«Готовимся к написанию сжатого изложения» ГИА-2014 1 Репина Наталья Павловна, Репина Наталья Павловна, учитель русского языка и литературы Репина Наталья.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема : Приемы компрессии текста при обучении сжатому изложению. Цель : Учить осуществлять компрессию ( сжатие ) воспринятой информации.
Advertisements

Написание сжатого изложения Подготовка к ГИА Учитель русского языка и литературы Лысенко Л.Т. МБОУ СОШ 72 г. Хабаровск.
Урок-практикум Методы компрессионного сжатия текста.
Методы и приемы сжатия текста. Содержательные Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной информации Свертывание исходной.
Изложение – вид учебной работы, в основе которой лежит воспроизведение содержания чужого текста, создание вторичного текста.
Как важно главное найти… Написание сжатого изложения Подготовка к ГИА. 9 класс.
Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
Приёмы компрессии исходного текста *Содержательные *Языковые.
ГИА-2010 Как написать сжатое изложение. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержимое текста, отобрать существенную информацию,
Как написать сжатое изложение. Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержимое текста, отобрать существенную информацию, исключить.
ГИА-2011 Как написать сжатое изложение. Задача сжатого изложения – Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержимое текста, отобрать.
Тема « Сжатое изложение: способы и приемы компрессии текста».
Третье февраля. Сжатое изложение (подготовка к ГИА) Сжатое изложение (подготовка к ГИА)
Работа над сжатым изложением.Методы и приемы сжатия текста Выполнила учитель русского языка МОУ «Ефимовская средняя школа» Мельникова В.П.
Приёмы сжатия текста. Сжатие текста ЭТО ПРЕОБРАЗОВАНИЕ, ПРИ КОТОРОМ ТЕКСТ ЗАМЕНЯЕТСЯ БОЛЕЕ КРАТКИМ ПО ОБЪЕМУ ИЗЛОЖЕНИЕМ. ПРИ ЭТОМ НЕ ДОПУСКАЮТСЯ СМЫСЛОВЫЕ.
Написание сжатого изложения Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 4 г. Гусь- Хрустального Владимирской области Ишунькина А.В год.
Главная задача - научить ся кратко, в обобщенной форме передать воспринятую информацию.
Сжатое изложение Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли.
(приёмы компрессии текста) Сжатое изложение. К приемам компрессии (сжатия) текста относятся Исключение вводных слов; однородных членов предложения; повторов;
Урок подготовки к ГИА 9 класс Петрикеева Елена Александровна.
Транксрипт:

«Готовимся к написанию сжатого изложения» ГИА Репина Наталья Павловна, Репина Наталья Павловна, учитель русского языка и литературы Репина Наталья Павловна, Репина Наталья Павловна, учитель русского языка и литературы

Задача сжатого изложения – кратко, в обобщенной форме передать содержимое текста, отобрать существенную информацию, исключить подробности, найти речевые средства обобщения. При сжатом изложении не обязательно сохранение стилевых особенностей авторского текста, но основная мысль автора, логическая последовательность событий, характер действующих лиц и обстановка должны быть переданы без искажения. 2

Требования к сжатому изложению сохранение последовательности в развитии событий; наличие предложений, выражающих мысль, общую для каждой смысловой части; использование по возможности грамматических форм, отличных от предъявленных для восприятия; установление смысловой связи между предложениями; использование уместных, точных и лаконичных языковых средств обобщенной передачи содержания. 3

Коммуникативно- речевые умения: умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части); умение сокращать текст разными способами; умение правильно и логично излагать свои мысли; умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. 4

Способы сжатия текста: 5 исключение подробностей, деталей; обобщение конкретных, единичных явлений; сочетание исключения и обобщения.

Способы сжатия текста: 6 При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.

Способы сжатия текста: При обобщении материала необходимо вычленить единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста. При обобщении материала необходимо вычленить единичные факты, затем подбираем языковые средства их обобщенной передачи и составляем новый текст. Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, будет зависеть от коммуникативной задачи, особенностей текста. 7

Приемы сжатия текста: Исключение подробностей: Чем бы современный школьник ни занимался в будущем – медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. – Чем бы современный школьник ни занимался в будущем, он должен представить себя за компьютером. Исключение подробностей: Чем бы современный школьник ни занимался в будущем – медициной, экономикой, техникой, он может и должен представить себя за компьютером. – Чем бы современный школьник ни занимался в будущем, он должен представить себя за компьютером. 8

Обобщение конкретных, единичных явлений: Однажды Анну Павлову в свой дворец пригласил сам шведский король. Каково же было изумление труппы, когда за дочкой бедной прачки приехала роскошная карета. – Шведский король прислал за Анной Павловой роскошную карету. 9

Сочетание исключения и обобщения: В Гельсингфорсе, Копенгагене, Стокгольме о гастролях русских писали газеты, называли их выступления откровением нового искусства. - Иностранные газеты называли выступления русских откровением нового искусства. 10

В своем тексте вы можете использовать либо один, либо несколько приемов сжатия информации одновременно. Существуют также следующие способы сжатия материала: образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи: Буран свирепел час от часу. Бушевал всю ночь и весь следующий день, так что не было никакой езды. Глубокие овраги сделались высокими буграми… - Буран свирепел час от часу, бушевал всю ночь так, что глубокие овраги сделались высокими буграми. 11

разбивка сложного предложения на сокращенные простые; Бугры в деревне оголились, на реке свинцовые наливы, поля вдали траурные, пегие; чернеющие прогалины – как черные острова в белом снежном море. – Бугры в деревне оголились, на реке свинцовые наливы. Поля вдали траурные. Чернеют проталины. разбивка сложного предложения на сокращенные простые; Бугры в деревне оголились, на реке свинцовые наливы, поля вдали траурные, пегие; чернеющие прогалины – как черные острова в белом снежном море. – Бугры в деревне оголились, на реке свинцовые наливы. Поля вдали траурные. Чернеют проталины. 12

перевод прямой речи в косвенную; Свернули с шоссе на проселок. Проехали еще с полкилометра. - Давайте дальше своим ходом,- объявил шофер. - Тут недалеко. Поднимитесь по склону – там и домик. - Свернули с шоссе на проселок. Проехали еще с полкилометра, а дальше шофер попросил нас пойти пешком, потому что до дома было недалеко. 13

14 Памятка для учащихся «Как писать сжатое изложение» 1)Прослушайте текст. 2)После первого чтения текста выполните следующие шаги: Определите тему текста (о чем текст?). Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?). Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод)..

15 Составьте подробный план Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов. 3) Прослушайте текст во второй раз. 4) Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение). 5) Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.). 6) Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. 7) Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. 8) Объём изложения – не менее 90 слов. 9) Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

16 Основные средства связи между предложениями в тексте: 1.Слова-заместители: местоимения наречия синонимы различные оценочные обозначения имя собственное – имя нарицательное девушка – она в лесу – там быстро – стремительно храбрец – богатырь

17 2.Лексические повторы: Золотая полка – это та, которая заводится исключительно для любимых книг. Я давно мечтаю об этом – завести золотую полку. (Ю. Олеша) 3.Соответствие видовременных глагольных форм: Однажды человек берет в руки книгу. У него открываются глаза на мир – он проверяет свои слова и поступки, он формирует себя как личность. (Л.Васильева) 4. Предлоги: Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. (Ф. Искандер)

Основные средства связи между предложениями в тексте: 5. Анафора (единоначатие): Вдали слышался страшный шум. Вдали грохотали пушки. Вдали медленно двигались армейские колонны. 6. Параллелизм: «…что знаешь в детстве – знаешь на всю жизнь…, чего не знаешь в детстве – не знаешь на всю жизнь» (М. Цветаева) 7.Противопоставление: Она громче захохотала, взяла его под руку и потянулась вперед.Он попятился назад.(Чехов) 6. 18

8. Вопросительные предложения: Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. 9. Союзы: 1.Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин) 2.Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы – все это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако по- чему-то нехватка этого времени у человека возрастает. (Д. Гранин) 8. Вопросительные предложения: Какие же это слова? Их так много, что неизвестно даже, с каких слов начинать. 9. Союзы: 1.Фарадей был героем моего детства. Я тоже хотел стать великим ученым. (Д. Гранин) 2.Эскалаторы, компьютеры, универмаги, телетайпы – все это изобретается для того, чтобы сберечь человеку время. Однако по- чему-то нехватка этого времени у человека возрастает. (Д. Гранин) 19

20 Удачи в работе!