ЗАДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (2009 / 2010 учебный год)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Advertisements

О русском по-русски Выполнила Шабаева Р.Х РАЗДЕЛЫ ЯЗЫКА ФОНЕТИКА ЛЕКСИКА СЛОВООБРАЗОВАНИЕ МОРФОЛОГИЯ КОТ В МЕШКЕ.
Лексика и фразеология. Выполнила: учитель русского языка и литературы Базаркина Н.А.
Учитель Малюкова Нина Ивановна. Тема урока «Не с именами существительными» ЗНАТЬ: условия выбора слитного или раздельного написания не с существительными.
ЕГЭ МОРФОЛОГИЯ раздел науки о языке, изучающий слово как часть речи.
Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе.
Урок русского языка в 5 классе Комплексный анализ текста.
Урок в 6 классе на тему «Притяжательные местоимения» Вид урока: урок – экскурсия Вид урока: урок – экскурсия Цели урока: Цели урока: 1. Обучающая: повторить.
Группа 1 I.Рассказать о способах подчинительной связи. Объяснить, как их отличить друг от друга. II.Рассказать об особенностях назывных предложений. Привести.
Автор: Хохлова М.С., учитель русского языка и литературы.
Склонение личных местоимений Учитель ГОУ СШИ 65 для глухих детей Софронова Е.В.
Фразеологические единицы, их типы. План лекции: 1.Что такое фразеологизм? 2. Особенности фразеологизмов. 3. Классификация фразеологизмов с точки зрения.
Виды разбора 5 класс Образец. ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР. Требования к уровню подготовки в V классе. Учащийся должен знать, что такое фонетическая транскрипция.
Урок русского языка в 7 классе.. ОНИ НЕДЕЛИМЫ И ЦЕЛЫ, КОРНЕЙ И ПРИСТАВОК В НИХ НЕТ, НЕЛЬЗЯ ОТЫСКАТЬ В НИХ МОРФЕМЫ – И В ЭТОМ ИХ ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ. Каким.
Нестандартные олимпиадные задания Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 56 УИМ» г.Магнитогорска Галина Г.Р.
Лексикология – раздел науки о языке, в котором изучается слово 6 класс. Урок 1.
1.Какие качества родители стараются передать детям? 2. В чем заключается труд ребенка? 3. Что является важной задачей родителей? Проверка домашнего задания.
1.Какой частью речи – числительными или существительными являются слова ТЫСЯЧА, МИЛЛИОН, МИЛЛИАРД? Почему? 2.Какое слово принадлежит только тебе, а употребляется.
Объясни значение фразеологизмов, используя для этого одно слово - синоним.
Что такое текст? Какие признаки текста вам известны? Что значит говорить и писать на тему? Как связываются предложения в тексте?
Транксрипт:

ЗАДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ (2009 / 2010 учебный год)

10 КЛАСС Вопрос 1 Разговорным вариантом какого сочетания является форма чой-то в названии спектакля театра «Школа современной пьесы» «А чой-то ты во фраке?» (по рассказу А.Чехова «Предложение», режиссер И. Райхельгауз). Обоснуйте свой ответ. Укажите, какое нетипичное для русского языка сочетание звуков устраняется в таком произношении? Каким способом то же самое сочетание устраняется, например, в просторечном произношении слов океан и какао?

10 КЛАСС Вопрос 1 Ответ:

11 КЛАСС Вопрос 1 Прочитайте отрывок из стихотворения В. Ф.Ходасевича ( ) «Обезьяна». 1. В выделенной его части подчеркните все буквы, на месте которых в современном русском литературном языке возможно произношение звука [ы]. 2. В другой части стихотворения найдите слово, в котором В.Ф.Ходасевич и его современники могли произносить звук [ы], а сейчас абсолютное большинство говорящих по-русски вследствие влияния орфографии на орфоэпию произносит совсем другой гласный. Опишите соответствующую позицию. 3. Приведите три примера слов, в которых произношение [ы] в той же позиции сейчас сохраняется в произношении большинства носителей русского языка, несмотря на влияние орфографии.

11 КЛАСС Вопрос 1 Ответ:

10 КЛАСС Вопрос 2 Чем объясняется разница в написании следующих слов, заимствованных из английского языка, где все они пишутся с двойными согласными? Блогер (blogger), спамер (spammer), рэпер (rapper), триммер (trimmer), диггер (digger), стоппер (stopper – "опорный полузащитник", футб.), глиссер (glisser), пропеллер, бестселлер, сеттер. Почему в слове программер/програмер (programmer) возможно колебание и написание этого слова до сих пор не кодифицировано? Написание слова рэпер кодифицировано совсем недавно (в Русском орфографическом словаре под ред. В. В. Лопатина). Традиционно в русском языке не только после мягких, но и после твердых согласных в заимствованных словах пишется буква е (каре, пюре, ретро, рейх). На основании какой закономерности в слове рэпер принято написание э, если известно, что оно встречается ещё в словах сэр, мэр, мэтр?

10 КЛАСС Вопрос 2 Ответ:

11 КЛАСС Вопрос 2 Запишите предложения, раскрывая скобки. Каким орфографическим правилом вы руководствовались, записывая предложения. Сформулируйте его и обоснуйте с исторической точки зрения. 1. Нельзя жить (в)(пол)сердца и работать (в)(пол)(силы). 2. Окно было (в)(пол)(метра) шириной. 3. Жарко было от русской печки (в)(пол)(избы).

11 КЛАСС Вопрос 2 Ответ:

10-11 КЛАСС Вопрос 3 В словаре В. И. Даля мы находим следующую рекомендацию: Не пинай свиньи: свороб выступит. Что означает слово свороб? Как вы понимаете смысл данной пословицы?

10-11 КЛАСС Вопрос 3 Ответ:

10 КЛАСС Вопрос 4 Переведите слова древнерусского языка и предположите, какие значения раньше могло иметь местоимение самъ: самосул, самохотный, самоцарь, самоукий, самослух, самовеликий, самоборец.

10 КЛАСС Вопрос 4 Ответ:

11 КЛАСС: Вопрос 4 Что означает слово хобот в следующих предложениях: 1. Коркодилъ, род змиев, живет же и на сусе и в воде: глава василискова, хребет аки гребень; хоботъ змиевъ (XVII в.) 2. Когда змей своимъ страшнымъ хоботомъ старался меня ударить, то она [лошадь] прыгнувъ на оной топтала [его] своими ногами. Я очень скоро отрубилъ не только все шесть [его] головъ, но и страшный его хоботъ, въ которомъ онъ имелъ большую силу (XVIII в.) 3. Идти-то мне было версту не целу, а я изъ за ево какой хобот далъ (Архангельский областной словарь).

11 КЛАСС Вопрос 4 Ответ:

10 КЛАСС Вопрос 5 Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: молчать примкнуть намёк помещик мокрица

10 КЛАСС Вопрос 5 Ответ:

11 КЛАСС Вопрос 5 Проведите анализ морфемной структуры слов с современной и исторической точек зрения: кружево ладком лакей ласка льгота измочалить

11 КЛАСС Вопрос 5 Ответ:

10 КЛАСС Вопрос 6 Сравните выделенные формы глагола и определите их грамматическое значение в данных предложениях: 1. Позабудь и думать об этом. 2. Барин твой приказал мне отнести его Дуне записочку, а я и позабудь, где Дуня-то живет (А.С. Пушкин). 3. Ну, ударь теперь мороз – озими все пропадут (Л.Н.Толстой). 4. И будь не я, коптел бы ты в Твери (А.С.Грибоедов). 5. Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь (Н.В.Гоголь).

10 КЛАСС Вопрос 6 Ответ:

11 КЛАСС Вопрос 6 Прочитайте текст: «…Нечего делать, Акакий Акакиевич решился идти к значительному лицу. Какая именно и в чем состояла должность значительного лица, это осталось до сих пор неизвестным. Нужно знать, что одно значительное лицо недавно сделался значительным лицом, а до того времени он был незначительным лицом. Впрочем место его и теперь не почиталось значительным в сравнении с другими еще значительнейшими. Но всегда найдется такой круг людей, для которых незначительное в глазах прочих есть уже значительное…». Какие грамматические особенности можно заметить в данном тексте? Какова художественная роль этих особенностей?

11 КЛАСС Вопрос 6 Ответ:

10 КЛАСС Вопрос 7 Одинакова или различна синтаксическая характеристика данных предложений? Каким членом предложения является слово видно в каждом из них? Свой ответ мотивируйте. 1. Из Москвы видно всё наше государство. 2. С этой высоты видно вокруг километров на двадцать. 3. Из Москвы, как с большой горы, всё видно.

10 КЛАСС Вопрос 7 Ответ:

11 КЛАСС Вопрос 7 Одинаково ли синтаксическое строение предложений каждой пары? Проанализируйте синтаксическое строение предложений. I. (1) Полезно читать книги. (2) Читать книги полезно. II. (3) Люблю грозу в начале мая. (4) /«Ты любишь рано вставать?»/ – «Люблю». III. (5) С утра мелкий дождь. (6) Дождь с утра мелкий.

11 КЛАСС Вопрос 7 Ответ:

10 КЛАСС Вопрос 8 Из какого словаря взяты следующие пары слов? Каковы принципы их выбора и расположения? Для чего предназначены такие словари? Укажите известные вам подобные словари. 1) ИНДЕЙСКИЙ. Относящийся к индейцам, принадлежащий им. Индейский: ~ий костюм, лук; ~ая лодка; ~ие племена; ~ая община. Гарт сидел в сухом саду и мастерил индейские луки для жадных и неспокойных ребят. К. Паустовский. Чёрное море. ИНДИЙСКИЙ. Относящийся к Индии, к индийцам, принадлежащий им. Индийский: ~ий танец; ~ая музыка, архитектура; ~ие обычаи, языки, города; ~ий порт; ~ая ткань. Руки у него были такие белые и красивые, и утирал он их таким богатым золотисто-пёстрым индийским фуляром! И. Тургенев. Вешние воды. Сравните: индейский костюм - костюм индейца; индийский костюм - костюм индийца.

10 КЛАСС Вопрос 8 2) ИНЖЕНЕРНЫЙ. Технический; связанный с деятельностью инженеров. Инженерный: ~ый факультет; ~ая профессия; ~ое дело; ~ые задачи. ИНЖЕНЕРСКИЙ. Относящийся к инженеру, принадлежащий, свойственный ему. Инженерский: ~ий диплом, дом, сын; ~ий труд, глаз; ~ие обязанности, традиции, слова. Сравните: инженерная мысль - техническая мысль; инженерская мысль - мысль инженера.

10 КЛАСС Вопрос 8 Ответ:

11 КЛАСС: Вопрос 8 Из какого словаря взяты следующие пары слов? Каковы принципы их выбора и расположения? Для чего предназначены такие словари? Укажите известные вам подобные словари. 1) ЯСНЫЙ ТЕМНЫЙ (день). Ясный мутный (взгляд, взор). Ясный туманный (пересказ). 2) ХОРОШИЙ ПЛОХОЙ. ХОРОШИЙ ДУРНОЙ. ХОРОШИЙ НЕХОРОШИЙ. ХОРОШИЙ ХУДОЙ (разг.). 3) БЕЛЫЙ ЧЕРНЫЙ. БЕЛО ЧЕРНО. БЕЛИЗНА ЧЕРНОТА. белеть(ся) чернеть(ся) (см.). белить чернить (см.). набело начерно (см.). обелять очернять (см.). обеление очернение (см.).

11 КЛАСС: Вопрос 8 Ответ:

10 КЛАСС Вопрос 9 Укажите, какие ошибки допущены в приведенных примерах, опишите их и предложите исправленный вариант. 1. В нашем магазине снижены цены на ноги и головы. 2. В вашем доме до устранения ремонтных работ будет отключена горячая вода. 3. Сумка упала под рельсы проезжающего поезда. 4. Просьба при входе в кафедру одевать сменную обувь. 5. Прибывшая бригада «скорой помощи» с переломами и тяжелой травмой головы госпитализировала пострадавшего мотоциклиста.

10 КЛАСС Вопрос 9 Ответ:

11 КЛАСС Вопрос 9 Укажите, какие ошибки допущены в приведенных примерах, опишите их и предложите исправленный вариант. 1. Многие ответили, что культура и цивилизация очень влияют на наши этнические нормы. 2. Любовь это одно из чудес света, нерукотворное человеком. 3. Описание березы проходит с высокой художественной точностью. 4. Пушкина и Есенина можно назвать литературными братьями по разуму. 5. Тем не менее все поэты сопоставляют человека в слиянии с природой.

11 КЛАСС: Вопрос 9 Ответ:

10 КЛАСС Вопрос 10 Прочитайте древнерусский текст, переведите его, выполните задания к нему. 1. Сопоставьте три формы дательного падежа - Новугороду, iдущю Олександру. В чем различие их употреблений? 2. В каком значении употреблено слово столъ? Как бы Вы объяснили появление этого значения? 3. К какой части речи относится форма ? Как она связана с названием праздника Сретение?

10 КЛАСС Вопрос 10 Ответ:

11 КЛАСС Вопрос 10 Прочитайте древнерусский текст, переведите его, выполните задания к нему. 1.Произведите морфологический разбор слова Олгови в сочетании Олгови внуци. 2.Какого числа словоформа князьею? Определите род и склонение этого слова. 3.Выпишите типичные для летописных сообщений устойчивые глагольные сочетания. Кратко поясните их значения.

11 КЛАСС Вопрос 10 Ответ:

Даже если вы не призёры, вы всё равно ПОБЕДИТЕЛИ!!! ;) Благодарим всех за участие в олимпиаде!