СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ В КУРСЕ ОРКиСЭ Иоффе А.Н., доктор педагогических наук, АПКиППРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СТРУКТУРА УРОКА ОРКСЭ СОСТАВЛЕНА ПО МАТЕРИАЛАМ ИОФФЕ А.Н, ДОКТОРА ПЕД НАУК АПК ППКРО.
Advertisements

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ В КУРСЕ ОРКСЭ Ивашева Елена Геннадиевна, методист СЦРО.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ В КУРСЕ ОРКСЭ Ивашева Елена Геннадиевна, методист СЦРО.
Реализация творческого потенциала учителя в условиях введения ФГОС Иоффе А.Н., д-р педагогических наук.
Новые ФГОС 1. Подготовка к уроку От жестко структурированного плана- конспекта к сценарному плану урока, использование Интернет-ресурсов.
Системно-деятельностный подход в реализации учебной программы Е.В. Воропай, зав.кафедрой гуманитарного образования ИРО.
Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС.
Стандарты второго поколения. Деятельность – специфическая активная форма взаимодействия человека с окружающей действительностью, содержание которой составляет.
ФГОС ООО Нормативная база введения ФГОС ООО Деятельность – специфическая активная форма взаимодействия человека с окружающей действительностью, содержание.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ Иоффе А.Н., д-р пед. наук, ведущий научный сотрудник лаборатории дидактики истории ИСМО РАО, преподаватель АПКиППРО,
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ Иоффе А.Н.. Высказывания о планировании «Цель есть то, что имеет начало, середину и конец» (Аристотель) «Цель есть то, что имеет начало,
Современные требования к структуре уроку по ФГОС.
Проектирование урока на основе системно- деятельностного и культурно- исторического подхода.
Структура современного занятия Иоффе А.Н., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД от информационной образовательной модели к деятельностной: признание роли активной познавательной деятельности на основе.
Универсальные учебные действия. В соответствии с ФГОС в программе представлено четыре вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Коркина Л.Ф. МКОУ: «Варгашинская сош 1». Основой развития личности является деятельность. «Деятельность – специфическая активная форма взаимодействия.
Коновалова Олеся Викторовна учитель начальных классов МБОУ «СОШ1» г.Николаевск-на-Амуре, 2012г.
ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ и СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Современный национальный воспитательный идеал: Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,
Транксрипт:

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ В КУРСЕ ОРКиСЭ Иоффе А.Н., доктор педагогических наук, АПКиППРО

Общие тенденции в образовании Развитие у школьников понимания смысла действий. Развитие у школьников понимания смысла действий. Ориентация в образовании на значимые цели и ценностные ориентиры (мировоззренческие установки). Ориентация в образовании на значимые цели и ценностные ориентиры (мировоззренческие установки). Видение ожидаемых результатов своих решений, осознанное и конструктивное взаимодействие с окружающими по решению проблем. Видение ожидаемых результатов своих решений, осознанное и конструктивное взаимодействие с окружающими по решению проблем.

Роль планирования Какие идеи отражены в иллюстрациях?

Требования к методике преподавания с введением ФГОС ОО 1. Компетентностный подход (образовательная, общекультурная, социально-трудовая, информационная, коммуникативная,. в сфере личностного самоопределения). 1. Компетентностный подход (образовательная, общекультурная, социально-трудовая, информационная, коммуникативная,. в сфере личностного самоопределения). 2. Деятельностный подход (ответственность и самостоятельность). 2. Деятельностный подход (ответственность и самостоятельность). 3. Метапредметный подход. 3. Метапредметный подход. 4. Повышение организационной культуры. 4. Повышение организационной культуры. 5. Духовно-нравственное воспитание гражданина России (патриотизм и гражданственность). 5. Духовно-нравственное воспитание гражданина России (патриотизм и гражданственность). 6. Открытый характер образования (дискуссионность, индивидуальность, аргументированный выбор позиции). 6. Открытый характер образования (дискуссионность, индивидуальность, аргументированный выбор позиции). 7. Мотивация к образованию и самообразованию. 7. Мотивация к образованию и самообразованию.

Традиционные элементы структуры урока 1. Изучение нового материала. 1. Изучение нового материала. 2. Закрепление пройденного. 2. Закрепление пройденного. 3. Контроль и оценка знаний. 3. Контроль и оценка знаний. 4. Домашнее задание. 4. Домашнее задание. 5. Обобщение и систематизация знаний. 5. Обобщение и систематизация знаний. (учебник Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого) (учебник Педагогика. Под ред. П.И. Пидкасистого)

БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ (нелинейная модель) Организационный блок Мотивационный блок Информационный блок Рефлексивный блок Аналитический блок Оценочный блок

БЛОЧНАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ (линейная модель) 1. Организационный блок 1. Организационный блок 2. Мотивационный блок 2. Мотивационный блок 3. Информационный блок 3. Информационный блок 4. Аналитический блок 4. Аналитический блок 5. Оценочный блок 5. Оценочный блок 6. Рефлексивный блок 6. Рефлексивный блок

Особенности блочной структуры Нет жесткой последовательности элементов (наличие логики построения). Нет жесткой последовательности элементов (наличие логики построения). Организационный и мотивационный блоки пронизывают все пространство занятия. Организационный и мотивационный блоки пронизывают все пространство занятия. Центральные блоки тесно взаимосвязаны друг с другом. Центральные блоки тесно взаимосвязаны друг с другом. Каждый блок имеет потенциал вариантивности (выбор, внесение корректив, дифференцированный подход). Каждый блок имеет потенциал вариантивности (выбор, внесение корректив, дифференцированный подход).

Формы описания занятия (составления плана урока) 1. Последовательность этапов (вводная часть, основная и итоговая) в текстовом формате. 1. Последовательность этапов (вводная часть, основная и итоговая) в текстовом формате. 2. Табличный формат с соотнесением этапа занятия с деятельностью учителя и учеников, результатов работы, форм отчета и контроля). 2. Табличный формат с соотнесением этапа занятия с деятельностью учителя и учеников, результатов работы, форм отчета и контроля). 3. Смешанная структура (текстовая и графическая с приложениями, ссылками, выделением в рамки наиболее важного). 3. Смешанная структура (текстовая и графическая с приложениями, ссылками, выделением в рамки наиболее важного).

Организационный блок Аннотация (описание сути занятия). Аннотация (описание сути занятия). Цель, задачи, ожидаемые результаты Цель, задачи, ожидаемые результаты Краткий план занятия Краткий план занятия Основные понятия Основные понятия Инструкции и пояснения (задания, правила работы) Инструкции и пояснения (задания, правила работы) Вводное слово учителя (тезисы) Вводное слово учителя (тезисы) Выработка правил работы (определение норм, процедур работы) Выработка правил работы (определение норм, процедур работы) Ресурсное обеспечение Ресурсное обеспечение Конструирование пространства Конструирование пространства

Цель занятия – ответ на вопрос «Зачем? Ради чего?»; – ответ на вопрос «Зачем? Ради чего?»; - обобщенный образ максимально желаемого результата; - обобщенный образ максимально желаемого результата; - абстрактный характер и ценностное наполнение; - абстрактный характер и ценностное наполнение; - может относиться к теме и к курсу в целом; - может относиться к теме и к курсу в целом; - обычно формулируется в виде отглагольного существительного (развитие, становление, понимание т.п.); - обычно формулируется в виде отглагольного существительного (развитие, становление, понимание т.п.); - имеют направленность к знаниям, умениям, отношениям. - имеют направленность к знаниям, умениям, отношениям. Возможные виды целей: Возможные виды целей: - дидактические или учебные (связаны с компонентом знаний, термин «образовательные» является неточным); - дидактические или учебные (связаны с компонентом знаний, термин «образовательные» является неточным); - развивающие (связаны с умениями); - развивающие (связаны с умениями); - воспитательные (или ценностные). - воспитательные (или ценностные).

Примеры формулирования цели занятия в курсе ОРКиСЭ - Формирование уважения к культурным традициям предков на примере рассмотрения буддийских (православных, исламских и т.д.) праздников. - Формирование уважения к культурным традициям предков на примере рассмотрения буддийских (православных, исламских и т.д.) праздников. - Воспитание толерантного отношения к культурным различиям при сравнении культурных традиций народов России; - Воспитание толерантного отношения к культурным различиям при сравнении культурных традиций народов России; - Понимание важности дружбы и сотрудничество через обсуждение культурных особенностей современной России; - Понимание важности дружбы и сотрудничество через обсуждение культурных особенностей современной России; - Становление гражданских качеств личности с помощью разработки правил поведения в различных ситуациях; - Становление гражданских качеств личности с помощью разработки правил поведения в различных ситуациях; - Развитие самостоятельности школьников при разработке собственных творческих работ; - Развитие самостоятельности школьников при разработке собственных творческих работ; - Воспитание ответственности за свои действия при рассмотрении обязанностей человека в разных религиозных культурах и светских нормах. - Воспитание ответственности за свои действия при рассмотрении обязанностей человека в разных религиозных культурах и светских нормах.

Задачи в структуре занятия - комплексные направления действий (состоят из нескольких конкретных заданий); - комплексные направления действий (состоят из нескольких конкретных заданий); - формулируются через глаголы (объяснить, изучить, рассмотреть, обобщить, узнать, сравнить, закрепить, расширить представления, сопоставить, обсудить и т.п.); - формулируются через глаголы (объяснить, изучить, рассмотреть, обобщить, узнать, сравнить, закрепить, расширить представления, сопоставить, обсудить и т.п.); - задачи могут быть дидактическими или обучающими, деятельностными, ценностными; - задачи могут быть дидактическими или обучающими, деятельностными, ценностными; - относятся к организации занятия, к содержанию темы, к деятельности учащихся и учителя на занятии, к подведению итогов, к оцениванию и обсуждению (рефлексии); - относятся к организации занятия, к содержанию темы, к деятельности учащихся и учителя на занятии, к подведению итогов, к оцениванию и обсуждению (рефлексии); - задачи отражают деятельность на каждом этапе занятия. - задачи отражают деятельность на каждом этапе занятия.

Примеры формулирования задач занятия в курсе ОРКиСЭ - Рассмотреть традиции православных (буддийских, исламских, иудейских, светских) праздников; - Рассмотреть традиции православных (буддийских, исламских, иудейских, светских) праздников; - Познакомить учащихся со Священными Книгами иудеев (мусульман, православных, буддистов); - Познакомить учащихся со Священными Книгами иудеев (мусульман, православных, буддистов); - Изучить обязанности гражданина России по Конституции РФ; - Изучить обязанности гражданина России по Конституции РФ; - Определить понятия «мораль», «культура», «нормы», «традиции»; - Определить понятия «мораль», «культура», «нормы», «традиции»; - Обсудить роль праздников в жизни человека; - Обсудить роль праздников в жизни человека; - Сравнить культурные традиции разных народов; - Сравнить культурные традиции разных народов; - Привести примеры нравственных поступков; - Привести примеры нравственных поступков; - Обменяться мнениями по роли образования в жизни человека; - Обменяться мнениями по роли образования в жизни человека; - Разработать правила взаимодействия в группе. - Разработать правила взаимодействия в группе.

Ожидаемые результаты - связаны с целями и задачами; - связаны с целями и задачами; - могут разделяться на предметные, метапредметные и личностные; - могут разделяться на предметные, метапредметные и личностные; - соотносятся с компонентами знаний, умений, отношения и ценностных ориентиров; - соотносятся с компонентами знаний, умений, отношения и ценностных ориентиров; - включают индикаторы и показатели (количественные и качественные характеристики результата); - включают индикаторы и показатели (количественные и качественные характеристики результата); - имеют конкретный и проверяемый характер; - имеют конкретный и проверяемый характер; - формулируются от учащихся («В результате занятия учащиеся смогут…»); - формулируются от учащихся («В результате занятия учащиеся смогут…»); - могут быть сформулированы и обсуждены вместе с учащимися; - могут быть сформулированы и обсуждены вместе с учащимися; - возвращение к ним в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии. - возвращение к ним в конце занятия может быть проведено в ходе рефлексии.

Примеры формулирования ожидаемых результатов занятия в курсе ОРКиСЭ В результате занятия учащиеся смогут: В результате занятия учащиеся смогут: - давать определение понятиям «культура», «гражданин», «патриотизм»; - давать определение понятиям «культура», «гражданин», «патриотизм»; - называть не менее четырех нравственных качеств личности; - называть не менее четырех нравственных качеств личности; - называть не менее трех мусульманский (буддийских, иудейских, православных, светских) праздников; - называть не менее трех мусульманский (буддийских, иудейских, православных, светских) праздников; - приводить не менее трех примеров традиций народов России; - приводить не менее трех примеров традиций народов России; - сформулировать аргументы или контраргументы по правилам взаимодействия представителей разных народов; - сформулировать аргументы или контраргументы по правилам взаимодействия представителей разных народов; - назвать не менее трех причин ненасильственного разрешения конфликтов; - назвать не менее трех причин ненасильственного разрешения конфликтов; - сформулировать не менее трех вопросов разных видов по теме «Отношение к старшим»; - сформулировать не менее трех вопросов разных видов по теме «Отношение к старшим»; - занять позицию по поводу ответственности гражданина за свои действия; - занять позицию по поводу ответственности гражданина за свои действия; - высказать собственное мнение о ценности и пользе образования. - высказать собственное мнение о ценности и пользе образования.

Вводное слово учителя (пример) Во вводном слове учитель может обратить внимание на следующее: Во вводном слове учитель может обратить внимание на следующее: - форма проведения занятия – мысленное путешествие по городу; - форма проведения занятия – мысленное путешествие по городу; - ученики будут разделены на несколько групп (журналисты, архитекторы, художники, писатели и т.п.); - ученики будут разделены на несколько групп (журналисты, архитекторы, художники, писатели и т.п.); - роли будет распределять учитель (или они будут распределяться жребием, или каждый может выбрать группу по собственному желанию); - роли будет распределять учитель (или они будут распределяться жребием, или каждый может выбрать группу по собственному желанию); - каждый будет придерживаться определенных правил (они предлагаются учителем или вырабатываются совместно при наличии времени для этой работы); - каждый будет придерживаться определенных правил (они предлагаются учителем или вырабатываются совместно при наличии времени для этой работы); - нужно сделать четыре (или любое другое количество) места для каждой группы, сдвинут столы и поставив стулья вокруг; - нужно сделать четыре (или любое другое количество) места для каждой группы, сдвинут столы и поставив стулья вокруг; - при выполнении заданий у каждой группы будут письменные инструкции, которые надо внимательно читать. - при выполнении заданий у каждой группы будут письменные инструкции, которые надо внимательно читать.

Мотивационный блок Мотивация – совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают человека к активности. Мотивация – совокупность всех факторов (как личностных, так и ситуативных), которые побуждают человека к активности. К мотивации относятся побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность, осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. К мотивации относятся побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность, осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий и определяющие их направленность и цели. Интерес (введение в тему, «якорь», «крючок», «подкидная доска») Интерес (введение в тему, «якорь», «крючок», «подкидная доска») Проблема (основной вопрос занятия, обращение внимания на главное противоречие – учебная задача: акцентирование внимание на главном, локализация изучаемого материала) Проблема (основной вопрос занятия, обращение внимания на главное противоречие – учебная задача: акцентирование внимание на главном, локализация изучаемого материала)

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ Рассмотрение ситуации Рассмотрение ситуации Работали как-то три человека. Каждый из них был строителем и занимался похожей работой. Проходящий мимо путник спросил каждого из них, что он делает. Один ответил: Я дроблю камни; другой сказал: Я зарабатываю себе на жизнь; третий же заявил: Я строю мечеть (храм, синагогу, дацан, дворец). Работали как-то три человека. Каждый из них был строителем и занимался похожей работой. Проходящий мимо путник спросил каждого из них, что он делает. Один ответил: Я дроблю камни; другой сказал: Я зарабатываю себе на жизнь; третий же заявил: Я строю мечеть (храм, синагогу, дацан, дворец). ВОПРОСЫ: ВОПРОСЫ: Почему ответы были такими разными? Почему ответы были такими разными? Что можно сказать об отношении строителей к своему труду? Что можно сказать об отношении строителей к своему труду? Какой еще вопрос Вы бы могли задать работникам? Какой еще вопрос Вы бы могли задать работникам?

Общие требования к мотивации в курсе ОРКиСЭ - направленность на социальный опыт учащихся или их интересы; - направленность на социальный опыт учащихся или их интересы; - возможность высказывать разные точки зрения; - возможность высказывать разные точки зрения; - связь с культурными традициями, моральными нормами и нравственным воспитанием гражданина России; - связь с культурными традициями, моральными нормами и нравственным воспитанием гражданина России; - оригинальность формы или манеры подачи материала; - оригинальность формы или манеры подачи материала; - доступность для понимания (простота языка и способа изложения); - доступность для понимания (простота языка и способа изложения); - возможности для обсуждения и высказывания собственной точки зрения; - возможности для обсуждения и высказывания собственной точки зрения; - связь с повседневной жизнью школьника, общением в семье и с окружающими людьми. - связь с повседневной жизнью школьника, общением в семье и с окружающими людьми.

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ Визуально-графическое изображение Визуально-графическое изображение - картина (любой рисунок); - картина (любой рисунок); - фотография; - фотография; - карикатура; - карикатура; - плакат; - плакат; - реклама; - реклама; - схема (диаграмма, таблица); - схема (диаграмма, таблица); - символика (гербы, флаги, религиозные символы и т.п.); - символика (гербы, флаги, религиозные символы и т.п.); - здания и скульптурные изображения. - здания и скульптурные изображения.

Символы

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ Работа с понятиями (терминами): Работа с понятиями (терминами): 1. Понятийный ряд: Курбан-байрам, Ханука, Алтарь, Сагаалган, Благовещение, День защитника Отечества. 1. Понятийный ряд: Курбан-байрам, Ханука, Алтарь, Сагаалган, Благовещение, День защитника Отечества. Вопросы: Какое понятие выпадает из данного ряда? Чем объединены понятия кроме одного)? Что можно сказать о каждом из терминов? Вопросы: Какое понятие выпадает из данного ряда? Чем объединены понятия кроме одного)? Что можно сказать о каждом из терминов? 2. Выявление понятия по данным определениям (на их основе – выделение ключевых характеристик, составление собственного определения и т.п.). 2. Выявление понятия по данным определениям (на их основе – выделение ключевых характеристик, составление собственного определения и т.п.). 3. Пропущенные понятия (в текстах, предложениях, подписях, словосочетаниях, характеристиках и т.п.) 3. Пропущенные понятия (в текстах, предложениях, подписях, словосочетаниях, характеристиках и т.п.) 4. Ассоциации или символы понятия (рисунок, ряд слов, антонимы и т.п.) 4. Ассоциации или символы понятия (рисунок, ряд слов, антонимы и т.п.)

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ Использование художественной литературы Использование художественной литературы 1. Фрагмент художественного произведения (повести, рассказа, сказки): сформулировать тему занятия или проблему, поставить вопросы, выделить направления и т.п. 1. Фрагмент художественного произведения (повести, рассказа, сказки): сформулировать тему занятия или проблему, поставить вопросы, выделить направления и т.п. 2. Названия художественных произведений: определить на их основе тему урока, назвать объединяющие элементы, сформулировать проблему. 2. Названия художественных произведений: определить на их основе тему урока, назвать объединяющие элементы, сформулировать проблему. 3. Поэзия (стихи или песни, в том числе слова гимна). 3. Поэзия (стихи или песни, в том числе слова гимна). 4. Притчи: предположить окончание, поставить вопросы или ответить на них, озаглавить, придумать иллюстрацию, связать с темой, выделить идеи. 4. Притчи: предположить окончание, поставить вопросы или ответить на них, озаглавить, придумать иллюстрацию, связать с темой, выделить идеи. 5. Короткие истории (в том числе и анекдоты): соотнести с событием, назвать главные идеи, сделать выводы, придумать собственную историю. 5. Короткие истории (в том числе и анекдоты): соотнести с событием, назвать главные идеи, сделать выводы, придумать собственную историю.

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ Работа с высказыванием (афоризмом) Работа с высказыванием (афоризмом) 1. Определить тему занятия на основе высказываний. 1. Определить тему занятия на основе высказываний. 2. Занять позицию (высказать точку зрения, согласиться или возразить, подобрать аргументы или контраргументы). 2. Занять позицию (высказать точку зрения, согласиться или возразить, подобрать аргументы или контраргументы). 3. Сравнить (общее и различие в позициях авторов). 3. Сравнить (общее и различие в позициях авторов). 4. Ранжировать (рейтинг высказываний с обоснованием). 4. Ранжировать (рейтинг высказываний с обоснованием). 5. Дополнить (найти другие высказывания по теме). 5. Дополнить (найти другие высказывания по теме). 6. Придумать (сформулировать собственное высказывание). 6. Придумать (сформулировать собственное высказывание). 7. Соотнести высказывания с проблемой или с областями общественной жизни (определенными событиями). 7. Соотнести высказывания с проблемой или с областями общественной жизни (определенными событиями). 8. Перечислить понятия и дать им определение (или пояснить их смысл). 8. Перечислить понятия и дать им определение (или пояснить их смысл). 9. Восстановить пропущенные слова или закончить фразу. 9. Восстановить пропущенные слова или закончить фразу.

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ Видеосюжеты (мультимедийные материалы) Видеосюжеты (мультимедийные материалы) Предложите примеры таких материалов по каждому из видов (по своему учебному предмету или по отдельной теме, уроку) Предложите примеры таких материалов по каждому из видов (по своему учебному предмету или по отдельной теме, уроку) 1. Фрагмент (сцена) из художественного фильма. 1. Фрагмент (сцена) из художественного фильма. 2. Мультипликационный фильм 2. Мультипликационный фильм 3. Документальный фильм (хроника, сюжет). 3. Документальный фильм (хроника, сюжет). 4. Информационно-аналитическая программа. 4. Информационно-аналитическая программа. 5. Научно-популярные программы. 5. Научно-популярные программы.

СПОСОБЫ ПРОВЕДЕНИЯ МОТИВАЦИИ Другие способы проведения мотивации на занятии: Другие способы проведения мотивации на занятии: - использование мимики и жестов (передача информации без использования слов); - использование мимики и жестов (передача информации без использования слов); - необычное поведение (в том числе и провокационное, повышенный тон, необычная одежда, восклицания и т.п.); - необычное поведение (в том числе и провокационное, повышенный тон, необычная одежда, восклицания и т.п.); - намеренные ошибки; - намеренные ошибки; - музыка и различные звуковые сигналы; - музыка и различные звуковые сигналы; - незаконченная фраза. - незаконченная фраза. СПИСОК НЕ ЗАКОНЧЕН СПИСОК НЕ ЗАКОНЧЕН - … - …

Информационный блок Источники информации: Устные источники Устные источники Письменные источники Письменные источники Графические источники (схемы, диаграммы) Графические источники (схемы, диаграммы) Электронные источники Электронные источники Видео источники Видео источники ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические) ДРУГИЕ (вещественные, изобразительные, статистические)

Пути получения информации - Аудиальный. - Аудиальный. - Визуальный. - Визуальный. - Кинестетический. - Кинестетический. - Синергетический. - Синергетический. …

Особенности информации в курсе ОРКиСЭ 1. Разумный объем информации. 1. Разумный объем информации. 2. Учет возрастных особенностей учащихся (4 класс). 2. Учет возрастных особенностей учащихся (4 класс). 3. Ценностная направленность курса ОРКиСЭ (больше говорить об общем, чем о различиях, единстве, а не разделении, сотрудничестве, а не борьбе). 3. Ценностная направленность курса ОРКиСЭ (больше говорить об общем, чем о различиях, единстве, а не разделении, сотрудничестве, а не борьбе). 4. Результат – творческие работы учащихся. 4. Результат – творческие работы учащихся. 5. Межмодульные связи (общий контекст). 5. Межмодульные связи (общий контекст). 6. Акцент на творчество (безотметочный характер – особую роль приобретает мотивация учащихся). 6. Акцент на творчество (безотметочный характер – особую роль приобретает мотивация учащихся). 7. Осторожное обращение с документами и терминами религиозного характера. 7. Осторожное обращение с документами и терминами религиозного характера. 8. Понимание исторического контекста. 8. Понимание исторического контекста.

Способы передачи информации 1. Лекция (монолог, рассказ) 1. Лекция (монолог, рассказ) 2. Беседа (развернутые ответы на вопросы, рассуждения, пресс- конференции и т.п.). 2. Беседа (развернутые ответы на вопросы, рассуждения, пресс- конференции и т.п.). 3. Работа с документом (индивидуальное чтение, анализ или групповой обсуждение, постановка вопросов и поиск ответов, выделение главного, формулирование выводов и т.п.). 3. Работа с документом (индивидуальное чтение, анализ или групповой обсуждение, постановка вопросов и поиск ответов, выделение главного, формулирование выводов и т.п.). 4. Обмен опытом (социальным и другим, в том числе и через проведение исследования). 4. Обмен опытом (социальным и другим, в том числе и через проведение исследования). 5. Интернет коммуникация (электронная почта, поисковые сайты, скайп, видео-конференции, вебинары). 5. Интернет коммуникация (электронная почта, поисковые сайты, скайп, видео-конференции, вебинары). 6. Экскурсия (наблюдение, посещение музея, виртуальная экскурсия). 6. Экскурсия (наблюдение, посещение музея, виртуальная экскурсия). 7. Моделирование информации (данные в виде таблицы, графика, схемы, диаграммы, символических рисунков). 7. Моделирование информации (данные в виде таблицы, графика, схемы, диаграммы, символических рисунков). 8. Видеосюжет (документальный фильм, отрывок из художественного фильма, учебный фильм и т.п.). 8. Видеосюжет (документальный фильм, отрывок из художественного фильма, учебный фильм и т.п.).

Аналитический блок Различные способы анализа информации (выстраивание причинно-следственных связей, выделение главного, рейтингование, оценивание, формулирование вопросов и т.п.) Различные способы анализа информации (выстраивание причинно-следственных связей, выделение главного, рейтингование, оценивание, формулирование вопросов и т.п.) Обобщение Обобщение Обсуждение Обсуждение Сравнение Сравнение Синтез Синтез Выбор (отбор) Выбор (отбор) Творчество (деятельность по созданию нового продукта – учебного, социального, творческого, исследовательского) Творчество (деятельность по созданию нового продукта – учебного, социального, творческого, исследовательского)

Сравнение в ОРКиСЭ (осторожный подход) Что общего в исламе, иудаизме и христианстве? Что общего в исламе, иудаизме и христианстве? Авраамические религии (имеют один исток). Авраамические религии (имеют один исток). Пророки. Пророки. Посты и ограничения в пище. Посты и ограничения в пище. Необычные явления (чудеса). Необычные явления (чудеса). Отсутствие имени Творца. Отсутствие имени Творца. Идея Спасителя людей. Идея Спасителя людей. Загробный Суд, ад и рай. Загробный Суд, ад и рай. Учение о наличии индивидуальной души у человека. Учение о наличии индивидуальной души у человека.

Классификация стратегий преподавания ОБЛАСТИ УРОВНИ ДисциплинаМотивацияСамо- реализация ВзаимодействиеПассивнаяАктивнаяИнтерактивная ИнформацияРепродуктивная (воспроизводящая) Модифицирующая (системная) Творческая (креативная) ОтношенияДирективнаяМиссионерскаяРавноправная

Использование стратегий в преподавании

Виды вопросов ПроблемныеОценочно- рефлексивные АналитическиеИнформационные Что? Кто? Когда? Где? Как, какие, Каким образом? В чем? Как? Почему? Зачем? Можно ли? Что значит? Согласны ли Вы? Считаете ли Вы? Каково Ваше мнение?

Оценочный блок Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) Оценка (формализованная – отметка, неформальная – поддержка или критика) Самооценка Самооценка Взаимооценивание Взаимооценивание Экспертиза Экспертиза

Рефлексивный блок Отношение к произошедшему Отношение к произошедшему Выделение трудностей Выделение трудностей Присвоение опыта Присвоение опыта Вопросы: Вопросы: Что нового узнал? Что было интересным? Что оказалось сложным? Зачем это мне нужно знать и уметь? Что я понял? Какие идеи появились? Что нового узнал? Как изменилось мое отношение к чему-то? Что нового узнал? Что было интересным? Что оказалось сложным? Зачем это мне нужно знать и уметь? Что я понял? Какие идеи появились? Что нового узнал? Как изменилось мое отношение к чему-то?

Рефлексия по теме занятия Какая информация была для Вас новой на данном занятии? Какая информация была для Вас новой на данном занятии? Где можно применить полученные знания? Где можно применить полученные знания? Какие идеи были для Вас наиболее значимыми? Почему? Какие идеи были для Вас наиболее значимыми? Почему? Что было сложным для восприятия (непонятным)? Какие вопросы остались после занятия? Что было сложным для восприятия (непонятным)? Какие вопросы остались после занятия? Сформулируйте 2-3 мысли по итогам проведенного занятия. Сформулируйте 2-3 мысли по итогам проведенного занятия.