О современных подходах к образованию 1 Гельфман Эмануила Григорьевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой математики, теории и методики.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формирование Универсальных Учебных Действий. Универсальные учебные действия (УУД) УУД -умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию.
Advertisements

Универсальные учебные действия ( УУД ). Что же такое универсальные учебные действия?
Реализация программы развития школы «Школа социального успеха» Школа при Посольстве России в Турции Подготовила – Попова Е.И. Материалы методического совещания.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной.
Универсальные учебные действия. Сущность деятельностного подхода Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «универсальные учебные.
Формирование УУД Формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности Л.С.Выготский.
Понятие «Универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика к.
Универсальные учебные действия как результат начального образования.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая.
Методическая проблема школы: Урок, как универсальное пространство развития личности ученика.
ФГОС 2 поколения Программа развития универсальных учебных действий Пилюгина Н.А. Учитель начальных классов МОУ «Юркинская ООШ»
О ЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ, МЕТАПРЕДМЕТН ЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования.
Формирование универсальных учебных действий Районный семинар учителей, работающих по УМК «Перспективная начальная школа» Можайский район МОУ СОШ пос. Гидроузел.
Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения Программа развития универсальных учебных действий.
«Организация мониторинга качества образования в 1 классе » Бондаренко Светлана Валентиновна учитель начальных классов МБОУ «Излучинская ОНШ 2»
Возникновение понятия «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития.
Подготовила учитель начальных классов Батищева Г. И.
УУД- ведущий фактор процесса обучения Познавательные универсальные учебные действия.
Транксрипт:

О современных подходах к образованию 1 Гельфман Эмануила Григорьевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой математики, теории и методики обучения математике ТГПУ

Цель обучения - развитие интеллектуальных возможностей учащихся ; формирование умения учиться. 2

3 Виды УУД ( блоки ) Состав УУД Личностный блок Действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом - продуктом учения, побуждающим деятельность, и тем, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, « какое значение, смысл имеет для меня учение », и уметь находить ответ на него. Действие нравственно - этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. Выделение морально - этического содержания событий и действий Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора Нравственно - этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора Самопознание и самоопределение : Построение образа Я ( Я - концепции ), включая самоотношение и самооценку. Формирование идентичности личности. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

4 Виды УУД (блоки)Состав УУД Регулятивный блок целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и в способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта; оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий

5 Виды УУД ( блоки ) Состав УУД Познавательный блок Общеучебные действия : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели ; поиск и выделение необходимой информации ; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств ; знаково - символические действия, включая моделирование ( преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область ); Знаково - символические действия выполняют функции - отображения учебного материала ; - выделения существенного ; - отрыва от конкретных ситуативных значений ; - формирования обобщенных знаний Виды знаково - символических действий : замещение, кодирование / декодирование, моделирование умение структурировать знания ; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме ; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности ;

6 Виды УУД ( блоки ) Состав УУД Познавательный блок Общеучебные действия : смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели ; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров ; определение основной и второстепенной информации ; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально - делового стилей ; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации ; умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста ; умение составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста ( соответствие теме, жанру, стилю речи и др.). Универсальные логические действия : анализ объектов с целью выделения признаков ( существенных, несущественных ) синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов подведение под понятия, выведение следствий установление причинно - следственных связей, построение логической цепи рассуждений выдвижение гипотез и их обоснование

7 Виды УУД ( блоки ) Состав УУД Познавательный блок Действия постановки и решения проблем : формулирование проблемы ; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативный блок планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия ; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации ; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация ; управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера ; умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

Каким должно быть содержание математического образования ? 8

9

Решение задач с помощью уравнений 10

11

12

Сложение и вычитание десятичных дробей 13

Сложение и вычитание десятичных дробей 14

Сложение и вычитание десятичных дробей 15

Неполные квадратные уравнения 16

17

Предметно - центрический подход Назначение учебника математики сводится к строгому и последовательному изложению исторически сложившегося математического знания с его адаптацией к возрастным возможностям учащихся. По своей форме такой традиционный учебник выступает как справочник и задачник. При этом обучение математике должно осуществляться средствами самой математики, поскольку математическое знание само по себе обладает необходимым развивающим эффектом. 18

Психодидактический подход Психодидактика – это область педагогики, в рамках которой конструируются содержание, формы и методы обучения, основанные на интеграции психологических, дидактических, методических и предметных ( соответственно определенному учебному предмету ) знаний с приоритетом использования психических закономерностей развития личности в качестве основы организации учебного процесса и образовательной среды в целом 19

20 Как соединить в учебно-методическом комплексе, с одной стороны, изложение точного, стройного, последовательного (нормативного) научного знания и, с другой стороны, решение задачи интеллектуального развития?

Критерии оценки эффективности учебного процесса ? 21 Подготовка учителя математики

Проект « Математика. Психология. Интеллект » ( МПИ ) Руководители проекта: доктор пед. н., проф. Э.Г. Гельфман доктор психол. н., проф. М.А. Холодная В рамках психодидактического подхода разработана « обогащающая модель » обучения математике учащихся 5–9- х классов, обеспечивающая формирование УУД в контексте решения задачи интеллектуального развития и воспитания учащихся 22

5-6 классы Учебная книга Практикум Учебник- навигатор Рабочие тетрадиЭЦР Методическое пособие для учителя 23

24

25

26 Задания практикума разделены на два уровня. Первый уровень способствует закреплению усвоенных понятий и применению их в простейших ситуациях, отработке отдельных шагов алгоритмов соответствующих действий, формированию умения осуществлять самопроверку и т. д. Второй уровень ориентирован на развитие самостоятельности обучающихся, формирование умений работать с информацией, поиск закономерностей, развитие умения обобщать изученный материал, переносить знания в новые ситуации, проявлять творческую инициативу и т. д. Особое внимание уделяется математическому моделированию : описанию реальных ситуаций с помощью числовых и буквенных выражений, уравнений, таблиц, диаграмм и т. д.

27

28

29

Компьютерная поддержка 30

31

Спасибо за внимание ! 32