INTEGRATED INFORMATION SYSTEM OF UNIVERSITY MANAGEMENT (IISUM) Experience of Sumy State University Vladislav V. Khomenko v.khomenko@cis.sumdu.edu.ua DEVELOPMENT.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
2-3 февраля 2010 г. Разработка решения для управления высшим учебным заведением на платформе «1С:Предприятие 8.2» Шульгин Андрей Олегович Ставропольский.
Advertisements

Информационные системы управления Информационное пространство учреждения образования ИПКиП 2011г.
Из проекта ГОС по направлению «Прикладная информатика» © МЭСИ, 2006.
Технический проект системы Технический проект системы - это техническая документация, содержащая общесистемные проектные решения, алгоритмы решения задач,
Информационные системы Тема: «Классификация информационных систем» Е.Г. Лаврушина.
Информационная система УНИВЕРис. Цель создания информационной системы обеспечить руководство университета и его подразделения эффективным инструментарием.
Информационные системы в экономике Лекция 1. Основные понятия и определения Автоматизированная информационная система это совокупность технических программных.
ИТ-ОТДЕЛ МЕДИЦИНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. СТРУКТУРА, ЗАДАЧИ, УПРАВЛЕНИЕ РАБОТОЙ Научно-практическая конференция «Информационные технологии в практическом здравоохранении»
Организационное проектирование системы управления персоналом Основы управления персоналом Лекция 5.
Модель административных регламентов в системе электронного документооборота Константин Зуев Статс-секретарь, заместитель председателя ФКЦБ России 24 октября.
«Новые ориентиры развития вузовской библиотеки в информационно- образовательной среде региона» Федореева Л.В., председатель методического объединения вузовских.
О развитии электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Сентябрь 2013.
Предмет и задачи информационного менеджмента Тема 2.
Вашему вниманию представляется работа: «Применение информационных технологий в управлении корпоративными финансами» «Применение информационных технологий.
Информационная безопасность Лекция 3 Административный уровень.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
«1С:Документооборот 8». Зачем автоматизировать документооборот? Единая информационная база документов Возможность параллельного выполнения операций Непрерывность.
Лекция 2 Принципы создания, классификация, состав и структура ЭИС.
1 Выполнила: студентка группы Ма1-07 Александрова Д. Специальность: «Маркетинг» Дисциплина: «И нформационные системы в профессиональной деятельности» Тема:
Формирование инновационной политики и осуществление инновационных программ.
Транксрипт:

INTEGRATED INFORMATION SYSTEM OF UNIVERSITY MANAGEMENT (IISUM) Experience of Sumy State University Vladislav V. Khomenko DEVELOPMENT AND SUPPORT

University Education- methodical component Scientific- research component Financial- economic component Administrative- economic component Extracurricular educational component Quality rating of specialist National standards, rules International standards, rules Applicant Specialist DOCUMENT-ORIENTED APPROACH AND STRUCTURE OF THE IISUM

Support of management for teaching and research activities Support for library management Storage and search of educational, methodical and research literature Support for electronic documents flow and communications Documents storage Support of process knowledge checking of applicants and students Tests storage Support for learning process Providing work of teacher and student with the methodical and learning materials, simulators DOCUMENT-ORIENTED APPROACH AND STRUCTURE OF THE IISUM

Управление – обеспечение поставленной цели при условии реализации следующих функций: организационной, плановой, учетной, анализа, контрольной, стимулирования. Организационная функция заключается в разработке организационной структуры и комплекса нормативных документов: штатного расписания фирмы, отдела, лаборатории, группы и т.п. с указанием подчиненности, ответственности, сферы компетенции, прав, обязанностей и т.п. Чаще всего это излагается в положении по отделу, лаборатории или должностных инструкциях. Планирование (плановая функция) состоит в разработке и реализации планов по выполнению поставленных задач. Например, бизнес-план для всей фирмы, план производства, план маркетинговых исследований, финансовый план, план проведения научно-исследовательской работы и т.д. на различные сроки (год, квартал, месяц, день). Учетная функция заключается в разработке или использовании уже готовых форм и методов учета показателей деятельности фирмы: бухгалтерский учет, финансовый учет, управленческий учет и т.п. В общем случае учет можно определить как получение, регистрацию, накопление, обработку и предоставление информации о реальных хозяйственных процессах. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

DOCUMENT-ORIENTED APPROACH AND STRUCTURE OF THE IISUM Анализ или аналитическая функция связывается с изучением итогов выполнения планов и заказов, определением влияющих факторов, выявлением резервов, изучением тенденций развития и т.д. Выполняется анализ разными специалистами в зависимости от сложности и уровня анализируемого объекта или процесса. Анализ результатов хозяйственной деятельности фирмы за год и более проводят специалисты, а на уровне цеха, отдела - менеджер этого уровня (начальник или его заместитель) совместно со специалистом- экономистом. Контрольная функция чаще всего осуществляется менеджером: контроль за выполнением планов, расходованием материальных ресурсов, использованием финансовых средств и т.п. Стимулирование или мотивационная функция предполагает разработку и применение различных методов стимулирования труда подчиненных работников. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Принятие решения - акт целенаправленного воздействия на объект управления, основанный на анализе ситуации, определении цели, разработке программы достижения этой цели.

DOCUMENT-ORIENTED APPROACH AND STRUCTURE OF THE IISUM Операционный (нижний) уровень управления обеспечивает решение многократно повторяющихся задач и операций и быстрое реагирование на изменения входной текущей информации. На этом уровне достаточно велики как объем выполняемых операций, так и динамика принятия управленческих решений. Этот уровень управления часто называют оперативным из-за необходимости быстрого реагирования на изменение ситуации. На уровне оперативного (операционного) управления большой объем занимают учетные задачи. Функциональный (тактический) уровень управления обеспечивает решение задач, требующих предварительного анализа информации, подготовленной на первом уровне, На этом уровне большое значение приобретает такая функция управления, как анализ. Объем решаемых задач уменьшается, но возрастает их сложность. При этом не всегда удается выработать нужное решение оперативно, требуется дополнительное время на анализ, осмысление, сбор недостающих сведений и т.п. Управление связано с некоторой задержкой от момента поступления информации до принятия решений и их реализации, а также от момента реализации решений до получения реакции на них. Стратегический уровень обеспечивает выработку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей организации. Поскольку результаты принимаемых решений проявляются спустя длительное время, особое значение на этом уровне имеет такая функция управления, как стратегическое планирование. Прочие функции управления на этом уровне в настоящее время разработаны недостаточно полно. Часто стратегический уровень управления называют стратегическим или долгосрочным планированием. Правомерность принятого на этом уровне решения может быть подтверждена спустя достаточно длительное время. Могут пройти месяцы или годы. Ответственность за принятие управленческих решений чрезвычайно велика и определяется не только результатами анализа с использованием математического и специального аппарата, но и профессиональной интуицией менеджеров. СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

DOCUMENT-ORIENTED APPROACH AND STRUCTURE OF THE IISUM Пирамида уровней управления, отражающая возрастание власти, ответственности, сложности и динамику принятия решений СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

DOCUMENT-ORIENTED APPROACH AND STRUCTURE OF THE IISUM СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

DOCUMENT-ORIENTED APPROACH AND STRUCTURE OF THE IISUM При построении комплексной ИС территориально-распределенной организации с постоянно совершенствующимися внутренними и внешними процессами возникают определенные проблемы. - во-первых, какие данные и как разместить в узлах распределенной БД и как организовывать между ними репликацию. - во-вторых, распределенная БД крупной организации содержит сотни и более сущностей и связей между ними, описанные отношениями реляционной модели. Как в такую БД вносить изменения без серьезных трудозатрат. В тоже время, территориально-распределенные организации успешно функционируют, применяя «ручную» ИС, элементами которой являются документы и люди, их обрабатывающие. Вся совокупность форм документов и схем их перемещения и хранения составляет информационное обеспечение системы управления. Анализ показывает, что документ является необходимой и достаточной информационной единицей для хранения и передачи данных во внутренних и внешних процессах организации. Воспользовавшись понятием документ немного изменим подход к проектированию БД. Все документы организации разделим на две большие группы. В первую группу войдет особый вид документов, позиции которого содержат наименование и коды сущностей в различных системах кодирования. Обычно это различные классификаторы и словари организации. Во вторую группу войдут остальные документы. Для определенности документы первой группы будем называть «классификаторы», а второй – «документы». Представим всю БД как совокупность информационных объектов (ИО) сгруппированных в узлах вычислительной сети. ИО это экземпляр класса, входящего в одну из двух иерархий: классы классификаторов и классы реестров документов. Между ИО могут быть следующие связи: классификатор-классификатор, документ-классификатор, документ-документ. Применяя модель ИО, соответствующих классификаторам и реестрам документов мы достаточно легко можем построить распределенную ИС. Анализируя документооборот организации видно, какие документы, какими подразделениями обрабатываются и, соответственно, по каким узлам и как необходимо распределить ИО. В качестве единицы репликации между узлами будет выступать электронный документ, например в формате XML, JSON. Т.к. данная модель обеспечивает более высокий уровень абстракции данных ИС проще разрабатывать и вносить в неё изменения

INFORMATION-ANALITICAL SYSTEM «UNIVERSITY» DOCUMENT-ORIENTED APPROACH AND STRUCTURE OF THE IISUM

1. Управление претендентами и абитуриентами 1.1Учебные карточки учеников профильных классов 1.2Учебные карточки слушателей подготовительных курсов 1.3Учебные карточки слушателей подготовительного отделения 1.4Личные дела абитуриентов 1.5Протоколы допуска и рекомендаций 1.6Экзаменационные группы 1.7Экзаменационные листы 1.8Конкурс по направлениям подготовки 1.9Приказы на зачисление и отчисление 1.10Лицензионные объемы и планы приема 1.11Правила приема 1.12Интеграция с системой «Тестирование» 1.13Интеграция с системой EDBO МОН Украины INFORMATION-ANALITICAL SYSTEM «UNIVERSITY» DOCUMENT-ORIENTED APPROACH AND STRUCTURE OF THE IISUM

2. Управление студентами и аспирантами 2.1Учебные карточки студентов и аспирантов 2.2Учебные группы 2.3Приказы по движению контингента 2.4Журналы учета успеваемости 2.5Ведомости учета успеваемости 2.6Журналы выдачи дипломов 2.7Посещение спортивных секций 2.8Проживание в общежитии 2.9Регистрационные карточки иностранных граждан 2.10Заявления студентов на выбор дисциплины по выбору 2.11Распоряжения по дисциплинам по выбору студента 2.12Приказы на назначение стипендии, материальной помощи, поощрения 2.13Приказы на прохождение практики 2.14Приказы на закрепление темы и руководителя 2.15Журналы выдачи направлений на работу 2.16Каталог комнат в общежитиях 2.17Интеграция с системой «Тестирование» 2.18Интеграция с системой e-Learning 2.19Интеграция с системой «1С Бухгалтерия» 2.20Интеграция с системой EDBO МОН Украины INFORMATION-ANALITICAL SYSTEM «UNIVERSITY» DOCUMENT-ORIENTED APPROACH AND STRUCTURE OF THE IISUM

3. Управление учебным процессом 3.1Отраслевые стандарты высшего образования 3.2Базовые учебные планы 3.3Базовые графики учебного процесса 3.4Рабочие учебные планы 3.5Рабочие графики учебного процесса 3.6Рабочие программы учебных дисциплин 3.7Объем учебных поручений кафедры 3.8Распределение учебных поручений по преподавателям 3.9Приказы на почасовую оплату учебной работы 3.10Карточки учета выполнения работы на условиях почасовой оплаты 3.11Карточки занятости аудиторий, преподавателей и групп (расписание) 3.12Расчет рейтинговых показателей факультетов и кафедр 3.13Каталог учебно-методических материалов 3.14Каталог учебный аудиторий 3.15Интеграция с системой e-Learning 3.16Интеграция с системой «1С Бухгалтерия» 3.17Интеграция с системой «УФД/Библиотека» INFORMATION-ANALITICAL SYSTEM «UNIVERSITY» DOCUMENT-ORIENTED APPROACH AND STRUCTURE OF THE IISUM

4. Управление финансами 4.1Договора на обучение 4.2Ведомости начисления оплаты за обучение 4.3Договора на научные исследования и разработки 4.4Акты выполнения научных исследований и разработок 4.5Карточки субсчетов подразделений 4.6Документы движения средств по субсчетам подразделений 4.7Ведомости распределения средств по субсчетам подразделений 4.8Правила распределения средств по субсчетам подразделений 4.9Расчет себестоимости обучения 4.10Тарифы по стипендии 4.11Интеграция с «1С Бухгалтерия» INFORMATION-ANALITICAL SYSTEM «UNIVERSITY» DOCUMENT-ORIENTED APPROACH AND STRUCTURE OF THE IISUM

5. Управление персоналом 5.1Личные дела сотрудников 5.2Приказы по движению контингента 5.3Приказы на материальную помощь и поощрения 5.4Больничные листы 5.5Заявления на отпуск 5.6Повышение квалификации преподавателей 5.7Интеграция с «1С Бухгалтерия» INFORMATION-ANALITICAL SYSTEM «UNIVERSITY» DOCUMENT-ORIENTED APPROACH AND STRUCTURE OF THE IISUM

6. Управление документами и справочниками 6.1Организационная структура 6.2Командировочные удостоверения 6.3Внутренние нормативные документы 6.4Внешние нормативные документы 6.5Карточки регистрации документов 6.6Решения ученого, научно-методического, научно-технического совета 6.7Контроль исполнения документов, решений, поручений 6.8Каталог контингента 6.9Каталог контрагентов 6.10Классификаторы и словари 6.11Интеграция с системой электронной почты INFORMATION-ANALITICAL SYSTEM «UNIVERSITY» DOCUMENT-ORIENTED APPROACH AND STRUCTURE OF THE IISUM

7. Аналитические сервисы 7.1Анализ результатов ранжирования факультетов и кафедр 7.2Анализ методического обеспечения учебных дисциплин 7.3Статистические и аналитические формы INFORMATION-ANALITICAL SYSTEM «UNIVERSITY» DOCUMENT-ORIENTED APPROACH AND STRUCTURE OF THE IISUM

8. Информационные сервисы 8.1Анкета абитуриента 8.2Списки абитуриентов (рейтинговые, рекомендованных, зачисленных) 8.3Заявление студента на выбор дисциплины по выбору 8.4Расписание учебного процесса 8.5Табель преподавателя для учета почасовой работы 8.6Журнал преподавателя для учета успеваемости группы 8.7Отчет преподавателя 8.8Финансовое состояние научного договора 8.9Финансовое состояние субсчета подразделения 8.10Финансовое состояние договора на обучение 8.11Стоимость обучения 8.12Расчетный лист по заработной плате 8.13Нормативные документы 8.14Шаблоны документов 8.15Архив документов 8.16Контроль исполнения документов 8.17Научные публикации 8.18Научные разработки и услуги 8.19Телефонный справочник INFORMATION-ANALITICAL SYSTEM «UNIVERSITY» DOCUMENT-ORIENTED APPROACH AND STRUCTURE OF THE IISUM

Все подсистемы соответствуют требованиям комплексной системы защиты информации и делятся на 3 типа: – внутренние операционные подсистемы – подсистемы (1–6), доступные только из локальной сети, пользователи данных подсистем имеют только авторизованный доступ в соответствии со своими функциональными ролями и выполняют свои задачи согласно с регламентами работ; – внутренние аналитические подсистемы – подсистемы (7), доступные только из локальной сети, пользователи данных подсистем имеют только авторизованный доступ в соответствии со своими функциональными ролями и выполняют свои задачи согласно с возникающими у них потребностями; – внешние подсистемы – подсистемы (8), доступные из сети Интернет, пользователи данных подсистем могут иметь авторизованный и не авторизованный доступ и выполняют свои задачи согласно с возникающими у них потребностями. INFORMATION-ANALITICAL SYSTEM «UNIVERSITY» DOCUMENT-ORIENTED APPROACH AND STRUCTURE OF THE IISUM

Complex subsystem Educational process DOCUMENT-ORIENTED APPROACH AND STRUCTURE OF THE IISUM

Management functions Functionality of modules Graphics of educational process CurriculumDeans office Optional disciplines Stipend Planning Analysis -students contingent statistic; -contingents movement statistic; -examinations results statistic; -academic disciplines success statistic. -form for the analysis of the students distribution for option disciplines. Sorting, searching and filtering (selection) data for certain conditions Checking -control for the number of hours per week in module cycle; -visual control for the curricula totals. -control for order creation by success and contract payment rate; -control for information by curriculum and numbers of re-takes; -forms for visual control for students success. -control for number of students limits for option disciplines. -visual control for the totals of the order. authorization of users in the system, log for users actions Recording -input, registration and saving of basic and work graphics; -automated generation of work graphics according to basic graphics; -generation of printing forms for basic, work and semester graphics and time budget. -input, registration and saving of basic and work curriculums; -automated generation of work curriculums according to basic curriculums and graphics; -generation of printing forms for basic, work and semester curriculums, departments loading. -input, registration and saving of study cards of students, success records, contingent orders; -automated generation of orders for transfer, expulsion, graduation; -automated generation of main and additional information about success; -generation of printing forms for orders, information from study cards of students, lists, addendums to diploma etc.; -data export to DP input, registration and saving of students applications and instructions ; -automated generation of instructions for students applications; -generation of printing form for instructions and students lists. -input, registration and saving for the appointment of scholarships, financial assistance and reward; -automated generation of orders for stipend; -generation of printing forms for orders; -export of orders to "1С accounting". operative messaging system Management functions of complex subsystem «Educational process» DOCUMENT-ORIENTED APPROACH AND STRUCTURE OF THE IISUM

Функции управления Функциональность модулей Графики учебного процесса Учебные планыДеканат Дисциплины по выбору Стипендия Планирование Анализ -статистика по контингенту студентов; -статистика по движению контингента; -статистика по результатам сессии; -статистика успеваемости по учебным дисциплинам. -форма для анализа распределения студентов по дисциплинам по выбору. сортировка, поиск и фильтрация (выборка) данных по определенным условиям Контроль -контроль количества часов в неделю в модульном цикле; -визуальный контроль итоговых показателей плана. -контроль формирования приказов по показателям успеваемости и оплате по контракту; -контроль формирования сведений по показателям учебного плана и количества пересдачи; -формы для визуального контроля успеваемости студентов. -контроль ограничения количества студентов по дисциплинам по выбору. -визуальный контроль итоговых показателей приказа. авторизация пользователей в системе, протоколирования действий пользователей Учет -ввод, регистрация и сохранение базовых и рабочих графиков; -автоматизированное формирование рабочих графиков на основе базовых графиков; -формирование печатных форм базовых, рабочих графиков и сводного бюджета времени. -ввод, регистрация и сохранение базовых и рабочих планов; -автоматизированное формирование рабочих планов на основе базовых планов и графиков; -формирование печатных форм базового, рабочего и семестрового планов, нагрузки кафедр. -ввод, регистрация и хранение учебных карточек студентов, ведомостей успеваемости, приказов по контингенту; -автоматизированное формирование приказов на перевод, отчисление, выпуск; -автоматизированное формирование основных и дополнительных сведений успеваемости; -формирования печатных форм приказов, сведений, выдержки из учебной карты, списков, приложения к диплому и т.д.; -экспорт информации в DP ввод, регистрация и хранение заявлений студентов и распоряжений; -автоматизированное формирование распоряжений по заявлениям студентов; -формирование печатной формы распоряжения и списки студентов. -ввод, регистрация и хранение приказов на назначение стипендии, материальной помощи и поощрение; -автоматизированное формирование приказов на стипендию; -формирования печатных форм приказов; -экспорт приказов в "1С Бухгалтерия". оперативный обмен сообщениями в системе Функции управления комплексной подсистемы Учебный процесс DOCUMENT-ORIENTED APPROACH AND STRUCTURE OF THE IISUM

Принцип системности есть основополагающим при создании, функционировании и развитии ИСУ. Он дает возможность рассматривать исследуемый объект как одно целое, выявлять на этом основании разнообразные типы связей между структурными элементами, которые обеспечивают целостность системы. Принцип развития состоит в том, что ИСУ создается с учетом возможности постоянного пополнения и обновление функций системы и видов его обеспечение. Предполагается, что автоматизированная система может наращивать свои вычислительные возможности, оснащиваться новыми техническими и программными средствами, быть способной постоянно расширятся и возобновлять состав задач и информационный фонд, который создается в виде баз данных. Принцип совместимости состоит в обеспечении способности взаимодействия ИСУ разных видов, уровней в процессе их общего функционирования. Реализация этого принципа дает возможность обеспечить нормальное функционирование автоматизируемых объектов, повысит эффективность управления предприятием, учреждением. Принцип стандартизации и унификации состоит в необходимости применения типовых унифицированных и стандартизированных элементов функционирования ИСУ. Внедрение в практику создания и развития ИСУ этого принципа дает возможность сократить временные, трудовые и стоимостные затраты на создание ИСУ с максимально возможным использованием накопленного опыта в формировании проектных решений и внедрении автоматизации проектных работ. Принцип эффективности состоит в достижении рационального соотношения между затратами на создание ИСУ и целевым эффектом, полученным при ее функционировании. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИСУ ARCHITECTURE AND PLATFORM DEVELOPMENT AND SUPPORT OF THE IISUM

Принцип первого руководителя предусматривает закрепление ответственности во время создания системы за заказчиком руководителем предприятия, учреждения, то есть будущим пользователем, который отвечает за ввод в действие и функционирование ИСУ. Принцип новых задач поиск постоянного расширения возможностей системы, усовершенствование процессов управления, получение дополнительных результативных показателей с целью оптимизации управленческих решений. Это может сопровождаться постановкой и реализацией на ЭВМ новых задач управления. Принцип автоматизации информационных потоков и документооборота предусматривает комплексное использование технических средств на всех стадиях прохождения информации от момента ее регистрации до получения результативных показателей и формирования управленческих решений. Принцип автоматизации проектирования имеет целью повысить эффективность самого процесса проектирования и создание ИСУ на всех уровнях, при этом обеспечивается сокращение временных, трудовых и стоимостных затрат за счет введения индустриальных методов. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИСУ ARCHITECTURE AND PLATFORM DEVELOPMENT AND SUPPORT OF THE IISUM

ID, NAME, … ID_0, GUID, … ID_1, ID_0, … ID_2, ID_1, … Классификатор Реестр документов ARCHITECTURE AND PLATFORM DEVELOPMENT AND SUPPORT OF THE IISUM DATA MODEL

ARCHITECTURE AND PLATFORM DEVELOPMENT AND SUPPORT OF THE IISUM XX_Document 1 XX_Document 2 XX_Document N XX_Registry 1 XX_Registry 2 XX_Registry N XX_Globals XX_GlobalsProcedure1() XX_GlobalsProcedure2() XX_GlobalsProcedureN() SERVERS OBJECTS: APPLICATION TASK XX_Document1 XX_Document1Detail1 XX_Document1Detail2 XX_Document1Procedure1() XX_Document1Procedure2() XX_Document1Detail1Procedure1() XX_Document1Detail1Procedure2()

ARCHITECTURE AND PLATFORM DEVELOPMENT AND SUPPORT OF THE IISUM X1_Globals X2_Globals X3_Globals X1_Document X2_Document X3_Document AS_Globals AS_GlobalsProcedure1() AS_GlobalsProcedure2() AS_GlobalsProcedureN() SERVERS OBJECTS: SUBSYSTEM SP_Catalog 1 SP_Catalog 2 SP_Catalog N

ARCHITECTURE AND PLATFORM DEVELOPMENT AND SUPPORT OF THE IISUM TDataModule -> TASClient TFrame -> TASViewer TForm -> TASDocument TFrame -> TASEditor TForm -> TASReport Client Viewer 1 Viewer 2 Viewer N Dialog 1 Dialog 2 Dialog N Dialog 1 Dialog 2 Dialog N Report 1 Report 2 Report N System CreateViewer() CreateClient() ShowDocument() ShowReport() ShowEditor() Editors Documents CLIENTS OBJECTS

ARCHITECTURE AND PLATFORM DEVELOPMENT AND SUPPORT OF THE IISUM CLIENTS ARCHITECTURE

ARCHITECTURE AND PLATFORM DEVELOPMENT AND SUPPORT OF THE IISUM SERVERS ARCHITECTURE

PROBLEMS AND SOLUTIONS IN THE IMPLEMENTATION OF SUBSYSTEMS OF THE IISUM

Concept and architecture of system Requirements to system Functional and information models Technical task Using system Regulations of work User training IT projects Development and deployment of subsystems and modules Introduction of changes IT support Administrating of system Advising users Functional department IT department ORGANIZATIONAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT AND SUPPORT OF THE IISUM

ИТ проект - совокупность процессов создания нового или модификации существующего ИТ продукта, может включать следующие виды работ: анализ требований заказчика, формирование технического задания, проектирование и реализация / приобретение, тестирование, внедрение / монтажно-наладочные работы и т.п.. ИТ поддержка - совокупность процессов поддержки функционирования ИТ продуктов, может включать следующие виды работ: консультирование и обучение пользователей, установка, настройка, администрирование, выявление и устранение дефектов реализации и т.п.. КАТЕГОРИИ РАБОТ

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT AND SUPPORT OF THE IISUM ИТ подразделения - структурные подразделения университета, основная деятельность которых направлена, в том числе, на участие в разработке единой ИТ политики и стратегии развития ИТ инфраструктуры университета, являются разработчиками единой архитектуры, принципов, стандартов и правил создания и поддержки информационно- телекоммуникационных систем, а также исполнителями системообразующих ИТ проектов, и которые обеспечивают соответствующую ИТ поддержку. ИТ группы - группы сотрудников и студентов университета, которые не являются работниками ИТ подразделений, которые сформированы на определенный срок для выполнения ИТ проектов и обеспечения соответствующей ИТ поддержки, и которые выполняют эти работы в рамках учебной, методической, научной и других видов основной деятельности, как плановые задачи. Экспертно-аналитическая ИТ комиссия - целью функционирования которой является анализ, контроль и мониторинг ИТ проектов университета, и на которую, в частности, возлагаются обязанности по определению ответственных за создание новых или модификацию существующих ИТ продуктов (исполнителей ИТ проектов) и ответственных за поддержание функционирования ИТ продуктов. Комиссия обязана определять ИТ проекты, которые могут быть переданы для выполнения студентами под руководством преподавателя в пределах учебной работы, рассматривать в дальнейшем результаты этих проектов и определять на конкурсной основе возможность их внедрения в деятельность университета. КАТЕГОРИИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT AND SUPPORT OF THE IISUM I категория - проекты, направленные на создание новых ИТ-продуктов согласно требованиям заказчика, которые обязательно рассматриваются ИТ-комиссиею, и для которых определяются ответственные за создание этих ИТ-продуктов; II категория - проекты, направленные на модификацию существующих ИТ-продуктов согласно требованиям заказчика, которые рассматриваются ИТ-комиссией только по решению председателя, и выполняются ответственными за модификацию этих ИТ- продуктов; II категория - проекты, направленные на модификацию существующих ИТ-продуктов согласно требованиям заказчика, которые рассматриваются ИТ-комиссией только по решению председателя, и выполняются ответственными за модификацию этих ИТ- продуктов; III категория - проекты, направленные на модификацию существующих ИТ-продуктов для исправления выявленных дефектов реализации или оптимизации характеристик функционирования, и которые выполняются ответственными за модификацию этих ИТ- продуктов согласно заявкам, которые предоставляются непосредственно ответственными за поддержку функционирования соответствующих ИТ-продуктов. КАТЕГОРИИ ИТ ПРОЕКТОВ

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT AND SUPPORT OF THE IISUM 1.Постановщик задачи, определяемый высшими должностными лицами, формирует заявку по утвержденной формы на имя проректора - председателя экспертно-аналитической ИТ-комиссии; 2.Если в заявке указываются требования к модификации существующего ИТ-продукта (проект II категории), после положительной резолюции проректора заявка передается на исполнение ответственному за модификацию этого ИТ-продукта; 3.Если в заявке указываются требования к созданию нового ИТ-продукта (проект I категории), после положительной резолюции проректора заявка передается на рассмотрение ИТ-комиссии; 4.Комиссия рассматривает заявку и принимает решение о возможности выполнения ИТ-проекта, определяет принципиальные взаимосвязи и ограничения, определяет руководителя и исполнителя ИТ-проекта, а также исполнителя для дальнейшей ИТ- поддержки результатов проекта (ИТ-группа или ИТ-подразделение); 5.Проректор, совместно с постановщиком задачи и руководителем ИТ-проекта согласовывает ресурсы (финансовые ресурсы согласуются с ректором), необходимые для выполнения проекта, объем необходимой документации, срок реализации и срок внедрения, а также, если исполнителем для дальнейшей ИТ-поддержки определена ИТ-группа, срок соответствующей поддержки группой; 6.После реализации ИТ-проекта, который выполнялся на конкурсной основе комиссия рассматривает его результаты и совместно с постановщиком задачи определяет возможность внедрения созданного ИТ-продукта в деятельность университета; 7.После внедрения ИТ-продукта составляется акт приема-сдачи работ, после чего ИТ-продукт передается на ИТ-поддержку; 8.Высшими должностными лицами определяется ответственный за организацию пилотной эксплуатации ИТ-продукта в период внедрения и предоставления исполнителю ИТ-проекта максимально подробной информации о выявленных дефектах реализации; 9.В период эксплуатации ИТ-продукта ответственность за его модификацию, в том числе исправления выявленных дефектов реализации, возлагается на исполнителя ИТ-проекта, а ответственность за его ИТ-поддержку - на исполнителя, который назначен для соответствующей поддержки; 10.При необходимости изменения ответственного за поддержку функционирования ИТ-продукта, проректором определяется другой ответственный. 11.При необходимости изменения ответственного за модификацию ИТ-продукта, на руководителя соответствующего ИТ- подразделения или ИТ-группы возлагается ответственность за создание полной документации на ИТ-продукт, и передачу ее, программного кода со всеми необходимыми лицензиями, среды разработки и т.п., другому ответственному, который определяется проректором; ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ИТ ПРОЕКТОВ

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT AND SUPPORT OF THE IISUM 1.Пользователь ИТ-продукта формирует заявку по утвержденной форме на имя руководителя ИТ-подразделения или ИТ-группы, отвечающий за поддержку функционирования продукта; 2.Если заявка связана с проблемами функционирования или использования ИТ-продукта, она должна выполняться в первую очередь, и может приниматься контактным лицом соответствующего ИТ-подразделения или ИТ-группы в устной форме при условии предоставления пользователем необходимой для решения проблемы информации; 3.Ответственный за поддержку функционирования ИТ-продукта выполняет заявку, в случае необходимости формирует дополнительные заявки согласно этого порядка для привлечения к выполнению другие ИТ-подразделения или ИТ-группы, после чего получает от соответствующего пользователя отметку в заявке по ее выполнении; 4.В случае, если выполнение заявки требует модификации ИТ-продукта (исправления выявленных дефектов реализации - проект III категории), ответственный за поддержку функционирования ИТ-продукта формирует заявку на ИТ-проект согласно утвержденной формы, передает ответственному за модифицикацию ИТ-продукта и информирует о сроке выполнения заявки пользователя; 5.В случае, если выполнение заявки требует выполнения вспомогательного ИТ-проекта, ответственный за поддержку функционирования ИТ-продукта формирует заявку на ИТ-проект согласно утвержденному порядку (проект I или II категории) и информирует о возможности и сроке выполнения заявки пользователя. ПОРЯДОК ИТ ПОДДЕРЖКИ

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT AND SUPPORT OF THE IISUM Технический уровень - это компьютерно-телекоммуникационная система, предоставляющая базовые ИТ сервисы пользователям. За ее архитектуру, принципы построения, построение и поддержку отвечают технические специалисты, которые сосредотачиваются в отдельном подразделении. Программно-информационный уровень - это программные системы и базы данных, использующие для своего функционирования базовые ИТ сервисы, а пользователям предоставляют более интеллектуальные прикладные ИТ сервисы. За их архитектуру, принципы построения, построение и поддержку отвечают аналитики и программисты, которые сосредотачиваются в отдельном подразделении. Технический и программно-информационный уровень вместе составляют ядро интегрированной информационной системы и предоставляют инструмент конечным пользователям для выполнения профессиональных функций. Ядро системы является достаточно сложным и наиболее уязвимым для внесения каких-либо изменений. Поэтому при его построении обязательно нужно придерживаться единых принципов, стандартов и архитектуры. СЕРВИС-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT AND SUPPORT OF THE IISUM Организационно-методический уровень сконцентрирован больше на использовании системы и на формирование требований к функционированию системы. На этом уровне обеспечивается организация работы пользователей с базовыми и прикладными ИТ сервисами системы и разрабатывается нормативно-методическое обеспечение системы. Также на этом уровне работа принципиально разделяется по направлениям: поддержка процессов управления и документооборота это классические процессы университета, которые обеспечиваются управленческими подразделениями. Управленческие подразделения и ректорат ставят задачу на разработку информационно- аналитических систем и систем электронного документооборота. поддержка процессов управления и документооборота это классические процессы университета, которые обеспечиваются управленческими подразделениями. Управленческие подразделения и ректорат ставят задачу на разработку информационно- аналитических систем и систем электронного документооборота. поддержка процессов представления университета в Интернет пространстве это новый процесс для университета (невозможный без ИТ) поэтому для диспетчеризации работы подразделений университета и разработки нормативно-методических документов по эффективному созданию сайтов и их продвижение в Интернет пространстве создается отдельное подразделение. Созданное подразделение администрирует центральные сайты и ставит задачи на разработку или конфигурирования и адаптацию систем управления контентом. поддержка процессов представления университета в Интернет пространстве это новый процесс для университета (невозможный без ИТ) поэтому для диспетчеризации работы подразделений университета и разработки нормативно-методических документов по эффективному созданию сайтов и их продвижение в Интернет пространстве создается отдельное подразделение. Созданное подразделение администрирует центральные сайты и ставит задачи на разработку или конфигурирования и адаптацию систем управления контентом. СЕРВИС-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

ORGANIZATIONAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT AND SUPPORT OF THE IISUM поддержка процессов электронного обучения это новый процесс для университета (невозможный без ИТ) поэтому для диспетчеризации работы подразделений (преподавателей) университета и разработки нормативно-методического обеспечения по развитию электронного обучения и созданию электронных средств обучения создается отдельное подразделение. Созданное подразделение администрирует системы электронного обучения, открытые учебные репозитарии и ставит задачи на разработку или конфигурирование и адаптацию систем электронного обучения. поддержка процессов электронного обучения это новый процесс для университета (невозможный без ИТ) поэтому для диспетчеризации работы подразделений (преподавателей) университета и разработки нормативно-методического обеспечения по развитию электронного обучения и созданию электронных средств обучения создается отдельное подразделение. Созданное подразделение администрирует системы электронного обучения, открытые учебные репозитарии и ставит задачи на разработку или конфигурирование и адаптацию систем электронного обучения. поддержка процессов доступа к электронным информационным ресурсам это новый процесс для университета (невозможный без ИТ) но обеспечивается существующим структурным подразделением - библиотечно-информационным центром. Это подразделение администрирует каталоги и открытые научные репозитарии и разрабатывает нормативно-методическое обеспечение по эффективному их созданию и функционированию. Организует доступ к внешним информационным ресурсам и ставит задачи на разработку или конфигурирования и адаптацию информационно-поисковых систем. поддержка процессов доступа к электронным информационным ресурсам это новый процесс для университета (невозможный без ИТ) но обеспечивается существующим структурным подразделением - библиотечно-информационным центром. Это подразделение администрирует каталоги и открытые научные репозитарии и разрабатывает нормативно-методическое обеспечение по эффективному их созданию и функционированию. Организует доступ к внешним информационным ресурсам и ставит задачи на разработку или конфигурирования и адаптацию информационно-поисковых систем. СЕРВИС-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Center of Information Systems Center of Technical Support Information Systems Information and Library Center Center of Technology for e-Learning Center of Webometrics and Web Marketing support process of management and workflow support process of access for information resources support process of representation university in Internet space support process of e-learning basic services application services hardware and basic software application software and database content management and administration ORGANIZATIONAL ASPECTS OF THE DEVELOPMENT AND SUPPORT OF THE IISUM

INTEGRATED INFORMATION SYSTEM OF UNIVERSITY MANAGEMENT (IISUM)