Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 1 г.Шатуры Шатурского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Одежда XIV-XVI вв.
Advertisements

Подготовила: Пряхова И.Г,. На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный.
I районный Фестиваль национальных культур «Мы вместе» среди образовательных учреждений Ярославского муниципального района Номинация Русский народный костюм.
МОУ «Верхне – Савинская средняя общеобразовательная школа», 2008 год.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ.
Русский народный женский костюм Костромской губернии ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА XVII – XX ВЕКОВ.
Народная праздничная одежда. Изобразительное искусство.
Русский народный костюм. Работа ученицы 3-А кл. Школа 515 Бирченко Валерии Цель проекта- Познакомиться с русской культурой, народным творчеством и понять,
Коллекция кукол в русских народных костюмах проект Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Куйбышевская средняя общеобразовательная школа»
РУССКАЯ ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА. Содержание : 1. Россия – страна традиций. 2. Кукла – смысл и назначение. 3. Кто делал куклы? 4. Материалы и одежда куклы, детали.
Костюм Тамбовской губернии Выполнила: учитель начальных классов филиала «Балыклейский» МБОУ «Красивская СОШ» Ермолаева Т. Н. Творческое название: « Костюм.
Выполнила: ученица 7 класса А МОУ СОШ 3 Дорофеева Жанна. Преподаватель: Гриничева О.А.
Одежда в древней Руси. Мужской костюм На князе кафтан киевский, или свита, зеленого цвета с красной каймой по низу и золотыми зарукавьями, синий плащ-
Презентация на тему: как жили крестьяне, труд крестьян. Выполнила ученица 6 а класса средней школы 2 Проверила учитель истории Клебановская О.Г.
Русский народный костюм Жукова Л. Е. Средняя общеобразовательная школа п. Октябрьский.
Материал к уроку ИЗО по теме « Народный костюм в зеркале истории» 6 класс НАРОДНЫЙ КОСТЮМ РОССИИ КАК КУЛЬТУРНОЕ ДОСТОЯНИЕ МИРА.
Костюмы народов Поволжья. Автор: Жукова Л. Е МОУ СОШ п. Октябрьский Дергачевского района.
Русская изба Филиал «Балыклейский» МБОУ «Красивская СОШ » Учитель Голова Марина Николаевна Занятие в группе предшкольной подготовки на тему: Занятие в.
Народные промыслы и ремесла Тамбовского края Народные промыслы и ремесла Тамбовского края Выполнила : Горбачева Е. С. 31 группа 3 курс.
Одежда в древней Руси Выполнила: ученица 6-а класса МКОУ « СОШ 15» Чернобай Анастасия.
Транксрипт:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 1 г.Шатуры Шатурского муниципального района Московской области

Добро пожаловать в музей русского быта. Перед вами фотографии старой Шатуры. Так выглядела школа 1 в 1926 году. Здание, в котором мы сейчас находимся, было построено спустя почти 10 лет – в 1935 году. Сейчас Шатурский район – один из крупнейших в Московской области. А в начале XX века он представлял собой глухой заброшенный край лесов, болот, и непроходимых топей. Маленькиенескольких километрах – 120 домов деревни Петровское и 58 дворов деревни Ботино.

Во всей округе были два небольших предприятия: маленький пороховой заводик в местечке Крестцов брод (ныне город Рошаль) и бутылочный завод в Мишерони, принадлежавший купцу Блинову. Кроме того, в разных местах находились 3 ветряные и 1 водяная мельницы, 3 маслобойки, 18 церквей, 11 действующих церковно- приходских школ, 1 больница на 15 коек; учреждений культуры не было.

Поскольку основными занятиями наших предков было земледелие и скотоводство, то для изготовления одежды использовались лён и шерсть. Лён был разной выработки и различного качества. Из белого льняного полотна шили нарядные одежды, из сурового (неотбеленного) – юбки и порты. На стенде представлены образцы русской одежды. Женская рубаха была длиной в несколько аршин, собиралась во множество складок, удерживаемых около запястья «обручем». На запястьях рукава обильно украшались вышивкой. Богатые люди носили праздничную одежду из бархата, атласа, шёлка. В холодное время женщины всех возрастов покрывали голову платком. Замужние женщины обязательно должны были прятать волосы под головной убор. Лишить женщину головного убора – «опростоволосить» её – означало нанести большое бесчестие женщине.

Одежда мужчин тоже была свободной – широкая рубаха и порты. Рубаху украшает вышивка на вороте, манжетах, плечах и подоле. Считалось, что орнамент защищает человека от злых сил. Обязательная деталь рубахи – длинный пояс-оберег. Пояс как амулет играл большую роль ещё в язычестве. Он также защищал от злых сил. До наших дней сохранилось выражение «совсем распоясался», «распоясавшийся хулиган». Оно Сохранилось с тех давних времён, когда на Руси ходить без пояса считалось неприличным. Этот обычай сохранился и в наши дни. Новорождённого, спелёнутого в одеяльце, при выписке из роддома обвязывают лентой: мальчика – голубой, девочку – розовой или красной.

Самой распространённой и самой дешёвой обувью на Руси являлись лапти, сплетённые из бересты или лыка. Лапти завязывались оборами (завязками), закреплявшими их на ноге. Лапти очень быстро истирались и разваливались, так что на год крестьянину обычно требовалось от 7 до пар лаптей. У богатых и знатных мужчин и женщин популярными были мягкие сафьяновые сапожки – яркие, красивые и удобные. Бедные люди шили сапоги из грубой кожи, берегли её: отправляясь в церковь, шли босиком и надевали сапоги лишь перед входом в храм.

Жизнь заставляла крестьянина овладевать множеством ремёсел. Мужчины строили дома, мастерили мебель, вырезали деревянную посуду. Женщины пряли, ткали, шили, вязали. Так как электричества не было, в долгие зимние вечера работали при свете керосиновой лампы.

На этом стенде представлены предметы, рассказывающие о женском рукоделии. Прежде чем сшить одежду, надо подготовить материал для шитья. К прялке прикрепляли пушистую льняную кудель, левой рукой вытягивали из неё прядево, а правой вращали веретено, похожее на рыболовный поплавок. Веретено кружилось, словно волчок. Прядево скручивали в нить и наматывали её на себя. К масленице крестьянки заканчивали прядение и принимались ткать холсты. Из сарая в избу переносили ткацкий станок. В него заправлялись получившиеся нити. Чтобы нити не скатывались и не спутывались, их наматывали на большие деревянные катушки. Из готовой ткани шили рубахи, портки, юбки. Девушка шила себе приданое. В каждом доме стоял большой сундук, в котором хранились ценные вещи, в том числе и приданое будущей невесты.

В крестьянском доме всё было продумано до мелочей. Специальное железное кольцо вставляли в центральную балку потолка избы – матицу, к нему крепилась детская люлька. Крестьянка, сидя за работой на лавке ( она могла в это время прясть, вязать), вставляла ногу в петлю люльки и качала её. Вечером дом освещали с помощью лучины (тонкая длинная щепка). Чтобы не было пожара, там, где горела лучина, обязательно на полу ставили ящик с землёй.

На дому кустари мастерили мебель, вырезали деревянную посуду, плели лапти, короба для хранения продуктов. Мастерили лавки, которые часто служили кроватью. Спросом пользовались изделия кузнецов.

Для распашки земли крестьяне использовали плуг. Для обработки зерна использовали цеп – тяжёлую палку с округлым утолщённым концом, подвешенную на ремне к длинной деревянной рукояти. Цепом выбивали зёрна из колосьев. Зерно после обмолота сгребали в кучу. Однако в нём оставалось много мусора – частицы соломы, колосьев, пыли. Для очистки зерно веяли: подбрасывали лопатой на ветру и мусор сдувало прочь. Веяние позволяло отделить крупное, посевное зерно от мелкого. Уважением на Руси пользовался труд земледельца. В христианские времена появился у него свой покровитель. Это святой Георгий, чьё имя в переводе с греческого означает «земледелец».

Пока родители работали на поле, их дети ходили в лес за грибами и ягодами. В набёрку – небольшую плетёную корзину собирали ягоды. В большой короб – грибы. Девочки с удовольствием изготовляли тряпичных кукол.

Самое главное - это жилище человека. Перед вами макет русской избы. Изба состояла из горизонтально сложенных брёвен – венцов, которые складывалось друг на друга, вырубив по краям круглые углубления. В них-то и клали следующее бревно. Между брёвнами для тепла прокладывали мох. Избы строили в старину из ели или сосны. От брёвен в избе стоял приятный смолистый запах. Шли столетия, а крестьянская изба с её нехитрой утварью передавалась из поколения в поколение. Новое поколение приобретало лишь больше опыта и сноровки в изготовлении изделий и постройке домов.