Щуркова Н.Е., доктор педагогических наук, профессор. Идея воспитания: Личность, способная строить жизнь, достойную человека Воспитательная система Надежды.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА Профессора Щурковой Н.Е.
Advertisements

Воспитательная программа «Культура» по методике профессора Н.Е. Щурковой. Учителя начальных классов МАОУ СОШ 48 Барыбиной С.А.
Щуркова Н.Е., доктор педагогических наук, профессор. Идея воспитания: Личность, способная строить жизнь, достойную человека Воспитательная система Надежды.
Концепция воспитания школьников по методике Н.Е. Щурковой.
Нравственно - духовное образование «Самопознание».
Развивающие возможности регионального курса Предметные результаты 1 года обучения I. Ценностные ориентации. II. Понимание содержания нравственных поступков.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Гражданское образование в школе, особенности формирования гражданской позиции в учебно- воспитательном процессе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Духовно-нравственное.
Принцип диалога во взаимодействии с детьми как основной метод воспитания Машуков А.В., помощник ректора.
МБОУ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ П.Г.Т. КУЙБЫШЕВСКИЙ ЗАТОН представляет А. Макаренко: «…Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Непомнящая О.В., Ищенко А.М., Кунавина В.В., Циркунова Е.А.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Орлова И.В., кафедра управления ЛИРО.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ 16 г. Королёва М.О. Бычкова Ольга Владимировна.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
Транксрипт:

Щуркова Н.Е., доктор педагогических наук, профессор. Идея воспитания: Личность, способная строить жизнь, достойную человека Воспитательная система Надежды Егоровны Щурковой

Цель воспитания – личность, способная строить жизнь, достойную Человека.

ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ 1. формировать у школьников представления о наивысших ценностях жизни и представления о разнообразных проявлениях этих ценностей в реальности человеческой жизни; 2. формировать образ достойной жизни человека, выстраиваемой на основании добра, истины и красоты; 3. развивать способность быть субъектом деятельности и собственной жизни, и способность отдавать отчет в своих действиях; 4. формировать умения и потребность в постоянном осмыслении жизни и связей своего «Я» с людьми; 5. наделить школьника элементарными жизненно важными умениями и элементарными умениями по овладению современной культурой; 6. вовлекать в сопереживание жизни человечества на земле, жизни российского народа и возможное соучастие в происходящих социальных событиях; 7. вовлекать в созидательную деятельность как единственный способ развития и утверждения индивидуального «Я» в этом мире; 8. способствовать зарождению социально ценностных перспектив жизни и перспективы собственной достойной жизни в контексте общественного развития; 9. оснастить школьника способами саморегулирования, самообразования и самосовершенствования для успешного достижения жизненных перспектив.

Н. Е. Щуркова рассматривает воспитательную работу как совместные действия учителя и учащихся, направленные на обогащение общечеловеческими духовными ценностями, на познание себя и другого человека, на развитие саморегуляции, самоорганизации деятельности и поведения. При этом важная роль отводится готовности учителя наблюдать, анализировать и корректировать процесс воспитания и развития личности.

Разделы программы. Раздел I. Формирование ценностного отношения к Природе как общему дому человечества Раздел II. Формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни. Раздел III о человеке как субъекте жизни и формирование представлений наивысшей ценности на земле. Раздел IV. Формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни. Раздел VI. Формирование жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути.

ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ 1. Ценностный принцип предписывает характер отбора и определения ценностных отношений как содержания воспитательного процесса. Человек как наивысшая ценность и уважение человека как ценностное отношение. Общество как ценностное социальное условие жизни и признание безусловного исполнения законов общественной жизни. Жизнь как всеобщая ценность и благоговение перед жизнью как ценностное отношение. Природа как базовая ценность земной ниши для жизни и любовь к природе как ценностное отношение. «Я» как ценность индивидуальности и достоинство как ценностное отношение.

2. Линейно-концентрический (спиралеобразный) принцип – очерчивает способ структурирования материала программы по возрастным группам 1. В периоде начального обучения - «Правила жизни» (социальные нормы). 2. Для младшего подросткового периода – «Человек». 3. Старший подростковый период - «Общество». 4. В период воспитания старшеклассника - «Жизнь». 5. Для юношества 11-го класса, - «Что есть «Я»? Лейтмотив работы педагога с детьми в разные возрастные периоды их личностного становления адекватен доминантной идее этого периода: Творим своё «Я» как представителя человечества. Выстраиваем образ достойной Человека жизни. Наша жизнь располагается в обществе». Живем среди других людей». Живем по человеческим правилам жизни.

3. Принцип целостности – продиктован сложной психологической природой отношения, предписывает методику воспитания ценностного отношения. Отношение интегративно, складывается и рождается из трех компонентов. Рациональная связь с объектом отношения проявляет себя в представлении, суждении, оценке, понятии, умозаключении, идее. (Нельзя обижать слабого...Человек должен творить самого себя... Сила моя в разуме... Уважать – это утруждать себя для другого...). Эмоциональный компонент отношения выражает себя как эмоциональные реакции, переживания, состояния, чувства.(Я люблю музыку... Мне нравится читать...Как хорошо, когда учитель красивый... Приятно получать подарки, но дарить – тоже приятно... Больно за несчастных людей...). Практически-действенный компонент существует как акт реального деяния, устанавливающего избирательную связь субъека с объектом внешнего мира. (Мы посадили цветы в школьном саду... Надо вставать при входе взрослого и дамы... Малыш сказал ссорящимися: «Нельзя кричать на человека»... Юноши на балу не допускают стоять девушкам у стены в одиночестве... Поставили спектакль в Доме ветеранов...).

КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ ВОЗРАСТНЫХ БЛОКОВ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕКЛАССНИК (2-4 КЛАСС). Восприятие окружающего мира. Социальные нормы жизни, сложившиеся в ходе исторического развития. Школьная учебная деятельность как ведущая деятельность в развитии личности школьника. Правила человеческих взаимоотношений. Правила человеческого труда (учебной и любой другой деятельности). Правила игры и развлечений. Гигиенические нормы человеческой жизни. Культура пользования предметами и вещами. Правила поведения в общественных местах.

КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ ВОЗРАСТНЫХ БЛОКОВ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИЙ ПОДРОСТОК (5-6 КЛАСС) Человек в принципиальном отличии от животного. Человек как homo sapiens («человек разумный»). Человек как homo moralis («человек моральный»). Человек как homo faber («человек созидательный»). Школьная учебная деятельность есть радость познания мира для человека, живущего в этом мире. Человек как homo ludens («человек играющий»). Другой человек - это другой. мир. Группы людей с их отличительными свойствами и чертами. Люди – это мужчины и женщины. Человек как созидатель и потребитель средств жизни. Человек как житель планеты Человек великий и человек ничтожный.

КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ ВОЗРАСТНЫХ БЛОКОВ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ СТАРШИЙ ПОДРОСТОК (7-8 КЛАСС) Общество как среда и условие жизни человека. Стадо и человеческое сообщество. Социальное устройство общества. Школьная учебная деятельность есть объективная необходимость общественного человека, желающего быть свободным в обществе. Отечество и соотечественники Свобода человека и долг общественного человека. Социальные роли человека в общественной жизни. Роль личности в общественной жизни и истории человечества. Язык общественного человека Природа как источник средств существования общества.

КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ ВОЗРАСТНЫХ БЛОКОВ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ РАННЯЯ ЮНОСТЬ (9-10 КЛАСС) Существование особи на земле и жизнь человека на земле. Жизнь природы как объект внимания, размыщления, заботы и отдохновения человека. Человек как субъект. Образ жизни, достойный человека. Школьная учебная деятельность как ступень к овладению способости выстраивать счастливую жизнь. Восприятие жизни как неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего. Счастье жизни и смысл жизни Жизнь и смерть человека как ценностная альтернатива.

КЛЮЧЕВЫЕ ИДЕИ ВОЗРАСТНЫХ БЛОКОВ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ВЫПУСКНИК ШКОЛЫ (11 КЛАСС). Индивидуальность как уровень духовного развития личности. Достоинство как ядро духовного мира индивидуальности. Индивидуальность как творец уникального жизненного пути Школьная учебная деятельность – ключевое средство развития индивидуальных способностей, таланта и свободы творчества. «Моё Я» как представительство человечества. «Моё Я» в альтернативе Добра и Зла. Самоутверждение личностного «Я» в общественной жизни. Мировоззрение человека. «Моё Я» как система.