Тема лекции: Западные налоговые модели: преимущества и проблемы. Международные налоговые соглашения. Западные налоговые модели: преимущества и проблемы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. общей налоговой политики стран- участников ЕЭС единым налоговым режимом. национальная налоговая политика не должна препятствовать.
Advertisements

Многократное экономическое налогообложение – это обложение у разных лиц одного и того же объекта сопоставимыми налогами в течение одного и того же периода.
Жамбылский Политехнический Колледж. Предмет:Деньги.Финансы.Кредит. Тема:Налоги Выполнила:Эпп Диана Студентка группы 2УиА12-2.
Тема: Зарубежный опыт рационального использования земель.
Тема 3. Налоговое устройство и налоговая система РК.
О преодолении налоговых и взаимосвязанных административных барьеров для трансграничных инвестиций и предпринимательской деятельности в рамках Таможенного.
Налоговая система Бразилии Устименко Елена НвФл-315.
Лекция 10. Предмет и система налогового права ВОПРОСЫ: 1.Понятие налога и его признаки 2.Элементы налога 3.Функций налога 4.Виды налогов.
Источник и и виды государственных и муниципальных доходов.
ПОНЯТИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА ПЗ 28. ВОПРОС 2.
Понятие налога Закрепить основные понятия и определения налоговой системы.
Налог на имущество организаций. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ Налог на имущество организаций относится к региональным налогам и.
1 Стимулирующая функция налогов. Реализация стимулирования может происходить посредством системы налоговых ставок, налоговых льгот, налоговых вычетов,
Косвенные налоги в Налоговом кодексе в новой редакции Шмакова Наталья, Заместитель начальника Главного юридического управления Государственного налогового.
Состав и виды государственных и муниципальных доходов.
ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО МЕХАНИЗМА. Налогообложение представляет собой метод распределения доходов между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством.
Налоги индивидуальный подоходный налог социальный налог земельный налог налог с транспортных средств налог на имущество сборы - обязательные налоговые.
Налог - это обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные.
Налоговые реформы - основа развития предпринимательства Мухиддин Зайнуддинов, эксперт газеты «Налоговые и таможенные вести»
Налоговая система РФ
Транксрипт:

Тема лекции: Западные налоговые модели: преимущества и проблемы. Международные налоговые соглашения. Западные налоговые модели: преимущества и проблемы. Международные налоговые соглашения. Преподаватель МБШ Матвеева О.Н.

n 1. Западные налоговые модели. 2. Международные налоговые соглашения. Вопросы:Вопросы:

Цель изучения темы: n имеются n Продолжающаяся реформа российского налогообложения настоятельно требует скрупулезного анализа и осмысления изменений налоговых систем зарубежных стран. Речь прежде всего идет не о частных изменениях в отдельно взятой стране, а именно о тенденциях в развитии за более или менее длительный период времени. Важность подобного анализа многократно возрастает из-за того, что имеются общие закономерности развития отдельных стран, а также вследствие постепенного вхождения России в международное разделение труда. Выявление общих тенденций развития налоговых систем позволит освободиться от отдельных налоговых мифов, догм и иллюзий, которыми, несмотря на сравнительно короткий период использования налогов в России, засорено общественное сознание....Продолжение следует... n имеются n Продолжающаяся реформа российского налогообложения настоятельно требует скрупулезного анализа и осмысления изменений налоговых систем зарубежных стран. Речь прежде всего идет не о частных изменениях в отдельно взятой стране, а именно о тенденциях в развитии за более или менее длительный период времени. Важность подобного анализа многократно возрастает из-за того, что имеются общие закономерности развития отдельных стран, а также вследствие постепенного вхождения России в международное разделение труда. Выявление общих тенденций развития налоговых систем позволит освободиться от отдельных налоговых мифов, догм и иллюзий, которыми, несмотря на сравнительно короткий период использования налогов в России, засорено общественное сознание....Продолжение следует...

**************************** **************************** n n Налоговый опыт отдельно взятой даже экономически развитой страны не может быть полностью перенесен в отечественную практику. Гораздо большее значение имеет изучение общих тенденций, выявление общих закономерностей и их использование при принятии конкретных решений в налоговой сфере.

Вопрос 1 n Западные налоговые модели –тенденции развития налоговых систем в зарубежных странах –проблемы налогообложения в развитых странах –структура налогообложения в развитых странах –налоговые льготы в развитых странах –шведская модель налоговой системы –заключение по 1 вопросу n Западные налоговые модели –тенденции развития налоговых систем в зарубежных странах –проблемы налогообложения в развитых странах –структура налогообложения в развитых странах –налоговые льготы в развитых странах –шведская модель налоговой системы –заключение по 1 вопросу

«Тенденции развития налоговых систем в зарубежных странах» n n Во многих странах идёт процесс усложнения налоговых систем. Так, по данным ОЭСР, налоговый кодекс в США за последние 30 лет увеличился по объёму в 2 раза, в Канаде – в 3 раза, в Нидерландах – в 2 раза.

******************************************************** n n Совокупное налоговое бремя в странах ОЭСР возросло с 33% ВВП в 1980 году до 38% ВВП в середине 90-х годов.

******************************************************** n n Рассматривая налоговое бремя, можно выделить 3 группы стран: с относительно высоким уровнем налогов, где доля налоговых изъятий в ВВП (включая взносы на социальное страхование) составляет %, низким - около 20%, средним %

******************************************************** n n К первой группе относятся скандинавские страны, страны Бенилюкса, Франция, Австрия. Страны с относительно низким уровнем налоговых изъятий - Турция, Южная Корея, Мексика. Страны со средней налоговой нагрузкой - США, Япония, ФРГ, Великобритания, Канада n n К первой группе относятся скандинавские страны, страны Бенилюкса, Франция, Австрия. Страны с относительно низким уровнем налоговых изъятий - Турция, Южная Корея, Мексика. Страны со средней налоговой нагрузкой - США, Япония, ФРГ, Великобритания, Канада

******************************************************** n n Общей закономерностью является то, что относительно высокое налоговое бремя имеет место в высокоразвитых странах с достаточно высоким уровнем среднедушевых доходов населения.

«Проблемы налогообложения в развитых странах» l Основной налоговой проблемой является поиск дальнейшего увеличения налогового изъятия государством национального дохода (процесс изъятия). Основные направления этого процесса сгруппированы следующим образом: A корпорационный налог и прочие налоги на прибыль компаний; A взносы предпринимателей в фонды социального страхования, косвенные налоги, которые уплачиваются за счет прибавочной стоимости; A подоходный налог по декларации; A подоходный налог и взносы в фонды социального страхования, уплачиваемые государственными служащими, налоги, опережающие национальные особенности налоговых систем и превышение номинальной заработной платы над денежным выражением стоимости необходимого продукта. l Основной налоговой проблемой является поиск дальнейшего увеличения налогового изъятия государством национального дохода (процесс изъятия). Основные направления этого процесса сгруппированы следующим образом: A корпорационный налог и прочие налоги на прибыль компаний; A взносы предпринимателей в фонды социального страхования, косвенные налоги, которые уплачиваются за счет прибавочной стоимости; A подоходный налог по декларации; A подоходный налог и взносы в фонды социального страхования, уплачиваемые государственными служащими, налоги, опережающие национальные особенности налоговых систем и превышение номинальной заработной платы над денежным выражением стоимости необходимого продукта.

******************************************************** l l Одна из проблем налоговых систем зарубежных стран – сложность налогообложения как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов. В силу этого возникают проблемы по выявлению схем уклонения от налогообложения, возрастают затраты по содержанию и обучению налоговых работников.

«Структура налогообложения в развитых странах» l За последние годы произошли крупные изменения в структуре налогов. Главной закономерностью является серьёзный сдвиг в сторону повышения роли налогов на потребление в доходах бюджетов. Например, в странах ОЭСР в годах удельный вес налогов на потребление возрос с 12% до 18%, в то время как доли подоходного налога и налога на прибыль корпораций остались практически неизменными.

******************************************************** l Общая картина структуры налогов в развитых странах характеризуется следующими чертами. Относительная зависимость экономики отдельных стран от налогов на разные виды доходов весьма неодинакова и подвержена колебаниям. До 1975 г. в большинстве стран Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) наблюдался рост доли подоходного налога и взносов в фонды социального страхования, сопровождавшийся практически неизменной долей налогов на потребление. Со второй половины 70-х годов появилась тенденция к росту доли налогов на потребление. Доля налогов на потребление и доля акцизов во многих странах почти одинаковы. Роль первых постоянно увеличивалась, а последних снижалась в 80-е годы. l Общая картина структуры налогов в развитых странах характеризуется следующими чертами. Относительная зависимость экономики отдельных стран от налогов на разные виды доходов весьма неодинакова и подвержена колебаниям. До 1975 г. в большинстве стран Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) наблюдался рост доли подоходного налога и взносов в фонды социального страхования, сопровождавшийся практически неизменной долей налогов на потребление. Со второй половины 70-х годов появилась тенденция к росту доли налогов на потребление. Доля налогов на потребление и доля акцизов во многих странах почти одинаковы. Роль первых постоянно увеличивалась, а последних снижалась в 80-е годы.

******************************************************** lПо всем развитым странам произошел сдвиг в сторону увеличения подоходного налога и взносов в фонды социального страхования.

******************************************************** lОбщая картина прямого (подоходный налог, налог на прибыль компаний, взносы рабочих в фонды социального страхования) и косвенного налогов (налоги на потребление, акцизы, взносы предпринимателей в фонды социального страхования) выглядела следующим образом: прямые налоги преобладают в ФРГ, Канаде, США, Японии, а косвенные во Франции и Италии; уравновешенную структуру имеют Италия, ФРГ; произошло повышение роли прямых налогов в ФРГ, Канаде, Японии и США, а косвенных в Италии. lОбщая картина прямого (подоходный налог, налог на прибыль компаний, взносы рабочих в фонды социального страхования) и косвенного налогов (налоги на потребление, акцизы, взносы предпринимателей в фонды социального страхования) выглядела следующим образом: прямые налоги преобладают в ФРГ, Канаде, США, Японии, а косвенные во Франции и Италии; уравновешенную структуру имеют Италия, ФРГ; произошло повышение роли прямых налогов в ФРГ, Канаде, Японии и США, а косвенных в Италии.

******************************************************** l l Изменения в налоговой структуре обусловлены тем, что из-за прогрессии в налогообложении экономический рост и инфляция оказывают более сильное влияние на доходы от прямых, а не от косвенных налогов.

******************************************************** l lРоль налогов на прибыль компаний в процессе изъятия представлена следующими особенностями: их доля в общем процессе изъятия невелика: в США %, около 5% в Германии, наблюдается тенденция к падению. На долю подоходного налога в общем процессе изъятия по декларации приходится около % в США, в Германии.

******************************************************** l l Взносы предпринимателей в фонды социального страхования являются весьма удобным налогом, как для государства, так и для предпринимателей. Для государства это важный источник налоговых доходов, для предпринимателей средство уклонения от обложения корпорационным налогом за счет сокращения облагаемой прибыли и средство сокращения своих налоговых обязательств за счет переложения этого налога на потребителей через цену товара. Доля этого налога значительна и составляет в США около 18%, в Германииболее 25%.

******************************************************** n Косвенные налоги, уплачиваемые из доходов, являются, как и взносы предпринимателей, одной из основных форм налогового изъятия. Их доля в США составляет 89%, в Германии около 18%. В США и Германии эта форма носит устойчивый характер. Различия по странам объясняются тем, что в США эти налоги относятся к разряду налогов штатов и местных налогов, а в Германии к разряду государственных, но и главное, что основной косвенный налог налог с оборота в США имеет форму налога с продаж, а в Германии налога на добавленную стоимость, который охватывает очень широкий круг товаров и услуг и взимаемого по довольно высоким ставкам. n Косвенные налоги, уплачиваемые из доходов, являются, как и взносы предпринимателей, одной из основных форм налогового изъятия. Их доля в США составляет 89%, в Германии около 18%. В США и Германии эта форма носит устойчивый характер. Различия по странам объясняются тем, что в США эти налоги относятся к разряду налогов штатов и местных налогов, а в Германии к разряду государственных, но и главное, что основной косвенный налог налог с оборота в США имеет форму налога с продаж, а в Германии налога на добавленную стоимость, который охватывает очень широкий круг товаров и услуг и взимаемого по довольно высоким ставкам.

Налоговые льготы в Западных странах Система налоговых льгот для капиталовложений в развитие производства в Великобритании. В соответствии с законодательством для определения облагаемого налогом дохода корпорации из валового дохода компании вычитаются все разрешенные законодательством расходы, произведенные в отчетном налоговом году. В частности, полному вычету из валового дохода компании подлежат все расходы на научные исследования.

Вычитаются и амортизационные отчисления на машины и оборудование, промышленные и сельскохозяйственные постройки и т.д. Для списания машин и оборудования используется ставка 25% от остаточной стоимости, а это означает, что 30% стоимости машин и оборудования, купленных после 1986 года, будет списано за 8 лет.

В последние годы во многих странах Запада распространение получили налоговые льготы, стимулирующие частные инвестиции в акции, с тем, что увеличить приток капиталов для производственного накопления. Налоговые скидки, многие из которых были введены в середине 80-х годов, предоставляются по ряду определенных видов инвестиций.

В Ирландии в 1984 году введены льготы по инвестициям в венчурные компании.

Главной целью правящей сейчас партии в Швеции является: --добиваться решения существующих социально-политических проблем, не ущемляя интересов каких-либо групп общества и не нанося ущерба экономике как по линии производительности труда, так и в отношении конкурентоспособности шведских предприятий.

Шведская система налогообложения весьма разветвлена и включает многочисленные прямые и косвенные налоги и сборы. Основными прямыми налогами являются национальный и коммунальный (местный) подоходные налоги и национальный имущественный налог. Кроме того, существует, как уже говорилось, широкая система обязательных предпринимательских выплат на социальное обеспечение.

Налог на трудовые доходы физических лиц составляет примерно 31%, если речь идет о суммах, не превышающих за год примерно 170 тыс. крон, в том числе национальный- 100 крон, и остальная сумма идет в местный бюджет. С суммы более 170 тыс. крон взимается коммунальный налог в размере 31% и национальный в размере 100 крон плюс 20%, общий налог составляет, таким образом, примерно 51%.

Так, в Бельгии в 1982 года суммы, истраченные на покупку акций бельгийских компаний или сертификатов оговоренных бельгийских взаимосберегательных фондов разрешено (до определенного предела) вычитать из облагаемой суммы доходов, а с 1984 года эта льгота распространена и на другие инструменты венчурного финансирования, т.е. способствующие становлению и развитию в стране венчурных компаний.

Во Франции с 1978 года действует налоговая скидка с дохода в сумме чистых покупок акций, котирующихся на фондовой бирже (установлен потолок льготы).

В Испании с 1979 года предоставляется налоговый кредит в отношении покупок ценных бумаг и инвестиций в деловые сферы.

Шведская модель налоговой системы. Опыт шведских специалистов в области налогообложения заслуживает пристального внимания потому, что сочетание частного предпринимательства и элементов общественного регулирования несколько схожи с не так давно ушедшей советской действительностью. В частности перераспределение через государственный бюджет большей части ВНП.

Для решения этой цели существует один способ: -- повышенный уровень налогообложения. Общая сумма взимаемых в Швеции налогов превышает половину величины ВНП, тогда как в других развитых странах с рыночной экономикой колеблется в пределах от 30 и не более 45%.

В результате налоговой реформы 80-х, 90- х годов сократился размер части прямых налогов, налогов на дивиденды с акций и другие формы помещения капитала, к снижению некоторых показателей подоходного налогообложения и др.

Основные косвенные налоги - налог на добавленную стоимость и акцизные сборы на некоторые товары. Косвенные налоги и социальные взносы служат главным источником доходов для бюджета центрального правительства, а прямые - для местных органов управления.

Система налогообложения - как центрального, так и местного, - устанавливается шведским риксдагом, но размер взимаемых налогов местные власти определяют сами.

Имущественный налог взимается главным образом с физических лиц. Налог является прогрессивным и составляет: при нетто-имуществе (за вычетом задолженности) до 800 тыс.. крон - 0%, тыс. крон -1.5 %, тыс. крон - 12 тыс. крон -12 тыс. крон плюс 2.5 %, более 3600 тыс. крон -62 тыс. крон плюс 3%.

Акционерные общества выплачивают национальный корпорационный налог, с них не взимаются имущественный и коммунальные налоги. С 1991 года размер корпорационного налога уменьшен до 30%. Новое правительство, пришедшее к власти осенью 1991 года, объявило о дальнейшем снижении корпорационного налога: до 25%.

Преобладающую долю составляют налоги с конечных доходов различных социальных групп населения и меньшую - поступления от налогов, выплачиваемых частными компаниями и банками.

Заключение Подводя итоги по 1 вопросу, определим основные цели современной налоговой политики государств с рыночной экономикой. Они ориентированы на следующие требования:

- налоги, а также затраты на их взимание должны быть по возможности минимальными. Это условие наиболее тяжело дается законодателям и правительствам в их стремлении сбалансировать бюджеты. Но так очень легко свести налоговую систему лишь к чисто фискальным функциям, забыв о необходимости расширения налоговой базы, о функциях стимулирования производственной и предпринимательской деятельности, поддержки свободной конкуренции;

- налоговая система должна соответствовать структурной экономической политике, иметь четко очерченные экономические цели;

- налоги должны служить более справедливому распределению доходов, не допускается двойное обложение налогоплательщиков;

- порядок взимания налогов должен предусматривать минимальное вмешательство в частную жизнь налогоплательщика;

- обсуждение проектов законов о налогообложении должно носить открытый и гласный характер.

Любая налоговая система, где бы она ни применялась и какими конкретными чертами ни характеризовалась, должна отвечать определенным кардинальным требованиям.

Первое и важнейшее из них - это соблюдение принципа равенства и справедливости. Это прежде всего означает: тяжесть налогового бремени должна распределяться между всеми в равной (не одинаковой) мере, и каждый налогоплательщик обязан вносить свою справедливо определенную долю в казну государства.

Вторым непременным требованием, которому должна отвечать налоговая система, является эффективность налогообложения.

Реализация этого требования предполагает, во-первых, что налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений, либо оно должно быть минимальным; во-вторых, что налоговая система обязано содействовать проведению политики стабильности и успешного развития экономики страны.

Обязательным условием эффективности налоговой системы является и то, чтобы она не допускала произвольного толкования, была понятна налогоплательщикам и принята большей частью общества.

Вопрос 2. Международные налоговые соглашения. Международные соглашения об избежании двойного налогообложения.

Международные налоговые соглашения. n Российское налоговое законодательство о международных соглашениях; n принципы типовой модели налоговой конвенции; n налоги, охватываемые Международными соглашениями; n основные термины, используемые в Международных соглашениях; n порядок налогообложения отдельных видов доходов в соответствии с Соглашениями.

Российское налоговое законодательство о международных соглашениях.

В соответствии со ст. 23 Закона РФ от «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (с учётом последующих изменений и дополнений), если международными договорами Российской Федерации или бывшего СССР установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве России по налогообложению, применяются правила международного договора. Таким образом, эта статья основополагающего налогового закона определяет приоритет международного законодательства над национальным.

Положение, содержащееся в ст. 23 Закона РФ от , следует прежде всего учитывать в двух ситуациях: - когда российское предприятие выплачивает доходы иностранным юридическим лицам, происходящим из государств, с которыми заключены такие соглашения; - когда российское предприятие само получает доходы из источников, находящихся на территории государств, с которыми имеются такие соглашения.

Принципы типовой модели налоговой конвенции.

При заключении соглашений об избежании двойного налогообложения каждое государство (в том числе и Российская Федерация) исходит из своих интересов в области налогообложения. Однако существуют некоторые общие подходы к данному вопросу, на основании которых Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) разработала в 1963 году первую типовую модель налоговой конвенции.

При использовании в практической работе положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения (далее - Соглашения) следует руководствоваться тремя основными принципами: - в каждом Соглашении конкретно оговорены те виды налогов, на которые распространяется данное Соглашение; - в каждом Соглашении конкретно оговорён порядок налогообложения каждого вида доходов; - в Российской Федерации существует механизм применения правил международных Соглашений в налоговой практике.

Налоги, охватываемые Соглашениями.

Все ныне действующие Соглашения охватывают только налоги на доходы и капитал, т.е. налоги, взимаемые с общей суммы доходов, с общей суммы капитала, или с отдельных их элементов, включая налоги с доходов от отчуждения движимого или недвижимого имущества, налоги, взимаемые с общей суммы заработной платы или жалованья, выплачиваемые предприятиями, а также налоги, взимаемые с доходов от прироста капитала.

Таким образом, применительно к действующему в России налоговому законодательству Соглашения охватывают следующие налоги, уплачиваемые юридическими лицами: - налог на прибыль предприятий и организаций; - налог на имущество юридических лиц.

Основные термины, используемые в Соглашениях.

Под постоянным представительством иностранного юридического лица в Российской Федерации (или российского юридического лица за рубежом) с точки зрения Соглашений обычно понимается постоянное место деятельности в другом государстве, через которое полностью или частично осуществляется коммерческая деятельность юридического лица. Выражение «постоянное представительство» включает, в частности, место управления, филиал, офис, фабрику, мастерскую, шахту, нефтяную или газовую скважину,карьер или любое другое место добычи природных ресурсов, строительную площадку, монтажный или сборочный объект. Однако Соглашения могут содержать своё определение данного термина.

Термин «дивиденды» определяется по законодательству страны происхождения дивидендов. Обычно дивидендами считается часть прибыли (не связанная с долговыми требованиями), распределяемая акционерам компаний (товариществ с акционерным капиталом), а также доход от других корпоративных прав, который подлежит такому же налоговому налоговому регулированию, как доход от акций. Иными словами, это - доходы с капитала, который акционеры предоставляют акционерной компании.

Термин «проценты» определяется по законодательству страны происхождения. Обычно процентами считается доход от долговых требований любого вида, в частности, доход от правительственных ценных бумаг, облигаций или долговых обязательств, а также любой доход, который считается доходом от сумм, предоставленных взаймы.

Имеются исключения: в частности, Соглашения, заключённые нашей страной с 9 странами, дают исчерпывающее определение термина «проценты» (без отсылки к законодательству страны происхождения процентов). Это - Соглашения с Бельгией, Вьетнамом, Германией, Кореей, Малайзией, Румынией, Узбекистаном, Швецией и Японией.

Соглашения с 3 странами вообще не дают определения данного термина (таким образом, остаётся пользоваться только определением, принятым в стране происхождения процентов). Это - Соглашения с Италией, Норвегией и Швейцарией.

Под недвижимым имуществом Соглашения обычно понимают имущество, которое считается таковым по законодательству того государства, в котором данное имущество находится. В соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 130 ГК РФ) к недвижимому имуществу (недвижимым вещам) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Некоторые государства в своих Соглашениях дают более расширенное понимание этого термина (Нидерланды, Малайзия, Индия, Болгария, Ирландия, Румыния, Узбекистан, Швеция, Вьетнам, ФРГ). Кроме того, большинство стран особо оговаривают, что морские, воздушные и речные суда в разрезе конкретного Соглашения не являются недвижимым имуществом (США, Испания, ФРГ, Канада, Польша и другие).

Под движимым имуществом в Соглашениях обычно подразумевается имущество, которое считается таковым по законодательству того государства, в котором данное имущество находится. В соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 130 ГК РФ) к движимому имуществу относятся вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги.

Под международными перевозками Соглашения обычно понимаются перевозки любым видом транспорта (морским, речным или воздушным судном, автотранспортными средствами или железнодорожным транспортом) за исключением случаев, когда перевозки осуществляются лишь между пунктами, находящимися на территории одного государства.

Порядок налогообложения отдельных видов доходов в соответствии с Соглашениями

Практически любое Соглашение содержит следующий блок статей по налогообложению юридических лиц: дивиденды, проценты, авторские права и лицензии, имущество (обычно отдельно оговариваются вопросы налогообложения недвижимого имущества, движимого имущества и отчуждения имущества), доходы от международных перевозок и статья «Другие доходы».

1. Дивиденды и проценты. Существуют следующие общие подходы к налогообложению дивидендов и процентов с точки зрения Соглашений: страна постоянного местопребывания юридического лица-получателя дивидендов или процентов имеет, как правило, неограниченные права на налогообложение таких доходов, а страна-источник доходов имеет ограниченное право на налогообложение дивидендов и процентов иностранных фирм, и это ограничение на практике выражается в понижении ставки налогообложения (вплоть до нулевой ставки).

Таким образом, если иностранная фирма получает доходы в виде дивидендов или процентов в России, то налогообложение этих доходов в Российской Федерации будет производиться по более низким ставкам, предусмотренным Соглашениями. В соответствии с соглашением доходы в виде дивидендов и процентов юридического лица, имеющего постоянное местопребывание в Австрии, в Российской Федерации налогами не облагаются.

Если дивиденды или проценты связаны с деятельностью постоянного представительства, то они будут рассматриваться как часть прибыли постоянного правительства (его внереализационный доход) и облагаться по основной ставке налога на прибыль. Данный порядок предусмотрен большинством международных Соглашений.

Исключение составляют Соглашения, заключённые с Австрией, Данией, Италией, Кипром, Норвегией, Монголией, Чехией и Словацкой республикой. Налогообложение дивидендов и процентов иностранных фирм, происходящих из этих стран, осуществляется в России по пониженным ставкам независимо от того, относятся ли указанные доходы к деятельности постоянного представительства или нет.

2. Авторские права и лицензии. Общие подходы к налогообложению авторских прав и лицензий почти такие же, как для случая с дивидендами и процентами: то же ограниченное право страны-источника на налогообложение таких доходов, те же пониженные ставки налогообложения, те же исключения в случае наличия постоянного представительства по Соглашениям с Австрией, Данией, Италией, Кипром, Норвегией, Монголией, Чехией и Словацкой республикой. Только в данном случае к исключениям присоединяется Франция.

3. Имущество. Отдельно рассматриваются вопросы налогообложения недвижимого имущества и налогообложения движимого имущества, относящегося к деятельности постоянного представительства.

Налогообложение доходов от недвижимого имущества: страна местонахождения недвижимого имущества имеет неограниченные права на налогообложение этого имущества; причём, под доходами от недвижимого имущества как доходы от прямого его использования (в том числе сдачу в аренду), так и доходы от отчуждения этого имущества.

Такой же подход существует к налогообложению движимого имущества, относящегося к постоянному представительству иностранной фирмы в России. Исключения составляют Соглашения с Великобританией, Вьетнамом, Ирландией, Кипром, Кореей и Швецией.

Соглашения с Великобританией, Вьетнамом, Ирландией, Кореей и Швецией предусматривают возможность налогообложения в России только доходов от отчуждения движимого имущества постоянного представительства. Соглашение с Кипром оговаривает возможность налогообложения только таких доходов от движимого имущества, как доходы от продажи, обмена, аренды либо других видов использования автотранспортных средств.

Реалии нынешнего бизнеса таковы, что происходит его интернационализация, то есть расширяется торговля между предприятиями разных стран, развиваются транснациональные компании, происходит международное движение капитала и т.д. Поэтому для предприятия, которое планирует вести свою деятельность за рубежом, имеет большое значение, чтоб оно работало в приемлемых условиях, сравнимых с теми, к которым оно привыкло у себя на родине, в частности для того, чтобы не переплачивать налоги (в бюджеты разных государств). Эта заинтересованность вылилась в то, что был разработан механизм устранения двойного налогообложения.

Устранение двойного налогообложения представляет собой комплекс законодательно закрепленных мер по зачету уплаченных за рубежом налогов в счет суммы налогов, подлежащих перечислению в бюджет, либо освобождение от налогообложения предприятий в связи с тем, что его прибыль(доходы) обложена налогом за рубежом.

Почему возникает проблема двойного Налогообложения ?

Практически любое государство стремится взимать налоги со всей прибыли предприятия, которые зарегистрированы в этом государстве. Иными словами, если предприятие зарегистрировано в государстве А, но помимо А ведет деятельность и получает прибыль в государствах В и С, налогооблагаемая прибыль в государстве А будет равна А+В+С. Однако налоги в государстве В и С уже уплачены, следовательно, в государстве А возникает двойное налогообложение.

Основные методы устранения двойного налогообложения: n Налоговый кредит или зачет(tax credit or tax relief). n Налоговый вычет(tax deduction). n Налоговое освобождение(tax exemption ).

Налоговый кредит представляет собой уменьшение суммы подлежащих перечислению в бюджет налогов на сумму налогов, уплаченных за рубежом.

Наглядно это можно представить следующим образом ( предприятие зарегистрировано в стране А) :

Таблица 1

Пояснения: Налоговый кредит (зачет) предоставляется, как правило, не на всю сумму уплаченного за рубежом налога, а только на ту его часть, которая не превышает максимально возможную сумму налога с такой же суммы прибыли в государстве А (государстве, где предприятие уплачивает налоги со всей своей «мировой» прибыли). Иными словами, налог в государстве С, взимаемый по ставке 40%, полностью из суммы налога в государстве А вычтен не будет, поскольку в государстве А существующая ставка равна 35%. Это значит, что прибыль в государстве С будет обложена налогом в сумме 200 усл. единиц (40%*500), но в государстве А будет вычтена лишь сумма 175 усл. единиц (35%*500). Таким образом, предприятие переплатило налогов на сумму 25 усл. единиц ( ).

В государстве В ставка налога ниже - 30%, а не 35%. Однако под налоговый кредит в государстве А, тем не менее, подпадает сумма 60 усл. единиц (30%*200), то есть сумма фактически уплаченного налога, а «оставшиеся» 5%(=10) в государстве А предприятие все-таки уплатит.

Налоговыйвычет Налоговый вычет представляет собой уменьшение суммы совокупной («общемировой») налогооблагаемой прибыли предприятия в государстве А на суммы налогов, уплаченных в государствах В и С.

Таблица 2

Данный метод избежания двойного налогообложения не совсем выгоден предприятию, так как фактическая переплата составила 169 усл. единиц ( )*, поэтому он не распространен широко и может быть использован с выгодой только в тех случаях, когда экспорт капитала поощряется на государственном уровне, а налоги за рубежом значительно выше «домашних» ( и то в некоторых подобных случаях использовать налоговый кредит все же выгоднее). * - см.. таблицу 1

Налоговоеосвобождение Налоговое освобождение представляет собой закрепляемое на межгосударственном уровне соглашение о том, что государство, где зарегистрировано предприятие ( государство А), облагает налогом определенные виды прибыли (дохода), в том числе и зарубежные, а другое государство ( государство В) эти виды прибыли (дохода) предприятия из государства А облагать не будет. Иными словами, в первых двух случаях государство А ни с кем не «делило» свою налоговую юрисдикцию, т. е. право устанавливать и взимать налоги, а также использовать все необходимые доя этого меры государственного принуждения, а в третьем случае «делит».

Пример: предприятие из государства А получает прибыль в этом государстве, а также в государствах В и С, но оба последние государства эту прибыль не облагают, поскольку у А с В и у А с С есть договоры об избежании двойного налогообложения. Наглядно это может быть представлено следующим образом:

Таблица 3

Из сравнения трех таблиц можно сделать вывод о том, что налоговое освобождение- наиболее приемлемый для налогоплательщика способ устранения двойного налогообложения; ведь при равных суммах прибыли в трех государствах, равных ставках налогов результаты совершенно разные.

Таблица 4

103 Поэтому последний метод нашел самое широкое распространение, во-первых, в том, что касается налогового планирования, в том числе, оффшорного, во-вторых, даже в том, что некоторые государства (в том числе и Россия) установили правило, в соответствии с которым первый метод может быть применен только при наличии договоров об избежании двойного налогообложения.Нетрудно подсчитать, что при отсутствии у государства А договоров с государствами В и С приведет к уплате налогов выше приведенных примерах в общей сумме =855 усл. единиц.