Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (макет)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный Государственный образовательный стандарт общего образования (макет)
Advertisements

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования Презентация «ООШ д. Михайловка»
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
Построение образовательной программы образовательного учреждения, гарантирующее достижение заявленных целей (результатов образования) в условиях введения.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Модель и алгоритм деятельности общеобразовательного учреждения в условиях введения образовательных стандартов второго поколения Семинар 8.
Образовательный стандарт: - нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования.
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
БУЯНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСТВА, СЕМЬИ.
Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования Малунова. Г.С. д.п.н. профессор.
Модульная образовательная программа подготовки администраторов образования к реализации задач модернизации российской школы Проект НФПК «Реформа системы.
Основные федеральные тренды Институциональный характер изменений в образовании Деньги в обмен на обязательства и на эффективность Формульное финансирование.
Зам. директора по УВР МОУ «Гимназия 2» О.Ф. Громова.
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
Транксрипт:

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (макет)

Необходимость введения нового образовательного стандарта Сегодня образование России стоит перед очевидной необходимостью пересмотра своих целевых установок. А именно, современный человек в ходе образовательного процесса должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т.е. становиться самостоятельным, инициативным и креативным.

Сопоставительный анализ действующего и нового стандартов Существующий стандарт общего образования (2004г.) Новый образовательный стандарт общего образования Нацелен на: формирование у учащихся ЗУНов : освоение сведений, правил, частных приемов, технических умений; упрочение классно– урочной системы; консервацию существующего методического арсенала; консервацию существующего способа управления образовательными институтами Нацелен на: формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете; инициацию внешкольных и внеурочных образовательных достижений школьников; обогащение педагогического и управленческого арсенала; создание условий институциональной гибкости и пластичности образования

Сопоставительный анализ действующего и нового стандартов Предполагается, что посредством детальной регламентации содержания деятельности ученика и содержания деятельности педагога возможно добиться гарантированно высоких результатов обучения. Однако данные о результатах ЕГЭ свидетельствует о том, что указанное предположение не подтверждается. Даже собственная цель традиционного обучения – формирование ЗУНов – оказывается не достигнутой. В этой стратегии стандарт необходимо обретает рамочный и открытый характер, т.е. задает перспективу возможного, а не перечень необходимого. Суть данного подхода в том, чтобы помочь учреждению создать предпосылки и условия для самостоятельных действий ученика и педагога в заданном направлении, а не в том, чтобы лишить их этой возможности, предопределив и навязав детали функционирования. Инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса становится основным ценностно- целевым ориентиром.

Область применения Педагогические коллективы образовательных учреждений, реализующие и обновляющие основные образовательные программы. Обучающиеся, осваивающие в учебных и внеучебных видах деятельности основную образовательную программу соответствующей ступени общего образования;

Образовательная программа школы Ключевым документом, определяющим для каждого конкретного образовательного учреждения организационно- управленческие и содержательно - деятельностные предпосылки осуществления этой миссии, является его образовательная программа. Она позволяет подчинить входящие в нее основные и дополнительные образовательные программы, учебную и другие виды образовательной деятельности достижению стратегической цели – раскрытию и развитию с их помощью человеческого потенциала каждого ученика и направленного формирования именно тех ключевых и иных компетентностей, которые представляются наиболее актуальными в социально- культурной и социально-экономической перспективе.

Образовательная программа школы В социальном аспекте образовательная программа образовательного учреждения является свободной формой гражданского контракта между обществом (т.е. родителями в лице общественного совета) и образованием (т.е. педагогическим коллективом школы) относительно развития тех или иных компетентностей учащихся. Она демократично и открыто фиксирует цели и содержание образовательной политики школы.

Образовательная программа школы Образовательная программа образовательного учреждения представляет собой комплексный документ, фиксирующий согласованные с общественным (управляющим) советом: образовательные цели (социокультурную миссию) образовательного учреждения; основные и дополнительные образовательные программы всех ступеней образования, реализация которых гарантирует достижение заявленных целей (результатов образования); программу развития учреждения.

Образовательная программа начальной школы Целями основной образовательной программы начального общего образования являются: создание условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия; для сохранения и поддержки индивидуальности каждого ребенка; для развития ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром и с собой через: побуждение и поддержку детских инициатив в культуросообразных видах деятельности, обучение навыкам общения и сотрудничества, поддержание оптимистической самооценки и уверенности в себе, расширение опыта самостоятельного выбора, формирование желания учиться и основ умения учиться - постоянно расширять границы своих возможностей.

Образовательная программа средней школы Целями основной образовательной программы основного общего образования являются: создание условий для формирования у подростка способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории через полидеятельностный принцип организации образования, организаци ю образовательной среды как многополюсной и определение динамики смены форм образовательного процесса на протяжении обучения подростка в основной школе.

Образовательная программа старшей школы Целями основной образовательной программы среднего (полного) общего образования являются: выстраивание образовательного пространства, адекватного старшему школьному возрасту через создание условий для социального и образовательного самоопределения старшеклассника; для получения школьниками качественного современного образования: позволяющего выпускнику занимать осмысленную, активную и деятельную жизненную позицию, поступить и успешно обучаться в выбранном вузе.

Образовательная программа определяет нормативный срок, общую трудоемкость освоения основных образовательных программ по ступеням образования. Наименование ООП СтупеньНормативный срок освоения ООП Трудоемкость ( общее кол-во час/ недел.) Трудоемкость (кол-во часов в год) начальное общее образование Начальная школа 4 года начальное общее образование Начальная школа 5 лет основное общее образование Основная школа 5 лет основное общее образование Основная школа 4 года Среднее полное общее образование Старшая школа 2 года90180

Образовательная программа начальной школы Основные образовательные программы начальной школы реализуются через наборы: а) обязательных учебных предметов (русский язык, литературное чтение, иностранный язык, математика, окружающий мир, технологии творчества (музыка, ИЗО, хореография, словесное творчество и др.), физическая культура); б) развивающих курсов и образовательных модулей по выбору школы и семьи (например, логика, театр, (второй) иностранный язык и др.); в) внеурочной образовательной деятельности (клубы, студии, учебные и образовательные экскурсии и т.д.).

Образовательная программа средней школы Основные образовательные программы основной школы реализуются через: а) набор обязательных учебных предметов (русский язык, история России, физкультура); б) набор образовательных областей (филология, математика и информатика, естествознание, обществознание, искусство, информационные и гуманитарные технологии (исследование, проектирование, моделирование и т.д.), здоровье; в) систему развивающих курсов, образовательных модулей, тренингов по выбору школы и семьи (например, тренинг командного взаимодействия, второй (третий) иностранный язык и др.); г) систему внеурочной образовательной деятельности (клубы, студии, учебные и образовательные экскурсии, полевые практики и т.д.). В основную образовательную программу 8-9 классов включается также специальная работа учащегося с тьютором по составлению портфолио, выбору будущего профиля обучения/профессиональной подготовки, разработке индивидуальной образовательной программы на следующую ступень образования.

Примерное наполнение образовательных областей подростковой школы: Образовательная область «Филология» должна предусматривать изучение самостоятельных учебных курсов: «Родной язык», «Литература», «Иностранный язык», и содержать отдельные учебные модули и практикумы, носящие как предметный, так и межпредметный характер. Образовательная область «Математика и информатика» должна предусматривать изучение самостоятельных учебных курсов: «Алгебра», «Геометрия», «Основы информатики и вычислительной техники», и содержать отдельные учебные модули и практикумы, носящие как предметный, так и межпредметный характер.

Примерное наполнение образовательных областей подростковой школы: Образовательная область «Обществознание» должна предусматривать изучение самостоятельных учебных курсов: «Всемирная история», «Экономическая и социальная география», «Основы государства и права», интегрированный курс «Обществознание», и содержать отдельные учебные модули и практикумы, носящие как предметный, так и межпредметный характер. Образовательная область «Естествознание» должна предусматривать изучение самостоятельных учебных курсов: «Физическая география», «Биология», «Химия», «Физика»,интегрированный курс «Естествознание», и содержать отдельные учебные модули и практикумы, носящие как предметный, так и межпредметный характер.

Примерное наполнение образовательных областей подростковой школы: Образовательная область «Искусство» должна предусматривать изучение самостоятельных учебных курсов: «Изобразительное искусство», «Музыка», «Мировая художественная культура», и содержать отдельные учебные модули и практикумы, носящие как предметный, так и межпредметный характер. Образовательная область «Технология» должна предусматривать изучение самостоятельных учебных курсов: «Информационно-коммуникационные технологии», «Технология исследования», «Технология проектирования», интегрированный курс «Технология», и содержать отдельные учебные модули и практикумы, носящие как предметный, так и межпредметный характер.

Примерное наполнение образовательных областей подростковой школы: Образовательная область «Здоровье» должна предусматривать изучение самостоятельных учебных курсов: «Основы физиологии», «Экология», «Безопасность жизнедеятельности», интегрированные курсы «Здоровье», «Человек», и содержать отдельные учебные модули и практикумы, носящие как предметный, так и межпредметный характер. Таким образом, образовательная область основной школы реализуется через два компонента: базовый и вариативный. Каждый компонент представляется как набор отдельных учебных предметов (курсов), модулей, практикумов, самостоятельной работы обучающихся как в форме учебной, так и других видов деятельности (проектной, исследовательской, творческой и пр.)

Общая схема образовательной области Образовательная область Базовые компоненты Вариативные компоненты Учебная деятельность Проектная деятельность Экспериментально- исследовательская деятельность Тренинги Образовательные экскурсии Модули (внутри предметные и меж предметные) Практикумы и практики УЧЕБНЫЕКУРСЫУЧЕБНЫЕКУРСЫ Самостоятельная работа учащихся Модули (внутри предметные и меж предметные) Практикумы и практики У Ч Е Б Н Ы Е, Э Л Е К Т И В Ы

Образовательная программа средней школы Каждый учебный предмет (курс) должен иметь базовую (обязательную) часть и вариативную (предпрофильную и профильную), устанавливаемую образовательным учреждением. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетентностей, определяемых содержанием основной образовательной программой, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной образовательной деятельности и (или) продолжения образования в высшем учебном заведении

Программа средней школы Модули позволят объединить содержание отдельных учебных предметов по общему основанию, что может повысить эффективность содержание образования и его результативность. Примерами внутрипредметных модулей может быть «Право», «Экономика», «Математическая статистика», «Теория вероятностей».Возможны модули между образовательными областями (например, литература и искусство)

Программа средней школы Практикумы позволят включить наравне с учебной деятельностью и другие виды деятельности такие, как исследовательскую, проектную, трудовую, творческую и пр. непосредственно в образовательный процесс, реализуя этот процесс через внеаудиторные занятия. Выделение самостоятельной работы обучающихся в отдельный компонент образовательной области позволит решить вопрос с домашними заданиями, сделав эту работу системной, индивидуализированной и дифференцированной, где объем, ритм и темп работы выбирает сам школьник.

Программа старшей школы Основной образовательной программой старшей школы является индивидуальная образовательная программа учащегося. Образовательная программа образовательного учреждения на третьей ступени общего (полного) образования должна обеспечить реализацию индивидуальных образовательных программ учащихся. Индивидуальные образовательные программы учащихся старшей школы должны продолжить формирование и развитие общекультурной компетентности и сформировать предпрофессиональную и методологическую компетентность учащихся – теоретическое и практическое освоение ключевых сфер деятельности современного человека, в которых предстоит действовать выпускникам общеобразовательной школы, а также выбор и применение способа освоения этих сфер (творчество, исследование, проектирование, моделирование и т.д.).

Программа старшей школы Индивидуальные образовательные программы старшеклассников реализуются через: а) набор обязательных учебных предметов (русский язык, история России, физкультура); б) выбор образовательных областей, соответствующих ключевым сферам деятельности современного человека (политика и управление, экономика и предпринимательство, социальные коммуникации, знаниевые и знаковые системы (в том числе и наука, и языки), искусство, технологии.); в) профильные предметы и элективные курсы по выбору учащегося (например, традиционные предметы: литература, математика, естествознание, языки и др.; метапредметы: «знак», «проблема», «человек», «время» и др.); г) систему предпрофессиональных (стажерских) практик; д) систему развивающих курсов, образовательных модулей, деловых игр, тренингов по выбору учащегося; е) систему внеучебной деятельности (клубы, студии, учебные и образовательные экскурсии, полевые практики, проведение исследований, реализация социально-культурных проектов и т.д.); ж) систему тьюторского сопровождения разработки и реализации индивидуальной образовательной программы, систему работы с портфолио, набор рефлексивных ситуаций (сессий, консультаций, написания эссе и др.).

Примерное наполнение образовательных областей старшей школы Обязательным для каждой образовательной области является: а) теоретический материал - представление ведущих идей и понятий, описывающих данную человеческую практику, историческое развитие основных предметно-деятельностных линий в этой сфере, способы и формы осуществления данной практики в современном мире, прогноз перспектив развития данной практики человеческой деятельности; б) практическую работу (пробу) учащегося в данной сфере – реализацию творческого замысла, проведение исследования, разработку и реализацию проекта, работу с моделями, демонстрирующими отдельные элементы или сферу в целом; в) рефлексивно-аналитическую работу учащегося (самостоятельно, с тьютором или с научным консультантом) – формирование целостного видения предмета, системной организации предмета, понятийных взаимосвязей и тематических обусловленностей, иерархии знаний и т.д.).

Предметное наполнение образовательных областей Предметное наполнение образовательных областей – обязанность школы. Конкретный перечень предметов в той или иной образовательной области школа вправе определять самостоятельно с учетом доступных ресурсов и с обязательным учетом индивидуальных образовательных программ учащихся. Выбор способа деятельности при освоении той или иной образовательной области – право учащегося. В зависимости от выбранного способа определяется форма предъявления результата: доклад на конференции, отчет по проекту, статья в научном сборнике, творческая презентация и т.д. Требованием стандарта является публичность предъявляемого результата и открытость (прозрачность) оценки результата.

Общая схема образовательной области старшей школы Образовательная область Базовые и вариативные компоненты Теоретический материал Практические пробы Рефлексивно- аналитическая работа Лекции, семинар тренинги Индиви дуальная учебная деятель ность Стажер ские полевые практи ки Социаль но- культур ные проекты Рефлек сивные сессии Тьютор ские консуль тации Выбор способа деятельности, изучения, освоения

Учебный образовательный план При проектировании федерального базисного образовательного плана необходимо, чтобы: соотношение между федеральным (инвариатным) и регионально-школьным (вариативным) компонентами было следующим: начальная школа 80/20; основная школа 60/40 ; старшая школа 40/60; соотношение аудиторной и внеаудиторной нагрузки внутри образовательных областей было следующим: 80-60% образовательного плана отводится на аудиторную, учебную часть; 20-30% образовательного плана отводится на неаудиторную часть; до 10% образовательного плана отводится на общественно-полезную деятельность и приобретение социального опыта (см. таблицу);

Учебный образовательный план общее количество часов федерального (инвариантного) компонента на ступень задавалось по образовательным областям без деления на отдельные учебные дисциплины и годы обучения; были дифференцированы нормы предельной нагрузки школьников в зависимости от конкретных видов занятий, за счет увеличения времени на индивидуальные и групповые консультативные занятия, на внеучебные виды деятельности (проектную, экспериментально-исследовательскую, экскурсионную и творческую и пр.) в рамках учебного времени; в учебный (образовательный) план образовательного учреждения были включены внеаудиторные занятия, внеучебные виды деятельности без указания предельно допустимой нагрузки. Образовательное учреждение само определяет необходимое время на эти виды деятельности исходя из своей Образовательной программы.

Учебный образовательный план предельная учебная нагрузка школьников исходила из реальной трудности учебных дисциплин, а не только исходя из количества уроков в день. (Например, занятие математикой и физкультурой или художественной деятельностью должны иметь разный удельный вес при расчете предельной нагрузки учащихся); был усилен интегративный подход в организации учебного процесса. Этого можно добиться за счет построения образовательного плана как системы образовательных областей (за счет внутренней интеграции образовательной области и введения модульной организации учебного материала и учебного процесса);

Учебный образовательный план была увеличена доля самостоятельной работы школьников в общей нагрузке. Реализация этой идеи ведет к уменьшению количества обязательных часов в образовательном плане по мере движения школьников к старшим ступеням образования, увеличению времени на самостоятельную работу (реферирование, проектирование, исследовательская и экспериментальная деятельность). Предположительно, соотношение затрат времени между работой детей коллективно в классе и самостоятельной работой вне класса (дома) от начальной к старшей школе должно меняться в следующих пропорциях: в начальной школе 90/10, в основной (6-9 классы), 75/25, в старшей 40/60.

Соотношения отдельных компонентов базисного учебного плана Наименование ООП Соотношение федерального и школьного компонентов (%) Соотношение учебной/внеучебн ых видов деятельностей (%) Соотношение аудиторных занятий и сам-ной работы учащихся (%) начальное общее образование 80/20 90/10 основное общее образование 60/40 75/25 Среднее (полное) общее образование 40/6060/40

Основные образовательные программы должны обеспечить : освоение предметных знаний, умений и навыков через программы учебных предметов, курсов, модулей; освоение ключевых компетентностей через различные, в том числе неаудиторные формы образовательной деятельности: проектные, творческие, исследовательские, трудовые, спортивные и др. занятия, как обязательной части учебного (образовательного) плана образовательного учреждения; практическую деятельность учащихся, в целях приобретения общественно-полезного социального опыта через внеклассную, внеурочную виды образовательной деятельности.

Общая структура примерной основной образовательной программы ступени образования должна иметь следующий вид: – Цели образовательной ступени – Краткая характеристика возрастных особенностей учащихся – Описание видов деятельности, которые адекватны возрастным возможностям учащихся – Задачи, решаемые учащимися – Задачи, решаемые педагогами – Рабочий учебный (образовательный) план – Набор рабочих учебных программ по отдельным предметам, курсам, дисциплинам, модулям, программ внеурочных видов деятельности учащихся. – Планируемые результаты образования на ступени, способы, формы их оценки. – Образцы контрольно-измерительных материалов для оценки результатов выполнения ООП.

Примерный общий вид учебного образовательного плана Образовательные областиТрудоемкость (на всю ступень в академических часах) Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а так же учебников и учебных пособий Проектируемые результаты их освоения Филология - аудиторные занятия - внеаудиторные занятия - учебная и социальная практика Учебные предметы (базовые) -Русский язык, литература, -Иностранный язык Элективные курсы (по выбору) Модули. Практическая стилистика Основные способы действий и средства, которыми должен овладеть обучаюшийся Естествознание - аудиторные занятия - внеаудиторные занятия - учебная и социальная практика - И т.д. 910 Учебные предметы (базовые) Природоведение, география, биология, химия, физика Элективные курсы (по выбору) Модули. Природные системы земли Основные способы действий и средства, которыми должен овладеть обучаюшийся Внеурочные, внеучебные виды деятельности (не входящие в предельно допустимую нагрузку) 340Описание форм предъявление результатов Общая трудоемкость основной образовательной программы

Требования к результатам освоения основных образовательных программ Базовые требования к результатам освоения ООП начального общего образования. На начальной ступени образования должны быть созданы условия и предоставлены возможности для полноценного освоения учащимися следующих действий и систем действий: инициативный поиск построения средств выполнения предлагаемых учителем заданий и проба их применения; самоконтроль выполнения отдельных действий: соотнесение средств, условий и результатов выполнения задания; адекватная и автономная самооценка учебных достижений; самостоятельное написание собственных осмысленных и связанных текстов объемом не менее 350 знаков.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ Базовые требования к результатам освоения ООП основного общего образования. В этапе основного общего образования должны быть созданы условия и предоставлены возможности для полноценного освоения учащимися следующих действий и систем действий: инициативная проба самостоятельного продвижения в разделах определенной образовательной области (образовательный интерес и образовательная амбиция); произвольное соотнесение выполняемого действия и обеспечивающих его знаковых средств (схем, таблиц, текстов и т.п.); произвольный переход от одних знаковых средств к другим и их соотнесение (например, соотнесение графика и формулы); освоение и понимание связи понятий, описывающих раздел образовательной области или учебного предмета; самостоятельное владение различными формами публичного выражения собственной точки зрения (дискуссия, доклад, эссе и т.п.) и их инициативное опробование; адекватная оценка собственного образовательного продвижения на больших временных отрезках (четверть, полугодие, год).

Требования к результатам освоения основных образовательных программ Базовые требования к результатам освоения ООП полного общего образования На этапе общего среднего образования должны быть созданы условия и предоставлены возможности для полноценного освоения учащимися следующих действий и систем действий: инициативное опробование собственной (индивидуальной) образовательной программы: произвольное соотнесение ценностей, целей и ресурсов планируемой деятельности; определение собственного поля образовательных достижений; освоение понятийного строения образовательной области; различение подходов в построении области знаний; различение авторских подходов в написании различных типов текстов (научный, публицистический, художественный и т.п.); инициативное опробование и овладение разными формами (научной, художественной, публицистической и т.п.) в создании собственных текстов.

Результаты образования на каждой ступени образования должны складываться из: предметных результатов в каждой образовательной области как набора определенных культурных средств и способов, позволяющих выпускнику решать как учебные, так и внеучебные задачи, которые могут быть проверены с помощью измерительных процедур; образовательных «компетентностных» результатов, выходящих за рамки конкретного предмета (образовательной области), которые также могут быть проверены с помощью объективных измерительных процедур или экспертных оценок; образовательных результатов, определяемых накопительной системой оценки учебных и внеучебных достижений, например, с помощью «портфолио» (в таких образовательных областях, как «Искусство», «Технологии» и «Здоровье»). Особое место в результатах освоения основных образовательных программ должны занять внеучебные достижения школьников и их институализация наравне с учебными достижениями.

Требования к условиям реализации основных образовательных программ Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает образовательную программу своего учреждения, основу которой составляют основные образовательные программы по ступеням образования, разрабатываемые ОУ на основе данного федерального государственного образовательного стандарта, базисного федерального учебного (образовательного) плана и примерных основных образовательных программ с учетом возрастных возможностей детей, запросов и потребностей детей и их родителей.

Требования к условиям реализации основных образовательных программ В программе каждого учебного предмета (модуля, курса) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетентностями в целом по ООП. Образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся и их родителей с их правами и обязанностями при формировании ООП. Целесообразно заключить договор между образовательным учреждением и родителями, обучающимися и родителями для определения ответственности всех субъектов образования за конечные результаты освоения основных образовательных программ.

Кадровое обеспечение образовательного процесса Реализация основных образовательных программ всех ступеней общего образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научно-методической деятельностью и повышением своей квалификации. Требования к компетентности педагога определяются функ­ циональными задачами, которые он должен реализовывать в своей деятельности, и могут конкретизироваться по ступеням общего образования в соответствии с возрастными особеннос­тями ученика, типом и видом учебного заведения, особеннос­тями педагогической теории, лежащей в основе организации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении.

Кадровое обеспечение образовательного процесса Аттестация педагогических кадров должна быть напрямую связана с результатами выполнения основных образовательных программ каждой ступени образования и должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Повышение квалификации педагогов и руководящих работников образования является необходимой составляющей педагогической и управленческой деятельностями и может проходить в разных формах и в различных учреждениях и организациях, имеющих лицензию на образовательную деятельность.

Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация основных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной образовательной программы.

Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса Федеральный перечень учебников должен формироваться на основе новых требований к современному учебно-методическому комплексу, включающего в себя учебник, печатные материалы для учащихся (тетради, хрестоматии, сборники заданий, атласы, цифровые образовательные ресурсы и т.п), методические материалы для учителей. Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по всем образовательным областям учебного (образовательного) плана, изданными за последние 5 лет.

Учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса Фонд дополнительной литературы помимо учебной должен включать официальные справочно- библиографические и периодические издания в расчете 5-6 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Для обучающихся должна быть обеспечена возможность оперативного сбора и обмена информацией, беспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам с использованием скоростного Интернета (скорость должна составлять не менее 100 Мбит/с)

Финансово-экономическое обеспечение образовательного процесса При финансировании образовательных учреждений должен использоваться нормативно - подушевой принцип, в основу которого положен норматив финансирования реализации программ в расчете на 1 учащегося, устанавливаемый субъектами Российской Федерации. При расчете стоимости образовательной услуги в части расходов на оплату труда работников к установленному нормативу могут применяться коэффициенты удорожания образовательной услуги, учитывающие особенности образовательных программ и условий их реализации образовательными учреждениями.

Финансово-экономическое обеспечение образовательного процесса Оплата труда педагогического работника должна складываться из базовой части фонда оплаты труда, которая обеспечивает гарантированную заработную плату педагогического работника образовательного учреждения исходя из количества выданных им учебных часов и численности обучающихся в классах (часы аудиторной занятости), а также часов внеаудиторной занятости.

Финансово-экономическое обеспечение образовательного процесса Аудиторная занятость включает проведение уроков. Внеаудиторная занятость включает виды работ с обучающимися в соответствии с должностными обязанностями: консультации и дополнительные занятия, подготовка учащихся к олимпиадам, конференциям, проектная и исследовательская работа, практики и т.п.)

Финансово-экономическое обеспечение образовательного процесса Стимулирующая часть оплаты труда должна составлять не менее 30% от базового фонда оплаты труда. В педагогическом коллективе стимулирующая часть оплаты труда эффективно (для повышения качества образования) может быть использована при распределении ее среди трех категорий работников: 1 группа (15-20% педагогов) до 50-60% от всего фонда стимулирующей части оплаты труда - педагоги, определяющие лицо школы; 2 группа (до 30% педагогов) до 30-40% от всего фонда стимулирующей части оплаты труда; 3 группа – все остальные 0-10% фонда стимулирующей части оплаты труда.

Оценка качества освоения основных образовательных программ Оценка качества освоения основных образовательных программ должна включать текущую, промежуточную и итоговую государственную аттестацию обучающихся. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний, умений, компетентностей и социального опыта разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения. Конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний, умений, компетентностей и социального опыта разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения.

Оценка качества освоения основных образовательных программ Итоговая аттестация учащихся на всех ступенях школьного образования может включать: проведение контрольных испытаний (в форме проверочных работ, экзаменов, тестов или в иной форме, определяемой федеральным органом управления образованием; защита творческих, проектных, исследовательских работ, определяемая образовательным учреждением самостоятельно; представления выпускниками учреждений общего образования портфолио – пакета свидетельств об их достижениях в каких-либо видах социально значимой деятельности.

Оценка качества освоения основных образовательных программ По результатам итоговой аттестации учащиеся должны получать сертификат о завершении определенной ступени общего образования, в котором должен быть оценен уровень подготовки к продолжению образования в системе общего или профессионального образования и должны быть отражены достижения учащегося в каких-либо видах социально значимой деятельности

Оценка качества освоения основных образовательных программ Результаты внеучебных достижений обучающихся должны отражаться в итоговых документах на каждой ступени образования наравне с учебными достижениями.

КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ДО 2020 ГОДА (ПРОЕКТ) Приоритетные направления деятельности региональной системы образования По обеспечению доступности современного качества образования в целом предстоит: -осуществить своевременный переход на новый стандарт образования (по мере введения), обеспечивающий компетентностный подход, расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий на основе развития профильного обучения; -перевести в штатный режим механизмы итоговой аттестации на ступени основного общего образования с использованием заданий стандартизированной формы, мониторинга учебных и внеучебных достижений; -разработать систему развития детей раннего возраста (до 3-х лет), обеспечить внедрение современных моделей образования детей старшего дошкольного возраста;

КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ДО 2020 ГОДА (ПРОЕКТ) Приоритетные направления деятельности региональной системы образования По обеспечению доступности современного качества образования в целом предстоит: -разработать целевую программу образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; -продолжить формирование инфраструктуры оценки качества образования и новых принципов управления школой на основе показателей качества; -осуществить переход от лекционно-семинарских и классно-урочных к деятельностным, сетевым, проектным образовательным технологиям, формирующих запрос на знания и умения их применять; -расширить общественное участие в управлении образованием и обеспечить независимую общественную экспертизу качества образования

КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ДО 2020 ГОДА (ПРОЕКТ) По созданию условий для получения качественного образования: 1. Продолжить комплексную работу по развитию сети общеобразовательных учреждений, для чего: -содействовать созданию сельских социокультурных комплексов; -развить сеть из не менее 250 базовых школ, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса; -активизировать сетевое взаимодействие в рамках образовательных округов Алтайского края, сделав акцент на горизонтальном (межмуниципальном) взаимодействии.

КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ДО 2020 ГОДА (ПРОЕКТ) 2. Довести долю школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, до значения не менее 70% уже в 2012 г.; 3. Довести долю обучающихся на старшей ступени, которые имеют возможность выбора профиля обучения, до 90% в 2012 г.; 4. Обеспечить среднюю наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях городской местности к 2012 г. до 25 чел., в сельской местности – до 14 чел.; 5. Продолжить практику первоочередного направления средств на ремонт и оснащение крупных городских и сельских базовых школ, школ-ресурсных центров и социокультурных комплексов.

КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ДО 2020 ГОДА (ПРОЕКТ) По кардинальному обновлению организационно-экономических и управленческих механизмов системы образования: -осуществить перевод на новую систему оплаты труда всех образовательных учреждений края (дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования, учреждения начального профессионального образования), распространить НСОТ на все категории работников отрасли; -обеспечить к концу 2009 г. планомерное повышение абсолютного значения средней заработной платы работников образования на 55% к уровню 2006 года; -осуществить перевод на нормативное подушевое финансирование всех муниципальных учреждений дополнительного и дошкольного образования детей; -довести долю общеобразовательных учреждений, ведущих бухгалтерский и налоговый учет самостоятельно, до 100%;

КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ДО 2020 ГОДА (ПРОЕКТ) -разработать и утвердить на уровне региона нормативы финансирования расходов на реализацию госстандарта общего образования в областных учреждениях интернатного типа (общеобразовательных и коррекционных); -довести долю учебных расходов в нормативе бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений до 10%; -разработать модели финансирования сетевого взаимодействия образовательных учреждений разного уровня; -усилить общественную составляющую в распределении стимулирующего фонда, сделать данный процесс гласным, ещё более прозрачным и объективным.

КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ДО 2020 ГОДА (ПРОЕКТ) По созданию современной системы непрерывного образования: -обеспечить интеграцию программ профильного обучения, начального, среднего и высшего профессионального образования, программ дополнительного профессионального образования на основе модульного подхода; -создать региональную сеть дистанционного образования, телекоммуникационных и мультимедийных методических центров, обеспечивающих формирование нового качества педагогической компетентности; -продолжить работу по модернизации повышения квалификации работников образования; -совершенствовать компетентностную модель аттестации педагогических и руководящих работников образования, основанную на сочетании государственно-общественной и профессиональной экспертизы.

КОНЦЕПЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОДЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ДО 2020 ГОДА (ПРОЕКТ) Управлением Алтайского края по образованию и делам молодёжи ставится амбициозная цель: создать качественно новую систему образования инновационного уклада. Новая модель образования, базируясь на жизнеспособных традициях отечественного образования, осваивая лучшие образовательные практики, ориентирована на потребности постиндустриальной экономики и общества XXI века. Предлагаемая модель – основа для общественного и профессионального обсуждения, дискуссии с участием всех заинтересованных сторон.