О современных подходах к образованию 1 Гельфман Эмануила Григорьевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой математики, теории и методики обучения математике ТГПУ
Цель обучения - развитие интеллектуальных возможностей учащихся ; формирование умения учиться. 2
3 Виды УУД ( блоки ) Состав УУД Личностный блок Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом - продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, « какое значение, смысл имеет для меня учение », и уметь находить ответ на него. Действие нравственно - этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. Выделение морально - этического содержания событий и действий Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора Нравственно - этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора Самопознание и самоопределение : Построение образа Я ( Я - концепции ), включая самоотношение и самооценку. Формирование идентичности личности. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.
4 Виды УУД (блоки)Состав УУД Регулятивный блок целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий
5 Виды УУД ( блоки ) Состав УУД Познавательный блок Общеучебные действия : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели ; поиск и выделение необходимой информации ; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств ; знаково - символические действия, включая моделирование ( преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область ); Знаково - символические действия выполняют функции - отображения учебного материала ; - выделения существенного ; - отрыва от конкретных ситуативных значений ; - формирования обобщенных знаний Виды знаково - символических действий : замещение, кодирование / декодирование, моделирование умение структурировать знания ; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме ; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности ;
6 Виды УУД ( блоки ) Состав УУД Познавательный блок Общеучебные действия : смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели ; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров ; определение основной и второстепенной информации ; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей ; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации ; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста ; умение составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста ( соответствие теме, жанру, стилю речи и др.). Универсальные логические действия : анализ объектов с целью выделения признаков ( существенных, несущественных ) синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов подведение под понятия, выведение следствий установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений выдвижение гипотез и их обоснование
7 Виды УУД ( блоки ) Состав УУД Познавательный блок Действия постановки и решения проблем : формулирование проблемы ; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативный блок планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия ; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации ; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация ; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера ; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
Каким должно быть содержание математического образования ? 8
9
Решение задач с помощью уравнений 10
11
12
Сложение и вычитание десятичных дробей 13
Сложение и вычитание десятичных дробей 14
Сложение и вычитание десятичных дробей 15
Неполные квадратные уравнения 16
17
Предметно - центрический подход Назначение учебника математики сводится к строгому и последовательному изложению исторически сложившегося математического знания с его адаптацией к возрастным возможностям учащихся. По своей форме такой традиционный учебник выступает как справочник и задачник. При этом обучение математике должно осуществляться средствами самой математики, поскольку математическое знание само по себе обладает необходимым развивающим эффектом. 18
Психодидактический подход Психодидактика – это область педагогики, в рамках которой конструируются содержание, формы и методы обучения, основанные на интеграции психологических, дидактических, методических и предметных ( соответственно определенному учебному предмету ) знаний с приоритетом использования психических закономерностей развития личности в качестве основы организации учебного процесса и образовательной среды в целом 19
20 Как соединить в учебно-методическом комплексе, с одной стороны, изложение точного, стройного, последовательного (нормативного) научного знания и, с другой стороны, решение задачи интеллектуального развития?
Критерии оценки эффективности учебного процесса ? 21 Подготовка учителя математики
Проект « Математика. Психология. Интеллект » ( МПИ ) Руководители проекта: доктор пед. н., проф. Э.Г. Гельфман доктор психол. н., проф. М.А. Холодная В рамках психодидактического подхода разработана « обогащающая модель » обучения математике учащихся 5–9- х классов, обеспечивающая формирование УУД в контексте решения задачи интеллектуального развития и воспитания учащихся 22
5-6 классы Учебная книга Практикум Учебник- навигатор Рабочие тетрадиЭЦР Методическое пособие для учителя 23
24
25
26 Задания практикума разделены на два уровня. Первый уровень способствует закреплению усвоенных понятий и применению их в простейших ситуациях, отработке отдельных шагов алгоритмов соответствующих действий, формированию умения осуществлять самопроверку и т. д. Второй уровень ориентирован на развитие самостоятельности обучающихся, формирование умений работать с информацией, поиск закономерностей, развитие умения обобщать изученный материал, переносить знания в новые ситуации, проявлять творческую инициативу и т. д. Особое внимание уделяется математическому моделированию : описанию реальных ситуаций с помощью числовых и буквенных выражений, уравнений, таблиц, диаграмм и т. д.
27
28
29
Компьютерная поддержка 30
31
Спасибо за внимание ! 32