СПС Работа со слабоуспевающими учащимися
Типы слабоуспевающих учащихся: Педагогически запущенные Интеллектуально пассивные Учащиеся с общим отставанием в учении Учащиеся с низким уровнем воспитанности
I.Педагогическая запущенность – это отсутствие у ребенка умения учиться при сохраненной мотивации учения.
Тип проявления в учении: Ребенок медленно, не сразу приступает к работе, медленно врабатывается, работает долго; Часто отвлекается, суетится, приступает к заданию, не дослушав объяснения, допущенных ошибок не замечает; Не анализирует исходных условий; Ориентируется на внешние признаки, идет методом проб и ошибок; Низкая осведомленность (не знает многих вещей, никогда не слышал о них и не видел); Нервность, частая смена эмоций, отвлекаемость, неадекватность эмоциональных реакций.
Причины: Патология беременности; Физические травмы; Интеллектуальный голод в семье; Вседозволенность или запрет; Гиперопека; Заниженная самооценка; Несформированность личности; Несформированность учебной деятельности.
Приемы диагностики: Диагностика словесно-логического мышления; «Последовательные картинки» (установление причинно следственных связей); «Лабиринт» (концентрация внимания, самоконтроль); Корректурная проба; Изучение самооценки; Анкета для определения характера отставания в обучении; Диагностика социально-педагогической запущенности.
Приемы коррекции, упражнения: 1.Методы развития произвольности. 2.Коррекция с помощью деятельности: коммуникативные игры, тренинг. 3.Коррекция нарушения деятельности: Выработка адекватной самооценки; Корректировка страха перед учителем; Выработка внутренней позиции школьника.
II. Интеллектуальная пассивность – это отсутствие мотивации учения, неумение решать сложные задачи.
Тип проявления: 1. Показатели интеллектуальной пассивности: Отсутствие инициативы в интеллектуальной деятельности (от полного протеста до покорной исполнительности); Прекращение умственной работы при отсутствии значимого подкрепления; Избегание интеллектуального напряжения; Отсутствие умственного удивления; Низкая работоспособность (ярко выраженная или замаскированная); Несформированность умений и навыков логических операций; Негативное отношение к познавательной деятельности ребенка в семье.
2. Характеристика качеств ума: Подражательность (копирует известные способы решения); Неравномерность качеств ума; Поверхностность ума (не выделяет общие признаки, низкий уровень обобщения); Затруднен краткий пересказ текста, составление планов, тезисов; Инертность ума (склонность к шаблону, трудности перехода от одной деятельности к другой, фиксация на чем-либо).
Причины: Нарушение произвольности и других психических процессов (может быть органического генеза); Биологические психофизиологические факторы (ЗПР); Социальные (отсутствие внимания со стороны учителей, родителей и др. взрослых); Несформированность мотивационной сферы («не хочу учиться»); Абулия (расстройство воли, приводящее к отсутствию всяких желаний); Пониженная обучаемость (не замечает своих ошибок, нет рефлексии).
Приемы диагностики: Исследование развития познавательной сферы; Исследование развития познавательной сферы; Диагностика школьной мотивации; Диагностика мотивации к успеху; Изучение знаний (обученность); Анкета для определения характера отставания в обучении; Методика САН (самочувствие, активность, настроение).
Приемы коррекции: Развивающие занятиа по формированию познавательных процессов (памяти, внимания, мышления); Развитие умения действовать по инструкции в учебной деятельности (произвольность); Поручения (развитие познавательных интересов и ценностных отношений к предметам); Загадки, кроссворды, викторины, научно- популярная литература; Личностная коррекция (создание условий для развития положительных стойких отношений с учителями, родителями, сверстниками с целью выведения ребенка из состояния отрицательной мотивации).
III. Общее отставание в учении – невыполнение требований, которое имеет место на одном из промежуточных этапов учебного процесса.
Выделяют три категории неуспевающих: - не успевает по всем или многим предметам; - не успевает по основным предметам; - эпизодическая неуспеваемость.
Тип проявления в учении: Интеллектуальная пассивность (поверхностность, инертность, неустойчивость, неосознанность, подражательность, неравномерность); Нарушение операциональной сферы (затруднен краткий пересказ текста, трудность перехода от одного действия к другому); Теряется позиция ученика или находится на грани утраты (использует обходные пути при выполнении учебных задач; сочетает положительные и отрицательные качества, т.е. хочет решить, но поиска интеллектуального пути не происходит).
Причины: Плохая подготовленность и пробелы в знаниях; Нерадивость учащегося; Отсутствие привычки к организованному труду; Недостаточный уровень общего развития; Отсутствие волевых качеств; Отсутствие сознательной дисциплины; Низкий культурный уровень; Неумение выделять главное, существенное в изучаемом предмете; Слабое воспитательное влияние семьи.
Приемы диагностики: Изучение знаний (обученности); Исследование уровня словесно- логического мышления; Исследование мотивации учения. Анкета для определения характера отставания в обучении.
Приемы коррекции, упражнения: Восстановление желания учиться; Выполнение несложных учебных действий; Стимулирование удовлетворенности при достижении успеха; Обучение учебным действиям и приемам мышления с использованием дозированной помощи взрослого; Воздействие на личность ученика в целом (на мотивацию и интеллектуальную сферу); Задачи на мыслительную работу, проблемные ситуации; Организация скромного успеха, поощрение; Помощь взрослого при выполнении задания (дозированная); Положительное отношение к выполнению самостоятельной работы; Постепенное повышение степени трудности, требований к детям; Дифференцирование заданий по степени трудности учителем.
IV. Низкий уровень воспитанности – преобладание отрицательных черт в поведении определенной личности.
Тип проявления: Отрицательный опыт поведения; Неразвитость самоорганизации и саморегуляции; Мало осведомлен об общественной жизни; Уклоняется от общественных поручений, безответственен; Небережлив, наносит ущерб школьному имуществу; Нарушает дисциплину, слабо реагирует на внешние воздействия; Несмотря на контроль, не проявляет интереса к учению и прилежанию, учится плохо; Не любит труд, стремится уклониться от него; Эгоистичный, недоброжелательный, неискренний, высокомерный, пренебрежительный к товарищам.
Причины: Неблагоприятный психологический климат семьи; Отсутствие устойчивых межличностных отношений; Искаженное отношение человека к обществу, труду, другим людям и себе; несформированность социально- значимых качеств; Отсутствие принципиального требовательного отношения к себе.
Приемы диагностики: Метод включенного наблюдения, в ходе которого возможно «схватывание» в целом явления; Наблюдение характерных проявлений личности, диагностика, анализ полученных данных; Метод независимых характеристик (классным руководителем, родителями); Диагностика выявления характера отклонений в поведении.
Приемы коррекции, упражнения: 1. Этапы: Упрочение культуры поведения, общения; Преодоление отрицательных черт в поведении; Выработка способности оценки и самооценки своего поведений и других; Обогащение положительного опыта, укрепление нравственной позиции; Создание условий для проявления положительных качеств.
2. Приемы: Упражнения на определение разных типов темперамента, характера; Упражнение на осознание особенностей своего поведения; приемы на развитие умения видеть и понимать эмоциональное состояние другого человека; Приемы невербального общения для передачи информации; Упражнения на отработку дистанции в общении (в зависимости от разных условий); Упражнения на выработку психологической позиции; Игры в ситуации правильных и неправильных манер.