Как основа организации образовательного процесса на уроках иностранного языка Системно-деятельностный подход.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
С ИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД И ПУТИ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны.
Advertisements

Средняя общеобразовательная школа 14 города Костромы Педсовет «Базовые образовательные технологии введения ФГОС»
Системно-деятельностный подход как основа стандартов второго поколения.
Подготовила: учитель начальных классов МБОУ СОШ 9 с углублённым изучением отдельных предметов г.Павлово Батурина Римма Викторовна Пути формирования учебной.
Формирование УУД средствами ИЯ лаборатория учителей ИЯ.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ. ЧТО ТАКОЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ? «Великая цель образования это не знания, а действия» Гербер.
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа 4 Инновационные педагогические технологии обучения.
Готовность учителя начальных классов к реализации стандартов нового поколения кафедра МНО ПГПУ, 2011 год.
Системно-деятельностный подход как основа реализации стандартов второго поколения.
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Портрет выпускника начальной школы любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Методические рекомендации по организации урока в рамках системно-деятельностного подхода.
МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО АДАПТИВНОГО УРОКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ 2013 год Консультация-практикум.
Формирование функционального содержания деятельности методического объединения школы в условиях перехода на новые стандарты образования Разработчик проекта:
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС НА ОСНОВЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА.
Урок на основе системно- деятельностного подхода Методическое совещание Март 2013г.
Транксрипт:

Как основа организации образовательного процесса на уроках иностранного языка Системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход – это методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Основными принципами деятельностного подхода являются: использование субъективного опыта ребёнка; предоставление ему свободы выбора при выполнении задания; накопление знаний, умений и навыков не в качестве самоцели, а как важного средства реализации детского творчества; обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта ученика и учителя на основе сотрудничества, мотивация достижения успеха через анализ результата учебного труда и самого учебного процесса. Роль педагога заключается в том, чтобы дать возможность каждому ребёнку проявить себя, учитель теперь выступает в качестве организатора и координатора учебной деятельности. Переход к деятельностному подходу в обучении процесс достаточно длительный, с большим количеством сложностей, требующий больших усилий со стороны учителя.

Требования Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая Метапредметные освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества

СМЕЩЕНИЕ АКЦЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ Желая сместить акцент в образовании с усвоения фактов (Результат - Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения), мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся.

Становится необходимым понимать, что УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ процесс самоизменения человека, результатом которого являются приобретенные им на основе рефлексивного метода новые знания, умения и способности. УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ структурная единица учебной деятельности, процесс, направленный на достижение некоторой учебной цел и. УНИВЕРСАЛЬНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ учебное действие, имеющее надпредметный характер.

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ 1. Мотивирование к учебной деятельности; 2. Актуализация и фиксирование индивидуального обучения в пробном учебном действии; 3. Выявление места и причины затруднения; 4. Построение проекта выхода из затруднения; 5. Реализация построенного проекта; 6. Первичное закрепление с проговариванием; 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону; 8. Включение в систему знаний и повторение; 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На уроках иностранного языка Когда иностранный язык из учебного предмета превращается в образовательную дисциплину, в основу усвоения которой положена подлинная коммуникативность, он способен достигать более высокой цели, нежели прагматическое умение общаться, а именно - развивать индивидуальность ученика, способствовать становлению его духовности. Ученик ощущает, что вся система работы ориентирована на него: непосредственная деятельность, его опыт, мировоззрение интересы, чувства, которые учитываются при организации общения на уроке. Содержание образования строится не на обсуждении готовых тем или текстов, а на обсуждении актуальных жизненных проблем.

Коммуникативный системно – деятельностный подход в обучении иностранному языку Данный подход основан на убеждении, что изучение языка есть процесс, эффективное освоение которого возможно посредством использования языкового материала в общении. Язык является основой хранения и передачи культуры разных народов. Главной функцией речевой деятельности является коммуникация. Человек говорит, чтобы воздействовать на поведение, мысли и чувства других людей через речевую деятельность. Значит, научить коммуникации можно только за счет вовлечения учащихся в различного рода деятельность, путем моделирования реальных ситуаций общения на основе систематизации языкового материала, что и дает нам системно – деятельностный подход.

Практическое обучение на базе коммуникативного системно- деятельностного подхода статическое моделирование процесса по овладению иностранным языком динамическое моделирование процесса по овладению иностранным языком

Концепция коммуникативного системно – деятельностного подхода Появилась в ходе тщательного анализа различных методических подходов, отечественного и зарубежного опыта. Концепция данного подхода обеспечивает полный и взвешенный охват всех сторон, аспектов и операций овладения иностранным языком в комплексе всех его функций – коммуникативной, экспрессивной, когнитивной, регулятивной, этикетной и др.

Коммуникативный системно- деятельностный подход Общая модель овладения иностранным языком. Аспекты изучаемого языка (фонетика, грамматика, лексика, орфография);. Иностранный язык в сопоставлении с родным; 3. Виды речевой деятельности; 4.Тренинга процессов порождения и восприятия иноязычных соответствующих механизмов; 5. Использование в обучении речевых образований разных жанров, типов, видов и стилей; 6. Работа c текстом, как образцом функционирования иностранного языка; 7. Ситуативно-деятельностное обучение иностранному языку; 8. Обучение иностранному языку в рамках учебной, внеурочной деятельности на основе моделирования; 9. Коммуникация; 10. Основной ролевой репертуар, адекватный моделируемой деятельности; 11. Систематизация процесса овладения иностранным языком в рамках речевого поведения обучаемого; 12. Конкретного совершенствование уровня владения иностранным языком с учетом соответствующих критериев для этапа обучения

Коммуникативный системно - деятельностный подход позволяет рационально использовать резервный потенциал хорошо известных традиционных и новых методов обучения. Системный характер сочетания различных учебно-методических компонентов открывает широкие возможности для их дифференцированного использования на определенных этапах обучения, для определенных уровней и конкретных целей обучения, при этом формируются адекватные им структура и содержание упражнений и методических приемов.

Примеры базовых образовательных технологий на уроках иностранного языка

Базовые образовательные технологии на уроках иностранного языка ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ «УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ» между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие

У ПРАВЛЯЕМОЕ ИНТЕРВЬЮ ( РАБОТА В ГРУППАХ ) Цель: активизация навыков и умений смыслового восприятия иноязычной речи на основе восстановления контекста иноязычного общения. Группы получают записанные на карточке вопросы и имя персонажа и формулируют соответствующие вопросы.

САМОУПРАВЛЯЕМОЕ ИНТЕРВЬЮ (РАБОТА В ПАРАХ) Цель: формирование навыков и умений планирования высказываний и речевого взаимодействия с партнером. Каждый записывает ряд вопросов, на которые он хотел бы ответить, выбирает себе партнера и обменивается с ним вопросами, далее пара берет друг у друга интервью.( Wie heißt du? Wie alt bist du? Kommst du aus ? Was machst du gern? )

Р АБОТА В ГРУППАХ СМЕННОГО СОСТАВА «Ч АСТИ И ЦЕЛОЕ » Цель: активизация иноязычного общения на основе адекватного смыслового восприятия предлагаемого материала. Каждый получает карточку, на которой записана только часть предложения или диалога, нужно найти и соединить части текста.

Р ЕКОНСТРУКЦИЯ ТЕКСТА Задания: - составить предложения из заданных ключевых слов по образцу; - расположить разрозненные предложения в соответствии с логикой изложения материала; - составить высказывания из заданных ключевых слов по образцу.

Базовые образовательные технологии на уроках иностранного языка ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - замысел – - реализация – - продукт - Этапы: 1. Решение 2. Цель 3. Задачи 4. План и программа 5. Проверка «на реализу- емость» 6. Выполнение 7. Презентация

Базовые образовательные технологии на уроках иностранного языка УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания.

Базовые образовательные технологии на уроках иностранного языка ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессом

Базовые образовательные технологии на уроках иностранного языка О Методика стационного обучения

Методика станционного обучения особенно эффективна при подготовке и проведении уроков закрепления пройденного материала, уроков-практикумов, а также уроков контроля усвоения новой темы. При проведении урока по методике станционного обучения следует выделять три этапа: 1)подготовительный; 2)процессуальный; 3) рефлексивный.

Подготовительный этап самый длительный и трудоёмкий для учителя, так как требует от него много сил и времени. На подготовительном этапе учитель выбирает учебную тему, которая должна соответствовать государственным программам, определяет цели урока. Учитель продумывает, сколько станций следует включить в урок, разрабатывает задания для каждой станции. Количество станций зависит от сложности, объёма заданий и времени на их выполнение: чем сложнее задание, тем больше времени потребуется на его выполнение, тем меньше станций должно быть запланировано на уроке.

Процессуальный этап это непосредственно урок, на котором учащиеся, переходя от станции к станции, выполняют задания. Ученики сами решают, работать ли им индивидуально, в парах или в малых группах. Право выбора остается за учениками. Если дети решают работать группой (2–3 человека), то они получают одну маршрутную карту на группу, а если ученик идёт по станциям индивидуально, то каждый ученик имеет свою карту. Порядок следования от станции к станции дети выбирают сами. Их ограничивает лишь время, отведённое учителем для прохождения станций. Причём учитель не ограничивает время выполнения задания на каждой станции. Он только сообщает ученикам, сколько времени отводится на выполнение заданий всех станций в целом.

Процессуальный этап может длиться целый урок или часть урока. Это зависит от количества станций и трудности заданий, предложенных учителем. Если процессуальный этап занимает часть урока, то следующий рефлексивный этап проводится на этом же уроке. Если процессуальный этап занял весь урок, то рефлексивный этап проводится на следующем уроке. Роль учителя на данном этапе заключается в том, чтобы проанализировать типичные ошибки учащихся, провести коррекционную работу.

Станция «Лексика» включает в себя 2 типа заданий: лексический кроссворд (приложение 2) и дополнение предложений (приложение 3). Первый тип задания является более лёгким, а второй тип предполагает не только лексические, но и грамматические знания учащихся. Станция «Грамматика» включает в себя элементы информационно- коммуникационной технологии, так как является лексико- грамматическим тестом, написанным в программе DSG Tester. Преимуществом данного тестирования является объективность результатов, отсутствие затрат времени на проверку, а также демонстрация ошибочно выполненных вариантов заданий с коррекцией.

Станция «Лексика» включает в себя 2 типа заданий: лексический кроссворд (приложение 2) и дополнение предложений (приложение 3). Первый тип задания является более лёгким, а второй тип предполагает не только лексические, но и грамматические знания учащихся. Станция «Грамматика» включает в себя элементы информационно-коммуникационной технологии, так как является лексико-грамматическим тестом, написанным в программе DSG Tester. Преимуществом данного тестирования является объективность результатов, отсутствие затрат времени на проверку, а также демонстрация ошибочно выполненных вариантов заданий с коррекцией.

Станция «Чтение», включающая отражающие спецификацию ЕГЭ задания. Станция «Чтение» выполняет не только контролирующую, но и обучающую функцию, так как содержит страноведческий материал о жизни и творчестве Г. Гейне (приложение 5) и братьев Гримм (приложение 6). Таким образом, демонстрируется сочетание методики станционного обучения с лингвострановедческим подходом. Станция «Письмо» включает в себя также 2 задания: на дополнение диалога (приложение 7) и более сложное задание написание эссе с указанными условиями (приложение 8).

Использование данной методики на уроках немецкого языка способствует формированию ключевых компетенций: предметные компетенции (коммуникативная, социокультурная, лингвострановедческая, стратегическая); учебно-познавательные; ценностно-смысловые; информационные.

Приложение 1 Reiseplan Name, Vorname, Klasse, Datum_____________________________

1.Suchen Sie die bekannten Wörter !

Приложение 3 Machen Sie diese Sätze komplett! 1. Das Buch ist … …. 2. Es lässt niemanden …. 3. Die Hauptperson macht einen großen … auf mich. 4. In vielen Romanen widerspiegelt sich das Leben mit allen … …. 5. Jetzt gibt es in jedem Land viele …. 6. Novellen regen zum … an. 7. Zu meinen … … gehören Puschkin und Lermontov.

Приложение 4 Machen Sie das Elfchen zum Wort «Bücher»! Zum Beispiel: Bücher entwickeln erziehen realistisch aktuell lehrreich Bücher sind die ganze Welt Erholung

Приложение 5 Heinrich Heine der entlaufene Romantiker Heinrich Heine ( ) nahm im gesellschaftlichen und literarischen I______ seiner Zeit eine Außenseiterposition ein. Seine wichtigsten Werke II________ in einer politischen sehr bewegten Zeit. Heines Werk lässt sich in drei Phasen einteilen. In seiner Jugend schrieb er Gedichte, die der deutschen Romantik nahe stehen. Ein häufiges Thema ist die aussichtslose, unerfüllte III______. In der zweiten Phase seines Schaffens tritt Heines Interesse an der gesellschaftlichen Realität in den Vordergrund. Seine Forderung lautet: eine neue Literatur für eine neue IV_________. Die dritte Schaffensperiode Heines ist überschattet von V________ Krankheit, die ihn für die letzten Lebensjahre ans Bett fesselt. Heine starb am 17. Februar 1856 in Paris. Drei VI______ nach seinem Tod wurde er auf dem Friedhof Monmantre beerdigt. I a) Kreis b) Leben c) Umgebung d) Gebiet II a) entstanden b) entsprachen c) besprachen d) unternahmen III a) Freude b) Freundschaft c) Hoffnung d) Liebe IV a) Mensch b) Bürger c) Zeit d) Perioden V a) schwerer b) leichter c) chronischen d) unheilbaren VI a) Monate b) Jahre c) Stunde d) Tage

Приложение 7 Machen Sie diesen Dialog komplett! Am Zeitungskiosk Kunde: _______________________________ Verkäufer: Guten Tag! Bitte sehr? Kunde: _______________________________ Verkäufer: Möchten Sie die Frankfurter Allgemeine oder Süddeutsche? Kunde: _______________________________ Verkäufer: Ja, bitte hier einige Liebesromane, Comics, ein neuer Krimi. Kunde: _______________________________ Verkäufer: Hier einige Zeitschriften: Jugendmagazin, Bild und Ton, Filmspiegel. Kunde: _______________________________ Verkäufer: Alles zusammen macht 2 Euro 30. Kunde: _______________________________ Verkäufer: Hier der Rest, 7 Euro 70. Kunde: _______________________________ Verkäufer: Ich danke auch. Auf Wiedersehen! Viel Spaß beim Lesen!

Приложение 8 Gestalten Sie einen kleinen Aufsatz (6-8 Sätze) zum Thema Bücher Gebrauchen Sie unbedingt die folgenden Wörter! Bücher Reise unvergesslich Ausbildung finden