Четыре теории прессы: анамнез Богоявленский А.Е. Воронежский Университет, 2013 E-mail: vasheblagorodie@gmail. com.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исследования СМИ в России: интернационализация научных парадигм Профессор Вартанова Е. Л. Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.
Advertisements

Жанр и формат как понятия современной журналистики Видеоконспект доклада.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Информационная среда – средства массовой информации, которые влияют на формирования мировоззрения: телевидение, газеты, журналы, интернет – ресурсы. Дети.
Тема: «Политология как наука. Сравнительная политология».
Экономическая наука как социальный институт 1. Структура лекции 1.Введение 2.Наука как вид знания 3.Знание и либеральный порядок 4.Знание в голографических.
Актуальность темы связана с современным этапом развития социально-политической системы РБ, процессом трансформации белорусского общества, влиянием политической.
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ Монография под редакцией проф. А.В. Трачука.
Визуальная культура Магистерская программа Отделение культурологии Высшая школа экономики, Москва,
Введение В современной России власть, ее политические структуры и институты претерпевают существенные трансформации. Государство испытывает потребность.
С. Хантингтон ( ) Столкновение цивилизаций: от теории к практике.
Проект осуществляется при поддержке Европейского Союза Четыре теории прессы Семинар «Методы гражданской журналистики и социальная ответственность газеты»
КОНЦЕПЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ А.А. РЕАНА Выполнил: Шефер Ю.В. группа Ср-314 с ПСО группа Ср-314 с ПСО.
Подготовил: Григорян В.А И Шапошников Г.. Принцип построения учебного материала заключается в рациональном сочетании фундаментальных положений, дающих.
Культурное пространство Сибирского региона Направление «Регионоведение России» профиль подготовки «Сибирский регион в России и мире» Квалификация.
ДУГЛАС МАКГРЕГОР: ВКЛАД В МЕНЕДЖМЕНТ. Дуглас Мак-Грегор родился в 1906 г. Получил степень доктора философии в Гарвардском универ­ситете, в течение нескольких.
Бихевиоралистская модель
Проблемное обучение как средство мотивации учебной деятельности учащихся на основе УМК «История России » Автор: учитель истории МОУ «СОШ 2» п.
Транксрипт:

Четыре теории прессы: анамнез Богоявленский А.Е. Воронежский Университет, com

«Четыре теории прессы» Ф.С. Сиберт, У. Шрамм, Т. Питерсон, 1956 г. Четыре теории прессы: советская, авторитарная, либертарианская, теория социальной ответственности. (Ф.С. Сиберт, У. Шрамм, Т. Питерсон. – M.: Национальный институт прессы и Вагриус, – 223 с.) Критика: Речь идет об одной теории, выделявшей четыре разные системы («теории») масс-медиа (Altshull J.Н. Agents of Power: the role огthe news media in human affairs / J.Н. Altshull. – New York and London: Longman, – Р. 277). Либертарианская модель (полная свобода прессы, которая представлена исследователями как «западная модель») является благим пожеланием, нежели реально существующим феноменом, поскольку при любых моделях «содержание средств массовой информации всегда отражает политику тех, кто финансирует прессу (Altshull J.Н. Op. cit. ). Отсюда модель допустимо трактовать как «финаносовозависимо»-либертарианскую или коммерческо- либертарианскую Теорию социальной ответственности, представленную как (свобода + ответственность = современная «западная модель»), с одной стороны, можно обозначить как некую «гибридную» модель либертарианской и социально-ответственной прессы, а с другой – уместно сопоставить с идеей КСО, что апеллирует к теориям иных дисциплин и их модельным характеристикам. Главное замечание: Теория Ф. Сиберта, У. Шрамма и Т. Питерсена не выстроена как стройная концепция потому, что в основу идеи изначально не заложен важнейший системообразующий параметр – единое основание..

«Четыре теории прессы» Ф.С. Сиберт, У. Шрамм, Т. Питерсон, 1956 г. Оценка основания: «Внимание преимущественно обращено на взаимоотношения общества и СМИ» (Е. Вартанова), – соотносится с расширенным представлением о медиа рилейшнз Авторы «слишком однозначно выступают в пользу того, что главная переменная при описании медиасистем это «система социального контроля» (Д. Халин и П. Манчини). Очевидно представленная таким образом «главная переменная» выдает не равновеликие основания. Так, например, советская система (которую, впрочем, в свете современного мейнстрима можно представить также как авторитарную или тоталитарную, а в рамках уже самой советский теории, ее идеальной модели – напротив, как, по своему понимаемую теорию социальную или социально ответственную) по сути идеи социального контроля м.б. равновелика капиталистической модели, которую могут наполнять идеи авторитаризма, либерализма и социальной ответственности. Вывод: схема, датируемая 1956 годом, вполне отражает геополитические реалии и идеологические предрассудки эпохи холодной войны..

Схема Р. Уильямса и модели ПР-практики Дж. Грюнига и Т. Ханта. Авторитарной модели медиа соответствует модель печатной агитации/популяризации паблик рилейшнз Патерналистской - модель информирования общества; Коммерческой - двусторонняя асимметричная модель; Демократической - двусторонняя симметричная модель. Отсюда возникает возможность представить систему СМИ в виде одно - или двусторонней модели коммуникации, и более четко соотнести модель развития ПР с уровнем развития СМИ.

«Четыре теории прессы» и теория ПР: установление соответствий Предположим, «теория социальной ответственности прессы» (Ф. Сиберт, У. Шрамм, Т. Питерсен, 1956) вполне может быть рассмотрена как частный случай появившейся несколько ранее концепции «Социальной ответственности бизнесмена» (Г. Боуэн, 1953), которая может быть истолкована с позиций КСО (корпоративной социальной ответственности – одного из наиболее важных и эффективно действующих механизмов современных паблик рилейшнз. Оппозиция идее социальной ответственности бизнеса со стороны лауреата Нобелевской премии по экономике М. Фридмана, представившего в 1962 году Концепцию корпоративного эгоизма близко соответствуют коммерческой модели СМИ Р. Уильямса ( 1962 год). Находя соответствие теории КСО-коммуникации компаний и теории медиа, укажем, что формат КСО-коммуникаций с заинтересованными аудиториями «pro bono» может быть обозначен либо как отдельное направление теории паблик рилейшнз, либо как частный случай IR, FR, HR. Предлагаемая автором идея ИСК (интегрированных социальных коммуникаций) заметно расширяет известную концепцию ИМК, что, кроме прочего, позволяет видоизменить конфигурацию еще одной модели СМИ, известной под названием «Треугольника Д. Галтунга» и т д.

Российский подход к теории медиа: создание новой традиции Ведущие российские теоретики СМИ последовательно предлагали и предлагают возможные подходы к исследованию медиа: публицистический, общенаучный, общесистемный (Е.П. Прохоров), деятельностный (Г.В. Лазутина), индустриальный, экономический (Е.Л. Вартанова), коммуникативный (М.И. Горохов), социологический (И.Д. Фомичева), «терминологический» (Л. Г. Свитич), культуролого-информационный (В.В.Хорольский), а далее – лингвистический, технологический, исторический, психологический, философский, феноменологический и пр.

Трансформация медиа с позиций синергетического подхода к теории паблик рилейшнз «Старые» (аналоговые) медиа СМИ (средства массовой информации) «Эта архитектура масс медиа не предполагает ответ (Baudrillard J. ) Параллельно: теория СМИП (средства массовой информации и пропаганды – (советский вариант СМИ). Фактически – СМИАПО (Ленин). Идея публицистического (наравне с художественным и научным типами познания) познания мира (Прохоров Е.П. Теория публицистики: итоги, проблемы, перспективы (Вестн. МГУ. Серия Журналистика ), СМК (средства массовой коммуникации) Формальная «обратимость «На более практическом уровне масс-медиа также очень хорошо научились введению в действие формальной «обратимости» своих сетей (переписка с читателями, телефонные разговоры со слушателями, опросы и т. д.), не оставляя при этом места для какого бы то ни было ответа, ничего не меняя в разделении ролей. Это социальная форма и политика feed- back». (Baudrillard J. Requiem pour les médias // Baudrillard J. Pour une critique de léconomie politique du signe. Paris: Editions Gallimard, 1972). Идея СМИPR («пиаристика», «пиарналистика»(Короченский) «Новые» (цифровые)медиа СПК (средства персональной коммуникации) СПМГК (средства персональной мобильной гиперкоммуникации) СВК (средства виртуальной коммуникации) - виртуальная (межличностная, социальная, политическая, экономическая и пр.) «кухня» и игротека медиапросьюмеров.

Несколько тезисов в заключение Деление мира в обсуждаемый наиболее известными у нас западными теоретиками период (середины- конца холодной войны) предполагало два геополитических полюса: восточный и западный – т.е. советский и капиталистический. Отсюда могут быть установлены две глобальные макромодели масс медиа: «советская (коммунистическая)» и «капиталистическая», имеющие в своем основании фундаментальные идеологические, социальные и геополитические факторы. Все остальные модели, так или иначе, являют собой гибриды глобальных макромоделей, в которые нередко имплантированы черты национального колорита. При этом, западная «капиталистическая» модель может быть рассмотрена с позиций принадлежности к европейской или американской традиции печати и пр. В настоящее время геополитический раздел Восток-Запад происходит уже по иному основанию. Основная поляризация: христианский Запад и мусульманский Восток. Именно это противостояние этих двух полюсов и определяет предлагаемое нами основание для моделей медиа и их гибридных версий, и именно оно, полагаем, способно побудить отечественных исследователей более тщательно обратиться к анализу исламской макромодели медиа, о которой в настоящее время активно пишут Г. Хибани, Х. Маулана, М. Сиддиги, М. Айяш, С. Ашки и др. Осознавая всю сложность стоящих перед исследователями проблем, предположим, что в реалиях новой коммуникационной практики задача представить опережающую модель социальной теории медиа, сменяется задачей, возможно, более актуальной – сосредоточить исследования на теории социальных медиа, интегрированной в концептуальные положения коммуникативистики (анализирующей «цифровой» период коммуникации) и отражающей социальную практику, в которой наиболее явно и концентрированно претерпевают изменения (приведем цитату из информационного письма к одному из недавних семинаров) «сущностные характеристики журналистики», связанные «с профессиональными деформациями, вызванных влиянием мировоззренческих, культурных, социально-политических, технологических факторов».

Благодарю за внимание Богоявленский А.Е. Воронежский Университет, com