Всероссийской игре-конкурсу по чувашскому языку 10 ЛЕТ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема : «Счёт и фольклорные математические задачи чувашей». Выполнила: Петрова Анастасия 8 б класс МОУ «Гимназия 1», г.Мариинский Посад Руководитель: Голыгина.
Advertisements

Всероссийская игра-конкурс по чувашскому языку. «Чувашская Ласточка» – языкознание для всех! «Чĕвĕлти Чĕкеç»
МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ИГРОВОЙ КОНКУРС «КЕНГУРУ». Возникновение конкурса: Конкурс «Кенгуру» возник в Австралии по инициативе известного австралийского математика.
ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «2 декабря 2009 г. N 695.
Предварительные итоги математического этапа турнира «ПОНИ®-начальная школа» 2 класс (4308 участников) Максимальный балл (25 баллов) – 207 участников (4,8%
Математика в стихах Выполнила: Дедова Анна, ученица 6 «А» класса МОУ СОШ 18 Научный руководитель: Тулаева Елена Александровна, учитель информатики МОУ.
Решение текстовых задач Решение текстовых задач Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения есть процесс изобретательства.
КВН «МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СМЕКАЛКА» Ковалева Виктория Валентиновна учитель математики МБОУ «СОШ 79» Приморский край, пос. Трудовое.
Пособия авторов МПГУ по подготовке к ЕГЭ по математике и информатике.
Кошелева Ольга Ивановна Дата рождения: 04 февраля 1974 г. Место работы: МКОУ «Обильненская СОШ» Должность: учитель начальных классов Общий трудовой стаж:
Ученицы 5 Б класса МОУ - лицея 4 Алексеевой Татьяны.
«Мой чудный край чувашский» - об ученых людях д. Ящерино Мариинско-Посадского района ЧР Алексей Рафаилович Губанов – доктор филологических наук профессор,
Математический праздник «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.» М.В.Ломоносов.
Учитель начальных классов МОУ гимназии 7 Бугульминского муниципального района Республики Татарстан.
Краткая биографическая справка Демченко Елена Николаевна работает в Благовещенском государственном педагогическом университете с 1983 года: в начале ассистентом.
КГУ « СОШ 32» учитель математики Сабырбаева Айнагуль Жаслановна.
Старинные задачи на дроби. Из истории дробей Наряду с необходимостью считать предметы у людей с древних времен появилась потребность измерять длину, площадь,
Это файл-шаблон для создания презентации в виде игры «Счастливый случай». Перед запуском презентации Вам следует сохранить этот файл на своем компьютере.
Портфолио Учителя музыки Деточки Ирины Петровны Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики МБОУ «Атнашевская ООШ»
Ясенев Вячеслав Николаевич профессор, кандидат экономических наук, декан финансового факультета ННГУ им. Н.И. Лобачевского Почетный работник высшего профессионального.
Транксрипт:

Всероссийской игре-конкурсу по чувашскому языку 10 ЛЕТ

«Чувашская Ласточка» – языкознание для всех! «Чĕвĕлти Чĕкеç» 10 ЛЕТ

Чувашское региональное отделение Межрегиональной общественной организации «Женщины в науке и образовании» (ЧРО МОО ЖНО) совместно с Чувашским государственным университетом им. И.Н. Ульянова и Министерством образования Чувашской Республики провело 5 февраля 2004 г. Всероссийскую конкурс-игру по чувашскому языку «Чувашская Ласточка» («Ч.в.лти Ч.ке=») аналогичную международным играм-конкурсам «Кенгуру» по математике и «Русский Медвежонок – языкознание для всех». 10 ЛЕТ

Главная цель конкурса – развитие у самого широкого круга учащихся интереса к чувашскому языку, повышение речевой культуры и развитие творческих способностей. 10 ЛЕТ

Идея организации конкурса- игры на основе национального языка возникла сразу, как появилась игра по русскому языку, но конкретную реализацию она получила после предложения С.В. Петровой, заместителя министра образования ЧР, на вручении призов по «Русскому Медвежонку» организовать такую же игру, но по чувашскому языку. 10 ЛЕТ

Идея организации конкурса-игры на основе национального языка возникла сразу, как появилась игра по русскому языку, но конкретную реализацию она получила после предложения С.В. Петровой, заместителя министра образования ЧР, на вручении призов по «Русскому Медвежонку» организовать такую же игру, но по чувашскому языку. На это ушел примерно год. Была создана методическая комиссия по разработке заданий в следующем составе: 1. Мерлина Надежда Ивановна, председатель комиссии. Доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой методики преподавания математики Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова; 2. Губанов Алексей Рафаилович, зам. председателя комиссии. Доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой сопоставительного языкознания Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова; 3. Иванова Анна Семеновна, член комиссии. Старший преподаватель кафедры чувашского языкознания и востоковедения им. М.Р.Федотова Чувашского государственного университета им. И.Н.Ульянова; 4. Петров Леонид Порфирьевич, член комиссии. Кандидат филологических наук, доценткафедры чувашского языкознания и востоковедения им. М.Р.Федотова Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова; 10 ЛЕТ

5. Губанова Галина Федоровна, член комиссии. Старший преподаватель кафедры сопоставительного языкознания Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова. Методической комиссией было составлено 120 заданий по четырем параллелям: 3-5; 6-7; 8-9; классы. К каждому заданию было предложено пять вариантов ответов. Был создан и центральный оргкомитет конкурса-игры в следующем составе: 1. Петрова Светлана Владимировна, председатель оргкомитета. Заместитель министра образования Чувашской Республики; 2. Мерлина Надежда Ивановна, сопредседатель оргкомитета. Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой методики преподавания математики Чувашского государственного университета; 3. Иванова Елена Васильевна, заместитель председателя оргкомитета. Главный специалист отдела развития общего образования Министерства образования Чувашской Республики; 4. Губанов Алексей Рафаилович, заместитель председателя оргкомитета. Доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой сопоставительного языкознания; 10 ЛЕТ

Основными разработчиками заданий были: 1. Егорова Анна Семеновна – кандидат филологических наук, старший преподаватель (ныне – доцент кафедры чувашского языкознания и востоковедения имени М.Р. Федотова ФГБОУ ВПО «ЧГУ имени И.Н. Ульянова») ( ) 2. Майков Евгений Александрович – учитель чувашского языка и литературы МБОУ «Кшаушская СОШ» Чебоксарского района ( ). 3. Петров Леонид Порфирьевич – кандидат филологических наук, доцент кафедры чувашского языкознания и востоковедения имени М.Р. Федотова ФГБОУ ВПО «ЧГУ имени И.Н. Ульянова» (ныне – ученый секретарь государственного научного учреждения «Чувашский государственный институт гуманитарных наук», кандидат филологических наук, доцент ( ) 4. Виноградов Юрий Михайлович – кандидат филологических наук, доцент и заведующий кафедрой чувашского языка и литературы Чувашского республиканского института образования (ныне – доцент и заведующий кафедрой и лабораторией чувашской филологии и этнокультурного образования Чувашского республиканского института образования) ( ) 10 ЛЕТ

В игре приняли участие школьники Чувашии, Татарстана и Башкирии. В 2004 г человек. В 2005 г. – 7492 человека РегионКоличество участников 2004 г.2005 г. Чувашия Башкирия Татария Ульяновская область -85 Всего: ЛЕТ

год Чувашская ласточка Число участников игр-конкурсов проводимых кафедрой МПМ (в настоящий момент лабораторией теории и технологий обучения математике, физике и информатики факультета прикладной математики, физики и информационных технологий ЧГУ), ЧРО МОО ЖНО совместно с Министерством образования и молодежной политики ЧР, 10 ЛЕТ

Название игры «Чувашская Ласточка» «Ч.в.лти Ч.ке=» было предложено Леонидом Порфирьевичем Петровым, доцентом кафедры чувашского языкознания и востоковедения им. М.Р.Федотова ЧГУ. Ласточка – символ начала, символ весны. Это название соответствовало тому, что мы начинали первую игру на основе национального языка, причем всероссийскую. 10 ЛЕТ

25 апреля 2005 г. в день Чувашского языка вручение призов победителям конкурса- игры «Чувашская Ласточка » 10 ЛЕТ

Все участники игры получили соответствующие сертификаты с указанием набранных баллов, а лучшие из них – призы. 10 ЛЕТ

Диплом победителей по России в игре-конкурсе по чувашскому языку «Чувашская Ласточка– 2005» 10 ЛЕТ

Каждая этническая группа, развиваясь веками, в определенных географических, природно-климатических, социально-экономических условиях, имеет не только своеобразную производственную общность людей, но и присущие ей, быт, миропонимание, мышление. Дети должны чувствовать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, поэтому необходимо приобщать детей к пониманию истории своего края, его природного своеобразия, коренных особенностей национальных культур, живших и живущих в России. В течении нескольких лет на кафедре методики преподавания математики. Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова (г. Чебоксары) собирался материал для коллективной монографии: «Фольклорные и краеведческие задачи народов России», которая содержит в себе математические задачи: русские, татарские, чувашские, удмуртские, адыгейские, якутские, бурятские и монгольские задачи. Авторский коллектив включает как известных ученых, так и учителей и даже школьников.

Задача 2. Поп с попадьей и работником отправились в соседнюю деревню. По дороге нашли кошелек. В нем оказалось много золотых денег, сколько,- нельзя было точно сказать. Но, так как монеты были сложены десятками, то нетрудно было установить, что монет было больше ста, хотя и не было двухсот. Поп начал делить находку: сначала взял себе, потом дал жене, в последнюю очередь - работнику. Когда кончил делить, остаток попытался взять себе. Но это заметила попадья и начала делить сама. В конце дележа опять из-за последней монеты вышел спор. Я - то сумею правильно разделить - сказал работник и начал дележ. Эта монета мне, а эта - тебе, - сказал он попу. Затем попадье: Эта монета тебе, а эта мне... Так разделил все монеты до последней, без остатка. Такой дележ всем понравился. Особенно радовался работник. Почему? По сколько монет досталось каждому? (Записана в 1948 году в Больших Яльчиках у Т. Я.Большакова, 1871 года рождения)

По своему интересна свадебная задача, которая записана в 1959 году в Асламасе Ядринского района Чувашии у Н. И. Иванова 1928 года рождения. Задача 3. Приехавших за невестой у чувашей встречают пирогом, имеющим форму полушара. Этот пирог вручается родственниками невесты младшему дружке (младший и старший дружка - персонажи свадебного отряда). Младший дружка должен тремя разрезами разделить пирог на семь частей и угостить им своих друзей. Эта задача традиционна, но тем не менее она так и не стала легкой для решения младшего дружки в каждом конкретном случае, ибо существовало несколько способов разреза и всегда важно было добиться равных объемов куска. Практически же разделение даже приблизительно на равные по величине части удавалось очень немногим и крайне редко.

Представляется наиболее интересной следующая типично крестьянская задача, которую записали в августе 1942 г. в Тобурданове Канашского района Чувашской республики у Я. Е. Нюкина, 1885 года рождения. Эта задача является крестьянской в подлинном смысле слова. Условие этой задачи воспроизводится нами полностью. Задача 4. По важному делу надо было отправиться в одну деревню. Тронулись в путь рано утром, даже раньше раннего утра, от начала суток одинокий петух успел прокукарекать только 15 раз. Как не торопились, в среднем все-таки не могли пройти в час более четырех верст. Добрались до назначенного места. Пока там решили все дела, одинокий петух успел прокричать в два раза больше, чем дома перед нашим выходом в дорогу. Обратно нас проводили на лошади. Хотя и ехали на лошади в полтора раза и на одну версту быстрее, чем шли утром пешком, на полпути все же застала нас полночь. Правда, что одинокий петух кукарекает в сутки 90 раз? Но это не столь и важно. А вот если узнаете, каково расстояние от нашего села до той деревни, где мы были, то вы будете молодцами не меньше, чем мы, сделавшие столько дел и проделавшие такой большой путь за столь малый срок.

Поясним сначала условия задачи. В начале задачи упоминается деталь загадки - одинокий петух, а в конце задачи в форме вопроса загадка повторяется полностью. Это делается с той целью, чтобы дать возможность отгадать: речь идет о часах с боем. С другой стороны, в этом вопросе содержится задание - проверить старинную загадку. Она, по традиции, включается и в современные фольклорные сборники, но в действительности же часы с боем звонят 90 раз не в сутки, а в ½ сутки. Эту задачу назвали мужицкой не только и не столько из-за особенности условия, сколько потому, что решение ее возможно только крестьянским способом, крестьянскими пробами. При ее решении приходится делать много проб. Приведем подробный разбор задачи 3.

Во сколько же вышли в путь наши путешественники? Сказано: Рано утром. Можно подумать, что в 5 утра: часы пробили от начала суток один раз в час, 2 раза - в два часа, соответственно в три, четыре, пять часов - 3, 4, 5 раз, всего в итоге получается, что часы пробили = 15 раз. Но последующее решение, затем и проверка показывают, что путешественники тронулись в путь ночью в два часа (раньше раннего утра). Следовательно, в условии задачи принимается конец суток одновременно и за начало: часы пробили в 12 часов, в час и в два = 15 раз) и путешественники вышли в путь. Во сколько же они пришли в деревню? И сколько времени там находились?

Числовые знаки чувашей Народный музей села Чувашская Сорма хорошо известен далеко за пределами Аликовского района Чувашской Республики. Людей привлекают богатые экспозиции, отражающие историю округи и показывающие крестьянский быт. Они созданы неутомимым трудом заслу­женного работника культуры Чувашии К.В.Воронова и его помощников. В этом музее оказалась тетрадка в зеленом переплете – это податная книга, в которой фиксировалась уплата налогов крестьянами. Чуваши называли ее (зеленой книжкой – по цвету обложки). Несмотря на то, что чернила на второй странице обложки выцвели, можно было прочесть, что принадлежала она крестьянину деревни Первые Тойси Бишевского сельского общества Янтиково-Шоркистринской волости Цивильского уезда Игнатию Горшкову. Первая запись гласит, что 24 февраля 1846 года сборщик податей получил 14р. 78 с четвертью копейки, в чем и расписался. Особый интерес здесь представляет то, что сумма на следующей строке продублирована условными знаками – чувашскими цифрами. Вот на этих условных знаках мы и остановимся.

У чувашей не было письменности, но они с давних времен широко пользовались приемами пиктографии (картинное письмо) и идеографии (иероглифы), имели свои числовые знаки. Знаки нарезывались главным образом ножом на деревянных брусах и бирках, топором на бревнах, лопатой на земле. Наиболее широкое распространение имели талеги (тавры) – бывшие родовые знаки, превратившиеся в символы собственности, числовые знаки. Талеги ставились не только на бирках, загонах, мешках и т.п., но и на бумажных документах. Чувашские числовые знаки имели некоторое внешнее сходство с римскими, но не совпадали с ними. Вот некоторые из них (внизу поставлено их значение арабскими цифрами): Числовые знаки чувашей

Спасибо за внимание