Grounded theory 2013 Мурашко Екатерина Орфин Яна Фадина Инесса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ УЧЕНИК - ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. Одаренный ребенок это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в.
Advertisements

Модуль IIУправление маркетинговой деятельностью МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Учитель информатики Фролова Е.А. МОУ СОШ 22 г.Томска.
«Человек лишь там чего-то добивается, где он верит в свои силы» Л. Фейербах.
Уровни социологического знания Уровни социологического знания 1. Первичное обобщение эмпирических данных: Проведение эмпирических исследований в социальных.
ГМО МЕТОДИСТОВ УДОД г. ВОЛЖСКА ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОУ По материалам методического пособия для руководителей образовательных учреждений Как разработать программу.
Технология «Метод проектов». Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда. Китайская мудрость.
Лекция 3. Методы этносоциологических исследований.
Курс «Методология и методика социологического исследования», 2013 Пузанова Ж.В. Программа социологического исследования: определение цели; интерпретация.
Создавать образовательную среду, в которой учащиеся получают: возможность расширения своих познавательных потребностей; помощь в жизненном самоопределении;
Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях / презентацию к выступлению на семинаре подготовила учитель.
Языки и методы программирования Преподаватель – доцент каф. ИТиМПИ Кузнецова Е.М. Лекция 7.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Шушенская средняя общеобразовательная школа 1 Основные приемы проведения собственных исследований младших.
« Исследовательская деятельность обучающихся – познать новое, не изученное».
Развитие познавательных стратегий учащихся на уроке Учебная презентация для учителей Подготовлена Александровой Л.А. и Полетаевой Г.Л. в рамках конкурса.
Основные этапы моделирования. Моделирование – исследование объектов путем построения и изучения их моделей. Моделирование – творческий процесс, и поэтому.
Особенности организации деятельности над исследовательской работы Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет,
Организация исследовательской деятельности учащихся Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет, Одно неведомое.
Кейс-стади как метод исследования и метод преподавания (Гоосен Е.В., Саблин К.С.)
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Транксрипт:

Grounded theory 2013 Мурашко Екатерина Орфин Яна Фадина Инесса

Что такое grounded theory? «Is a methodology – a way of thinking» (Strauss & Corbin, 1998). «Difference between theory building and doing description – abstracting, reducing, relating as events, acts, and outcomes are conceptualized and classified.» Grounded theory – это систематическая методология, обычно используемая в качественных исследованиях. В результате применения данной методологии получается форма социологической теории, которая создана постепенно на основе тщательного натуралистического наблюдения выбранного социального явления. Полученная теория глубоко «укоренена» в данных. Цель обоснованной теории – построение теории какого-либо явления, но не фальсификация ее, вместе с тем в обоснованную теорию заложен ряд процедур валидации теории Задача обоснованной теории состоит в том, чтобы построить теорию, максимально укореняя ее в данных

Схематическое представление методологии grounded theory Социальное явление концепт коды концепт коды концепт

Достоинства метода: Не обязательно наличие багажа знаний и опыта об анализируемом социальном явлении (т.к. это задает стереотипы и рамки мышления) Позволяет на раннем этапе исследования проводить первичный анализ Систематический, детализированный и «укорененный» в данных метод Позволяет при появлении новых данных продолжить дальнейший анализ, а не начинать анализ заново Успешно применяется для описания повторяющихся процессов (например, для коммуникативных процессов в компании)

Недостатки метода: – Необходимо обучение кодированию (тренинги) – Открытое кодирование занимает много времени – Сложность в интерпретации конечных результатов – Метод итеративен, конечная картина социального явления возникает не сразу – Построение только теорий нижнего уровня

Grounded theory в менеджменте – где применяется? Анализ рисков Анализ коммуникаций и коммуникативных процессов «The purpose of grounded theory research in business and management is to develop new concepts and theories of business-related phenomena, where these concepts and theories are firmly grounded in qualitative data»

Grounded theory in management research Karen Locke Grounded theory in management research Jan Recker, Stefan Seidel Using grounded theory for studying business process management phenomena Christina Goulding Grounded theory: A practical guide for management, business and market researchers Antonio Casanueva Grounded theory in management accounting research Graham J.J. Kenealy Management research and grounded theory: a review of grounded theorybuilding approach in organisational and management research

1 Сбор данных 2 Кодирование (первичный анализ) 3 Переопределение системы индексации (ядерный анализ) 4 Ключевые концепции, определения, заметки, взаимоотношения (отчет) Схема реализации Grounded theory

1. Сбор данных Данные – все, что позволяет генерировать категории (переменные в теории). Б.Глезер Процедура сбора – вторична, первично – рефлексия каждого шага, т.е. что получено, что сделано и что понятно Сбор данных в несколько итераций Два принципа сбора данных: Собирать там, где максимизированы возможности получить «богатые» данные Научение исследователя открытости (тренинги) Метод постоянных сравнений и идея теоретической выборки

1.1. Метод постоянных сравнений Кодируя случай какой-то категории, сравните с предыдущими случаями других групп, закодированных в ту же категорию Постоянно сравнение случаев скоро начинает генерировать теоретические свойства категории 1.2. Идея теоретической выборки «Теоретическая выборка – это процесс отбора данных, где аналитик совмещает сбор, кодирование и анализ своих данных и решает, какие данные собирать далее для разработки теории. Этот процесс контролируется возникающей теорией» (Глезер)

1.1. Метод постоянных сравнений, графическая иллюстрация Code and classify data from current interview Compare themes which emerge from the language used Code and classify data from current interview Compare themes which emerge from the language used Within-narrative comparison Between- narrative comparison

2. Кодирование Код концептуализирует скрытый паттерн набора эмпирических индикаторов, содержащихся в данных Кодирование бывает открытое, избирательное и осевое

2.1. Открытое кодирование Этап заключается в "назывании" исследователем феноменов, обнаруженных в объекте исследования - документе (текст, фото, видео): "небо, облака, солнце, трава, люди, одежда, эмоции, красный цвет, любовь". Данные разбиваются на отдельные части, тщательно исследуются и сравниваются на наличие подобия или различий. Затем происходит распознавание категорий, их называние и развитие их с точки зрения их свойств и измерений. Пример 1 СвойствоИзмерение ЛюдиДети 3-5 лет ОдеждаКупальники яркой расцветки ЭмоцииВосторг, улыбки ДействиеБег, прыжки

2.2. Избирательное кодирование Избирательное кодирование является продолжением анализа. Суть его в связывании всех «осей» с одной единственной категорией, чтобы создать «историю». Это достаточно сложная работа, так как не всегда возможно выделить одну центральную категорию. Также на данном этапе происходит создание выводов, выделение контекстов. Принципиальным является открытое кодирование, так как при изучении документа "концептуально", при попытке с первого взгляда выделить смысл и заключенные контексты эта цель может быть менее качественно выполнена.

2.3. Осевое кодирование Осевое кодирование подразумевает под собой создание связей между зафиксированными на первом этапе данными. Может выделяться несколько центральных категорий, вокруг которых «вращаются» остальные. Этап также включает в себя определение контекстов феноменов, закодированных элементов анализируемого документа. Пример 2. Феномены - ясный летний день, счастливые дети, активный отдых

3. Ядерный анализ Б. Глезер: Аналитик первым делом должен внимательно искать ядерную категорию. По мере того как он постоянно соотносит случаи и концепты, он будет создавать множество кодов, в то же время будучи наиболее внимательным к одному или двум ключевым. Он постоянно находится в поисках «главной темы» – того, что, по его мнению, является основной заботой или проблемой для людей в исследуемой ситуации (setting); того, что суммируется в образцах поведения, содержании происходящего в данных.

1 Сбор данных 2 Кодирование (первичный анализ) 3 Переопределение системы индексации (ядерный анализ) 4 Ключевые концепции, определения, заметки, взаимоотношения (отчет) Схема реализации Grounded theory

Пример гг: исследовательский проект «Семья и деторождение в России. Категории родительского сознания» посвящен специфике мотивации деторождения в современной России. Шаг 1. Был использован метод теоретической выборки (см. пункт 1.2) Следующий слайд – пример категоризация

Шаг 2. Результаты кодирования КатегорияОтрывок текста интервью Ответственность Потому что в медицине все равно понимаешь, какая ответственность это на самом деле. Я же была медиком, поэтому знала, что жизнь кардинально изменится, поэтому не хотела ребенка «Своя жизнь» Сейчас детки подрастут, и, конечно, надо пойти работать. Надо работать, нельзя же все время дома сидеть. Сейчас я вся в семье, пока детки маленькие. А когда дети подрастут – надо идти работать, жить для себя, путешествовать семьей всей, очень хочу попутешествовать Опыт деторождения Я не и бедной семьи, это было. Брат у меня – я не один ребенок в семье и с детства нала, что у меня будет не один ребенок. Знаете, как женщина, девушка загадывает, будет ли она иметь детей – я загадала, что два будет точно, потому что иметь брата или сестру очень комфортно Медицина Я ходил с женой в консультацию – мне казалось, что можно безо всяких УЗИ обойтись – я к врачу пристал, зачем оно надо. Все равно же будем рожать. Они мне чего-то маловнятное ответили – я запомнил только, что она мне сказала, а вдруг даун. Я правда не понял, можно ли это вылечить, если уж есть. Образования Сейчас мне 20, еще нужно доучиться. Потом работа, еще много всего. У меня ощущение, что я еще толком жить не начала. Есть какое-то чувство, что ты должен что-то прожить… Так я хочу детей и семью хочу, но хоть чуть-чуть самой собой побыть

Результаты исследования Следующий 3 шаг. В исследовании ядерной стала категория «опыт детодержания», а основным социальным процессом – процесс его приобретения. Последний 4 шаг. Подготовка отчета. Забаев И. Проблема мотивации деторождения и преемственность репродуктивного поведения: обоснование гипотезы на материалах биографических интервью с россиянами репродуктивного возраста // Демоскоп Weekly дек [on-line].

Список используемой литературы Забаев И. Проблема мотивации деторождения и преемственность репродуктивного поведения: обоснование гипотезы на материалах биографических интервью с россиянами репродуктивного возраста // Демоскоп Weekly дек [on-line]. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Пер. с англ. и послесловие Т.С.Васильевой. М.: Эдиториал УРСС, с. Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория: процедуры и техники. М.: УРСС, Васильева Т. Обоснованная теория в поле качественного исследования // Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория: процедуры и техники. М.: УРСС, С. 225–250.

Спасибо за внимание! Вопросы?