Володина Елена Николаевна Зав.кафедрой филологии ТОГИРРО. Кандидат филологических наук, доцент. Почетный работник общего образования Российской Федерации.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Володина Елена Николаевна Зав.кафедрой филологии ТОГИРРО. Кандидат филологических наук, доцент. Почетный работник общего образования Российской Федерации.
Advertisements

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения Бабкина Елена Викторовна учитель первой квалификационной категории СОШ 9 Елабужского.
Преемственность содержания русского языка и литературы при переходе из начальной школы в основную Корнеева А.Б. Амурский областной ИРО 2013 г.
Программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького В сборник включены программы для 5 – 9-х классов общеобразовательных учреждений,
LOGO Add your company slogan Использование учебников по истории и обществознанию в 5 классе в рамках реализации ФГОС ООО уч.г.
Планируемые результаты по литературному чтению Стандарты и преемственность Жанна Александровна Шалашова, учитель высшей категории, руководитель ГТГ учителей.
Технология формирования типа правильной читательской деятельности ( технология работы с текстом в начальной школе) Педсовет г. Атаманчук Н.В.
Смирнова Юлия Алексеевна учитель начальных классов МОУ «Волосовская начальная общеобразовательная школа» образование – среднее специальное учитель начальных.
Формирование универсальных учебных действий в начальной школе Презентацию выполнила учитель начальных классов МБОУ «СОШ 1 г. Калининска Саратовской области»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования по литературному чтению.
ГОС первого поколения – создание реальных условий для получения каждым обучающимся полноценного общего образования ФГОС – создание условий для повышения.
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД от информационной образовательной модели к деятельностной: признание роли активной познавательной деятельности на основе.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в УМК.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
Методические рекомендации по преподаванию предмета в учебном году.
Требования к результатам освоения Основной Образовательной программы при переходе на ФГОС.
Характеристика стандартов второго поколения по физике от минимизационного подхода к принципу фундаментальности образования, что является фактором развития.
УЧЕБНЫЕ ПРЕДМЕТЫ: «РУССКИЙ ЯЗЫК», «ЛИТЕРАТУРА» Новые образовательные стандарты второго поколения.
Транксрипт:

Володина Елена Николаевна Зав.кафедрой филологии ТОГИРРО. Кандидат филологических наук, доцент. Почетный работник общего образования Российской Федерации. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках ПНПО Победитель Всероссийского конкурса «Учитель года ». Учитель высшей категории гимназии 16 г.Тюмени

ПРОБЛЕМА СООТВЕТСТВИЯ УМК ПО ЛИТЕРАТУРЕ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ 5-11 классы

КАК ГРАМОТНО ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ УМК ПО ЛИТЕРАТУРЕ? КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЭКСПЕРТИРОВАТЬ ПОТЕНЦИАЛ УЧЕБНИКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС?

2 главных вопроса при анализе УМК по литературе КАК РЕАЛИЗУЮТСЯ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ЛИТЕРАТУРЫ КАК УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ? КАК ОТРАЖЕНО СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ?

ГЛАВНЫЕ ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: - формирование духовно развитой личности; - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ; - последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; - последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст; - овладение алгоритмами постижения смыслов художественного текста и создание собственного текста; - овладение общеучебными умениями и УУД; - использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности. Пояснительная записка к Примерной программе по литературе, Госстандарт второго поколения

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ: - Личностные - Метапредметные - Предметные Пояснительная записка к Примерной программе по литературе, Госстандарт второго поколения

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: «сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам». Концепция Федеральных государственных стандартов общего образования

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ : «усвоение обучающимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, - знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Концепция Федеральных государственных стандартов общего образования

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: «освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Концепция Федеральных государственных стандартов общего образования

Сквозная цель освоения содержания основного общего образования гуманитарного цикла – воспитание грамотного, компетентного читателя с помощью универсальных учебных действий Виды деятельности: Познавательная Коммуникативная Регулятивная Рефлексивная

Учебный предмет «Литература» обеспечивает формирование следующих УУД: смыслообразование через прослеживание «судьбы героя» (П.Я.Гальперин) и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов; самоопределение и самопознание на основе сравнения «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; формирование основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;

Учебный предмет «Литература» обеспечивает формирование следующих УУД: развитие умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя; развитие умения устанавливать логическую причинно- следственную последовательность событий и действий героев произведения; развитие умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Учебный предмет «Литература» обеспечивает формирование следующих УУД: формирование эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев; формирование действия нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей; эмоционально-личностная децентрация на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений; развитие умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

Ведущая функция литературы как учебного предмета формирование у учащихся опыта эмоционально-ценностных отношений. « Не какие-то усвоенные оценки составляют опыт, а собственное оценивание, готовность к нему и потребность в нем, то есть ситуации, в которых процесс и результат не могут существовать в отрыве друг от друга». Каким быть учебнику. Дидактические принципы построения / под ред. И.Я. Лернера, Н.М. Шахмаева. – М., Ч.1. С.90.

УМК ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДОЛЖЕН РЕАЛИЗОВЫВАТЬ НА ПРАКТИКЕ: УМК ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДОЛЖЕН РЕАЛИЗОВЫВАТЬ НА ПРАКТИКЕ: 1. принцип преемственности с начальной школой : Начальная школа: цель уроков литературного чтения – привитие любви к чтению, потребности в общении с книгой, постижение нравственных общечеловеческих ценностей; главный вид деятельности – чтение разных видов; учебная книга – хрестоматия Основная школа: цели уроков литературы – расширение читательского и духовного опыта, формирование целостного представления о художественном произведении как эстетическом целом, развитие эстетического вкуса; главные виды деятельности – чтение, осмысление, анализ и интерпретация художественных произведений; учебная книга – учебник- хрестоматия (5-8 кл.), учебник- практикум (9-11 кл.)

Модель учебника – справочника по литературе (идеи Б.М. Эйхенбаума, М.О. Гершензога) Творческий путь писателя / поэта Творческая история художественных произведений Характеристика литературных направлений, школ, методов и т.д. Библиографические рекомендации Культурологические сведения Экскурсы в «смежные» искусства

Распространенная модель традиционного учебника по литературе Учебник как «излагающая» книга с «монологичным» повествованием автора Обязательное приложение – практикум Хрестоматия с текстами (фрагментами) художественных произведений В чем достоинства и недостатки такой модели?

УМК ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДОЛЖЕН РЕАЛИЗОВЫВАТЬ НА ПРАКТИКЕ: 2. целевые ориентиры и ценностные установки деятельности школы, 3. образовательные потребности и способности учеников; 4. профессиональные возможности и потребности учителя; 5. концептуальные подходы к содержанию и форме его подачи: - текстоцентрический подход: целостность текстов, грамотный выбор текстов (социально-нравственной проблематики, воспитательной направленности, патриотической тематики, региональной литературы, с учетом возрастных особенностей и т.д.); - полилогичность (разные восприятия, критические оценки, воспоминания, культурологические комментарии, учебные тексты); - деятельностный подход, наличие продуктивных, а не репродуктивных заданий (проектных, творческих и т.д.) - проблемный подход, наличие проблемных вопросов и заданий; - дифференцированный подход; 6. ориентацию на развитие личности, познавательного интереса, самостоятельности и творческих способностей ученика.

Учебник должен технологично организовывать учебную деятельность через рубрики и разделы, ориентирующие на «вчувствование», вчитывание в текст: «Поразмышляем над прочитанным» «Давайте поспорим» «В творческой мастерской» «Решаем читательские задачи» «Над поэтической строкой…» «Попробуй сочинить» «Содружество искусств» (пространство и время в лирике, живописи, музыке) «Внеклассная работа»

Учебник должен технологично организовывать самостоятельную деятельность учащихся через интересные, нестандартные, творческие темы сочинений нравственно-этической направленности Например, после изучения «Мальчиков» Ф.М. Достоевского (монтаж по роману «Братья Карамазовых»): «Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое!» (размышления об одном поступке); «Прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства»; «Вовремя пожалеть хорошо бывает».

УМК ПО ЛИТЕРАТУРЕ, СОДЕРЖАНИЕ КОТОРЫХ СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС СОО 5-9 классы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература Баласс Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература Просвещение Курдюмова Т.Ф. и др. Литература Дрофа Ладыгин М.Б., Нефедова Н.А. и др. Литература Литература – Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / Под ред. Ланина Б.А. Литература ВЕНТАНА-ГРАФ Меркин Г.С. Литература – Русское слово; Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. Литература. 9. – Русское слово Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Литература ВЕНТАНА-ГРАФ Снежневская М.А., Хренова О.М., Кац Э.Э./Под ред. Беленького Г.И. Литература – Мнемозина; Беленький Г.И. и др. Литература – Мнемозина Черкезова М.В. и др. Литература – Дрофа Чертов В.Ф. и др. Литература – Просвещение.

УМК ПО ЛИТЕРАТУРЕ (5-9 классы), ДОБАВЛЕННЫЕ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ (В СРАВНЕНИИ С гг.) Кац Э.Э., Карнаух Н.Л. Литература Астрель Рыжкова Т.В., Гуйс И.Н. и др. Литература – Образовательно-издательский центр «Академия»; Сухих И.Н. Литература. 9. – Образовательно- издательский центр «Академия» Самойлова Е.А., Критарова Ж.Н. Литература – Ассоциация XXI век.

УМК ПО ЛИТЕРАТУРЕ (10-11, базовый уровень), СОДЕРЖАНИЕ КОТОРЫХ СООТВЕТСТВУЕТ ФГОС СОО Курдюмова Т.Ф. Литература – Дрофа; Голубков М.М., Скороспелова Е.Б. Литература Мнемозина; Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература Русское слово; Чалмаев В.А., Зинин С.А. Литература Русское слово; Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. / Под ред. Ланина Б.А. Литература ВЕНТАНА-ГРАФ.

Методическая помощь кафедры филологии ТОГИРРО Работа консультационного пункта: Володина Е.Н.: Медведева Е.Г.: Семинар по выбору УМК и обобщению опыта учителей- апробантов – апрель 2014 г. Организация встреч с методистами ведущих издательств (Дрофа, ВЕНТАНА-ГРАФ, Русское слово, Мнемозина и др.). Апробация новых УМК на основе заключения договора с издательством.