К выступлению в Ростове 13.06.13 Юрий Георгиевич Фокин.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Юрий Георгиевич Фокин Деятельностная теория обучения в высшей школе и ее применение преподавателем. Новый курс для магистерских программ, разрабатываемый.
Advertisements

« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Проблемное обучение – это дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности, включающая сочетание.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО - ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ Ябурова Евгения Александровна, МАОУ « Гимназия 1»,
Методика проведения семинарских занятий. Самостоятельная работа слушателей.
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Костромской областной институт развития образования Кафедра педагогических инноваций Взаимосвязь базовых компетенций с успешностью педагогической деятельности.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Урок-это основная форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемого материала - Признаки традиционного урока: - Формирование ЗУН - Обеспечение.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
МАОУ «КУРОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ» 24 НОЯБРЯ Задачи Усилить практическую и инструментальную ориентацию направленности общего среднего образования: направленность.
. Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала.
Иметь развивающий характер; Быть разнообразным как по формам, так и по содержанию; Базироваться на развивающих методах обучения детей; Использовать диагностику.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Открытый урок на открытом уроке педагог показывает, демонстрирует свой позитивный опыт, реализацию методической концепции, применение методического приема.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Методика формирования математических понятий у учащихся 5 – 6 классов Работа учителя математики Максимовой Ж.Н.
Транксрипт:

К выступлению в Ростове Юрий Георгиевич Фокин

Три подхода к компьютеризации Программист Преподаватель прикладного программ ного обеспечения Преподаватель- практик практик-пользователь

Три подхода к компьютеризации в обучении Программистский Использова- ние возможностей прогр.об.. Что имеется

Три подхода к компьютеризации в обучении Программистский Использова- ние возможностей прогр.об.. Что имеется

Три подхода к компьютеризации в обучении Программистский Исполь-зова- ние возможностей прогр.об. Офисный Ознакомление со спектром предоставляемых Преподавательский Что нужно

Юрий Георгиевич Фокин Лекции по учебной дисциплине Теоретические аспекты преподавания в вузе. Деятельностная парадигма. (18 час. зачет по индивид. заданию) Москва-2011 Лекция 1 КПК МГТУ (4 часа аудиторных занятий) Введение. 1.Специфика теоретического подхода и первый этап проектирования конкретного занятия

В качестве введения поясним два элемента 1-го кадра, которые были выделены синим: 1) Зачетное задание 2) Словосочетание «деятельностная парадигма»

Содержание зачетного задания (Первый абзац с.2 раздаточного материала) 1.Каждый из моих слушателей должен выбрать одно учебное занятие (из числа проводимых или подготавливаемых им) для проектирования этого занятия на основе содержания учебной дисциплины. 2. После каждой лекции на занятии будет выделяться время для выполнения на ее основе части задания (при консультирова-нии, если нужно, преподавателем) и для заполнения таблиц экспертных оценок.

Цель зачетного задания Взглянуть на одно из привычных занятий с позиций деятельностно- ориентированной теории обучения («ДоТО») и применить к нему средства проектирования и анализа, разработанные в теории. Попутно ознакомиться с основными утверждениями теории и теоретическим подходом к реше-нию задач практики преподавания.

Особенности экспертного оценивания будут пояснены в ходе сегодняшнего занятия. Теперь поясним парадигмальную специфику содержания учебной дисциплины.

Парадигма – исторически установившиеся способы решения задач в определенной предметной области (4 парадигмы, исторически сложившиеся в обучении). К своей !!! вершине

К свой !!! вершине Ориентация на социальные нормыВзаимообучение Различие осознанности своих потребностей, удовлетво- ряемых в обучении

2-е значение (в философии науки) Парадигма в науке = :: Концепция (избранная точка зрения, совокупность взглядов на рассмат- риваемые объекты) + теория, реализующая избранную концепцию, + способы решения задач на основе этой теории. (Кун середина ХХ в., Розов добавляет: + система образования) Становление Изложение Запоминайте типы линий ! Пояснить красное и синее

Парадигма - установившиеся способы решения задач в определенной предметной области (4 парадигмы исторически сложившиеся в обучении). Парадигма в науке = Концепция (избранная точка зрения, совокупность взглядов на рассмат-триваемые объекты) + теория, реализующая избранную концепцию, + способы решения задач на основе этой теории. { При решении каждой задачи проектирования детально рассматривать 1-2 утверждения } Становление Изложение

«Три пути: {освоения} путь подражания – самый легкий; путь размышления – самый благородный; путь практики – самый горький». (Конфуций)

Содержание занятия 1.Определение теории и специфика теоретического подхода. 2.Направленность теории обучения в ВШ. 3.Прикладные психологические сведения и основные утверждения ООО преподавания. 4.Базовые утверждения частной деятельност-но- ориентированной теории обучения. 5.Теоретическое обеспечение первого этапа. 6. Индекс осваиваемой деятельности и его значение. {+7=3ч. }

1.Определение теории и специфика теоретического подхода. 2.Направленность теории обучения в ВШ. 3.Прикладные психологические сведения и основные утверждения ООО преподавания. 4.Базовые утверждения частной деятельност-но- ориентированной теории обучения. 5.Теоретическое обеспечение первого этапа. 6. Индекс осваиваемой деятельности и его значение.

Теория - система взаимосвязанных утверждений. Она должна содержать средства описания и предсказания, формулировки законов, объяснения феноменов и эмпирических зависимостей. «Теория (над G) - некоторый концепту- альный класс таких элементарных высказываний, которые истинны и непротиворечивы». (G -система определений, понимаемых всеми одинаково)

Мы живем в мире неявно определенных понятий и поэтому часто используем термины, которые разными людьми понимаются по-разному. Для построения строгой теории необходимо прежде всего выработать систему определений, отражающих избранную концепцию и понимаемых всеми одинаково.

. 2.Единицы и объем усво- ения учебного материала занятия (Вторая задача проектирования занятия). 3. Результаты обучения. Конкретизация уровней усвоения учебного материала. 4. Формулирование цели и дидактической задачи занятия. 5. Выбор типа деятельностно-ориентированных учебных заданий для практического закрепления изученного

Гипотеза ограниченности объема усвоения (п.4.4) Единица усвоения – любое логически завершенное утверждение или описание, содержащее около 20 слов русского языка. Для обеспечения усвоения учебного материала на уровне осознания логических связей и значимости отдельных положений на двухчасовое занятие нельзя выносить более 20 единиц усвоения. (4.14). 8

Способ решения 2-й задачи С учетом отведенного количества учебных занятий и логических связей разделить содержание учебной дисциплины между занятиями. Рассчитать для каждого занятия объем усвоения, равный количеству ед.у. В случае превышения объемом усвоения 20 ед.у. для какого-либо занятия, перераспределить учебный материал в соответствии с Гипотезой.

4. Обеспечение наглядности обучения. 5. Модель обучения и интеллектуального развития 6. Совмещенные модели преподавания и учения

25 Наглядность - такая дидактическая подготовка объекта изучения к конкретному занятию, в результате которой становятся доступными зрительному восприятию (или восприятию другими органами чувств) те аспекты этого объекта, которые подлежат усвоению на занятии.

из ОООП: 4.6д. Следствие необходимости визуализации структур. Умозрительно можно усвоить лишь однолинейные после-довательные взаимосвязи между изучаемы-ми объектами. Для усвоения более сложных взаимосвязей необходима зрительная опора в виде схемы взаимосвязей. Только в этом случае взаимосвязи становятся явными объектами внимания и усвоения. 4.6е. Следствие наглядной опоры. Для рассуждений с целью обеспечения доказательности обучения необходима наглядная опора.

25а Наглядность учебных материалов – предметный и дидактический изоморфизм + простота. (по В.Г. Болтянскому,1969 г.) Простота «Волшебное число 7 плюс-минус 2»

27. Алфавит ЯГОЛ (мнемопризнаки) Основная связь (толстая, прочная) (стрелки только влево или вверх) (в напр.противоп.чтению Информация (2 глаза, 2 уха) Управление (1 рот для управл.) Влияние, обеспечение Другие (с надписью) Учебные действия ( Контурная линия) Учебная информация (контур+информация) Человек Память Техника Личность Прогр.об.

27а. В этой схеме 6 слов, но содержится информация, требующая при текстовом описании 54 слов (9 строк) Программа учебной дисциплины 1. Преподаватель Студент 11 ПК Ответы на вопросы: Как работает с компьютером студент? Как преподаватель осуществляет управление студентом? Как преподаватель узнает о действиях студента? Зачем здесь нужен компьютер? Как студент получает задания? В чем состоит влияние личности преподавателя?

Описание схемы Преподаватель, руководствуясь указаниями программы учебной дисциплины, вводит информацию в память персонального компьютера. Студент, управляя персональным компьютером, воспринимает учебную информа-цию и задания (управление) от компьютера. Личность преподавателя влияет на личность студента. Студент, выполняя учебные действия, производит изменения в своей психике. Информация об учебных действиях поступает в память персонального компьютера и может быть воспринята преподавателем.

5. Модель обучения и интеллектуального развития 6. Совмещенные модели преподавания и учения

Модель обучения и интеллектуального развития Первичная обработка информации: Число повторений n Различение Сравнение Обобщение Систематизация Осознание недостаточности фактов Осознание недостаточности приборов или методик Использованные приемы обучения Эмоции успеха Новая информа-ция, полученная субъектом учения Развитие интеллекта D (n) Задания 1.Учебная информация Навыки: Запоминание: Теоретическая активность Проектирование Конкретизация, синтез Классификация Выявление аномалий Анализ, преобразования Реакция, репродукция Постановка эксперимента Осознанные навыки Навыки умстве- нных действий Исследовательские навыки Механические навыки g (n) Учебные действия: Внешние проявления: Новые методики Увязка решений Новые применения Реферирование Выявление причин Конспектирование Запись, повторение Новые данные Логическое запоминание Профессионально- интуитивное запоминание Механическое запоминание f (n) Творческое запоминание Восприятие информации Неиспользован- ная нформация F(m) Осознание потребности Творческие склонности Опыт Интерес Стимулировани е Инстинкты рефлексы Ощущения Мотивация: 15

Модель обучения и интеллектуального развития Первичная обработка информации: Число повторений n Различение Сравнение Обобщение Систематизация Осознание недостаточности фактов Осознание недостаточности приборов или методик Использованные приемы обучения Эмоции успеха Новая информа-ция, полученная субъектом учения Развитие интеллекта D (n) Задания Навыки: Запоминание: Теоретическая активность Проектирование Конкретизация, синтез Классификация Выявление аномалий Анализ, преобразования Реакция, репродукция Постановка эксперимента Осознанные навыки Навыки умстве- нных действий Исследовательские навыки Механические навыки g (n) Учебные действия: Внешние проявления: Новые методики Увязка решений Новые применения Реферирование Выявление причин Конспектирование Запись, повторение Новые данные Логическое запоминание Профессионально- интуитивное запоминание Механическое запоминание f (n) Творческое запоминание Восприятие информации Неиспользован- ная нформация F(m) Осознание потребности Творческие склонности Опыт Интерес Стимулировани е Инстинкты рефлексы Ощущения Мотивация:

Модель обучения и интеллектуального развития Первичная обработка информации: Число повторений n Различение Сравнение Обобщение Систематизация Осознание недостаточности фактов Осознание недостаточности приборов или методик Использованные приемы обучения Эмоции успеха Новая информа-ция, полученная субъектом учения Развитие интеллекта D (n) Задания Навыки: Запоминание: Теоретическая активность Проектирование Конкретизация, синтез Классификация Выявление аномалий Анализ, преобразования Реакция, репродукция Постановка эксперимента Осознанные навыки Навыки умстве- нных действий Исследовательские навыки Механические навыки g (n) Учебные действия: Внешние проявления: Новые методики Увязка решений Новые применения Реферирование Выявление причин Конспектирование Запись, повторение Новые данные Логическое запоминание Профессионально- интуитивное запоминание Механическое запоминание f (n) Творческое запоминание Восприятие информации Неиспользован- ная нформация F(m) Осознание потребности Творческие склонности Опыт Интерес Стимулировани е Инстинкты рефлексы Ощущения Мотивация:

Модель обучения и интеллектуального развития Первичная обработка информации: Число повторений n Различение Сравнение Обобщение Систематизация Осознание недостаточности фактов Осознание недостаточности приборов или методик Использованные приемы обучения Эмоции успеха Новая информа-ция, полученная субъектом учения Развитие интеллекта D (n) Задания Навыки: Запоминание: Теоретическая активность Проектирование Конкретизация, синтез Классификация Выявление аномалий Анализ, преобразования Реакция, репродукция Постановка эксперимента Осознанные навыки Навыки умстве- нных действий Исследовательские навыки Механические навыки g (n) Учебные действия: Внешние проявления: Новые методики Увязка решений Новые применения Реферирование Выявление причин Конспектирование Запись, повторение Новые данные Логическое запоминание Профессионально- интуитивное запоминание Механическое запоминание f (n) Творческое запоминание Восприятие информации Неиспользован- ная нформация F(m) Осознание потребности Творческие склонности Опыт Интерес Стимулировани е Инстинкты рефлексы Ощущения Мотивация:

Модель обучения и интеллектуального развития Первичная обработка информации: Число повторений n Различение Сравнение Обобщение Систематизация Осознание недостаточности фактов Осознание недостаточности приборов или методик Использованные приемы обучения Эмоции успеха Новая информа-ция, полученная субъектом учения Развитие интеллекта D (n) Задания Навыки: Запоминание: Теоретическая активность Проектирование Конкретизация, синтез Классификация Выявление аномалий Анализ, преобразования Реакция, репродукция Постановка эксперимента Осознанные навыки Навыки умстве- нных действий Исследовательские навыки Механические навыки g (n) Учебные действия: Внешние проявления: Новые методики Увязка решений Новые применения Реферирование Выявление причин Конспектирование Запись, повторение Новые данные Логическое запоминание Профессионально- интуитивное запоминание Механическое запоминание f (n) Творческое запоминание Восприятие информации Неиспользован- ная нформация F(m) Осознание потребности Творческие склонности Опыт Интерес Стимулировани е Инстинкты рефлексы Ощущения Мотивация:

Потенциал преподавателя по управлению учением Учебные действия: Внешние проявления: Первичная обработка информации: Число повторений n Различение Сравнение Обобщение Систематизация Осознание недостаточности фактов Осознание недостаточности приборов или методик Использованные приемы обучения Эмоции успеха Новая информа-ция, полученная субъектом учения Развитие интеллекта D (n) Задания Навыки: Запоминание: Теоретическая активность Проектирование Конкретизация, синтез Классификация Выявление аномалий Анализ, преобразования Реакция, репродукция Постановка эксперимента Осознанные навыки Навыки умстве- нных действий Исследовательские навыки Механические навыки g (n) Новые методики Увязка решений Новые применения Реферирование Выявление причин Конспектирование Запись, повторение Новые данные Логическое запоминание Профессионально- интуитивное запоминание Механическое запоминание f (n) Творческое запоминание Восприятие информации Неиспользован- ная нформация F(m) Осознание потребности Творческие склонности Опыт Интерес Стимулировани е Инстинкты рефлексы Ощущения Мотивация:

Потенциал преподавателя по управлению учением Учебные действия: Внешние проявления: Задания Первичная обработка информации: Число повторений n Различение Сравнение Обобщение Систематизация Осознание недостаточности фактов Осознание недостаточности приборов или методик Использованные приемы обучения Эмоции успеха Новая информа-ция, полученная субъектом учения Развитие интеллекта D (n) Навыки: Запоминание: Теоретическая активность Проектирование Конкретизация, синтез Классификация Выявление аномалий Анализ, преобразования Реакция, репродукция Постановка эксперимента Осознанные навыки Навыки умстве- нных действий Исследовательские навыки Механические навыки g (n) Новые методики Увязка решений Новые применения Реферирование Выявление причин Конспектирование Запись, повторение Новые данные Логическое запоминание Профессионально- интуитивное запоминание Механическое запоминание f (n) Творческое запоминание Восприятие информации Неиспользован- ная нформация F(m) Осознание потребности Творческие склонности Опыт Интерес Стимулировани е Инстинкты рефлексы Ощущения Мотивация:

О двойной направленности подготовки занятия. При подготовке занятий необходимо разрабатывать не только свои действия, но и то, что должен делать субъект учения на занятии для достижения требуемого уровня усвоения изучаемых объектов. (4.3) 16 { + 9 = 8}