ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА Литература 11 класс УРОК с использованием ЭОР Учитель Селезнёва К.А. 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дорогие ребята ! Мы шагаем в проект «Среди миров».
Advertisements

Серебряный век русской поэзии.. Повторение. Древнерусская литература. Древнерусская литература. Литература 18 века (классицизм, сентиментализм). Литература.
«В русском верхнем культурном слое начала века был настоящий ренессанс духовной культуры» Н.А. Бердяев «Десятилетие 1907–1917 вполне заслуживает имени.
Реализм Модернизм Литературныйавангард РЕАЛИЗМ - (лат. - вещественный, действительный) - направление в литературе и искусстве, наиболее полно раскрывающее.
(НАЧ Х ГГ. – 1917 Г.) Серебряный век русской поэзии Автор Опалева Л.Л., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 4 г.Кирово-Чепецка Кировской.
Презенгтация Серебряныйвек русской поэзии ОпалеваЛ.Л.
Я – изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты – предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны.
Модернизм Модернизм - (фр. новейший, современный) – это литературное направление, формировавшееся в 1910-е годы и сложившееся в художественное направление.
Русская литература конца XIX –начала XX века. Обзор. Реализм и модернизм как литературные направления Лекция 1. Введение.
«Серебряный век» русской поэзии. И серебряный месяц ярко Над серебряным веком стыл… А.Ахматова.
«Серебряный век» русской поэзии - сложное культурное явление, проявившееся в русской философской мысли, разных видах искусства, а прежде с литературе,
Русский модернизм. 11 класс. План изучения темы 1. Основные принципы модернизма. 2. Ведущие направления в русском искусстве серебряного века: символизм;
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
На рубеже веков произошли кардинальные изменения во всех областях жизни России, это не могло не коснуться и литературы. Особенно динамично развивалась.
Дидактический материал к уроку литературы Тест по поэзии Серебряного века для 11 класса Учитель русского языка и литературы МБОУ «Погромская СОШ» Морозова.
Презентация к уроку (литература, 11 класс) по теме: Основные тенденции развития русской литературы на рубеже веков.
«Скрытая музыка» Поэтические индивидуальности: К.Д.Бальмонт.
«Серебряный век» русской литературы. Поэзия.. Философские основы культуры рубежа веков. Вопрос о Человеке и Боге являлся главным. Без веры в Бога человек.
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 11 класс Составитель: учитель МОУ СОШ 4 Герасина Татьяна Александровна.
Транксрипт:

ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА Литература 11 класс УРОК с использованием ЭОР Учитель Селезнёва К.А. 1

Форма урока – обозрение. Оборудование : мультимедийный проектор, презентация учителя « Поэзия Серебряного века». раздаточный материал – стихотворения К.Бальмонта. 2

Объявление темы, постановка целей урока : - познакомиться с различными направлениями модерна в русской литературе; - узнать, в чем заключаются основные особенности каждого направления поэзии начала ХХ века; - познакомиться с творчеством К. Бальмонта и В. Брюсова. 3

МОДЕРНИЗМ МОДЕРНИЗМ- общее обозначение всех авангардистских направлений в изо-культуре 20 века, программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного "искусства современности" или "искусства будущего". В более строгом историческом смысле - ранние стилистические тенденции такого направления (импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, стиль модерн), в которых разрыв с традицией еще не был так резок и принципиален, как позднее. Таким образом, модернизм является не столько синонимом авангардизма, сколько его предварением или ранним этапом.(Большой Энциклопедический Словарь) 4

Направления поэзии начала 20 века модернизм символисты Старшие символисты ( Дм.Мережковский, З.Гиппиус, Конст. Бальмонт, Валерий Брюсов) Младосимволисты А.Блок, А. Белый и др. акмеисты Анна Ахматова, Ник. Гумилев, Михаил Кузьмин АКМЕИЗМ (от греч. akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии 1910-х гг. провозгласил освобождение поэзии от символистских порывов к "идеальному", от многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, возврат к материальному миру, предмету (или стихии "естества"), точному значению слова. "Земной" поэзии акмеизма свойственны отдельные модернистские мотивы, склонность к эстетизму, камерности или к поэтизации чувств первозданного человека.(Большой Энциклопедический Словарь 5

Направления поэзии начала 20 века футуристы Владимир Маяковский Давид Бурлюк, Велимир Хлебников А. Крученых Игорь Северянин ФУТУРИЗМ(от лат. futurum - будущее), авангардистское направление в европейском искусстве х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать "искусство будущего", декларировал отрицание традиционной культуры (наследия "прошлого"), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. В поэзии - языковое экспериментирование ("слова на свободе" или "заумь").(Большой Энциклопедический Словарь) имажинисты Сергей Есенин Николай Клюев и др. поэты, писавшие о деревне и народе. Название направлению они выбрали - имажинизм - от французского слова, означавшего образ. Теоретики этой литературной модернистской школы считали основным принципом поэтического творчества самодостаточность образа. Имажинисты предельно насыщали свои стихи тропами, отдавая предпочтение метафоре.образобраза 6

СИМВОЛИЗМ Символизм первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.В. БрюсовК. БальмонтД. Мережковский3. ГиппиусФ. СологубА. БлокА. БелыйВ. Иванов 7

Философия символизма Традиционной идее познания мира в искусстве символисты противопоставили идею конструирования мира в процессе творчества. Творчество в понимании символистов подсознательно-интуитивное созерцание тайных смыслов, доступное лишь художнику-творцу. Более того, рационально передать созерцаемые «тайны» невозможно. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вяч. Иванова, поэзия есть «тайнопись неизреченного». От художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи в «недосказанности», «утаенности смысла». Главным средством передать созерцаемые тайные смыслы и призван был символ. 8

ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛИЗМА Символизм обогатил русскую поэтическую культуру множеством открытий. Символиcты придали поэтическому слову неведомую прежде подвижность и многозначность, научили русскую поэзию открывать в слове дополнительные оттенки и грани смысла. Плодотворными оказались их поиски в сфере поэтической фонетики: мастерами выразительного ассонанса и эффектной аллитерации были К. Бальмонт, В. Брюсов, И. Анненский, А. Блок, А. Белый.К. БальмонтВ. БрюсовИ. АнненскийА. БлокА. Белый Расширились ритмические возможности русского стиха, разнообразнее стала строфика. 9

Значение символизма Символизм пытался создать новую философию культуры, стремился выработать новое универсальное мировоззрение. Символисты на заре нового века по-новому поставили вопрос об общественной роли художника, начали движение к созданию новых форм искусства, которые могли бы вновь объединить людей. При внешних проявлениях элитарности и формализма символизм сумел на практике наполнить новую художественную форму новой содержательностью и, главное, сделать искусство более личностным, направленным внутрь человека. 10

Сравните мысль и форму выражения этой мысли в строках двоих великих поэтов. Валерий Брюсов Великое вблизи неуловимо, Лишь издали торжественно оно, Мы все проходим пред великим мимо И видим лишь случайное звено. Сергей Есенин Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии…. 11

Константин Бальмонт Основоположник символизма, автор Манифеста символистов, который утверждал :« Реалисты всегда являлись простыми наблюдателями, символисты – всегда мыслители». свою первую, юношескую, книгу стихов выпустил в 1890 году. Вслед за ней вышли сборники: «Под северным небом» (1894), «В безбрежности» (1895), «Тишина» (1898), «Горящие здания» (1900), «Будем как солнце» (1903) и прочие, сделавшие имя Бальмонта одним из самых популярных среди поэтов х годов. 12

Константин Дмитриевич Бальмонт ( ) Умей творить из самых малых крох. Иначе для чего же ты кудесник? Среди людей ты божества наместник, Так помни, чтоб в словах твоих был бог. В лугах расцвел кустом чертополох, Он жесток, но в лиловом он прелестник. Один толкачик знойных суток вестник. Судьба в один вместиться может вздох. Маэстро итальянских колдований Приказывал своим ученикам Провидеть полный пышной славы храм В обломках камней и в обрывках тканей. Умей хотеть и силою желаний Господень дух промчится по струнам Основоположник символизма, автор Манифеста символистов, который утверждал :« Реалисты всегда являлись простыми наблюдателями, символисты – всегда мыслители». свою первую, юношескую, книгу стихов выпустил в 1890 году. Вслед за ней вышли сборники: «Под северным небом» (1894), «В безбрежности» (1895), «Тишина» (1898), «Горящие здания» (1900), «Будем как солнце» (1903) и прочие, сделавшие имя Бальмонта одним из самых популярных среди поэтов х годов 13

Определение символизма Я изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны. Я внезапный излом, Я играющий гром, Я прозрачный ручей, Я для всех и ничей. Переплеск многопенный, разорванно-слитный, Самоцветные камни земли самобытной, Переклички лесные зеленого мая - Все пойму, все возьму, у других отнимая. Вечно юный, как сон, Сильный тем, что влюблен И в себя и в других, Я изысканный стих г. Самое точное определение символизма, пожалуй, содержится в следующих словах : «Это поэзия, в которой органически сливаются два содержания: -скрытая отвлеченность и очевидная красота». 14

Поэзия символизма говорит своим особым языком, богатым интонациями, подобным музыке и живописи Поэтике Бальмонта присущи импрессионистическая красочность образов, музыкальность. Бальмонт поэт старшей плеяды русских символистов, выразитель импрессионистических тенденций в символизме. Лирический герой его поэзии движим стремлением окунуться в «безбрежность» мира, в бесконечное его разнообразие, поклониться всем богам и стихиям, изведать высшую полноту и интенсивность переживания каждого мгновения, каждой «мимолетности» жизни. «Стихийничество» Бальмонта было связано с культом красоты, безразличием к этическим ценностям, равнодушием к социальным проблемам. 15

Валерий Брюсов ( ) Сложный и трудный путь идейных исканий прошел В. Я. Брюсов (1873 – 1924). Революция 1905 г. вызвала восхищение поэта и способствовала началу его отхода от символизма. Однако к новому пониманию искусства Брюсов пришел не сразу. Отношение к революции у Брюсова сложно и противоречиво. Он приветствовал очистительные силы, поднявшиеся на борьбу со старым миром, но полагал, что они несут лишь стихию разрушения (1905): Я вижу новый бой во имя новой воли! Ломать – я буду с вами! строить – нет! Для поэзии В. Брюсова этого времени характерны стремление к научному осмыслению жизни, пробуждение интереса к истории. А. М. Горький высоко ценил энциклопедическую образованность В. Я. Брюсова, называя его самым культурным писателем на Руси. Брюсов принял и приветствовал Октябрьскую революцию и активно участвовал в строительстве советской культуры. Идейные противоречия эпохи (так или иначе) повлияли на отдельных писателей-реалистов. 16

Практическая работа по тексту ст. «Безглагольность» - образ лирического героя стихотворения; - какими художественными средствами пользуется автор для выражения идеи стихотворения? - какие особенности символизма проявились в ст. «Безглагольность»? 17

Домашнее задание. 1)Стихотвлорение наизусть. 2)Провести устный анализ стихотворения В.Брюсова «Работа». 18