Амиленова Даметкен Айтмагамбетовна учитель русского языка и литературы средней школы 24 г. Павлодара, Республика Казахстан.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
? ? ? ? ПУНКТОГРАММЫ ? Тире между подлежащим и сказуемым Однородные члены предложения Обращение Обособленные члены предложения Прямая речь ? Диалог.
Advertisements

1. Проверь свой ответ на вопрос, нажав на кнопку. 2. При положительном ответе (их один или два), кнопка изменит цвет на зелёный и появится кнопка изменит.
Происхождение знаков препинания. Выполнила ученица 6-В класса МБОУ СОШ 7. Будько Алиса.
(подготовка к ГИА, задание С 2.1 ) Презентация выполнена учителем русского языка МОУ СОШ 3 г-к.Анапа с.Витязево Поповой Еленой Витальевной Prezentacii.com.
Цели : повторить основные сведения о синтаксисе и пунктуации ; проверить умения определять структуру сложного предложения, находить обращения в речи ;
Вопрос А 24 Знаки препинания в сложном предложении с придаточным определительным.
Сложные предложения Простые осложненные предложения Слово- сочетания
Урок в 9 классе, учитель русского языка и литературы Курепина Венера Алексеевна.
СБП Задание 1 Отметьте номер предложения, в котором на месте пропуска ставится двоеточие. 1) Дунул ветер все дрогнуло, ожило и зашумело. 2) Прошел дождь.
Урок погружения в 8 классе по теме «Главные члены предложения» Учитель русского языка и литературы МКОУ – Козихинской СОШ Ледовских Татьяна Васильевна.
Девятое декабря. Классная работа. 1. Обсуждение в парах 1.Члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним словом, называются–
Знаки препинания в предложениях с чужой речью. !Запомни! Существует два способа передачи чужой речи: С помощью прямой речи; С помощью косвенной речи. Слова.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ВНУТРИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. что такое пунктуация?
По теме «Синтаксис. Пунктуация». Цели урока: Обобщить и закрепить знания по теме «Синтаксис. Пунктуация» Развивать умение рассуждать, анализировать, делать.
Урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения» 900igr.net.
В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями.
Восемнадцатое февраля Классная работа Обобщение и повторение по синтаксису и пунктуации Цели урока: Образовательные закрепить умения выделять и характеризовать.
Прямая речь. Диалог. Обращение. Кадочникова Татьяна Владимировна учитель начальных классов МОУ Южно-Степная СОШ Челябинской области ЧТО Я ДОЛЖЕН ЗНАТЬ.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Тема урока:. Класс: 8-ой Оборудование урока: компьютер проектор экран раздаточный материал – карточки презентация в программе «PowerPoint», разработанная.
Транксрипт:

Амиленова Даметкен Айтмагамбетовна учитель русского языка и литературы средней школы 24 г. Павлодара, Республика Казахстан

Цель - обобщить знания о постановке тире в простых и сложных предложениях. Тире в простом и сложном предложении.

Из истории тире Тире́ (фр. tiret, от tirer растягивать) один из знаков препинания, применяемый во многих языках.( В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н. М. Карамзин Правила употребления и название этого знака установились не сразу. Он был описан в «Российской грамматике» А. А. Барсова, где был именован «молчанка», затем «черта», а позднее «знак мыслеотделительный». Из Википедии

1этап нашего занятия. Цель этого этапа – повторить все случаи постановки тире в простом предложении.

1.Тире между подлежащим и сказуемым. Задание : найдите грамматическую основу в предложениях. Укажите, чем выражены главные члены. Затем сформулируйте правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Жизнь –нескончаемый экзамен. Дважды два –четыре. Учиться – всегда пригодится. Его цель- сделаться героем романа. Речевая культура человека – это зеркало его духовной жизни. Но! «Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина… Бедность не порок. Ее глаза как два тумана, как два прыжка из темноты …

Проверь себя

2. Тире в предложениях с однородными членами. Задание аналогично первому. А) В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноград- никах и на деревьях – повсюду заливались цикады. Б) Вся мебель: диваны, столы и стулья –была сделана из красного дерева

Проверь себя В предложениях с обобщающими словами ставится тире, 1.если обобщающее слово стоит после однородных членов; 3. если обобщающее слово стоит перед однородными членами, а после них предложение продолжается. Грамота.РУ

3. Тире в неполном предло- жении: пропуск членов предложения может обозначаться с помощью тире. Направо и налево были овраги, заросшие лесом, впереди – широкая лощина

4. В ваших учебниках при изучении темы «Приложение» вы заметили, что употребляется слово дефис, но мы заменим его словом тире, так как речь идет о членах предложения (приложение – это особый вид определения, выраженный именем существительным, согласованным с определяемым словом в падеже). Рассмотрим, в каких случаях ставится тире при приложениях.

1.если приложение и определяемое им слово выражены нарицательными существительными, то между ними ставится тире. Бабочки-капустницы порхали над клумбами. 2. Если же приложение или определяемое слово выражено именем собственным, дефис ставится только в том случае, когда имя собственное стоит перед именем нарицательным. Начиналась Москва с небольшого городища в том месте, где речонка Яуза впадает в Москву-реку.

5.Тире при вводных предложениях. Вводные предложения, имеющие характер дополнительных замечаний или пояснений к сказанному, выделяются скобками или, реже, тире Голубеющая дымка – ее зовут в народе «мга» - затягивала плесы на Оке и отдаленные леса

Прочитайте внимательно ваши записи в тетрадях, затем выполните тест

1.В каком примере недостаёт второго тире? 1) Охотиться волку на крупных животных на лошадей, на рогатый скот, на верблюдов нельзя без напарников. 2) «Чтобы научить человека чему-либо, не надо его поучать, понукать и оскорблять», считал А.П.Чехов. 3) Всё вокруг: небо, море, колыхание паруса в вышине, журчание струи за кормой всё говорило о любви, о блаженной любви! 4) На востоке страна граничит с Испанией, на юге с Францией. 2. Укажите правильное утверждение о постановке тире в данном ниже предложении. Савва Мамонтов звал художника Коровина «весёлым корабельщиком», Нестеров «юным богом». 1) В первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части. 2) Ставится тире, вторая часть имеет значение вывода. 3) Ставится тире в неполном предложении. 4) Содержание второй части предложения противопоставляется содержанию первой

3. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении: Под крыльцом из неотесанных бревен воет по ночам голодный Лыско одна из самых лучших охотничьих собак в Тычках. 1) Тире между подлежащим и сказуемым. 2) После обобщающего слова следуют однородные члены. 3) Выделяется обособленное приложение. 4) Разделяются части бессоюзного сложного предложения. 4. Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении: Любить иных – тяжелый крест, а ты прекрасна без извилин… 1) Тире между подлежащим и сказуемым. 2) После обобщающего слова следуют однородные члены. 3) Выделяется обособленное приложение. 4) Разделяются части бессоюзного сложного предложения

5. В каком варианте не ставится тире (знаки препинания не расставлены)? 1.Кровь людская не водица. 2. Самое плохое в обучении это привычка к полузнанию. 3. Кочки покрывались ярким мхом низинки изумрудной травой. 4.Стоять на страже законов охраняющих природу Родины почетный долг каждого из нас. 6.Укажите правильное объяснение постановки тире в предложении: Зеленая долина, горы в белых шапках - все было залито солнцем. 1) Тире между подлежащим и сказуемым. 2) После однородных членов следует обобщающее слово 3) Выделяется обособленное приложение. 4) Разделяются части бессоюзного сложного предложения

2 этап нашего занятия. Цель –повторить употребление тире в предложениях с прямой речью и диалоге

Б) «П, а, п». «П, а. П». «П? а. П». «П! а. П». «П... а. - П» По какому признаку сгруппированы данные схемы? 1.Рассмотрите схемы постановки знаков препинания при прямой речи и сформулируйте правило. А) «П», а. «П?» а. «П!» а.

Исправьте ошибки в предложениях с прямой речью. «Видишь ты искры» спросила меня старуха. «Веди ты нас!» сказали они. Все можно перенести, - сказал он скромно. Вы сами поступили бы также.» «Сам дойду –ответил боец – Вам носилки пригодятся.»

Оформите диалог из сказки Антуана де Сент-Экзюпери. Добрый вечер сказал на всякий случай Маленький принц. Добрый вечер, ответила змея. На какую это планету я попал? На Землю, сказала змея. В Африку. Вот как. А разве на Земле нет людей? Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая.

Проверь себя: -Добрый вечер, - сказал на всякий случай Маленький принц. - Добрый вечер, - ответила змея. - На какую это планету я попал? - На Землю, - сказала змея. - В Африку. - Вот как. А разве на Земле нет людей? -Это пустыня. В пустынях никто не живёт. Но Земля большая.

3 этап нашего занятия. Цель – повторить правила постановки тире в бессоюзных сложных предложениях (БСП)

Определите смысловые отношения между частями БСП 1.Работы много – отдыха не жди. 2. Хочешь быть счастливым – силы не жалей. 3.Расчищали сугробы – их наметало снова. 4.Красоту только тронь небрежной рукой - она исчезнет навеки. 5.Ты запела песню светлую – колокольчики звенят.

Найдите правильное объяснение постановки тире в предложениях. 1.Метелит – запахнись потуже. 2. В те дни покупали гвоздики – символ революции. 3.Дело художника – рождать радость. 4. «Откуда эти искры?» - спросил я у старухи 5.Аллея, тишина, яркие краски зелени –все живописно… 6.В окне –мороза серебро. 7.Улыбнулась ты – расцвели цветы. 8.С утра сидит на озере любитель-рыболов. 1.Между подлежащим и сказуемым. 2.После однородных членов перед обобщающим словом 3.Выделяет обособленное приложение 4.В БСП. 5.Отделяет прямую речь от слов автора. 6. В неполном предложении , 8.3

Литература: 1.Греков В.Ф. и др. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах».Москва, «Просвещение», Горшкова В.Н. «Синтаксис и пунктуация». Москва, Просвещение»,1975. Интернет-ресурсы /punct/45_172http:// /punct/45_172

Использованные иллюстрации: 1.Вопросы 2.Люди, лекции. Образование 3. Дети, каникулы из коллекции Microsoft

Примечания: 1.при выполнении тестов, можно проверить себя, убрав картинку в нижнем правом углу 2. Для открытия гиперссылки, надо навести курсор на ссылку, нажать на правую кнопку мышки и щелкнуть по указателю «Открыть гиперссылку»