Современное учебное занятие Старший преподаватель кафедры педагогики ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО» Мигунова Е.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Г.И.Скворцова, к.п.н., МЦКО 1 Цели урока – пример уровней оценки Критерий: диагностичность целей урока, предполагающих обучение и развитие;
Advertisements

Школьный урок по новым стандартам. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов Подход к построению стандартов второго поколения.
Типы уроков по ФГОС (по Нескребтову А.Л.) Выполнила: учитель немецкого языка I квалификационной категории Петрова Юлия Константиновна МОУ СОШ 15, г.Балашов.
Системно-деятельностный подход при освоении основных профессиональных образовательных программ «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность»
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Конструирование уроков различных типов в контексте требований новых стандартов. Муниципальное автономное общеообразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная.
Материал подготовила Хардина Г.А., методист МАУ ДПО «ЦНМО», 2014 г.
«ФГОС В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ». Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы : - Уроки « открытия нового знания.
Реализация системно- деятельностного подхода через урок в системе развивающего обучения Л.В.Занкова МОУ «Ульканская СОШ г.
Урок и новые стандарты Работу выполнила учитель химии, географии Теняева В. Н.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа стандарта второго поколения.
Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА ОСНОВАННОГО НА СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ Щепанцова Е.И., учитель английского языка.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА СТАНДАРТОВ ОБРАЗОВАНИЯ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УРОКА В РАМКАХ СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА.
Современный урок в начальной школе Составила Баранова А.Ю. МОУСОШ 21.
Валишина Зиля Адибовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 12 г. Октябрьский РБ.
Системно-деятельностный подход Министерство образования и науки Кабардино-Балкарской Республики ГОУ ДПО «Кабардино-Балкарский республиканский центр дистанционного.
Современный урок. Деятельностно- компетентностный подход.
Транксрипт:

Современное учебное занятие Старший преподаватель кафедры педагогики ГАОУ ДПО «СарИПКиПРО» Мигунова Е.А.

Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому Жан-Жак Руссо

Структура современного занятия 1.Мотивация (самоопределение к деятельности) 2.Актуализация знаний, подведение к теме (проблеме). 3.Определение и постановка целей занятия. 4.Реализация образовательных задач

Современные педагогические технологии, основанные на деятельностном подходе технология проблемного, проектного и исследовательского обучения развиваюшие технологии (Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин- В.В.Давыдов) коллективные способы обучения технология развития критического мышления технология эвристического обучения педагогические мастерские ТРИЗ игровые технологии кейс-метод (метод коллективного анализа ситуаций) тренинговые технологии КТД, социальное проектирование

5 Инновации в проведении урока в росте объема дискуссионных приемов, ориентированных на формирование оценочных и рефлексивных знаний, с целью развития самостоятельной позиции учащихся, ценностных установок, обогащения их личностного опыта; в увеличении информации о способах и методах познания, что обеспечивает формирование процедурных и оценочных знаний, способствующих развитию познавательной самостоятельности школьника; в увеличении количества ситуационных учебных задач, направленных на формирование рефлексивных, оценочных, процедурных знаний, отражающих личностный и общественный опыт педагогов и учащихся;

6 Инновации в проведении урока в использовании вопросов и заданий, направленных на формирование: компетенций учащихся за счет акцентирования внимания на процедурных и оценочных знаниях; мировоззрения и ценностных ориентаций школьников, что предполагает усиление межпредметного и надпредметного контекстов знаний и формирование рефлексивных знаний; осознанного построения индивидуального способа освоения содержания образования, что предполагает выбор учащимися различных заданий.

Структура современного занятия 1.Определение и постановка целей занятия. 2.Актуализация знаний, подведение к теме (проблеме). 3.Мотивация (самоопределение к деятельности) 4.Организация деятельности. 5.Рефлексия (осмысление, анализ деятельности)

Организация рефлексии смысловая рефлексия: пример: что нового мы узнали на занятии? чему научились? эмоциональная рефлексия: пример: цветовые обозначения, «лицо» занятия и т.д. графическая рефлексия: пример: «версты» комплексная рефлексия: пример: анаграмма, синквейн и т.д.

Типология урока Урок формирования знаний Урок формирования и совершенствования знаний Урок совершенствования знаний Урок закрепления и совершенствования знаний Урок обобщения и систематизации знаний Урок контроля знаний, умений и навыков Урок коррекции знаний, умений и навыков Комбинированный урок Уроки «открытия - нового знания; Уроки рефлексии; Уроки общеметодологи- ческой направленности; Уроки развивающего контроля.

Структура урока Структура урока формирования и совершенствования знаний: 1)Организационный этап. 2)Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. 3)Сообщение темы, постановка цели и задач урока. 4)Актуализация знаний. 5)Введение новых знаний. 6)Воспроизведение знаний и овладение учащимися способами деятельности. 7)Оперирование знаниями в новых ситуациях. 8)Обобщение и систематизация знаний. 9)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 10)Определение и разъяснение домашнего задания. Структура урока «открытия» нового знания, 1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап выявления места и причины затруднения; 4) этап построения проекта выхода из затруднения; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Алгоритм конструирования урока открытия нового знания

Деятельностный урок УДИВЛЕНИЕ ИНТЕРЕС МОТИВ ЦЕЛЬ (собственная учебная задача) 1.САМ ставит цель 3. САМ оценивает результат и корректирует действия. 2. САМ проектирует средства 4. МОТИВАЦИЯ 5. Измеримые цели как результат ученика.

Учитель на современном уроке: учит детей определять границы своего знания, видеть проблему и ставить проблемные вопросы; учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями; организует учебное сотрудничество детей, совместно - распределенную деятельность при решении учебных задач; создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета.

Уроки рефлексии имеют следующую структуру: 1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап включения в систему знаний и повторения; 9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Уроки развивающего контроля имеют следующую структуру: 1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно- коррекционной деятельности; 2) этап актуализации и пробного учебного действия; 3) этап локализации индивидуальных затруднений; 4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; 5) этап реализации построенного проекта; 6) этап обобщения затруднений во внешней речи; 7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; 8) этап решения заданий творческого уровня; 9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Уроки общеметодологической направленности призваны: во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему; во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода. Уроки общеметодологической направленности проводятся также в начале и в конце изучения определенных разделов, глав курса. Например, при изучении математики в 5 классе в начале раздела «Обыкновенные дроби», исходя из содержания данного понятия, целесообразно построить теоретически обоснованный план изучения его свойств и последующего применения для решения практических задач. А в завершение - организовать систематизацию и обобщение изученных способов действий с теоретическим обоснованием построенной системы и выявлением границ ее применимости.

1. цели 2. учебный материал 3. содержание образования структура урока (набор этапов) 4. межэтапные связи (логика разворачивания единицы содержания образования по этапам) 5. формы 6. методы 7. реальный результат урока 8. самоанализ урока Структурные компоненты урока для разработки критериев и уровневой экспертной оценки (Скворцова Г.И., Московский центр качества образования) за весь урок по каждому этапу урока

Уровни и баллы 0 уровень – 0 баллов 1 уровень - 1 балл 2 уровень – 4 балла 3 уровень – 7 баллов 4 уровень – 10 баллов В уровнях заложен переход от информационного к системно-деятельностному подходу Информационный подход Системно-деятельностный подход

Обучение материалу, а не способам деятельности Сценирование образовательной ситуации (обучение способам деятельности, при необходимости - изменение плана урока в соответствии с вариантами непонимания и типами ошибок обучающихся)

20 Цели урока – пример уровней оценки Критерий: диагностичность целей урока, предполагающих обучение и развитие; постановка цели учащимися 0-й уровень (0 баллов) – цель отсутствует в плане и на уроке; 1-й уровень (1 балл): в ходе анализа урока названа и обучающая, и развивающая цели урока; 2-й (4 балла): цели сформулированы для учащихся диагностично, измеримо; 3-й (7 баллов): вовлечение учащихся в групповую или индивидуальную постановку цели на уроке, обязательная организация понимания и принятия цели урока учащимися; мотивация её достижения; 4-й (сценарный уровень) (10 баллов): вовлечение учащихся в корректировку, доуточнение или смену цели, учебной задачи при изменении ситуации, определение путей и критериев достижения цели.

Учебный материал Критерий: подбор учебного материала, способствующего освоению запланированной единицы содержания образования на основе собственной мотивации учащихся 1-й уровень (1 балл): учитель подобрал учебный материал, соответствующий целям урока и программным требованиям; 2-й уровень (3 балла): материал подобран с учётом мотивации (интерес, проблемность, задача-«ловушка», противоречивые факты, решения, позиции, дополнительные источники информации); 3-й уровень (7 баллов): учебный материал представлен как серия заданий, которые побуждают к поисковой, исследовательской деятельности; 4-й (сценарный уровень) (10 баллов): на уроке в случае незапланированных сбоев учащихся учитель по ходу импровизационно конструирует дополнительный учебный материал

Учебный материал и единица содержания образования Учебный материал – предметный материал, позволяющий ученику получить определенные знания по данному предмету, сформировать представление о взаимосвязях данного объекта с другими объектами окружающего мира. Единица содержания образования – модель, способ, алгоритм деятельности, которым овладевает ученик в процессе учебной деятельности над учебным материалом.

Единица содержания образования Критерий: различение содержания учебного материала и содержания образования; моделирование учениками на уроке единицы содержания 1-й уровень (1 балл): названы единица содержания образования и учебный материал (например, учебный материал – безударные гласные в корне слова, а единица содержания образования – способ, алгоритм выбора безударной гласной в соответствии с правилом) 2-й (2 - 4 балла): единица содержания не только названа на словах, но и наглядно представлена ее модель (схема, алгоритм, понятие, способ, различение); выделены все необходимые вспомогательные средства для ее освоения учениками на уроке (опорные знания, умения) 3-й (7 баллов): единица содержания на уроке вместе с детьми выделяется обсуждается, обсуждается и моделируется в ходе рефлексии 4-й (сценарный уровень) (10 баллов): на уроке с учетом ошибок учеников учителем «включается» незапланированное содержание образования, которое оказалось недостающим для освоения запланированной единицы содержания образования (гибкое досценирование в возникшей образовательной ситуации содержание образования)

Структура урока (набор этапов) Критерий: соответствие выбранной структуры урока цели урока и полной психологической структуре деятельности учащихся 1-й уровень (1 балл):соответствие запланированного набора этапов урока названным, в соответствии с целью урока 2-й (2 - 4 балла): на уроке все запланированные этапы организованны до звонка, без выхода за пределы временных рамок 3-й (7 баллов): на уроке наблюдается соответствие структуры урока полной психологической структуре деятельности учащихся: мотив – цель (учебная задача) – действия по ее решению – самоконтроль – самооценка – самокоррекция (нет лишних или недостающих этапов) 4-й (сценарный уровень) (10 баллов): запланированная структура урока изменяется при необходимости в силу изменения ситуации на уроке (возврат к уже пройденным этапам, например, постановочному и мотивационному этапу, включение новых этапов, исключение каких либо этапов и т.д.) Примечание – все этапы, проведенные после звонка, проставляются баллом - 0

Формы обучения Критерий: адекватность форм цели, обоснованность их выбора данными педагогической диагностики и рефлексии учащихся: 1-й уровень (1 балл): выбранные формы обучения адекватны поставленной цели урока и единице содержания (например, бессмысленно организовывать групповую работу в случае заучивания, выполнения стандартных типовых заданий) 2-й уровень (3 балла): выбор форм обоснован данными педагогической диагностики с предыдущих уроков и детской рефлексии: работа на уроке и диагностические задания спланированы на основе анализа и прогноза ошибок учеников. 3-й уровень (7 баллов): на уроке применяются запланированные формы обучения и диагностические задания. Итоговая экспресс-диагностика результатов учащихся проведена (в соответствии с запланированными целями). Проводится самооценка на основе предварительного обсуждения критериев оценки. «Правильные ответы» учеников принимаются сразу, не проблематизируются (сценарная оперативная диагностика не проводится), неправильные ответы, не соответствующие плану урока, игнорируются или отбрасываются. 4-й уровень (10 баллов) (сценарный уровень): на уроке осуществляется работа с пониманием и вариантами непонимания учащихся. Проводится оперативная педагогическая диагностика (подготовленная до урока и сценарная, по ходу урока), при необходимости вносятся изменения в запланированные формы обучения (например, вторичный переход к групповой работе для доуточнения группой задачи или уже полученного способа и т.п.).

26 Методы обучения Критерий: соответствие используемых методов обучения (репродуктивных, продуктивных) цели урока, данным педагогической и психологической диагностики 1-й уровень (1 балл): соответствие выбранных учителем репродуктивных и (или) продуктивных методов целям и содержанию урока; 2-й (4 балла): используемые методы предполагают поисковую активность ребенка, или опираются на данные психологической диагностики (особенности контингента учащихся) и педагогической диагностики (типы ошибок, варианты понимания конкретных учащихся) 3-й (7 баллов): используемые методы делают явным понятийное противоречие, с помощью подводящей или побуждающей работы дети разрешают противоречие; 4-й (сценарный уровень) (10 баллов): используемые методы предполагают включение ученика как субъекта на всех этапах его деятельности (постановка учебной задачи, планирование и осуществление действий по её решению, самоконтроль, самооценка, самокоррекция); учитель удерживает детей в рамках учебной задачи, одновременно предоставляет максимум свободы. Сценарное изменение по ходу урока запланированных методов обучения при необходимости.

27 Подведение итогов занятия 1-й уровень (1 балл): учитель обсуждает с детьми, чему они научились в ходе урока; сам выставляет оценки (в основном, «поурочный балл»); 2-й (2 - 4 балла): в ходе совместного анализа и рефлексии учитель дает обоснованную оценку результатов урока, отдельные комментарии выставленным оценкам; 3-й (7 баллов): учитель совместно с детьми соотносит запланированные и достигнутые результаты, намечает дальнейшие шаги, отмечает индивидуальное продвижение учащихся; 4-й (сценарный уровень) (10 баллов): учитель организует оценивание итогов урока на основе предварительно выработанных критериев, с учетом самооценки, взаимооценки.

Самоанализ урока 1-й уровень (1 балл): учителем подготовлен самоанализ урока как формальный пересказ; 2-й (2 - 4 балла): в ходе анализа и рефлексии дано обоснование отдельных параметров урока; 3-й (7 баллов): в ходе анализа и рефлексии дано обоснование всех позиций анализа урока, выдержана логика «цель – средства – результат»; 4-й (сценарный уровень) (10 баллов): учитель в ходе анализа и рефлексии продемонстрировал способность самостоятельного адекватного обоснования всех структурных элементов урока – с учетом изменений плана: с различением замысла и реализации урока, запланированных и достигнутых учащимися результатов.

Требования к современному занятию 1.Изменение парадигмы образования: от знаниевой к компетентностной 2.Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий. 3.Изменение педагогической позиции «ученик – учитель». 4.Формирование внутренних мотивов деятельности ученика. 5.Личностное целеполагание и личностное содержание материала. 6.Рефлексия результатов образовательной деятельности.

Памятка учителю Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

Памятка учителю Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

Памятка учителю Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)