В Ростовской области насчитывается 7796 памятников археологии, состоящих на государственной охране. Это примерно треть от всех существующих на донской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коллективная работа Кл. руководитель: Чукурова М.Н. МОУ СОШ 5 им. П. Д. Киселёва г. Каменка.
Advertisements

Танаис - это археологический музей-заповедник, один из самых первых и крупнейших в России. На его территории находится целая куча памятников истории,
Тема урока :Трудные времена на русской земле Под большим шатром Голубых небес – Вижу даль полей зеленеется. Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной.
Презентация к уроку краеведения (5 класс) по теме: Скифы
В этом году исполняется шестьдесят пять лет со дня Победы советских войск над фашистами Германией в Великой Отечественной войне. Об этом событии мы узнаем.
Работу выполнила ученица 7 класса б гимназии «Дмитров» Капитонова Алёна.
Духовная культура народов России. РУССКИЕ. ПОЯВЛЕНИЕ НАРОДА Существует огромное количество версий и гипотез о происхождении русского народа. Какая из.
Основная религия прошлого Алтая - язычество, Белая вера. Более древняя форма - шаманизм: представление о верхнем и нижнем мирах, духах-помощниках, родовых.
«ПРОЩАНИЕ С Г РЕЦИЕЙ » Цели: Обобщить и закрепить в игровой форме знания учащихся по изученной главе «история Древнего Мира: Древняя Греция». Привить.
Гордиться славою своих предков Не только можно, но и должно. А.С. Пушкин.
« Когда на Руси появилось государство?» Составила: учитель начальных классов Давыдова Светлана Владимировна.
ГОРОД МОНЧЕГОРСК Родина моя ученицы 2 класса А МБОУ СОШ школы 14 Шелыгиной Арины.
Что мы Родиной зовём? И берёзки, вдоль которых Дом, где мы с тобой живём, Рядом с мамой мы идём.
Тест по литературному чтению класс Учитель начальных классов Глазунова Ж.О МАОУ СОШ 47 г.Калининград 2012 год.
В поисках Трои. Ещё в 19 в. город Троя считался мифическим, т.е. придуманным. Однако Генрих Шлиман с детства верил в его существование и мечтал найти.
Чингисхан
«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родной мы зовём её потому,
Живу в России, россиянин - я! Я это сознаю, горжусь я этим! Россия – это Родина моя! Она милее мне всех стран на свете! В России небо голубее, зеленей.
Выполнил Гераскин Степан, ученик 1 «Б» класса Руководитель Рак Галина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ 151 Научно-практическая конференция.
. Призентация Комаровой Виктории. РУСАЛКИ В сказках и легендах многих народов, занимавшихся мореплаванием (в том числе, и у новгородских славян), часто.
Транксрипт:

В Ростовской области насчитывается 7796 памятников археологии, состоящих на государственной охране. Это примерно треть от всех существующих на донской земле курганов, могильников, древних стоянок и кочевий. Сколько из них уже разграблены, стерты с лица земли и безвозвратно утеряны для ученых, остается только гадать. Такой статистики никто не ведет.

Но прежде чем воплотиться в чеканные строки стиха, лукоморье предстало перед Пушкиным именно во время его путешествия с Раевскими на Кавказ. Было это то самое лукоморье, что круто огибает руины Танаиса.

В тот год, когда Пушкин впервые свиделся с лукоморьем, Танаис действительно был не только городом-легендой, но и городом- загадкой. Лишь три года спустя керченский градоправитель И. А. Стемпковский, страстный любитель археологии, раскопал у хутора Недвиговки акрополь, до странности схожий с Ольвийским [4]. Тогда же высказал он предположение, что Недвиговское городище это именно то место, где некогда существовал Танаис. [4]

Здесь, у Танаиса, вернее по реке Темерник, проходила граница Европы и Азии. Так считали в незапамятные времена. А еще раньше, по преданию, здесь, в меотийских (приазовских) степях жило воинственное племя амазонок, состоявшее целиком из женщин. Мужественные и гордые, они сами пахали землю и сеяли хлеб, пасли скот, охотились на диких зверей, в изобилии водившихся в густых непроходимых лесах, а осенью устраивали веселые праздники у громадных костров

Если амазонкам угрожал враг, они меняли соху на лук и копье и умели постоять за себя. Сам Александр Македонский не рискнул отправиться против них в поход. Если я одержу победу над амазонками, сказал он, моя слава не возрастет. Если же они победят меня, это будет страшным позором. Будут говорить, что великого Александра побили женщины. И полководец отменил свой поход.

Но в ту же самую пору, когда гремела по всему Ближнему и Среднему Востоку слава Александра Македонского, юноша Танаис сын вавилонского жреца Бероса и амазонки Лизиппы вздумал посмеяться над военными талантами женщин и был жестоко за это наказан. Богиня Венера внушила Танаису любовь к собственной матери, и юноша с отчаяния бросился в реку. С тех пор реку так и стали называть Танаис. Так гласит легенда. Высокий холм, с которого Танаис бросился в воды широкой реки, существует и поныне. Вы сможете взобраться на него, увидеть голубую дельту Дона, а к западу от нее берега Азовского моря, напоминающие по форме изогнутый лук. Вот оно сказочное лукоморье, воспетое Пушкиным... Древнее наименование Дона Танаис прочно удерживалось в географии античного мира. Упоминание о нем можно найти у Геродота и Страбона, у римских историков. В VI веке до н. э., когда в Причерноморье появились первые греческие колонии, название реки принял город, выросший в этих степях. А соседнее поселение стало Лакедемоном в честь великой Спарты (по-гречески Спарта Лакедемон) [5] [5]

Основанный в III веке до н. э., Танаис смог просуществовать семь веков. На рубеже нашей эры он попытался отделиться от Боспорского царства и стать самостоятельным, но был разрушен царем Полемоном за непокорность. Другая версия связывает разрушение города с жестоким подавлением восстания рабов, которым руководил Савмак. Некоторые даже полагают, что Савмак был родом из скифов и жил в Танаисе.

Уникальная культура бронзового века, подобной которой нет ни в России ни за её пределами, носит название Кобяковской.

Кобяково городище – огромный холм на берегу Дона недалеко от Ростова. По словам ученых это один из интереснейших археологических памятников юга России. Здесь обнаружено сразу несколько поселений разных народов и эпох. Здесь жили сарматы, половцы, татары и русы. Самое ранее из поселений датируется 4 веком до нашей эры. Несмотря на то, что культурные слои здесь, изучены достаточно подробно, исследователи считают Кобяково городище еще и одной из самых загадочных точек на археологической карте России. Ведь с ним связано множество легенд, народных поверий, а так же фактов не поддающихся объяснению. Первые раскопки здесь были проведены еще в середине 15 века. Тогда здесь неожиданно появляется целый отряд во главе с известным венецианским политиком и военачальником Иосафом Больбао.. Тогда, в 15 веке в Европе, параллельно с христианством существовало множество тайных сект поклонявшихся древним азиатским и африканским Богам: Душаре, Озирису, Мардуку. И Бальбао принадлежал к одной из таких сект: « Церкви крови» и возможно именно с этим были связаны его работы на Кобяковом городище. Но что искал под Ростовом венецианский оккультист?

По другой версии, Барбаро искал сокровища совсем иного рода. Современными археологами доказано, что Контеббе – ничто иное, как Кобяково городище, по всем приметам совпадающее с местом итальянских раскопок. В бюллетенях Северо-Кавказского бюро краеведения Ростова-на-Дону за 1927 год можно прочесть следующее: «В 1926 году последовала случайная находка земляной пещеры, обнаруженной на крайнем по направлению к устью Кобяковской балки холме… По мнению экспедиции, обследование найденной пещеры, обладавшей земляным сводом и пилястрами, позволяет определить её как помещение византийской крипты – подземной часовни».

Еще одна загадка – это странные археологические находки, которые сделаны исследователями практически во всех слоях городища, начиная с самых древних. На разных предметах встречается повторяющееся изображение загадочного зверя, то ли волка с большими клыками, то ли кабана – секача. Что это, персонаж какого древнего мифа или божество, исследователи сказать не могут, установлено лишь, что «зверь» встречается лишь на предметах обнаруженных только на Кобяковом городище и больше нигде в России и в мире. Связаны ли все эти факты между собой и что на самом деле представляет из себя Кобяково городище?

«Искатели» попытаются разгадать эту тайну, приняв участие в экспедиции по подземельям Городища, а так же в очередных археологических раскопках могильников древнего поселения.

Первая неожиданность открылась археологам при раскопке кургана, расположенного в балке Сухая Термета на окраине села Ремонтное. Раньше ничего старше 4,5 тысяч лет не находили, и тут... Однако одной сенсацией ремонтненские степи не ограничились. В сорока километрах юго-восточнее села археологи заприметили невзрачный на вид курган, который, однако, преподнес им неожиданный сюрприз. «В кургане мы нашли так называемое катакомбное захоронение, в котором находился знатный военачальник.

В ныне обнаруженном сооружении найдены керамические изображения Деметры, греческой богини плодородия, весьма почитаемой греками. Правда, не совсем понятно, почему греки-поселенцы поклонялись богине плодородия в краях, где земледелием не занимались, зато уважали рыболовство. Изображение Нептуна, наверное, было бы уместнее в поселении, расположенном на берегу такой большой и изобилующей рыбой реки, какой был Танаис-Дон в античные времена.

Легенда о городе Ахасе (Арнасе) Старочеркасск

В низовьях Дона существовал изобиловавший плодами город Ахас, о котором говорилось: «Имей только огонь и соль, и все остальное найдешь в Ахасе». Посол римского папы Иннокентия IV к Хану Батыю Иоанн де Плано Карпини в «Истории монголов» (1243) говорит о богатом городе Арнасе, на месте нынешнего Старочеркасска. Населяли Арнас аланы- христиане, хазары, россияне, сарацины- магометане. В городе была хорошая гавань для стояния судов, многочисленные торговые заведения, склады товаров. Арнас вел обширную торговлю со многими народами. Он был обнесен крепкими стенами. Татаро- монголы не смогли взять его. Тогда Батый приказал запрудить реку. Город со строениями и жителями был погребен под водой.

В этих местах на Северском Донце когда-то родилась романтичная легенда. Жил будто бы в хуторе Какичеве помещик, и были у него две красавицы-дочери. Полюбила старшая дочь батрака, и не стало для нее ничего на свете дороже, чем очи любимого. Только узнал об этом отец возмутился, приказал запереть дочь в темницу, запретил ей даже глядеть на юношу. И тогда решила девушка утопиться в Донце, не было ей жизни без милого. Помогла ей младшая сестренка бежать из темницы, пыталась было отговорить от лихого замысла, да не смогла. И так любила она старшую сестру, что бросилась за ней в омут. Никто из людей не видел, как это случилось, только прозвали с той поры в народе скалы «Двумя сестрами». Легенда эта моложе «Слова». С незапамятных времен высятся над Северским Донцом «Две сестры». Но задолго до того, как родилось в народе предание о любви и верности, именно на этих холмах новгород-северский князь со своими отважными дружинниками провел ночь перед второй битвой с половцами.

Именно здесь, у «Двух сестер» поднимется монумент из дикого камня, на котором будет высечена надпись: «Воинам Игоревой рати храбрым русичам 1185 года». У монумента, который сооружается на Северском Донце, своя история. Несколько лет назад в поселке Шолоховском, Белокалитвенского района, возник кружок юных краеведов «Боян». Ребята задались целью разыскать, все, что имеет отношение к историческому сражению Игоря с половцами, завязали переписку с видными учеными. «Подумайте и попытайтесь переселиться в мысли простых ратников участников похода Игоря, напутствовал членов «Бояна» академик Д. С. Лихачев. Мы не знаем их имен, но я бы поставил им памятник. Я бы сделал его совсем простым: из дикого камня. Памятник должен стоять на предполагаемом месте битвы 1185 года».

Одной из главных загадок библейской географии является вопрос о существовании и местонахождении легендарной реки Самбатион, за которой, по ветхозаветным преданиям, скрылись десять колен израилевых, уведенных в плен ассирийским царем Салманассаром.

В Библии Творец обещает Моисею, что Он выведет народ из плена вавилонского за реку Самбатион и там явит такие чудеса, каких еще не видел ни один смертный. Согласно Библии, израилевы колена были расселены в безлюдных местах на северо- востоке от Ассирии и в Мидии, т. е. в районах, близких к юго-западному побережью Каспия. А тут и до Маныча рукой подать. Конечно, могли они двинуть и дальше на север... По крайней мере, если уж всерьез рассматривать «северную» гипотезу, то здесь проходил наиболее короткий и безопасный путь на равнины Скифии.

Есть предположения, что как раз где-то в районе Маныча существовал в те годы легендарный Гелон, разрушенный, по описаниям Геродота, во время похода царя Дария. Кстати, немного северо-западнее, в каких-то 200 километрах от этих мест, и сейчас еще видны развалины древнегреческого Танаиса. Так что теоретически возможна и мотивация для столь дальних странствий изгнанников возвращение на Землю обетованную по северному пути, вокруг Черного моря, через тамошние древнегреческие колонии и саму Грецию. Это сегодня Маныч невзрачный приток Дона, а прежде движения земной коры несколько раз приводили к тому, что его русла опускались ниже уровня моря и заполнялись водой, соединяя Азовское море с Каспийским.

Геолог Василий Ружицкий нашел в Приазовье крохотные кристаллики алмазов, в Ростове-на-Дону гостила делегация из греческого города-побратима Волос. Мэр Волоса сказал председателю горсовета на официальном приеме: А ведь это в ваши места приезжали наши предки-аргонавты в поисках золотого руна... Как ни парадоксально, но история алмазов, найденных геологами в Приазовье, восходит именно к тем далеким незапамятным временам.

Эллинский царь Пелиас, рассказывает легенда, отправил из Греции к берегам Понта корабль с наказом добыть золотое руно. Самые знаменитые герои были на борту корабля аргонавтов Геракл, Кастор, Полидевк, а капитаном у них храбрый Язон. Опасные приключения пережили аргонавты, прежде чем вернулись на родину с желанной добычей.

Впрочем, о сказочных богатствах приазовских и причерноморских земель рассказывают не только эллинские легенды. По свидетельству Страбона на берегах негостеприимного для греков Черного моря (тогда Аксенского, или Евксинского) путешественники были удивлены обилием щедрых даров природы и несметными сокровищами. Видимо, вовсе неспроста родился миф об аргонавтах, приезжавших в эти края в поисках золотого руна! Страбон писал в своей «Географии» о святилище морской богини, спасительнице утопающих Левкофеи. Живя на земле, она была смертной женщиной, а утонув, якобы превратилась в богиню. В память о мачехе приемный сын ее Фрикс воздвигнул в приазовской степи величественный храм. Время уничтожило его следы, ветры давным-давно развеяли могучие каменные стены, а история все-таки помнит о нем. И не столько о самом храме, сколько о сокровищах, что были собраны под его сводами.

Километрах в двадцати от города Морозовска, там, где студеные ключи изливаются в степную речушку Кумшак, высится древний курган. Зовут его в здешних местах Браткиным. А наречен он так, сказывают старожилы, в честь храброго есаула Степана Наумова из войска Стеньки Разина. Был есаул тот Разину роднее брата. Даже лицом и статью на него смахивал. Разин завещал ему: «Прилучится за меня быть тебе надевай кафтан, как мой черной, шапку бархатную и саблю держи, как я, да голоса не давай народу знать: твой голос не схож с моим. В бой ходи, как я...» Под Симбирском Наумов спас Стеньке жизнь, и с тех пор почитал атаман есаула выше родного брата Фролки.

Из Паньшина-городка пришел Наумов со своим отрядом в верховья Кумшака и сложил голову в неравной схватке. Похоронили его в чистом поле посреди трех дорог, курган насыпали и нарекли Браткиным. Сказывают также, будто зарыт в Браткином кургане клад разинский. Лет сто или двести назад копали курган охочие до кладов люди. Нашли ли, нет то никому неведомо. Доподлинно известно другое золотым кладом оказались здешние земли для бедноты, облюбовавшей почти полвека назад верховья Кумшака для первой на Дону коммуны.

Степан Разин был сыном донского казака и турчанки, по-видимому, попавшей в плен во время одного из Азовских походов. На Дону таких людей называли «тума». Названной матерью Степана была русская женщина Матрена по прозвищу Говоруха. Отец Степана Тимофей Разя жил в Черкасске, но семья сохраняла связь с Русью. На Верхнем Дону бурлачил брат Тимофея, а в Воронеже жил его дядя Никифор, по прозвищу Черток.

Украинский летописец Самуил Величко писал, что Степан Разин «был росту высокого и уроди красной, в силе и мужестве преизобилен». По утверждению одного шведского дипломата, Разин владел восемью иностранными языками. Не случайно, будучи еще совсем молодым, он выполнил ряд дипломатических поручений Войска Донского: ездил в Калмыкию договариваться о совместной борьбе с ногайцами, трижды побывал в Москве, посетил Соловецкий монастырь. Старший брат Степана Иван Разя был казнен по приказу боярина Долгорукого. Неудивительно, что вся семья Разиных Матрена Говоруха, Степан и младший брат Фрол стала активной участницей начавшейся в 1667 году крестьянской войны.

Совсем недавно, уже в наши дни, в «Славянских записках», изданных в Оксфордском университете, английский историк С. А. Коновалов опубликовал новые сообщения о подробностях казни Разина. Речь идет о неизвестной на русском языке диссертации Иоганна Юстуса Марция, написанной в 1674 году. Марций жил в России и был очевидцем крестьянской войны. Вот как описывает он последние минуты Разина: «Ему сначала отрубили руки, а затем ноги. Он с такой стойкостью перенес эти удары, что не проронил ни стона, не выказал какого-либо знака боли на лице. Он был так непреклонен, что не только не пожелал смирить свою гордыню, но и не побоялся и более тяжких мучений. Лишенный рук и ног, он увидел своего закованного в цепи брата, приведенного на место казни. И он выкрикнул, сохранив выражение на лице и голос, как у обычного человека: «Молчи, собака...»

. Брат Разина Фрол, сломленный пытками, выкрикнул будто бы перед казнью «государево слово». Так поступали в то время доносчики, извещавшие, что им ведома государственная тайна, открыть которую можно лишь царю. Исполнение казни было приостановлено, и Фрол выдал властям тайну повстанцев. Он рассказал, что Разин перед походом на Царицын собрал «воровские» («прелестные») письма и ценности, «...поклал в кувшин в денежной и, засмоля, закопал в землю на острову реки Дону на урочище на Прорве под вербою, а та-де верба крива посередки, а около ея густые вербы, а того-де острова вкруг версты две или три».Этот клад зарыт недалеко от Константиновска.

На берегу таинственного лимана Среди чарующих степей Где белый лебедь выплывает из тумана Есть та земля что всех милей. Там розовый рассвет целует небо Он смотрит в зеркало воды. И волны в серебре плескаясь Уносят в даль мои мечты. Здесь веет старой, доброй сказкой Я здесь свободен, с ветром на равне. Здесь дышит всё мелодией прекрасной Здесь всё родное, на родной земле. Вдыхая грудью полной эту вечность Я становлюсь бессмертным в этой красоте. В душе проснётся бесконечность Здесь край родной, и он так нужен мне.