КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ. Учитель информатики – основная фигура в процессе информатизации образования, высококвалифицированный специалист.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пособия авторов МПГУ по подготовке к ЕГЭ по математике и информатике.
Advertisements

Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Первичная инновационная площадка на базе ГБОУ ВПО МГПУ «Формирование социально- профессиональной компетентности студентов в процессе исследовательской.
Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых программ.
О ЗАДАЧАХ КОНСОРЦИМА В ОБЛАСТИ ПОДДЕРЖКИ ФГОС ВПО А.Ю. ЧЕПУРЕНКО М.Д. БЕРШАДСКАЯ Выездной семинар НИУ ВШЭ «Разработка системы консультационно-методического.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 11 Московская область, г. Железнодорожный, ул. Колхозная, 9. телефон
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального.
Пермский Государственный Университет Механико-математический факультет Пермский Государственный Университет Механико-математический факультет.
Дударева Ольга Борисовна группа 9 Модуль 1. Отражение использования ЭОР в образовательном процессе: федеральные программы и ресурсы Задание.
Программа правительства г. Москвы Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева Василенко Е.А. директор Инновационного центра Тел/факс.
Институт математики, информационных и космических технологий Направлени е : Выпускающая кафедра методики преподавания математики МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА.
Модернизация системы повышения квалификации специалистов сферы образования как следствие реализации приоритетного национального проекта «Образование» Кеспиков.
«МБУ КИМЦ – системный оператор по реализации стратегии развития муниципальной системы образования на основе эффективного обеспечения деятельности образовательных.
2015 Научно-исследовательская лаборатория КУЛЬТУРНО - КОМПЕТЕНТНОСТНЫЕ СТРАТЕГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Обеспечение устойчивого развития муниципальной системы качественного и доступного образования, в соответствии с требованиями инновационного развития экономики.
О работе методического совета в учебном году Уровневая подготовка в КГТУ Задачи по разработке основных образовательных программ по ФГОС ВПО.
Деятельность стажировочной площадки при МБОУ «Еласовская средняя общеобразовательная школа» с. Еласы 2012.
ШКОЛЫ – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ПЛОЩАДКИ ГЕРЦЕНОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 5 июня 2012 года Научно-практическая конференция НИИ общего образования Кафедра педагогики.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
Информатизация образования Развитие системы подготовки кадров для информатизации образования Лекция 2. к.п.н., доцент каф. ИВТ Ломаско П.С.
Транксрипт:

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

Учитель информатики – основная фигура в процессе информатизации образования, высококвалифицированный специалист по использованию средств ИТ в образовании. Его основная сфера деятельности – эффективное проектирование и успешная организация образовательного процесса в области информатики. Учитель информатики – сегодня самая востребованная профессия.

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ

НА КАФЕДРЕ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ ВАМ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМОГУТ СТАТЬ УСПЕШНЫМИ! Наша кафедра была создана в 2005 году. Основной деятельностью кафедры является методическая подготовка будущих учителей информатики для работы в современной информационной образовательной среде.

ИМ МОЖНО ДОВЕРЯТЬ Преподавателями кафедры ТМОИ являются высококвалифицированные специалисты – педагоги и ученые, известные как в России, так и за ее пределами. В их числе: 3 профессора, 2 доцента, 2 ассистента

Кафедра ТМОИ ДАВАЙТЕ ПОЗНАКОМИМСЯ!

АЛЕКСАНДР АНДРЕЕВИЧ КУЗНЕЦОВ Академик Российской академии образования, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, лауреат Премии Правительства Российской Федерации С момента oснования кафедры c 2005 года по 2010 год работой кафедры руководил

Доктор педагогических наук, доцент Федосов Александр Юрьевич Тема докторской диссертации: Обучение информатике и информационным и коммуникационным технологиям в средней школе в контексте решения задач воспитания. Вице-президент Российской Макаренковской Ассоциации, действительный член Академии информатизации образования. Профессор кафедры

Кандидат педагогических наук, доцент Самылкина Надежда Николаевна Имеет многолетний опыт преподавания теории и методики обучения информатике, в области разработки и использования тестов в педагогической практике, занимается правовыми вопросами информационной безопасности и др., автор ряда учебников. Профессор кафедры

Кандидат педагогических наук Нателаури Нино Карловна Заместитель заведующего кафедрой теории и методики обучения информатике МПГУ. Научные интересы связаны с вопросами: информатизации образования в аспекте исследования возможностей использования ИТ в образовательном процессе. Доцент кафедры

Шари Валентина Петровна Занимается проблемами совершенствования методической системы обучения информатике в школе и вузе, вопросами повышения квалификации. Является заместителем директора Института повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров МПГУ. Доцент кафедры

Смирнова Ольга Юрьевна Область научных интересов – новые направления методической подготовки учителя информатики в педагогическом вузе. Работает над кандидатской диссертацией по теме «Реализация системно-деятельсностного подхода при решении задач курса информатики в основной школе. Ведет курсы: теория и методика обучения информатике, психолого-педагогические основы обучения информатике, внеурочная деятельность школьников в области информатики, отдельные аспекты организации дистанционного обучения информатике. Ассистент кафедры

Кандидат педагогических наук Мнацаканян Ольга Леонидовна Ее научный интерес – социальная информатика. Ведет курсы: теория и методика обучения информатике, использование ИТ в образовании. Помогает студентам эффективно взаимодействовать в социальных сетях. Ассистент кафедры

Ростовцев Андрей Сергеевич Студент пятого курса математического факультета МПГУ. Область научных интересов – новые направления информатизации образования, исследование возможностей использования облачных сервисов в образовательном процессе. Тема научно- исследовательской работы: «Методика использования облачных сервисов в курсе информатики основной школы». Техник кафедры

При создании кафедры ТМОИ на протяжении ряда лет на ней трудились также известные специалисты в области теории и методики обучения информатике, информатизации образования, в том числе как академик РАО, доктор педагогических наук, профессор И. В. Роберт, доктор педагогических наук, профессор Е. В. Огородников, доктор педагогических наук, профессор А. Ю. Кравцова, доктор педагогических наук, профессор С. В. Зенкина, доктор педагогических наук, профессор М.А. Сурхаев, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Н.В.Матвеева, кандидат педагогических наук, доцент И.И. Косенко, кандидат педагогических наук М. Г. Победоносцева которые внесли существенный вклад в совершенствование подготовки будущего учителя информатики. Кроме того!

Основные направления работы кафедры ТМОИ Научные темы: «Новые направления методической подготовки учителя информатике в педагогическом вузе»; «Условия формирования информационной среды, ориентированной на новые образовательные результаты». Направления учебно-методической работы: Проектирование и реализация эффективного образовательного процесса по дисциплинам кафедры; Организация внеурочной деятельности студентов, направленная на повышение качества подготовки педагогов в области информатики.

В рамках научных направлений кафедры ТМОИ проанализированы современные требования к качеству образования. Выявлены проблемы в системе методической подготовки будущего учителя информатики. Обосновано, что достижение планируемых образовательных результатов может быть обеспечено только в новой образовательной среде, построенной на основе ИТ. Проанализированы основные компоненты современной информационно- коммуникационной образовательной среды, определены возможности различных средств ИТ для совершенствования образовательного процесса, обоснованы перспективы развития наиболее эффективных из этих средств, позволяющих достигать новые образовательные результаты. Дополнена квалификационная характеристика учителя информатики, конкретизированная и дифференцированная по компонентам профессиональной деятельности. Определены основные направления совершенствования подготовки учителя информатики в условиях новых требований к образовательным результатам и к образовательному процессу.

По результатам научной и учебно-методической работы преподавателями кафедры ТМОИ подготовлено большое количество публикаций (учебных пособий, статей) в ведущих издательствах России, журналах, рекомендованных ВАК РФ и др.

Школьные учебники по информатике написанные преподавателями кафедры ТМОИ входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ для использования в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

Выделенные новые аспекты функций и новые виды профессиональной деятельности учителя информатики и математики отражены в работе по разработке новых учебных программ по дисциплинам кафедры ТМОИ в соответствии с новыми требованиями ФГОС высшего образования по направлению «Педагогическое образование» : Квалификация «Бакалавр» по профилям: o Информатика; o Информатика и экономика; o Математика; o Информатика и математика; o Математика и информатика. Квалификация «Магистр» по профилю – Математика и информационные технологии.

ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН КАФЕДРЫ ТМОИ:

В настоящее время значительным образом пересмотрены все комплексы учебно-методической документации, отражающей содержание и организацию обучения по дисциплинам кафедры ТМОИ, преподаваемых сегодня на высоком качественном уровне, отвечающим новым требованиям к подготовке учителей информатики и математики: На сегодняшний день на кафедре ТМОИ имеются полные комплекты по всем преподаваемым дисциплинам. В том числе есть необходимый минимум учебников, учебных пособий. Описаний лабораторных работ, методических указаний по курсовым и дипломным работам, контрольных материалов. Разработаны материалы для экстерната.

Предусматривая необходимость широкого использования в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, преподаватели кафедры ТМОИ проводят занятия со студентами математического факультета не только в традиционной форме (лекций и семинаров), но и занятий в диалоговом режиме, дискуссий, деловых и ролевых игр, ведется разбор конкретных ситуаций. Активно используются материалы на электронных носителях, возможности и услуги сети Интернет, что обусловлено доступностью актуального учебно-методического материала – это позволяет в большей степени осветить вопросы современного качества образования, возможности информационной образовательной среды в учебном процессе.

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ КАФЕДРЫ ТМОИ ЭФФЕКТИВНО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ИМЕЮЩЕЕСЯ НА МАТЕМАТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ ОБОРУДОВАНИЕ (КОМПЬЮТЕР, ПРОЕКТОР И ДР.)

ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ КАФЕДРЫ ТМОИ РЕГУЛЯРНО ПРОВОДЯТСЯ ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ (ЛЕКЦИИ, ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ) НА МАТЕМАТИЧЕСКОМ ФАКУЛЬТЕТЕ, СРЕДИ НИХ, НАПРИМЕР: -11 сентября 2013 г.- методический семинар "Актуальные проблемы теории и методики обучения информатике" – проф. А.Ю. Федосов -8 октября 2013 г. – практическое занятие "Возможности программного обеспечения SMART Notebook" – доц. Н.К. Нателаури -17 октября 2013 г. – семинар по современным средствам оценивания результатов обучения – проф. Н.Н. Самылкина -9 ноября 2013 г. – открытая лекция "Методика проверки и оценки учебных достижений школьников", на которой присутствовали ученики РАО, известные профессоры различных пед. университетов, методисты по информатике, – проф. Т.Б. Захарова --и др.

На кафедре ТМОИ осуществляется руководство педагогической практикой студентов математического факультета. В рамках этого направления кафедрой созданы достаточно устойчивые связи с общеобразовательными учреждениями, в которых успешно реализуются свои инновационные программы. Сегодня заключены договоры с лучшими школами России: ГБОУ ЦО 166, ГБОУ ЦО 734, ГБОУ ЦО 356 им. Н.З.Коляды, ГБОУ СОШ 931, ГБОУ СОШ 510, ГБОУ СОШ "Школа здоровья" 1065, ГБОУ лицей 1586, ГБОУ гимназия 1518, ГБОУ гимназия 1567 и др. Программа педагогической практики сейчас значительным образом пересмотрена, в настоящее время в задания по практике включается: в качестве образовательного элемента проектирование образовательного процесса на базе ИКОС; участие студентов в совместной с учащимися разработке проектных работ и посещение конкурсов различного уровня, на которых данные проекты защищаются. Ведется серьезная профориентационная работа с целью увеличения набора студентов по направлению Педагогическое образование (профиль – "Информатика" и др.)

Преподавателями кафедры ТМОИ совместно со студентами на базе школ проводятся различные открытые (урочные и внеурочные) мероприятия: -Проведение уроков информатики со 2 по 11 класс; элективных курсов, индивидуально-групповых занятий, науное руководство проектной учебно- исследовательской деятельностью школьников (Н.К. Нателаури, О.Л. Мнацаканян и др.); -Организация и проведение школьных конференций; -Участие в проведение педагогических советов, в работе методических объединений; -Работа в жюри школьных конкурсов по информатике;

На кафедре созданы необходимые условия развития науно- исследовательских умений у будущих учителей, возможности их участия в выполняемых кафедрой научных исследованиях, что подтверждается высоким качеством НИРС под руководством преподавателей кафедры ТМОИ. Темы курсовых и выпускных квалификационных работ предлагаются студентам с учетом новых тенденций школьного образования по информатике. На кафедре осуществляется руководство работой аспирантов по специальности – теория и методика обучения и воспитания (информатика).

Аспиранты и молодые преподаватели кафедры ТМОИ успешно защищают свои кандидатские диссертации, например: -Шатова И.В. "Методические подходы к организации тестовой формы контроля учебных достижений учащихся с использованием средств информационных и коммуникационных технологий (на примере подготовки будущего учителя информатики) – 2007 г. на соиск. ученой степени к.п.н. – Совет при ИСМО РАО; -Победоносцева М.Г. "Разработка системы элективных курсов по информатике на старшей ступени общеобразовательной школы". – 2008г. на соиск. ученой степени к.п.н. – Совет при ИСМО РАО; - Никитина С.И. "Методические аспекты создания, введения и использования портфолио при обучении и информатике 8-11 классах" – 2008г. на соиск. ученой степени к.п.н. – Совет при МПГУ; -Самойлик Е.Н. "Развитие компонентов содержания курса "Теоретические основы информатики" в педагогическом вузе" – 2009г. На соиск. ученой степени к.п.н. -Коньков Е.В. "Использование дистанционной формы обучения на занятиях по информатике в 5-7 классах" – 2011 г. на соиск. ученой степени к.п.н. – Совет при МПГУ; -Мнацаканян О.Л. "Методика использования социальных сетевых сервисов в школьном курсе информатики" г. На соиск. ученой степени к.п.н. – Совет при МПГУ; -и др.

На кафедре ТМОИ организовано подключение студентов и аспирантов к участию в вузовских, всероссийских и международных конференций, семинаров, круглых столов и пр., например, на Всероссийском съезде учителей информматики в МГУ им. Ломоносова и др. Студенты принимали участие: -в мастер-классах учителей информатики (мастер-классы Е. Б. Животовой, Л.Л. Босовой, и др.); -в обсуждении перспективных направлений развития школьной информатики; -в семинарах с учителями по организации внуерочной деятельности школьников в области информатики; -в круглых столах по анализу современных школьных учебников по информатике;

Создан сайт кафедры ТМОИ Уже сегодня в дистанционной форме (закрытой для окружающих) текущие вопросы работы кафедры на форуме, временный адрес: scienceland.ru

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ: -Кафедра ТМОИ сотрудничает с ведущими отечественными научно- исследовательскими организациями, а так же со странами ближнего и дальнего зарубежья, педагогическими вузами России и другими образовательными учреждениями; -Преподаватели кафедры ТМОИ участвуют в работе различных экспертных коммисий (Министерства образования и науки РФ, НФКП и др.), оппонируют на защитах докторских и кандидатских диссертаций; -На кафедре проводится экспертиза учебников и учебно-методических пособий, рецензирование монографий; -Преподаватели кафедры ТМОИ участвуют в выполнении дополнительных работ по проектам в МПГУ и других организациях.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ КАФЕДРЫ ТМОИ ПОСТОЯННО УЧАВСТВУЮТ В КОНКУРСАХ МПГУ На лучшую научную работу На лучшую рабочую пограмму На лучший школьный учебник На лучшую научную статью На лучшую рабочую программу для аспирантуры Из них два раза становились призерами: 1)Учебное пособие "Основы общей теории и методики обучения информатике" 2)Школьный УМК Матвеевой Н.В. Информатика (учебники для 2, 3, 4 классов)

Преподаватели кафедры ТМОИ постоянно повышают свою квалификацию и принимают участие в повышение квалификации работников образования в области информатики и информатизации образования (ведут занятия со слушателями в Институте повышения квалификации МПГУ, АСОУ МО и др.). Созданы две новые программы дополнительного образования ("Актуальные проблемы методики обучения информатике (в условиях реализации ФГОС ООО)", "Создание современной информационной образовательной среды в условиях новых требований к качеству образования". Программа "Информационно-коммуникационная среда образовательного учреждения" для ДПО школьных учителей на сертификации была признана лучшей в г. Москве Зав.каф.Т.Б. Захарова каждый год является Председателем ГАК в различных образовательных учреждениях (ГОУ ДПО Московской области "Педагогическая академия последипломного образования", Вятский государственный гуманитарный университет и др.)

В целом кафедра ТМОИ принимает активное участие в реализации приоритетных направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", задач модернизации педагогического образования, в работе многих направлений развития МПГУ (см. Инновационная образовательная программа), что подтверждается результатами научно-исследовательской, учебной и организационно-методической работы кафедры. Таким образом, кафедра ТМОИ ведет активную работу по совершенствованию подготовки учителей к работе в условиях современной образовательной среды школы, направленной на достижение конкурентноспособного уровня выпускников общеобразовательных учреждений.

ЖИЗНЬ СТУДЕНТА ИНТЕРЕСНА И НАСЫЩЕНА ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ ТМОИ!

СЕГОДНЯ В ПЛАНАХ КАФЕДРЫ ТМОИ ПРЕДУСМОТРЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ: -Активизация научной деятельности преподавателей кафедры ТМОИ, конкретизация профессиональных педагогических компетентностей для разного уровня обучения (бакалавров и магистров) с учетом новых видов профессиональной деятельностей учителя информатики в условиях современной информационной образовательной среды, новой идеологии построения содержания общего образования.; -Обсуждение результатов научной работы на различных конференциях, семинарах и др. -Публикация результатов в ведущих издательствах страны, журналах ВАК РФ и пр.; -Совершенствование учебных программ курсов, реализуемых кафедрой ТМОИ с учетом новых требований ФГОС ВПО (педагогического образования).; -Разработка новых учебных и методических материалов по дисциплинам кафедры ТМОИ, в том числе контрольно-измерительных; -Организация новых спецкурсов для студентов в соответствии с требованиями, предявленными современной школой.; -Каталогизация создания новых ЭОР по дисциплинам кафедры ТМОИ; -Повышение качества организации образовательного процесса по дисциплинам кафедры ТМОИ, в том числе с учетом индивидуальных образовательных потребностей студентов, реализации индивидуальных образовательных траекторий (в том числе в форме экстерната), использование активных и интерактивных методов обучения на основе применения средств ИТ, ресурсов сети Интернет, организации творческой деятельности студентов, предложения им актуальных тем курсовых и выпускных работ по методике обучения информатике и информатизации образования;

-Активное использование дистанционных технологий обучения студентов; -Совершенствование программы прохождения педагогической практики по преподаванию информатики, при этом расширение связей с лучшими школами, участие в мастер-классах учителей информатики, педагогических советах и др.; -Более активная работа с аспирантами по специальности – теория и методика обучения и воспитания (информатика, информатизация образования); -Организация внеаудиторной работы студентов и аспирантов в области обучения информатике, например, совместное участие в летних и зимних школах(очной, заочной, дистационной форме), организованных для одаренных школьников. Подготовка студентов и аспирантов к участию в различных конференциях, семинарах, круглых столах, педагогических конкурсах, например, в конкурсе "Педагогический дебют"; Создание БД основных видов работ кафедры ТМОИ; -Повышение уровня подготовки профессорско-преподавательского состава кафедры ТМОИ; -Обмен опытом с коллегами из различных педвузов; -Разработка новых УМК по информатике для школы; -Участие в различных мероприятиях МПГУ: профориентация школьников, выполнение дополнительных проектных работ, например, разработка привлекательных для работающих учителейинформатики предложений по повышению квалификации на базе МПГУ; -Проведение научных и учебно-методических семинаров (конференций) по школьной информатике (методике ее преподавания); -Выполнение поручений деканата математического факультета, администрации МПГУ.