением его на сайте ОУ; 2. Камеральная экспертиза содержания и образовательных результатов выпускников на всех трех ступенях образования по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам ФГОС ОО в части обязательной части ООП, значений показателей деятельности ОУ, необходимых для определения его типа и вида. 3. Общественно-профессиональная экспертиза ООП и путей ее реализации. 4. Общественная экспертиза – процедура публичного признания общественностью соответствия деятельности ОУ запросам потребителя и особенностью социума.

Нормативно-правовые рамки Закон «Об образовании» Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций (Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2011 г. 184 ) – требуются изменения НПА Минобрнауки России

При осуществлении государственной аккредитации организации проводится аккредитационная экспертиза следующих видов: а) экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников организации по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям; б) экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его типа и вида.

Нормативно-правовые рамки Критерии показателей устанавливаются для каждого типа и вида образовательных учреждений на основании требований типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов с учетом сведений, содержащихся в информационных системах государственной аккредитации.

Нормативно-правовые рамки В целях информационного обеспечения аккредитационной экспертизы аккредитационные органы формируют, ведут федеральную и региональные информационные системы государственной аккредитации, содержащие сведения о деятельности имеющих государственную аккредитацию организаций, и обеспечивают использование таких систем.

1.Самообследование ОУ Цели: 1) провести анализ ресурсов и эффективности деятельности ОУ по выполнению ООП по ступеням общего образования; 2) провести анализ соответствия итоговых образовательных результатов планируемым и факторов способствующие (не способствующие) достижения запланированных результатов

2.Камеральная (электронная) экспертиза Цели: 1) подтвердить соответствие содержания и образовательных результатов реализации ООП на каждой ступени образования требованиям ФГОС ОО (обязательная часть ООП). 2) определение (подтверждение) типа и вида ОУ. Место сбора информации и ее экспертизы - единый электронный паспорт ОУ

3. Общественно-профессиональная экспертиза (ОПЭ) ОПЭ – процедура признания общественно- профессиональными ассоциациями, союзами, объединениями соответствиями ОУ определенным критериям, требованиям и нормам, заявленным в ООП. Предметом ОПЭ – являются ООП ступеней общего образования и способы (пути) их реализации. Экспертиза основной образовательной программы – это анализ и ее оценка с точки зрения заявленной образовательной, дидактической системы и деятельности ОУ по реализации этих программ.

3.1. Экспертиза ООП и пути ее реализации Два этапа: камеральный и выездной в ОУ. 1.Экспертная (качественная) оценка: - цели и назначение программы; -соответствие целей и задач выбранной образовательной, дидактической системе; -содержание ООП (в том числе учебный план, план внеучебной деятельности, учебные программы) как путь достижение заявленных результатов, преемственность между ступенями образования; -условия реализации ООП (в т.ч. Кадровое обеспечение, соответствие педагогической квалификации для реализации именно этих программ; учебно-методическое, научно-методическое, информационное обеспечение и материально-техническое оснащение под задачи ООП); -образовательный процесс как механизм реализации ООП (выездная экспертиза)

3.2. Экспертиза ООП и пути ее реализации 2. Количественная оценка (критериальные показатели): преемственность; результативность: эффективность; адаптированность; ресурсность; инновационность; доступность; уникальность (специфика, «дельта»)

4. Общественная экспертиза (качество образования) Общественная экспертиза (ОЭ) – процедура публичного признания общественностью (родителями, социумом) ОУ. Соответствие деятельности ОУ запросам потребителя и особенностям социума. Цель ОЭ – сделать деятельность ОУ открытой и прозрачной, популяризация ОУ в своем социуме. Проводится эта экспертиза силами Управляющего (наблюдательного) совета ОУ

4.1. Общественная экспертиза (качество образования) Предметом экспертизы являются: -миссия (предназначение к чему-то важному, высокому, ответственная роль) – оценка ОУ с точки зрения соответствия провозглашенным целям зафиксированным в Уставе, значимость ОУ для развития муниципалитета; концепция и программа развития ОУ; -вариативная часть ООП – удовлетворенность обучающихся и их родителей набором, качеством этой части ООП; -образовательная среда ОУ ее комфортность для образования обучающихся; -публичное представление результатов деятельности (публичный доклад директора ОУ)