П СТРУКТУРА И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК КОМПОНЕНТОВ РЕЗУЛЬТАТА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Advertisements

Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Подготовка учащихся к реальной жизни Готовность занять активную позицию Успешно решать жизненные задачи Умение сотрудничать и работать в группе Быть готовым.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Дубинина И.Г., учитель начальных классов.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Формирование универсальных учебных действий – основа успешности обучения МОУ гимназия 1 учитель английского языка Щербакова Е.В. август 2013 г. Мозг, хорошо.
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Метапредметные результаты обучения русскому языку на современном этапе (по ФГОС ООО)
МОУ «Буторлинская школа» Универсальные Универсальные У чебные У чебные Действия Действия учитель математики учитель математики А.В.Миронова А.В.Миронова.
УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные.
« Кто владеет информацией, тот владеет всем » Ли Якокка.
Формирование универсальных учебных действий как одно из условий повышения качества образования.
Универсальные учебные действия (УУД) Универсальные учебные действия (УУД)
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Транксрипт:

п СТРУКТУРА И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК КОМПОНЕНТОВ РЕЗУЛЬТАТА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ПРЕДМЕТНЫЕ – конкретные элементы социального опыта, изучаемого в рамках учебного предмета МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях (универсальные способы деятельности) ЛИЧНОСТНЫЕ – система ценностных отношений к себе, другим, процессу обучения и его результатам

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях (универсальные способы деятельности); способы деятельности «второго порядка», обеспечивающие формирование навыков регуляции деятельности и поведения.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ Выделяются не по критерию их большей сложности по сравнению с предметными, а по направленности, по их предмету (знания, способы деятельности и коммуникации или знание о знании, деятельность по управлению деятельностью или коммуникацией); Состав операций и действий предметных и метапредметных результатов может совпадать

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДМЕТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕ -на уровне основных психических процессов (восприятие, память, мышление); - в предметно- практическом (эмпирическом, наглядно- чувственном) мышлении -на уровне метаинтеллектуальных процессов (управление деятельностью, выявление значений и смыслов, моделирование); - в абстрактном (понятийном) мышлении

СОСТАВ ОПЕРАЦИЙ (ДЕЙСТВИЙ) ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Восприятие, память, мышление Метаинтеллектуальные процессы -Установление ассоциаций; -Структурирование перцептивных действий; -Упорядоченное сканирование; -Мнемические действия (группировка, классификация, систематизация, аналогии, перекодирование, построение мнемических схем: опорных пунктов и связей между ними, мнемотехнические приемы, достраивание запоминаемого материала, сериация), повторение -Формирование гипотезы; -Целеполагание; -Принятие решения; -Планирование; -Программирование; -Контроль; -Саморефлексия; -Понимание; -Выяснение значений и смыслов; -Интерпретация; -Аргументирование; -Доказательство; -Моделирование; -Опосредование

СОСТАВ ОПЕРАЦИЙ (ДЕЙСТВИЙ) ПРЕДМЕТНЫХ И МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Предметно-практическое мышление Мышление в понятиях -Предметное манипулирование; -Различение; -Сопоставление; -Сравнение; -Анализ; -Синтез; -Обобщение; -Выяснение функционального назначения -Анализ; -Абстрагирование; -Синтез; -Различение; -Интеллектуализация понятий; -Сопоставление; -Сравнение; -Раскрытие отношений; -Обобщение; -Классификация; -Систематизация; -Определение; -Рассуждение; -Суждение; -Умозаключение; -Обоснование; -Категоризация; -Кодирование; -Идентификация

ЗНАНИЯ (существуют в двух видах) Общие схемы вещей, которые обуславливают новое их видение и новое мышление о них Конкретные факты и законы изучаемой области, конкретный материал науки

СТИХИЙНОСТЬ РАЗВИТИЯ УУД НАХОДИТ ОТРАЖЕНИЕ В ОСТРЫХ ПРОБЛЕМАХ ШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: значительный разброс успеваемости; несформированность учебно-познавательных мотивов; низкая любознательность и инициатива значительной части учащихся; трудности произвольной регуляции учебной деятельности; низкий уровень общепознавательных и логических действий; трудности школьной адаптации; рост отклоняющегося поведения.

МЕТАСТРУКТУРЫ (универсальные учебные действия) Сформированные, позволяют человеку правильно оценивать ситуацию и принимать эффективные решения Не сформированные не позволяют эффективно действовать, человек реализует в деятельности стратегии ухода от проблемы, сопротивления и т.д.

Междисциплинарные программы Технологии реализации Формирование УУД Технологии формирования ментального опыта Формирование ИКТ- компетентностей Создание информационной среды, ИКТ Основы учебно- исследовательской и проектной деятельности Технологии учебно- исследовательской и проектной деятельности Стратегии смыслового чтения и работа с текстом Технологии работы с содержанием (критическое мышление) ТЕХНОЛОГИИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ПРОГРАММ

Ментальный опытМентальное развитие Особая форма организации индивидуального умственного опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего. Формирование способностей к управлению собственным мышлением и деятельностью через освоение схем, планов, и программ использования интеллектуальных операций (анализ, синтез, классификация и т.д.), решающих правил и критериев предпочтительности достижения цели. МЕНТАЛЬНЫЙ ОПЫТ И МЕНТАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ) Личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях; Регулятивные – обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности; Познавательные – общеучебные, логические, постановка и решение проблем; Коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению и деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ) Регулятивные – обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности: - целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль; - коррекция; - оценка; - саморегуляция.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Структура. Целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе, планирование и организация деятельности, целеобразование, самоконтроль и самооценивание, действие во внутреннем плане.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Условия формирования. Организация учебного сотрудничества ученика с учителем. Наилучшим методом организации такого сотрудничества является совместное планирование, осуществление, обсуждение и оценивание самостоятельной работы. Учитель должен планировать свое взаимодействие с учеником, ориентируясь на необходимость: 1. Инициации внутренних мотивов учения школьников. 2. Поощрения действий самоорганизации и делегирования их учащемуся при сохранении учителем за собой функции постановки общей учебной цели и оказания помощи в случае необходимости. 3. Использования групповых коллективных форм работы.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; МЕТАСТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КРИТЕРИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) Структура деятельности ПОТРЕБНОСТЬ МОТИВ ЦЕЛЬ ПОСТУПКИ, ДЕЙСТВИЯ, ОПЕРАЦИИ СРЕДСТВА ПРЕДМЕТ РЕЗУЛЬТАТ Наличие осознанной, то есть имеющей личностный смысл цели; Наличие программы, плана достижения этой цели; Наличие периодически осуществляемой рефлексии

РЕФЛЕКСИЯ Способность занимать в сознании «внешнюю» позицию по отношению к «своему Я» и мышлению; Осуществляется в проблемной ситуации и параллельно производимой деятельности, выполняя роль самоконтроля; В мышлении позволяет отличать «объект мысли» от способов и процедур его порождения; Делает возможным анализ оснований производимых действий; Позволяет в ситуации коммуникации реконструировать основания высказывания, что и позволяет понять его суть.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ? Традиционная система обучения; Проблемное обучение; Проектное обучение

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ? Самореализация: 1) Цель: Собственное развитие 2) План: План по собственному развитию 3) Рефлексия: Рефлексия собственного роста

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И САМОРАЗВИТИЕ РАЗВИТИЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ созревание и рост по сути природы; специально сконструированная «деятельность развития» по сути социума; структурное преобразование собственной самости по сути человека деятельность как совокупность результатов и последствий (производство); деятельность как процесс преодоления трудностей (труд); деятельность как процесс самоизменения человека (самодеятельность); деятельность как всеобщий способ бытия, как действительность (практика)

МЕТАСТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Результативный план; Обратная связь; Генетический план

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ ПЛАН Основной R – опыт деятельности – что будет уметь учащийся в результате обучения: что будет уметь делать учащийся, в каких условиях, с какими объектами. Промежуточные результаты: - R - знание – какие мыслительные операции будет производить обучаемый, над какими объектами (содержание); - R – навык – в каких условиях обучаемый сможет выполнять мыслительные операции (уровень).

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ПЛАН Организация образовательного процесса на возрастных особенностях. Если: - Предшкола – это подготовка к школе; - Школа – это подготовка в ВУЗ; - ВУЗ – это подготовка к работе; - Работа – это подготовка к пенсии; - Пенсия - это? Детство – это?

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ) Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - постановка вопросов; - разрешение конфликтов; - управление поведением партнера; - умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Структура. Межличностное общение (ориентация в личностных особенностях партнера, его позиции в общении и взаимодействии, учет разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.), действия, направленные на кооперацию – совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты), действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Условия формирования. Внедрение разнообразных форм сотрудничества и общения в контексте как учебной, так и внеучебной деятельности: парная и групповая работа, дискуссии, проектная деятельность.

ОБЩЕНИЕ Коммуника- тивная сторона (обмен информацией) Интерактивная сторона (взаимодейст- вие в совместной деятельности) Перцептивная сторона (восприятие и понимание другого)

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ Не одностороннее движение информации от субъекта к объекту, а активный обмен значимой информацией, которая понята, осмыслена, переработана Обмен информацией предполагает воздействие на партнера, в целях изменения его поведения

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь когда оба участника общения обладают единой или схожей системой кодирования и декодирования В условиях коммуникации периодически возникают коммуникативные барьеры, которые носят социальный и психологический характер

МНОГОКРАТНОЕ ПЕРЕКОДИРОВАНИЕ ТЕКСТ вторичный ТЕКСТ внешний ТЕКСТ код интеллекта Инновационный подход 1. Структура 2. Текст Традиционный подход 1. Текст 2. Структура ПОНИМАНИЕ

ИНТЕРАКЦИЯ Физическая активность Социальная активность Познавательная активность

ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ Меняют рабочее место, пересаживаются; Говорят; Пишут; Слушают; Рисуют; И т.д.

СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ Задают вопросы; Отвечают на вопросы; Обмениваются мнением; И т.д.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ Вносят дополнение или поправки в изложение учителя; Выступают как один из источников опыта; Сами находят решение проблемы; И т.д.

МЕЖЛИЧНОСТНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ Эмпатия – умение сопереживать; Уважение – принятие учащихся как конструктивной личности; Искренность – умение учителем открыто проявлять свои чувства; Конкретность коммуникации – умение точно описать свои переживания и желания

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ) Познавательные – общеучебные: - самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания; - выбор наиболее эффективных способов решения задач; - рефлексия способов и условий действий; - смысловое чтение; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; - моделирование (графическая или знаково-символическая форма предъявления информации); - преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих эту модель.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ) Познавательные – логические: - анализ объектов с целью выделения признаков; - синтез; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Познавательные – постановка и решение проблем: - формулирование проблем; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Структура. Исследовательские действия (поиск информации и исследование), сложные формы опосредствования познавательной деятельности, переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение), элементы комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико- дедуктивного интеллекта, работа с научными понятиями и освоение общего приема доказательства как компонента логического мышления.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Условия формирования. Включение учащихся в исследовательскую деятельность, предполагающую: 1. Создание условий для возникновения вопросов и проблем у учащихся (стимулирование творческого звена мыслительного процесса). 2. Рефлексия мыслительного процесса, достижение высокого уровня понимания решения. 3. Обеспечение эмоционального благополучия детей. 4. Удовлетворение познавательной потребности. 5. Удовлетворение потребности в межличностном общении. 6. Развитие способности к самоуправлению своей деятельностью – рефлексивной саморегуляции. 7. Дифференциация и индивидуализация содержания обучения. 8. Дифференциация и индивидуализация помощи учителя учащимся.

ОБУЧЕНИЕ РЕШЕНИЮ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ Одним их важнейших познавательных универсальных действий названо умение решать проблемы или задачи. Данное универсальное умение формируется на основе общего приема решения задач, который в свою очередь рассматривается как модельное универсальное действие для всей системы познавательных действий

ЗАДАЧА О ЛЮБОПЫТНОЙ МУХЕ Из пунктов А и В выезжают навстречу друг другу два велосипедиста. Они движутся с одинаковой скоростью по 15 км/ч. Когда между ними остается 300 км, с плеча велосипедиста «А» слетает «любопытная» муха и летит навстречу велосипедисту «В»; так как она летит со скоростью 20 км/ч, она встречается с ним раньше, чем велосипедист «А». Заинтересованная пробегом муха летает от одного велосипедиста к другому, пока они не встретятся. Спрашивается, какой путь проделала муха?

ОБЩИЙ ПРИЕМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ «включает: знания этапов решения (процессов), методов (способов) решения, типов задач, оснований выбора способа решения, а также владение предметными знаниями: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями».

КОМПОНЕНТЫ ОБЩЕГО ПРИЕМА 1) Анализ текста задачи (семантический, логический, математический); 2) Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств; 3) Установление отношений между данными и вопросом; 4) Составление плана решения; 5) Осуществление плана решения; 6) Проверка и оценка решения задачи.

ФОРМИРОВАНИЕ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ОБЩЕГО ПРИЕМА РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ - фиксированным набором типов задач, которые выступают в качестве ключевых; - формированием умения решать эти ключевые задачи в логике укрупнения дидактических единиц (прямые и обратные задачи); - сопровождением четкими алгоритмами их решения и описанием процесса рассуждения (анализ текста и моделирование, механизм перевода в знаково-символическую форму).

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ) Личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - смыслообразование (установление связи между целью деятельности и ее мотивом, какое значение и какой смысл для меня имеет обучение); - нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания.

ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Структура. Смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения, Я-концепция и самооценка, моральное сознание и ориентировка учащихся в сфере нравственно- этических отношений.

ЛИЧНОСТНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Условия формирования. Организация деятельности учащихся через отбор и структурирование учебного содержания, организация ориентировочной деятельности учащихся и учебного сотрудничества. Раскрытие перед учащимися личностного смысла самого процесса учения (для чего и ради чего они учатся), значимость учения в школе для реализации профессиональных планов, социальной карьеры, межличностных и ролевых отношений в социальной практике взрослой жизни. Организация как предметной учебной деятельности учащихся, так и системы социальных взаимодействий и учебного сотрудничества. Организация рефлексии учащимися своего отношения к учению, его результатам, самому себе как сущностному «продукту» преобразующей учебной деятельности. Проектирование новых типов учебной деятельности и учебного сотрудничества учащихся, задающих новые уровни мотивации.

МОРАЛЬНЫЕ ИНСТАНЦИИ (Л.И.Божович) Базовые потребности личности (цели самореализации) Требования образовательного процесса (образовательные цели) Внутренняя мотивация

Эмпирическое знание Вырабатывается при сравнении предметов и представлений о них, что позволяет выделить в них одинаковые, общие свойства; Отражает внешние свойства предметов; Конкретизируется подбором иллюстраций, примеров, входящих в соответствующий формально выделенный класс; Фиксируется в слове-термине Теоретическое знание Возникает на основе анализа роли и функций некоторого отношения вещей внутри расчлененной системы; Отражает внутренние отношения и связи предметов; Конкретизируется путем выведения и объяснения частных проявлений системы из ее всеобщего основания; Фиксируется в способах умственной деятельности ТИПЫ ЗНАНИЯ

Условия, «вынуждающие» ученика действовать правильно (П.Я.Гальперин) Условия, обеспечивающие построение и правильное выполнение учеником нового способа действия Условие, обеспечивающее «отработку», то есть воспитание желаемых свойств способа действия Условия, позволяющие уверенно и полностью переносить выполнение действий из внешней предметной формы в умственный план

ТРЕХКОМПОНЕНТНАЯ МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИИ обеспечивает хранение, упорядочение и преобразование наличной и поступающей информации, способствует воспроизведению в психике познающего субъекта устойчивых закономерностей его окружений обеспечивает продуктивность совместной деятельности и общения, способность понимать себя и других в условиях динамики психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды обеспечивает способность быть субъектом деятельности и успешно управлять ею «на основе анализа и осознания уже выполненных ранее деятельностей и полученных в них продуктов» (Г.П.Щедровицкий)

КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Ориентировано на результат: - R – что будет уметь делать человек после завершения обучения; - R – компетенции – способность целостного использования в деятельности освоенных знаний, умений, опыта и ценностных установок; - R – не в образовательной среде, а в сфере личностных приращений.

ЗНАНИЕ Сокращается «жизненный цикл» знаний, умений, профессий; В деятельности ценность имеют не знания человека как таковые (какую школу закончил, какой аттестат получил) и не то, какие умения он освоил, а то, насколько эффективно он способен актуализировать совокупность этих знаний и умений в реальной деятельности

СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА Не более 25% учебного времени на изучение теории

СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НОВОГО КАЧЕСТВА Ясное описание результатов обучения, а вся деятельность по реализации обучения (учебный процесс) направлена на достижение и оценку четко описанных результатов. В этом случае обучение становится прозрачным (для обучающегося и родителя)

Система, основанная на освоении программы Система, основанная на результатах Разработка программыОпределение результата Обучение в рамках образовательной программы Сценирование процесса обучения (обеспечение среды) Оценка результатаОценка деятельности (достижений) обучающихся относительно результата Определение необходимого дополнительного обучения Оценка деятельности относительно результата ( и т.д. пока не будет достигнут R)

КОПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС Позволяет строить индивидуальные планы обучения самому обучаемому (не «штудирование» программ, а рефлексия результата); Нацеленность на результат позволяет легко адаптировать процесс обучения к изменяющимся условиям (изменился R – изменяем сценарий); Требует переосмысления функций преподавателя и создание инновационных методик обучения, обеспечивающих образовательную среду, а не «дрессуру»

Теорема Т.Гилберта «Для каждой конкретной деятельности недостаток эффективности (компетентности) имеет в качестве причины изъян в поведенческом репертуаре (знание, способности, мотивы) или в среде (информация, инструменты, стимулы), поддерживающей данный репертуар, или и в том и другом».

ТРЕХМЕРНАЯ МОДЕЛЬ УЧЕБНО- ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТЕКСТНОГО ТИПА

КОМПЕТЕНТНОСТНО-КОНТЕКСТНАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ЯВЛЕНИЕ (ОБЪЕКТ) ПОСТУПОК СИТУАЦИЯ СЦЕНАРИЙ СЦЕНИРОВАНИЕ ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ СТРУКТУРА НАРРАТИВ СМЫСЛ ГЕНЕЗИС

РЫБАКИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА, доцент кафедры современных технологий и качества образования ЦРО г.о.Смара Эл. почта: