Новые учебники технологии для основного общего образования, соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА на общеобразовательном предмете «Технология»
Advertisements

Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Новые учебники технологии для основного общего образования, соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС.
ПЕДСОВЕТ 2 1. Вопросы: 1. Анализ целей образования «старых» и «новых» стандартов образования (Камалова О.Г.) 2. Сравнение учебного плана ФГОС ООО с ныне.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
ФГОС основного общего образования Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Формирование и развитие компетентности в области.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению «ТЕХНОЛОГИЯ. ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ ТРУД» Базисный план 2004 года.
Власова И.А., год. ПЛАН РАБОТЫ 1 Разработка рабочей программы педагога в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2 Отличительные особенности рабочей.
Учитель начальных классов Полищук Е.Н.. Целевые установки формирование основ гражданской идентичности личности; формирование психологических условий развития.
УУД как важная составляющая ФГОС ООО Методист РМК Корецкая Г.А. 1.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ по направлению «ТЕХНОЛОГИЯ. ТЕХНИЧЕСКИЙ ТРУД» Базисный план 2004 года.
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Что такое личностные компетенции и как их развивать в школе? Кривцова С.В.
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ Черноштан Николай Васильевич, учитель технологии МБОУ «Атамановская СОШ»
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Методист МКУ ЦРО Уджуху В. В.
Транксрипт:

Новые учебники технологии для основного общего образования, соответствующие требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ООО) Тищенко Алексей Тимофеевич, доктор технических наук, профессор

Учебники технологии для основной школы 2

Норматив учебных часов по технологии в основной школе 5 класс 5 класс (2 час а ) 6 класс 6 класс (2 час а ) 7 класс 7 класс (1 час) 8 класс 8 класс (1 час) 3

Элементы нового УМК «Технология» (уже опубликованные материалы): Программа по технологии для ООО, учебник для 5-го кл асса, рабочая тетрадь и методическое пособие для учителя 4

Развитие личностных универсальных учебных действий это формирование: основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты) основ социальных компетенций (включая ценностно- смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание) готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования 5

Развитие регулятивных универсальных учебных действий это формирование способностей: ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение Ведущий способ решения этих задач Формирование способности к проектированию 6

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий Это : формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе формирование умений, составляющих основу коммуникативной компетентности : действовать с учётом позиции другого; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетворительно владеть нормами и техникой общения развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретение опыта регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности 7

Развитие познавательных универсальных учебных действий Это : практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности развитие стратегий смыслового чтения и работа с информацией практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, регулярное использование общеучебных умений, знаково-символьных средств, широкого спектра логических действий и операций 8

Примерный тематический план. Направление «Индустриальные технологии» Разделы и темы программы Количество часов по классам 5 кл6 кл7 кл8 кл Раздел 1. Технология обработки конструкционных материалов, 126 ч Тема 1. Технологии ручной обработки древесины и древесных материалов, 46 ч Тема 2. Технологии машинной обработки древесины и древесных материалов, 10 ч-64- Тема 3. Технологии ручной обработки металлов и искусственных материалов, 42 ч Тема 4. Технологии машинной обработки металлов и искусственных материалов, 10ч226- Тема 5. Технологии художественно-прикладной обработки материалов, 18 ч666- Раздел 2. Технологии домашнего хозяйства, 26 ч Тема 1. Технологии ремонта деталей интерьера, одежды и обуви и ухода за ними, 6 ч42-- Тема 2. Эстетика и экология жилища, 4 ч2--2 Тема 3. Бюджет семьи, 4 ч---4 Тема 4. Технологии ремонтно-отделочных работ, 6 ч-42- Тема 5. Технология ремонта элементов систем водоснабжения и канализации, 6 ч-2-4 Раздел 3. Электротехника, 12 ч---12 Тема 1. Электромонтажные и сборочные технологии, 4 ч---4 Тема 2. Электротехнические устройства с элементами автоматики, 4 ч---4 Тема 3. Бытовые электроприборы, 4 ч---4 Раздел 4. Современное производство и профессиональное самоопределение, 4 ч---4 Тема 1. Сферы производства и разделение труда, 2 ч---2 Тема 2. Профессиональное образование и профессиональная карьера, 2 ч---2 Раздел 5. Технологии исследовательской и опытнической деятельности, 36 ч Тема 1. Исследовательская и созидательная деятельность, 36 ч Всего, 204 ч

Межпредметные связи при изучении технологии Выполнение расчётных операций, проведение графических построений Изучение свойств конструкци- онных материалов Изучение механических свойств материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, изучение видов современных технологий Освоение технологий художестве нно- прикладной обработки материалов с алгеброй и геометрией с химией с физикой с историей и искусством с русским языком и литературой Развитие речи, работа с текстами 10

Критерии выбора материалов для новых учебников Распространённость изучаемых технологий и орудий труда в сфере промышленного производства, домашнего хозяйства Возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности Выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения потребностей Наглядное представление методов и средств осуществления технологических процессов Возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся Возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения 11

Творческие проекты по технологии для 5-го класса 12

Результаты реализации системно-деятельностного подхода Ознакомление с основными технологическими понятиями, с назначением и устройством применяемых инструментов, оборудования, с приёмами выполнения технологических операций Умение планировать работу с учётом имеющихся ресурсов, выполнять технологические операции, контролировать качество изготавливаемого изделия, разрабатывать творческий проект Использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни, для развития творческих способностей, для оформления интерьера, организации трудовой деятельности, оценки затрат, необходимых для создания объекта или услуги 13

Общий алгоритм составления технологической карты 14

Пример портфолио пятиклассника 15

Пример сценария презентации портфолио 16

Фрагмент компьютерной презентации портфолио семиклассника 17

Личностные результаты: 1. Формирование целостного мировоззрения; проявление познавательной активности; развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности пути формирования учителем : Направленное стимулирование интереса к предмету при изложении всех разделов технологии Исчерпывающее изложение познавательного материала, имеющегося в каждом параграфе учебников Качественное выполнение с учащимися лабораторно- практических и практических работ Реализация интересных заданий проектного характера, включая имеющиеся в учебниках 18

Личностные результаты: 2. Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию; овладение элементами организации умственного и физического труда пути формирования учителем : Выполнение заданий творческого характера, позволяющих учащемуся чувствовать себя успешным, стремиться к совершенствованию Следование методически выдержанном у построению содержания учебников Пошаговое освоение основных технико- технологических знаний и умений 19 Предоставление учащимся большей самостоятельнос ти при проектировании и конструировании объектов труда

Личностные результаты: 3. Выбор дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий, осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации Выполнение с учащимися предложенной в учебниках системы заданий, ориентирующих на различные формы деятельности и помогающих ученикам в выборе своей индивидуальной образовательной траектории пути формирования : Ознакомление учащихся с имеющейся в учебнике рубрикой «Знакомимся с профессиями», в которой описано несколько десятков профессий, полезных для жизни общества 20

Личностные результаты: 4. Формирование умений общаться со сверстниками при коллективном выполнении работ с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива пути формирования учителем : Организация рабочих групп учащихся для выполнения коллективных заданий и отработки навыков работы в этих группах Эффективное выполнение практических работ, отмеченных в учебниках значком «работаем в группе» Обсуждение результатов коллективной деятельности на публичной презентации и защите проекта изделия или продукта труда 21

Личностные результаты: 5. Проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности, самооценка готовности к предпринимательской деятельности пути формирования учителем : Рассмотрение не только отдельных технологических операций, но и вариантов их приложения при изготовлении конкретных изделий Оценка стоимости изготавливаемых изделий при выполнении итоговых творческих проектов Выбор объектов созидательной и преобразующей деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей 22

Личностные результаты: 6. Формирование основ экологической культуры; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам пути формирования учителем : Научить учащихся рациональному использованию материалов, инструментов, оборудования Ознакомление учащихся с основами экологической культуры, экологией жилища и т.п. Ознакомление школьников с экологосберега ющими и безотходными технологиями 23

Личностные результаты: 7. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера пути формирования учителем : Ознакомление учащихся с эстетикой жилища, интерьером жилых помещений Научить творческому проектированию и изготовлению изделий, имеющих эстетический внешний вид Ознакомление школьников с декоративно- прикладным творчеством на уровне, обеспечивающем эмоциональное восприятие ими данного материала В процессе собственного и коллективного освоения учащимися технологий эстетической направленности 24

Метапредметные результаты: 1. Алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности формируется : Алгоритмическим построением всех технологических процессов, приведенных в учебниках 2. Самостоятельная организация и выполнение творческих работ формируется : Чётким формулированием и соблюдением этапов работы над проектами: - поискового (подготовительного); - технологического; - заключительного (аналитического). 25

Метапредметные результаты: 3. Проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса пути формирования учителем : Решение ситуационных задач при выполнении практических работ Поиск новых решений возникшей технической проблемы, опираясь на прежний опыт Виртуальная разработка технической и технологической документации на персональном компьютере Поиск и накопление учащимися банка проектов и идей 26

Метапредметные результаты: 4. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности пути формирования учителем : Выполнение в письменной форме заданий в рабочей тетради Подготовка учащимися доклада в письменной форме к публичной защите творческого проекта Обоснование выбора учащимися объекта проектирования и изложение последователь- ности работ Формулирование выводов по обоснованию каких-либо технико- технологических и организационных решений 27

Метапредметные результаты: 5. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий пути формирования учителем : Инициировать учащихся на использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественную значимость Научить учащихся (для решения познавательных и коммуникативных задач) использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет- ресурсы Поощрять применение учащимися ПК для выполнения учебных заданий и заданий рубрики «Используем компьютер», отмеченных в учебниках специальным значком 28

Метапредметные результаты: 6. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива пути формирования учителем : Научить учащихся давать самооценку выполненной работы Эффективно проводить практические работы, требующие выполнения поставленных задач группами учащихся Координировать совместную познавательно- трудовую деятельность учащихся на уроках Научить учащихся удовлетворительно владеть нормами и техникой общения 29

Метапредметные результаты: 7. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, обоснование путей и средств устранения ошибок в выполняемых технологических процессах пути формирования учителем : При изучении всех тем разбирать ошибки, которые могут появляться при реализации учащимися того или иного технологического процесса Помогать учащимся искать собственные пути решения учебных задач и устранения ошибок Научить учащихся исправлять допущенные ошибки и устранять дефекты в изготовленных ими изделиях Научить учащихся диагностировать результаты познавательно- трудовой деятельности по принятым критериям и показателям 30

Метапредметные результаты: 8. Соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда пути формирования учителем : Ознакомить учащихся с элементами культуры труда: - исполнительская дисциплина; - рациональная организация рабочего места; - необходимая сумма знаний, умений и навыков; - овладение алгоритмом преобразовательной деятельности; - технологическая дисциплина; и т.д. На каждом уроке сообщать учащимся правила безопасной работы (они изложены во всех параграфах учебников, где представлена та или иная технология), следить за неукоснительным соблюдением этих правил 31

Предметные результаты (в познавательной сфере): 1. Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере пути формирования учителем : Научить учащихся ориентироваться в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда При изучении технологий знакомить учащихся с классификацией видов и назначением методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов Ознакомить учащихся с технологиями промышленного производства (по материалам учебников, других источников информации) 32

Предметные результаты (в познавательной сфере): 2. Уяснение социальных и экологических последствий развития технологий пути формирования учителем : Ознакомить учащихся с негативными последствиями применения некоторых технологий, сформировать у них представления о необходимости охраны окружающей среды 3. Умение оценивать возможности применения средств и инструментов информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в современном производстве или сфере обслуживания пути формирования учителем : Развивать умения применять технологии представления, преобразования и использования информации Научить учащихся рациональному использованию технической информации для проектирования и создания объектов труда Научить учащихся распознавать экологически чистые материалы и технологии, не наносящие ущерба природе 33

Предметные результаты (в познавательной сфере): 4. Овладение средствами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации пути формирования учителем : Обучить учащихся навыкам чтения технической, технологической и инструктивной информации Научить учащихся вычерчивать эскизы и чертежи по установленным правилам 5. Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения учебных задач пути формирования учителем : Сообщать учащимся о наличии межпредметных связей при рассмотрении практически всех тем учебного предмета Научить учащихся выполнять элементарные экономические расчёты при работе над творческими проектами 34

Предметные результаты (в трудовой сфере) : 1. Овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, моделирования, конструирования пути формирования учителем : Качественное проведение лабораторно- практических работ, изложенных в учебнике и имеющих исследовательский характер Применение принципов моделирования и конструирования при выполнении творческих проектов пути формирования учителем : Сообщать учащимся правила безопасной работы (изложенные в учебниках) при выполнении ими всех технологических приёмов и операций Постоянно контролировать соблюдение учащимися трудовой и технологической дисциплины 2. Соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены 35

Предметные результаты (в трудовой сфере) : 3. Контроль результатов труда по установленным критериям с использованием контрольных и измерительных инструментов пути формирования учителем : Научить учащихся обнаруживать и исправлять допущенные дефекты, опираясь на сформулированные критерии качества Научить учащихся пользоваться контрольно-измерительными инструментами, необходимыми при изготовлении изделий пути формирования учителем : Научить учащихся качественно выполнять практические задания в рабочей тетради – заполнять таблицы, изготавливать эскизы и чертежи, составлять технологические карты Научить учащихся формировать портфолио и оформлять документацию по творческому проекту 4. Документирование результатов труда и проектной деятельности 36

Предметные результаты (в мотивационной сфере): 1. Оценивание своей готовности к труду в предметной деятельности; осознание ответственности за результаты труда пути формирования учителем : Оценка конечных результатов деятельности в виде готовых изделий и реализованных творческих проектов Организация коллективного обсуждения и решения поставленных технико-технологических и организационных задач пути формирования учителем : Ознакомление учащихся с миром профессий, используя рубрику в учебнике «Знакомимся с профессиями», видеоматериалы и т.п. Направленное продвижение учащихся к выбору профиля технологической подготовки в старших классах школы 2. Формирование представлений о мире профессий, их востребованности на рынке труда 37

Предметные результаты (в эстетической сфере) : Овладение методами эстетического оформления изделий, рациональной эстетической организации работ пути формирования учителем : Научить учащихся рациональной организации рабочего места, опрятному содержанию рабочей одежды Научить учащихся элементам художественного оформления объектов труда, дизайнерского проектирования изделий пути формирования учителем : Выработать навыки точности движений при выполнении различных технологических операций Научить учащихся соблюдению необходимой величины усилий, прикладываемых к инструментам, путём многократного повторения движений рук при выполнении разработанных заданий Предметные результаты (в физиолого-психологической сфере): Развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и оборудованием 38

Надеюсь, что предлагаемые новые учебники и сопровождающие их учебно-методические материалы будут способствовать совершенствованию технологического образования школьников, будущих активных граждан, повышающих благосостояние России. 39