СОЗДАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО СЛОВАРЯ К РАССКАЗУ В.П. АСТАФЬЕВА «РУКОЮ СОГРЕТЫЙ ХЛЕБ» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА. Русской речи Государь по прозванию Словарь.
Advertisements

Мир словарей и мир в словарях Направление «Русский язык»
Словарь - это вся Вселенная в алфавитном порядке. Это книга книг. А Франс. Проект: Работа со словарями как средство повышения речевой культуры.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 32 Тема мини-проекта Авторы: Руководитель:
Живые свидетели прошлого Автор: Тареев И. 6 класс.
Выполнили: ученики 7 класса Руководитель: Волкова Н.Г.
Библиотечный урок. Познакомить учащихся с различными видами словарей русского языка и их структурой.
Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Тема урока: Лексикография «Словарь – это вселенная в алфавитном порядке.» Вольтер.
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Урок-исследование с учеником в роли учителя
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.
Тема урока: Энциклопедии, словари, справочники – наши друзья и помощники.
Фразеологический словарь русского языка Проект выполняли: Моргун Полина и Белявцева Анастасия ( 6 «С»)
Виды заданий по развитию речи на уроках литературного чтения по УМК «Школа 2100» Автор: Грицевич Марина Юрьевна Автор: Грицевич Марина Юрьевна учитель.
ЗАЩИТА ПРОЕКТА. ГИПОТЕЗА: в русском языке есть следующие словари: орфографический, толковый, фразеологический, синонимов, антонимов. в русском языке есть.
Фразеологический словарь русского языка Проект выполняли: Моргун Полина и Белявцева Анастасия ( 6 «С»)
Презентацию подготовила Валук Ксения ученица 5 «А» класса Руководитель: Свалова Н.А год Государственное бюджетное образовательное учреждение муниципальное.
Результаты анкеты Виды работ на уроках русского языка Дидактическая игра Ролевая игра Дидактические тесты или Тесты школьных достижений Исследование.
Проектная деятельность на уроках литературного чтения.
Библиотечный урок 6 класс Зав.библиотекойБоброваЛ.Н.
Транксрипт:

СОЗДАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО СЛОВАРЯ К РАССКАЗУ В.П. АСТАФЬЕВА «РУКОЮ СОГРЕТЫЙ ХЛЕБ» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 1 города Котельнича Кировской области Автор: Спивак Влада, 7 класс Руководители: Гаранина Марина Григорьевна, учитель русского языка и литературы, учитель русского языка и литературы, Сапожникова Ольга Германовна, учитель информатики и ИКТ

СЛОВАРЬ - это вся вселенная в алфавитном порядке! Анатоль Франс

Виктор Петрович Астафьев (1924 – 2001 )

СОЗДАНИЕ ЛИНГВОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОГО СЛОВАРЯ К РАССКАЗУ В.П. АСТАФЬЕВА «РУКОЮ СОГРЕТЫЙ ХЛЕБ»

СОЗДАТЬ ЛИНГВОКУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ К ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТЕКСТУ В.П.АСТАФЬЕВА «РУКОЮ СОГРЕТЫЙ ХЛЕБ». Цель проекта:

Задачи: Показать язык как систему, находящуюся в постоянном и непрерывном развитии. Показать язык как систему, находящуюся в постоянном и непрерывном развитии. Выбрать ключевые слова и провести исследования отобранных культурных знаков с точки зрения особенностей их значения, функционирования, обусловленных русским национальным мировидением. Выбрать ключевые слова и провести исследования отобранных культурных знаков с точки зрения особенностей их значения, функционирования, обусловленных русским национальным мировидением. Определить принципы лексикографического описания культурных знаков и разработать модель словарной статьи лингвокультуроведческого словаря. Определить принципы лексикографического описания культурных знаков и разработать модель словарной статьи лингвокультуроведческого словаря.

Порядок работы с текстом по составлению лингвокультуроведческого словаря: внимательное чтение художественного текставнимательное чтение художественного текста определение главных образы и ключевых словопределение главных образы и ключевых слов трактовка слов в различных справочниках и словаряхтрактовка слов в различных справочниках и словарях установление этимологических, синонимических, фразеологических, словообразовательных связей ключевых словустановление этимологических, синонимических, фразеологических, словообразовательных связей ключевых слов толкование ключевые слова на основе жизненных ассоциацийтолкование ключевые слова на основе жизненных ассоциаций коннатативная значимость образа-символа в данном произведенииконнатативная значимость образа-символа в данном произведении

Выделение и систематизация ключевых слов-образов ЗИМА РУКА ХЛЕБ ЖАЛОСТЬ ЖАЛОСТЬ ЧЕЛОВЕК

Лингвокультуроведческая статья РУКА Лексическое значение. Рука - одна из двух верхних конечностей человека от плеча до кончиков пальцев, а также от запястья до кончиков пальцев. (Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка) Этимология. Существительное «рука» существует в русском языке с XI в. Образовано от общеславянского roka, семантически родственного указанному греческому слову. (Этимологический словарь русского языка Семенова). Синонимы. Власть, сторона, кисть. (Словарь синонимов Фразеологизмы. Сидеть сложа руки, с рук нейти, увязнуть с руками и ногами, уйти с пустыми руками, умывать руки. (Словарь фразеологизмов Словообразовательное гнездо. Рука - ручка, рученька, ручонка. Ассоциации. Тепло, поддержка, помощь, участие, выручка. Коннотация. Слово «рука» Астафьевым вынесено в название. Это главное слово в тексте. За ним - милосердие, сострадание, человеческая помощь (рука помощи).

Выводы: 1.Огромное значение во все времена, а особенно в трудные военные годы имеет доброта человеческая. Астафьев утверждает, что добро - это могучая сила, которую не могут разрушить ни злоба, ни жестокость, ни смерть. 2.Жизнь предоставила писателю встретить на войне замечательных людей, которые спасали ему жизнь, делились куском хлеба, поддерживали в трудное время, людей, научивших ценить дружбу.

Перспектива проекта Словарь позволит нам создать лингвокультуроведческий анализ данного (а по аналогии) и любого художественного текста. Мы обогащаем лексикон, расширяем кругозор, более глубоко понимаем художественный текст, учимся создавать собственные развернутые высказывания...