Тема 2 Средства механизации военно-дорожных работ Занятие 1. Машины для подготовительных работ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ КОРЧЕВАТЕЛЯ СОСТОИТ ИЗ: 1.РАБОЧИЙ ОРГАН, ТОЛКАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ 2.РАБОЧИЙ ОРГАН, ТОЛКАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО 3.РАБОЧИЙ.
Advertisements

2. ЗЕМЛЯНЫЕРАБОТЫ 2.1. Виды земляных сооружений и способы переработки грунта Виды земляных сооружений Земляными работами в строительстве называется комплекс.
ТЕМА: Технология производства земляных работ бульдозером – рыхлителем. Бульдозер – рыхлитель предназначен для предварительного рыхления грунтов повышенной.
Лекция 12 МАШИНЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И СОДЕРЖАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ Дисциплина: «Транспорт и транспортная техника»
Скрепер Скрейпер, скрепер (англ. scraper, от scrape «скрести») землеройно- транспортная машина, предназначенная для послойного (горизонтальными слоями)
Производство земляных работ скреперами Выполнил: Лещенко П.О. Группа: АДБ-411.
Кафедра СДМ Мультимедийная презентация Тема:Рыхлители Тема: Рыхлители Дисциплина: Эксплуатация машин для земляных работ для земляных работ 5В «Транспорт,
Домкраты Лекция доцента кафедры ГЗТиЛ Гутаревича В.О.
Ташкентский автомобильно-дорожный институт Факультет «Автомеханика» Кафедра: «Автомобили и специализированные транспортные средства» Устройство и теория.
1. Краткая характеристика грунтов и способы их разработки 2. Назначение, устройство и рабочий процесс бульдозеров, скреперов и автогрейдеров 3. Устройство.
1. Назначение и устройство культиватора. 2. Рабочие органы культиватора. 3.Регулировки.
РАСЧЁТ И КОНСТРУИРОВАНИЕ БАЗЫ КОЛОННЫ. 1 Общие соображения Назначение базы колонны: 1 – Распределение нагрузки от колонны по площади фундамента; 2 – Закрепление.
Режущие инструменты Выполнил: Қалихан Ерболат магистрант ММс-12 н Проверил: Мусина Ж.К. Павлодарский Государственный Университет им.С.М. Торайгырова г.Павлодар.
Лекция 4 3. Расчет элементов ДК цельного сечения 3.5. Элементы подверженные действию осевой силы с изгибом.
Машина для зачистки канавок МЗК (2007 г.). например:- очистка водоотливных канавок от шлама (осадка измельченных горных пород), упавших кусков руды и.
ПОДБОР И ПРОВЕРКА СЕЧЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНО-СЖАТЫХ КОЛОНН.
Тема 8 Тема 8 Маневренность. Определения Автомобиль должен иметь возможность существенно изменять направление движения на ограниченном пути. Это необходимо.
Лекция 2 Учебная дисциплина: «Основы технологии и организации строительства автомобильных дорог» Тема: Подготовка дорожной полосы Автор: квн, доцент Романчук.
Деревянное судно Железное клёпаное судно Стальное клёпаное судно с продольной системой набора (система Ишервуда, 1906 г.)
1 Предварительно-вытянутые стальные канаты. 2 В процессе приработки каната, особенно в начальный период эксплуатации, канат подвергается остаточному конструктивному.
Транксрипт:

Тема 2 Средства механизации военно-дорожных работ Занятие 1. Машины для подготовительных работ.

Воспитательная цель Формировать у студентов чувство гордости за отечественную технику. Учебная цель 1. Дать представление об организации и технологии производства восстановительных и строительных работ на ВАД. 2. Сформировать знания о назначении, классификации, области применения и ТТХ, устройстве рабочих органов и навесного оборудования табельных средств механизации военно-дорожных работ (машин для подготовительных работ). 3. Сформировать знания о мерах безопасности при работе на табельных средствах механизации военно-дорожных работ (машинах для подготовительных работ), в их обслуживании и ремонте.

Литература 1.Учебник «Военная подготовка офицеров запаса дорожных войск». Ч. 5, стр Учебник «Дорожно-мостовая и инженерная техника», стр

Первый вопрос Основные работы, выполняемые дорожными частями. Основные факторы, влияющие на процесс разрушения среды. Основные работы, выполняемые дорожными частями. Основные факторы, влияющие на процесс разрушения среды. Второй вопрос Назначение, классификация, область применения, общее устройство и тактико-технические характеристики кусторезов. Устройство конструкций рабочих органов Третий вопрос Назначение, классификация, область применения, общее устройство и тактико-технические характеристики кусторезов. Устройство конструкций рабочих органов Третий вопрос Назначение, классификация, область применения, общее устройство и тактико-технические характеристики корчевателей. Устройство конструкций рабочих органов Назначение, классификация, область применения, общее устройство и тактико-технические характеристики корчевателей. Устройство конструкций рабочих органов Четвёртый вопрос Назначение, классификация, область применения, общее устройство и тактико-технические характеристики рыхлителей. Устройство конструкций рабочих органов Назначение, классификация, область применения, общее устройство и тактико-технические характеристики рыхлителей. Устройство конструкций рабочих органов

Введение. Наиболее важными характеристиками грунтов с точки зрения разработки их машинами являются: 1.Влажность (W) - отношение массы содержащейся в грунте воды mв к массе сухого вещества (скелета) грунта mск, выраженное в процентах: 2. Объемная масса (плотность) (mo) - это отношение массы грунта при естественной влажности Мг к его объему V, кг/м3: Объемная масса грунтов обычно колеблется в пределах кг/м3. 3. Разрыхляемость - способность грунта увеличиваться в объеме при разработке. Коэффициент разрыхления Кр характеризует отношение объема разрыхленного грунта к объему, который он занимал в естественном залегании. Средние значения коэффициента Кр колеблются в пределах 1,08-1,32. Коэффициенты разрыхления мерзлого грунта примерно соответствуют коэффициенту разрыхления Кр взорванной скалы и колеблются в пределах 1,5-1,6. Чем больше при разрушении грунта размеры его кусков, тем меньше коэффициент разрыхления Кр. Поэтому величина его уменьшается с увеличением рабочего органа машины и зависит от типа рабочего органа. Песок и супесок дают наименьшую разрыхляемость 817%, наибольшую разрыхляемость 2632% дают глина и суглинок. Средние значения коэффициента Кр колеблются в пределах 1,08-1,32. Коэффициенты разрыхления мерзлого грунта примерно соответствуют коэффициенту разрыхления Кр взорванной скалы и колеблются в пределах 1,5-1,6. Чем больше при разрушении грунта размеры его кусков, тем меньше коэффициент разрыхления Кр. Поэтому величина его уменьшается с увеличением рабочего органа машины и зависит от типа рабочего органа. Песок и супесок дают наименьшую разрыхляемость 817%, наибольшую разрыхляемость 2632% дают глина и суглинок.

Разрыхляемость грунтов существенно влияет на рабочий процесс машин для земляных работ. Грунты, имевшие в массиве характер сплошной среды, в процессе разработки превращаются в кусковатый или сыпучий материал с большим объемом пор и пустот. Как следствие плотность грунта после рыхления значительно ниже первоначальной плотности. Липкость проявляется при определенной влажности грунта и значительно влияет на условия разработки мерзлых и влажных, связных грунтов. Значение липкости может изменяться от 0,01 Мпа (грунт к стали необработанной) до 0,038 МПа (грунт к фторопласту). Механическая прочность мерзлых грунтов в основном зависит от температуры, влажности и гранулометрического состава грунта. С понижением температуры прочность грунтов резко возрастает. Твердые частицы грунта, слабо связанные между собой в обычном состоянии, по мере снижения температуры цементируются льдом, и грунт превращается в сплошной монолит. Так удельное сопротивление резанью глин при 0оС составляет 0,2 МПа, при температуре –20оС - 6,0 МПа, то есть прочность возрастает в раз.

4. Угол естественного откоса. При отсыпке с некоторой высоты разрыхленный грунт откладывается в виде конуса. Угол у основания конуса называется углом естественного откоса φ0. Угол естественного откоса зависит от вида грунта и его влажности. Величина угла естественного откоса может колебаться в пределах 20-35° для песка, 20-40° для легкого суглинка, 30-50° для суглинка и глины. Угол у основания конуса называется углом естественного откоса φ0. Угол естественного откоса зависит от вида грунта и его влажности. Величина угла естественного откоса может колебаться в пределах 20-35° для песка, 20-40° для легкого суглинка, 30-50° для суглинка и глины. 5. Коэффициент трения грунта о сталь (f1) зависит от вида и состояния грунта, а также от поверхности стали. Величина его колеблется от 0,30 до 0, Коэффициент трения грунта о грунт (f2) составляет от 0,6 до 1,2. 7. Сопротивление грунта резанию обычно характеризуется удельным сопротивлением резанию Ко, кН/м2, т. е. усилием, отнесенным к единице площади поперечного сечения вырезаемого пласта грунта. Величина Ко меняется в больших пределах, так как зависит от режима работы, параметров рабочего органа, гранулометрического состава и влажности грунта. Величина Ко меняется в больших пределах, так как зависит от режима работы, параметров рабочего органа, гранулометрического состава и влажности грунта.

8. Связность грунта характеризуется величиной усилия, которое нужно приложить, чтобы разрушить связь между отдельными частицами, т. е. разъединить их. Большой связностью обладают глинистые и скальные грунты. 9. Водопоглощаемостью грунта называется, способность поглощать воду, не пропуская ее. К таким грунтам относятся глина и чернозем. Грунты, содержащие до 5% воды, относятся к сухим; грунты, считаются влажными при содержании до 30% воды и мокрыми, если ее более 30%. Увлажнение грунтов влияет на трудоемкость их разработки; влажные глинистые грунты раз­рабатываются легче. 10. Водопроницаемостью грунта называется его способность пропускать воду. Гравийные, песчаные грунты легко пропускают воду через свои поры, глина почти совсем не пропускает ее.

11. Способность грунта держаться на откосе характеризуется углом естественного откоса, т. е. углом, которым грунт в разрыхленном состоянии располагается в откосах насыпей. В полевых условиях сопротивляемость грунтов резанию определяется с помощью динамического плотномера. Груз массой 2,5 кг падает с высоты 400 мм и ударяет о буртик наконечника, производя за один удар работу, равную 10 Дж (1 кгм). Наконеч­ник сделан в виде цилиндрического стержня высотой 100 мм и площадью поперечного сечения 1 см2. Число ударов Су, необходи­ мое для погружения наконечника в грунт, определяет категорию грунта. Груз массой 2,5 кг падает с высоты 400 мм и ударяет о буртик наконечника, производя за один удар работу, равную 10 Дж (1 кгм). Наконеч­ник сделан в виде цилиндрического стержня высотой 100 мм и площадью поперечного сечения 1 см2. Число ударов Су, необходи­ мое для погружения наконечника в грунт, определяет категорию грунта. Грунты по трудности их разработки подразделяются на четыре категории. Сопротивление резанию мерзлых грунтов значительно больше (иногда в 100 и более раз) сопротивления резанию талых грунтов. Сопротивление резанию мерзлых грунтов значительно больше (иногда в 100 и более раз) сопротивления резанию талых грунтов. Различные среды в процессе их нагружения и деформации ведут себя по разному. Различные среды в процессе их нагружения и деформации ведут себя по разному. Тела, у которых вплоть до разрушения образуются значительные пластичные деформации, называют пластичными. Тела, у которых вплоть до разрушения образуются значительные пластичные деформации, называют пластичными. При наличии малых пластичных деформаций тела называют хрупкими. При наличии малых пластичных деформаций тела называют хрупкими.

Основными факторами, влияющими на процесс разрушения среды, являются: Основными факторами, влияющими на процесс разрушения среды, являются: - вид материала; - скорость нагружения; - зависимость напряжения от деформации; - степень неоднородности напряженного состояния; - температуры.

Различают следующие способы разработки грунтов: а) механический - отделение грунта от основного массива ножевым, ковшовым или отвальным рабочим органом машины; б) гидравлический - отделение грунта струёй воды, размывающей подошву забоя и вызывающей обрушение грунта; в) взрывной, разрушающий грунты давлением газов, выделяемых при взрыве взрывчатыми веществами; г) термический или электротермический; д) химический – с использованием специальных химических составов; е) электромагнитный – с использованием электромагнитного импульса; ж) акустический, то есть при помощи ультразвука.

Гидравлический способ применяется ограниченно, в соответствующих условиях, обычно для разработки легких и средних грунтов. Более эффективным является использование этого способа для размыва с последующим транспортированием грунта. Более эффективным является использование этого способа для размыва с последующим транспортированием грунта. Оборудование гидромонитор. На военно-дорожных работах этот способ не находит применения. Оборудование гидромонитор. На военно-дорожных работах этот способ не находит применения. Взрывной способ используется для разработки мерзлых грунтов и скальных пород. Он широко применяется в войсках и является весьма эффективным. Для производства буровзрывных работ применяют бурильные молотки (перфораторы), приводимые в действие сжатым воздухом от компрессорных станций, а также электроперфораторы и мотоперфораторы с двигателями внутреннего сгорания. Он широко применяется в войсках и является весьма эффективным. Для производства буровзрывных работ применяют бурильные молотки (перфораторы), приводимые в действие сжатым воздухом от компрессорных станций, а также электроперфораторы и мотоперфораторы с двигателями внутреннего сгорания. Взрывной способ имеет ряд недостатков: Взрывной способ имеет ряд недостатков: - сравнительно высокая стоимость и трудоемкость; - в военное время взрывы демаскируют производство работ; - его применение ограниченно в населенных пунктах.

Наиболее распространен механический способ разработки грунтов. Он применим почти для всех грунтов, кроме скальных пород. Землеройные машины, применяемые для этих работ, в качестве рабочего органа могут иметь: Землеройные машины, применяемые для этих работ, в качестве рабочего органа могут иметь: - зуб, производящий рыхление и отделение грунта от основного массива; - зуб, производящий рыхление и отделение грунта от основного массива; - нож, отделяющий грунт от основного массива и подающий его в ковш, на отвальную поверхность или транспортер; - нож, отделяющий грунт от основного массива и подающий его в ковш, на отвальную поверхность или транспортер; - отвал, вырезающий и перемещающий грунт вдоль и впереди себя или только перед собой; - отвал, вырезающий и перемещающий грунт вдоль и впереди себя или только перед собой; - ковш, отделяющий и набирающий грунт. - ковш, отделяющий и набирающий грунт. Зуб применяется самостоятельно (в рыхлителе) или в виде дополнительного элемента к ножу или к ковшу. Зуб применяется самостоятельно (в рыхлителе) или в виде дополнительного элемента к ножу или к ковшу. Нож применяется в качестве режущего элемента отвала, ковша или в виде системы определенным образом расставленных ножей. Нож применяется в качестве режущего элемента отвала, ковша или в виде системы определенным образом расставленных ножей.

Основными параметрами, характеризующими рабочие органы и их элементы, являются: - для зуба - угол резания, угол заострения, зад­ний угол, ширина, длина и расстояние между зубьями; - для ножа - угол резания, угол заострения, задний угол, длина, ширина; - для отвала с ножом - параметры ножа и, кроме того, высота и длина; - для ковша - вместимость, ширина, высота, длина, продольный профиль. Следует различать два понятия: резание грунта и копание грунта.

Резание - процесс отделения грунта от массива при помощи рабочего органа, обычно имеющего вид клина. Копание - совокупность процессов, включающих в себя резание грунта, перемещение его по рабочему органу, впереди последнего или внутри его. Ковши бывают с зубьями, ножами и с режущей кромкой, выпуклой в плане и изогнутой по радиусу в поперечном сечении. На ковшах малой вместимости при ширине до 1 м постановка зубьев приводит к снижению сопротивления резанию до 25% (ковши экскаваторов). На ковшах малой вместимости при ширине до 1 м постановка зубьев приводит к снижению сопротивления резанию до 25% (ковши экскаваторов). С увеличением длины режущей кромки применение зубьев становится малоцелесообразным (ков­ши скреперов). Ковши с выпуклой кромкой на слабых грунтах позволяют уменьшить усилие резания (ковши драглайнов). С увеличением длины режущей кромки применение зубьев становится малоцелесообразным (ков­ши скреперов). Ковши с выпуклой кромкой на слабых грунтах позволяют уменьшить усилие резания (ковши драглайнов). Задний угол резания должен быть не менее 5 - 7°, при уменьшении этого угла затрудняется заглубление рабочего органа. Угол заострения зуба из условий прочности обычно принимают равным 25о. Угол заострения зуба из условий прочности обычно принимают равным 25о. Тогда минимальный угол резания равен °. Тогда минимальный угол резания равен °.

Различают следующие углы установки отвала: - угол резания - это угол между касательной к отвалу и поверхностью грунта; угол зарезания - угол между отвалом (вид спереди) и поверхностью грунта. Этот угол иногда называют углом наклона или перекоса отвала; Этот угол иногда называют углом наклона или перекоса отвала; угол захвата - угол между отвалом в плане и продольной осью машины. Величина углов установки отвала оказывает существенное влияние на сопротивление копанию грунта и должна выбираться в зависимости от вида выполняемых работ и грунтовых условий. Величина углов установки отвала оказывает существенное влияние на сопротивление копанию грунта и должна выбираться в зависимости от вида выполняемых работ и грунтовых условий.

Первый вопрос Основные работы, выполняемые дорожными частями. Основные факторы, влияющие на процесс разрушения среды. Военно-дорожные работы кроме общих черт с дорожным строительством мирного времени имеют специфические особенности, вытекающие из условий боевой обстановки. Делятся эти работы на три основные группы: Делятся эти работы на три основные группы: 1.строительно-монтажные - возведение земляного полотна, постройка дорожных одежд, мостов и других сооружений. Если работы ведутся равномерно на всем протяжении строящегося или восстанавливаемого объекта, то они называются линейными (возведение земляного полотна в нулевых отметках, в невысоких насыпях и неглубоких выемах, постройка дорожных одежд, малых мостов и труб). Если работы ведутся равномерно на всем протяжении строящегося или восстанавливаемого объекта, то они называются линейными (возведение земляного полотна в нулевых отметках, в невысоких насыпях и неглубоких выемах, постройка дорожных одежд, малых мостов и труб). Работы, выполняемые на коротких участках и отличающиеся большой сложностью и трудоемкостью, называют сосредоточенными (строительство средних и больших мостов, глубоких выемок, высоких насыпей.) Работы, выполняемые на коротких участках и отличающиеся большой сложностью и трудоемкостью, называют сосредоточенными (строительство средних и больших мостов, глубоких выемок, высоких насыпей.) 2. заготовительные - работы по заготовке дорожно-строительных материалов (песка, гравия, камня, леса) и изделий (элементов конструкций мостов, труб, сборно-разборных покрытий). 3. транспортные - работы по доставке материалов и изделий к местам их использования.

О бенности дорожных работ в военное время - подразделения вынуждены часто перемещаться по трассе; - создаваемая на дорогах система заграждений и разрушений, увеличивает и без того большие объемы работ и определяет последовательность их выполнения в целях скорейшего обеспечения проезда по дороге; - требуется дополнительно выполнение комплекса мероприятий по защите, охране и обороне дорожно-ремонтных подразделений; - преимущественным становится использование ночного времени для проведения работ, чтобы не допустить их срыва и сохранить личный состав и технику от нападения наземного и воздушного противника; - штатная структура дорожных подразделений постоянна; - силы и средств, на которые можно рассчитывать, ограничены. Следствием перечисленных особенностей является: - исключительная напряженность, с которой выполняются дорожно- строительные работы; - высокие темпы строительства и восстановления дорог, причем срок работ является, как правило, основным показателем успешного выполнения задачи О бенности дорожных работ в военное время - подразделения вынуждены часто перемещаться по трассе; - создаваемая на дорогах система заграждений и разрушений, увеличивает и без того большие объемы работ и определяет последовательность их выполнения в целях скорейшего обеспечения проезда по дороге; - требуется дополнительно выполнение комплекса мероприятий по защите, охране и обороне дорожно-ремонтных подразделений; - преимущественным становится использование ночного времени для проведения работ, чтобы не допустить их срыва и сохранить личный состав и технику от нападения наземного и воздушного противника; - штатная структура дорожных подразделений постоянна; - силы и средств, на которые можно рассчитывать, ограничены. Следствием перечисленных особенностей является: - исключительная напряженность, с которой выполняются дорожно- строительные работы; - высокие темпы строительства и восстановления дорог, причем срок работ является, как правило, основным показателем успешного выполнения задачи

Основные факторы, влияющие на процесс разрушения среды. Методы и способы разрушения. Землеройные и грунтоуплотняющие машины во время работы взаимодействуют с грунтом. Рабочий орган землеройной машины разрабатывает грунт и убирает его из забоя. Грунтоуплотняющая машина, действуя на грунт, изменяет его плотность. Гусеницы или ходовые колеса машин и грунт постоянно взаимодействуют. Землеройные и грунтоуплотняющие машины во время работы взаимодействуют с грунтом. Рабочий орган землеройной машины разрабатывает грунт и убирает его из забоя. Грунтоуплотняющая машина, действуя на грунт, изменяет его плотность. Гусеницы или ходовые колеса машин и грунт постоянно взаимодействуют. Таким образом, свойства грунтов представляют существенный интерес при рассмотрении вопросов их разработки и уплотнения, а также для изучения движения машин по поверхности грунта. Таким образом, свойства грунтов представляют существенный интерес при рассмотрении вопросов их разработки и уплотнения, а также для изучения движения машин по поверхности грунта. Поверхностный слой земли, изменяющийся под влиянием растительности и животных организмов и находящийся под воздействием солнца, воздуха и воды, называется почвой. Поверхностный слой земли, изменяющийся под влиянием растительности и животных организмов и находящийся под воздействием солнца, воздуха и воды, называется почвой. Почвенный или растительный слой земли является плохим строительным материалом, поэтому при устройстве земляных сооружений его используют в самых незначительных количествах. Почвенный или растительный слой земли является плохим строительным материалом, поэтому при устройстве земляных сооружений его используют в самых незначительных количествах. Грунт представляет собой систему, состоящую из минеральных частиц, пространство между которыми в той или иной степени заполнено водой и воздухом, а при отрицательных температурах льдом. Грунт представляет собой систему, состоящую из минеральных частиц, пространство между которыми в той или иной степени заполнено водой и воздухом, а при отрицательных температурах льдом. Твердая фаза содержит частицы различного размера и форм, которые по крупности разделяются на глинистые (мельче 0,005 мм), пылеватые (0,05 0,005 мм) и песчаные (20,05 мм). В грунте могут быть и более крупные частицы в виде гравия и гальки. Твердая фаза содержит частицы различного размера и форм, которые по крупности разделяются на глинистые (мельче 0,005 мм), пылеватые (0,05 0,005 мм) и песчаные (20,05 мм). В грунте могут быть и более крупные частицы в виде гравия и гальки. Грунты залегают на различной глубине под почвой и по степени влажности бывают сухие, нормальной влажности и мокрые. Грунты залегают на различной глубине под почвой и по степени влажности бывают сухие, нормальной влажности и мокрые.

По своему составу грунты бывают : песчаные, пылеватые, суглинистые, тяжелые суглинистые, глинистые, лессовые и лессовидные, торфяные и скальные. Для выбора наиболее эффективного способа производства земляных работ необходимо знать свойства грунтов. Для выбора наиболее эффективного способа производства земляных работ необходимо знать свойства грунтов. Хорошими строительными материалами для возведения земляных сооружений считаются гравийные и песчаные грунты, супесок и суглинок. Глинистые и илистые грунты считаются мало пригодными, так как при механизированной разработке и укладке в насыпь они сильно комкуются, отдельные комья укладываются неплотно, поэтому в теле насыпи получается много пустот, что приводит к разрушению сооружения. Глинистые и илистые грунты считаются мало пригодными, так как при механизированной разработке и укладке в насыпь они сильно комкуются, отдельные комья укладываются неплотно, поэтому в теле насыпи получается много пустот, что приводит к разрушению сооружения. Илистые грунты во влажном состоянии плывут, что приводит часто к оползням. Разработка грунтов связана с различной трудоемкостью работ, которая характеризуется группой грунтов. Чем больше номер группы, тем значительнее трудоемкость работ. Илистые грунты во влажном состоянии плывут, что приводит часто к оползням. Разработка грунтов связана с различной трудоемкостью работ, которая характеризуется группой грунтов. Чем больше номер группы, тем значительнее трудоемкость работ. Количественное содержание в грунтах твердых частиц того или иного размера называется гранулометрическим составом. Гранулометрические составы природных грунтов крайне разнообразны. Количественное содержание в грунтах твердых частиц того или иного размера называется гранулометрическим составом. Гранулометрические составы природных грунтов крайне разнообразны. В результате взаимодействия частиц друг с другом и с водой грунты обладают связностью, что увеличивает необходимые для их разрушения или формирования усилия. В результате взаимодействия частиц друг с другом и с водой грунты обладают связностью, что увеличивает необходимые для их разрушения или формирования усилия.

Вопрос второй Назначение, классификация, область применения, общее устройство и тактико-технические характеристики кусторезов. Устройство конструкций рабочих органов конструкций рабочих органов К подготовительным работам, выполняемым при строительстве и восстановлении военно-автомобильных дорог, относятся: - расчистка дорожной полосы от леса и кустарника, пней, камней; - осушение дорожной полосы и отвод поверхностных вод; - рыхление плотных грунтов; - подготовка трассы при применении для восстановления дорог сборных дорожных покрытий. Основными машинами, применяемыми при подготовительных работах, являются кусторезы, корчеватели и рыхлители. Основными машинами, применяемыми при подготовительных работах, являются кусторезы, корчеватели и рыхлители.

Кусторез Кусторезы - навесное оборудование, устанавливаемое на тракторе и используемое для срезания кустарника и мелколесья. Кусторезы классифицируют по конструкции рабочего органа и типу привода. Кусторезы классифицируют по конструкции рабочего органа и типу привода. По конструкции рабчего органа разделяют кусторезы с пассивным и активным рабочими органами. Пассивным рабочим органом является отвал клинообразной формы переднего расположения; в качестве активных рабочих органов используются режущие ножи, которые закрепляются в нижней части. По типу привода различают кусторезы с гидравлическим и канатным приводами рабочих органов. По конструкции рабчего органа разделяют кусторезы с пассивным и активным рабочими органами. Пассивным рабочим органом является отвал клинообразной формы переднего расположения; в качестве активных рабочих органов используются режущие ножи, которые закрепляются в нижней части. По типу привода различают кусторезы с гидравлическим и канатным приводами рабочих органов. Кусторез ДП нож; 2 - отвал; 3 - рабочий орган; 4 - амортизатор; 5 - толкающая универсальная рама; 6 - ограждение; 7 - опорный шарнир; 8 - трактор Т опорный шарнир; 8 - трактор Т-130

ГОСТ предусматривает выпуск трех типоразмеров кусторезов с пассивным рабочим органом тяговых классов 4, 6 и 10 тс. В настоящее время выпускают кусторезы ДП-4 и ДП-24 класса 10 тс с пассивным рабочим органом. Оборудование кустореза включает в себя: рабочий орган 3, толкающую раму 5, ограждение 6 трактора, систему управления. Амортизаторы предназначены для смягчения ударов о толкающую раму и ограничения поворота отвала на шаровой головке. Они устанавливаются на универсальной толкающей раме. Амортизаторы предназначены для смягчения ударов о толкающую раму и ограничения поворота отвала на шаровой головке. Они устанавливаются на универсальной толкающей раме. Толкающая рама представляет собой подковообразную унифицированную конструкцию из двух изогнутых полурам коробчатого сечения. К переднему торцу полурам приварена сферическая головка, служащая для соединения рамы с отвалом. К задним концам рамы приварены проушины, которые обеспечивают шарнирное соединение рамы с гусеничной тележкой трактора. У кусторезов ДП-24 крепление рамы к трактору производится с помощью сферических упряжных шарниров. Толкающая рама представляет собой подковообразную унифицированную конструкцию из двух изогнутых полурам коробчатого сечения. К переднему торцу полурам приварена сферическая головка, служащая для соединения рамы с отвалом. К задним концам рамы приварены проушины, которые обеспечивают шарнирное соединение рамы с гусеничной тележкой трактора. У кусторезов ДП-24 крепление рамы к трактору производится с помощью сферических упряжных шарниров.

Универсальная рама: 1 – левая полурама; 2, 3, и 9 – проушины; 4 – головка; 5 – прямая полурама; 6 – палец; 7 – гайка; 8 – кронштейн; 10 – опора; 11 – шпилька; 12 – ось; 13 - втулка

Для защиты кабины трактора от падающих деревьев и сучьев кусторез оборудован заграждением, сваренным из труб и покрытым стальным листом над кабиной. При канатной системе управления рабочий орган поднимается и опускается однобарабанной лебедкой, которая крепится на картере заднего моста. При канатной системе управления рабочий орган поднимается и опускается однобарабанной лебедкой, которая крепится на картере заднего моста. При гидравлической системе управления эта операция производится с помощью двух гидроцилиндров, работающих от гидросистемы трактора. При гидравлической системе управления эта операция производится с помощью двух гидроцилиндров, работающих от гидросистемы трактора.

Рабочий орган Рабочий орган кустореза состоит из отвала, ножей, привернутых к отвалу болтами, и амортизаторов. Рабочий орган кустореза состоит из отвала, ножей, привернутых к отвалу болтами, и амортизаторов. Отвал представляет собой А-образную раму, сваренную из уголков. На поперечной балке рамы приварено гнездо. К передней части отвала приварен носовой лист (колун) для раскалывания пней и раздвигания сваленных деревьев. Сверху на раме установлен каркас из уголков, обшитый листовой сталью. Каркас с обшивкой образует отвальную поверхность раздвигания срезанных кустов, деревьев. Отвал представляет собой А-образную раму, сваренную из уголков. На поперечной балке рамы приварено гнездо. К передней части отвала приварен носовой лист (колун) для раскалывания пней и раздвигания сваленных деревьев. Сверху на раме установлен каркас из уголков, обшитый листовой сталью. Каркас с обшивкой образует отвальную поверхность раздвигания срезанных кустов, деревьев. Работа кустореза. Отвал (нож) опускается на поверхность земли и при движении машины вперед срезает кусты и мелкие деревья с максимальным диаметром 2040 см. Кусторезами, смонтированными на тракторе тягового класса 10 тс, можно срезать за один проход березу диаметром 2022 см и сосну диаметром 2530 см, а за два-три прохода соответственно диаметром 2535 и 3040 см. Работа кустореза. Отвал (нож) опускается на поверхность земли и при движении машины вперед срезает кусты и мелкие деревья с максимальным диаметром 2040 см. Кусторезами, смонтированными на тракторе тягового класса 10 тс, можно срезать за один проход березу диаметром 2022 см и сосну диаметром 2530 см, а за два-три прохода соответственно диаметром 2535 и 3040 см. При срезе деревьев кусторез одновременно расшатывает оставшиеся в земле корневые узлы и крупные корни, облегчая этим последующую работу рыхлителя. Кусторезы срезают пни свежей рубки диаметром до 2530 см и пни трех-, четырехлетней давности диаметром до 3540 см. Схему работы кустореза выбирают в зависимости от местных условий. Обычно им работают круговыми концентрическими ходами, начиная с внешнего периметра участка, или параллельными ходами, начиная с середины или края участка. После прохода кустореза остается расчищенная полоса шириной 35 м. Средняя производительность кустореза на тракторе тягового класса 10 тс составляет до 35 га в смену. При срезе деревьев кусторез одновременно расшатывает оставшиеся в земле корневые узлы и крупные корни, облегчая этим последующую работу рыхлителя. Кусторезы срезают пни свежей рубки диаметром до 2530 см и пни трех-, четырехлетней давности диаметром до 3540 см. Схему работы кустореза выбирают в зависимости от местных условий. Обычно им работают круговыми концентрическими ходами, начиная с внешнего периметра участка, или параллельными ходами, начиная с середины или края участка. После прохода кустореза остается расчищенная полоса шириной 35 м. Средняя производительность кустореза на тракторе тягового класса 10 тс составляет до 35 га в смену.

Технические характеристики кусторезов

Назначение, классификация, область применения, общее устройство и тактико-технические характеристики корчевателей. Устройство конструкций рабочих органов. Третий вопрос Корчеватель ДП-8А 1 - универсальная толкающая рама; 2 - отвал; 3 - гидропривод; 4 - трактор Т-130 Корчеватель навесное оборудование, устанавливаемое на гусеничные тракторы и предназначенное для корчевания пней, очистки полосы отвода от корней, крупных камней и перемещения их на короткие расстояния, а также для рыхления плотных грунтов перед разработкой землеройными машинами.

На корчеватели с передним расположением рабочего органа распространяется ГОСТ , согласно которому предусматривается пять типоразмеров тяговых классов 3, 5, 10, 15, 25 тс. На корчеватели с передним расположением рабочего органа распространяется ГОСТ , согласно которому предусматривается пять типоразмеров тяговых классов 3, 5, 10, 15, 25 тс. Основными узлами корчевателя являются отвал с зубьями, толкающая рама, гидропривод (система управления). Толкающая рама по конструкции аналогична раме кустореза. Толкающая рама по конструкции аналогична раме кустореза. Рабочий орган корчевателя - отвал - представляет собой коробчатую конструкцию с гнездами для крепления зубьев. Отвалы имеют как жесткое крепление, так и шарнирное. Отвалы имеют как жесткое крепление, так и шарнирное.

. Отвал корчевателя ДП – 3: 1 – зуб; 2 – нижний башмак; 3 – коробка жесткости; 4 – верхний башмак; 5 – клин; 6 – стойка; 7 – лист; 8 – уголок; 9 – опора; 10 – швеллер; 11 – гайка; 12 – планка; 13 – болт; 14 – стопорная шайба Отвал представляет собой балку коробчатого сечения, в которую вварены литые башмаки 2 и 4. В башмаки вставляют четыре зуба 1 и закрепляют их клиньями 5. Сверху балки приварены три стойки 6, которые соединены промежуточным листом. Посредине в балку вварено шаровое гнездо, которым отвал устанавливают на шаровую головку универсальной рамы. Для предотвращения продольных смещений отвал закрепляют на раме четырьмя болтами 13 и двумя планками 12. Между головками болтов и планками установлены шайбы 14 для стопорения болтов. Отвал закрепляют на головке рамы двумя планками с помощью четырех болтов с гайками.

У корчевателей ДП-8А и ДП-25 отвалы крепятся шарнирно, что позволяет с помощью гидроцилиндров поворачивать отвал с зубьями после их заглубления под пень, при этом эффективность корчевания значительно возрастает. При канатной системе управления рабочий орган корчевателя поднимается и опускается лебедкой, установленной на картере заднего моста трактора. При канатной системе управления рабочий орган корчевателя поднимается и опускается лебедкой, установленной на картере заднего моста трактора. При гидравлической системе подъем и опускание толкающей рамы производятся с помощью гидроцилиндров от гидросистемы трактора. При гидравлической системе подъем и опускание толкающей рамы производятся с помощью гидроцилиндров от гидросистемы трактора. В корчевателях ДП-8А и ДП-25 устанавливаются дополнительно гидроцилиндры для поворота отвалов и зубьев. В корчевателях ДП-8А и ДП-25 устанавливаются дополнительно гидроцилиндры для поворота отвалов и зубьев.

Классификация корчевателей: Классификация корчевателей: 1. По расположению рабочего органа корчеватели могут быть с передним расположением и с задним расположением. 2. По назначению они делятся на корчеватели-собиратели и корчеватели- погрузчики. Основные параметры корчевателей ширина захвата и максимальный диаметр корчуемых пней. Основные параметры корчевателей ширина захвата и максимальный диаметр корчуемых пней. Технологическая схема работы корчевателя зависит от вида выполняемой работы. Пни диаметром 2025 см корчуют следующим образом. Зубья отвала корчевателя заглубляют в грунт около пня на 1520 см при движении трактора на первой передаче, одновременно поворачивая отвал в вертикальной плоскости и выкорчевывая пень вместе с корневой системой. Технологическая схема работы корчевателя зависит от вида выполняемой работы. Пни диаметром 2025 см корчуют следующим образом. Зубья отвала корчевателя заглубляют в грунт около пня на 1520 см при движении трактора на первой передаче, одновременно поворачивая отвал в вертикальной плоскости и выкорчевывая пень вместе с корневой системой. Более крупные пни (диаметром 2530 см) удаляют двумя последовательными операциями. Сначала пень сваливают или раскачивают (зубья корчевателя при этом упираются в пень на высоте 2025 см), а затем, заглубляя зубья в грунт под пень, движением трактора вперед и подъемом отвала вверх его выкорчевывают. Более крупные пни (диаметром 2530 см) удаляют двумя последовательными операциями. Сначала пень сваливают или раскачивают (зубья корчевателя при этом упираются в пень на высоте 2025 см), а затем, заглубляя зубья в грунт под пень, движением трактора вперед и подъемом отвала вверх его выкорчевывают. При корчевке крупных пней с мощной корневой системой необходимо предварительно подрезать корни. При корчевке крупных пней с мощной корневой системой необходимо предварительно подрезать корни. Крупные камни (валуны) удаляют аналогичным образом. Крупные камни (валуны) удаляют аналогичным образом. С помощью корчевателя можно валить деревья. При валке отдельных деревьев схему движения корчевателя составляют так, чтобы выкорчеванные деревья не препятствовали удалению раскорчевываемой массы к местам ее складирования. С помощью корчевателя можно валить деревья. При валке отдельных деревьев схему движения корчевателя составляют так, чтобы выкорчеванные деревья не препятствовали удалению раскорчевываемой массы к местам ее складирования. При корчевании пней удобнее складировать выкорчеванную массу в валки. Корчеватель после выкорчевывания транспортирует пни (камни) к краю полосы отвода, а затем задним ходом по расчищенному месту возвращается в исходное положение. При корчевании пней удобнее складировать выкорчеванную массу в валки. Корчеватель после выкорчевывания транспортирует пни (камни) к краю полосы отвода, а затем задним ходом по расчищенному месту возвращается в исходное положение.

Технические характеристики корчевателей

Четвёртый вопрос Назначение, классификация, область применения, общее устройство и тактико-технические характеристики рыхлителей. Устройство конструкций рабочих органов. Назначение, классификация, область применения, общее устройство и тактико-технические характеристики рыхлителей. Устройство конструкций рабочих органов. Рыхлитель ДЗ-116ХЛ 1- отвал; 2 - гидрораскос; 3 - трактор Т-130; 4 - опорная рама; 5 - верхняя тяга; 6 - рабочая балка; 7 -гидроцилиндр; 8 - зуб; 9 - рама

Рыхлитель прицепное или навесное оборудование к гусеничному трактору, предназначенное для послойного рыхления тяжелых грунтов, плотных трещиноватых скальных пород, а также мерзлых грунтов (с коркой до 15 см) на отдельные куски, комки или глыбы таких размеров, которые необходимы для последующей эффективной разработки, транспортировки или погрузки. Широкое распространение получили бульдозеры-рыхлители, которые состоят из базовой машины, бульдозерного оборудования, установленного спереди, и рыхлительного оборудования, смонтированного сзади.

Навесной рыхлитель Д – 515А: Навесной рыхлитель Д – 515А: 1 – отвал; 2 – гидроцилиндр бульдозера; 3 – трактор; 4 – гидроцилиндр рыхлителя; 5 – рабочий орган рыхлителя

Рыхлители относятся к машинам, использующим механический (в основном статический) метод разрушения при разработке плотных грунтов, который основан на использовании малых скоростей силового воздействия (1,5-2,5 м) на грунт. Статические рыхлители требуют большого усилия при перемещении грунта ( кН). При динамическом рыхлении тяговое усилие значительно снижается и создается возможность реализация большей мощности непосредственно на рабочем органе Однозубые рыхлители предназначены для разработки каменных материалов. По способу крепления зубьев различают рыхлители с жестким и шарнирным креплением зубьев. На гусеничные рыхлители распространяется ГОСТ , согласно которому предусматривается шесть типоразмеров тяговых классов 3, 4, 10, 15, 25 и 35 тс..

Применяют навесные рыхлители следующих назначений: общего - с глубиной рыхления до 1000 мм и специального - назначения с глубиной рыхления свыше 1000 мм. Рыхлители общего назначения работают чаще всего без трактора-толкача, а рыхлители специального назначения - в большинстве случаев с трактором- толкачом. Применяют навесные рыхлители следующих назначений: общего - с глубиной рыхления до 1000 мм и специального - назначения с глубиной рыхления свыше 1000 мм. Рыхлители общего назначения работают чаще всего без трактора-толкача, а рыхлители специального назначения - в большинстве случаев с трактором- толкачом. Рыхлители общего назначения оборудуют 1-5 (редко семью) зубьями, а специальные зубьями. Рыхлители общего назначения оборудуют 1-5 (редко семью) зубьями, а специальные зубьями. Подвеску рамы зубьев выполняют трех- и четырехточечной (параллелограммной) с креплением к корпусу заднего моста базового трактора и трехточечной с креплением к рамам гусеничных тележек и корпусу заднего моста. Соединение рамы рыхлителей со штоками двух гидроцилиндров условно принято считать за одну точку подвески. Подвеску рамы зубьев выполняют трех- и четырехточечной (параллелограммной) с креплением к корпусу заднего моста базового трактора и трехточечной с креплением к рамам гусеничных тележек и корпусу заднего моста. Соединение рамы рыхлителей со штоками двух гидроцилиндров условно принято считать за одну точку подвески. Для рыхлителей общего назначения используют все типы подвесок рамы зубьев, а для специальных - параллелограммную подвеску используют редко. Для рыхлителей общего назначения используют все типы подвесок рамы зубьев, а для специальных - параллелограммную подвеску используют редко. На обоих типах рыхлителей применяют зубья с жестким и шарнирным креплениями к раме. Последний способ обеспечивает поворот зубьев в горизон ­ тальной плоскости. На обоих типах рыхлителей применяют зубья с жестким и шарнирным креплениями к раме. Последний способ обеспечивает поворот зубьев в горизон ­ тальной плоскости. Для рыхлителей общего назначения применяют прямые и изогнутые зубья, а для специальных рыхлителей - только прямые. Для рыхлителей общего назначения применяют прямые и изогнутые зубья, а для специальных рыхлителей - только прямые. Различного рода рыхлительные и ножевые устройства, прикрепляемые к зубьям и обеспечивающие увеличение объема разрыхляемого материала, используют с обоими типами рыхлителей. Все навесные рыхлители имеют заднее расположение на базовом тракторе, который часто оборудуется также бульдозером. Различного рода рыхлительные и ножевые устройства, прикрепляемые к зубьям и обеспечивающие увеличение объема разрыхляемого материала, используют с обоими типами рыхлителей. Все навесные рыхлители имеют заднее расположение на базовом тракторе, который часто оборудуется также бульдозером. Управление навесными рыхлителями - только гидравлическое. По мощности двигателя и номинальному тяговому усилию базовых тракторов рыхлители подразделяются на сверхмощные (мощность двигателя свыше 300 л. с.), тяжелые ( л. с.), средние (76149 л. с.) и легкие (меньше 75 л. с.). Управление навесными рыхлителями - только гидравлическое. По мощности двигателя и номинальному тяговому усилию базовых тракторов рыхлители подразделяются на сверхмощные (мощность двигателя свыше 300 л. с.), тяжелые ( л. с.), средние (76149 л. с.) и легкие (меньше 75 л. с.).

Тяговое усилие соответственно составляет: свыше 30 т; 2030 т; 13,520 т и до 3,5 т. По типу движителя (ходовой части) базовой машины рыхлители разделяют на гусеничные и колесные. Наиболее широко навесными рыхлителями оборудуются гусеничные тракторы. Для рыхлителей на гусеничном ходу используют три основных типа подвески: трехточечную с креплением рамы к корпусу заднего моста базового трактора; трехточечную с креплением рамы зубьев к рамам гусеничных тележек или остову базового трактора; четырехточечную (параллелограммную) с креплением рамы к корпусу заднего моста. Основными узлами рыхлителя являются навесное устройство, с помощью которого рабочий орган присоединяется к базовому тягачу и фиксируется в нужном положении, рабочий орган и система управления им.

При трехточечном креплении рамы рыхлителя к корпусу заднего моста наблюдаются большое изменение угла рыхления при заглублении зубьев, пониженная устойчивость в поперечном направлении и более высокие нагрузки на пальцы и звенья подвески и штоки гидроцилиндров. Этот тип подвески применяют на рыхлителях всех классов из-за его конструктивной простоты и сравнительно небольшого веса. При трехзвенном навесном устройстве рабочая балка и нижняя тяга выполнены в виде узла рамы рыхлителя, которая бывает внутреннего или охватывающего типа (в зависимости от расположения шарниров связи с базовым трактором). При шарнирном креплении зубьев в конструкцию навесного устройства включается дополнительный элемент флюгер. Трехзвенные навесные устройства применяются в рыхлителях ДП-5С. Основным узлом навесного устройства является стойка, которая состоит из двух вертикальных стоек коробчатого сечения, соединенных между собой горизонтальными балками. Для подсоединения рабочего органа к стойке в нижней части вертикальных стоек предусмотрены отверстия и пальцы, крепящиеся гайкой и шплинтом.

При креплении рамы рыхлителя к рамам гусеничных тележек или остову базового трактора угол рыхления зубьев мало изменяется от начала заглубления до наибольшей глубины рыхления. Корпус заднего моста трактора при этом не несет больших нагрузок. Этот тип подвески позволяет использовать гидро­цилиндры небольшого диаметра с повышенным ходом штоков, так как возможная на них нагрузка меньше, чем при других типах подвески. К недостаткам подобной подвески относят сравнительно большой вес, трудность расположения боковых зубьев для рыхления у стенки и обеспечения прохода разрыхленного материала под поперечиной рамы. Поэтому на специаль­ных рыхлителях для глубокого рыхления центральный зуб часто выносится назад на отдельной балке. К недостаткам подобной подвески относят сравнительно большой вес, трудность расположения боковых зубьев для рыхления у стенки и обеспечения прохода разрыхленного материала под поперечиной рамы. Поэтому на специаль­ных рыхлителях для глубокого рыхления центральный зуб часто выносится назад на отдельной балке. При такой подвеске устанавливают раму охватывающего типа, которая обеспечивает хорошую устойчивость в поперечном направлении. Рама может быть легко приспособлена для работы с одним или двумя толкачами. Этот тип под­вески используется чаще для тяжелых специальных рыхлителей с длинными зубь­ ями, для которых проблемы сохранения угла рыхления зубьев более или менее постоянным и уменьшения усилий на штоках гидроцилиндров очень важны.

Четырехточечная (параллелограммная) подвеска рамы рыхлителя обеспечивает постоянство угла рыхления при любом заглублении зубьев. При такой подвеске необходима пониженная мощность гидропривода, длина поперечной балки рамы зубьев рыхлителя может быть меньше ширины трактора, легко обеспечивается установка боковых зубьев для работы у стенки. Эта конструкция отличается большим количеством пальцевых соединений и имеет пониженную устойчивость против поперечных горизонтальных и боковых (на крайних зубьях) вертикальных нагрузок. Корпус заднего моста при такой подвеске испытывает большие нагрузки, чем при других типах подвески. Такое устройство позволяет использовать зубья с более длинными стойками, поэтому даже при небольшом заглублении зуба в материал можно иметь увеличенный зазор от рабочей балки до грунта. Конструкции рам рыхлителей определяются типами подвески, в соответствии с которыми применяются внутренние, охватывающие, параллелограммные или комбинированные рамы. Наиболее распространенной является внутренняя рама, отличающаяся простотой конструкции. Для специальных рыхлителей с длинными зубьями наиболее подходящей является охватывающая рама, конструкция которой проще и обеспечивает возможность работы с толкачом.

Для легких рыхлителей применяют универсальные рамы, толкающие брусья которых вместе с гидроцилиндрами управления могут использоваться как для переднего, так и для заднего навесного оборудования. В случае использования для рыхлителя они устанавливаются назад и соединяются поперечной балкой. Для тяжелых рыхлителей такие рамы не применяются. Для колесных рыхлителей используются такие же типы подвесок и рам, как и для гусеничных. Применение рыхлителей позволяет в случае необходимости использовать машины малой мощности для разработки плотных и мерзлых грунтов, а также повысить в 23 раза производительность мощных машин, разрабатывающих такие грунты без предварительного рыхления, уменьшить их износ и затраты на ремонт. Применение рыхлителей позволяет в случае необходимости использовать машины малой мощности для разработки плотных и мерзлых грунтов, а также повысить в 23 раза производительность мощных машин, разрабатывающих такие грунты без предварительного рыхления, уменьшить их износ и затраты на ремонт. Перед началом рыхления грунта механик должен ознакомиться с участком работы, наметить и согласовать схему движения с работой основных машин (бульдозеров, скреперов). Вначале (одновременно с перемещением машин) зубья заглубляются в грунт. После заглубления их на глубину, обеспечивающую движение трактора на оптимальной скорости, машина перемещается, затем зубья приподнимаются до выхода из грунта. После проходки участка определенной длины процесс повторяют в обратном направлении. При незначительной длине участка работу осуществляют без разворота трактора. Длину каждой проходки выбирают в зависимости от условий работы и от того, в сочетании с какими машинами работает рыхлитель. При разработке пород на значительную глубину их рыхлят послойно.

Классификация рыхлителей

Рабочим органом рыхлителя является зуб, состоящий из стойки с просадочным хвостовиком, наконечника, защитной накладки и элементов крепления стопоров.

Зубья и наконечники для рыхлителей применяют изогнутые и прямые. Изогнутые зубья применяют для рыхления тяжелых грунтов и легких пород и материалов на глубину до 800 мм. Они находят применение также на слабых скальных породах. Эти зубья могут успешно использоваться на скальных породах пластинчатого строения, на которых выталкивающее действие изогнутой части зуба обеспечивает хорошее измельчение, необходимое для последующей разработки породы скреперами и бульдозерами. Изогнутые зубья легко обеспечивают получение большого угла рыхления в начальный момент и его уменьшение по мере заглубления. Зубья такого типа при работе на прочных скальных породах легче выталкиваются из массива материала, чем прямые. Изогнутые зубья применяются преимущественно на легких и средних навесных рыхлителях. На тяжелых рыхлителях они используются только для работы двумя или тремя зубьями. Изогнутые зубья применяются преимущественно на легких и средних навесных рыхлителях. На тяжелых рыхлителях они используются только для работы двумя или тремя зубьями. Прямые зубья эффективно работают на различных грунтах и скальных породах с любой глубиной рыхления. Для рыхления на глубину свыше 800 мм и до 2100 мм используются только прямые зубья. Вылет зубьев рыхлителей можно регулировать путем их перестановки на различные отверстия, имеющиеся в верхней части. Эту операцию осуществляют из кабины трактора, для чего используют пальцевое устройство с гидравлическим приводом.

Для достижения желаемого угла рыхления в начальный момент заглубления применяют специальные зубья с незначительным изгибом его рабочей части. Такой тип зубьев обеспечивает универсальность применения и наибольшую эффективность в работе. Зубья всех типов конструируют таким образом, чтобы при сохранении необходимой прочности их лобовая поверхность была наименьшей. Передняя сторона зубьев легких и средних рыхлителей заостряется под углом 60° с перемычкой между скосами 1,53 см. При работе на прочных скальных породах и мерзлом грунте наличие скосов на передней стороне зубьев способствует повышению боковых нагрузок. Зубья всех типов конструируют таким образом, чтобы при сохранении необходимой прочности их лобовая поверхность была наименьшей. Передняя сторона зубьев легких и средних рыхлителей заостряется под углом 60° с перемычкой между скосами 1,53 см. При работе на прочных скальных породах и мерзлом грунте наличие скосов на передней стороне зубьев способствует повышению боковых нагрузок. Наконечники, предназначающиеся для работы на скальных породах, имеют небольшую длину и ширину. Их концы делаются более острыми, чем у наконеч­ников для средних условий работы. При работе на скальных породах долговечность наконечников чрезвычайно мала (до 210 ч), в связи с чем при их проектировании обычно предусматривают методы реставрации, позволяющие до раз восстанавливать их качества. Наконечники, предназначающиеся для работы на скальных породах, имеют небольшую длину и ширину. Их концы делаются более острыми, чем у наконеч­ников для средних условий работы. При работе на скальных породах долговечность наконечников чрезвычайно мала (до 210 ч), в связи с чем при их проектировании обычно предусматривают методы реставрации, позволяющие до раз восстанавливать их качества.

Для легких и средних условий работы чаще всего применяют самозатачивающиеся наконечники с увеличенной длиной и шириной. Их сечение на конце благодаря корытному профилю при износе почти не изменяется. Для тяжелых и средних работ в абразивной среде применяют наконечники, устанавливаемые на башмаки, которыми снабжают концы зубьев. Долговечность башмака обычно обеспечивает замену 1020 наконечников. Для тяжелых и средних работ в абразивной среде применяют наконечники, устанавливаемые на башмаки, которыми снабжают концы зубьев. Долговечность башмака обычно обеспечивает замену 1020 наконечников. Несмотря на применение специальных сталей, долговечность наконечников при работе в средних условиях не превышает 200 ч.

С целью сохранения более или менее постоянного удельного давления на наконечниках и облегчения заглубления зубьев их нижняя часть иногда выполняется отогнутой вниз или с почти постоянным сечением. За исключением легких почти все рыхлители снабжаются несколькими комплектами наконечников разных типов. При работе на мерзлых грунтах наилучшие результаты показывают узкие наконечники с отогнутым вниз концом, на обычных грунтах симметричные наконечники, которые при износе могут переворачиваться. Угол поворота при шарнирном креплении зубьев не превышает 15° в обе стороны. На поворотных кронштейнах вверху часто предусматривается 13 дополнительные отверстия, позволяющие регулировать угол рыхления в диапазоне 1015°. Для увеличения заднего угла въезда и дорожного просвета поворотные кронштейны иногда снабжают вверху еще одним отверстием для крепления зуба в повернутом вверх положении.

Поворот в горизонтальной плоскости при использовании двух и больше зубьев позволяет легче сохранять прямолинейность движения рыхлителя и уменьшает боковые нагрузки. Однако при таком креплении зубья могут обходить скрытые в породе или грунте твердые препятствия, в связи с чем последующая их разработка другими машинами (скреперами, бульдозерами) может стать затруднительной. Поворот в горизонтальной плоскости при использовании двух и больше зубьев позволяет легче сохранять прямолинейность движения рыхлителя и уменьшает боковые нагрузки. Однако при таком креплении зубья могут обходить скрытые в породе или грунте твердые препятствия, в связи с чем последующая их разработка другими машинами (скреперами, бульдозерами) может стать затруднительной. При жестком креплении зубьев этот недостаток отсутствует. При жестком креплении зубьев этот недостаток отсутствует. Шарнирное крепление чаще применяется при использовании изогнутых зубьев, конструкция которых отрицательно воздействует на прямолинейность хода базовой машины, а также при преимущественном использовании рыхлителя на трещиноватых породах. Шарнирное крепление чаще применяется при использовании изогнутых зубьев, конструкция которых отрицательно воздействует на прямолинейность хода базовой машины, а также при преимущественном использовании рыхлителя на трещиноватых породах. В обоих случаях часто предусматривают дополнительные места установки зубьев, что позволяет изменять их шаг.

Крепления хомутного типа, обеспечивающие возможность установки зубьев в любом месте на поперечной балке рамы, применяют только на легких рыхлителях, создаваемых на базе универсальных рам. Оба вида крепления зубьев используют на рыхлителях всех классов. На специальных рыхлителях с большой глубиной рыхления, и особенно в случае их использования с толкачами, чаще применяют жесткое крепление зубьев. Поворотные кронштейны зубьев при использовании рыхлителей с толкачами снабжают буферными устройствами, которые рассчитывают как на толкающее усилие, так и на дополнительное вертикальное усилие от отвала бульдозера на тракторе-толкаче. Для увеличения объема разрыхляемого материала (до 1,52,5 раз) зубья могут снабжаться наконечниками с открылками, трехгранными рыхлительными снарядами и ножом для сплошного рыхления. Зубья специальных рыхлителей могут быть оборудованы устройствами для укладки кабеля. Стойка является несущим, наиболее нагруженным элементом зуба, на котором крепятся его детали. Для современных рыхлителей характерны в основном стойки трех типов: изогнутые, прямые и с незначительным изгибом.

Рыхление стойкой изогнутой формы осуществляется с меньшими усилиями, чем стойкой прямой формы. Однако при рыхлении изогнутыми стойками средних и тяжелых трещиноватых скальных и мерзлых грунтов выломленные глыбы могут заклиниваться между стойкой и рамой рыхлителя, что ведет к значительному повышению сопротивления грунта рыхлению. Стойки с незначительным изгибом наиболее эффективны при разработке скальных грунтов средней прочности. Для предотвращения износа передней рабочей грани стойки используются съемные износостойкие стальные пластины защитные накладки, установленные на рабочей поверхности стойки. Стойки с незначительным изгибом наиболее эффективны при разработке скальных грунтов средней прочности. Для предотвращения износа передней рабочей грани стойки используются съемные износостойкие стальные пластины защитные накладки, установленные на рабочей поверхности стойки. Наконечники являются сменной частью зуба, обеспечивающей отделение грунта от массива и его разрушение. Установка рабочих органов рыхлителя в рабочее и транспортное положения осуществляется гидроцилиндрами, приводимыми в действие от гидросистемы трактора. Установка рабочих органов рыхлителя в рабочее и транспортное положения осуществляется гидроцилиндрами, приводимыми в действие от гидросистемы трактора.

Технические характеристики рыхлителей Технические характеристики рыхлителей