Диагностика семейных и детско-родительских отношений.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Педагог-психолог Исакова Светлана Александровна. Я – концепция. Концепция индивида о том, какой он есть. «Я – концепция» включает в себя компоненты: Когнитивную.
Advertisements

Родительские установки и реакции. Отношение родителей к ребенку и жизни в семье. Нарушения воспитательного процесса в семье. Причины отклонений в семейном.
Автор: Климович С.М., педагог-психолог, МОУ СОШ 3, 2008.
Жолчева Г.М.. Цель: выявление психологической атмосферы в семье. "Семья, которую хочу". Хочу семью, пропитанную солнцем, чтоб были мы всегда лишь только.
Выполнила: Житкова М.В., 4 курс. Научный руководитель: Звездина Г.П., доцент, кандидат пс. н.
Министерство образования и науки РФ ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» Институт психологии Анализ статьи Сапоровская.
Департамент общего образования Томской области ОГБОУ «Томский государственный педагогический колледж» (ОГБОУ «ТГПК») Влияние взаимоотношений детей и родителей.
Подготовила: Горбань Е.Ю., социальный педагог МБОУ «Ливенская СОШ 1»
Лекция 5. ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ План: 1. Определение желаемого результата. Типы запросов клиентов 2. Выработка альтернативных решений.
Вообще под понятием отношение в психологии понимается позиция личности к тому, что ее окружает. В социальных общностях (а к ним относится и семья) у составляющих.
Диагностика личностно-социального развития дошкольников в соответствии с «Программой развития и воспитания детей в детском саду «Детство» под редакцией.
Стили семейного воспитания. Семейное воспитание - целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования.
Влияние уровня конфликтности в семье на формирование девиаций у подростка Педагог-психолог ГАОУ СПО МО ГПК Плахова О.Е г.
ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ Выполнила: магистр 2 курса Заочного обучения Исаева Д.Г Уральский государственный педагогический университет Институт.
Тема: «Влияние детско-родительских отношений на самоотношение школьников с умственной отсталостью».
Психологические особенности взаимодействия с детьми отцов-одиночек Т.М. Харламова,кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Пермского государственного.
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МОЛОДАЯ СЕМЬЯ В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЕ.
Семейные конфликты ТЕМА 6. План лекции Сущность, виды, причины семейных конфликтов Психотравмирующие последствия Виды конфликтного поведения супругов.
Методы диагностики и исследования межличностных отношений детей в семье Цветовой тест отношений Изучение личностных ожиданий ребенка в общении со взрослыми.
Основные вопросы психодиагностики. Психологическая диагностика наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических.
Транксрипт:

Диагностика семейных и детско-родительских отношений

Результаты психологических исследований Кризис самого института семьиКризис самого института семьи Кризис проявляется тем ярче, чем выше (в среднем) уровень жизни и материального благополучия людей.Кризис проявляется тем ярче, чем выше (в среднем) уровень жизни и материального благополучия людей. Современная семья, испытывающая нарастающий стресс, связанный с переходной политической системой в нашем обществе, перестает справляться с такой своей важной функцией, как ее сохранность и благополучие.Современная семья, испытывающая нарастающий стресс, связанный с переходной политической системой в нашем обществе, перестает справляться с такой своей важной функцией, как ее сохранность и благополучие.

Показатели неблагополучия семьи большое число разводов;большое число разводов; катастрофическое снижение рождаемости;катастрофическое снижение рождаемости; рост внебрачной рождаемости;рост внебрачной рождаемости; рост случаев жестокого обращения с детьми;рост случаев жестокого обращения с детьми; распространение альтернативных типов брака и семьи (материнских семей, сожительства, семей с раздельным проживанием партнеров, гомосексуальных семей, семей с приемными детьми и т. д.).распространение альтернативных типов брака и семьи (материнских семей, сожительства, семей с раздельным проживанием партнеров, гомосексуальных семей, семей с приемными детьми и т. д.).

Значение диагностики семьи Необходима в целях выработки оптимальных (наиболее благоприятных) условий для функционирования семьи как социальной общностиНеобходима в целях выработки оптимальных (наиболее благоприятных) условий для функционирования семьи как социальной общности Для этого часто используют опросники диадных отношений.Для этого часто используют опросники диадных отношений.

Опросники в диагностике родительско-детских отношений Опросник родительского отношения к детям А. Я. Варга и В. В. Столина представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с нимиОпросник родительского отношения к детям А. Я. Варга и В. В. Столина представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера также позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений. Его можно использовать в исследовании тех проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведенииОпросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера также позволяет диагностировать тип семейного воспитания и характер его нарушений. Его можно использовать в исследовании тех проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными акцентуациями характера и отклонениями в поведении Опросник PARI (Parental attitude research instrument) предназначен для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).Опросник PARI (Parental attitude research instrument) предназначен для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли).

Опросник родительского отношения к детям А. Я. Варга и В. В. Столина В родительское отношение включается система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.В родительское отношение включается система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Опросник представляет из себя 61 утверждение, с которыми следует согласиться или нет. При обработке ответы распределяются по пяти шкалам, соответствующим разным типам родительского отношения:Опросник представляет из себя 61 утверждение, с которыми следует согласиться или нет. При обработке ответы распределяются по пяти шкалам, соответствующим разным типам родительского отношения: «Принятие-отвержение»; «Принятие-отвержение»; «Кооперация»; «Кооперация»; «Симбиоз»; «Симбиоз»; «Авторитарная гиперсоциализация»; «Авторитарная гиперсоциализация»; «Маленький неудачник». «Маленький неудачник».

«Принятие-отвержение» Высокие значения отражают положительное эмоцио­ нальное отношение к ребенку, его принятие, когда родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы.Высокие значения отражают положительное эмоцио­ нальное отношение к ребенку, его принятие, когда родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему, стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Низкий показатель означает отвержение. Родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Чаще всего родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.Низкий показатель означает отвержение. Родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Чаще всего родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

«Кооперация» Отражает социально-желательный образ родительского отношения.Отражает социально-желательный образ родительского отношения. Высокий показатель по этой шкале: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ему, сочувствует ребенку. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.Высокий показатель по этой шкале: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ему, сочувствует ребенку. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

«Симбиоз» Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком.Отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких показателях по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.При высоких показателях по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

«Авторитарная гиперсоциализация» Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка.Отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии принять его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии принять его точку зрения. За проявление своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные способности, привычки, мысли, чувства.

«Маленький неудачник» Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем.Отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера уровень протекции сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка: чрезмерно много (гиперпротекция) шкала Г+ или недостаточно (гипопротекция) шкала Г-;уровень протекции сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка: чрезмерно много (гиперпротекция) шкала Г+ или недостаточно (гипопротекция) шкала Г-; степень удовлетворения потребностей как материально-бытовых, так и духовных: стремление родителей к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка (потворствование) шкала У+ или недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей ребенка (игнорирование потребностей) шкала У-;степень удовлетворения потребностей как материально-бытовых, так и духовных: стремление родителей к максимальному и некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка (потворствование) шкала У+ или недостаточное стремление родителей к удовлетворению потребностей ребенка (игнорирование потребностей) шкала У-;

Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера * *Уровень требований к ребенку в семье. обязанности: чрезмерность требований-обязанностей шкала Т+ или недостаточность требований-обязанностей, приводящая к трудности привлечения ребенка к какому-либо делу, шкала Т-; обязанности: чрезмерность требований-обязанностей шкала Т+ или недостаточность требований-обязанностей, приводящая к трудности привлечения ребенка к какому-либо делу, шкала Т-; запреты: чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной акцентуации шкала 3+ или недостаточность требований-запретов, стимулирующая развитие гипертимного, неустойчивого типа характера, шкала 3-. запреты: чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно-мнительной акцентуации шкала 3+ или недостаточность требований-запретов, стимулирующая развитие гипертимного, неустойчивого типа характера, шкала 3-. наказание: чрезмерность санкций, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения шкала С+ или минимальность санкций, упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний шкала С-. наказание: чрезмерность санкций, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения шкала С+ или минимальность санкций, упование на поощрение, сомнение в результативности любых наказаний шкала С-. Неустойчивость семейного воспитания: резкая смена стиля, приемов воспитания, формиру­ющая упрямство, шкала Н. Неустойчивость семейного воспитания: резкая смена стиля, приемов воспитания, формиру­ющая упрямство, шкала Н.

Опросник для родителей «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера * Опросник состоит из 130 утверждений о воспитании детей, с которыми каждому родителю нужно либо согласиться (обвести кружком номер утверждения в бланке для ответов), либо выразить свое несогласие (зачеркнуть соответствующий номер). Обведенные номера ответов подсчитываются отдельно для каждой шкалы. Классификация типов отклонений или нарушений семейного воспитания приводится в ключе опросника. *Опросник позволяет выявить склонность родителей решать личностные проблемы за счет ребенка. *АСВ широко применяется в практике психологов- консультантов.

Опросник PARI Разработан американскими психологами Е.С.Шефер и Р. К. Белл, адаптирован Т.В.Нещерет в Санкт-Петербурге.Разработан американскими психологами Е.С.Шефер и Р. К. Белл, адаптирован Т.В.Нещерет в Санкт-Петербурге. В опроснике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них восемь признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско- детских отношений.В опроснике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них восемь признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются родительско- детских отношений.

Отношение к семейной роли Оценивается по 8 признакам: ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье;ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье; ощущение самопожертвования в роли матери;ощущение самопожертвования в роли матери; семейные конфликты;семейные конфликты; сверхавторитет родителей;сверхавторитет родителей; неудовлетворенность ролью хозяйки дома;неудовлетворенность ролью хозяйки дома; «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи;«безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи; доминирование матери;доминирование матери; зависимость и несамостоятельность матери.зависимость и несамостоятельность матери.

Отношение родителей к ребенку Оптимальный эмоциональный контакт оценивается по 4 признакам: побуждение словесных проявлений, вербализаций;побуждение словесных проявлений, вербализаций; партнерские отношения;партнерские отношения; развитие активности ребенка;развитие активности ребенка; уравнительные отношения между родителями и ребенком.уравнительные отношения между родителями и ребенком.

Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком Оценивается по 3 признакам: раздражительность, вспыльчивость;раздражительность, вспыльчивость; суровость, излишняя строгость;суровость, излишняя строгость; уклонение от контакта с ребенком.уклонение от контакта с ребенком.

Излишняя концентрация на ребенке Описывается по 8 признакам: чрезмерная забота, установление отношений зависимости;чрезмерная забота, установление отношений зависимости; преодоление сопротивления, подавление воли;преодоление сопротивления, подавление воли; создание безопасности, опасение обидеть;создание безопасности, опасение обидеть; исключение внесемейных влияний;исключение внесемейных влияний; подавление агрессивности;подавление агрессивности; подавление сексуальности;подавление сексуальности; чрезмерное вмешательство в мир ребенка;чрезмерное вмешательство в мир ребенка; стремление ускорить развитие ребенка.стремление ускорить развитие ребенка.

Опросник PARI Каждый признак описан в опроснике под соответствующим номером и измеряется с помощью пяти суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания.Каждый признак описан в опроснике под соответствующим номером и измеряется с помощью пяти суждений, уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового содержания. Вся методика состоит из 115 суждений.Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия.Суждения расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в ключе методики. В первую очередь анализируются высокие и низкие оценки.Схема пересчета ответов в баллы содержится в ключе методики. В первую очередь анализируются высокие и низкие оценки. Опросник может применяться с целью изучения специфики внутрисемейных отношений, особенностей организации семейной жизни. Опросник может применяться с целью изучения специфики внутрисемейных отношений, особенностей организации семейной жизни.

опросник Т. Лири Может использоваться и для диагностики родительско- детских и супружеских отношений.Может использоваться и для диагностики родительско- детских и супружеских отношений. С этой целью дается инструкция: описать свое актуальное и идеальное Я, а затем дать оценку жене (мужу) и идеалу жены (мужа), то же в отношении матери, отца, детей, а при необходимос­ти и других членов семьи.С этой целью дается инструкция: описать свое актуальное и идеальное Я, а затем дать оценку жене (мужу) и идеалу жены (мужа), то же в отношении матери, отца, детей, а при необходимос­ти и других членов семьи. Рассогласование идеала с актуальным образом оцениваемого лица представляет значительный интерес для оценки сложившейся семейной ситуации в целом, а также для представления о степени выраженности когнитивного диссонанса у обследуемого лица, то есть о степени несоответствия реально существующих жены (мужа), отца, матери, ребенка, других значимых лиц с представлением о том, какими они должны быть в глазах данного конкретного испытуемого.Рассогласование идеала с актуальным образом оцениваемого лица представляет значительный интерес для оценки сложившейся семейной ситуации в целом, а также для представления о степени выраженности когнитивного диссонанса у обследуемого лица, то есть о степени несоответствия реально существующих жены (мужа), отца, матери, ребенка, других значимых лиц с представлением о том, какими они должны быть в глазах данного конкретного испытуемого.

Опросники в диагностике супружеских отношений Диагностика может касаться изучения следующих аспектов: стремление мужа и жены к сохранению брака;стремление мужа и жены к сохранению брака; отношение к сложившейся семейной ситуации;отношение к сложившейся семейной ситуации; основные характеристики супружеских отношений;основные характеристики супружеских отношений; сформированность представления о положительных и отрицательных чертах характера мужа и жены;сформированность представления о положительных и отрицательных чертах характера мужа и жены; способность мужа и жены к сопереживанию и сочувствию;способность мужа и жены к сопереживанию и сочувствию; факторы, сопутствующие супружеским разногласиям;факторы, сопутствующие супружеским разногласиям; модели взаимодействия и взаимоотношений супругов;модели взаимодействия и взаимоотношений супругов; представления о сексуальной жизни супругов и пр.представления о сексуальной жизни супругов и пр.

при изучении супружеских отношений имеет вопрос о выборе методов получения информации о конкретной супружеской паре, так как от точности и полноты информации зависит постановка диагноза, выбор направления коррекционной работы и ее эффективность.при изучении супружеских отношений имеет вопрос о выборе методов получения информации о конкретной супружеской паре, так как от точности и полноты информации зависит постановка диагноза, выбор направления коррекционной работы и ее эффективность. Характер супружеских отношений во многом зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены и ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию определенной семейной сферы.Характер супружеских отношений во многом зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены и ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию определенной семейной сферы. Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий (установка мужа и жены на активное выполнение партнером семейных обязанностей) ролевым притязаниям супругов (личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли).Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий (установка мужа и жены на активное выполнение партнером семейных обязанностей) ролевым притязаниям супругов (личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли).

Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А. Н. Волковой Позволяет определить представления супругов о значимости в семейной жизни родительских обязанностей, личностной общности, сексуальных отношений, профессиональных интересов каждого, хозяйственно-бытовых обязанностей, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности.Позволяет определить представления супругов о значимости в семейной жизни родительских обязанностей, личностной общности, сексуальных отношений, профессиональных интересов каждого, хозяйственно-бытовых обязанностей, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности. Эти представления, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей. Степень согласованности семейных ценностей существенно влияет на характер супружеских отношений.Эти представления, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей. Степень согласованности семейных ценностей существенно влияет на характер супружеских отношений.

Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А. Н. Волковой Другой фактор, определяющий взаимоотношения супругов, ролевые представления о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию каждой семейной функции.Другой фактор, определяющий взаимоотношения супругов, ролевые представления о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию каждой семейной функции. Опросник позволяет установить представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, соответствие ролевых ожиданий (установка на активное выполнение партнером семейных обязанностей) ролевым притязаниям супругов (личная готовность каждого выполнять семейные роли).Опросник позволяет установить представления супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, соответствие ролевых ожиданий (установка на активное выполнение партнером семейных обязанностей) ролевым притязаниям супругов (личная готовность каждого выполнять семейные роли).

Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП) А. Н. Волковой Процедура диагностирования состоит в том, что каждый из супругов распределяет свой набор из 36 карточек с утверждениями опросника по четырем группам с классификаторами: «полностью согласен», «в общем это верно», «это не совсем так», «это неверно».Процедура диагностирования состоит в том, что каждый из супругов распределяет свой набор из 36 карточек с утверждениями опросника по четырем группам с классификаторами: «полностью согласен», «в общем это верно», «это не совсем так», «это неверно». Анализ результатов позволяет установить степень и причины конфликтности в семье.Анализ результатов позволяет установить степень и причины конфликтности в семье.

Изучение семейной истории Генограмма – представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи в трух поколениях. Предложена Мюррэем Боуэном в 1978 году. Служит для анализа семейной истории с позиции системной теорииГенограмма – представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи в трух поколениях. Предложена Мюррэем Боуэном в 1978 году. Служит для анализа семейной истории с позиции системной теории Методика «Значимые события жизненного пути» (автор – Н.Ю. Коржова, модификация Т.А. Заеко) – изучение истории семьи и особенностей восприятия ее членами собственного событийного пути.Методика «Значимые события жизненного пути» (автор – Н.Ю. Коржова, модификация Т.А. Заеко) – изучение истории семьи и особенностей восприятия ее членами собственного событийного пути.

Диагностика структуры семьи Методика измерения психологической дистанции (автор Е.И.Медведская, модификация Т.А.Заеко) – определение степени близости (отдаленности) субъекта по отношению к членам семьи на основании измерения длины психологической дистанции и выявления вида взаимоотношений между испытуемым и членами семьи.Методика измерения психологической дистанции (автор Е.И.Медведская, модификация Т.А.Заеко) – определение степени близости (отдаленности) субъекта по отношению к членам семьи на основании измерения длины психологической дистанции и выявления вида взаимоотношений между испытуемым и членами семьи. Объекты: Я, муж (жена), ребенок, моя мама (мать испытуемого), мой отец (отец испытуемого), мать мужа (жены), отец мужа (жены), браться и сестры (испытуемого и мужа / жены)Объекты: Я, муж (жена), ребенок, моя мама (мать испытуемого), мой отец (отец испытуемого), мать мужа (жены), отец мужа (жены), браться и сестры (испытуемого и мужа / жены) Детский вариант: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя.Детский вариант: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя.

Диагностика структуры семьи Семейная социограмма (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис) – выявляет положение субъекта в системе межличностных отношений, определить характер коммуникаций в семье. Относится к рисуночным проективным методикам Испытуемому выдают бланки с кругом диаметром 110 мм. Инструкция: «Перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя, членов семьи в форме кружков и подпишите их имена».Семейная социограмма (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис) – выявляет положение субъекта в системе межличностных отношений, определить характер коммуникаций в семье. Относится к рисуночным проективным методикам Испытуемому выдают бланки с кругом диаметром 110 мм. Инструкция: «Перед вами изображен круг. Нарисуйте в нем самого себя, членов семьи в форме кружков и подпишите их имена». Опросник «Семейные роли» (модификация А.В.Черников) – вариант психотерапевтической техники «Ролевая карточная игра» (Джина Огден и Энн Зевин, 1970). Позволяет определить включение каждого члена семьи в организацию совместной жизни (роли-обязанности) и типичные варианты поведения в конфликтных ситуациях (роли-взаимодействия), оценить статус членов семьи и их влияние на принятие семейных решений.Опросник «Семейные роли» (модификация А.В.Черников) – вариант психотерапевтической техники «Ролевая карточная игра» (Джина Огден и Энн Зевин, 1970). Позволяет определить включение каждого члена семьи в организацию совместной жизни (роли-обязанности) и типичные варианты поведения в конфликтных ситуациях (роли-взаимодействия), оценить статус членов семьи и их влияние на принятие семейных решений.

Выявление семейно обусловленных психотравмирующих состояний Методика «Семейно обусловленное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер) – выявление психотравмирующих состояний взрослых и детей, проживающих в одной семье. Представляет собой интервью, направленное на выяснение общей неудовлетворенности, нервно-психического напряжения и семейной тревожности.Методика «Семейно обусловленное состояние» (Э.Г. Эйдемиллер) – выявление психотравмирующих состояний взрослых и детей, проживающих в одной семье. Представляет собой интервью, направленное на выяснение общей неудовлетворенности, нервно-психического напряжения и семейной тревожности. Опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ) (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис) - отражает переживания человека, связанные с его позицией в семье, с тем, как он воспринимает себя в ней.Опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ) (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис) - отражает переживания человека, связанные с его позицией в семье, с тем, как он воспринимает себя в ней.

Диагностика эмоциональных взаимоотношений и их динамики в супружеской паре Методика «Динамика психологической близости в супружеской паре» (Авторы А.Кроник, Е.Кроник, модификация Т.А.Заеко). Относится к группе графических проективных методов. Супругам предлагается изобразить изменение психологической близости в паре на графике с момента знакомства до момента проведения обследования, а также оценить степень психологической близости в перспективе.Методика «Динамика психологической близости в супружеской паре» (Авторы А.Кроник, Е.Кроник, модификация Т.А.Заеко). Относится к группе графических проективных методов. Супругам предлагается изобразить изменение психологической близости в паре на графике с момента знакомства до момента проведения обследования, а также оценить степень психологической близости в перспективе. Шкала любви и симпатии (автор З.Рубин, модификация Л.Я.Гозмана и Ю.Е.Алешиной). 14 вопросов – 7 – шкала любви, 7 – шкала симпатииШкала любви и симпатии (автор З.Рубин, модификация Л.Я.Гозмана и Ю.Е.Алешиной). 14 вопросов – 7 – шкала любви, 7 – шкала симпатии

Диагностика эмоциональных взаимоотношений и их динамики в супружеской паре Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) (автор А.Н.Волкова, модификация В.И.Слепкова). Измеряет степень понимания, эмоциональной привлекательности и уважения партнеров в браке). 45 утверждений, 3 шкалы, включающих по 15 утверждений.Опросник ПЭА (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность) (автор А.Н.Волкова, модификация В.И.Слепкова). Измеряет степень понимания, эмоциональной привлекательности и уважения партнеров в браке). 45 утверждений, 3 шкалы, включающих по 15 утверждений. Опросник удовлетворенности браком (В.В.Столин, Т.Л.Романова, Г.П.Бутенко) – экспресс-диагностика степени удовлетворенности браком и степень совпадения – рассогласования удовлетворенности у супругов. 24 утверждения, 10 минут на заполнение бланка опросника.Опросник удовлетворенности браком (В.В.Столин, Т.Л.Романова, Г.П.Бутенко) – экспресс-диагностика степени удовлетворенности браком и степень совпадения – рассогласования удовлетворенности у супругов. 24 утверждения, 10 минут на заполнение бланка опросника.