От спонтанного к осознанному любопытству: становление субъектности в исследовательской деятельности Алексей Сергеевич Обухов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Возрастно-нормативная модель развития субъектности учащихся в условиях исследовательского обучения Алексей Сергеевич Обухов кандидат психологических наук,
Advertisements

Возрастно-нормативная модель развития субъектности учащихся в условиях исследовательского обучения Алексей Сергеевич Обухов кандидат психологических наук,
Психологическое обеспечение исследовательской и проектной деятельности учащихся Алексей Сергеевич Обухов к.психол.н., профессор, заведующий кафедры психологии.
Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренности Алексей Сергеевич Обухов кандидат психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии.
Образовательная среда и содержание дополнительного образования детей: проблема соответствия Алексей Сергеевич Обухов к.психол.н., профессор, заведующий.
Возрастно-нормативная модель развития исследовательской деятельности учащихся: от дошкольника до студента Алексей Сергеевич Обухов.
ПОВЕДЕНИЕ В научно- педагогической литературе: Образ жизни, совокупность поступков и действий кого- либо. В Педагогической энциклопедии: Реакции и действие.
Мотивы и смыслы учебно-исследовательской деятельности (для руководителей и учащихся) Алексей Сергеевич Обухов к. психол. н., профессор, зав. кафедрой психологии.
Развитие рефлексивного интереса к другому: исследования подростков в области социокультурной психологии и антропологии Алексей Сергеевич Обухов к.психол.н.
Социокультурные детерминанты развития и торможения исследовательского поведения Алексей Сергеевич Обухов.
Применение детского проектирования для формирования субъектной позиции дошкольника МБДОУ « Детский сад 150» Зам. зав. по ВМР Неустроева М. В.
Необходимые условие для совершенствования системы дошкольного образования Целостное представлен ие о ребенке дошкольного возраста. Представление о целостной.
Ребенок- дошкольник объект и субъект воспитания и обучения.
Социальное партнерство. «Образование не есть подготовка к жизни, образование и есть сама жизнь» Джон Дьюи ШКОЛА «Социальное партнерство школы, как условие.
1. Принципиальное различие основного и дополнительного образования детей (внешкольного образования) Специфика и самоценность дополнительного образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Развитие субъектной позиции учащихся на основе системы традиционных Российских ценностей Научно-методический семинар для участников Городской экспериментальной.
Содержание образования как ресурс развития субъектной позиции учащихся Семинар 3 в рамках ГЭП «Развитие субъектной позиции учащихся на основе системы традиционных.
Развитие исследовательской деятельности учащихся Алексей Сергеевич Обухов к. психол. н., доцент кафедры психологии развития, зам. декана по научной работе.
ОСНОВЫ КОНСТРУИРОВАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Транксрипт:

От спонтанного к осознанному любопытству: становление субъектности в исследовательской деятельности Алексей Сергеевич Обухов

Исследование – базовое, универсальное стремление к познанию окружающего мира, других, самого себя… Исследовательский рефлекс – базисное свойство психики, определяющее жизнеспособность живых организмов в поливерсионной среде обитания Исследовательское поведение проявляется спонтанно; его запуск определяется во многом внешними стимулами, изменениями средовых контекстов, а также нарушением гомеостаза.

Исследовательская деятельность базируется на исследовательской активности и исследовательском поведении, но, в отличии от них, является осознанной, целенаправленной, выстраиваемой культурными средствами. Развитие исследовательской деятельности во многом зависит от насыщенности и вариативности реалий бытия человека, а также от того, насколько в социокультурных нормативах заложена ценность исследовательской активности человека во взаимодействии с этими реалиями.

Исследовательская позиция – значимое личностное основание, исходя из которого человек не просто активно реагирует на изменения, происходящие в мире, но ему потребностно искать и находить ранее им неизведанное. проявляется и развивается в ходе реализации исследовательской деятельности.

Основные этапы исследовательской деятельности: ориентировка проблематизация оспособление планирование эмпирия анализ рефлексия

Социокультурная среда: Задает нормы деятельности, средства реализации потребности познания (оспосабливает) Ограничивает познание (противодействие получению знаний) Условия развития – социокультурные, исторически сложившиеся контексты, содействующие (или тормозящие) преобразованию исследовательского поведения в исследовательскую деятельность, задающие нормы и средства осуществления этой деятельности

Субъектная позиция осознанность целенаправленность произвольность самостоятельность (внеситуативность)

Субъектная позиция продуктивность культуросообразность оспособленность коммуникативность отличение себя от себя как деятеля

Принципиально учитывать активность в деятельность преобразуется в ходе присвоения культурных норм культурные нормы не осваиваются вне деятельности существуют сензитивные периоды развития и ЗБР субъектность развивается самим деятелем, а не строится извне свобода выбора субъекта действия в заданных условиях не владеющий нормой не сможет ее целенаправленно транслировать