Тема ребенка-сироты в современной детско- подростковой литературе: традиции и новаторство Авторы: Ученики ГБОУ СОШ 947 10«А2» класса Фомкина Ирина, 9«Г1»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дина Сабитова родилась в Казани. По образованию она филолог, когда-то представляла, что со временем превратится в седую и толстую профессоршу в очках.
Advertisements

Чем интересен современному читателю Тёма, герой повести Н.Г.Гарина-Михайловского «Детство Тёмы»? «Дрожат на люстрах огоньки… Как хорошо за книгой дома!»
Книги о детях военной поры Зачем ты, война, у мальчишек их детство украла И синее небо, и запах простого цветка?
1 РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. 2 «Дружная семья гору сдвинет».
Урок конференция по литературе в 6 классе Тема: Тема: Мир детства в произведениях мировой литературы. Мир детства в произведениях мировой литературы.
1 вопрос: Л юбите ли Вы читать и сколько времени тратите на чтение? 2 вопрос: Считаете ли Вы своих детей читающими, сколько времени в день тратит Ваш.
Урок развития речи в 7 классе Учитель Лебедева Евгения Игоревна, МКОУ Новлянская основная общеобразовательная школа.
Презентация к уроку по теме: Презентация на тему: "Толерантность. Мы все такие разные, но мы вместе".
Вопросы для родителей Считаете ли Вы себя хорошими родителями? Почему? Умеете ли Вы прощать своего ребенка? Считаете ли Вы необходимым для себя вести доверительные.
Мои права Дружная семья Папа Мама Я Семья «семь»+ «Я» Мама Папа Бабушка Я Брат Сестра Семья Дедушка.
Автор проекта : учитель начальных классов МБОУ СОШ 20 Е. В. Шпак Научный руководитель : к. п. н Н. В. Подосинникова, доцент кафедры технологии и предпринимательства.
Детские годы Юрия Гагарина Команда «Лунтики» МКОУ Здвинская СОШ 1 Новосибирской области.
Победа моего деда- моя Победа!. Наступит День Победы, Когда придет весна. И дедушка достанет Из шкафа ордена. Мне дедушка расскажет О том, как воевал.
70 лет Великой Победе «Посвящается...» 70 лет Великой Победе.
Выполнила: Калашникова Наташа 7А класс. Исследовать и сравнить «детство» героев Льва Толстого и Владимира Короленко.
27 января 2009 года Тема родительского собрания: «ВЫБОР ПРОФИЛЯ».
Анкета для родителей "Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии" Подготовила Н.А. Кузнецова.
В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы.
Мои права Дружная семья Папа Мама Я Семья «семь»+ «Я» Мама Папа Бабушка Я БратСестра Семья Дедушка.
Великая Отечественная война: взгляд подростка-читателя.
Транксрипт:

Тема ребенка-сироты в современной детско- подростковой литературе: традиции и новаторство Авторы: Ученики ГБОУ СОШ «А2» класса Фомкина Ирина, 9«Г1» класса Карасёва Дарья, Пожарова Александра, Пугачёва Марина, Саплина Ольга, Чачуа Диана, 6«А1» класса Измалков Егор, 5«В1» класса Алиева Шахла, Воробьёва Мария, Ковалёва Алевтина Руководитель: учитель русского языка и литературы, канд. филос. наук Брюханова О.В. Москва, 2013г.

План исследования 1.Цели, задачи исследования. 2.Гипотеза исследования. 3.Образы детей-сирот в литературе XIX века. 4.Дети – сироты в литературе XX столетия. 5.Тема сироты в литературе XXI века. 6.Выводы. 7.Список литературы.

Цели, задачи исследования Цели: выявить черты преемственности и новаторства в изображении детей-сирот в классической и современной детско-подростковой литературе. Цели: выявить черты преемственности и новаторства в изображении детей-сирот в классической и современной детско-подростковой литературе. Задачи исследования: Задачи исследования: 1) изучить особенности образов детей-беспризорников в литературе XIX-XXI вв.; 2) исследовать образы детей-сирот в контексте исторических событий, изображаемых в произведениях; 3) рассмотреть специфику образа девочки-сироты в мировой и отечественной литературе; 4) выявить роль образов детей-сирот в произведениях о формировании личности подростков; 5) определить особенности способов успешного решения вопросов социализации детей-сирот в зарубежной и отечественной литературе.

Гипотеза Следует предположить, что образы детей-сирот в современной детско- юношеской литературе продолжают и творчески развивают гуманистическую традицию отечественной и зарубежной прозы XIX-XX веков. Следует предположить, что образы детей-сирот в современной детско- юношеской литературе продолжают и творчески развивают гуманистическую традицию отечественной и зарубежной прозы XIX-XX веков.

Образы сирот в зарубежной литературе XIX века. Путь героя в романе Ч.Диккенса «Приключения Оливера Твиста» В детстве Оливер столкнулся с жестокостью мира взрослых, и он был абсолютно беспомощным перед ней. В том обществе, в котором рос Оливер, отношение к сиротству было презрительным, брезгливым. Большинство взрослых воспринимало сирот как отбросы общества, и только немногие по-настоящему могли посочувствовать детям. В детстве Оливер столкнулся с жестокостью мира взрослых, и он был абсолютно беспомощным перед ней. В том обществе, в котором рос Оливер, отношение к сиротству было презрительным, брезгливым. Большинство взрослых воспринимало сирот как отбросы общества, и только немногие по-настоящему могли посочувствовать детям.

Образы сирот из романа- эпопеи Виктора Гюго «Отверженные» Гаврош стал очевидцем и участником Французской революции. Герой не только заботился о младших детях-сиротах, но и отправился на баррикады. Козетта была вынуждена жить в приёмной семье, в которой девочку не любили и обижали. Трудности и испытания в новой семье закалили характер Козетты. Козетта была вынуждена жить в приёмной семье, в которой девочку не любили и обижали. Трудности и испытания в новой семье закалили характер Козетты.

« Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» Марка Твена Геку не страшно презрение со стороны общества; у него есть верный друг, который не стесняется своего товарища. Вместе им хорошо и весело. Оба знают, что могут обратиться друг к другу в любой ситуации, с лёгкостью преодолевают испытания. Геку не страшно презрение со стороны общества; у него есть верный друг, который не стесняется своего товарища. Вместе им хорошо и весело. Оба знают, что могут обратиться друг к другу в любой ситуации, с лёгкостью преодолевают испытания.

Образы сирот в зарубежной и русской литературе XX века. «Поллианна» Э.Портер. Трепетное отношение к жизни, умение заботиться об окружающих помогают Поллианне дарить тепло миру. Отец научил дочь радоваться мелочам, поэтому сирота смогла сохранять душевное равновесие в трудных ситуациях. Благодаря общению с Поллианной не только тётя Полли, но и многие жители городка, где поселилась героиня, стали счастливыми.

Образы сирот в русской литературе XIX века: повесть «Неточка Незванова», рассказ «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М.Достоевского Ф.М.Достоевский показывает беспомощность и слабость детей-сирот. Они не окружены ни вниманием, ни любовью, но при всех трудностях остаются добрыми и чувствительными людьми. Дети не умеют хранить зла на окружающий мир. Ф.М.Достоевским выявлены равнодушие и бездействие взрослых к бедственному положению детей-сирот. Ф.М.Достоевский показывает беспомощность и слабость детей-сирот. Они не окружены ни вниманием, ни любовью, но при всех трудностях остаются добрыми и чувствительными людьми. Дети не умеют хранить зла на окружающий мир. Ф.М.Достоевским выявлены равнодушие и бездействие взрослых к бедственному положению детей-сирот.

Становление личности героя в повести В.Короленко «Дети подземелья» В произведении В.Г.Короленко Вася, главный герой повести, научился проявлять милосердие, сострадать, заботиться, спасать. Он понял, что есть люди, которые живут намного беднее, чем он, что не все воры плохие, что его отец - хороший человек. Вася старался принести радость своей маленькой подружке - Марусе, он стал терпеливее и намного добрее. В произведении В.Г.Короленко Вася, главный герой повести, научился проявлять милосердие, сострадать, заботиться, спасать. Он понял, что есть люди, которые живут намного беднее, чем он, что не все воры плохие, что его отец - хороший человек. Вася старался принести радость своей маленькой подружке - Марусе, он стал терпеливее и намного добрее.

Повесть Д.В.Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» «Когда я родился – я заплакал; впоследствии каждый прожитой день объяснял мне, почему я заплакал, когда родился», - трагический смысл этих первых слов повести пронизывает весь рассказ о ребёнке-сироте. Мальчик был цирковым артистом, трудолюбивым и выносливым. Его гибель на арене вызвала сострадание только у одной юной зрительницы. «Когда я родился – я заплакал; впоследствии каждый прожитой день объяснял мне, почему я заплакал, когда родился», - трагический смысл этих первых слов повести пронизывает весь рассказ о ребёнке-сироте. Мальчик был цирковым артистом, трудолюбивым и выносливым. Его гибель на арене вызвала сострадание только у одной юной зрительницы.

«Сибирочка» Л.Чарской, «Малютка Марго» Л.Чарской Саша, героиня «Сибирочки», после смерти приёмного деда попала в Петербург, вместе с другом служила в цирке. Её артистическая жизнь полна интересных событий, в которых победу одерживает честность и дружба. Малютка Марго – парижанка, оказавшаяся в России. Героиня Л.Чарской при любых условиях, во всех испытаниях живёт одной мечтой – вернуться на Родину.

Г.Белых, Л.Пантелеев «Республика Шкид» История России отражается в судьбах детей- сирот. В повести Г.Белых, Л.Пантелеева говорится о послереволюционном поколении беспризорников. У каждого шкидовского героя один способ самосохранения: агрессия, хулиганство. Этим сироты защищают себя от мира, настроенного против них, от тяжелой судьбы, от душевных разочарований. История России отражается в судьбах детей- сирот. В повести Г.Белых, Л.Пантелеева говорится о послереволюционном поколении беспризорников. У каждого шкидовского героя один способ самосохранения: агрессия, хулиганство. Этим сироты защищают себя от мира, настроенного против них, от тяжелой судьбы, от душевных разочарований.

Военное детство в повести В.Катаева «Сын полка» Ребёнок-сирота Ваня Солнцев прошёл вместе с бойцами советской армии сложные дороги Великой Отечественной войны, преданно служил Родине. Его детство осталось детством, несмотря на важные поручения от армии, потому что сирота был согрет теплом бойцов, их любовью и заботой. Ребёнок-сирота Ваня Солнцев прошёл вместе с бойцами советской армии сложные дороги Великой Отечественной войны, преданно служил Родине. Его детство осталось детством, несмотря на важные поручения от армии, потому что сирота был согрет теплом бойцов, их любовью и заботой.

Повесть А.И. Приставкина «Ночевала тучка золотая» Дети Великой Отечественной войны, Саша и Коля Кузьмины, проходят жестокие испытания голодом, одиночеством, неустроенностью. Сироты оказались в тылу (на Кавказе) в детском доме. Потеряв Сашу, Коля подружился с кавказским мальчиком, которого решил называть братом. Дети Великой Отечественной войны, Саша и Коля Кузьмины, проходят жестокие испытания голодом, одиночеством, неустроенностью. Сироты оказались в тылу (на Кавказе) в детском доме. Потеряв Сашу, Коля подружился с кавказским мальчиком, которого решил называть братом.

Литература конца XX – начала XXI в. о сиротах. Борьба за жизнь героя повести Ури Орлева «Беги, мальчик, беги» В повести Ури Орлев рассказывает о жизни еврейского мальчика, живущего в оккупированной фашистами Польше. Давид (позже Юрек) потерял маму, дом, лишился руки. Он жил в лесу (спал на деревьях, охотился, искал пищу и воду), нанимался на работу. Окружающие, богатые, и бедные, и одинокие, и многодетные, пытались помочь сироте. Судьба Юрека после трагических поворотов дарит ему счастье: мальчик обрёл дом и семью. Судьба Юрека после трагических поворотов дарит ему счастье: мальчик обрёл дом и семью.

Новая жизнь героини повести Л.Ф.Воронковой «Девочка из города» Жизнь в тылу сироты во время Великой Отечественной войны наполнена глубокой внутренней работой: героине повести, горожанке, приходится с трудом привыкать к жизни в деревне. Но с девочкой рядом всегда оказываются надёжные друзья и взрослые, помогающие ей преодолеть все сложности.

Путь обретения семьи героем повести Светланы и Николая Пономарёвых «Боишься ли ты темноты?» Ярослав попал в детский дом, потому что его родители погибли в автокатастрофе. Мальчик боялся находиться в темноте – она ему напоминала об аварии, гибели родных. Воспитатель детского дома в наказание заперла Ярослава в тёмной комнате, мальчик в отчаянье. Ярослав попал в детский дом, потому что его родители погибли в автокатастрофе. Мальчик боялся находиться в темноте – она ему напоминала об аварии, гибели родных. Воспитатель детского дома в наказание заперла Ярослава в тёмной комнате, мальчик в отчаянье. Страх темноты прошёл после усыновления героя повести воспитателем Сергеем. Страх темноты прошёл после усыновления героя повести воспитателем Сергеем.

Путь героя повести С.Ананич «Подобный льву» Герой повести, преодолевая множество испытаний, становится мудрым, подобным сильному льву, терпимым к окружающим, помня слова тренера: «Сильный человек делает добро. Даже в самых суровых обстоятельствах». Так жизнь и миропонимание мальчика-сироты формируется с помощью взрослого помощника, готового говорить с мальчиком о нравственных ценностях.

«Цирк в шкатулке» Дины Сабитовой Марика подбросили к дверям детского дома, в котором он впоследствии прожил 9 лет. Сирота сбежал из детского дома и благодаря математическим способностям стал работать на арене цирка. Марик виртуозно проводил вычисления для публики. Сирота сбежал из детского дома и благодаря математическим способностям стал работать на арене цирка. Марик виртуозно проводил вычисления для публики. Герой подружился с принцессой, помог ей в учёбе. Благодаря Марику королева стала мягче к своей дочери. Герой подружился с принцессой, помог ей в учёбе. Благодаря Марику королева стала мягче к своей дочери. Сироту усыновил директор цирка, потому что он очень привязался к ребёнку. Сироту усыновил директор цирка, потому что он очень привязался к ребёнку.

Смысл названия повести Д.Сабитовой «Три твоих имени» Главная героиня повести Рита жила в деревне в неблагополучной семье. После гибели родителей девочку отправили в детский дом, а затем взяли под опеку, называя её «Марго». Девочке пришлось вернуться в детский дом, прежнее имя очень ранило её, героиня просила себя называть Гошкой. В финале повести героиню удочерили.

Испытания героев-сирот в повести Д.Сабитовой «Где нет зимы» Гуль и Паша проходят путь от оставшихся без родителей детей к счастливым и довольным ребятам, имеющим самое главное семью, дом. Гуль и Паша проходят путь от оставшихся без родителей детей к счастливым и довольным ребятам, имеющим самое главное семью, дом. Тринадцатилетний Павел трепетно заботился о сестре, мечтал дорасти до совершеннолетия, чтобы вместе с ней жить в родном доме. Тринадцатилетний Павел трепетно заботился о сестре, мечтал дорасти до совершеннолетия, чтобы вместе с ней жить в родном доме. Мира Александровна берет на себя ответственность за судьбы чужих детей, вместе с сиротами и своим сыном переезжает в дом Паши и Гуль, наполняя его теплом. Мира Александровна берет на себя ответственность за судьбы чужих детей, вместе с сиротами и своим сыном переезжает в дом Паши и Гуль, наполняя его теплом.

Дети-борцы в повести О.Раина «Телефон доверия» Чипирование создало иллюзию решения всех глобальных проблем. Героям книги предстоит разрушить эту иллюзию и отрыть глаза людям, заставить их думать. Эти дети оторваны от всего мира, они совершенно не похожи на других жителей своего времени. У каждого забрали семью, каждого оторвали от родного дома, отобрали самое дорогое – воспоминания и прошлое. Таким образом, О.Раин показывает картину антиутопии с тотальным культом потребления, которому могут противостоять только дети, изолированные не только от семей, но и от общества с искажённым представлением о ценностях.

Поддержка детей-сирот сверстниками Общение с детьми-сиротами и в классической, и в современной детской литературе помогает формированию личности подростка, способного к состраданию и зрелым, взрослым поступкам. Путь героев в значительной мере связан с их способностями не потребительски, а созидательно относиться к миру, проявлять при общении с людьми свои лучшие качества, брать на себя ответственность за счастье нуждающихся в поддержке. Общение с детьми-сиротами и в классической, и в современной детской литературе помогает формированию личности подростка, способного к состраданию и зрелым, взрослым поступкам. Путь героев в значительной мере связан с их способностями не потребительски, а созидательно относиться к миру, проявлять при общении с людьми свои лучшие качества, брать на себя ответственность за счастье нуждающихся в поддержке.

Поддержка беспризорников главным героем повести О.Раина «Отроки до потопа» Сергей Чохов, главный герой произведения, принял участие в захвате ОМОН-ом наркодиллеров. Словно в детективе юноша угнал машину с крупной суммой денег и оставил всё это беспризорникам. Ребята мечтали о поездке к морю, и герой, сильный, решительный, помогает сиротам в воплощении мечты. Его характер становится мужественным при общении с детьми «из теплосетей». Герой способен проявлять заботу о тех, кого общество старается не замечать. Сергей Чохов, главный герой произведения, принял участие в захвате ОМОН-ом наркодиллеров. Словно в детективе юноша угнал машину с крупной суммой денег и оставил всё это беспризорникам. Ребята мечтали о поездке к морю, и герой, сильный, решительный, помогает сиротам в воплощении мечты. Его характер становится мужественным при общении с детьми «из теплосетей». Герой способен проявлять заботу о тех, кого общество старается не замечать.

Тема жертвенности и бескорыстия в повести О.Раина «Слева от солнца» Юный хакер из Екатеринбурга научился зарабатывать деньги. Гена тратит все свои сбережения на восстановление Сосновки, благодаря чему в деревне появилось электричество и хорошая дорога. Внимание общественности было привлечено к захороненным в Сосновке радиоактивным отходам. Внимание общественности было привлечено к захороненным в Сосновке радиоактивным отходам. Гена заботился о сиротах. Он оплатил дорогостоящее лечение сироты Вари, благодаря чему она смогла научиться уверенно ходить. Гена умеет дружить, заботиться об окружающх. Гена заботился о сиротах. Он оплатил дорогостоящее лечение сироты Вари, благодаря чему она смогла научиться уверенно ходить. Гена умеет дружить, заботиться об окружающх.

Взаимовыручка в повести А.Сухинова «Вожак и его стая» Антону, Родику, Тёме пришлось проявить решительность и смелость, когда однажды в коммуну беспризорников явились бандиты во главе с Козырем, угрожая ребятам, но те не испугались. Коммунары и АРТ одерживают победу. Герои спасают коммуну, помогают беспризорникам найти покровителя. Трое закадычных друзей в общении с детьми- сиротами проявляют сочувствие, формируют созидательную жизненную позицию.

Вывод Гипотеза исследования подтвердилась. Детско-подростковая литература начала XXI столетия оказывается образцом для формирования в обществе гуманного, доброжелательного, милосердного отношения к детям-сиротам. Таким образом, писатели продолжают традицию литературы XIX-XX веков и говорят о значимости уважительного отношения к человеку вне зависимости от его положения в обществе, возраста и достатка. Гипотеза исследования подтвердилась. Детско-подростковая литература начала XXI столетия оказывается образцом для формирования в обществе гуманного, доброжелательного, милосердного отношения к детям-сиротам. Таким образом, писатели продолжают традицию литературы XIX-XX веков и говорят о значимости уважительного отношения к человеку вне зависимости от его положения в обществе, возраста и достатка.

Образы детей-сирот современной литературы должны стать образцами для подражания, способными помочь юному читателю сориентироваться в выборе подлинных ценностей жизни. Подросток не должен находиться в роли жертвы нерадивых родителей, жестокости окружающих, а принять активную созидательную жизненную позицию, устремиться к помощи тому, кому непросто жить в детских домах или на улицах, в теплосетях. Образы детей-сирот современной литературы должны стать образцами для подражания, способными помочь юному читателю сориентироваться в выборе подлинных ценностей жизни. Подросток не должен находиться в роли жертвы нерадивых родителей, жестокости окружающих, а принять активную созидательную жизненную позицию, устремиться к помощи тому, кому непросто жить в детских домах или на улицах, в теплосетях. Современные детские писатели учат вере в добро, способности добиваться своих целей, умению не осуждать и критиковать окружающих, а брать на себя ответственность за свою жизнь, и жизнь близких, стремиться к добру и любви к людям и жизни. Современные детские писатели учат вере в добро, способности добиваться своих целей, умению не осуждать и критиковать окружающих, а брать на себя ответственность за свою жизнь, и жизнь близких, стремиться к добру и любви к людям и жизни.

Литература Ананич С. Подобный льву. – М.: Издательство Дмитрия Харченко, – 80 с. 1. Ананич С. Подобный льву. – М.: Издательство Дмитрия Харченко, – 80 с. 2. Белых Г.Г., Пантелеев Л. Республика Шкид. – М.: Римис, – 464с. 3. Воронкова Л.Ф. Девочка из города. Повести. Рассказы. – М.: Эксмо, – 608 с. 4. Волков С.Ю. Дети пустоты. – М.: АСТ, – 320 c. 5. Григорович Д.В. Гуттаперчевый мальчик. – М.: Махаон, – 112 с. 6.Гюго В. Отверженные. – М.: Дрофа Плюс, – 659 с. 7. Диккенс Чарльз. Приключения Оливера Твиста. – М.: Эксмо, – 640 с. 8.Достоевский Ф.М. Детям. – М.: Эксмо, – Достоевский Ф.М. Дневник писателя. – Эксмо, – 736 с. 10. Катаев В.П. Сын полка. – М.: Оникс, – 224с. 11. Киери К. Никто не спит. – М.: ИД Компас Гид, – 190 с. 12. Короленко В.Г. Дети подземелья. – М.: Детская литература, – 384с. 13. Кутейникова Н.Е. Проблема формирования круга чтения современного школьника и ее решение профессиональным сообществом. - Как создать читательскую среду в школе: Научно-методический сборник. Вып. 1. – М.: Московский гуманитарный педагогический институт, С. 12– Кутейникова Н.Е. Традиции духовно-нравственного воспитания личности читателя в современной детско-подростковой литературе. – Образование в современной школе. – 2012, 12. – С

Кутейникова Н.Е. Формирование духовного мира учащихся при помощи современной детско-подростковой литературы. - Русская классическая литература: современное прочтение и методика изучения. – М.: МИОО, – С. 154– Кутейникова Н.Е. Формирование духовного мира учащихся при помощи современной детско-подростковой литературы. - Русская классическая литература: современное прочтение и методика изучения. – М.: МИОО, – С. 154– Линдгрен А. Расмус-бродяга, – 192 с. 17. Орлев Ури. Беги, мальчик, беги. – М.: Текст, – Пономарёвы С. и Н. Боишься ли ты темноты? – М.: Нарния, – 288с. 19. Пономарёвы С. и Н. Боишься ли ты темноты? – М.: Нарния, Портер Элинор. Полианна. – М.: АСТРЕЛЬ, – 303 с. 21. Приставкин А.И. Ночевала тучка золотая. – М.: Эксмо, – 288 с. 22. Раин О. Отроки до потопа. – Екатеринбург: Сократ, Раин О. Слева от солнца. – Екатеринбург: Сократ, Раин О. Телефон доверия. – М.: Сократ, – 304 с. 25. Сабитова Д. Где нет зимы. – М.:Самокат, – 176 с. 26. Сабитова Д. Три твоих имени. – М.: Розовый жираф, – 192 с. 27. Сабитова Д. Цирк в шкатулке. – М.: Самокат, – 272 с. 28.Сухинов С.С. Вожак и его друзья. – М.: Печатные традиции, – 272 с. 29. Твен Марк. Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна. – М.: Азбука, – 608 с. 30. Твен Марк. Приключения Гекельберри Финна. – М.: Детская литература, с. 31. Чарская Л. А. Сибирочка. – М.: Детская литература, – 330 с. 32. Чехов А.П. Рассказы. – М.: АСТ- Библиотека школьника, – 240 с.

Электронные источники ttp:// beshenstvo-vlasti.html 4. podlyiy-otvet-na-zakon-magnitskogo.html 5. kak-deputatyi-otyigralis-na-rossiyskih-sirotah.html 6. yakovleva-reaktsiya-zarubezhnyh-smi 7.