ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В РОССИИ УНИВЕРСИТЕТОВ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА. ОПЫТ ВЕДУЩИХ ТЕХНИЧЕСКИХ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
Advertisements

1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Модернизация высшей школы на современном этапе развития общества Выполнил: Проверил:
Российская академия наук, Ассоциация инженерного образования России, Томский политехнический университет ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ИНТЕГРАЦИЯ АКАДЕМИЧЕСКИХ.
Инновационные университеты Томска. Томск – общепризнанный университетский центр России. В его 6 университетах получают высшее образование свыше 80 тысяч.
О реализации государственной научно-технической политики и инновационной деятельности в научно-технической сфере Министр образования и науки Российской.
Инновационная структура университетского комплекса.
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
Кадровый потенциал науки как фактор инновационного развития Крайнего Севера Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры ЯНГИ Саенко М.Ю. к.э.н., доцент кафедры.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Основные правовые аспекты выбора модели ОТТ Н. Романова Саратовский госуниверситет им. Н.Г. Чернышевского.
РОЛЬ ТПП В ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА Г.А. Дементьев, генеральный директор Торгово-промышленной палаты РМЭ.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
ПРИВЕТСТВУЕМ ВАС НА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЭКСПОЗИЦИИ ОРГАНИЗАЦИЙ ГОРОДА МОСКВЫ НА IX МОСКОВСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ САЛОНЕ ИННОВАЦИЙ И ИНВЕСТИЦИЙ.
2 декабря 2009, г. Санкт-Петербург «Вузы транспорта – основа инновационного развития отрасли» Президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского.
Механизмы создания технопарка: принципы, структура, взаимодействие.
Федеральный Союз сельскохозяйственных потребительских кооперативов некоммерческая организация, объединяющая сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
-Магнитогорск – 2013г.-. ФЦП развития образования на гг. (разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ И ТОРГОВЛИ Выполнил: Березовский Д.К. Группа:5221/3.
Транксрипт:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ В РОССИИ УНИВЕРСИТЕТОВ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА. ОПЫТ ВЕДУЩИХ ТЕХНИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ. ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Москва - ноябрь, 2004 год КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ Похолков Ю.П., Президент Ассоциации инженерного образования России, ректор Томского политехнического университета

В 2003 году Ассоциация инженерного образования России выступила с инициативой о проведении НИР по исследованию проблем и разработке путей становления и развития в России университетов инновационного типа. Инициатива была поддержана Министерством образования Российской Федерации. В настоящее время завершен первый этап этих исследований.

Исполнителями НИР выступили следующие российские университеты: Томский политехнический университет Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет Южно-Российский государственный технический университет Южно-Уральский государственный университет

В результате исследований проанализирован опыт становления и развития университетов инновационного типа в Европе, США и развития инновационной деятельности в российских университетах.

Университет Уорвик (Англия) Университет Джеонсу (Финляндия) Технологический университет Чалмерс (Швеция) Технологический университет Твенте (Нидерланды) Университет Стратклид (Англия) Каталонский политехнический университет (Испания) Эколь Политехник (Франция) Университет Боккони (Италия) Университет St. Gallen (Швейцария) Университет Wirtschaftsuniversitat (Австрия) В Европе изучен опыт следующих вузов:

Нью-Йоркский университет Университет штата Мичиган Университет штата Калифорния (Беркли) В США изучен опыт следующих вузов:

Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана Томский политехнический университет Санкт-Петербургский государственный политехнический университет Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет Южно-Российский государственный технический университет Южно-Уральский государственный университет Развитие инновационной деятельности в российских университетах изучено в следующих вузах:

подготовка высококвалифицированных специалистов; научно-технические идеи и разработки; возможности решения междисциплинарных проблем. В результате исследований можно сделать следующий вывод: Ведущая роль в переходе к инновационной экономике, как показывает опыт передовых стран мира, принадлежит университетам, так как здесь сконцентрированы основные составляющие успеха:

Калифорнийский университет (США) Объем инновационной деятельности университета в 2002 году составил 200 млн. долларов. Доходы нескольких тысяч наукоемких предприятий (Силиконовая долина) составляют десятки миллиардов долларов. Оксфордский университет (Великобритания) Объем инновационной деятельности университета в 2002 году составил 260 млн. долларов. Доходы сотен малых наукоемких предприятий, окружающих университет, составили четыре миллиарда долларов.

университеты мира обеспокоены: Исследования показали, что университеты мира обеспокоены: изменением внешней среды потерей былой стабильности сокращением финансирования со стороны государства повышением требований потребителей к качеству научных исследований, технологических разработок и образовательных услуг усиливающимся дисбалансом между имеющимся спросом на основные продукты деятельности университета и возможностями их удовлетворения

Адекватным ответом на эти вызовы, как показывает отечественный и зарубежный опыт, являются становление и развитие технических университетов как инновационных структур и включение их в качестве важнейшей составляющей формирующегося инновационного сектора экономики России.

Наше исследование десяти европейских, трех университетов США и шести российских университетов, а также опубликованные результаты исследований американских коллег (Б.Кларк (1997), Б.Спорн (1999), К.Камерон (1999) и др.) позволили свести деятельность по трансформации традиционных университетов в соответствии с требованиями внешней среды в единую концептуальную систему – университет инновационного типа (ентрепренерский, предпринимательский, адаптивный университет ).

сформированы концептуальные основы российского университета инновационного типа; разработаны принципы и технология трансформации традиционного университета в университет инновационного типа; разработана миссия университета инновационного типа, его производственная и организационная структура. В результате исследований:

Университет инновационного типа – адаптивный к требованиям внешней среды функционирующий и интенсивно развивающийся научно-образовательный комплекс, деятельность которого ориентирована на удовлетворение спроса основных отечественных и зарубежных профильных рынков и получение прибыли, направляемой для повышения потенциала возможностей сохранения своей академической сущности, своеобразия и индивидуальности, моральной и интеллектуальной независимости.

Стратегической целью создания в России университетов инновационного типа является подготовка специалистов и введение в хозяйственный оборот результатов научной деятельности, способных обеспечить позитивные изменения в экономике России. Стратегической целью создания в России университетов инновационного типа является подготовка специалистов и введение в хозяйственный оборот результатов научной деятельности, способных обеспечить позитивные изменения в экономике России.

Развитие системы инновационного образования Создание системы подготовки элитных специалистов Сохранение академической базы университета, стимулирование развития фундаментальных исследований и инновационной деятельности Формирование инновационной корпоративной культуры университета и внутренней конкурентной среды Создание адекватной новым задачам системы управления университетом Основные принципы трансформации традиционного университета в университет инновационного типа: Диверсификация источников финансирования университета Формирование системы стратегического партнерства университетов, промышленности, РАН, бизнеса

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ целенаправленное формирование знаний, умений и методологической культуры комплексная подготовка специалистов к инновационной инженерной деятельности мировые информационные ресурсы и базы знаний равнение на лучшие примеры («бенчмаркинг») предпринимательские идеи в содержании курсов

РАЗВИТИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ целенаправленное формирование знаний, умений и методологической культуры комплексная подготовка специалистов к инновационной инженерной деятельности проблемно - ориентированный междисциплинарный подход методы «контекстного обучения» и «обучения на основе опыта» методы «case studies» технологии обучения работе в команде

Подго- товка элит- ных специа- листов многоступенчатый конкурсный отбор способных студентов усиление роли фундаментального образования максимальная интеграция университета, институтов Российской академии наук, других научных и производственных организаций в подготовке специалистов обучение работе в команде мотивация всех участников процесса

Для сохранения академической базы университета, стимулирования развития фундаментальных исследований и инновационной деятельности необходимо создание совместных международных лабораторий и участие в международных программах формирование инфраструктуры полного инновационного цикла образовательной и научной деятельности создание учебно- научных центров по приоритетным направлениям развития науки и техники разработка комплексной программы подготовки элитных специалистов cоздание совместных с институтами РАН структур подготовки специалистов

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И ВНУТРЕННЯЯ КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА культура иерархии культура конкуренции (рынка) культура адхократии (творчества) культура семьи Корпоративная культура – это совокупность коллективных базовых представлений, необходимых и достаточных для адаптации к изменениям внешней среды и создания конкурентной внутренней среды университета. В основу формирования корпоративной культуры инновационного университета предлагается положить четырехфакторную модель, объединяющую следующие составляющие корпоративной культуры:

КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА И ВНУТРЕННЯЯ КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА УНИВЕРСИТЕТА Существующая корпоративная культура университетов, как правило, может быть описана как семейно-иерархическая. Именно такой результат был получен при исследовании корпоративной культуры Томского политехнического университета.

- хотелось бы - есть Иерархия (А) Творчество (D) Конкуренция (В) Семья (С)

Развитие корпоративной культуры в направлениях «творчество», «конкуренция» Поддержка достаточного уровня культуры типа « иерархия » Создание дочерних компаний с корпоративной культурой аналогичного типа ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

социально-культурного сервиса пожертвований выпускников университета ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ УНИВЕРСИТЕТА ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ : создания и реализации инновационной технологической продукции реализации образовательных услуг и инновационных образовательных технологий выполнения крупных, в том числе международных проектов консалтинговых услуг аренды неиспользуемых помещений университета даров спонсоров и меценатов выполнения НИК, ОКР и т.д.

ФОРМИРОВАНИЕ СОСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА ГОСУДАРСТВА, УНИВЕРСИТЕТОВ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ, РАН, БИЗНЕСА развитие отношений с законодательной и исполнительной властью на всех уровнях расширение взаимодействия и создание совместных структур с институтами РАН совместная деятельность с крупными отечественными и транснациональными промышленными предприятиями и корпорациями кооперация с российскими и зарубежными университетами и научными организациями привлечение существующих малых Hi-Tech предприятий к внедрению инновационных разработок университета и создание новых «венчурных» компаний расширение сети филиалов и представительств университета в России и за рубежом развитие бизнес-окружения университета

Повышение эффективности деятельности университета инновационного типа требует перестройки сложившейся системы управления университета в соответствии с требованиями новых задач.

Повысить профессионализм университетских менеджеров Гармонизировать систему управления университетом с TQM и ISO Перестроить деятельность Попечительского совета университета Развивать структуры маркетинговой деятельности Задачи перестройки системы управления университетом Активизировать непрерывные процессы самоанализа, самооценки и самоаттестации университета Адаптировать оргструктуру университета к решению стратегических задач Включить в традиционную оргструктуру адаптивные программно- целевые структуры Усилить роль общественных институтов в управлении университетом Перестроить оргструктуру университета, обеспечив разделение представительной и административной власти Обновить миссию университета

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТА ИННОВАЦИОННОГО ТИПА РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОГРАММНО- ЦЕЛЕВОГО КОМПЛЕКСА Отдел управления интеллектуальной и промышленной собственностью Инновационно- технологический центр Центр управления качеством … Служба маркетинга профильных рынков Отдел корпоративной культуры Профильные производственные предприятия Банки Научно- производственные структуры … Много- функциональный кластер малых предприятий Фонды … Лизинговые компании ПЕРИФЕРИЙНОЕ ОКРУЖЕНИЕ УНИВЕРСИТЕТА ПРОРЕКТОРЫ И ДЕПАРТАМЕНТЫ ЛИНЕЙНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТА АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА Отдел стратегичес- кого плани- рования и развития университета Служба сопровож- дения карьеры выпускни- ков Аудитор- ская служба Отдел развития взаимо- действия университета с внешней средой Р Е К Т О Р Образовательной деятельности Хозяйственного обслуживанияМеждународного сотрудничестваИнформатизации Внеучебной деятельности и социальной работы Финансово-экономической деятельности Научно-исследовательской деятельности П Р Е З И Д Е Н Т ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРЕЗИДЕНТСКИЙ СОВЕТ К О Н Ф Е Р Е Н Ц И Я ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА УНИВЕРСИТЕТА Члены попечительского Совета университета А С С А М Б Л Е Я У Н И В Е Р С И Т Е Т А Представители Ассоциации выпускников университета Члены Ученого Совета университета УЧЕНЫЙ СОВЕТ УНИВЕРСИТЕТА Фонд стратегичес- кого развития университета

Результаты исследований были обсуждены и одобрены на: ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ межвузовской научно-практической конференции «Инновационный университет и инновационное образование» (Томск, март 2003 г.), международном симпозиуме «Инновационный университет и инновационное образование: модели, опыт, перспективы» (Москва, май 2003 г.), международном симпозиуме «Элитное техническое образование» (Москва, ноябрь 2003 г.), организованных Ассоциацией инженерного образования России и Томским политехническим университетом.

Концепция развития в России университетов инновационного типа, рассмотрена и одобрена на выездном заседании Президиума Сибирского отделения РАН в Томске (ноябрь 2003 г.) и Научно-техническом Совете Министерства образования России (март 2004г.).

Для апробации полученных результатов и отработки экономических и организационных механизмов необходимо на базе университетов – участников исследования провести эксперимент по преобразованиям своих университетов в университеты инновационного типа. Продолжительность эксперимента должна составлять 3-5 лет, с ежегодной отчетностью перед Министерством по результатам эксперимента.

Итогом эксперимента должны стать: функционирующие и развивающиеся шесть российских университетов инновационного типа; отработанные социально-экономические и организационно-правовые механизмы трансформации традиционных университетов в университеты инновационного типа; правовые основы и законодательные инициативы, обеспечивающие эффективную деятельность инновационного университета. Программа эксперимента представлена в раздаточных материалах.

Статья бюджетной квалифи- кации Наименование статьи Объем, млн. руб Итого Оплата труда гражданских служащих Начисление на оплату труда Оплата научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ Приобретение и модернизация непроизводственного оборудования Прочие текущие расходы И т о г о РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РАСХОДОВ ПО СООТВЕТСТВУЮЩИМ ПРЕДМЕТНЫМ СТАТЬЯМ НА РЕАЛИЗАЦИЮ РАБОТ ПО СТАНОВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ В РОССИИ ШЕСТИ ПИЛОТНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ

Проблемы законодательного обеспечения

Мировой опыт показывает, что существенное влияние на процессы развития инновационной деятельности оказывает законодательство, отражающее политику государства в области управления интеллектуальной собственностью: США Закон Бай-Доула, 1980 г. (Bauh-Dole Act) о коммерциализации результатов научных исследований и разработок, полученных при поддержке федерального правительства. Закон Стивенсона-Уэдлера, 1980 г. (Stevenson-Wydler Technology Innovation Act) о коммерциализации результатов научных исследований при инвестиции в национальные лаборатории, их персонал, инфраструктуру.

Франция Закон об инновациях и исследованиях (1999), регулирующий правовые отношения в сфере трансфера технологий. Национальный закон, предоставляющий право владения, пользования и распоряжения интеллектуальной собственностью. Япония, Великобритания, Германия и другие страны в последние годы также приняли законодательные акты по комплексному обеспечению инновационной деятельности, что во многом способствовало интенсификации инновационной деятельности в этих странах.

В России, несмотря на наличие государственных концепций, стратегий и программ, правовые отношения в инновационной сфере остаются не урегулированными: не принят до настоящего времени базовый Федеральный закон «Об инновационной политике и инновационной деятельности»; не закреплены руководящие начала осуществления инновационной деятельности в государственных научно-образовательных учреждениях в Федеральных законах «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «О науке и государственной научно-технической политике».

Разработка и принятие Федерального закона «Об инновационной политике и инновационной деятельности» позволит: установить ведущую роль университетов в создаваемой национальной инновационной системе определить критерии отнесения организации к субъектам инновационной деятельности ввести систему экономического стимулирования инновационной деятельности определить организационно-правовые механизмы субъектов деятельности инновационной инфраструктуры (офисов коммерциализации, бизнес-инкубаторов, инновационно- технологических центров, технопарков и т.д.) обеспечить условия для привлечения инвестиций в инновационную сферу (льготы для венчурного капитала, льготы при создании венчурных фондов, льготы для инновационных компаний и т.д.) урегулировать вопросы передачи прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств бюджетов разных уровней обеспечить организацию подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации кадров привести действующие нормативные акты в соответствие с данным законом

«ОБ ОБРАЗОВАНИИ» «О ВЫСШЕМ И ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ» «О НАУКЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУЧНО- ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ» в части закрепления статуса инновационной деятельности учреждений науки и образования как одного из основных видов установления системы экономических и иных стимулов развития инновационной деятельности, совершенствования системы управления инновационным университетом. Полные предложения Ассоциации инженерного образования России по поправкам в эти законы содержатся в раздаточном материале Для реализации инновационной деятельности в традиционных университетах необходимо также внесение поправок в Федеральные законы:

Сегодня есть настоятельная необходимость обществу и государству принять серьезные меры по сохранению и расширенному воспроизводству интеллектуальной элиты. Необходим федеральный закон о сохранении и поддержке интеллектуальной элиты страны, который бы гарантировал выдающимся деятелям науки, техники и технологии, культуры и искусства возможность продуктивно работать и достойно жить.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!