Эксперты - главный кадровый ресурс формируемой общероссийской системы оценки и сертификации квалификаций.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МЕТОДИКА ПРИВЕДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИЕ РОССИЙСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ МЕЖДУНАРОДНЫМ СТАНДАРТАМ WSI НОВОСИБИРСК 2015.
Advertisements

Структура и содержание оценочных средств для проведения процедуры независимой оценки и сертификации квалификаций Волженина Н.В., директор научно-методического.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления конкретного вида профессиональной деятельности, в том.
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
Взаимосвязь базовых справочников ЕАМ системы.
ОЦЕНИВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ Батрова О.Ф.
Ильченко Людмила Ивановна Кузбасский региональный институт развития профессионального образования.
Национальное агентство развития квалификаций. Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты.
МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПЕРЕХОДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
«Моя профессия – автоматизация технологических процессов и производств» Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального.
Зам.директора по учебной работе Л.Н.Филиппова Зам.директора по учебной работе Л.Н.Филиппова ГБОУ СПО МО «Правдинский лесхоз-техникум»
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 19 декабря 2013 г. N 1367 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ.
1 Разработка национальной системы квалификаций в России Национальное агентство развития квалификаций Лейбович Александр Наумович,
Ассесмент-центр – это технология комплексной оценки персонала, включающая серию процедур, во время проведения которых моделируются ключевые моменты деятельности.
Дырышева Ирина Геннадьевна главный государственный инспектор Службы по контролю и надзору в сфере образования Калининградской области 28 августа 2013 года.
Инновационные оценочные средства в условиях компетентностного подхода.
Проект Положения об общественно – профессиональной аккредитации ОПОП НПО и СПО ОГБОУ СПО «Иркутский аграрный техникум»
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО НОВЫМ ФГОС.
Транксрипт:

Эксперты - главный кадровый ресурс формируемой общероссийской системы оценки и сертификации квалификаций

Эксперты в системе квалификаций Разработчики отраслевых РК Разработчики ПС Разработчики КОС Специалисты по квалиметрии компетенций Эксперты по оценке и сертификации

АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Факторы специфики предприятия, учитываемые при анализе ПД Применяемые специфические технологии, основные производимые продукты и их потребители. Реализуемые бизнес-процессы Применяемые методы планирования и учета Специфика нормативно-справочной информации Маркетинговая стратегия Системы организации производственной и хозяйственной деятельности, в т.ч.: перечни применяемых нормативов и регламентов; специфические принципы и приемы управления; применяемые методы организации производства, планирования и учета; структура внутренней и внешней логистики. Кадровая обеспеченность в количественном и квалификационном разрезе. Степень дифференциации профессионально-квалификационных особенностей рабочих мест, в т.ч.: специфических нормативных требований к квалификации работников отрасли; уровня наукоемкости типовых бизнес-процессов; доли видов профессиональной деятельности, регулируемых структурами государственного надзора и контроля. Направления кадровой политики и используемые системы мотивации персонала

АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Факторы, НЕ учитываемые при анализе ПД в качестве факторов специфики предприятия Пространственное расположение сети организационных единиц (предприятий) отрасли (корпораций). Уровень, темпы и качество экономического развития отдельных предприятий Степень дифференциации по уровню технологического развития отдельных предприятий Сбалансированность инновационных и производственных процессов для отдельных предприятий. Степень дифференциации по уровню эффективности инвестиций для отдельных предприятий. Уровень монополизации производственной сферы Уровень развития саморегулируемых организаций и профессиональных сообществ Наличие инфраструктурных институтов и мезоэкономических альянсов производителей, потребителей, инженерно-технических работников Уровень фрагментарности, наличие анклавов в виде отдельных консолидированных групп предприятий (компаний, корпораций и холдингов). Степень дифференциации по размерам отдельных предприятий (соотношение малых, средних и крупных предприятий). Степень дифференциации по формам собственности отдельных предприятий. Уровень, темпы и качество экономического развития компаний и корпораций. Различия типовых бизнес-процессов отраслевых консолидированных групп предприятий по основной цепочке «сырье-товар-продвижение-реализация». Организационный тип построения структуры управления Характер потребляемого сырья и способы его переработки Уровень специализации Форма собственности Способ распределения прибыли и убытков Источники формирования имущества Размеры предприятия (уровень концентрации производства) Характер воздействия на предмет труда Степень механизации и автоматизации

АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Процесс ПРОИЗВОДСТВА (сборки изделия) состоит из этапов: Первый этап сборки: штамповка. Штамповка деталей происходит в стандартном штамповочном цеху, где располагается производственная линия из больших механических прессов. В качестве панели управления гидравлического пресса используется программируемая система PLC и жидкокристаллический монитор, на который автоматически выводятся параметры выполняемых работ и информация о возникающих помехах или поломках. Конечным этапом контроля качества является проверка каждой прошедшей штамповку детали при помощи специальной аппаратуры: форма и поверхность детали должна точно соответствовать заданным параметрам. Второй этап сборки: сварка. При сварке используется основная сварочная линия и две добавочные, стяжной пресс, транспортная линия для сварки без покрытия, линия доварки, методика голографического сканирования. При сварке ведется постоянный контроль качества сварки деталей на наличие зазоров или повреждений поверхностей. Контроль качества процесса сварки проходит пять этапов, в ходе которых кузов машины тщательно проверяется на возможное наличие изъянов. Покраска. Покраска производится импортной форсункой, распыляющей краски. В процессе покраски участвуют роботизированные форсунки, роботизированные системы нанесения бесцветных лаков, что позволяет автоматически окрашивать, лакировать, менять цвета, гарантируя блеск и яркость поверхностей. Окраска требует от рабочего персонала не только постоянного контроля за правильностью заданных параметров окраски, но и за процессом нанесения лаковых покрытий методом электрофореза, контроль за процессом шлифования поверхностей, промежуточным окрашиванием, процессом нанесения внешнего слоя лака, сочетаемостью красок. Процесс контроля качества покраски состоит из шести этапов. Завершающий этап Для работ на данном этапе используются транспортировочная линия, линии по установке двигателя, ходовой части, гидро и пневмосистем и др., линия по проверке безопасности продукции, внешний контроль качества и т.д. На завершающем этапе изделие проходит тщательный технический контроль, в т.ч. электронный, состоящий из 8 этапов.

АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Виды профессиональной деятельности (общие наименования) Маркетинг Дизайн тракторостроения Конструирование в тракторостроении Промышленный инжиниринг Технологическая подготовка производства Литейное производство Инструментальная оснастка Изготовление металлоконструкций Металлообрабатывающее производство Технологии машиностроительного производства по металлообработке Термообработка Химические технологии машиностроительного производства Мехатронные системы Прессовые работы Сварочные работы Окрасочное производство Сборка агрегатов Наладка оборудования Продажи в тракторостроении Логистика тракторостроения Конструкторско-технологическое обеспечение автоматизированных машиностроительных производств Машиностроительные технологии Токарные работы Фрезеровочные работы Слесарные работы Покрасочные работы Механосборочные работы Эксплуатация оборудования Послепродажное обслуживание Ремонт и техническое обслуживание Утилизация

АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ На графике для конкретного вида профессиональной деятельности показана типичная картина неравномерности функциональной нагрузки по квалификационным уровням. Предопределяет ли падение количества производственных (бизнес) процессов на старших квалификационных уровнях однозначное снижение числа трудовых функций, описываемых в ПС?

АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Да, предопределяет, поскольку ПС описывает функционал работников с опорой на основные бизнес- процессы. Зависимость в целом соблюдается, но число трудовых функций, описываемых в ПС, может превышать число реализуемых производственных (бизнес) процессов за счет участия в одних процессах различных носителей профессий, выполняющих каждый свои функции, и за счет выделения в ПС обеспечивающих функций (планирование своей деятельности (подразделения), обеспечение требований охраны труда, саморазвитие и др.). Количество трудовых функций на старших квалификационных уровнях (включая управленческие функции) снижается, но при этом их содержание усложняется по мере возрастания наукоемкости и сложности деятельности, широты полномочий и ответственности.

Разработка профессиональных стандартов Разработка профессиональных стандартов предваряется масштабными исследованиями (обследованиями предприятий отрасли), использующими, в том числе, базовые принципы и методы современной эконометрики и эмпирической социологии: метод информационного запроса с заранее разработанной системой индикаторов и инструкцией по заполнению листа запроса; метод группового заочного анкетирования респондентов по квотной выборке с контролируемыми параметрами; метод стандартизированного экспертного интервьюирования и др.

Вид трудовой деятельности - группа занятий Единица обобщенной классификации трудовых занятий (ОКЗ), должностей и квалификаций работников (ЕТКС, ЕКСД) для целей статистики и тарификации в отрыве от производственных задач (бизнес-процессов). Корреспондируется с видом профессиональной деятельности. Отменяет (макет ПС РСПП) : Целостный набор трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций ! Схожие термины сферы труда: Направление деятельности работников - синоним (укрупненных) должностных обязанностей

Вид профессиональной деятельности Как правило, ВПД = «наименование ПС» Термины ПС: 1.Составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций 2.Область описания профессиональным стандартом квалификации работника 3.Совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда. Схожие термины сферы образования: Определенные методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования Виды профессиональной деятельности - Профессиональные функции, каждая из которых обладает относительной автономностью и определена работодателем как необходимый компонент содержания основной профессиональной образовательной программы – ФГОС НПО, СПО Трактовка ФГОС ВПО: научно-исследовательская; производственно- технологическая; организационно-управленческая; проектно-конструкторская

Новое понимание бизнесом термина «профессия» как вида деятельности, а не характеристики человека (например, профессия – нанесение защитных покрытий, а не маляр) Термины сферы бизнеса: Профессия – 1) наименование вида трудовой деятельности или группы видов трудовой деятельности; 2) Основная обобщенная характеристика профессионально-квалификационной структуры отрасли на основе анализа формирования жизненного цикла продукции. Термины сферы образования: Профессия - общественно признанный относительно устойчивый вид профессиональной деятельности человека, который определен разделением труда в обществе. Вид профессиональной деятельности – синоним «профессия» Как правило, ВПД = «наименование ПС»

Структура макета ПС 1. Общие сведения о виде профессиональной деятельности (наименование вида проф. деятельности и его место в структуре ОКВЭД) 2. Функциональная карта вида профессиональной деятельности: обобщенные трудовые функции (ОТФ), входящий в состав вида проф. деятельности: –трудовые функции, распределенные по квалификационным уровням 3. Описание обобщенных трудовых функций: 3.1. Описания каждой ОТФ по структуре: связь ОТФ с общероссийскими классификаторами наименования возможных должностей требования к образованию и обучению требования к практическому опыту Описания трудовых функций, образующих ОТФ по структуре: o трудовые действия o необходимые умения o необходимые знания 4. Сведения об организации – разработчике профессионального стандарта

обобщенная трудовая функция – совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном (бизнес-) процессе

Обобщенные трудовые функции и трудовые функции РАЗРАБОТКА ПС 1Выполнение классических стрижек волос 2Выполнение модельных стрижек волос 3Организация рабочего места парикмахера 4Выявление потребностей клиента в парикмахерской услуге 5Выполнение мытья головы и профилактического ухода за волосами 6Выполнение простых укладок волос 7Выполнение массажа головы 8Выполнение комбинированных укладок волос различными способами 9Выполнение химической завивки волос 10Выполнение химической завивки волос с использованием инновационных препаратов и технологий 11Консультирование клиента по вопросам применения профессиональных препаратов для волос, подбор индивидуальных препаратов для ухода и укладки волос в домашних условиях 12Выполнение окрашивания волос 13Выполнение сложного окрашивания и колорирования волос 14Выполнение окраски усов, бороды, бакенбард 15Выполнение причёсок с моделирующими элементами 16Выполнение причёсок с элементами дизайна и творчества 17 Выполнение плетения волос в технике « Французские косы », « Афроплетение » 18Обсуждение с клиентом качества выполненной услуги и оформление рабочего листа 19Выполнение бритья лица и головы; стрижки усов, бороды, бакенбард 20Самостоятельное исполнение и демонстрирование различных моделей причёсок на различных конкурсах 21Выполнение работ с накладками и париками 22Выполнение наращивания натуральных волос 1.Выполнение типовых парикмахерских работ 2. Подготовительные работы по обслуживанию клиентов 3.Выполнение парикмахерских работ повышенной сложности Вид профессиональной деятельности «Предоставление парикмахерских услуг»

трудовая функция - система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции трудовое действие процесс взаимодействия работника с предметом труда, в котором достигается определенная, заранее поставленная, цель

1Производит сборку двигателя автомобиля 2Укомплектовывает двигатель деталями 3Устанавливает головку блока на пресс и запрессовать в гнезда клапанов 4Производит установку блока цилиндров 5Производит фрезерование рабочей фаски выпускных клапанов 6Производит проверку соосности седел клапанов относительно направляющих втулок Смазывает стержни клапанов моторным маслом и устанавливает их в направляющие втулки и притертые гнезда 7Устанавливает на шпильки головки блока выпускной коллектор, шайбы и заворачивает гайки крепления 8Устанавливает промежуточную шестерню привода масляного насоса 9Производит сборку коробки передач 10Устанавливает привод топливного насоса высокого давления 11Устанавливает в блок цилиндров привод топливного насоса высокого давления с передним подшипником, валом и ведомой шестерней привода топливного насоса; совместив отверстия упорного фланца с отверстиями в блоке, заворачивает болты крепления со стопорными шайбами, отогнув шайбы на грань болтов 12Устанавливает в паз вала ведомой шестерни сегментную шпонку и надевает на вал фланец полумуфты вместе с полумуфтой и шайбой; вставляет во фланец полумуфты болт, затягивает гайку и зашплинтовывает ее 13Производит сборку тормозной системы 14Производит установку коленчатого вала 15Запрессовывает сальник коленчатого вала в картер маховика 16Производит сборку ступицы переднего колеса 17Устанавливает на торец ступицы прокладку крышки сальника и крышку в сборе с сальником. Заворачивает болты с пружинными шайбами РАЗРАБОТКА ПС – трудовые функции и трудовые действия Описание функционала работника по условной обобщенной трудовой функции «Авторемонтные работы» составлен не рядоположенно. Выделите из перечня все указанные в таблице трудовые действия, относящиеся к условной трудовой функции «Сборка агрегатов автомобиля», оставив без рассмотрения встречающуюся в перечне избыточную детализацию (приемы, операции и движения).

Приказ Минтруда России 148н от 12 апреля 2013 г. Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов Дескриптор НРКСодержание Показатель уровня квалификации Широта полномочий и ответственность Определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и т.п. последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства Полномочия и ответственность Сложность деятельности Определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов; степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития Характер умений Наукоемкость деятельности Определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности Характер знаний Согласованность с проектом НРК и заимствования:

Квалификационный уровень Термины проекта НРК: совокупность требований к компетенциям работников, дифференцируемых по параметрам сложности, нестандартности трудовых действий, ответственности и самостоятельности Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов - совокупность требований к умениям, знаниям, уровню квалификации* в зависимости от полномочий и ответственности работника * уровень квалификации работника** - порядковое место в тарифно- квалификационной системе России: класс, разряд, категория ** Трудовой кодекс Российской Федерации; ЕТКС, ЕКСД (Постановление Правительства Российской Федерации 766 от ) Применяются при разработке профессиональных стандартов для описания трудовых функций, требований к образованию и обучению работников

Макет ПС РАЗРАБОТКА ПС а)

Макет ПС РАЗРАБОТКА ПС в)

Макет ПС РАЗРАБОТКА ПС г)

ТФ1 Анализ нормативно-правовой базы в области разработки профессиональных стандартов ТФ2 Разработка форматов исследовательской и методической документации ТФ2 Отбор групп отраслевых экспертов ТФ4 Инструктаж рабочих групп отраслевых экспертов ТФ5 Консультационное сопровождение процесса разработки инструментария обследования организаций ТФ6 Консультационное сопровождение процесса анализа результатов обследования и подготовки первоначального варианта стандарта ТФ7 Консультирование разработки финального варианта стандарта. Эксперты – консультанты / методисты Отраслевые эксперты – разработчики Эксперты – интервьюеры ТФ1 Разработка программы обследования организаций ТФ2 Разработка рабочих вариантов инструментария обследования организаций ТФ3 Формирование выборки обследования организаций ТФ4 Анализ, интерпретация и обобщение результатов обследования ТФ3 Выработка предложений для первоначального варианта стандарта ТФ4 Анализ экспертных замечаний на первоначальный вариант стандарта ТФ5 Разработка предложений для финального варианта стандарта ТФ6 Подготовка первоначального и финального вариантов стандарта ТФ1 Проведение полевых этапов обследования организаций ТФ2 Сбор и систематизация информации ТФ3 Статистическая и контентная обработка результатов исследований ТФ4 Сбор замечаний и предложений по первоначальному варианту стандарта ТФ5 участие в обсуждениях по разработке стандарта ЭКСПЕРТЫ

Специфические требования к знаниям: знания международного опыта в области разработки и использования профессиональных стандартов, а также российской практики. знания в области нормативно-правового обеспечения процесса разработки и использования профессиональных стандартов, а также развития профессиональных сообществ; специальные знания, требуемые для разработки профессиональных стандартов; специальные знания, требуемые для анализа информации, вынесения экспертных суждений, формулирования выводов, составления отчетов, разработки конструктивных предложений; знание базовых принципов организации исследований, применяемых в современной эконометрике и эмпирической социологии: методы анкетирования; методы полустандартизированного экспертного интервьюирования; метод группового очного интервьюирования респондентов и др.; Эксперты – консультанты / методисты Отраслевые эксперты – разработчики специальные знания, требуемые для разработки профессиональных стандартов; специальные знания, требуемые для анализа информации, вынесения экспертных суждений, формулирования выводов, составления отчетов, разработки конструктивных предложений; знание базовых принципов организации исследований, применяемых в современной эконометрике и эмпирической социологии: методы анкетирования; методы полустандартизированного экспертного интервьюирования; метод группового очного интервьюирования респондентов и др.; знание на своем квалификационном уровне технологии производства, современных видов оборудования, инструментов, средств и предметов труда в исследуемом виде трудовой деятельности; знание на своем квалификационном уровне трудовых функций работников аналогичного занимаемому и нижних квалификационных уровней, основные производственные операции; знание на своем квалификационном уровне положений действующих отраслевых регламентов, нормативных документов, определяющих требования к содержанию и качеству профессиональной деятельности, наименований существующих должностей; знание на своем квалификационном уровне требований, предъявляемых к профессиональным знаниям и умениям работников того же и нижних квалификационных уровней; знание основных тенденций и перспектив развития в конкретной области (виде) деятельности. Эксперты – интервьюеры специальные знания, требуемые для разработки профессиональных стандартов; специальные знания, требуемые для анализа информации, вынесения экспертных суждений, формулирования выводов, составления отчетов, разработки конструктивных предложений; знание базовых принципов организации исследований, применяемых в современной эконометрике и эмпирической социологии: методы анкетирования; методы полустандартизированного экспертного интервьюирования; метод группового очного интервьюирования респондентов и др.

Специфические требования к умениям: соответствующее образование, подтвержденное документом установленного образца; опыт (практический, научно- методический, управленческий) по разработке профессиональных стандартов; достижения в области разработки профессиональных стандартов (профессиональные стандарты, публикации, признание со стороны профессионального сообщества и др.). Эксперты – консультанты / методисты Отраслевые эксперты – разработчики соответствующее образование, подтвержденное документом установленного образца; стаж работы по специальности по данному виду трудовой деятельности и/или опыт работы (практический, научный, управленческий) в близких видах трудовой деятельности; достижения в данном виде трудовой деятельности (дипломы, аттестаты, награды, ученые звания, публикации, признание со стороны профессионального сообщества и др.). Эксперты – интервьюеры Не установлены ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ И ОПЫТУ: умение планировать свою деятельность в качестве эксперта по разработке профессиональных стандартов умение систематизировать и обобщать большой объем вербального и статистического материала; умение анализировать документацию; способность ясно и свободно выражать экспертные суждения письменно и устно

РАЗРАБОТКА ПС Выборка организаций, методы и инструментарий

а) МАСШТАБНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ: высокий уровень фрагментарности отрасли (области профессиональной деятельности), сфера малого и среднего бизнеса

б) ИССЛЕДОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ: высокий уровень монополизации производственной сферы

РАЗРАБОТКА ПС Подбор экспертов: обобщенное описание функционала отраслевых экспертов – разработчиков ПС Аразработка форматов исследовательской и методической документации, проведение полевых этапов обследования организаций, анкетирование респондентов, сбор и систематизация информации, статистическая и контентная обработка результатов исследований; апробация первоначального варианта стандарта в организациях, сбор замечаний по первоначальному варианту стандарта, участие в обсуждениях по разработке стандарта Банализ нормативно-правовой базы и проектов актов по профессиональным стандартам; разработка форматов исследовательской и методической документации, организация рабочих групп по разработке профессиональных стандартов; планирование деятельности участников разработки профессиональных стандартов, координация работы экспертов; инструктаж рабочих групп отраслевых экспертов, консультационное сопровождение процессов разработки инструментария обследования организаций, анализ и подготовка первоначального варианта стандарта, анализ экспертных замечаний на первоначальный вариант стандарта, консультирование участников разработки финального варианта стандарта, взаимодействие с партнерами, экспертами и консультантами. Вразработка рабочих вариантов инструментария обследования организаций, анализ, интерпретация и обобщение результатов обследования, осуществление контентного наполнения макета профессионального стандарта для создания предварительного и финального вариантов профессионального стандарта; участие в обсуждениях по разработке стандарта, выработка предложений для первоначального и финального вариантов стандарта; подготовка первоначального и финального вариантов стандарта

РАЗРАБОТКА ПС Подбор экспертов: требования к уровню знаний отраслевых экспертов – разработчиков ПС знания в области нормативно-правового обеспечения процесса разработки профессиональных стандартов; специальные знания, требуемые для разработки профессиональных стандартов; специальные знания, требуемые для анализа информации, вынесения экспертных суждений, формулирования выводов, составления отчетов, разработки конструктивных предложений; знание базовых принципов организации исследований, применяемых в современной эконометрике и эмпирической социологии: методы анкетирования; методы полустандартизированного экспертного интервьюирования; метод группового очного интервьюирования респондентов и др.; знание на своем квалификационном уровне технологии производства, современных видов оборудования, инструментов, средств и предметов труда в исследуемом виде трудовой деятельности; знание на своем квалификационном уровне трудовых функций работников аналогичного занимаемому и нижних квалификационных уровней, основные производственные операции; знание на своем квалификационном уровне положений действующих отраслевых регламентов, нормативных документов, определяющих требования к содержанию и качеству профессиональной деятельности, наименований существующих должностей; знание на своем квалификационном уровне требований, предъявляемых к профессиональным знаниям и умениям работников того же и нижних квалификационных уровней; знание основных тенденций и перспектив развития в конкретной области (виде) деятельности. знания международного опыта в области разработки и использования профессиональных стандартов, а также российской практики знание требований, предъявляемых к работникам данного вида трудовой деятельности по состоянию здоровья, опыту работы, уровню образования, наличию специальных сертификатов

РАЗРАБОТКА ПС Подбор целевых групп респондентов Предварительный анализ процессов производства и функционала работников выявил наличие 3 квалификационных уровней в рамках вида профессиональной деятельности «производство древесно- стружечных плит». Таким образом, при дальнейшем обследовании предприятия: на 5-м квалификационном уровне должен быть уточнен функционал работника по обобщенной трудовой функции «работа на автоматических и полуавтоматических линиях в производстве древесно- стружечных плит» (должности: оператор на автоматических и полуавтоматических линиях в деревообработке, размольщик, сепараторщик, оператор сушильных установок, станочник клеенаносящего станка, прессовщик изделий из древесины, бригадир) на 6-м квалификационном уровне должен быть уточнен функционал работника по обобщенной трудовой функции «технология производства древесно-стружечных плит» (должности: технолог деревообрабатывающего производства, контролер производства древесно-стружечных плит) на 7-м квалификационном уровне должен быть уточнен функционал работника по обобщенной трудовой функции «организация производства древесно-стружечных плит» (должности: начальник цеха (участка) по производству древесно-стружечных плит).

РАЗРАБОТКА ПС Подбор целевых групп респондентов аДиректор предприятия бГлавный инженер предприятия (главный технолог) вСотрудники кадровой службы предприятия гРуководитель производства на предприятии дНачальник цеха (участка) по производству древесно-стружечных плит еТехнолог деревообрабатывающего производства жКонтролер деревообрабатывающего производства зОператор на автоматических и полуавтоматических линиях в деревообработке Бригадир Размольщик древесины Сепараторщик Оператор сушильных установок Станочник клеенаносящего станка Прессовщик изделий из древесины иСортировщик древесины Окорщик Раскройщик древесины Аппаратчик по производству синтетических клеящих смол кУкладчик пиломатериалов, деталей и изделий из древесины Разнорабочий Водитель погрузчика лНаладчик деревообрабатывающего оборудования

РАЗРАБОТКА ПС Обучение экспертов Представленная ниже примерная программа обучения интервьюеров при обследовании отраслевых организаций в целях разработки ПС содержит избыточные теоретические темы и практические модули. Необходимо вычленить эти избыточные позиции из программы.

1 Цели и задачи обучения интервьюеров 2 Цели проводимого обследования отраслевых организаций при разработке ПС 3 Социологические методы обследования отраслевых организаций при разработке ПС и границы их применимости: экспертные опросы, анкетирование и интервьюирование. 4 Сущность выборочного исследования. Метод простого случайного отбора. Метод формирования равных по численности квот. Отбор респондентов. 5 Специализированное интервьюирование как метод обследования. Стандартизованное и полустандартизированное (фокусированное) интервью. Этапы интервьюирования. 6 Анкетирование как метод сбора исследуемых данных при обследовании отраслевых организаций в целях разработки ПС (об уровнях квалификации, трудовых функциях, трудовых действиях, знаниях и умениях). Индивидуальное и групповое анкетирование. Сплошное и выборочное анкетирование. Очное и заочное анкетирование. Этапы анкетирования. 7 Труд интервьюера и необходимые ему качества (внешность, доброжелательность, коммуникабельность, голос, темп речи, точное следование инструкции, честность, конфиденциальность) 8 Техника предварительной беседы с респондентами 9 Техника постановки вопросов и фиксации ответов 10 Инструментарий интервьюирования (вопросники/ инструкции/ сценарии). Особенности заполнения вопросника: число допустимых ответов на табличные вопросы, переходы, правила записи открытых вопросов 11 Работа с вспомогательными материалами (карточки, маршрутные листы, квотные задания и т.п.)

12 Структура анкеты при обследовании отраслевых организаций в целях разработки ПС. Типы вопросов анкеты (открытые – закрытые – альтернативные – множественного выбора; контрольные; вопросы-фильтры). 13 Источники искажений при анкетировании и способы их устранения. 14 Оформление итоговых документов интервью: перечень сдаваемых материалов, сроки, кодирование (нумерация), необходимая дополнительная информация) 15 Основные ошибки в работе интервьюеров (ошибки метода опроса (анкетирование вместо интервью), задавание не всех вопросов, перефразирование вопросов вместо дословного зачитывания, смена порядка задавания вопросов, нарушения формата задавания вопросов (открытый вместо закрытого и т.п.), проведение интервью при активном участии третьих лиц, записывание ответа респондента на основе стереотипного восприятия, давление на респондента, « избирательное слушание », отклонение от формата вопрос-ответ, неадекватный темп ведения интервью) 16 Обработка результатов интервьюирования 17 Обобщение, анализ и интерпретация результатов интервьюирования 18 Способы контроля качества работы интервьюеров

19 Практическое обучение в малых группах: Обсуждение вопросника/ инструкции/ сценария интервью с целью прояснения всех возможных неясных моментов 20 Практическое обучение в малых группах: Разбор постановочных интервью, рабочих записей проектов обследования конкретных отраслевых организаций при разработке ПС - анализ типичных сложных ситуаций, возникающих проблем, ошибок и методов борьбы с ними 21 Практическое обучение в малых группах: Показательное « идеальное » (методически правильное) интервью - наиболее важные методики работы с вопросником/ / инструкцией/ сценарием, использование вспомогательных материалов (карточки, таблицы, дополнительные бланки и т.п.) 22 Практическое обучение в малых группах: Учебное интервью « Трудный респондент » - моделирование и обсуждение возможных проблем: типичные коммуникативные ситуации, способы работы с вопросами респондента 23 Практическое обучение в малых группах: Учебное интервью « по кругу » - отработка навыков фиксации информации, выработке « неизбирательного слушания ». 24 Практическое обучение в малых группах: Моделирование интервью в парах (тройках) среди обучающихся в анализом ошибок и корректировкой по ходу обучения 25 Практическое обучение в малых группах: Проектирование анкет при обследовании отраслевых организаций в целях разработки ПС 26 Самостоятельная подготовка (разбор кейсов) 27 Практика на полевом этапе обследования отраслевых организаций при разработке ПС с более опытным интервьюером

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЕ УМК РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ (компетенции) ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ выполнения трудовых действий ЗНАНИЯ УМЕНИЯ ОБУЧЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОФСТАНДАРТОВ НОРМАТИВНАЯ БАЗА МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ МАКЕТ ПС, инструментарий обследования предприятий МЕТОДИКИ РАЗРАБОТКИ ПС ПРОГРАММА

ЭКСПЕРТЫ В ОБЛАСТИ РАЗРАБОТКИ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Принципы квалиметрии компетенций: - измеримости и оцениваемости качества квалификации как на уровне отдельно взятых компетенций, так и на уровне всей совокупности компетенций, образующих качество квалификации (сформированность компетенций) в целом; -сопоставимости качества оцениваемой компетенции и качества отдельно взятого эталона описания демонстрации компетенции или их совокупности; -достоверности результатов измерения и оценки при условии объективности измерений, сопоставления и сравнения качества оцениваемой компетенции и выбранного эталона описания демонстрации компетенции; -целесообразности, обеспечивающего достижение целей измерения и анализа сформированности компетенций; -интеграции и дифференциации квалиметрических измерений, обеспечивающего взаимосвязь между группами компетенций и сохраняющий их идентификацию в процессах декомпозиции (составления иерархической структурной схемы критериев оценки, построение дерева критериев, иерархической структуры показателей); -технологичности, обеспечивающего возможность проведения квалиметрических процедур по определенному алгоритму (выбор оценочных показателей (критериев оценки) - выбор метода декомпозиции (определение оснований деления на критерии и показатели) - построение квалиметрических шкал (выбор критериальных значений) - выбор модели комплексного показателя, определение коэффициентов весомости критериев и показателей и др.); -модульности оценки, определяющего целесообразность проведения оценивания по отдельным компетенциям, поскольку каждый небольшой «отрезок» исследования характеризуется более точными результатами; -этичности, предполагающего, что процесс и результаты оценивания не могут быть использованы как средства любого давления на соискателя.

-для оценки компетенций «взвешивания» критериев не требуется, т.к. каждый из них (по определению) представляет собой существенный признак, на основании которого производится оценка; -трудовая функция может считаться освоенной при условии соответствия деятельности одновременно всем критериям оценки; -трудовая функция несводима к отдельному умению или знанию, значит, и критерии ее сформированности должны носить комплексный характер; -предметом оценки является компетенция (готовность к выполнению трудовой функции), и, поскольку, частичная готовность означает неготовность, наиболее подходящей является дихотомическая (интервальная) шкала или сводимая к дихотомической (готовность наличиствует или нет); -степень объективности «письменных методов», методов, в которые оценка результатов проводится «по продукту», а не «по процессу» значительно выше, чем «устных», предполагающих непосредственный контакт с экзаменатором. СОВЕТЫ «БЫВАЛЫХ»

Методы оценки компетенций Компетентностный характер: методы должны создавать условия для демонстрации компетенций, их проявления в действии; Объективность: методы должны давать возможность объективной оценки, независимой от частного мнения или отдельных суждений; должны быть научно обоснованными; Индивидуальность: методы должны быть индивидуальными[1];[1] Комплексность: методы должны быть комплексными, давать возможность демонстрации владения трудовой функцией в целом; Валидность и надежность: методы должны давать по отдельности или в сочетании друг с другом максимально достоверную информацию о реальным уровне владения знаниями и умениями; Транспарентность: методы должны быть открытыми и понятными, обладать свойством внутренней очевидности, т.е. процесс оценивания и критерии оценки должны быть доступны экзаменаторам (экспертам), наблюдателям и соискателям; Помехоустойчивость: методы должны обладать свойством относительной свободы от влияния субъективных и ситуативных факторов (настрое­ния, погоды, прошлых успехов и неудач). [1][1] Групповые методы оценки компетенций «мозговой штурм», «деловая игра», «ассесмент-центр», «360 0 » и другие, используемые, как правило, в системе аттестации персонала, при оценке квалификаций исключаются

Ключевые требования к оценочным средствам: - адекватность структуре профессиональных стандартов и потребностям практики оценки и сертификации -опора на аппарат теории измерений - высокая объективность (надежность) результатов оценивания - высокая обоснованность (валидность) результатов оценивания - высокая сопоставимость результатов оценивания

Состав КОС Паспорт КОС: критерии оценки (критерии оценки продуктов (результатов)/действий; описания стандартов выполнения); методики начисления баллов, инструменты оценки (номинальные, интервальные шкалы, шкалы отношений; инструкции; ключи; программные средства и др.); описание материально-технического обеспечения контрольно-оценочных мероприятий. Задания (практические, исследовательские, на письменную работу, на комплексную работу (проект), на расчет и др.; экзаменационные билеты практические задачи, ситуационные задания (кейсы), вопросы стандартизированного или фокусированного интервью, тесты, анкеты) Методические и справочные материалы Пакет экзаменатора (экспертные документы: таблицы; протоколы/ отчеты/ экспертные заключения; листы наблюдения/хронометража)

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЕ В ГРУППАХ УМК ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ выполнения трудовых действий ЗНАНИЯ УМЕНИЯ ОБУЧЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ ПО РАЗРАБОТКЕ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КВАЛИМЕТРИИ ПЕРСОНАЛА ОТРАСЛЕВЫЕ НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ Методы проектирования КОС, методики проверки надежности и валидности ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ПРОГРАММЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ (компетенции)

ЭКСПЕРТЫ В ОБЛАСТИ ПРОЦЕДУР ОЦЕНКИ И СЕРТИФИКАЦИИ

Соискатель Административная проверка документов Индивидуальное (очное/заочное) собеседование: согласование порядка, графика, времени и места проведения оценки, заключение договора Проведение оценки компетенций и оформление экзаменационных протоколов Анализ результатов оценки и принятие решений по сертификации Выдача сертификата Апелляция Сертифицированный специалист Ведение реестра и архивирование личных дел Порядок оценки и сертификации квалификаций

1. Административная проверка документов Соискатель форма заявления; требования к комплектности документов об основном и дополнительном образовании и профессиональной подготовке: сертификатов, удостоверений, свидетельств, аттестатов и дипломов (наличие листов - вкладышей к дипломам и др.); образцы резюме, характеристик (эти документы не должны являться обязательными); указание формы медицинской справки (для отдельных видов трудовой деятельности); требования к дополнительным документам, установленным по видам трудовой деятельности соответствующими экспертно- методическими центрами; бланки договора и платежной квитанции на оказание услуг по проверке документов; эталон «входных требований» по каждому квалификационному уровню и виду трудовой деятельности в соответствии с профессиональным стандартом (по знаниям, умениям, практическому опыту) ИНФОРМАЦИЯ ЦЕНТРА, содержащаяся в открытом доступе ЗАЯВИТЕЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ письменное заявление с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места работы, должности и домашнего адреса соискателя, формы освоения квалификаций, подлежащих оценке (формальное образование, неформальное обучение), а также вида трудовой деятельности и квалификационного уровня, на который претендует соискатель; копии трудовой книжки и документов об образовании, резюме, характеристики работодателей, образовательных организаций и других заинтересованных организаций, две фотографии (3х4), медицинскую справку (для отдельных видов трудовой деятельности), ранее выданный сертификат (при необходимости продления срока), а также документ, подтверждающий оплату услуг; дополнительные документы, устанавливаемые по видам трудовой деятельности соответствующими экспертно- методическими центрами. документация представлена в полном объеме и надлежащего качества; соискатель обладает образованием и (или) опытом работы, необходимым для допуска к сертификации; соискатель ознакомлен с требованиями соответствующего профессионального стандарта, процедурой оценки и сертификации; соискатель согласен на обработку персональных данных. ЦЕНТР (административная группа) Анализ документов Этап 2 Индивидуальное (очное/заочное) собеседование Да Письменный отказ Апелляция Нет

2. Индивидуальное (очное/заочное) собеседование СоискательЦЕНТР (административная группа, эксперт) Структурированное интервью / письменное анкетирование уточнение области сертификации определение требований к структуре и содержанию портфолио (если это требуется для подтверждения практического опыта при проведении процедур сертификации); уточнение области оценки и обоснованности исключения из нее элементов единиц профессионального стандарта (действий, знаний, умений), по которым соискателем представлены документы и свидетельства (в т.ч. портфолио) о прохождении соответствующего обучения и наличии опыта работы; определение основных элементов трудовых функций (действий, знаний, умений), по которым будет проводиться оценка квалификации; установление готовности к оценке и выявление проблемных областей; установление готовности к сертификации по элементам единиц профессионального стандарта (действий, знаний, умений), по которым соискателем представлены документы и свидетельства (в т.ч. портфолио) о прохождении соответствующего обучения и наличии опыта работы. Рекомендации эксперта Результаты собеседования графики заседаний экзаменационной и сертификационной комиссий Индивидуальный график оценки и сертификации квалификаций согласование порядка оценки единовременный накопительный Договор на оценку и сертификацию Этап 3 Оценка компетенций

3. Оценка компетенций (процедурные вопросы) СоискательЦЕНТР (экзаменационная комиссия) Документированные результаты оценки, экспертные документы Этап 4 Сертификация Программа экзамена Методы оценки Оценочные средства Регистрация Инструктаж по работе с оборудованием / программными средствами/ по охране труда Правила проведения этапов экзамена, инструктажа, оценочных процедур, выдачи результатов экспертизы работ и подведения итогов Оценочные процедуры Инструкции Продолжение Этапа 3 Формирование протокола заседания комиссии Согласие с результат ами оценки Окончание процедур Выписка из протокола Апелляция Критерии оценки Удовлет воряющи й критерия м результа т Да Нет Да График заседаний экзаменационной комиссии

Нет СоискательЦЕНТР (сертификационная комиссия) Комплектование документов Формирование протокола заседания комиссии Согласие с решение м Выписка из протокола Апелляция Решение о выдаче сертифи ката График заседаний сертификационной комиссии Дополнительно направляемые документы о прохождении соответствующего обучения и свидетельств (в т.ч. портфолио), о наличии опыта работы Комплект заявочных документов соискателя. Индивидуальный график оценки и сертификации квалификации соискателя; рекомендации эксперта, проводящего собеседование с соискателем. Протоколы заседаний экзаменационной комиссии; документированные результаты оценки, экспертные документы административная группа центра экзаменационная комиссия центра Направление документов эксперту Анализ номенклатуры контролируемых элементов единиц ПС, входящих в область сертификации соискателя, включающий проверку полноты комплекта документов, проверку достаточности или избыточности контролируемых параметров. Проверка соответствия дополнительно направленных документов (портфолио или иных свидетельств) требованиям к ним. Оценка достоверности и адекватности (полноты, степени соответствия, отсутствия противоречий) дополнительно представленных документов требованиям соответствующих элементов единиц ПС Экспертиза документов экспертный отчет Коллегиальное рассмотрение материалов и принятие решения по сертификации Внесение в реестр Выдача сертификата Да 4. Сертификация квалификаций (процедурные вопросы) При тождественности предмета рассмотрения (компетенций соискателя) в отличие от оценочных процедур, объектом которых выступает лично соискатель, сертификационные процедуры оперируют документированной информацией

5. Решение апелляционных вопросов Апелляции Жалобы Претензии Письменные требования получателя услуг об устранении нарушений исполнения обязательств по оказанию услуг, обозначенных в договоре, приведших к нарушению его прав и законных интересов в ходе проведения процедур Письменные требования соискателей об устранении нарушенных прав и законных интересов в результате несправедливых и необоснованных решений в ходе проведения процедур Рекламации Письменные заявления (работодателей) об обнаруженных недостатках в профессиональной деятельности держателей квалификационных сертификатов Предварительное рассмотрение Коллегиальное рассмотрение и анализ ситуации Принятие решения Инспекционный выезд Запрос в подразделениях центра дополнительных документов Выявление круга вопросов, составляющих предмет апелляции Формирование плана и инструментария (анкеты) инспекционного выезда Заседание комиссии Протокол Рекомендации об устранении нарушений и вынесении решений об ответственности Приказ

1. Требования к профессиональной (экспертной) компетентности Общественно- государственный совет Экспертно-методические центры (в областях (видах) деятельности – ВЭД, ОПД, ВТД) иметь высокий уровень профессиональной компетентности в области предмета, по которому проводится оценка и сертификация квалификаций иметь соответствующе е образование, подтвержденное документом установленного образца иметь опыт работы (практический, научный, управленческий) в одном или нескольких видах профессиональной деятельности иметь определенные достижения в данном виде профессиональной деятельности (профессиональную квалификацию, дипломы, аттестаты, награды, ученые звания, публикации, признание со стороны профессионального сообщества и др.) иметь необходимые знания в области оценки и сертификации квалификаций, подтвержденные соответствующим документом об обучении иметь практический опыт работы по организации и (или) проведению оценки и сертификации квалификаций, подтвержденный соответствующими документами 2. Требования к образовательному цензу эксперта (зависят от уровня и вида экспертной деятельности) 3. Содержательные требования, предъявляемые к экспертам 4. Запреты, устанавливаемые с целью обеспечения отсутствия конфликта интересов не долже н прини мать участи е в обучен ии соиска теля не должен работать в иной комиссии Центра (в ходе оценки и сертификации квалификаций соискателя и решения апелляционных вопросов, связанных с соискателем) не должен принимать участие в проведении индивидуального собеседования с соискателем с целью определения графика и сроков оценки и сертификации уметь аргументиро вать свою позицию по профессион альным вопросам, соблюдать этические нормы уметь анализи ровать докумен тацию, предост авляему ю в соотв. комисси ю знать установленн ый порядок рассмотрения апелляций и принятия решений по апелляционн ым вопросам быть компетентным в той области профессиональн ой деятельности, в рамках которой осуществляется оценка и сертификация квалификаций знать установле нный порядок принятия решений по результата м оценки квалифика ции уметь органи зовыва ть экзаме ны и подгот авлива ть отчеты уметь разраб атыват ь КИМы для провед ения экзаме нов Общие требования к экспертам

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЕ В ГРУППАХ УМК ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ выполнения трудовых действий ЗНАНИЯ УМЕНИЯ ОБУЧЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ ПО ОЦЕНКЕ И СЕРТИФИКАЦИИ РЕГЛАМЕНТЫ ПРОЦЕДУР ОТРАСЛЕВЫЕ НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ ПС, КОС (КИМ) ТРЕБОВАНИЯ К ЭКСПЕРТАМ ПРОГРАММЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ (компетенции)

Эксперты по оценке и сертификации квалификаций ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЗОВАНИЮ И ОПЫТУ: высшее профессиональное образование по специальности / направлению подготовки; дополнительное (к высшему) профессиональное образование по специальности / направлению подготовки___________________; опыт работы (практический, научный, управленческий) не менее ___ лет в данном или близком виде деятельности или стаж работы не менее ____ лет в качестве эксперта по оценке и сертификации квалификаций достижения в данном или близком виде деятельности (дипломы, сертификаты, награды, ученые звания, публикации, признания со стороны профессионального сообщества Специфические знания: нормативные правовые акты, другие руководящие и организационно- методические документы, регламентирующие работы по оценке и сертификации квалификаций; предъявляемые квалификационные требования к экспертам оценки и сертификации квалификаций; порядок оценки и сертификации квалификаций; условия, методы и процедуры оценки и сертификации квалификаций Специфические умения: планировать свою деятельность в качестве эксперта; оперировать понятиями системы оценки и сертификации квалификаций Трудовые функции: 1. Осуществление работ по проведению индивидуальных собеседований с соискателями с целью определения порядка, графика и сроков оценки и сертификации квалификации 2. Осуществление работ по оценке компетенций соискателей 3. Осуществление работ по сертификации квалификаций соискателей 4. Осуществление работ по рассмотрению апелляционных вопросов Действия, знания умения ?

Эксперты по оценке и сертификации квалификаций Трудовая функция: 1. Осуществление работ по проведению индивидуальных собеседований с соискателями с целью определения порядка, графика и сроков оценки и сертификации квалификации - выяснение потребности соискателя в необходимости подтверждения (признания) квалификации; - рассмотрение предоставленных соискателем документов; - разъяснение соискателю процедур и сертификации квалификаций; проведение очного интервью (заочного анкетирования) с соискателем - принятие совместно с соискателями решений по результатам очного интервьюирования (заочного анкетирования) с соискателем, подготовка заключений (рекомендаций), в том числе по выявленным «узким местам» в компетенциях соискателей, проектирование вариантов образовательных программ (наборов учебных модулей), обеспечение объективности и достоверности заключений (рекомендаций); - определение совместно с соискателями порядка проведения оценки и сертификации квалификаций соискателей (единовременно или поэтапно по отдельным трудовым функциям, которые в итоге дают возможность получения сертификата); - формирование совместно с соискателями индивидуального графика оценки и сертификации квалификаций соискателя, содержащую информацию об области оценки и области сертификации (перечни трудовых функций, действий, знаний, умений), сроках и последовательности проведения оценки квалификации, сроках и последовательности процедур сертификации, и корреспондирующегося с графиками заседаний экспертной и сертификационной комиссий по виду деятельности; - консультирование соискателей по всем вопросам проведения оценки и сертификации квалификации Трудовые действия: Специфические знания: требования и установленный порядок проведения индивидуального собеседования с соискателями с целью определения порядка, графика и сроков оценки и сертификации квалификации Специфические умения: применять технику проведения собеседования с соискателями в соответствии с установленными требованиями, в т.ч. подготавливать вопросы для индивидуального собеседования с соискателями с целью определения порядка, графика и сроков оценки и сертификации квалификации, анализировать полученную в ходе собеседования информацию, подготавливать заключения (рекомендации) по результатам собеседования, обеспечивая их объективность и достоверность ?

Эксперты по оценке и сертификации квалификаций Трудовая функция: - планирование собственной деятельности в составе экзаменационной комиссии; - реализация программ теоретических и практических экзаменов; - обоснованное, на основе установленных критериев, осуществление оценки компетенций соискателей; - документирование оценочных процедур; - аргументированное информирование соискателей о результатах оценки; - составление отчетов о проведении оценки Трудовые действия: Специфические знания: требования и установленный порядок проведения оценки компетенций соискателей и документирования результатов оценки; установленный порядок принятия решений по результатам оценки квалификации требования и правила оформления экспертной документации Специфические умения: организовывать оценку квалификаций, применять оценочные средства и подготавливать отчеты о результатах теоретических и практических экзаменов; анализировать документацию, подготовленную по результатам оценки квалификации аргументировать принятые решения по оценке квалификаций; работать с документацией, подготавливать экспертную документацию ? 2. Осуществление работ по оценке компетенций соискателей

Эксперты по оценке и сертификации квалификаций Трудовая функция: - планирование собственной деятельности в составе сертификационной комиссии; - проведение анализа и экспертизы документов соискателей, полученных в ходе всех этапов оценки и сертификации квалификаций и подтверждающих соответствие квалификации установленным требованиям профессионального стандарта, в том числе: - анализ номенклатуры контролируемых элементов единиц профессионального стандарта (действий, знаний, умений), входящих в область сертификации соискателя, включающий проверку полноты комплекта документов, представленных на экспертизу, проверку достаточности или избыточности контролируемых параметров; - проверка соответствия дополнительно направленных в сертификационную комиссию соискателем документов (портфолио или иных свидетельств) требованиям к ним; - оценка достоверности и адекватности (т.е. полноты, степени соответствия, отсутствия противоречий) дополнительно представленных соискателем документов о прохождении соответствующего обучения и свидетельств (в т.ч. портфолио) и наличии опыта работы требованиям соответствующих элементов единиц профессионального стандарта (действий, знаний, умений); - анализ объектов экспертизы и формирование экспертного отчета, содержащего оценку по каждому контролируемому параметру области сертификации (трудовая функция; действие, знание, умение) и обоснование оценки; - принятие решений о выдаче (отказе в выдаче) сертификата; - аргументированное информирование соискателей о результатах сертификации; - составление отчетов о результатах сертификации Трудовые действия: Специфические знания: требования и установленный порядок проведения экспертизы документов соискателей и документирования результатов экспертизы; установленный порядок принятия решений по результатам сертификации квалификации Специфические умения: анализировать документацию, представленную в сертификационную комиссию; аргументировать принятые решения по сертификации квалификаций; работать с документацией, подготавливать экспертную документацию ? 3. Осуществление работ по сертификации квалификаций соискателей

Эксперты по оценке и сертификации квалификаций Трудовая функция: планирование собственной деятельности в составе апелляционной комиссии; - выполнение установленного порядка рассмотрения апелляций (рекламаций, претензий и жалоб); - выявление круга вопросов, составляющих предмет апелляции; - формирование запроса (при необходимости) дополнительной информации в структурных подразделениях и комиссиях центра оценки и сертификации квалификаций, в том числе письменных объяснений экспертов и/или должностных лиц; - составление плана и инструментария (анкеты) инспекционного выезда; - проведение анализа соблюдения установленных процедур оценки и сертификации, закрепленных в соответствующих документах, анализа документов с целью выявления фактов несоблюдения экспертами и/или должностными лицами центра оценки и сертификации квалификаций на указанном заявителем этапе (эпизоде) оценки и сертификации квалификаций нормативно установленных процедур; - проверка правильности экспертных суждений и обоснованности принятых решений; - осуществление инспекционного контроля по отношению к владельцу сертификата, включая выезд в составе апелляционной комиссии к предъявителю рекламации с целью инспектирования на месте; - проведение встречи и переговоров (интервью) с работодателем, подавшем рекламацию; проведение интервью с владельцем сертификата; - разработка вариантов решения апелляционной/конфликтной ситуации/спора с учетом мнений всех задействованных сторон; - принятие решений по апелляционным вопросам; - аргументированное информирование заинтересованных сторон о принятых решениях по апелляционным вопросам; - составление отчетов о результатах рассмотрения апелляционных вопросов Трудовые действия: Специфические знания: установленный порядок рассмотрения апелляций и принятия решений по апелляционным вопросам требования и правила оформления экспертной документации Специфические умения: анализировать документацию, представленную в апелляционную комиссию; аргументировать принятые решения по решению апелляционных вопросов; работать с документацией, подготавливать экспертную документацию ? 4. Осуществление работ по рассмотрению апелляционных вопросов

Ваш опыт? Ваши вопросы?