Логическая структура исследования План 1.Понятие о логике исследования 2.Проблема и тема исследования 3.Объект и предмет исследования 4.Цель и задачи исследования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Advertisements

«Исследовательская деятельность педагога» Теоретические аспекты.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
«Исследовательская деятельность учащихся на уроках истории и краеведения как условие воспитания гражданственности» Батищева Галина Михайловна, Батищева.
Научно-исследовательская работа учащихся. Методика написания, правила оформления и защиты Косовцова И.В., учитель истории МОУ-СОШ 31 г. Белгорода.
Сущность педагогического исследования И.Г.Назарова, зав.кафедрой общей педагогики и психологии.
Лекция 3 Основные этапы, логика построения ученического исследования Синькова Наталья Валентиновна Учитель английского языка МОСШ 1.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ХАБАРОВСКОМ ТЕХНИКУМЕ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА. Преподаватель обществоведческих дисциплин.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Методологический аппарат исследования Основные понятия.
Психологические аспекты подготовки педагога - научного руководителя (в рамках конференции «Отечество») Киселева Т.Г., кандидат психологических наук, доцент,
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Организация творческой исследовательской деятельности.
Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда обучающийся систематически включается в поиск решения новых для него проблем.
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Представление опыта работы Структура целостного описания опыта работы Методист отдела инновационной работы Антоневич А.Ю.
Этапы научного исследования Исследование научное – это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Характеризуется объективностью,
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Особенности организации деятельности над исследовательской работы Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет,
Транксрипт:

Логическая структура исследования План 1.Понятие о логике исследования 2.Проблема и тема исследования 3.Объект и предмет исследования 4.Цель и задачи исследования 5.Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования

Логика исследования – последовательность исследовательских шагов, которые должны привести к истинным результатам последовательность исследовательских шагов, которые должны привести к истинным результатам

Этапы конструирования логики исследования постановочный собственно исследовательский оформительско - внедренческий

Постановочный Проблема Проблема Тема Объект Предмет Научные факты Исходная концепция Идея и замысел Гипотеза Цель и задачи исследования

Собственно исследовательский отбор методов отбор методов Проверка гипотезы Конструир ование предварит ельных выводов Их опробование и уточнение Заключительный вывод

Оформительско - внедренческий Апробация Оформление работы Внедрение результатов в практику

Объектная область исследования Дошкольное воспитание, учебный процесс в средней или высшей школе информатизация Гражданское и нравственное воспитание Процесс непрерывного образования и др.

Объективные: значимость значимость Наличие нерешенных проблем Наличие нерешенных проблем Новизна и перспективность Новизна и перспективностьСубъективные: Образование Образование Жизненный опыт Жизненный опыт Склонности, интересы исследователя Склонности, интересы исследователя Факторы выбора объектной области исследования

Исследовательская проблема Проблема – мост от известного к неизвестному, конкретное «знание о незнании» (проблему можно обнаружить, только хорошо ориентируясь в определенной области, только сопоставляя уже известное и то, что нужно обнаружить) мост от известного к неизвестному, конкретное «знание о незнании» (проблему можно обнаружить, только хорошо ориентируясь в определенной области, только сопоставляя уже известное и то, что нужно обнаружить) Сущность проблемы – Противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов Противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов

«Когда сможем сформулировать проблему с полной четкостью, мы будем недалеки от ее решения» «Когда сможем сформулировать проблему с полной четкостью, мы будем недалеки от ее решения» У.Р. Эшби «Часто правильно поставленный вопрос означает больше, чем решение проблемы наполовину» «Часто правильно поставленный вопрос означает больше, чем решение проблемы наполовину» В. Гейзенберг

Две процедуры перехода от практической задачи к научной проблеме Определить, какие научные знания необходимы, чтобы решить данную практическую задачу Установить, имеются ли эти знания в науке

Заключенное в проблеме противоречие должно найти отражение в теме, формулировка которой одновременно фиксирует и определенный этап уточнения и локализации (ограничения рамок) проблемы Заключенное в проблеме противоречие должно найти отражение в теме, формулировка которой одновременно фиксирует и определенный этап уточнения и локализации (ограничения рамок) проблемы

Примеры противоречия тем социально-педагогических исследований Самоутверждение личности в разновозрастном коллективе Взаимосвязь управления и самоуправления в воспитательной системе Свобода личности и педагогическое требование Подросток как объект и субъект воспитания

Объект и предмет исследования Объект исследования в педагогике и психологии – это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя Предмет исследования – это точка обозрения, позволяющая видеть специально выделенные отдельные стороны, связи изучаемого. Определенный аспект изучения объекта

Цель и задачи исследования Цель – это обоснованное представление об общих и конечных результатах исследования Задача – это цель преобразования конкретной ситуации или ситуация, требующая своего преобразования для достижения определенной цели

Основные группы задач историко – диагностическая (связана с изучением истории и современного состояния проблемы, определением или уточнением понятий, общенаучных и психолого-педагогических оснований исследования); теоретико – моделирующая (с раскрытием структуры сущности изучаемого, факторов его преобразования, модели структуры и функций изучаемого и способов его преобразования) практически – преобразовательная (с разработкой и использованием методов, приемов, средств рациональной организации педагогического процесса и с разработкой практических рекомендаций)

Коммуникативная деятельность учителя как условие гуманизации образования старших школьников 1.Провести теоретический анализ состояния коммуникативной деятельности учителя в зарубежной и отечественной педагогике. 2.Определить содержание, структуру, функции и критерии эффективности коммуникативной деятельности учителя, ее гуманистической направленности. 3.На основе анализа коммуникативной деятельности учителя как условия гуманизации процесса образования разработать и экспериментально проверить программу гуманизации коммуникативной деятельности учителя. 4.Выработать систему (способы, формы) освоения учителем гуманизированной коммуникативной деятельности в процессе образования.

Идея, замысел и гипотеза как теоретическое ядро исследования Гипотеза – обоснованное предположение о том, как, каким путем, за счет чего можно получить искомый результат. В форме гипотезы проявляется реальное движение познания к новым, более глубоким обобщениям на основе предвидения (осуществляется в виде анализа прошлого, выявления его тенденций на будущее).

«Предвидение есть по своему существу операция над прошлым» «Предвидение есть по своему существу операция над прошлым» У.Р. Эшби

Для выдвижения гипотезы необходимы: Тщательное изучение состояния дела; Тщательное изучение состояния дела; Научная компетентность; Научная компетентность; Диагностическое обследование. Диагностическое обследование.

По мере накопления фактов (отражения многих явлений и связей, их обобщение, предположения о том, что все эти явления, связи, отношения принадлежат к данному классу явлений,) возникает потребность в новой теории, которая зарождается в виде ключевой идеи и замысла ее осуществления. По мере накопления фактов (отражения многих явлений и связей, их обобщение, предположения о том, что все эти явления, связи, отношения принадлежат к данному классу явлений,) возникает потребность в новой теории, которая зарождается в виде ключевой идеи и замысла ее осуществления.

Оформление гипотезы А.Д. Ботвинников отмечает, что гипотезу желательно формулировать по схеме: А.Д. Ботвинников отмечает, что гипотезу желательно формулировать по схеме: «Если…, то…, так как…». «Если…, то…, так как…». Использование указанной «понятийной цепочки»:исходный факт – проблема – исходные концептуальные положения – идея – замысел – гипотеза – желаемый результат (прослеживается в новаторском опыте и инновационных поисках) Использование указанной «понятийной цепочки»:исходный факт – проблема – исходные концептуальные положения – идея – замысел – гипотеза – желаемый результат (прослеживается в новаторском опыте и инновационных поисках)

Пример опыта педагога – новатора, московской учительницы С.Н. Лысенковой Исходный факт и проблема: уже в 1-ом классе ученики сталкиваются со сложными для них темами, не справляются с ними и начинается хроническое отставание. Исходный факт и проблема: уже в 1-ом классе ученики сталкиваются со сложными для них темами, не справляются с ними и начинается хроническое отставание. Ведущие концептуальные положения: необходим надежный и успешный «старт» в обучении, условием чего является опора на хорошо усвоенное, преемственность в обучении. Ведущие концептуальные положения: необходим надежный и успешный «старт» в обучении, условием чего является опора на хорошо усвоенное, преемственность в обучении. Если (идея и замысел – ядро гипотезы) перейти к «опережающему» обучению, обеспечить ознакомление с материалом «трудных» тем на ряде предшествующих уроков, Если (идея и замысел – ядро гипотезы) перейти к «опережающему» обучению, обеспечить ознакомление с материалом «трудных» тем на ряде предшествующих уроков, то (желаемый, искомый результат) можно осуществить действенную профилактику неуспеваемости, то (желаемый, искомый результат) можно осуществить действенную профилактику неуспеваемости, так как (объяснение эффекта) это значительно обеспечит надежный и успешный «старт» в образовании каждому школьнику. так как (объяснение эффекта) это значительно обеспечит надежный и успешный «старт» в образовании каждому школьнику.

Закрепление: Почему основную работу по конструированию логики исследования следует проделать в начале работы? Почему основную работу по конструированию логики исследования следует проделать в начале работы?

Какой из этапов конструирования логики исследования более подвижный и почему? Какой из этапов конструирования логики исследования более подвижный и почему?

Охарактеризуйте компоненты научно-педагогического поиска Охарактеризуйте компоненты научно-педагогического поиска

Домашнее задание: Определить тему, объект, предмет, цель и задачи, гипотезу по теме своего исследования (курсовой работы). Определить тему, объект, предмет, цель и задачи, гипотезу по теме своего исследования (курсовой работы). Выполнить задание в рабочих тетрадях к следующему уроку. Выполнить задание в рабочих тетрадях к следующему уроку.