В низенькой светёлке огонёк горит. Молодая пряха у окна сидит. Молода, красива, карие глаза, По плечам развита русая коса (русская народная песня)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внешний вид музея МБОУ Насонтовской ООШ. « Прялка ручная»
Advertisements

Тема урока: « Конструкция и декор прялки » Презентацию подготовила Учитель изобразительного искусства и МХК Гильдт Валентина Степановна МОУ КСШ с. Крестьянка.
ЗАДАЧИ: Дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно- тематической композиции в её украшении. Воспитывать уважительное отношение к своим.
Автор Шиян Владлен ученик 8 класса МБОУ «СОШ 4 им. А.М. Горького» Петропавловск- Камчатский МУЗЕЙ старинных вещей.
МОУ СОШ 5 г.Нефтеюганска Урок изобразительного искусства в 5 классе Тема: Учитель изобразительного искусства Кавеева Алевтина Александровна.
Нарядно расписанная прялка рассказывает нам о далёком, давно забытом времени. Русская деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонёк чуть брезжит.
Пряха В низенькой светелке Огонек горит, Молодая пряха Под окном сидит. Молода, красива, Карие глаза, По плечам развита Русая коса. Русая головка, Думы.
Автор: учащаяся 6 класса МОУ «СОШ с. Брыковка Духовницкого района Саратовской области» Уразова Яна I региональный метапредметный конкурс проектов и исследовательских.
Основные виды старинных русских женских ремесел ПРЯДЕНИЕ И ТКАЧЕСТВО Народный умелец – научный сотрудник музея, преподаватель «Школы ремесел» - Карцева.
Цели урока: Познавательно- практические: - использование разных приемов обработки изделия. - формирование умения создавать изображения по собственному.
Прялка исследовательская работа Колупаевой Арины ученицы 2 Б класса МБОУ СОШ 3, г.Петровск, Саратовской области. Руководитель: Тимощук Светлана Васильевна.
История прялки. Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. «Пряслице» - так называлась прялка в Древней Руси.
Автор работы : Забелина Юлиана, ученица 4 « А » класса МБОУ « СОШ 1» г. Петровска Саратовской области » Руководитель : Казакова Майя Геннадиевна, учитель.
Загадка "Стригли, щипали, а после чесали, Чисто, пушисто – к доске привязали!" ПРЯЛКА.
Экспозиции музея. Серп Серп ручное сельскохозяйственное орудие, жатвенный нож. Появился в эпоху неолита как орудие для собирания дикорастущих злаков.
Урок изобразительного искусства 5 класс I четверть Тема: «Конструкция и декор предметов народного быта»
Эйхман А. А., учитель ИЗО, искусства МАОУ « СОШ 25», г. Сыктывкар, Республика Коми. Презентация составлена с использованием материалов ( репродукций ),
Технология. 5 класс. Основные понятия: материаловедение.
Презентация для 6 класса коррекционной школы Подготовила учитель изо Афанасьева Ю. В. ГБОУ СКОШ 530 г. Москва.
Урок изобразительного искусства 5 класс 5 класс I четверть Тема: «Внутренний мир русской избы» Презентацию подготовила учитель изобразительного искусства.
Транксрипт:

В низенькой светёлке огонёк горит. Молодая пряха у окна сидит. Молода, красива, карие глаза, По плечам развита русая коса (русская народная песня)

Цель: изучение деревянных изделий русского народа, воспитание любви и уважение к своим истокам, к Малой Родине. Нарядно расписанная прялка рассказывает нам о далёком, давно забытом времени. Русская деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонёк чуть брезжит из окна. Мерцающий свет лучины едва освещает сидящую женщину. Перед нею прялка с куделью, в руке веретено…

Изготовление прялки начиналось с самого первого этапа заготовки дерева. Считалось, что далеко не каждое дерево пригодно для ее изготовления. Неправильно выбранное дерево могло принести несчастье для ее владелицы, поэтому для его выбора приглашались «знающие» люди. Дерево, предназначенное для изготовления прялки, должно быть обязательно «живым». Непригодными считались деревья, у которых на коре имелась выпуклость, сучья которых растут вдоль ствола, также деревья с двумя вилокообразными вершинами (существовало поверье, что у них «два сердца»). После выбора дерева, наступало время его заготовки. Обычно это делалось зимой, в морозный день, когда дерево спит, чтобы не навредить «душе», затем приступали к изготовлению и украшению прялки. Из чего изготавливали прялку? Из ствола осины или липы вырубали лопасть, а из корня - донце.

Прялка- орудие для ручного прядения Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными прядильщицами, что по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество. Через прялку передавали новорожденную крестной матери; клали прялку в колыбель девочки. Личную, подписанную прялку не давали взаймы, иначе, как считали будет несчастье. Парень, написавший на прялке девушки свое имя, обязан был на ней жениться. Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку. Без прялки невозможно представить быт русского человека. Прялка была и орудием и оберегом. При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды. Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день примерно 300 метров, а чтобы получить около 15 метров ткани, нужно было спрясть не менее 20 тысяч метров пряжи.

Донце прялки – это нижняя часть прялки, на которой сидела девушка во время прядения. Как правило, вырезалась из осины или липы

Типы прялок по способу изготовления 1.Составные 2.Корневые

Гребневая составная прялка с донцем. Городецкая роспись веретено Особое место занимает подготовка волокнистой массы и формирование из неё ленты. Рыхление спрессованная масса разделяется на мелкие клочки для лучшего перемешивания и очистки от сорных примесей. Смешивание разрыхление волокон из различных партий между собой для того, чтобы получить больше однородных по свойствам партий сырья, для получения пряжи с определенными свойствами. Трепание обеспечивает дальнейшее разрыхление и очистку волокон от сорных примесей. Чесание происходит разъединение мелких клочков и пучков волокнистой массы на отдельные волокна. Удаляют оставшиеся после процесса рыхления и трепания мелкие примеси, формируют ленту или ровницу. Предпрядение постепенное вытягивание ленты в ровницу и наматывание на паковку заданной формы и размеров. Прядение - окончательное утонение ровницы и скручивание; намотка пряжи на паковку.

Обработка волокна, прядение и ткачество: 1 - часть льномялки; 2 - веретено; 3 - шиферное пряслице; 4 - гребень от прялки; 5 - гребенка для расчесывания льна, конопли и шерсти; 6 - игла для плетения; 7 - шпилька от прялки; 8 - юрок; 9 - педаль от прялки; 10 - крюк от ткацкого станка

Трепало Веретено Челнок Прялка Городки Лопасть (лопаска) Ножка Серьги Донце Основные элементы прялки Пермогорская прялка

Донце прялки с городецкой росписью

ЛОПАСТЬ ЛОПАСКА вертикальная часть прялки, к которой привязывалась кудель Существует несколько способов прядения: - Сучение волокон между ладонями - Сучение волокон о поверхность с использованием веретена - С использованием прялки - С использованием специальных прядильных машин, которые уже более современны и механизированы.

Прорезные прялки Прялки бывают разных размеров, формы, они сделаны из разных пород дерева, имеют разнообразный стиль исполнения. От искусно инкрустированной полудрагоценными камнями и слоновой костью до простой без украшений, или современной высокотехнологичной электрической прялки. Теремковые прялки

Самопрялка вертикальная Самопрялка горизонтальная Прядение с использованием прядильных машин производится в 3 этапа, при этом каждый этап имеет свои процессы: Рукой поворачивается колесо и через ремень, вращение передаётся веретену. Левой рукой подаются волокна к острому концу веретена, правой прокручивается колесо. Когда нить увеличится на длину руки, её наматывают на стержень веретена и прядут дальше. Скорость прядения на самопрялке быстрее, чем на Прялке-донце. На Руси самопрялки разделяли на русские (стояки) и чухонки (лежаки). У русских колесо располагалось перпендикулярно полу, у чухонок под углом.

Прялка работает как велосипед. Когда ноги стоят на педалях. Рычаг поворачивает вал, который вращает колесо. Когда колесо вращается, ремень вращает головку, катушку или их вместе. Это вращение передается волокну и скучивает его в нить. Современные прялки оснащены новым типом крючка, который перемещается по лапке головки и позволяет прядильщице выбрать необходимое ей положение для равномерного заполнения катушки. В дар музею были подарены экспонаты 6, 12, 15, от Водолазовой Евдокии Григорьевны и переданы Водолазовой Людмилой Ивановной.

Ручной ткацкий станок Принцип действия ручного ткацкого станка состоял в следующем: одна перекладина крепилась к шесту или дереву, другая к ремню, охватывавшему спину женщины. С помощью ремня поддерживали необходимое натяжение одной половины. После завершения одной половины устройство переворачивали и начинали ткать с другой стороны. Уточная нить вплеталась вручную.

Старинный ткацкий станок Наиболее распространенным был деревянный ткацкий станок – кросна без челночных коробок с ремизками (нитченками) и короткими подножками – цепами. Вдоль ткацкого станка натягивались нити основы, которые с помощью специального устройства – ремизы – раздвигались в разные стороны. В образовавшийся зев с помощью челнока прокладывалась нить утка, которая прибивалась к ткани бердом. С помощью этого примитивного оборудования искусные мастерицы и теперь ткут разнообразные изделия, применяя простые и сложные приемы ткачества

Мы рассказали вам о деревянных предметах быта и орудиях труда человека, имеющихся в экспозиции нашего школьного краеведческого музея, которые уже вошли в историю развития быта человека. Казалось бы, они безвозвратно ушли, но за ними стоят обычаи, традиции, богатая художественная культура русского народа. «Велик и вечен народ, который помнит свое прошлое и чтит своих предков!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Экскурсоводы Мастерских Татьяна и Клютко Юлия

Список использованной литературы: Горяева Н.А. «Декоративно прикладное искусство в жизни человека» Москва «Просвещение» 2006 Горяева Н.А. «Первые шаги в мире искусства» Москва «Просвещение» 1991 Горяева Н.А. «Методическое пособие к учебнику» Москва «Просвещение» 2003 Неменский Б.М. «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение» 2004 Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд. Программа» Москва «Просвещение» 2005