ПАВЛЮТЕНКОВА МАРИАННА ЮРЬЕВНА К. ПОЛ.Н., ДОЦЕНТ Теоретические основания стратегического анализа политики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 3. Методологические основы планирования в домашнем хозяйстве.
Advertisements

Стратегическое планирование Тема 8. План Сущность стратегического планирования Сущность стратегического планирования Процесс стратегического планирования.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии Тема 6.
Тема 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КАЧЕСТВО МЕНЕДЖМЕНТА. Эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе.
Функции менеджмента. Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций 1.Планирование 2.Организация 3.Принятие решений 4.Мотивация.
Особенности стратегического управления СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ.
Менеджмент характеризуют специфическую разновидность управленческой деятельности и изучающую ее науку. Специфика - в обусловленности принимаемых решений.
Стратегическое маркетинговое планирование
Тема 1. «Сущность и особенности развития международного менеджмента» 1. Понятие и проблемы международного менеджмента. 2.Национальные различия международного.
Формирование и анализ стратегических альтернатив. Выбор стратегии ПОДГОТОВИЛ: ШАШОК ДМИТРИЙ ИГОРЕВИЧ СТУДЕНТ 601 ГРУППЫ.
Стратегический менеджмент Золотарева Ангелина Викторовна ang ang 1.
Проектный менеджмент(П.М.) Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент.
Основы менеджмента Подготовил: Группа ТП Ботиров Р. Б.
Этапы планирования потребности в персонале
Тема 1. Теоретические особенности подходов и методов принятия управленческих решений –Характеристика современных подходов в менеджменте –Методы осуществления.
Перспективы развития теории управления проектами Успешное практическое применение теории подразумевает непрерывный процесс ее внутреннего развития. Современные.
Лекция 7. Особенности применения принципов менеджмента качества в вузе Цель: ознакомиться с принципами как ключевой составляющей концепции менеджмента.
МЕНЕДЖМЕНТ. Природа процесса принятия решений. Управленческая проблема
Кадровая политика и стратегия управления персоналом Основы управления персоналом Лекция 9.
« ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ »
Транксрипт:

ПАВЛЮТЕНКОВА МАРИАННА ЮРЬЕВНА К. ПОЛ.Н., ДОЦЕНТ Теоретические основания стратегического анализа политики

«Стратегия – это большая работа организации. Когда возникает выбор между жизнью и смертью, это – Дао (путь) выживания или исчезновения. Изучением стратегии нельзя пренебречь» … Сунь-Цзы. «Искусство войны».

Что такое стратегия? В самом широком смысле это планирование способов, посредством которых организация или индивид может достичь поставленных целей Термин «стратегия» (от греч. Strategia, stratos – войско, ago – веду) - «военное руководство» Первый трактат о стратегии – труд «Искусство войны» Сунь Цзи (500г. до н.э.)

Стратегия и тактика (воен.) Стратегия – общий план по использованию ресурсов для установления благоприятного положения Тактика – схема определенного действия. Тактика занимается маневрами, необходимыми для победы в сражении, в стратегия – вопросами победы в войне.

Определения стратегии План, метод или ряд действий, направленных на достижение определенной цели или эффекта (Словарь «Wodsmyth») Определение долгосрочных целей и задач, а также принятие курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей (Альфред Чандлер. Стратегия и структура (Cambridge, MA: MIT Press 1962)). Совокупность целей и задач, а также политика и планы для достижения этих целей и решения задач (Кеннет Эндрюс. Понятие корпоративной стратегии (Homewood, IL, 1971)).

1. разделение или расчленение целого на части или основополагающие элементы; 2. детальное изучение любого комплексного объекта с целью понимания или установления его природы либо определения его существенных характеристик; 3. углубленное исследование. (Websters Third International Dictionary) Analysis –

Характеристики стратегического решения 1. Оно важно 2. Оно опирается на ресурсы 3. Его очень трудно повернуть назад

Принципы военно-политической стратегии Баланс между наступательными и оборонительными стратегиями Преимущества нападения с фланга по сравнению с лобовой атакой Функции постепенного реагирования на агрессивные действия Достоинства неожиданности Потенциал обманных действий, эскалации, истощения противника

Роль стратегии заключается в достижении определенных целей Основная цель политической стратегии: обеспечить выживание и процветание государства и его граждан. Со второй половины XX века стратегия все меньше концентрировалась на детальных планах и все больше ориентировалась на достижении поставленной цели, успеха.

Общие факторы успешных стратегий Простые, согласованные, долгосрочные цели Глубокое понимание окружающей среды Объективная оценка ресурсов Эффективное применение стратегии Успешная стратегия

4 базовых элемента стратегии 1. Простые, согласованные, долгосрочные цели (целеустремленность в достижении одной ясно обозначенной цели, которой надо неуклонно следовать). 2. Глубокое понимание окружающей среды (планирование стратегии на основе всесторонней оценки социокультурной среды и политической обстановки) 3. Объективная оценка ресурсов (эффективное использование сильных сторон и защита слабых) 4. Эффективное выполнение (создание структур, позволяющих эффективно использовать ресурсы и способности и быстро реагировать на изменение окружающей среды)

4 элемента успешной стратегии можно разделить на 2 группы: внутренняя среда и окружающая обстановка Стратегия является связующим звеном между этими 2-мя группами

Основная схема стратегического анализа Государство Цели и ценности Ресурсы и способности Структура и системы Государство Цели и ценности Ресурсы и способности Структура и системы Стратегия Окружающая среда Группы интересов Негосударственные структуры Внешнее окружение Окружающая среда Группы интересов Негосударственные структуры Внешнее окружение

Представление о стратегии как о связующем звене между государством и окружающей средой сходно с широко используемой схемой SWOT–анализа. SWOT – метод стратегического планирования, используемый для оценки факторов и явлений, влияющих на проект SWOT–анализ делит все факторы, влияющие на стратегию, на 4 фактора: 1. Сильные стороны 2. Слабые стороны 3. Возможности 4. Угрозы 1-2 факторы имеют отношение к внутренней среде, 3-4 – к внешней.

Урок Р. Гранта Произвольная классификация внешних факторов на возможности и угрозы, а внутренних – на сильные и слабые стороны менее важна, чем тщательная идентификация этих внешних и внутренних факторов с последующей оценкой их использования. При анализе стратегии предпочтительнее классификация на внутренние и внешние факторы, тогда стратегическая оценка станет точным и глубоким анализом этих факторов, а не поверхностной классификацией на сильные и слабые стороны, возможности и угрозы.

Государство (внутренняя среда) обладает 3-мя совокупностями основных характеристик: 1. Цели и ценности – простые согласованные долгосрочные цели. 2. Ресурсы и способности – объективная оценка ресурсов. 3. Организационная структура и системы – эффективное применение.

Задача государственно-политической стратегии состоит в том, чтобы установить, как государство воспользуется своими ресурсами в пределах окружающей среды, и таким образом достигнет своих долгосрочных целей, и как организует себя, чтобы внедрить эту стратегию.

Стратегическое соответствие Для того, чтобы представить стратегию как связь между государством и окружающей средой необходимо воспользоваться фундаментальным понятием «стратегическое соответствие». Чтобы стратегия была успешной, она должна соответствовать особенностям внешней и внутренней среды государства – целям и ценностям, ресурсам и способностям, организационной структуре и системам Принципы стратегического соответствия соприкасаются с вопросами организационной структуры и представлением о государстве как о системе взаимосвязанных видов деятельности.

Как создается стратегия? Стратегический анализ основывается на том, что стратегия является результатом сознательного рационального анализа, проводимого аналитиком. Однако, стратегии могут возникнуть и в результате адаптации к обстоятельствам

Генри Минцберг – критик рационального подхода – выделил: планируемые (intended), реализованные (realized) и неожиданные (emergent) стратегии. Планируемая – задуманная руководством (как результат процесса переговоров, торговли, компромисса) Реализованная – осуществленная на практике стратегия, лишь отчасти связанная с планируемой (лишь 10-30% планируемой превращается в реализованную) Основной детерминантой реализованной стратегии является то, что Г. Минцберг называет неожиданной стратегией – решением, возникающим в результате сложных процессов, в ходе которых отдельные лица, принимающие решения (ЛПР), интерпретируют и адаптируют планируемую стратегию к изменяющимся внешним обстоятельствам.

Цитата Генри Минцберг: «Представление о том, что стратегия должна рождаться вдали от мелочей повседневного управления процессом, – это одно из величайших заблуждений традиционного стратегического менеджмента» Эмерджентный подход к созданию стратегии «открывает возможности адаптации и обучения за счет постоянного взаимодействия между формулированием стратегии и ее осуществлением на практике, в ходе чего стратегия постоянно корректируется и пересматривается на основании получаемого опыта». ( H. Mintzberg «The Fall and Rise of Strategic Planning», Harvard Business Review (January-February 1994):

На практике Создание стратегии почти всегда является комбинацией рациональных централизованных разработок и децентрализованных адаптаций. Аспект планирования стратегии включает в себя некоторое количество организационных процессов, благодаря которым происходит обдумывание и обсуждение стратегии, а также принятие окончательного решения. Стратегическое планирование сочетает в себе четкий план и случайность. Баланс между между этими 2-мя аспектами в большой степени зависит от стабильности и предсказуемости окружающей среды По мере того, как окружающая среда становится все более турбулентной и все менее предсказуемой, при создании стратегии все больший акцент делается на общем направлении и все меньший – на конкретных решениях.

Различные роли стратегии 1.Стратегия как подготовленное решение Стратегия предполагает общее направление действий и критерии принятия решений, помогающие позиционированию и созданию возможностей. Стратегия улучшает принятие решений: 1. Упрощает решения, ограничивая диапазон альтернативных решений и сокращая поиск приемлемого решения. 2. Процесс создания стратегии позволяет объединить знания различных людей в единое целое. 3. Процесс создания стратегии облегчает применение аналитических инструментов – схем и техник.

2. Стратегия как механизм координации Стратегия облегчает координацию: 1. Стратегия – инструмент коммуникации, для эффективного сотрудничества необходимо привлечь различные структуры, уровни, заинтересованные группы. 2. Создание форума, на котором происходит обмен мнениями и достигается согласие. 3. Осуществление стратегии посредством отслеживания целей и решения задач на протяжении запланированного периода создает механизм, гарантирующий, что организация движется в нужном направлении

3. Стратегия как цель Стратегия – взгляд в будущее, решающим компонентом стратегии является «стратегическое намерение» – идея достижения желаемого результата. Стратегия, главным образом, должна отслеживать максимально полное использование ресурсов для получения необходимого результата.

Роль анализа в выработке стратегии Систематический анализ вносит жизненно важный вклад в стратегический процесс. В отсутствии анализа стратегические решения становятся жертвой борьбы за власть, интересов отдельных людей и склонности принимать желаемое за действительное. Концепции, теории и аналитические инструменты дополняют, а не подменяют собой опыт и креативность. Их роль заключается в создании общей схемы организованной дискуссии, работы с информацией, учета мнений, помощи в достижении консенсуса

Роль анализа в выработке стратегии Роль стратегического анализа в том, чтобы облегчить понимание проблемы. Аналитические методы позволяют идентифицировать, классифицировать и выявлять принципиальные факторы, имеющие отношение к стратегическим решениям. Аналитические схемы и методы позволяют развивать управленческую гибкость

Литература 1. Грант Р. Современный стратегический анализ. 7-е изд. – СПб: Питер Ожиганов Э.Н. Стратегический анализ политики М.: Аспект Пресс, Ожиганов Э.Н. Стратегическая культура и национальная безопасность. / Развитие России и мира: наши перспективы в концепциях и сценариях. Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ (293). 4. Панарин А. С. Стратегическая нестабильность в XXI веке. М., Алгоритм, Почепцов Г.Г. Стратегический анализ. Киев Почепцов Г.Г. Стратегия – 2-е изд. – М.: Смарт Бук, Саати Т., Кернс К. Аналитическое планирование. Организация систем. М.: Радио и связь, 1991.