Педагогическое проектирование Культурная форма инновационных процессов в сфере образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЛОГИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Лекция 4.
Advertisements

Социальное проектирование как средство активной социализации ребёнка.
ИДНО Кафедра инженерной педагогики Педагогическое проектирование Доцент Беломестнова Эмилия Николаевна.
Организация проектной деятельности с учащимися класса Е.М. Карпова к.п.н., доцент кафедры «социальной педагогики» КГУ им. Н.А. Некрасова.
Разработка проекта перспективного развития ОУ На основе направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Управления образования,
Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно, Чего ещё не видел свет. Ломоносов М.В.
Концептуальные подходы к экспертизе Кейс 2. Модуль « Экспертная деятельность » Экспертиза : понятие, сущность, типология Методы экспертных оценок Концептуальные.
Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности.
Программа развития школы, школьные комплексные целевые программы.
Педагогическое проектирование. Проектирование от латинского "proyectus", «брошенный вперед» - это создание модели, образа желаемого состояния объекта.
Методический центр Работа педагога более, чем какая-либо другая, нуждается в постоянном воодушевлении. К.Д. Ушинский Процесс обучения, как и дети,
А.М. Новиков, Д.А. Новиков ПРОЕКТ как цикл инновационной деятельности.
Работа в методических проектах как эффективная форма повышения педагогического мастерства Разработчик: заместитель директора по УВР МОУ «СОШ 36» Ганебная.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Социокультурное проектирование в воспитальной системе современного образовательного учреждения.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Проектирование как технология инновационного образования Кафедра педагогики и андрагогики.
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Системно – деятельностный подход в реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Транксрипт:

Педагогическое проектирование Культурная форма инновационных процессов в сфере образования

Историко-культурные источники педагогического проектирования На ранних стадиях развития общества проектирование вплетается в жизнедеятельность людей: каждое действие совершается на основе предваряющего его проекта (прообраза). Инженерно-техническое проектирование – предварительная проработка идей, вариантов нового объекта, конструирование и моделирование его частей и соединений, предшествующих непосредственному их изготовлению. Социальное проектирование – создание новых форм общественной жизни (Т.Мор, Т.Кампанелла, Р. Оуэн)

Развитие проектных идей в педагогике Дальтон-план Дальтон-план – составление личного учебного плана и индивидуальная организация учебного материала для каждого ученика (Е. Паркхерст) Метод проектов Метод проектов – педагогическая идея, технология и форма учебной работы, ориентированная на развитие способностей ребенка решать «здесь и сейчас» свои насущные жизненные проблемы. - Дж. Дьюи – обучение должно быть основано на личном опыте учащихся и ориентировано на их интересы и потребности, основным способом обучения становится исследование окружающей жизни в проектной форме - В.Х. Килпатрик – обучение через организацию «целевых актов», позволявших учащимся ориентироваться в конкретных ситуациях - С.Т. Шацкий – подход к обучению, согласно которому ученик в своей работе должен исходить из факта и его восприятия, наблюдение и эксперимент –обязательная часть процесса обучения 70-е гг. ХХ в. проектировочный компонент оформляется в структуре педагогической деятельности. Объектом проектирования в данном случае становятся идеальные средства: содержание, методы и формы педагогической деятельности

Проектирование Замысел Реализация Р е ф л е к с и я Р е ф л е к с и я К о н ц е п т у а л и з а ц и я П р о г р а м м и р о в а н и е П л а н и р о в а н и е П л а н П р о г р а м м а К о н ц е п ц и я П р о б л е м а т и з а ц и я К о о п е р а ц и я О р г а н и з а ц и я С о в м е с т н о с т ь О б щ н о с т т ь К о м а н д а

Соотношение понятий «проектирование», «прогнозирование», «конструирование», «моделирование» Прогнозирование – специальное исследование перспектив какого- либо явления. Как «суждение о перспективах» допускает неопределенность результата. Проектирование же осуществляется для получения результата непосредственно используемого в практике. Конструирование – разработка структуры объекта или системы. Вместе с проектированием составляет последовательные этапы приближения замысла к его предметной реализации. В процессе конструирования разрабатываются элементы проектируемого объекта, при проектировании создается система взаимосвязей этих элементов Моделирование – метод исследования объектов различной природы на их аналогах (материальных или идеальных моделях). Является частью проектирования, так как в круг проектных процедур входит создание моделей будущих объектов, процессов и явлений

ПРОЕКТНАЯ КУЛЬТУРА Проектно-целевой подход Проектно-целевой подход обеспечивает организацию проектирования в соответствии с заданной целью (организация ресурсов под цель). Проектно-модульный подход Проектно-модульный подход направлен на проектирование с вариативным использованием специально созданных функциональных модулей, выступающих как структурные компоненты целостной системы, обеспечивающей выполнение определенной деятельности. Проектно-программный подход Проектно-программный подход ориентирован на реализацию комплекса проектов в рамках единой программы.

Педагогическая сущность проектирования Общественный характер проектной деятельности – кооперация, объединение ресурсов и усилий в ходе проектирования. Проектирование – это особый тип научно-прогностического видения действительности, который нацелен на ее изменение согласно требованиям развития практики. Автодидактизм проектной деятельности как ее способность параллельно с непосредственным результатом (созданием проекта) обеспечивать усвоение новых знаний, формирование новых представлений, появление новых смыслов, динамику ценностей. Мозаичная природа проектирования означающая складывание проектной деятельности из действий, являющихся элементами других видов деятельности (диагностических, прогностических, оценочных и др.)

Виды педагогического проектирования Виды педагогического проектирования Целевые ориентиры Объект преобразований Результат Социально- педагогическое проектирование Изменение социальной среды. Решение социальных проблем Внешние факторы и условия, влияющие на развитие, воспитание и социализацию человека Решение социальных проблем педагогическим и средствами Проект А.С.Макаренко Проект «Школа социокультурный центр села» Проект «Школа социального парнерства»

Виды педагогического проектирования Виды педагогического проектирования Целевые ориентиры Объект преобразо ваний Результат Психолого- педагогическое проектирование Преобразование человека и межличностных отношений в рамках образовательных процессов Условия эффективного обучения и воспитания Педагогические технологии Организацион ные формы Способы самообразования Создание и модификация способов обучения и воспитания Создание новых форм организации УВП Программа элективного курса Метод проектов

Виды педагогического проектирования Виды педагогического проектирования Целевые ориентиры Объект преобразо ваний Результат Образовательное проектирование Проектирование качества образования Инновационные изменения образовательных систем и институтов Система образования в государстве в целом и в отдельных регионах Формирование государственно- общественных требований к образованию Создание институтов образования Создание образовательных стандартов Концепция модернизации российского образования Проект Государственной программы «Развитие воспитания детей в Российской Федерации до 2010 года»

Виды проектирования в образовании Социально-педагогическое проектирование Психолого-педагогическое проектирование Изменение социальных условий педагогическими средствами Преобразование целей обучения и воспитания Создание и модификация способов обучения и воспитания Решение социальных проблем педагогическими средствами Создание форм организации педагогической деятельности Преобразование системы педагогического общения Образовательное проектирование Формирование содержания образования всех уровней Проектирование качества образования Создание институтов образования

У р о в н и п р о е к т и р о в а н и я Концептуальный Содержательный Технологический Процессуальный Концепция, модель, образ конечного результата Положение (о структуре, конкурсе, организации и т.д.), программы (образовательные, исследовательские, развития) Организационные схемы, учебные планы, методики Дидактические средства, методические рекомендации, разработки уроков, сценарии мероприятий, графики учебного процесса В и д ы п р о е к т н ы х п р о д у к т о в

Принципы проектной деятельности Принцип прогностичности Принцип пошаговости Принцип нормирования Принцип обратной связи Принцип продуктивности Принцип культурной аналогии Принцип саморазвития

Требования к организации проектной деятельности Требование контекстности –соотнесения предмета проектирования с определенным контекстом Учет многообразия потребностей всех заинтересованных в образовании сторон: личностей, общества, государства Требование активности участников проектирования Требование реалистичности – обеспечение гарантий достижимости проектных целей. Требование управляемости – необходимость временной регламентации действий, содержательной и технологической определенности выполняемых процедур.

Особенности субъекта проектирования Совокупный субъект проектирования Совокупный субъект проектирования – это общность людей, объединенных общей целью и общей системой ценностей, для осуществления коллективной деятельности на основе проявления собственной инициативы каждого участника, что означает необходимость его личного вклада - в разработку концептуальной идеи проекта; - в выработку критериев эффективности проекта; - в распределение ресурсов проектов; - в получение обратной связи; - в презентацию результатов проектной деятельности.

Уровни и типы отношений в проектировочной группе Информационный уровень – содержательный обмен всеми видами информации, получаемой в ходе проектной деятельности Практический уровень – совместная предметная деятельность Эмоциональный уровень – индивидуальные и совместные впечатления, переживания, приобретаемые в ходе работы над проектом Этический уровень – правила и конвенциональные нормы взаимодействия Подчиненная кооперация - руководитель проекта предлагает тематику и выступает в качестве главного эксперта Равная кооперация – постоянное сотрудничество и партнерство между непосредственными исполнителями проекта Сетевые отношения – построены по принципу горизонтальных связей, на пересечении которых (в узлах сети) находятся координаторы и лидеры проекта

Объект проектирования Это среда или процесс, в контексте которых происходят изменения. образовательные системы разного масштаба и их отдельные компоненты педагогические процессы всех видов и их отдельные компоненты содержание образования на всех уровнях формирования образовательное и информационно-коммуникативное пространство социально-педагогическая среда все виды педагогической деятельности система педагогических отношений педагогические ситуации качество педагогических процессов

Предмет проектирования Предполагаемый продукт, то созданию чего посвящена проектная деятельность Образовательная система: Образовательные программы Образовательные стандарты Типы ОУ Методические центры Педагогический процесс: Цели Содержание Технология Содержание образования: Концепция Учебная программа Учебный план Дидактические материалы

Логика организации проектной деятельности Стартовый этап: диагностика социально-образовательной ситуации, проблематизация, концептуализация, целеполагание, ценностно-смысловое самоопределение, программирование и планирование хода проекта Этап реализации проекта: пошаговое выполнение запланированных проектных действий, коррекция хода проекта и действий его участников, презентация окончательных результатов работы Рефлексивный этап: внешняя экспертиза проекта, рефлексия по поводу замысла проекта, его и результатов Послепроектный этап: апробация, распространение результатов и продуктов проектной деятельности, выбор вариантов продолжения проекта

Стартовый этап Диагностика ситуации Проблематизация Целеполагание Концептуализация Форматирование проекта Предварительная социализация проекта (процедура публичного представления проекта и экспертная оценка предпосылок его успешности)

Диагностика ситуации (предпроектное исследование) Что именно на не устраивает в окружающем мире (природной, социальной среде, в людях, в самих себе)? Какие ресурсы и возможности имеются в наличии для внесения желаемых изменений? Каковы могут быть последствия вмешательства в существующее положение вещей? Колличественная и качественная оценка Выделение «болевых» точек и точек роста Подтверждение социальной необходимости проекта Определение логических рамок проекта Построение системы аргументов для привлечения партнеров проекта

Проблематизация Ценностное самоопределение в проблемном поле проекта Включает действия по выявлению проблем, их формулировке, систематизации и иерархизации Правильная формулировка проблемы означает четкое обозначение разрыва желаемого и действительного как неизвестного, пока скрытого, требующего совместного поиска.

Концептуализация Прогнозирование возможных рисков, т.е. тех внешних воздействий и противодействий, которые неизбежно могут возникнуть по ходу осуществления проекта Категориальный анализ – выработка единого языка общения, согласование ценностей, определение границ и содержания категориального поля, актуального (доступного) для участников проекта Конкретизация цели Разработка стратегии проектной деятельности, определяющей общую направленность и характер достижения целей: восходящая стратегия – от видения целостного образа к проработке его конструктивных деталей и нисходящая – соединение, увязка воедино разрозненных компонентов

Концеция проекта Мотивационная, ценностно-смысловая, целевая и стратегическая платформа всех последующих действий описание и ценностно-смысловая оценка проблемного поля проекта ценностные основания проектной деятельности цели проекта с описанием конечного результата совокупность теоретических положений, на основании которых был сформирован замысел проекта подходы, стратегию, принципы проектирования

Программирование Программирование проекта – это создание программы, которая представляет собой набор необходимых мероприятий и действий по достижению задуманного Программа – это особый вид проекта, выполняющий конструирующую функцию, когда приоритетным становится выстраивание конкретных действий, направленных на достижение намеченного облика предмета проектирования Образовательная программа Учебная программа Программа деятельности (педагога, коллектива, учреждения и т.д.) Программа развития коллектива, (учреждения и т.д.) Программы деятельности по направлениям (программа исследовательской деятельности, программа ОЭР и т.д.)

Планирование Планирование связано с разработкой плана достижения поставленных целей и носит стратегический характер, состоящий в выделении этапов достижения цели через определение промежуточных продуктов на пути к конечному результату План – документ, дающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Структурно-содержательный план – краткий перечень содержания, отражающий его объем, тематические блоки и порядок реализации содержания Стратегический план – формулировка долгосрочных приоритетов, связанных с проектированием и способствующих целенаправленным изменениям действительности Организационный план- определение заранее намеченного объема содержания и системы действий по его реализации, предусматривающую порядок и сроки выполнения работ. Он отвечает на вопросы: что делает?, кто делает?, с кем во взаимосвязи?, когда?, где?, в какой последовательности?

Этап реализации проекта Каждый проектный шаг определен логикой создания или преобразования предмета проектирования и всегда оказывается соотнесенным с конкретным заданием, за которое кто-то из участников несет ответственность согласно ранее намеченной программе (плану). Необходимо установление и поддержка на всем протяжении проекта системы обратной связи. Должны быть организованы объективная промежуточная оценка полученных результатов и наличие примерных критериев и показателей успешности каждого проектного шага в целях коррекции на этой основе хода проекта. На заключительном шаге этапа реализации проекта должно быть организовано обобщение локальных результатов, полученных разными субъектами внутри проекта, их сведение воедино.

Рефлексивный этап Рефлексия Рефлексия – анализ собственного сознания и деятельности, понимание смысла межличностного общения в ходе работы над проектом. Рефлексия на выходе из проекта – это обращение участников к себе и друг другу в новом качестве, с высоты приобретенного опыта совместной деятельности. Рефлексии подлежат ход проекта и система отношений, которая в нем сложилась Итоговая экспертиза Итоговая экспертиза и оценка проекта позволяют определять соответствие полученного продукта первоначальному замыслу; принять решение о локальном применении проектных материалов или их тиражировании с целью активного внедрения в практику

Послепроектный этап Переход к новому проекту Интеграция с другими проектами Начало работы новой организации, возникшей по итогам проекта. Смена статуса субъекта проектной деятельности. Смена адреса проекта (перенос полученного опыта на другие категории учащихся или специалистов). Распространение проекта на другие уровни (федеральный, международный).

Критериальный ряд оценки результатов проектной деятельности Полнота реализации проектного замысла Соответствие контексту проектирования Соответствие культурному аналогу Степень новизны Становление социального партнерства Социальная и практическая значимость Гуманитарность Эстетичность Удовлетворенность участием в проекте Степень освоения процедур проектирования Синергийный эффект

Возможные риски проектной деятельности Нарушение целостности структуры проектной деятельности Выбор неподходящего объекта для приложения проектных усилий, который не нуждается в преобразовании или внутренне не готов к тому, чтобы с ним происходили изменения Несоответствие природы проектирования как специфической формы совместной активности детей и взрослых заявленным педагогическим целям. Стремление планировать работу под имеющийся ресурс, а не поиск (создание) дополнительных или новых ресурсов под необходимую программу. Плохое знание культурных аналогов проектируемого предмета Непонимание подлинного контекста предстоящих изменений, утопичность проекта. Возможность негативного влияния последствий педагогического проектирования на объект преобразований, окружающую среду. Психологическая неготовность субъектов проектной деятельности к каким-либо кардинальным изменениям

Структура педагогического проекта 1. Анализ исходной ситуации 2. Проблема, которую должен решить проект 3. Цель проекта 4. Объект проектирования 5. Концептуальная идея проекта 6. Этапы реализации проектаПрограммные мероприятия 7. Ожидаемые результаты 8. Критерии оценки 9. Возможные риски и способы их преодоления 10. Ресурсная база проекта 11. Необходимая поддержка (партнеры) проекта