«Переход на ФГОС ООО: проблемы и способы их решения» Дозморова Е.В., ТОИПКРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
Advertisements

Реализация Федерального закона « Об образовании в РФ » в основной общеобразовательной школе.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Модель сетевого графика (дорожной карты) по формированию необходимой.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования - основа «Нашей новой школы» часть 4 Введение стандарта С.Н.Махновец, февраль-март.
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
Готовность образовательного учреждения к реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования апрель 2012 года.
Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования май 2012 года.
Нормативно-правовые основания организации образовательной деятельности Дозморова Е.В.
Нормативные правовые основания осуществления инновационной деятельности в образовательных организациях Алла Сергеевна Бурмистрова канд.пед.наук, доцент.
Образовательная программа как нормативно- управленческий документ образовательного учреждения.
N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации.
Дорожная карта введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 2014 г.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Разработка дорожной карты по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования 18 декабря 2013 г. МОУ ДОВ.
Законопроект «Об образовании»- школьное образование и обучение. Мифы и реальность.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.
Нормативно - правовое и организационное обеспечение введения ФГОС НОО.
Нормативное обоснование образовательных программ.
Транксрипт:

«Переход на ФГОС ООО: проблемы и способы их решения» Дозморова Е.В., ТОИПКРО

ФГОС и ФЗ «Об образовании в РФ» Идеология проекта ФЗ: изменения, поддерживающие ФГОС Возможность выбирать учебные курсы как в ОУ, так и вне его (внешкольные ОУ, учреждения культуры, спорта) Аккредитация, направленная на содержательную оценку образовательных программ, а не на присвоение статусов Нормативное подушевое финансирование, гибкие финансовые механизмы (целевое финансирование, программы развития, образовательное кредитование и пр.) Учёт особенностей получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, образование в сфере культуры и искусства Дистанционное образование и сетевое взаимодействие как расширение возможностей индивидуализации образования Финансово-экономические механизмы: справедливое распределение ресурсов и равный доступ к качеству образования Оценка качества образования: переход от распределения статусов к содержательной оценке результатов образования Общественное участие: расширение полномочий, реальная дееспособность и наличие компетенций Идеология проекта ФЗ: изменения, поддерживающие ФГОС Возможность выбирать учебные курсы как в ОУ, так и вне его (внешкольные ОУ, учреждения культуры, спорта) Аккредитация, направленная на содержательную оценку образовательных программ, а не на присвоение статусов Нормативное подушевое финансирование, гибкие финансовые механизмы (целевое финансирование, программы развития, образовательное кредитование и пр.) Учёт особенностей получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, образование в сфере культуры и искусства Дистанционное образование и сетевое взаимодействие как расширение возможностей индивидуализации образования Финансово-экономические механизмы: справедливое распределение ресурсов и равный доступ к качеству образования Оценка качества образования: переход от распределения статусов к содержательной оценке результатов образования Общественное участие: расширение полномочий, реальная дееспособность и наличие компетенций

ФЗ «Об образовании в РФ» В полномочия субъекта РФ впервые внесен пункт финансировании аккредитованных частных образовательных организаций в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ (в части расходов на оплату труда педагогических работников, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы) в соответствии с нормативами, установленными для государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных организаций.

Размер заработной платы педагогического работника (ФЗ «Об образовании в РФ» ; ст. 48, п. 8) Размер заработной платы каждого педагогического работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества (интенсивности), а также качества и результативности его труда, наличия почетных званий, государственных и ведомственных наград и максимальным размером не ограничивается. Органы государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при определении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности рассчитывают уровень заработной платы педагогических работников образовательных организаций не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена соответствующая образовательная организация.

6. Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Примерные основные образовательные программы должны обеспечивать сопоставимость планируемых результатов освоения основных образовательных программ с учетом уровня образования (направленности образовательной программы, профессии, специальности или направления подготовки), а также учитывать региональные, национальные и этнокультурные особенности. Примерные основные образовательные программы проходят экспертизу и включаются в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных программ, является общедоступной. Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, порядок аккредитации организаций, которым предоставляется право ведения такого реестра, особенности проведения экспертизы и включения в реестр примерных основных образовательных программ, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. ФЗ «Об образовании в РФ»

ФЗ «Об образовании в РФ» Статья 14. Сетевые формы реализации образовательных программ 2. Допускаются следующие сетевые формы реализации образовательных программ: совместная деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность, направленная на обеспечение возможности освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а также при необходимости ресурсов организаций науки, культуры, физкультурно-спортивных и иных организаций, в том числе посредством разработки и реализации совместных образовательных программ и учебных планов; зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, реализующей основную образовательную программу, результатов освоения обучающимся в рамках индивидуального учебного плана программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), практик, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность. 3. Порядок организации образовательного процесса при сетевых формах реализации образовательных программ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

ФЗ «Об образовании в РФ» Статья 15. Реализация образовательных программ с использованием электронного обучения 1. Под электронным обучением понимается реализация образовательных программ частично или в полном объеме с использованием информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет». Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

ФГОС ООО: новые системные задачи ФГОС ООО: новые системные задачи Стратегические Стратегические – Обеспечение нового качества образования. Креативность и инновативность выпускников Формирование компетенций, адекватных задачам модернизации России Создание школы позитивной социализации Конвергенция знаний Индивидуализация образования Модернизация систем педобразования и повышения квалификации педкадров (в т.ч. демонополизация и деинституционализация, формирование сетей) Повышение престижа педагогической профессии, социального статуса учителя Создание современных условий обучения и воспитания, Эффективный менеджмент инноваций

Тактические Реализация новых типов содержания образования (например, интегрированного) Новые стандарты ВПО, программы развивающего образования Подготовка школьных команд Подготовка учителя, мотивированного на инновационное поведение Повышение зарплаты учителя Развитие дополнительного образования детей, внеурочной деятельности Оснащение образовательной деятельности, создание новой образовательной среды Создание моделей и реализация нового образовательного процесса, обеспечивающего достижение индивидуального максимума результата Институционализация сложившихся механизмов Внедрение новых, адекватных требованиям ФГОС ООО образовательных технологий и механизмов управления Создание института экспертизы ООП Оценка новой результативности. Создание эффективных систем оценки качества образования (нормативной базы, инструментария, процедур; оценка внеучебных результатов, динамики индивидуальных достижений, оценка достижения метапредметных результатов)

Новый учитель, новый руководитель Введение ФГОС ООО требует: От руководителей способности к гибкой и мобильно меняющейся организации целостного образовательного процесса повышения ответственности за условия и качество реализации образовательных программ выстраивания договорных отношений с родителями и социальными партнёрами мотивации учителей на непрерывное профессиональное совершенствование От педагогов быстрой смены профессионального мировоззрения изменения профессиональной позиции технологического перевооружения перестройки содержания образования и способов его интерпретации овладения навыками проектирования образовательного процесса.

С чего начать? организовать системное знакомство с ФГОС и Примерной основной образовательной программой общего образования обсуждение ФГОС необходимо провести не только в педагогическом коллективе, но и с учащимися и их родителями.

Преодоление сопротивления нововведениям Причины сопротивлений: неопределенность последствий перемен; ощущение, что перемены приведут к личным потерям, т. е. к меньшей степени удовлетворения какой-либо потребности; убеждение, что изменения не являются необходимыми или желательными, что они не решат проблем, а лишь умножат их число; перемены внезапны и неожиданны; необходимость проведения перемен нечетко сформулирована, это вызывает беспокойство; предыдущие перемены не принесли ожидаемых результатов.

Методы, с помощью которых можно уменьшить или полностью устранить сопротивление 1. Официальное и гласное одобрение участников образовательного процесса по предполагаемым шагам разработки ООП. Поэтому все решения, касающиеся этих вопросов, требуется зафиксировать постановлениями легитимных управленческих структур : педагогического совета, управляющего совета, методического совета, родительского комитета и т. д

Методы, с помощью которых можно уменьшить или полностью устранить сопротивление 2. организация опроса (письменный или устный) о том, какое место каждый хотел бы занять в процессе разработки ООП: одни чувствуют себя увереннее в вопросах образовательных технологий, другие отдают приоритет воспитанию, некоторые видят себя аналитиками, другим интереснее роль организатора и т. д.

3. Эффективными средствами противодействия сопротивлению являются: передача максимально полной информации и оказание поддержки участникам для легкой адаптации к новой обстановке, создание консультационных центров ФГОС (с отдельным рабочим местом), в состав которого войдут наиболее опытные или прошедшие специальную подготовку администраторы и педагоги.

Создание рабочих команд для разработки ООП. Создание динамичной структуры управления, которая работает параллельно с основными управленческими органами ОУ.

Межфункциональная основа формирования команды: включение в команды педагогов-предметников, педагогов, работающих на разных ступенях обучения (педагогов начальной, средней и старшей ступеней), педагогов- психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования.

Системные задачи необходимо решить при введении ФГОС ООО Нормативно-правовое обеспечение введения ФГОС ООО Муниципальный уровень: Приказ МУ « Управление образования» «Об организованных мероприятиях, направленных на введение ФГОС ООО в ОУ МО План – график введения ФГОС основного общего образования в 5 классах ОУ МО Приказ МУ « Управление образования» «О введении ФГОС ООО в образовательных учреждениях МО»

Школьный уровень: Приказ «О переходе на ФГОС ООО в учебном году в штатном режиме» Приказ « О создании и полномочиях рабочей группы по введению ФГОС ООО в образовательном учреждении» Приказ о разработке ООП ООО ОУ. Приказ об утверждении ООП ООО ОУ. Приказ « О разработке и утверждению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» Приказ «Об утверждении списка учебников и учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе ОУ в учебном году». Приказ «О разработке и утверждении программ внеурочной деятельности». Договоры с учреждениями дополнительного образования детей или физическими лицами по реализации направлений внеурочной деятельности. Договор о сотрудничестве ОУ с родителями (законными представителями) обучающихся о предоставлении основного общего образования. Устав ОУ с внесёнными изменениями в соответствии с законодательством РФ в области образования, связанными с введением ФГОС ООО. План методической работы ОУ по введению ФГОС ООО с учетом мероприятий по внутришкольному повышению квалификации учителей с ориентацией на проблемы реализации ФГОС ООО. Приказ «Об утверждении должностных инструкций педагогических и руководящих работников ОУ». Положение о библиотечно- информационном центре ОУ. Положение об организации текущей и итоговой оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы.. Положение о внеурочной деятельности обучающихся.

Кадровое обеспечение введения ФГОС ООО Кадровое обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательного учреждения План-график повышения квалификации работников ОУ, обеспечивающих введение ФГОС ООО. Организация методической работы в общеобразовательном учреждении.

Материально-техниическое обеспечение введения ФГОС ООО Оценка материально-технических условий реализации основной образовательной программы основного общего образования Сетевой график (дорожная карта) по формированию необходимой системы условий реализации в общеобразовательном учреждении основной образовательной программы основного общего образования

Информационно-методическое обеспечение введения ФГОС ООО Создание в общеобразовательном учреждении информационно-образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС ООО Справка о соответствии учебно-методического обеспечения реализации основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательного учреждения требованиям ФГОС ООО Справка о соответствии информационного обеспечения реализации основной образовательной программы основного общего образования общеобразовательного учреждения требованиям ФГОС ООО