СПС Работа со слабоуспевающими учащимися. Типы слабоуспевающих учащихся: Педагогически запущенные Интеллектуально пассивные Учащиеся с общим отставанием.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема. Формы и методы работы с неуспевающими. Понятие школьной неуспеваемости. Понятие школьной.
Advertisements

Причины школьной неуспеваемости и пути её преодоления.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Методы и приемы работы со слабоуспевающими учащимися Методическое совещание.
Программа индивидуального развития ребенка «Формирование и сохранение мотивационной сферы ребенка» Работу выполнила слушатель курсов повышения квалификации.
Понятие школьной неуспеваемости. Причины школьной неуспеваемости. Педагог-психолог ГКОУ НШ 15 Есеналиева А.А.
МОУ СОШ с углубленным изучением математики и физики 4 города Георгиевска Общешкольные меры предупреждения неуспеваемости школьников Вот и закончилась третья.
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Система диагностики и коррекции как снятие психолого- педагогических трудностей при обучении математике слабоуспевающего ученика начальной школы.
Психологические особенности трудных школьников. Трудные школьники Учащиеся, поведение которых не соответствует требованиям дисциплины и нормам морали,
Психологические проблемы обучаемости и школьной успеваемости Психолого-педагогический семинар МОУ средняя общеобразовательная школа 5 г.Искитим.
Учитель начальных классов МБОУ « СОШ 88 с кадетскими классами Снигирева М.Б.
Почему ребенок плохо учится? (применение психовозрастных особенностей учащихся лет при подготовке к урокам истории). Из опыта работы учителя истории.
Методы воспитания. это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации.
Педагогический совет «Инклюзивное образование детей в условиях массовой школы»
Взаимодействие с неуспевающим учеником.. Основные понятия Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДНОСТЕЙ В ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ Заместитель директора по УВР Н.А. Атаманчук.
Проект: «Работа с социально-педагогически запущенными детьми в начальной школе» Автор: Исаева Т.В.
«Готовность младших школьников к обучению в среднем звене»
Работа с неуспевающими учащимися. Неуспевающие! Они есть! Кто кого? Что делать?
Транксрипт:

СПС Работа со слабоуспевающими учащимися

Типы слабоуспевающих учащихся: Педагогически запущенные Интеллектуально пассивные Учащиеся с общим отставанием в учении Учащиеся с низким уровнем воспитанности

I.Педагогическая запущенность – это отсутствие у ребенка умения учиться при сохраненной мотивации учения.

Тип проявления в учении: Ребенок медленно, не сразу приступает к работе, медленно врабатывается, работает долго; Часто отвлекается, суетится, приступает к заданию, не дослушав объяснения, допущенных ошибок не замечает; Не анализирует исходных условий; Ориентируется на внешние признаки, идет методом проб и ошибок; Низкая осведомленность (не знает многих вещей, никогда не слышал о них и не видел); Нервность, частая смена эмоций, отвлекаемость, неадекватность эмоциональных реакций.

Причины: Патология беременности; Физические травмы; Интеллектуальный голод в семье; Вседозволенность или запрет; Гиперопека; Заниженная самооценка; Несформированность личности; Несформированность учебной деятельности.

Приемы диагностики: Диагностика словесно-логического мышления; «Последовательные картинки» (установление причинно следственных связей); «Лабиринт» (концентрация внимания, самоконтроль); Корректурная проба; Изучение самооценки; Анкета для определения характера отставания в обучении; Диагностика социально-педагогической запущенности.

Приемы коррекции, упражнения: 1.Методы развития произвольности. 2.Коррекция с помощью деятельности: коммуникативные игры, тренинг. 3.Коррекция нарушения деятельности: Выработка адекватной самооценки; Корректировка страха перед учителем; Выработка внутренней позиции школьника.

II. Интеллектуальная пассивность – это отсутствие мотивации учения, неумение решать сложные задачи.

Тип проявления: 1. Показатели интеллектуальной пассивности: Отсутствие инициативы в интеллектуальной деятельности (от полного протеста до покорной исполнительности); Прекращение умственной работы при отсутствии значимого подкрепления; Избегание интеллектуального напряжения; Отсутствие умственного удивления; Низкая работоспособность (ярко выраженная или замаскированная); Несформированность умений и навыков логических операций; Негативное отношение к познавательной деятельности ребенка в семье.

2. Характеристика качеств ума: Подражательность (копирует известные способы решения); Неравномерность качеств ума; Поверхностность ума (не выделяет общие признаки, низкий уровень обобщения); Затруднен краткий пересказ текста, составление планов, тезисов; Инертность ума (склонность к шаблону, трудности перехода от одной деятельности к другой, фиксация на чем-либо).

Причины: Нарушение произвольности и других психических процессов (может быть органического генеза); Биологические психофизиологические факторы (ЗПР); Социальные (отсутствие внимания со стороны учителей, родителей и др. взрослых); Несформированность мотивационной сферы («не хочу учиться»); Абулия (расстройство воли, приводящее к отсутствию всяких желаний); Пониженная обучаемость (не замечает своих ошибок, нет рефлексии).

Приемы диагностики: Исследование развития познавательной сферы; Исследование развития познавательной сферы; Диагностика школьной мотивации; Диагностика мотивации к успеху; Изучение знаний (обученность); Анкета для определения характера отставания в обучении; Методика САН (самочувствие, активность, настроение).

Приемы коррекции: Развивающие занятиа по формированию познавательных процессов (памяти, внимания, мышления); Развитие умения действовать по инструкции в учебной деятельности (произвольность); Поручения (развитие познавательных интересов и ценностных отношений к предметам); Загадки, кроссворды, викторины, научно- популярная литература; Личностная коррекция (создание условий для развития положительных стойких отношений с учителями, родителями, сверстниками с целью выведения ребенка из состояния отрицательной мотивации).

III. Общее отставание в учении – невыполнение требований, которое имеет место на одном из промежуточных этапов учебного процесса.

Выделяют три категории неуспевающих: - не успевает по всем или многим предметам; - не успевает по основным предметам; - эпизодическая неуспеваемость.

Тип проявления в учении: Интеллектуальная пассивность (поверхностность, инертность, неустойчивость, неосознанность, подражательность, неравномерность); Нарушение операциональной сферы (затруднен краткий пересказ текста, трудность перехода от одного действия к другому); Теряется позиция ученика или находится на грани утраты (использует обходные пути при выполнении учебных задач; сочетает положительные и отрицательные качества, т.е. хочет решить, но поиска интеллектуального пути не происходит).

Причины: Плохая подготовленность и пробелы в знаниях; Нерадивость учащегося; Отсутствие привычки к организованному труду; Недостаточный уровень общего развития; Отсутствие волевых качеств; Отсутствие сознательной дисциплины; Низкий культурный уровень; Неумение выделять главное, существенное в изучаемом предмете; Слабое воспитательное влияние семьи.

Приемы диагностики: Изучение знаний (обученности); Исследование уровня словесно- логического мышления; Исследование мотивации учения. Анкета для определения характера отставания в обучении.

Приемы коррекции, упражнения: Восстановление желания учиться; Выполнение несложных учебных действий; Стимулирование удовлетворенности при достижении успеха; Обучение учебным действиям и приемам мышления с использованием дозированной помощи взрослого; Воздействие на личность ученика в целом (на мотивацию и интеллектуальную сферу); Задачи на мыслительную работу, проблемные ситуации; Организация скромного успеха, поощрение; Помощь взрослого при выполнении задания (дозированная); Положительное отношение к выполнению самостоятельной работы; Постепенное повышение степени трудности, требований к детям; Дифференцирование заданий по степени трудности учителем.

IV. Низкий уровень воспитанности – преобладание отрицательных черт в поведении определенной личности.

Тип проявления: Отрицательный опыт поведения; Неразвитость самоорганизации и саморегуляции; Мало осведомлен об общественной жизни; Уклоняется от общественных поручений, безответственен; Небережлив, наносит ущерб школьному имуществу; Нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешние воздействия; Несмотря на контроль, не проявляет интереса к учению и прилежанию, учится плохо; Не любит труд, стремится уклониться от него; Эгоистичный, недоброжелательный, неискренний, высокомерный, пренебрежительный к товарищам.

Причины: Неблагоприятный психологический климат семьи; Отсутствие устойчивых межличностных отношений; Искаженное отношение человека к обществу, труду, другим людям и себе; несформированность социально- значимых качеств; Отсутствие принципиального требовательного отношения к себе.

Приемы диагностики: Метод включенного наблюдения, в ходе которого возможно «схватывание» в целом явления; Наблюдение характерных проявлений личности, диагностика, анализ полученных данных; Метод независимых характеристик (классным руководителем, родителями); Диагностика выявления характера отклонений в поведении.

Приемы коррекции, упражнения: 1. Этапы: Упрочение культуры поведения, общения; Преодоление отрицательных черт в поведении; Выработка способности оценки и самооценки своего поведений и других; Обогащение положительного опыта, укрепление нравственной позиции; Создание условий для проявления положительных качеств.

2. Приемы: Упражнения на определение разных типов темперамента, характера; Упражнение на осознание особенностей своего поведения; приемы на развитие умения видеть и понимать эмоциональное состояние другого человека; Приемы невербального общения для передачи информации; Упражнения на отработку дистанции в общении (в зависимости от разных условий); Упражнения на выработку психологической позиции; Игры в ситуации правильных и неправильных манер.