1 Административно- юрисдикционная деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Административное принуждение- этод еятельность администрации, посредством которой устраняется и подавляется встречаемое администрацией сопротивление при.
Advertisements

Об административной ответственности. Ст Административного кодекса РФ.
Порядок назначения наказаний и их исполнение.. Общие правила назначения административного наказания Административное наказание за совершение административного.
Административная ответственность несовершеннолетних Административная ответственность несовершеннолетних.
Административная ответственность несовершеннолетних Административная ответственность несовершеннолетних.
ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ О МЕРАХ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРИЧИНЕНИЯ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ И РАЗВИТИЮ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
Лекция Тема: Сущность и виды административного процесса. Производство по делам об административных правонарушениях.
Административная ответственность 900igr.net. Административное принуждение Деятельность администрации, посредством которой устраняется и подавляется встречаемое.
ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области» года 148/
Административная ответственность. Административное принуждение Деятельность администрации, посредством которой устраняется и подавляется встречаемое администрацией.
Из Кодекс а об административных правонарушениях. Статья 2.1 Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ О соблюдении требований Федерального закона от ФЗ «О персональных данных» при организации.
Административные правонарушения Подготовила учитель истории и права МОУ Красноборской СОШ Степанцева И.В.
ПЛАН 1.Субъекты административных правоотношений 2.Виды административной ответственности 3.Участники производства по делам об административных правонарушениях.
ТЕМА ЗАНЯТИЯ: 1.Обязанности работника в области охраны труда. 2. Ответственность должностных лиц и гражданского персонала за нарушение законодательных.
ДЕПАРТАМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ И АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЮНЬ 2014 Г.
Права, обязанности и ответственность родителей Ребенок должен расти на попечении и под ответственностью своих родителей, в атмосфере любви и моральной.
1 учебный вопрос: Обязанности работника в области охраны труда.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ. Эпиграф Ребенок для полного и гармоничного его развития нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это только возможно,
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ. п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании равное право и обязанность родителей.
Транксрипт:

1 Административно- юрисдикционная деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав

2 Виды государственного принуждения Гражданско-правовое принуждение Административно-правовое принуждение Уголовно-правовое принуждение Меры административного пресечения Меры административного предупреждения Административные наказания

3 Понятие административной ответственности Административная ответственность: вид юридической ответственности, предусмотренной законодательством об административных правонарушениях Российской Федерации, выражающейся в установлении административных наказаний, за совершение физическими и юридическими лицами административных правонарушениях

4 Основания административной ответственности Нормативное – законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях Фактическое – административное правонарушение Процессуальное – постановление о назначении административного наказания

5 Законодательство об административных правонарушениях Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях

6 Административное правонарушение Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность часть 1 статьи 2.1 КоАП РФ

7 Состав административного правонарушения Объективная сторона Объект Субъект Субъективная сторона

8 Объективная сторона административного правонарушения Объективная сторона административного правонарушения представляет собой совокупность признаков, отражающих внешнее проявление административного правонарушения. Объективная сторона характеризует административное правонарушение как акт поведения лица, его совершившего, и включает такие характеристики, как противоправное действие (бездействие) и наступившие последствия. При этом между действием (бездействием) и последствиями должна быть установлена причинно-следственная связь. Обязательные признаки Факультативные признаки Деяние – действие (бездействие) Время, место, способ совершения Вредные последствия Причинно-следственная связь между деянием и вредными последствиями

9 Объект административного правонарушения общий объект; родовой объект; видовой объект; непосредственный (конкретный) объект. Общим для всех административных правонарушений объектом являются общественные отношения, урегулированные нормами права и защищенные, охраняемые мерами административной ответственности. Родовой объект – это определенная область общественных отношений, которую можно выделить, руководствуясь группировкой норм Особенной части КоАП РФ. Видовым объектом является более узкий круг общественных отношений в пределах родового объекта. Непосредственный объект административного правонарушения указан в каждом конкретном составе административного правонарушения.

10 Субъект административного правонарушения общий субъект; особый субъект – в том числе, несовершеннолетние; специальный субъект. По общему правилу административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ст. 2.3 КоАП РФ). Таким образом, на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях Комиссии должны уточнять возраст лица, совершившего административное правонарушение. При этом важно обратить внимание на п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. 1 «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних», согласно которому лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по его истечении, т. е. с ноля часов следующих суток. При установлении возраста несовершеннолетнего днем его рождения считается последний день того года, который определен экспертами, а при установлении возраста, исчисляемого числом лет, суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.

11 Субъективная сторона административного правонарушения Вина – это психическое отношение правонарушителя к совершаемому им деянию и его последствиям, выражающее отрицательное отношение к интересам личности и общества. Формы вины Умысел (прямой, косвенный) когда лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Неосторожность (небрежность, легкомыслие) если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

12 Виды административных правонарушений Однократные; Повторные; Систематические; Оконченные (завершенные); Продолжающиеся; Длящиеся. Отнесение административного правонарушения к длящемуся правонарушению Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года 5 (в редакции от 9 февраля 2012 года) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» «…при применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения…». При решении вопроса об отнесении административного правонарушения к длящемуся правонарушению, задача Комиссии состоит в доказывании именно длящегося характера выявленного нарушения.

13 Анализ отдельных составов административных правонарушений Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних (ст КоАП РФ) Для квалификации правонарушения необходимо определить, в чем конкретно выразилось неисполнение или ненадлежащее исполнение родителем или иным законным представителем своих обязанностей. В связи с тем, что в Семейном кодексе Российской Федерации отсутствует развернутая характеристика обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, понятия «надлежащее» или «ненадлежащее» исполнение указанных обязанностей являются оценочными. В этой связи Комиссиям рекомендуется ориентироваться на позицию Верховного Суда Российской Федерации по данному вопросу. Так, в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» «уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их нравственном и физическом развитии, обучении, подготовке к общественно полезному труду. Под злоупотреблением родительскими правами следует понимать использование этих прав в ущерб интересам детей, например создание препятствий в обучении, склонение к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков и т.п.».

14 Анализ отдельных составов административных правонарушений Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ст КоАП РФ)потребление Как указано в диспозиции ст КоАП РФ, общественными местами являются улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования, другие общественные места. Для характеристики объективной стороны данного правонарушения можно также использовать положения Закона Иркутской области «Об административной ответственности за отдельные правонарушения в сфере охраны общественного порядка в Иркутской области». Так, согласно ст. 2 данного Закона под общественными местами понимаются улицы, площади, транспортные средства общего пользования, парки, скверы, стадионы, залы зрелищных мероприятий, дворы, подъезды, лестничные клетки, лифты жилых домов и другие места, в которых удовлетворяются различные жизненные потребности и которые свободны для доступа граждан.

15 Анализ отдельных составов административных правонарушений Административная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст КоАП РФ) Объективная сторона - вовлечение несовершеннолетнего выражается в склонении несовершеннолетнего к употреблению пива и иных запрещенных веществ, выраженном в уговорах, обещании каких-либо выгод, обмане, угрозах и т.п. Например: угощение или предложение попробывать, обман (сообщения неверных сведений о каких-либо состояниях, ощущениях от употребления), введение в заблуждение (путем предоставления спиртных напитков под видом безалкогольных). Действия виновного считаются правонарушением вне зависимости от того, в каком количестве несовершеннолетним употреблены пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, спиртные напитки, одурманивающие вещества, какое воздействие оказали (легкое, среднее, тяжелое). Постоянным комитетом по контролю наркотиков при Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердил протоколом 2/ от 13 апреля 2005 г. Список одурманивающих веществ Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. 681 «Об утверждении Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»). (клофелин - алкогольная смесь в любых процентах; смесь димедрола с алкоголем; барбитурато- алкогольная смесь; хлороформ; эфир; толуол; хлорэтил; закись азота; спиртовые экстракты растений, содержащих алкалоиды тропановой группы).

16 Анализ отдельных составов административных правонарушений Продолжение по ст КоАП РФ Субъективная сторона выражается в форме прямого умысла (не будет вины, если например, несовершеннолетний по собственной инициативе употребляет пиво и иные запрещенные вещества в присутствии взрослых). 1) для квалификации административного правонарушения не имеют значения мотивы лица, привлекаемого к ответственности (личный интерес, зависть, корысть, стремление поднять свой авторитет в глазах несовершеннолетних и др. 2) субъекту должно быть заведомо известно, что вовлекаемый является несовершеннолетним. Субъектом правонарушения является вменяемое физическое лицо, достигшее совершеннолетия. Несовершеннолетнее лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 и ч. 2 ст КоАП РФ. По смыслу данной статьи несовершеннолетний является потерпевшим и не подлежит административной ответственности (См. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года: утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 30 мая 2007 года).

Освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения Временная инструкция о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения« (утв. Минздравом СССР /33-14) (с изм. от ) Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения назначается в случаях, когда закон предусматривает дисциплинарную и административную ответственность за: потребление алкоголя либо пребывание в состоянии опьянения. Медицинское освидетельствование для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения производится в специализированных кабинетах наркологических диспансеров (отделений) врачами психиатрами - наркологами или в лечебно - профилактических учреждениях врачами психиатрами - наркологами и врачами других специальностей, прошедших подготовку, как непосредственно в учреждениях, так и с выездом в специально оборудованных для этой цели автомобилях. Примечание. В сельской местности при значительной удаленности от лечебных учреждений, имеющих в штате врачей, по специальному решению местных органов здравоохранения, в виде исключения, допускается проведение медицинского освидетельствования фельдшерами, работающими на фельдшерско - акушерских пунктах, прошедшими специальную подготовку.

Анализ отдельных составов административных правонарушений Статья Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака 1. Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака -Вовлечение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. 2. Те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

Анализ отдельных составов административных правонарушений Статья Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака Федеральный закон от N 15-ФЗ"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" Запрещаются продажа табачной продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака путем покупки для них либо передачи им табачных изделий или табачной продукции, предложения, требования употребить табачные изделия или табачную продукцию любым способом.

20 Реализация Закона Иркутской области от ОЗ «Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, в Иркутской области» Не допускается: 1) нахождение детей в местах, запрещенных для посещения детьми; 2) нахождение детей в местах, запрещенных для посещения детьми в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей. В случае обнаружения ребенка в месте, запрещенном для посещения: 1) устанавливается личность ребенка, адрес и телефон его места жительства, данные о родителях (законных представителях) или лицах, осуществляющих мероприятия с участием детей; 2) незамедлительно уведомляются всеми доступными способами связи родители (лица, их заменяющие) или лица, осуществляющие мероприятия с участием детей. В случае использования телефонной связи обеспечивается возможность самостоятельной связи ребенка с родителями (лицами, их заменяющими) или лицами, осуществляющими мероприятия с участием детей; 3) осуществляется доставка ребенка родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей.

21 Реализация Закона Иркутской области от ОЗ «Об отдельных мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, в Иркутской области» В случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств ребенок доставляется в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка. Перечень таких специализированных учреждений утверждается исполнительным органом государственной власти, уполномоченным Правительством Иркутской области. Приказ министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от мпр «Об утверждении Перечня специализированных областных государственных учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации»

22 Административные наказания К полномочиям Комиссий относится возможность наложения только двух видов административных наказаний – предупреждение и административный штраф. Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического лица, которое выносится в письменной форме (ст. 3.4 КоАП РФ). С 2010 года ст. 3.4 КоАП РФ дополнена частью 2, устанавливающей условия наложения административного наказания в виде предупреждения: во-первых, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения; во-вторых, данная санкция применяется при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в-третьих, предупреждение устанавливается при отсутствии имущественного ущерба. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и по общему правилу устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей (ст. 3.5 КоАП РФ), в сфере ДТД – менее 500 рублей.

23 Общие правила назначения административного наказания при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность (ст. 4.2 КоАП РФ), и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст КоАП РФ); назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено; никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение; по общему правилу при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание (множественность правонарушений) назначается за каждое совершенное административное правонарушение (ст. 4.4 КоАП РФ); требуется правильное исчисление сроков давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ); предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ).

Исполнение постановления о наложении административного штрафа Статья Исполнение постановления о наложении административного штрафа 1. Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.статьей 31.5 (в ред. Федерального закона от N 49-ФЗ)закона 2. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.законных представителей

25 Общие проблемы применения КоАП РФ Основными предпосылками, порождающими проблемы правоприменения КоАП РФ в части производства по делам об административных правонарушениях в деятельности органов административной юрисдикции, а также квалификации административных правонарушений можно считать: 1. Сложность основополагающего правового акта, регламентирующего производство по делам об административных правонарушениях – КоАП РФ. – нестабильность КоАП РФ; наличие в КоАП РФ довольно большого числа отсылок к подзаконным актам; разрозненный характер особых правил, установленных в КоАП РФ применительно к несовершеннолетним. 2. Незначительность процессуальных сроков и сроков давности привлечения к ответственности за административные правонарушения 3. Недостатки взаимодействия органов административной юрисдикции, к компетенции которых относятся вопросы, связанные с производством по делам об административных правонарушениях, субъектами которых являются несовершеннолетние, их законные представители.

26 Принцип презумпции невиновности На всех стадиях производства по делам об АП необходимо учитывать: Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением Комиссии, рассмотревшей дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность (исключение из данного правила установлено в отношении административных правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ, в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи).гл. 12 Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

27 Возбуждение дела об административных правонарушениях Рассмотрение дел об административных правонарушениях Пересмотр постановлений, решений по делам об административных правонарушениях Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях Стадии производства по делам об административных правонарушениях

28 Особенности производства по делам об АП в КДНиЗП Возможность замены административных наказаний мерами воздействия по законодательству о защите прав несовершеннолетних (ч. 2 ст. 2.3 КоАП РФ); Составление членами Комиссий протоколов об административных правонарушениях; Особые субъекты: несовершеннолетние, законные представители несовершеннолетних; совершение административного правонарушения несовершеннолетним рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего АО (ст. 4.2 КоАП РФ); вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения рассматривается в качестве обстоятельства, отягчающего АО (ст. 4.3 КоАП РФ); Участие в рассмотрении дел об административных правонарушениях прокурора, педагога, психолога; Особенности территориальной подведомственности; Коллегиальное принятие постановлений КДНиЗП; Взыскание административных штрафов с законных представителей несовершеннолетних.

29 Участники производства по делам об административных правонарушениях прямо заинтересованные в результатах рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении (правонарушитель, потерпевший, законные представители, защитник); которые не должны быть заинтересованы в рассмотрении конкретного дела об административном правонарушении по существу (свидетели, понятые, эксперты, специалисты, переводчик); особые участники - прокурор, педагог, психолог.

30 Возбуждение дела об административном правонарушении Поводами к возбуждению дел об административных правонарушениях являются (ч. 1 ст КоАП РФ):ст непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

31 Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст КоАП РФ;ст составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст КоАП РФ;ст вынесения постановления по делу об административном правонарушении в случае, предусмотренном ч. 1 или ч. 3 ст КоАП РФ.ч. 13 ст. 28.6

32 Процессуальные действия на стадии возбуждения дела об административном правонарушении Составление протокола об административно м правонарушении Вынесение определения о возбуждении дела и назначении административного расследования Вынесение постановления о прекращении производства по делу Составление протокола об административно м правонарушении

33 Примеры типичных недостатков протоколов об АП Отсутствие в протоколе об АП: сведений о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении или указание ошибочных сведений (искажение фамилии, имени, отчества и т.д.) ; сведений о дате, времени и месте административного правонарушения; описания события административного правонарушения (его внешнего проявления); сведений, в соответствии с которыми можно решить вопрос о наличии или отсутствии в действиях лица, в отношении которого составлен протокол, обязательных признаков состава административного правонарушения; записи о разъяснении прав и обязанностей; объяснений и замечаний лица, в отношении которого он составлен; сведений, являющихся доказательствами вины гражданина (например, сведений о свидетелях, о вещественных доказательствах); подписей лиц, которые в нем указаны.

34 Примерный алгоритм изучения протокола об АП Изучение протокола об административном правонарушении анализируется правильность составления протокола об административном правонарушении и других протоколов, предусмотренных КоАП РФ, а также правильность оформления иных материалов дела; выясняется достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения Комиссией по существу Выяснение иных вопросов, установленных ст КоАП РФ относится ли к компетенции Комиссии рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела членом Комиссии по основаниям, предусмотренным ст КоАП РФ; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; имеются ли ходатайства и отводы. Подготовка проектов процессуальных документов

35 Вынесение определений о назначении времени и места рассмотрения дела; о вызове лиц, указанных в ст – КоАП РФ, об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы;ст об отложении рассмотрения дела; о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела; о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности, если рассмотрение дела не относится к компетенции Комиссии, к которым протокол об административном правонарушении и другие материалы дела поступили на рассмотрение, либо вынесено определение состава Комиссии как коллегиального органа. Вынесение определения Комиссии о приводе, в случае, если рассмотрение дела об административном правонарушении отложено в связи с неявкой без уважительной причины лиц, указанных в ч. 1 ст КоАП РФ, и их отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом.ст

36 Рассмотрение дела об административном правонарушении Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении по существу включает в себя следующие административные процедуры: объявление, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; установление факта явки физического лица, или законного представителя физического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении; проверка полномочий законных представителей физического лица, защитника; выяснение, факта извещения участников производства по делу в установленном порядке, выяснение причины неявки участников производства по делу и принятие решения о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела. разъяснение лицам, участвующим в рассмотрении дела, их прав и обязанностей; рассмотрение заявленных отводов и ходатайств; вынесение определения об отложении рассмотрения дела; вынесение определения о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со ст КоАП РФ.ст. 29.5

37 Административная процедура исследования и оценки доказательств В соответствии со ст КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее административное правонарушение; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; обстоятельства характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; обстоятельства иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

38 Система доказательств по делам об административных правонарушениях Объяснения участников производства по делам об административных правонарушениях (ст КоАП РФ); Данные, полученные посредством проведения экспертных исследований, полученных с использованием специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле; Пробы и образцы (ст КоАП РФ); Вещественные доказательства (ст КоАП РФ); Документы (ст КоАП РФ); Показания специальными техническими средствами, под которыми понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку.

39 Процессуальное оформление рассмотрения дела об административном правонарушении по существу В протоколе о рассмотрении дела об административном правонарушении указываются: 1) дата и место рассмотрения дела; 2) наименование и состав Комиссии, рассматривающей дело; 3) событие рассматриваемого административного правонарушения; 4) сведения о явке лиц, участвующих в рассмотрении дела, об извещении отсутствующих лиц в установленном порядке; 5) отводы, ходатайства и результаты их рассмотрения; 6) объяснения, показания, пояснения и заключения соответствующих лиц, участвующих в рассмотрении дела; 7) документы, исследованные при рассмотрении дела.

40 Типичные ошибки при оформлении постановления о назначении административного наказания воспроизведение недостатков протоколов об административных правонарушениях в постановлениях Комиссий, выносимых по результатам рассмотрения дела по существу; отсутствие в постановлениях обязательных сведений, установленных ст КоАП РФ, а также обязательных дополнительных сведений, установленных для отдельных видов постановлений; отсутствие в постановлении мотивировочного решения, то есть отсутствие в постановлении результатов исследования Комиссией обстоятельств, которые анализировались при рассмотрении конкретного дела об административном правонарушении; принятие недостаточно мотивированного постановления о назначении административного наказания (не были выяснены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения конкретного дела; не дана оценка всех доказательств в их совокупности в соответствии с правилами ст КоАП РФ; Наличие в постановлениях Комиссий технических ошибок – описок, опечаток и арифметических ошибок.

41 Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях указанная стадия начинается с момента вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении (ст. 31.1, ч. 2 ст КоАП РФ); постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу; течение срока давности исполнения постановления о назначении административного наказания прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления о назначении административного наказания; обязанность по обращению постановления по делу об административном правонарушении возлагается на Комиссию, вынесшую постановление; в случае вынесения нескольких постановлений о назначении административного наказания в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно (ч. 2 ст.31.4 КоАП РФ).

42 Особенности исполнения отдельных видов постановлений 1. Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется Комиссией путем вручения или направления копии постановления в соответствии со ст КоАП РФ.ст При исполнении постановления о наложении административного штрафа Комиссиям необходимо учитывать следующее: срок добровольной уплаты административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, составляет шестьдесят дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки; после вынесения постановления о назначении административного штрафа в отношении несовершеннолетнего Комиссии должны выяснить наличие у несовершеннолетнего самостоятельного заработка; при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей. в соответствии с п. 12 ч. 5 ст КоАП РФ должностные лица органов, вынесших постановление о наложении административного штрафа, составляют протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст КоАП РФ – неуплата административного штрафа.ч. 1 ст Комиссии не вправе требовать у лиц, в отношении которых вынесено постановление о назначении административного штрафа предъявления документов, подтверждающих уплату административного штрафа.

43 Отдельные позиции Пленума Верховного Суда РФ в сфере применения КоАП РФ Постановление Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г. 5 (в ред г.), Постановление Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. 10, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. 1 длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения; при назначении наказания несовершеннолетнему надлежит учитывать условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц; малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений; с ущественным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.);

44 Отдельные позиции Пленума Верховного Суда РФ в сфере применения КоАП РФ несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения уполномоченному органу, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки, или причины неявки были признаны неуважительными. составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки, или причины неявки были признаны неуважительными, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении не относит к существенным недостаткам в том случае, когда протокол об административном правонарушении и другие материалы дела на основании п. 4 ч. 1 ст КоАП РФ были возвращены в орган, должностному лицу, которые составили протокол, при исчислении сроков рассмотрения дела днем получения Комиссии протокола об административном правонарушении и других материалов дела следует считать дату поступления ему материалов дела с устраненными недостатками.

45 Отдельные позиции Пленума Верховного Суда РФ в сфере применения КоАП РФ Комиссия вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у Комиссии имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела; по данному делу присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, не является обязательным и не было признано Комиссией обязательным; этим лицом не заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения; рассмотрение дела об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, с нарушением вышеуказанных условий, лишает данное лицо возможности воспользоваться предоставленными ему ч. 1 ст КоАП РФ процессуальными правами, и влечет за собой существенное нарушение норм действующего процессуального права;ст при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении;ст Если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, Комиссия может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения