Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 246 Приморского района Санкт-Петербурга.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Advertisements

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной.
Деятельностный подход в обучении как механизм формирования универсальных учебных действий.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Особенности системы результатов при реализации ФГОС.
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер «Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта»
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Достижение личностных и метапредметных результатов в процессе освоения предметного содержания на уроках физики Методист-физик ИЦ «Вентана-Граф» Елькина.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Способы и приёмы формирования универсальных учебных действий в рамках учебного занятия начальной школы 1.
( разработаны Российской академией образования по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации )
Доклад подготовила Смирнова Л.В. Педагогическая диагностика – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют:
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Транксрипт:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 246 Приморского района Санкт-Петербурга

Технология проектирования современного урока при реализации требований ФГОС в образовательном процессе Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность Б. Шоу

ФГОС: содержание и условия реализации в образовательном процессе Формирование УУД в основной школе Технология проектирования современного урока

ФГОС: содержание и условия реализации в образовательном процессе

Современное состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС), которые выдвигают новые социальные требования к системе школьного обучения. Введение ФГОС – это новый этап модернизации образования.

Сегодня образование призвано решать свою главную задачу: формировать систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. В соответствии с Концепцией и Требованиями стандарта содержание планируемых результатов должно позволять осуществлять оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования. Реализация стандартов второго поколения

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012года 273-ФЗ; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010года 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Работа образовательного учреждения по переходу на ФГОС ООО основывается на следующих документах:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012года 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования»; Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010года 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

Распоряжение Комитета по образованию Санкт- Петербурга «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений (организаций) Санкт- Петербурга на учебный год» от г. 907-р Распоряжение Комитета по образованию Санкт- Петербурга «Перечень образовательных учреждений – базовых площадок по отработке введения ФГОС основного общего образования» от 08 августа 2012 года 2222-р

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями. ФГОС ООО

является основой для разработки системы объективной оценки уровня образования обучающихся; разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ; в основе лежит системно - деятельностный подход; ориентирован на становление личностных характеристик выпускника; должен быть положен в основу деятельности ФГОС ООО

Прохождение педагогами курс ов повышения квалификации по программе «Внедрение ФГОС ООО»; Закупка учебников для учащихся 5-х классов, соответствующи х ФГОС ООО; разработ ка и утвер ж д ение Основн ой образовательн ой программ ы образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ» (статья 2 и статья 12); составлен ие педагогами рабочи х программ по предметам в соответствии с требованиями ФЗ «Об образовании в РФ» (статья 2 и статьи 12); составлен ие учебн ого план а для 5-х классов на основе ФГОС ООО с учетом специфики основной образовательной программы образовательного учреждения. Готовность школы к введению ФГОС ООО

Предметные областиУчебные предметыКоличество часов Инвариантная часть 28,5 ФилологияРусский язык5 /6 Литература3/ 2 Иностранный язык3 / 3 Математика и информатикаМатематика5 / 5 Общественно-научные предметыИстория2 /2 Обществознание1 /0 Естественно - научные предметыЕстествознание/ Биология, География2/1+1/ 2 ИскусствоМузыка1 /1 ИЗО1 /1 Технология 2 /2 Основы духовно-нравственной культуры народов России 0,5 /0 Физическая культура и ОБЖФизическая культура3 /3 Учебный план для учащихся 5-х классов (ФГОС ООО)

Количество часов Вариативная часть при 5-дневной неделе0,5 /2 Предельно допустимая учебная нагрузка при 5- дневной учебной неделе 29 /29 Вариативная часть при 6-дневной неделе3,5/ 5 Предельно допустимая учебная нагрузка при 6- дневной учебной неделе 32 /32 Внеурочная деятельность10 /0 Учебный план для учащихся 5-х классов (ФГОС ООО)

Нормативно-правовое Кадровое Организационно-методическое Информационное Мониторинговое Сопровождение введения ФГОС ООО в школе выстраивается по направлениям:

Формирование УУД в основной школе

Универсальные учебные действия для ученика выстраиваются от действия к мысли

Универсальные учебные действия (УУД) Совокупность способов действия учащегося, связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию образовательного процесса Умение учиться Деятельность физическая и интеллектуальная

Компетентность – владение, обладание учеником соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере. Компетенция – заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Программа развития УУД саморазвитие и самосовершенствование ученика формирование личностных ориентиров формирование опыта переноса и применения УУД в жизненных ситуациях формирование компетенций и компетентностей в предметных областях формирование навыков участия в учебно-исследовательской и проектной деятельности овладение приемами учебного сотрудничества формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий и информационной безопасности

Регулятивные: Познавательные: умения результативно мыслить и работать с информацией Личностные: умения самостоятельно делать выбор в мире ценностей и поступков Коммуникативные: умения общаться, взаимодействовать с людьми организация деятельности

Регулятивные - действия, с помощью которых учащиеся организуют учебную деятельность: целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция. УУД Познавательные - действия, с помощью которых учащиеся осуществляют процесс познания: общеучебные универсальные действия (самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск необходимой информации; структурирование знаний и др.); логические (анализ; синтез; доказательство; выбор оснований и критериев для сравнения и др.); постановка и решение проблемы. К оммуникативные - действия, с помощью которых учащиеся налаживают общение с разными людьми для решения учебных задач : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, условиями коммуникации. К оммуникативные - действия, с помощью которых учащиеся налаживают общение с разными людьми для решения учебных задач : планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами, условиями коммуникации.

1. Как понять себя и чувства другого? Личностное 2. Как сделать обучение интереснее? Познавательное 3. Умеем ли мы общаться? Коммуникативное 4. Что входит в умение учиться? Регулятивное

В основу определения базовых универсальных учебных действий положена концепция структуры и динамики психологического возраста (Л.С. Выготский) и теория задач развития (Р. Хевигхерст)

БЛОКИ Личностный Метапредметный регулятивный познавательный коммуникативный Универсальные учебные действия – умение учиться

От греческого «мета» - то, что стоит «за». Первый известный метапредмет – «Метафизика» Аристотеля. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце ХХ века в работах А.В.Хуторского, Ю.В.Громыко. В 2008году - один из ориентиров новых образовательных стандартов. Метапредмет. Метапредметность

Метапредметные результаты – мосты, связывающие все предметы, помогающие преодолеть горы знаний

метапредметных результатов служит сформированность у обучающегося регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий обучающихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью. Основным объектом оценки

Технология проектирования современного урока

Что формирует личность? Биологические факторы: генетика, наследственность, задатки, способности Социальные факторы развития: географические, политические, среда обитания Воспитание: образование, обучение, самообразование

Метапредметный подход обеспечивает переход к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности метапредметные (компетентностные) результаты формирование целостной картины мира в сознании ученика формирование подхода к изучаемому предмету как к системе знаний о мире в числах и фигурах - математика в веществах - химия в телах и полях - физика в художественных образах - литература, музыка, изобразительное искусство

Уровни интеграции содержания учебного материала Высший уровень - философский «человек - общество - природа» Общепредметный уровень Внутрипредметный уровень

Смена образовательной парадигмы Традиционный взгляд прочные ЗНАНИЯ учитель –источник информации, знаний ученик – объект образовательного процесса ФГОС РАЗВИТИЕ личности учащегося учитель - СОавтор образовательного продукта ученик – активный участник образовательного процесса, деятель

ЗУНУУД ЗНАНИЯ «информация, присвоенная человеком» КОМПЕТЕНТНОСТЬ существует в форме реальной деятельности УМЕНИЯ «подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым точно быстро и сознательно на основе усвоенных знаний и жизненного опыта, которые, совершенствуясь и автоматизируясь, превращаются в навыки» совершенствуется по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, способ действия включается в базу внутренних ресурсов НАВЫКИ «действия, выполняемые автоматически» осознанна ЭЛЕМЕНТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ «присвоенные алгоритмы, позволяющие человеку быть адекватным социальной ситуации» позволяет решать целый класс задач

Система дидактических принципов Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества

Критерии результативности и эффективности урока способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть её субъектом обучение через открытие наличие дискуссий развитие личности учащегося осознание учеником своей деятельности ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения

Структура урока при реализации деятельностного подхода Этап 1: Мотивирование к учебной деятельности. Знакомство с проблемой Учитель: Обеспечивает познавательный интерес к теме урока Создает учебную ситуацию Побуждает школьников применить знания и опыт, соответствующие данной ситуации Помогает ученикам осознать проблему, сформулировать вопросы

Структура урока при реализации деятельностного подхода Этап 2: Построение нового знания Учитель: Организует освоение содержания учебной темы Предоставляет ученикам материал для изучения, наблюдений

Продуктивные задания: что необходимо помнить Задание должно быть интересно ученику Тема задания должна быть выполнима Тема должна быть оригинальной Формулировка задания должна быть конкретной и четкой

Структура урока при реализации деятельностного подхода Этап 3: Применение полученных знаний Ученик выбирает уровень выполнения задания - информативный, импровизированный, эвристический выбирает способ деятельности - индивидуальный, коллективный самоорганизуется для выполнения ситуативного задания выполняет ситуативное задание

Структура урока при реализации деятельностного подхода Этап 4: Рефлексия учебной деятельности Ученик соотносит полученный результат с поставленной целью проводит самоанализ и самооценку собственной деятельности

Технологическая карта урока позволяет спроектировать учебный процесс от цели до результата вписать конкретный урок в систему уроков определить возможности реализации межпредметных связей определить УУД, формирующиеся в процессе изучения темы

Технологическая карта урока Инвариантная часть Название темы с указанием часов на её изучение Планируемые результаты: (предметные, личностные, метапредметные) Межпредметные связи Этапы изучения темы Деятельность учителя Деятельность учащихся

Учитель, готовый к реализации ФГОС, – какими качествами он должен обладать?

46 Метапредметные ПредметныеЛичностные Результаты образования Развитие «компетентности к обновлению компетенций»

Система оценивания образовательных результатов

Индивидуально – личностные результаты Оцениваемые результаты: Предметные результаты Метапредметные результаты Достижения в различных сферах деятельности Неоцениваемые результаты: Личностные качества Ценностные ориентации Профессиональный выбор Внутришкольная оценкаВнешкольная оценка (олимпиады, конкурсы, выставки, соревнования, смотры) Формальная оценка по предмету (баллы, отметки) Оценка портфолио Неформальная оценка (оценочные суждения) Внешние эксперты Педагогическая оценка Оценка товарищей Самооценка

Группы результатов по методам оценивания Количественные результаты Квалиметрические результаты Неявные результаты можно определить в абсолютных значениях, в измеряемых параметрах; качественный показатель, можно измерять в виде балльной шкалы, где каждому уровню соответствует определенный уровень качества; оценка может быть экспертной, на основе интуиции, через создание условий для их измерения Объекты формальной оценки Объекты неформальной оценки

таблицы образовательных результатов « портфель достижений» Где накапливать оценки?

составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя отметки (баллы или проценты) выставляются в графу дневника или журнала того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи Таблицы образовательных результатов

таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов таблицы ЛИЧНОСТНЫХ результатов Группы таблиц образовательных результатов

Отметки заносятся в таблицы результатов: метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год обязательно) предметные контрольные работы (один раз в четверть обязательно) оцениваются письменные или устные задания (от урока к уроку - по решению учителя и образовательного учреждения) Группы результатов по методам оценивания

Учебный портфель (портфолио) Основа индивидуального маршрута обучения Набор материалов, которые учащийся собирает по ходу работы: «накопитель» достижений «Накопительная» функция

Основные разделы «Портфеля достижений» показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам) показатели метапредметных результатов показатели личностных результатов Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик

Учебный портфель (портфолио) отражает динамику развития учащегося помогает учащемуся проводить рефлексию собственной учебной работы служит формой самооценки результатов учащегося помогает учащемуся самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями Модельная функция – индивидуальный образовательный проект

текущие за задачи, решённые при изучении новой темы итоговые Оценки?

Признаки трёх уровней успешности: Необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи Повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи Максимальный уровень (НЕобязательный) решение «сверхзадачи» По каким критериям оценивать?

Текущие (предметные) Итоговая оценка – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов Как определять итоговые оценки?

продуктивные задания метапредметные диагностические работы диагностика результатов личностного развития Новые формы и методы оценки

Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых учеником действий и качеств по заданным параметрам) самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности) результаты учебных проектов результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников Какие нужны новые формы и методы оценки?

Перегруженность отчётами Обилие ЦУ Разночтения ФГОСов Настроение Авторитарность в преподавании Неумение увязать теорию с практикой Категоричность ЦУ Ошибки в работе Чувство неудовлетворённости Незнание требований ФГОСов

Неумение работать с литературой Риск перегрузок Беспомощность в выборе путей решения вопросов Привычка быть ведомым Завышенный уровень притязаний Неумение формулировать цели

работа по формированию банка образовательных программ для реализации внеурочной деятельности механизм отслеживания личностных достижений учащихся психологическое сопровождение ФГОС обеспечение всех учителей информационно- методическими и электронными ресурсами Проблемы