Виды страхов Существуют три вида страхов. В основе классификации лежат предмет страха, особенности его протекания, продолжительность, сила и причины возникновения. Навязчивые страхи – эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, он боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь. К таким страхам относятся, например, страх высоты, закрытых и открытых пространств и др. Бредовые страхи – самая тяжелая форма страхов, причину появления которых найти невозможно. Например, почему ребенок боится играть с какой-то игрушкой или не хочет надевать какую-то одежду. Их наличие часто указывает на серьезные отклонения в психике малыша. Однако не стоит торопиться ставить какой-либо диагноз. Возможно, причина окажется вполне логичной. Например, он боится надевать определенные ботиночки, потому что когда-то в них поскользнулся и упал, больно ударившись, и теперь опасается повторения ситуации. Сверхценные страхи – самый распространенный вид. Они связаны с идеями фикс и вызваны собственной фантазией ребенка. Сначала эти страхи соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать не может.
страх темноты; боязнь природных катаклизмов (молнии, пожара, наводнения); страх смерти и одиночества; боязнь животных; страх нереальных персонажей (Бабы- яги, ведьмы, призрака и т.д.); боязнь опасных мест, которые могут таить угрозу для жизни (чердаки, подвалы, люки).
I. Получение запроса от педагогов или родителей на проведение диагностической и коррекционной работы с ребенком. II. Проведение индивидуальной психологической диагностики дошкольников и их родителей. На первом этапе диагностика необходима, как способ выявления проблемы ребенка III. Обсуждение полученных результатов диагностики с родителями ребенка и его педагогами с целью разработки перспективного плана совместных действий по осуществлению коррекционных мероприятий. IV. Формирование группы детей для проведения цикла занятий по программе: «Коррекция страхов у детей 5-7 лет». V. Проведение занятий. VI. Повторная психологическая диагностика с целью отслеживания результативности программы, консультирование педагогов и родителей.
Прием запроса от воспитателей; Разработка совместных действий воспитателей и психолога по коррекции страхов у ребенка; Подбор игр, упражнений, сказок для групповой и индивидуальной работы с ребенком, испытывающим страх; Выступления психолога на педагогических советах и проведение семинаров для педагогам по вопросам диагностики и коррекции детских страхов.
прием запроса от родителей; проведение диагностики с родителями для выявления страхов у ребенка; консультирование по результатам диагностики детей и родителей; выдача практических рекомендаций; подбор сказок, рассказов, мультфильмов для прослушивания, просмотра и обсуждения с ребенком в домашних условиях; подбор научно-популярной литературы по проблеме детских страхов; подготовка наглядной информации для размещения на стендах групп; выступления психолога на родительских собраниях по проблеме детских страхов.
методики для детей "Беседа о страхах" (А. Захаров) Цель: выявление всего спектра детских страхов. "Тест детской апперцепции - САТ" (Л. Беллак, С. С. Беллак) Цель: Изучение страхов, фобий, тревоги, связанных с ситуациями фрустрации. "Цветовой тест М. Люшера" Цель: Исследование эмоционально- характерологического базиса личности и тонких нюансов её актуального состояния. "Несуществующее животное" Цель: Исследование личностных качеств. "Тест тревожности" (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) Цель: Определение уровня тревожности ребенка. Проективный тест "Сказка" (Л. Дюсс) Цель: Выявление эмоционально-личностных особенностей и проблем детей. методики для родителей Опросник «Признаки психического напряжения и невротических тенденций у детей» (Н.Л. Кряжева) Цель: Оценка проявлений невротических реакций у детей. «Тест на оценку уровня тревожности ребенка» (А. И. Захаров) Цель: Определение уровня тревожности ребенка.
Игровая терапия Песочная технология Сказкотерапия Обучение навыкам саморегуляции (БОС-технология, релакс) Арт-терапия (рисунок и инсталляция)
Игра обладает тремя функциями: диагностической, терапевтической и обучающей. Суть терапевтической игры состоит в том, что жизненные ситуации, вызывающие тревогу и страх переживаются ребенком в условном, смоделированном виде. Обучающая игра направлена на то, что учит ребенка конструктивно реагировать при возможном повторении психотравмирующей ситуации.
Песочная технология (терапия) один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой, возможность снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне. Выполнение ребенком картин на песке или создание «песочного мира» носит не только терапевтический, но и диагностический характер, поскольку позволяет выявить те проблемы ребенка, которые зачастую он не может вербально выразить. Работа с построенными и разыгранными историями на песке ведется как в индивидуальном, так и в групповом плане.
Сказкотерапия одно из направлений психотерапии, при котором для достижения терапевтического эффекта используются придуманные истории (сказки). Слушая сказку, ребенок проводит аналогии с ситуациями, в которых он испытывает страх. Отождествляя себя с героем сказки, ребенок учится на примере переживаний и поступков сказочных героев справляться со своими страхами и тревогами. Сказка предлагает ребенку модель поведения в психотравмирующей ситуации и пути выхода из нее.
БОС - технология (биологически обратная связь) направлена на обучение ребенка навыку диафрагмально-релаксационного дыхания с целью установления баланса симпатической и парасимпатической нервной системы. Компьютерный тренажёр БОС позволяет ребенку не только видеть и слышать как функционирует его организм, но и, используя специальные приёмы, самостоятельно, волевыми усилиями, корректировать работу функциональных систем собственного организма, развивать навыки самоконтроля и саморегуляции.
В процессе работы с детскими страхами рисунок рассматривается как сфера совмещения диагностики и коррекции: через рисунки можно лучше понять глубокие переживания детей и не всегда раскрываемые проблемы при непосредственной беседе. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, перестраивает свое отношение к различным ситуациям и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Мальчик, 5 л., боязнь темноты и замкнутого пространства Девочка, 6 л., боязнь темных лестниц Девочка, 6л., боязнь темных комнат Мальчик, 5л., боязнь Бабы-яги
Инсталляция (с англ.Installation – установка)- это пространственная композиция, созданная художником из бытовых предметов, промышленных изделий и материалов, природных объектов. Становясь элементом художественного замысла, вещь освобождается от своей утилитарной функции и приобретает символическую функцию. Мультимедийная инсталляция "Гнездо" была создана художником Александром Райхштейном, а находящееся внутри гнезда яйцо сконструировано инженером из Хельсинкского университета искусства и дизайна Мартином Хакенбергом и запрограммировано инженером фирмы Nokia Мичихито Мицутани. Огромное гнездо диаметром 2 метра 60 сантиметров сплетено из настоящих прутьев и обито изнутри войлоком. В гнезде лежит большое белое яйцо, оно дышит во сне, и периодически слышно, как внутри постукивает и скребется неизвестное существо. Сенсорный датчик реагирует на прикосновения детей и скрытое в яйце существо начинает с ними разговаривать, задает разнообразные вопросы, учит с детьми заклинания против страхов и, наконец, читает психотерапевтические сказки, затрагивающие данные проблемы.
Цель: содействие коррекции страхов у детей 5-7 лет. Задачи: -помочь детям справляться с собственными страхами; -обучить детей методам релаксации и саморегуляции; -«переориентировать» ребенка, перевести страшные образы в разряд "беззащитных и несчастных", которых стоит пожалеть и защитить; -с помощью проективных методов научить детей отслеживать собственные чувства, а также эмоции и переживания других людей; -повысить уверенность ребенка в себе и своих силах. Программа состоит из 10 занятий, которые проходят 2 раза в неделю в специально оборудованном помещении. Продолжительность одного занятия минут.