Диалоговые практики в работе с семьей на основе философии, психологии и педагогики ненасилия Маралов В.Г., доктор психологических наук, профессор, директор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Психология как учебный предмет общеобразовательной школы. Презентация Забелина Екатерина.
Advertisements

Придержав, не дать упасть; Оказать помощь, содействие; Выразив согласие, одобрив, выступить в защиту кого-нибудь; Не дать прекратиться, нарушиться чему-нибудь.
С чего начинается человек? С рождения, первого слова, первого шага….А с чего начинается личность? Этот вопрос заинтересовал меня и я решила провести исследование,
Позитивная педагогика Приёмы педагогической оценки С.В. Колесова, к.п.н., доцент кафедры теории и методики начального образования Института психологии.
C:\Users\БукаБяка\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.IE5\W3CC6LBQ\MCj [1].wmf
Навыки конструктивного взаимодействия с подростком.
История образования, история учительства началась вместе с историей человечества. У всех народов мира учителем называют не только того человека, который.
Образование как государственный институт ответственный за формирование и развитие компетенции у граждан. Выполнил: Полесовщиков А.В.
Родительское собрание «Наши трудные дети». Трудный ребёнок … Что за этими словами, какой он?
ПЕДАГОГИКА ПОДДЕРЖКИ РЕБЕНКА И ПРОЦЕСС ЕГО РАЗВИТИЯ В СИСТЕМЕ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ВОСПИТАНИЯ.
L/O/G/O Педагогический совет Тема: « Педагогическая поддержка ребёнка в процессе его развития» май 2012год.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: сегодня.
Педагогическая поддержка. Педагогика поддержки - деятельность педагога принципиально отличная от обучения и воспитания, но необходимо дополняющая их.
«От инновации – к школе сотрудничества и взаимодействия»
Воспитание как педагогический процесс.
« Мы можем стать умнее тремя путями : -путем опыта- это самый горький путь, -путем подражания – это самый легкий путь, -путем размышления – это самый.
Деятельность Труд Дело Занятие. Педагогическая деятельность- это вид профессиональной Де, содержанием которой является обучение, воспитание, образование,
Закономерности и принципы воспитания. Принципы воспитательного процесса это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию,
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Психологические особенности старшего школьного возраста Задача возраста – формирование идентичности Ведущая деятельность – учебно-профессиональная Ориентация.
Транксрипт:

Диалоговые практики в работе с семьей на основе философии, психологии и педагогики ненасилия Маралов В.Г., доктор психологических наук, профессор, директор института педагогики и психологии ЧГУ

Диалог поколений - жизнеспособность общества Под поколением понимается общность людей, связанных возрастом, временными рамками жизни, взглядами на мир, традициями и т.п. Каждое поколение характеризуется своими ценностями, опытом, культурой жизни и бытия в мире в целом. От того, как складывается взаимодействие между поколениями, зависит здоровье общества, способность его продвигаться по пути прогресса, гуманизма и освоения просоциальных ценностей.

Взгляды на воспитание ребенка традиционный христианский взгляд - новорожденный несет на себе печать первородного греха; социально-педагогический детерминизм – ребенок по своей природе не склонен ни к добру, ни к злу; природный детерминизма - характер и возможности ребенка определены до его рождения; утопически-гуманистический взгляд – ребенок рождается хорошим и добрым, и портится только под влиянием общества.

Стиль воспитания в зависимости от взглядов на природу ребенка идее первородного греха соответствует репрессивная педагогика, направленная на подавление природного начала в ребенке; идее социализации – педагогика формирования личности путем целенаправленного обучения; идее природного детерминизма – принцип развития природных задатков и ограничения отрицательных проявлений; идее изначальной благости ребенка - педагогика саморазвития и невмешательства

Противоречие, затрудняющее диалог поколений Младшее поколение формулирует запрос к взрослым: «Я хочу принятия, любви, понимания и свободы» Старшее поколение отвечает на него: «Ты все это получишь, если будешь соответствовать ожиданиям, выполнять все предписания, будешь послушным и не доставишь мне хлопот».

Каковы пути его разрешения? Позитивное его разрешение возможно только в том случае, если стороны отказываются от взаимных претензий, и диалог начинает строиться на ненасильственной основе, предполагающей взаимное принятие, понимание и отказ от необоснованных требований

Принцип ненасилия Утверждение приоритета ненасилия в качестве общечеловеческой ценности, означает отказ от принуждения как способа взаимодействия человека с природой, другими людьми и самим собой

На современном этапе принцип ненасилия понимается: как способность человека в каждый конкретный момент своей жизни выбирать из ряда альтернатив такие, которые несут в себе наименьший заряд принуждения; как особая сила, проявляющаяся в уверенности, динамизме, способности к постоянному поиску такого решения, которое наносит минимальный ущерб другим; как способность к преодолению эгоцентризма, выражению любви; как форма выражения независимости и автономности личности; как сам процесс взаимодействия, состоящий в умении совершать ненасильственное действие и оказывать ненасильственное сопротивление.

Предмет психологии и педагогики ненасилия Предметом психологии ненасилия является одноименная позиция, ее структура, факторы и условия становления Предмет педагогики ненасилия – формирование означенной позиции на разных возрастных этапах.

Типы обществ, различающиеся по способам дисциплинирования детей (по Э.Голдфранку) общества, где в раннем и позднем детстве дисциплина слабая; общества, где и в раннем и в позднем детстве дисциплина строгая; общества, где в раннем детстве дисциплина строгая, а в позднем – слабая; общества, где в раннем детстве дисциплина слабая, а в позднем строгая.

Европейская модель – третий тип, восточная - четвертый Цитата: «Для японских учителей и родителей «воспитывать» не значит ругать за то, что уже сделано плохо, а, наоборот, предвидя это плохое, обучать правильному поведению. Даже в ситуации, явно требующей если не наказания, то хотя бы выговора, воспитатель избегает прямого осуждения, оставляя ребенку возможность «не терять лицо»

В российском обществе диалог поколений в семье на ненасильственной основе реализуется в младенческом и раннем возрасте Пример: приучение маленький детей к опасностям. Идет Коза рогатая Баю-баюшки-баю, не ложися на краю! Сказки, ориентированные на осуществления жизненного выбора – «Колобок» и др.

Первичная психологическая закалка ребенка, «прививка от опасностей» включает в себя: а) формирование представлений об угрозах; б) эмоциональные переживания в ситуациях угрозы, возникновение чувства уверенности в своих силах; в) «первичное понимание» причин возникновения опасности; г) возникновение уверенности в том, что от любой опасности можно найти защиту.

Возможности переноса модели ограничены: Предъявлением требований: «Ты должен», и «Ты обязан». Возникновение сопротивления, которое по большому счету есть функция самоутверждения ребенка, осознания себя как личности и обретения независимости.

Преодоление сопротивления Принуждение в различных его формах. Две формулы: «Не хочешь – заставим», «Я лучше знаю, что тебе нужно, и как правильно поступать в той или иной жизненной ситуации»

Наличие ожиданий в отношении ребенка У мамы формируется свой образ ребенка, у папы свой, у воспитателя или учителя – свой. Каждый желает, чтобы ребенок соответствовал этому образу. Начинается неосознанный процесс «растаскивания личности». Соответствовать же всем ожиданиям невозможно. Поэтому одни дети пытаются адаптироваться к каждому взрослому, другие – отчаянно сопротивляются и протестуют, третьи – перестают обращать внимание на требования взрослых.

Сбои ведения диалога поколений происходят в 4-5 лет Ребенок просит: «Мама, почитай книжку?», «Папа, поиграй со мной?». Ответ: «Мне сейчас некогда, займись чем-нибудь». Вспомним сказку Д.Родари «Чиполлино». Графини Вишенки говорят Вишенке: «Учи уроки». Ответ: «Я уже выучил». Следующая реплика: «Учи завтрашние».

Вывод Взрослые, предъявляя требования к детям, добиваясь их выполнения, преследуют цель, чтобы ребенок не мешал им и не доставлял хлопот. Срабатывает еще одна формула: «Хороший ребенок – это такой ребенок, который выполняет все требования, послушен, имеет полезные увлечения, и не мешает мне жить, не досаждает своими проблемами, поведением».

Что необходимо сделать, чтобы вести диалог на ненасильственной основе? Принятие собственной личности Способность принимать ребенка Умение пользоваться широким арсеналом ненасильственных действий Создание условий и использование форм деятельности, которые отвечают принципу ненасилия

Принятие собственной личности Умение находить позитив не только в сильных, но и в слабых сторонах своей личности; Стремление к самосовершенствованию, к приобретению таких качеств, которые не вступают в конфронтацию с имеющимися, а могут с ними мирно сосуществовать. Например, я принимаю свою лень, но хочу одновременно быть и трудолюбивым. Общий алгоритм здесь такой: Принятие себядоверие к себеуверенность в себесамоуважение.

Позитивное отношение и принятие ребенка Признаком непринятия является раздражительность, которую взрослый может и не демонстрировать открыто, но которая, так или иначе, влияет на процесс взаимодействия, и не в лучшую сторону.

Что необходимо для принятия ребенка? Способность осознавать причины собственной раздражительности; Ориентация на сильные стороны ребенка, вера в его возможности; Терпимое отношение к детям, предполагающее отказ от стремления подгонять ребенка под некоторый желаемый образ; Установка на предоставление самостоятельности детям;. Умение любить ребенка. Любовь к детям - это не просто положительное эмоциональное отношение к ним, но и специфическая деятельность по усилению личностного начала в каждом ребенке

Ненасильственные действия как акция Ненасильственное действие как отказ от принуждения. Здесь также следует выделить два аспекта: Сотрудничество – это действие, обеспечивающее равенство позиций, даже; Помощь.. Цель помощи состоит в возвращении личности, испытывающей затруднения, в «исходное» состояние (выравнивание) или состояние лучше исходного (усиления личности); Любовь. Любовь – это одновременно и переживание и деятельность. Любить – значит усиливать способность ребенка самоопределяться и строить себя.

Ненасильственное действие как реакция Терпение - выдержка, преодоления своей раздражительности или обидчивости, способности не реагировать на выпады противоположной стороны; Компромисс. Смысл его состоит в способности каждой стороны пойти на взаимовыгодные уступки, сделать в этом направлении определенные шаги, Снижение агрессивного потенциала противоположной стороны. Конкретными средствами решения такой задачи являются: перемещение агрессии на другой объект, обеспечение возможности разрядки (отреагирование), использование юмора, признание справедливыми (если это действительно так) части требований.

Средства и специфические формы организации ненасильственного взаимодействия Приоритет активных форм реагирования в процессе взаимодействия взрослого с ребенком над реактивными; Предоставление возможностей для осуществления детьми свободного выбора; Использование оценочной деятельности с преобладанием положительных оценок; Использование опосредующих воздействий; Моделирование жизненных ситуаций.

Вывод Принципы, формы и методы психологии и педагогики ненасилия – мощное средство, которое позволяет вести эффективный диалог между поколениями.

Благодарю за внимание!