Табунникова Е.Е.. Что такое словообразовательная модель? Словообразовательная модель – это схематически выраженный образец построения слов, имеющих сходство.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лексика и фразеология. Выполнила: учитель русского языка и литературы Базаркина Н.А.
Advertisements

Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
Как образуются слова в русском языке. Способы словообразования 1ПРИСТАВОЧНЫЙ. 2.СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 3.ПРИСТАВОЧНО- СУФФИКСАЛЬНЫЙ. 4СЛОЖЕНИЕ БЕЗ СОЕДИНИТЕЛЬНОЙ.
1.Спишите текст. Расставьте знаки препинания. Луна со впалыми щеками тихонько завес ночи подняла. Она бледна. К луне опять бессонница пришла. Придется.
Состав слова. План морфемного разбора
Методика преподавания словообразования. ПЛАН: 1. Значение, место, содержание, принципы обучения морфологии на уроках русского языка. 2. Методика изучения.
Анализ –разделяет целое на части; Синтез – составляет из частей единое целое.
Тема урока: (Для учащихся 5 – ого класса) Материал подготовила учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа» *
Иван Алексеевич Бунин ( ) «Тёмные аллеи» (1943 г.)
Языковая разминка. 1. Запишите предложения: Пишет ежик: «Листопад. На пеньке семья опят». (Г. Сапгир) 2. Объясните постановку знаков препинания, составьте.
Способы работы с детьми по результатам мониторинговых исследований для повышения качества образования Кузнецова М.И.
Повторение по теме «Имя существительное» 6 класс..
СЛОВО И ЕГО СТРОЕНИЕ. Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Орфография (от греч. orthos «правильно» и graphо «пишу») – это исторически сложившаяся система правил, устанавливающих написания слов. Орфограмма (от.
Склонение личных местоимений Учитель ГОУ СШИ 65 для глухих детей Софронова Е.В.
Способы работы с детьми по результатам мониторинговых исследований для повышения качества образования Кузнецова М.И.
Тема: Правописание – тся и –ться. Цель: Научить обосновывать правильность выбора орфограммы –тся и –ться при написании глагола. Развивать логическое мышление.
Языковые подсистемы и информатика Повторение изученного материала.
Четвертое марта Работа над ошибками в форме ГИА Булычева Я.С.
Транксрипт:

Табунникова Е.Е.

Что такое словообразовательная модель? Словообразовательная модель – это схематически выраженный образец построения слов, имеющих сходство в лексическом значении, грамматических признаках, в словообразовательной судьбе и некоторую общность в орфографическом облике.

Графический облик модели Словообразовательная модель – это схема морфемного состава словоформы без указания корня, например, ек

В процессе многоаспектного анализа ученик последовательно просматривает в словообразовательной модели разные языковые уровни (грамматический, лексический, словообразовательный, орфографический, стилистический, фонетический, орфоэпический) и учится в конкретной словоформе видеть общие грамматико- словообразовательные и семантические закономерности

ПРИМЕРЫ АНАЛИЗА СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ МОДЕЛ ЬЗАДАНИЯ К МОДЕЛИ 1. РАССМОТРИТЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ МОДЕЛЬ,КАКОЕ ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯЕТ ВСЕ СЛОВА; 2. ВЫПИШИТЕ СЛОВА, ПРИ НАПИСАНИИ КОТОРЫХ НУЖНО ВЫБИРАТЬ О ИЛИ Е ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ, ОБЪЯСНИТЕ ИХ НАПИСАНИЕ; 3. ВСЕ ЛИ СЛОВА СООТВЕТСТВУЮТ ДАННОЙ МОДЕЛИ,РАЗБЕРИТЕ ИХ ПО СОСТАВУ. ОПЁНОК,МОРЖОНОК,ОСЛЁНОК

Бор(ь)-, ворож-, город(ь)- друж-, кос(ь), прос(ь)-, рез(ь)-, служ-, ход(ь)- Запишите зашифрованные слова, указывая от какого слова они образованы. Образец записи: Борьба Бороться Объясните, почему все зашифрованные слова называются отглагольными именами существительными. ба

Задания к словообразовательной модели Проведите морфологический анализ этих слов: Выпишите те зашифрованные слова, где в корнях появляется буква Ь. Можно ли обойтись без него при написании? Почему в словах дружба, ворожба, служба не употребляется Ь? Спишите слова,распределяя их на группы : ба оба а Чащ…ба, скоба, бомба, стыдоба, колба, жалоба, особа, трущ…ба, злоба, уч…ба, проба, глыба, усад…ба, молот…ба

ач Бород-, кедр-, лих-, сил-,рифм-, труб-, ус-, цирк- Какие грамматические признаки являются общими для всех слов данной модели? Докажите, что суффикс ач придает существительным значение лица мужского пола. Какое из зашифрованных слов имеет другое значение? Установите, от слов каких частей речи образованы зашифрованные слова. Какая орфограмма объединяет все слова указанной модели? Запишите зашифрованные слова, употребляя их в форме ед.ч. Тв.п. Какая орфограмма появляется и почему?

Глаз-, голов-, горл-, зуб-, нос-, рук-, цвет-, язык- Прочитайте вслух зашифрованные слова. Расскажите, какие морфемы придают отличие этим словам, а какие сходство.

Преимущество данной технологии Реализация внутрипредметных связей, т.к. структура слова соотносится с его грамматическими, стилистическими, орфоэпическими, лексическими свойствами. Словообразовательная модель – источник многосторонней и разнохарактерной информации о словоформах, скрытых за необычной записью. Информация дана на уровне языковой абстракции, что способствует развитию абстрактного мышления.